Н.В. Серебренников
ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА И ДАТИРОВКИ ВОЗЗВАНИЙ ОБ ОТДЕЛЕНИИ СИБИРИ ОТ РОССИИ
Предлагается новая, текстологически обоснованная версия авторства и датировки прокламаций «Сибирским патриотам» и «Патриотам Сибири», появление которых привело к знаменитому делу 1865—1868 гг. о сепаратизме. Акцентируется различие политических взглядов Потанина и Ядринцева в ранний период их деятельности.
Появление воззваний «Сибирским патриотам» и «Патриотам Сибири» стало в истории сибирского общественного движения событием крайней важности: как бы ни оценивать их с точек зрения современника или историка, именно они привели к раскрытию сепаратистской группы и долголетнему заключению Потанина со товарищи и затем к перелому его взглядов на политическое устройство Сибири.
Свою былую фразу: «Когда Бог пришел к мысли, что Сибирь в будущем должна отделиться, Он вызвал меня к существованию», - Потанин позже назвал «политической ересью» [1. Т.6. С. 196], но на следствии заявил, что в воззваниях «немного такого, что не было бы мне обязано своим происхождением» [2. С. 177], и был совершенно прав. В апреле 1862 г. он наставлял Н.С. Щукина: «Теперь время прокламаций...» (подчеркнуто в жандармерии) [3. Т. 1. С. 58]. Письмо ошибочно датируется январем, хотя в нем Потанин критикует программу будущего щукинского журнала и отказывается от сотрудничества, а 22 марта еще ждал ее и был полон планов о совместной работе [3. Т. 1. С. 63,57].
Уже сам 1иЙ между положениями прокламаций и потанинскими воззрениями представляет существенный интерес: Потанин вовсе не был хрестоматийным сепаратистом, как обычно принято думать. Еще в 1860 г. он писал о Сибири, что «русский народ заложил здесь основания для продолжения своей жизни» и соответственно сюда должен сдвинуться «центр тяготения русского государства...» [4]. Соответственно надо верить и потанинским утверждениям во время следствия по делу отделения Сибири от России: «Местный патриотизм не следует смешивать с сепаратизмом. Сепаратизм есть только направление местного патриотизма при известных условиях. Другие условия могут привести его к идее совершенно противу-положной - об единстве. Я употреблял сепаратизм не как цель, а как средство, чтоб воспитывать местный патриотизм. <.. .> Чтоб придать достоинство местному патриотизму, необходимо было присоединить к нему стремление к великому будущему Сибири. <... > При отсутствии возможности участвовать в управлении своей судьбой и высказать своеобразие своего ума и характера, сибирским патриотам оставался единственный исход поддерживать в своей груди жар любви к отчизне идеей о будущей славе Сибири и жить в мире мечты о сепаратизме. Явление этой идеи очень естественно. Это временное направление местного патриотизма может быть отклонено правительством посредством удовлетворения желаний местного населения. Если оно даст свободу местно-патриотической деятельности, которая выразится в учреждении университета, в заботах об колонизации и о просвещении инородцев и народа и в журналистике, если правительство примет на себя покровительство сибирской мануфактуре (в копии: «мануфактуры») и даст Сибири общее и единое для всей провинции самоуправление, которому поручит
надзор за эксплуатацией минеральных богатств сибирской почвы, то удовлетворение желаний Сибири будет полное» [2. С. 222-223].
Искренность его слов подтверждается письмом к Ядринцеву от 1875 г.: «...старое наше дело заключалось в нашем неуменьи отделить две вещи: сепаратизм и любовь к родине; первая - идея преступная с госуд<арственной> точки зрения, вторая не только не преступная, но и в государств<енных> интересах желательная; ибо любовь к родине у сибиряка ведет к сознанию вреда от штрафной колонизации, от ману-ф<актурного> ига и абсентиизма интеллигенции, а стремление устранить этот вред и причины, его производящие, есть стремление к государства нному> единству. Сепаратизм существует в настоящих условиях; Сибирь уединяется штрафной колонизацией, мануф<актурным> игом и абсентиизмом, эти явления порождают рознь между сибиряком и расейцем, между туземными чиновниками и навозом, и пр<очее>. Местные патриоты стремятся уничтожить это, следо-вательнол стремятся к объединению и скреплению связей Сибири с метрополией» [5]. По сути, пропаганда «об отделении Сибири», себе Потаниным поставленная «в нравственную обязанность» [2. С. 176], вполне сочеталась у него с уверенностью, что «расчленение еще не есть распадение», ибо существует общая мощная основа - «духовный багаж, который создан творческим духом русской народности. ...Из этой власти мы никогда не выйдем» [1. Т. 7. С. 257].
Автором прототекста политических посланий, очевидно, утраченного, был Степан Степанович Попов (1830-1896), иркутский неудачливый купец, краевед-историк и поэт местного значения. На рубеже 1862-1863 гг. он сошелся в Петербурге с искровцем Вас.С. Курочкиным и почти распавшимся сибирским студенческим землячеством и, «увлекшись тогдашним движением, составил, может быть, самую циничную прокламацию в свете» [1. Т. 6. С. 204]. Его соавторами по праву могут считаться историк Серафим Серафимович Шашков (1841-1882) и публицист Николай Михайлович Ядрин-цев (1842-1894), коль скоро именно они воззвание «редактировали» [6. С. 325]. Н.С. Щукин утверждал на следствии, что воззвание «сочинил Шашков» [2. С. 158], но затем, опираясь на щаповские стихи (исправленные Потаниным! [2. С. 189]), «высказал, что надеится <8Ю> уличить Щапова в том, что он писал прокломацию <8Ю>» [2. С. 182], а после очной ставки с А.П. Щаповым «совершенно отказался от прежнего своего показания» [2. С. 229] и заявил, что сам сочинил это воззвание «25 февраля сего года», т.е. 1865-го, причем «в то время, когда он сочинял воз<з>вание к Сибирским Патриотам, тогда он знал ужь <8Ю> о существовании другого такового же воз<з>вания под названием «Патриотам Сибири» и заимствовал оттуда общий дух», автором же омского тек-
ста является «или Шашков, или Потанин, но вернее последний», однако вскоре Н.С. Щукин вернулся к показаниям первоначальным [2. С. 243]. Ядринцев назвал возможным автором бывшего студента-математика С.-Петербургского университета Сидорова [2. С. 179,264] (ср. прямое указание на Сидорова [2. С. 164, 239]), которого отыскать не удалось.
Существенно исправив стихи А.П. Щапова и, в частности, неверный термин в строке «Услышь тюремщика воззванье!», Потанин приписал: «Слово Тюремщик дает совсем не тот смысл речи, какой хотел Автор» [2. С. 182], тогда как в изобилующем ошибками иркутском издании читаем: «...следователь-тюрем-
щик дает» и т.д. [3. Т. 1. С. 61]. В.Д. Вегман, не мотивируя сомнение, предположил, что вариант стихов принадлежал не Потанину [7], многие стихи Ядринцева исправлены согласно потанинской редакции (переписка Потанина с Ядринцевым 1872-1873 [3. Тт. 1-2; 9]).
В письме к Т.М. Фарафонтовой от 16 мая 1905 г. Потанин утверждал, что «грубая, вульгарная» прокламация «в лист обыкновенной бумаги» написана Поповым «в Петербурге», а другая, «на листе почтовой бумаги мелкого формата» - вероятно, «в Омске» [3. Т. 5. С. 79]. Уточним, что «столичное» воззвание («Сибирским патриотам») было «на 2х листах большого формата», а «омское» («Патриотам Сибири») - «на двух полулистах» [2. С. 123, 96]. То же Потанин повторил и в мемуарах, упомянув одну прокламацию «небольшую, на почтовом листе малого формата, написанную в скромных выражениях, другую большую, на листе писчей бумаги, исписанном кругом плотным письмом. Эта последняя была написана в циничном тоне, в грубых, бранчивых выражениях» [1. С. 203].
Фразы отнюдь не парламентарные есть в обеих прокламациях, но «большая» и «вульгарная» оказалась в руках уехавшего в Красноярск Шашкова, это - «Сибирским патриотам». Преимущественное влияние Шашкова
«Патриотам Сибири»
В продолжение почти трех столетий в нее <Сибирь> посылались воеводы и губернаторы, которые, по своему произволу управляя ею, обирали и грабили, пытали и мучили, вешали и убивали несчастный народ наш.
Интересы Сибири никогда не соединятся с интересами России...
...обязанность патриотов Сибири - стремиться всеми силами к доставлению народу скорейшего освобождения <...> Теперь настало время этого подготовления!
Вы должны воспитать молодое поколение в любви к своей родине, в надежде на ее освобождение <...> Для этого сближайтесь...
Устроивайте тайные типографии и литографии для свободного слова.
...мы призываем вас, все любящие народ наш, братски соединиться, от Урала до Восточного океана, в одну семью и идти искать свободы народной.
...умрем, благословляя на лучшее будущее народ наш [2. С. 92-95].
здесь ощутимо: это и горькие выкладки о положении инородцев, и нелестное упоминание о Российско-американской компании, о чем как раз в то время он писал обличительные статьи (упоминания о вольной новгородской крови в сибиряках и аракчеевщине тоже в его работах встречаются); надо полагать, вопрос о сибирском университете также попал сюда с подачи Шашкова и Ядринцева. М.В. Шиловский считает, что «оба эти воззвания появились в первой половине 1863 г. в Петербурге»; опираясь на его же расчеты, датировку можно уточнить апрелем-июлем - от указа Александра II от 31 марта о продаже земель в Западной Сибири до рухнувших «Чернышевских» надежд на всероссийское восстание [10. С. 108, 103-104]. Однако исследователь необоснованно решил, что авторство воззвания «Сибирским патриотам» стоит удержать за Поповым, а результатом петербургской редакции стала прокламация «Патриотам Сибири» [10. С. 106, 108], - это сомнительно ввиду преимущественно шашковского воздействия на текст прокламации «Сибирским патриотам»: именно ее и должно так датировать.
Нельзя сбрасывать со счета и свидетельство Потанина, который, опираясь на слова Ядринцева, думал, что воззвание «Патриотам Сибири» возникло в Омске: данная редакция скорее всего принадлежит Ядринцеву. Гр.Н. Усов «показал, что воз<з>вание это было писано Ядринцовым <sic>...» [2. С. 107]. Существовал текст его почерком [2. С. 160, 263-265]. С омского текста сделал список А.Д. Шайтанов [2. С. 181], а по обнаруженному экземпляру, несмотря на мнение Гавр.Н. Усова, что воззвание писано рукою «именно Ядринцова <sic>» [2. С. 101]. Гр.Н. Усов и Ядринцев это отрицали [2. С. 119, 189]. Эксперты «единогласно признали, что почерк, которым написано воз<з>вание, совершенно сходен с почерком Зимина», однако Ф.Я. Зимин «не сознался ни в чем...» [2. С. 282]. За косвенными свидетельствами к Ядринцеву и обратимся.
Тексты Ядринцева Злоупотреблявшие властью воеводы и губернаторы <...> разорили Сибирь своим управлением. Повсеместный грабеж народа, пытки в застенках, бесчеловечные казни, зверские убийства и истязания - вот чем запечатлена мученическая история нашего народа... [11. С. 2]
...российский Либерализм есть забава, а не дело. <...> Влияние Российской Литературы и тут нам портит, и тут втирает такие же фальшивые монеты... [2. С. 116-117] (жандармская копия письма Ядринцева к Гр.Н. Усову). Датируем письмо рубежом 10-20-х чисел марта 1865 г. по упоминанию полемики Потанина с М.Н. Катковым [12] и по задумке «Сибирского сборника», - см.: Письмо Потанинак А.Д. Шайтановуот 19-20 марта 1865 [3. Т. 1. С. 72,74-75].
Наступает время, когда Сибирь должна подумать о своих интересах и своем будущем [13. С. 3].
Пусть всё сибирское общество соединится, чтобы воспитать детей своей родины! На молодом, образованном поколении Сибири сосредоточиваются все наши надежды [Н.С. 4].
Боятся твари Сибирского слова <...> На пиши <sic> мне есть ли у Фединьки литография... [2. С. 117].
Пусть Сибирское общество соединится от Урала до Восточного океана, чтобы создать новую жизнь в Сибири... [13. С. 3]. Vive la mort и да водрузится будущее! [13. С. 1]
Шашков вряд ли на следствии погрешил против истины, заявив, что текст «Патриотам Сибири» мог быть кратким вариантом воззвания «Сибирским пат-
риотам» [2. С. 227]. По фразе Ядринцева: «...прокламации Потанин не мог видеть у меня...» [2. С. 187] - и по показаниям Гр.Н. Усова, что «Ядринцов <8Ю>
же написал прокламацию...» [2. С. 118] - из контекста событий можно понять, что воззвание «Патриотам Сибири» появилось на свет после отъезда Потанина из Омска и, уж во всяком случае, до отъезда Ядрин-цева, т.е. в октябре-ноябре 1864 г.
Странно, что Ядринцев не обмолвился Потанину о существовании прокламации, с которой ознакомил омских друзей, но это говорит лишь о нашем прямолинейном понимании взаимоотношений отцов-основателей областничества. То, что Ядринцев «считал нужным ограничиться одними разговорами», находится в противоречии с резко противо-правительственной тенденцией его писем и подцензурных статей, и если он все-таки «начал охладевать от мальчишеского задора», то это следует приписать влиянию Потанина: «В последнее время я уже более серьезно смотрел на дело. И возгласы, которые выражены в прокламации, я уже считал бездоказательными и хотел обратиться к серьезному изучению края» [2. С. 187], -посвящать старшего друга в пропавший замысел создать тайное общество стало незачем.
В 1908 г. Потанин полагал, как и прежде, что «прокламации, конечно, были написаны исключительно с целью произвести только сенсацию в сибирском обществе. <... > Одно дело написать на знамени только: отмена ссылки, освобождение от экономического порабощения фабричной Москвой и прекращение абсентеизма молодых людей, словом, только перечесть сибирские вопросы, и другое дело - приписать к этим требованиям еще отделение Сибири; совсем иное впечатление: воззвание как будто произнесено более мужественным голосом. На эти рукописные сибирские прокламации ни историк, ни судья не могут смотреть, как на подготовление к отделению Сибири от России; это было подготовление к возбуждению в сибирском обществе критического отношения к положению колонии» [14. С. 271-272], - но это вовсе не значит, что так в 1864 г. думал Ядринцев. Он и позже был убежден, что оно написано «горячо, во вкусе листков, распространившихся в столицах в 60-х годах» [6. С. 323].
Прочитав на следствии начало прокламации (вероятно, той, что изъяли в Иркутске), А.П. Щапов оценил ее как «неосновательную», «глупую» и написанную ввиду «неопытности, недомыслия и недостатка знаний недоразвитых юношей» [2. С. 232,234]. И С. Жидиловский, и А.А. Шилов не сомневались, что прокламация «Патриотам Сибири» - плод работы Ядринцева [15-16]. Потанин же «слышал только» о прокламации в Забайкалье, и хотел достать ее, но никому об этом в Восточную Сибирь не писал» [2. С. 184], - тут информантом быть мог единственно Шашков, отдавший черновик прокламации [2. С. 123] Н.С. Щукину. В руки омских жандармов попала краткая редакция, «ядринцевская», а первую, «шашков-скую», затем изъяли в Иркутске. «Хотя, - как вспоминал Потанин, - комиссии и не удалось выяснить происхождение прокламаций, но она имела право сказать, что ею всё раскрыто. Действительно, ей стала известной до мелочей вся наша деятельность в Сибири и в Петербурге» [1. С. 205]. «...настоящий же автор не был взят <...> да он и не был выдающимся лицом. При следствии он сыграл бы дурную роль» [6. С. 325]. Не обнародовав записки при своей и Попова жизни, Ядринцев опирался на толки о Попове как жандармском сексоте, но здесь не имел право кидать в него камень: «Многие пали ду-
хом...» - писал он [6. С. 325], умалчивая, что сам спустя три недели после начала следствия «чистосердечно сознался и искренно раскаялся во всем, в чем он обвиняется по делу» [2. С. 157].
Как бы поясняя предыдущие слова Ядринцева, Потанин, Попова знавший, писал: «Это был эксцентричный человек, принадлежавший к либеральному кружку купца Андрея Белоголового, вместе с которым он дал деньги на издание газеты «Амур». Про него рассказывали, что он в своей квартире в переднем углу вместо православных икон устроил буддийскую божницу...» [1. С. 204]. Черным пятном на совести Попова лежит то, что автор сепаратистского воззвания написал донос на областников [17], и М.В. Шиловский верно заметил, что Попов оказался «довольно необычным провокатором. В его доносе в конце 1864 г. не был назван ни один иркутянин, связанный с областниками, о которых он безусловно знал...» [10. С. 107]. Хорошо с ним знакомый М.В. Загоскин сообщал, что Попов разорился после общения с редакцией «Искры» и служил в Иркутске совестным судьей, тогда же «был бессменным гласным городской думы в течение 7-8 лет <.. > всегда поддерживал прогрессивную партию» и числился членом-соревнователем авторитетнейшего Русского географического общества [18]. Он, - вспоминал Потанин, - жил «очень бедно и писал либеральные статьи в газете «Сибирь» под псевдонимом «Коренной сибиряк», а закончил сотрудничеством в «Епархиальных ведомостях», пописывая статьи в клерикальном духе» [1. С. 202]. Сколь бы строго Попова ни судить, в истории сибирского самосознания он остался.
К счастью для Шашкова и Ядринцева жандармские текстологи оказались ленивы на сопоставления, и всё-таки оба редактора за причастность к прокламациям отдали тюрьме и ссылке несколько лет: Ядрин-цев - 1865-1873, Шашков - 1865-1874. Он прославился как публицист демократического журнала «Дело» и историк-компилятор, а Ядринцев стал крупнейшим сибирским журналистом и археологом, открывшим уйгурскую столицу Хара Балагасун и столицу Чингиз-хана Каракорум. Более всех пострадал будущий великий сибирский ученый и председатель Сибирского областного совета: взяв на себя вину иде-олога-руководителя, Потанин поплатился годами тюрьмы, каторги и ссылки - 1865-1874.
За год до смерти Шашков заметил о следствии, сколь «желательно было бы, чтобы о нем кто-нибудь рассказал подробно» (Шашков С.С. Курьезное дело [2. С. 21]), однако в своем очерке предпочел держаться показаний, данных в комиссии. Ядринцев же в биографических заметках, перед самоубийством написанных, обошел щекотливые для себя моменты и даже явил себя свидетелем необъективным; о прокламациях мастер умолчаний написал так, будто существовала лишь одна [6. С. 322,325]. Более точны воспоминания Г.Н. Потанина, созданные им на склоне лет, хотя и они не свободны от ошибок.
Рассказ А.Д. Шайтанова сокамерникам, что прокламация «Патриотам Сибири» продавалась в Москве «на немецком языке» [2. С. 164], скорее всего, совершенно неоснователен. Потанин Шайтанову не поверил: «Прокламации не были напечатаны, остались в рукописи, и никто не распространял их... » [14. С. 271].
1. Потанин Г.Н. Воспоминания//Литературное наследство Сибири. Новосибирск, 1983-1986.
2. Дело об отделении Сибири от России. Томск, 2002.
3. Потанин Г.Н. Письма. Иркутск, 1987-1992.
4. Потанин Г. Заметки о Западной Сибири//Русское слово. 1860. № 9. С. 196.
5. Письмо Потанина к Ядринцеву от конца августа 1875//Томский областной краеведческий музей. Оп. 14. Ед. хр. 7. Л. 33.
6. Ядринцев Н.М. К моей автобиографии//Литературное наследство Сибири. Т. 4. Новосибирск, 1979.
7. Вегман В. Эпизод из жизни А. Щапова [По неопубликованным материапам]//Сибирские огни. 1926. № 1-2. С. 143.
8. Потанин Г.Н. Письма к М.Г. Васильевой от 18 февраля и 1 августа 1901 г., 16 января 1904 г.: Научная библиотека Томского гос. университета. Фонд Потанина. № 525, 536, 568. (Автор признателен Н.В. Васенькину и Г.И. Колосовой за возможность ознакомиться с этой перепиской).
9. Ядринцев Н.М. Письма к Г.Н. Потанину. Вып. 1. Красноярск, 1918; ТОКМ. Оп. 14 № 4. Л 10.
10. Шиловский М.В. Об авторстве и времени написания прокламаций «Сибирским патриотам» и «Патриотам Сибири»//Социально-экономические отношения и классовая борьба в Сибири дооктябрьского периода. Новосибирск, 1987.
11 Ядринцев Н. Общественная жизнь в Сибири//Томские губернские ведомости. 1865. 5 февраля. № 5. Часть неофициальная.
12. Заметка Московских Ведомостей о Сибирском Университете//Томские губернские ведомости. 1865. 19 марта. № 11. Часть неофициальная. С. 6).
13. Я... цов Н. Сибирь в 1-е января 1865 года//Томские губернские ведомости. 1865. 8 января. № 1. Часть неофициальная. С. 3.
14. Потанин Г.Н. Нужды Сибири//Сибирь: ее современное состояние и ее нужды. СПб., 1908.
15. Ж-ский С. Николай Михайлович Ядринцев. Краткая биография-характеристика//Сибирский рассвет. 1919. № 9.
16. Ядринцев.. .//Деятели революционного движения в России. Биобиблиографический словарь. Т. 14. 2. М., 1928. Столб. 489-490.
17. Литературное наследство. Т. 67. М., 1959. С. 748.
18. 3-н М. С.С. Попов//Восточное обозрение. 1896. 26 апреля. № 50. С. 3.
Статья предоставлена кафедрой общего литературоведения филологического факультета Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «История» 15 декабря 2002 г.