ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007
*
УДК 195 923 2 О. А. ТРЕЩЕВА
Астраханский государственный университет
ПРОБЛЕМА АКТУАЛИЗАЦИИ АВТОНОМИИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ______________________
Статья посвящена раскрытию психологического понятия «автономия личности», где определяется ее роль в процессе личностно-профессионального развития будущего специалиста. В статье рассматривается связь автономии с самодетерминацией студента и таким понятием как «личностная зрелость». Особое внимание уделено становлению студента как субъекта профессиональной деятельности. Статья может представлять интерес для преподавателей высшей школы, психологов, а также всех, кто интересуется проблемами автономии.
В современном мобильном обществе необходимость человеку быть лишь дисциплинированным исполнителем теряет свою актуальность. Работодатели все чаще и чаще обращают свое пристальное внимание не только на совокупность знаний, умений и профессиональных компетенций кандидата, но и на его личностные качества: на способность ориентироваться в потоке информации, принимать самостоятельные ответственные решения, подходить к работе творчески, выбирать верные способы деятельности из множества существующих и ставить перед собой все новые цели.
Таким образом, современное общество требует от личности таких качеств, как инициативность, ответственность, творческий подход к деятельности, знание своих интересов, что в нашем понимании в совокупности составляет такое понятие как «автономия».
В высшем профессиональном образовании как раз и происходит подготовка будущего специалиста, который, как подразумевается, должен отвечать всем требованиям общества. И учитывая тот факт, что юношеский возраст имеет принципиальное значение для развития личности в целом и является сензитивным в плане социализации, проблема актуализации автономии личности молодого человека требует особого внимания.
Несомненно одной из основных областей жизнедеятельности человека, а также одним из узловых критериев личностного благополучия в целом является самореализация в профессиональной сфере. Однако приобретение профессиональных знаний и навыков часто превращается в самоцель, в ущерб личностному развитию. Л.М. Митина в своих исследованиях подчеркивает мысль о том, что профессиональное развитие неотделимо от личностного. По ее словам, «Я» профессиональное должно быть подчинено «Я» личностному для того, чтобы молодой человек откровенно, без труда выражал свои чувства, эмоции и внутренне развивался [1].
На наш взгляд, эти два направления развития рационально рассматривать в единстве, как интегрированный «блок» двух взаимообуславливающих единиц, и целесообразно называть такое единство личностно-профессиональным развитием. Вслед за А.А. Деркач под личностно-профессиональным развитием мы будем понимать «процесс формирования личности, ориентированной на высокие профес-
сиональные достижения, и ее профессионализма, осуществляемый в саморазвитии, профессиональной деятельности и взаимодействиях» [2].
Как правильно отмечает А.А. Деркач, этот процесс невозможен за рамками саморазвития личности, вне деятельности и ее взаимодействия со средой. Несомненно, что решающими факторами успешной профессиональной самореализации, в первую очередь, является сама личность, её потребности в достижениях, успехе, усилия в саморазвитии и реализации своего личностно-профессионального потенциала [2].
В личностном плане необходимы умение адаптироваться к новым условиям жизни, высокая устойчивость к стрессам, стремление к самореализации, умение брать на себя ответственность за свои поступки и осознанно принимать самостоятельные решения.
В профессиональном плане — способность к осознанию выбора профессии, владение определенными профессиональными умениями и навыками, конкурентоспособность на рынке труда, стремление реализовать себя в профессиональной деятельности.
Оба этих плана в совокупности и составляют сущностную природу автономии личности.
Целью и результатом профессионально-личност ного развития являются такие новообразования, как профессиональная готовность, включающая готовность к деятельности и готовность к саморазвитию, профессиональное сознание и самосознание, формирующее мотивацию специалиста.
Краеугольным камнем профессионально-личнос тного развития студента является создание условий активизирующих способность самостоятельно добывать знания, учиться. Отмеченная способность создает предпосылки мотивированной склонности студента к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, что указывает на наличие в структуре его личности такой характеристики профессионального работника и гармоничной личности, как автономия.
На начальных этапах профессионального образования, т.е. на первом курсе и в первой половине второго, большее внимание уделяется общеобразовательным предметам, нежели профессионально ориентированным. В связи с этим на первый план выступает личностное развитие. В этот период оно является ведущим по отношению к профессиональному, которое
зависит от уровня личностного развития. Уже к третьему курсу ситуация кардинально меняется: теперь в большей мере изучаются собственно специальные дисциплины, и в силу вступает профессиональное развитие, сейчас оно является главенствующим. Но и личностное развитие нельзя сбрасывать со счетов, т.к. развитие личности - процесс непрерывный, только теперь оно обусловлено развитием профессиональных качеств, свойств, навыков, умений и т.п. На последующих стадиях профессионального становления соотношение личностного и профессионального развития снова склоняется в сторону первого. На этом этапе студенты проходят практику, т.е. пробуют себя в качестве консультантов, школьных психологов, таким образом, получают ценнейшую возможность не только отработать, применить и закрепить полученные знания, но, может быть, и переосмыслить выбранную профессию, они действительно начинают осознавать свои мотивы, профессиональные интересы.
Создание внутренних потенций профессионального развития специалиста — результат активного взаимодействия личности с социально-профессионал ьными группами и средствами труда. При этом происходит обогащение психики. Результатом деятельности является не только создание материальных и духовных ценностей, но также и развитие личности.
Автономия в процессе профессиональной подготовки студентов в высшей школе обладает сильным личностно-формирующим потенциалом и может способствовать их профессионально-личностному развитию.
В нашем понимании автономия — это способность человека управлять своим развитием, тесно связанная с самосознанием, гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям с присущей всему этому ответственностью за свой выбор.
Л.М.Митина, сравнивая личностное и профессиональное развитие учителя, отмечает процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, определяет взаимосвязь профессионального развития и личностного, в основе которых лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к творческой самореализации профессионального развития как непрерывного процесса самопроектирования личности [1].
Сегодня в любом учреждение требуются специалисты с хорошо развитыми качествами личности, особенно там, где работа связана с общением. Работодателя интересуют в первую очередь личностные качества претендента, а уже потом его профессиональные знания и навыки. Таким образом, главной задачей вуза должно быть обучение профессиональной грамотности на фоне мощного личностного развития молодых людей, а не наоборот.
Атрибутом, присущим личности, самореализующейся в профессии, является автономия личности. Г. Оллпорт рассматривал автономию личности как значимый мотив, поддерживающий устойчивость в стремлении человека соответствовать внутреннему образу себя и достижению более высокого уровня зрелости и личностного роста [3].
Понятие автономии относится как к процессу личностного развития, так и к его результату; первое отражается в эффекте организмической интеграции, а второе — в интеграции «Я» и самодетерминации поведения. В свою очередь, автономное поведение ведет к большей ассимиляции опыта и повышению связности и структурированности «Я».
Уэмейер выделяет следующие основные компоненты самодетерминации студента:
1. Самовосприятие: мои сильные стороны, сложные задачи, предпочтения, и что я делаю для удовлетворения потребностей.
2. Принятие решений и выбор: какие у меня есть варианты выбора? какие соответствуют моим потребностям?
3. Постановка цели и ее достижение: чего я хочу достигнуть и как это сделаю?
4. Решение проблем, и оценивание: что я должен для этого сделать? как? как я узнаю, что это работает?
5. Отношения с другими: Как я добьюсь того, чтобы учителя и родители доверяли моим решениям? [4]
Студенту необходимо предоставить возможности овладеть навыками в этих областях и применить их на практике.
Педагог также должен:
— перенести часть ответственности и контроля над учебным процессом на плечи студента;
— уважать выбор и мнение студента;
— давать необходимое время на овладение и закрепление материала;
— принимать ошибки и давать время на их исправление;
— хвалить за предпринятые усилия, даже если действия были не очень успешными.
Согласно Мейерс, «поведение можно назвать автономным, только если индивид проявляет соответствующие навыки самоанализа, волеизъявления, мышления и творческого воображения» [5].
Автономия является основанием функционирования, стремления и намерения личности, организуя ее в интегрированном целом, и способствуя самореализации личности в профессиональной сфере.
Автономия означает владение собой, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои действия и чувства, отказ от типов поведения, не относящихся к делу или неуместных «здесь и теперь».
Таким образом, личностная автономия - одна из важнейших характеристик зрелой личности, которая и на внутреннем и на внешнем уровнях характеризуется относительной независимостью от внешних факторов. Количественной мерой автономии является то, в какой степени личность живет в согласии со своим истинным «Я». Личность можно назвать автономной, когда она действует как субъект, исходя из глубинного ощущения себя.
Мы не можем не обратить внимание на тот факт, что необходимым при организации процесса подготовки специалистов является перевод студента из объекта в субъект деятельности по овладению профессией и формированию своей личности, а также способствование формированию психологической готовности студентов, которая подразумевает чувство личностной значимости профессиональной деятельности, готовность принятия ответственности, готовность к межличностному общению, потребность в самоактуализации и самосовершенствовании. В этом случае создается основа для сочетания общей и профессиональной культуры личности, для ее подготовки в соответствии с личностными интересами и потребностями общества.
Вместе с тем необходимо отметить, что в качестве субъекта человек выступает лишь тогда, когда является творцом своей истории, вершителем жизненного пути: инициирующего и осуществляющего «изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды спе-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007
*
цифической активности - творческой, нравственной, свободной» [6].
Становление студента как субъекта профессиональной деятельности происходит в процессе интери-оризации внешних регуляторов (профессиональных норм, принципов) во внутриличностный план, в результате чего формируется система профессиональных ценностных ориентаций и субъектная позиция будущего специалиста, как система его взглядов и установок в отношении собственного личностного и профессионального саморазвития.
Профессиональная самореализация личности проходит по 3-м ступеням:
1) профессиональное самоопределение (выбор вида и направленности деятельности),
2) становление в избранной профессии,
3) профессиональный рост и развитие профессиональной компетентности.
Ступень профессионального роста содержит развитие профессиональной компетентности и последующую адаптацию профессии к себе, а не себя к профессии. Со степенью и ходом самореализации личности связано такое понятие как «личностная зрелость», которое в особенности немаловажно в профессиональной области. Достижение социальной зрелости можно считать самым решающим новообразованием юношеского возраста, под этим понятием понимается не только возможность выполнения социальных обязанностей, но и принятие ответственности за свои поступки и решения. Для достижения социальной зрелости необходимо разрешить проблему личностного самоопределения, что является основной задачей развития в юности.
Только зрелая личность может осмысленно сделать правильный выбор профессии. А.П. Чернявская отмечает автономность как один из параметров зрелости при выборе профессии. Она полагает, что «Человек должен принимать самостоятельное решение, а не навязанное извне» [7].
Здесь хотелось бы отметить, что хотя термины «самостоятельность» и «автономность/автономия» часто используются как синонимы, на наш взгляд они не тождественны. Сущность самостоятельности заключается в способности действовать без сторонней помощи, без внешнего контроля, например, независимость в выборе средств и способов деятельности, направленной на решение установленной извне задачи, тогда как автономия всегда подразумевает постановку целей самим субъектом, исходя из его собственных интересов. По мнению А.П. Чернявской, это возможно при наличии:
— своих целей, инициативы и активности;
— знаний и навыков в области профессии;
— ориентации на успех;
— опыта решения жизненных проблем (опыта по планированию своих поступков, общих дел, своего времени и т. д.);
— умения прогнозировать профессиональный рост;
— умения принимать компромиссные решения между своими желаниями и возможностями. [7]
В процессе становления профессионала, увеличения масштаба личности субъект все более выступает фактором своего развития, изменения, преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами.
Анализ вопроса самореализации в профессиональной сфере жизнедеятельности с точки зрения человека интегративного, развивающегося и инициативного, по Б.Г. Ананьеву, дает новые возможности для ее изуче-
ния, при этом на первый план выходит саморазвитие личности, на наш взгляд, возможное лишь в условиях, благоприятствующих развитию автономии [8].
Одним из благоприятных условий развития автономии является наличие среды, поощряющей автономию. Автономия не в коем случае не требует отстранения от других людей. Личность, связанная с другими может быть автономной, за исключением случаев, когда эти связи порабощают и не могут быть прекращены.
В юношеском возрасте социокультурный контекст оказывает влияние на процессы формирования образа мира, на характер сенсорных эталонов, перцептивных единиц восприятия, схем памяти — вплоть до общего стиля поведения и деятельности. Поэтому программы обучения специалистов должны быть наполнены культурными и историческими контекстами и параллелями.
Среди ведущих факторов формирования культуры студента следует подчеркнуть главный — фактор, раскрывающий отношение формирования профессиональной культуры и степени развития профессиональной свободы личности, ее творческой самореализации.
Психологическая культура является не только следствием свободы личности, но и фундаментом, необходимой предпосылкой развития способности личности к творческой избирательной активности, которая определяется как внешними условиями, так и внутренними потребностями личности.
Из всего выше сказанного следует, что быть автономным в плане личностного развития, тем самым, означает быть самоинициируемой и саморегулируемой личностью, в отличие от ситуаций принуждения и соблазнения, когда действия не вытекают из глубинного «Я». А в плане профессионального развития - сознательно корректировать свою профессиональную биографию с учетом повышения эффективности, заниматься саморазвитием, самосовершенствованием.
Библиографический список
1. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях/ Л.М. Митина // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С.45-48.
2. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Книга 2.Акмеологические основы управленческой деятельности. - М., РАГС, 2000.— 534 с.
3. Оллпорт Г. Становление личности: избранные труды/ Г. Оллпорт. — М.: Смысл, 2002. — 462 с.
4. Wehmeyer, M. L., Schalock, R. L. Self-determination and quality of life: Implications for special education services and supports. /M. L. Wehmeyer, R. L. Schalock // Focus on Exceptional Children. - 2001. - № 33 (8), P.1-16.
5. Meyers D.T. Personal Autonomy and the Paradox of Feminine Socialization / D.T. Meyers // Journal of Philosophy. -1987. - № 84. - P.619-628.
6. Брушлинский А.В. Психология субъекта / А.В. Брушлин-ский; Под ред. В.В.Знакова. — М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2003. — 272 с.
7. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации/ А.П. Чернявская. — М.: Владос, 2004. — 96с.
8. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания/ Б.Г. Ананьев; Под ред. А.А. Бодалева. — Москва-Воронеж, 1996. — 384 с.
ТРЕЩЕВА Ольга Александровна, аспирант.
Дата поступления статьи в редакцию: 21.12.2006 г. © Трещева О.А.