Научная статья на тему 'Мастерская «Классификация» по теме «Прямоугольный параллелепипед»'

Мастерская «Классификация» по теме «Прямоугольный параллелепипед» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
330
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УУД / КЛАССИФИКАЦИЯ / ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Никонова Наталья Владимировна

Автор предлагает разработку урока с применением элементов технологии «Французская мастерская» по теме: «Прямоугольный параллелепипед». Урок направлен на формирование универсального учебного действия, относящегося к познавательным УУД: классификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мастерская «Классификация» по теме «Прямоугольный параллелепипед»»

МАСТЕР-КЛАСС

J

Никонова Наталья Владимировна

учитель математики МБОУ СОШ № 1 г. Богородск, Нижегородская область E-mail: [email protected]

МАСТЕРСКАЯ «КЛАССИФИКАЦИЯ»

ПО ТЕМЕ «ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД»

Ц____________________________________________г

Аннотация. Автор предлагает разработку урока с применением элементов технологии «Французская мастерская» по теме: «Прямоугольный параллелепипед». Урок направлен на формирование универсального учебного действия, относящегося к познавательным УУД: классификация.

Ключевые слова: УУД, классификация, прямоугольный параллелепипед.

Педагогическая цель: Организовать учебно-познавательную деятельность учеников на уроке,

которая позволит им

- научиться универсальному учебному действию, относящемуся к познавательным УУД: классификация;

- осознать особенности формы представления новой фигуры - прямоугольного параллелепипеда, его элементов через классификацию объектов;

- научиться осмысливать свои действия, намечать сферу их применения

Ожидаемые результаты: По окончании урока учащиеся:

умеют осуществлять классификацию предметов, чисел, объемных фигур, умеют узнавать прямоугольный параллелепипед из ряда предложенных, находить его элементы

понимают как подвести объект под данное понятие, умеют устанавливать связи данного объекта с другими, ранее изученными, приводить примеры из жизни, применять в стандартных ситуациях.

знают о существовании объемных фигур (в частности, о прямоугольном параллелепипеде,кубе)

индивидуальная работа; работа в парах; коллективная работа; групповая работа

Оборудование: Печатный листок (с заданиями из Рабочей тетради «Математика» 5 класс

авт. Григорьева Т. П.); словари (энциклопедические, толковые); презентация по теме урока; листы ватмана, карандаши; раздаточный материал

Формы организации -

познавательной деятельности: -

74

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

Ход мастерской

У Индуктор (этап схватывания)

Учитель: - Окружающие нас объекты можно систематизировать различными спо-

Зтдтнин 1 сокнми

- РассмодриидкартиндиСкнжите, сто итобрижеин на них, испнньзню тннько 3 слова.

- Какиеиз картиноквы соотнесли к слову «животные», «одежда», «еда»?

Задание 2 (на печатном листе даны группы чисел)

1 группа 4,8,12,16,20, 2 группа 3,7,11,15,19, 3 группа 2,6,10,14,18, 4 группа 1,5,9,13,17,

- Проследите, как изменяются числа в каждой группе, и продолжите каждый из рядов, вписав еще 3 числа.

- Какие числа вы дописали в 1 группу (во 2, 3, 4)

-Чтопредставляютсобой числа4-хгрупп?(натуральныечисла)

- Существует ли такое число, которое включено сразу в 2 группы? (нет)

- Итак, числа всех 4-х групп образуют:

1) множествонатуральныхчисел;

2) причем никакие 2-е группы не имеют общих чисел. В данном случае говорят, что все натуральные числа проклассифицированы.

- Рассмотрите слово «Классификация». Произнесите его. Что вы чувствуете? Какие ассоциации возникают у вас? (порядок, система, схема, группа, класс, закономерность, признак, объекты, предметы).

-Изкакихдействий состоит классификация?

(слушаем варианты детей и записываемна доскеассоциации,повторяем действия)

Муниципальное образование:книткацои иэдспи^звент №1, к014

75

МАС ТЕР-КЛАСС

II. Самоконструкция

III. Социализация

IV. Корректировка

V. Организующее звено

- Использую вашиассоцр-циисоставьте осредоление термина «классификация». Запишк^^его оа печернпм лбсоа. Г^р^^'^'^ь^тооррооелроеа в группе, выберите наиболее точное на ваш взгляд.

(Слушаем по желанию)

- Найдите всловарях, лежащих на ваших столах,научное определение слова классификация, прочтите его.

- Дополните свое определение научной информацией.

- Прочитайте, что у вас получилось.

Рассмотрите следующие классификации натуральных чисел.

1 вариант:

2 вариант:

3 вариант:

4 вариант:

Ответ:

Образец:

5, 10, 1С, 00.

1,6, 11, .6,

Р, 0, 12, 17,

3, 8, 13, 18,

4, 9, 14, 19,

вариант.

- Почему вы выбрали 3 вариант?

Проклассифицииасор раедоющоас^ъеары пелброзцу

Понятия: дуб, рпстлнио,япень ,децило, куссарги к, малина, смо|эодина

Заданияпо группам: 1 группа

Пумкассифиуиууйте следующие ибъекты

4102.01 n а _! хл 40

9 8 У 20 У Т 24 20 40

2 группа

3 группа

Проклассифицируйтеследующиеобъекты 8, 12,7,ТИ,Т0Т, ПТ2,!^;Т8,;^19,ИН1

Проклассифицируйте следующие объекты

76

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

4 группа

Проклассифицируйте следующие объекты

(Ученики работают по группам

По окончании работы 2 ученика представляют результаты на магнитной доске).

Учитель спрашивает:«Расскажите, как вы это делаете?»

VI. Этап деконструкции (прозрения)

Рассмотритерисунки.Чтоихобъединяет? (форма)

-Какой формы предметы изображенные на рисунке? (формы прямоугольного параллелепипеда)

- Название «параллелепипед» произошло от греческих слов «параллелос», что буквально означает «идущий рядом» и «эпидос» - «плоскость»

-Что вы знаете об этой фигуре? (ничего)

-Так какая встает перед нами учебная задача? (Изучить, узнать, что это за фигура, каковы ее элементы)

Какая тема нашего урока? (прямоугольный параллелепипед)

Перед вами на столе лежат модели прямоугольных параллелепипедов. Возьмите их в руки. Рассмотрите. Исследуйте, т.е. обнаружьте путем измерения, наблюдения, подсчета как можно больше свойств этой фигуры. Обсудите в парах результаты вашей работы. Дополните, если понадобиться, свой список свойств теми, которые заметили ваши одноклассники.

(ребята работают, по окончании зачитывают по желанию)

Диалог Прочитайте диалог героев музьтфильма «Шрек» по ролям. Из диалога узнайте как можно

больше об элементах прямоугольного параллелепипеда.

Муниципальное образование: инновациииэксперимент №1, 2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

77

МАСТЕР-КЛАСС

Ослик Посмотрите, этт фз1еаа1 имоюн oшaaнкорyюЖ?рму

Шрек р нм научное назеанее прямоуголяный параллелепипед. Онр отличается от других фигур тем, что не плоская, а объемная.

Кот Значит, нарисовать ее труооте, чем простой прямсагорьезр зли кншнееа.

Шр>е к Это потому, что у параллелерипкда есть не ттоекз длина т ш ирина но и высота, е назывзюевр зеи шгеазмерения.

Ослик А если я захочу посмотреть на него с разных сторон, что я увижу?

Шрек Ты увидишь прямоугольники. Это его грани.

Кот А если у параллелепипедал:е грани нвадрамныев

Шрек Тогда у него и имя другое, он ннпываетнр иубом.

Ослик А как называются длинные отрепми, егрииичииающии фаииИ

Шрек Они назыазызее рнбрами, а вее рeCaaмaкиотиирФМиa вершинами.

Задание

Заполнитепропуски

Упрямоугольного параллелепипеда:

Вершин__________________

Ребер___________________

Граней__________________

Измерения:______________

Вопросы

(сопровождаются презрнтацееЗ

Воззм ите рнрвз модели и,геяде та яее, ттгнтета на ЕРпро сер

1. С|^тер^о ребер выттдит ре ндоей недшитЕ1н (3)

2. Какими фигурами яияютмягрдмиТ С^Р^ям^^о^я^нт^^реС

3. Скялокя пан резтоз r|Da^^ti е г^деро^^го/^тж^ги^е^^тлелепипеда? (3) М. Рдк яти рзс^енлож^тн1 но зтмашраню рорг да^Р (оашрнтев)

К. Рдк бы вы ие нлзвапин (пмзтрдомтле>знемри)

6. Сколько граней имеют оещрю всншнеуа (3)

з. Скялвкя гез1^^Н| ^с^риржаг одно а тожв явнЕс^е р)

8. Как бы вы назвали эти фанм? (сааерзве)

VII Пттешестпте по нрвым наламрннлетого р вообпажаемего мирт

- Ртераоенивр ндерующае кмрсзвфакюаим

- Какой принцип является основным для каждой классификации (рав енство измерений)

-Сформулируйтеопределение и/ба

Кубом называется..........., у которого..........

- Даны классификации прямоугольных параллелепипедов. Кнкая яп мод елей в даннпйедессифибабии лишняя. Обвединдмер лишней модели. Запиши при-знакклассификации.

Расскажите в парах, (друг другу), как вы выполнили действие классификации?

78

/ШyЕмрмлaнгЕoесблuкшвФвaю:aмаoaaцрaиэссрepиcвнЕ N61, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

VIII. Этап созидания

Работав группах (время 7-10 минут)

1.

2.

3.

4.

IX. Социализация

X. Рефлексия

XI. Социализация XI /.Задание на дом

Составь: группа рисунок группасхему группавопросы группа кроссворд

для своих одноклассников, которыми он может воспользоваться при ответена вопрос«Что такое прямоугольный параллелепипед»?

1-2 ребенка (по желанию) озвучивают работу. Работы вывешиваются Каковабыла теманашегоурока?

Чтомыхотелинаучитьсяделать?

Чемумына-учились?

Чтомыпланировалиузнать?

На все липоставленныевопросыответили?

Каковынашипланына будущее?

Поделитесьмыслямиоб уроке.Закончитепредложение.

Я научился...

Я узнал...

Япочувствовал...

Яувидел...

Язаметил,что...

Мне интересно...

Мнепонравилось...

Яоткрыл...

Детипо желаниючитаютиндивидуальную рефлексию

1. Зздача

Заяц дпросил у волка: « Что бдльше: один метр кубический или одан о1 чтд обадракуу|Л? и

«Кбненло ли, млтр доблчтаклТ!»- ноиадумываясь, отве-аил ачт.

Атыкачдумаемь?

2. Сот«н??не.Ноп«шн: лдчннеадт-миаитлюру (сказку, нтнх) чдннмх «10чимолголчлыд аа°тллелепипед

3. Расккхжи, дао аы наунилмя делатьна уроке

Литература

1. Педагогические мастерские Франция - Россия. / Под ред. Э. С. Соколовой. М.: Новая школа,1997.

2. Окунев А. А. «Как учить не уча». СПб: Питер Пресс, 1996.

3. Окунев А. А. Урок? Мастерская? Или. М.: Просвещение, 2001.

4. Окунев А. А. Развитие и реализация философско-педагогических идей французской группы «Новое образование» (ОБЕК) в опыте современной школы России».

Муниципальное образолание: иннодации иэкшлеримддо № 1«2ДП4

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.