О. С. Шкуротенко
ПРИЗНАКИ АЛЕКСИТИМИИ БЕРЕМЕННОСТИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ НОВОРОЖДЕННОГО
Эмоциональная зрелость — это способность матери конгруэнтно выражать свои чувства по отношению к своему неродившемуся ребенку, понимать эти чувства, проявлять при невербальном общении с ним, уважать и безоценочно соглашаться с чувствами других людей. Данная компетентность относится к эмоциональному уровню организации личности и готовности к материнству.
Повышение уровня «эмоционального» интеллекта — это прежде всего умение понимать собственные чувства, что означает не сдерживание эмоциональных проявлений, а умение цивилизовано их выражать.
В широком смысле, к эмоциональной зрелости относится способность к познанию, пониманию эмоций и управлению ими; имеются в виду собственные эмоции беременной женщины, будущей матери.
Исследование и глубокий анализ психологических особенностей личности беременной женщины, которые мешают ей выстраивать позитивное эмоциональное пространство с ребенком, позволили выявить тип алекситимической беременности [1, с. 2], являющийся определяющим фактором риска развития осложнений матери и новорожденного в первые дни внеутробной жизни.
Умение распознать и реализовывать собственные чувства формирует у будущей матери доверие к себе и миру, а также любовь к собственному ребенку задолго до его рождения.
Пренатальная стадия жизни — первый и наиболее ответственный период человеческого существования. На этой стадии развивающий организм наиболее подвержен влиянию неблагоприятных биологических, психологических факторов.
Они способны вызывать в развитии детей отклонения разной степени выраженности: от глубоких поражений центральной нервной системы до принейтов (психологических травм) с актуальными соматическими характеристиками новорожденного. Решение этих проблем требует комплексного подхода: использования медицинских и психологических методов профилактики, обеспечения безопасности матери и ребенка, что предполагает интеграцию медицинских и психологических знаний, в частности перинатальной психологии.
Внутренняя позиция самого человека дает возможность личности самой делать выбор и взять на себя ответственность за свое решение. Внутренняя позиция беременной женщины определяется по ее готовности к материнству.
Эта готовность формируется в прямой зависимости от ее личностных особенностей, врожденных способностей к материнству, от всего комплекса взаимодействующих с ней социальных условий.
Алекситимический тип личности беременной женщины — это та особенность, через призму которой женщине чрезвычайно сложно определить для себя внутреннюю позицию «матери» при всем богатстве ее позитивных возможностей. Таким образом, исследование признаков алекситимии у беременных крайне перспективно.
© О. С. Шкуротенко, 2010
Цель данного исследования — на основании изучения психологических особенностей беременности установить сравнительные значения, информативные для оценки течения беременности и физиологических параметров новорожденного.
Задачи:
1. Изучить психологические особенности личности беременной, отрицательно влияющие на мотивационную и эмоциональную сферу в период вынашивания с помощью клинико-психологических и экспериментально-психологических методов.
2. Исследовать динамику психологических характеристик личности в течении беременности.
3. Исследовать ранний послеродовый период, стадии импринтинга и физиологические параметры новорожденного.
4. Провести статистическую обработку материала для выявления психологических признаков, наиболее тесно связанных с психофизиологическими показателями новорожденного.
5. Оценить эффективность психопрофилактической работы у обследованных женщин.
Объекты исследования — беременность, перенатальная стадия жизни, последовый период родов, ранний послеродовый период во время которых у женщины формируется «материнская доминанта», «доминанта родов, вскармливания» способная обеспечить врожденную потребность ребенка в физической и эмоциональной близости. Выявленный алекситимический радикал на ранних сроках беременности дает возможность не только установить причины разрыва эмоциональной связи с неродившимся ребенком в период беременности, но с помощью методов психопрофилактики влиять на восстановление этих связей в раннем последовом периоде, и адаптацию новорожденного к условиям внеутробной жизни.
В исследовании принимали участие 157 женщин на разных сроках беременности (от 19 до 32 недель), возраст женщин — от 18 лет до 41 года, количество первородящих составило 118 человек, повторные роды — у 39 человек. Исследование проводилось на базе родильного дома городской клинической больницы № 2 им. В. В. Баныкина г. Тольятти.
Распределение женщин по возрасту, срокам беременности, количеству родов представлены в табл. 1.
Таблица 1. Распределение женщин по возрасту, срокам беременности, количеству родов
Возраст Вся группа «ВГ» п = 157 1 триместр п = 7 2 триместр п = 89 3 триместр п = 61 Роды первые п = 110 Роды повторные п = 47
До 20 лет 30 (19,1%) 7(100%) 23 (25,8%) - 30 (27,2%) -
От 21 до 30 лет 69(43,9%) — 50 (56,1%) 19 (31,1%) 50 (45,45%) 19 (40%)
От 31 до 41 года 58(36,9%) 16(17,97%) 42(68,85%) 30(27,2%) 28(59,57%)
Всего 157 (100%) 7 (100%) 89 (100%) 61 (100%) 110 (100%) 47 (100%)
Основную группу составили женщины без выраженной патологии беременности. Всем женщинам было предложено добровольно пройти психодиагностическое исследование для оценки психоэмоционального состояния беременности, готовности к материнству, родам, вскармливанию новорожденных.
Показатели этих исследований были включены в статистическую обработку.
Согласно теории психологии отношений В.Н. Мясищева (1960), мы рассматриваем беременность через призму единства организма и личности, так как личность есть динамическая система отношений.
В ходе исследования были выделены две группы женщин: те, чьи количественные и качественные показатели позволили нам отнести их к группе повышенного риска развития психосоматических осложнений матери в период беременности, и психосоматических осложнений новорожденного в раннем послеродовом периоде, а также те, у которых риск возникновения психосоматических осложнений минимален.
Количественная шкала оценки формирования доминанты беременности, родов, вскармливания позволяет в стандартной форме описать и регистрировать все основные нервно-психические проявления с учетом степени их выраженности.
Количественные показатели оценки состояния беременных представлены в баллах (табл. 2).
Таблица 2. Количественные показатели выраженности симптомов в баллах
№ Клинико-психологический симптомокомплекс Количество баллов Число женщин «ВГ» п=157
1. Уровень алекситимии
а) признаки алекситимии беременности 74 > ±1,3 90(57,3%)
б) отсутствие признаков алекситимии 59 < ±1,3 67(42,6%)
2. Психосоматический блок
а) нервно-психическое состояние 9 > 127 (80,89%)
4< 43 (27,4%)
б) соматическое здоровье 9> 109 (69,4%)
6< 55 (35%)
в) социальное положение 6> 89 (56,7%)
6< 14 (8,9%)
г) отношение к ребенку 5> 122 (77,7%)
2< 51 (32, 4%)
3. Доминанта
а) беременности 1 79 (50,3%)
5 86 (54,7%)
б) родов 2 117 (74,5%)
5 98(62,4%)
в) вскармливания 2 115(73,2%)
5 127(80,89%)
4. Госпитальная шкала 11А1)Я
Тревога 0-7 < 56 (35,6%)
0-11 > 78 (49,6%)
Депрессия 0-7 < 105 (66,8%)
0-11 > 129 (82,1%)
Качественный анализ способствует более глубокому пониманию отрицательных эмоций в беременности, усиливающих страхи предстоящих родов, вызывая затруднение в вербальном взаимодействии диады «мать — дитя», а также оказывающих отрицательное влияние на формирование материнской доминаты и доминанты вскармливания.
В ходе исследования особое внимание уделялось группам женщин с высоким риском развития психосоматических осложнений (наличие признаков алекситимии беременности) и тех, у кого признаки алекситимии отсутствуют.
Сравнительный анализ качественных показателей выраженности симптомов двух групп женщин представлен в табл. 3.
Таблица 3. Качественные сравнительные показатели выраженности симптомов
двух групп женщин
№ Показатели выраженности симптомокомплекса Алекситимический радикал беременности: 1 группа п = 90 Неалекситимический радикал беременности: 2 группа п = 67
1. Уровень алекситимии Высокий (74>) 90 (100%)
Низкий (63 <) - 67 (100%)
2. Психосоматический блок нервно-психическое состояние 89 (98,8%) 2 (2, 98%)
соматический статус 87 (96,6%) 14 (20,9%)
социальный статус 54 (60%) -
отношение к ребенку 87 (96,6%) 12 (17,9%)
3. Доминанта по типу ПКГД Оптимальный 59(88%)
Г ипогнозический - -
Эйфорический 4 (4,4%) 1 (1,5%)
Тревожный 45 (50%) 7 (10,4%)
Депрессивный 41 (45,5%) -
4. Тревога 65 (72,2%) 2 (2,98%)
Депрессия 24 (26,6%) -
Тревожно-депрессивный синдром 67 (74,4%) -
5. Первичная стадия импринтинга - 61 (91%)
Ведущими симптомами у 1-й группы женщин были высокий уровень алекситимии, высокая степень выраженности нервно-психических проявлений 89(98,8%), соматических жалоб 87(96,6%), тревожно-депрессивный синдром 67(74,4%), тревожный тип ПК-ГД к предстоящим обязанностям матери 45(50%), отсутствие первичной стадии имприн-тинга в раннем послеродовом периоде [2, с. 8].
Как известно, мать — синхронизатор биоритмов новорожденного (Г. Брехман, 2000). Ипринтинг (от анг. Imprint — оставлять след, запечетлевать, печатать) — запечатление в памяти новорожденного отличительных черт воздействующих на него жизненно важных объектов. Для перинатального импринтинга чрезвычайно важно создание оптимальных условий сразу после рождения: как можно более ранний контакт между матерью и ребенком, оптимально — «кожа к коже», прикладывание к груди в первые полчаса после родов, «запечатление» образа матери.
В родах ребенок испытывает нарастающую гипоксию во время схваток, большие физические нагрузки («болевой стресс») при изгнании его из утробы матери, прохождению по родовым путям (например, при головном предлежании в момент схваток давление на 1 см2 позвоночника в поперечнике достигает 120 кг и более). Состояние его в момент схваток сравнивают с состоянием ныряльщика при погружении в воду. После рождения условия жизни ребенка радикально меняются. Он попадает в совершенно другую окружающую среду («экологический — психофизиологический» стресс), где значительно понижена температура по сравнению с внутриматочной («температурный стресс»), начинает испытывать действие гравитации («гравитационный стресс»), на него оказывает воздействие масса зрительных, тактильных, звуковых, вестибулярных и других раздражителей («сенсорный стресс»), ему необходим иной тип дыхания («оксидантный стресс») и способ получения питательных веществ («пищевой стресс»), что сопровождается изменениями практически во всех функциональных системах организма.
Мы обнаружили, что чем больше выраженность личностных изменений беременной
женщины, алекситимический радикал, тем вероятнее развитие пограничных состояний у новорожденного в период адаптации к условиям внеутробной жизни.
Следует отметить, что не все пограничные состояния развиваются у каждого ребенка. Многие реакции, не имеющие клинических проявлений, тем не менее, предрасполагают к определенным патологическим и психосоматическим процессам.
Окончание периода новорожденности (адаптации к условиям внеутробной жизни) определяется исчезновением пограничных (транзиторных, адаптивных) состояний. Длительность периода адаптации у разных детей различна — от 2,5 до 3,5 недель, у недоношенных — более. Поэтому при анализе полученных результатов учитывались и физиологические параметры новорожденного при рождении — вес, рост, шкала Ап-гар, системы внешнего дыхания (рефлекторный крик при рождении), системы пищеварения (транзиторная потеря первоначальной массы тела новорожденного).
Данные наблюдения адаптивных состояний новорожденного в первые дни внеутроб-ной жизни представлены в табл. 4.
Таблица 4. Адаптивные состояния новорожденного в первые дни внеутробной жизни
Сведения о новорожденных Группа 1 (алексе-тимический радикал беременности) га = 90 Группа 2 (неалек-сетимический радикал) га = 67 Контрольная группа га = 69
Средняя масса тела, грамм 3101,9 ± 49,6 3549,3 ±51,9 3098,8 ± 56,8
Средний рост, см 49,9 ±0,3 52,7 ±0,3 51,1 ±0,3
Средняя оценка по Апгар на 1 мин., баллы 6,39 ±0,2 7,45 ±0,5 6,27 ±0,1
Средняя оценка по Апгар на 5 мин 7,27±0,1 8,3±0,1 7,22 ±0,1
ЦНС переходные процессы % к общему числу 21,7 ± 0,1 87,5 ±0,1 8,9 ± 0,1
СВД (рефлекторный крик при рождении) 56 (62,2%) 59 (88%) 17 (24,6%)
МУМТ (потеря первоначальной массы тела на 3 сутки жизни, %) 1 степень < 6% 2 степень 6—10% 3 степень > 10% 5 (5,5%) 27 (30%) 58 (64,4%) 50 (74,6%) 17 (25,3%) 27 (39,1%) 39 (56,5%) 2 (2,89%)
Заключение
Представленные данные показывают, что между матерью и неродившимся ребенком, существует эмоциональная связь, и ребенок чутко реагирует на изменения эмоционального состояния матери не только во время вынашивания, но и в период адаптации его к условиям внеутробной жизни, в стадии импринтинга, физиологическими изменениями (рост, вес, чсс), психосоматическими проявлениями (МУМТ, шкала Апгар, СВД) [3, с. 12]. Признаки алекситимической беременности являются фактором риска развития соматических отклонений новорожденного, что, как следствие, вызывает нарушения адаптивных механизмов в период внеутробной жизни. Ранняя диагностика и профилактика выявленных психологических особенностей матери, нарушающих ее позитивное взаимодействие с ребенком в период беременности, помогают избежать осложнений в родах, а также влияют на доминанту вскармливания в первые дни жизни ребенка. Эмоциональное восприятие и функционирование внутриутробной памяти новорожденного имеет прямую зависимость от психологических особенностей матери
и влияет на механизмы адаптации в первые дни внеутробной жизни. Ребенок после рождения продолжает использовать информацию, накопленную им в период перенатальной жизни, что проявляется в его мышлении и поведении. Этот опыт влияет на формирование структуры мозга, основы личности и эмоциональности. Меняя свой взгляд на плод и корректируя свое отношение к еще неродившемуся ребенку, мы приобретаем уникальную возможность для первичной профилактики у него соматических, психологических, физиологических и социальных расстройств. Таким образом, к условиям, обеспечивающим формирование психологического здоровья, следует отнести когнитивный, эмоциональный, поведенческий аспекты взаимодействия матери и ребенка в перинатальный период.
Примечания
1. Признаки алекситимии беременности — это неспособность женщины распознавать и описать собственные чувства к ребенку в период вынашивания и как следствие — трудность в невербальной их передаче.
2. ПКГД — профиль гистационной доминанты.
3. МУМТ — максимальная убыль массы тела.
4. Шкала Апгар оценки состояния здоровья ребенка при рождении.
Литература
1. Брехман Г. И., Федор-Фрайнберг П. Г. Феномен насилия от домашнего до глобального. СПб., 2005.
2. Гарбузов В. И. Концепция инстинктов и психосоматическая патология. СПб., 1999.
3. Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. М., 1998. 368 с.
4. Оден М. Возрожденные роды. М., 1994.
Статья поступила в редакцию 14 апреля 2010 г.