Научная статья на тему 'Привлекательность мягкой силы и способы ее измерения'

Привлекательность мягкой силы и способы ее измерения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2090
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
МЯГКАЯ СИЛА / СТРУКТУРА МЯГКОЙ СИЛЫ / РЕСУРСЫ МЯГКОЙ СИЛЫ / ПОТЕНЦИАЛ МЯГКОЙ СИЛЫ / ИЗМЕРЕНИЕ МЯГКОЙ СИЛЫ / СТРАТЕГИИ МЯГКОЙ СИЛЫ / SOFT POWER / STRUCTURE OF SOFT POWER / SOFT-POWER RESOURCES / SOFT-POWER POTENTIAL / MEASUREMENT OF SOFT POWER / STRATEGY OF SOFT POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Макаревич Эдуард Федорович

В статье рассматривается привлекательность мягкой силы, которая становится ключевым фактором влияния на общественность внутри страны и на процессы геополитической конкуренции государств. Мягкая сила может «работать» как во имя добра, так и во имя зла, и она незаметна в своем действии, в отличие от действия пропаганды. Содержание мягкой силы это ее ресурсы, рассматриваемые как активы, и это ее привлекательность, которые определяют ее возможности. К этим активам можно отнести материальную и духовную культуры, историю стран и народов, политические идеи, системы образования, церковь. Накопление этих активов шло десятилетиями, а некоторых и столетиями. Они определяют мощь духовной культуры, созданной творчеством выдающихся мыслителей, художников и мастеров. Стратегии мягкой силы связаны с продвижением и воздействием мягкой силы на политический класс, интеллектуальную и художественную элиту, на население страны, в конечном счете на поведение человека. В силу своей привлекательности мягкая сила не вызывает сопротивления, поэтому она более эффективна во влиянии на людей. Эта привлекательность может быть экономической, политической, социальной, религиозной. Но все эти привлекательности должны определяться привлекательностью нравственной, как обоснованием той или иной государственной системы, которой не чужды добро, справедливость, долг, совесть. Эту привлекательность помогают определить рейтинги той или иной страны в сфере мягкой силы в сравнении с другими странами, которые задают эксперты на основе своих оценок; а также опросы граждан разных стран, которые выражают свои мнения в отношении той или иной мягкой силы конкретной страны. Мягкая сила стала эффективным инструментом реализации информационной политики в условиях глобального мира

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTRACTION OF SOFT POWER AND METHOD OF ITS MEASUREMENT

The article discusses the attractiveness of soft power, which becomes a key factor of influence on the public in the country and on the processes of geopolitical competition between States. Soft power can "work" as in the name of good, or evil, and it is invisible in its action, unlike the action of propaganda. The content of soft power is its resources are considered as assets, and this is its appeal, which define its capabilities. These assets include the material and spiritual culture and history of countries and peoples, political ideas, education, Church. The accumulation of these assets were decades and some for centuries. They define the power of spiritual culture, created by the works of outstanding thinkers, artists and craftsmen. The strategy of soft power linked to the promotion and the influence of soft power on the political class, the intellectual and artistic elite, in the population, ultimately, on human behavior. Due to their attractiveness, soft power does not cause resistance, so it is more effective in influencing people. This attraction can be economic, political, social, religious. But all these attractions should be determined by moral appeal as justification for a particular public system, which is alien to goodness, justice, duty, conscience. This attraction can help to determine the ratings of a particular country in the sphere of soft power in comparison with other countries, who ask experts on the basis of their evaluations; and interviews with citizens of different countries who expressed their views in respect of a particular soft power of a particular country. Soft power has become an effective tool for the implementation of information policy in a global world

Текст научной работы на тему «Привлекательность мягкой силы и способы ее измерения»

Э.Ф. Макаревич

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ МЯГКОЙ СИЛЫ И СПОСОБЫ ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается привлекательность мягкой силы, которая становится ключевым фактором влияния на общественность внутри страны и на процессы геополитической конкуренции государств. Мягкая сила может «работать» как во имя добра, так и во имя зла, и она незаметна в своем действии, в отличие от действия пропаганды. Содержание мягкой силы - это ее ресурсы, рассматриваемые как активы, и это ее привлекательность, которые определяют ее возможности. К этим активам можно отнести материальную и духовную культуры, историю стран и народов, политические идеи, системы образования, церковь. Накопление этих активов шло десятилетиями, а некоторых и столетиями. Они определяют мощь духовной культуры, созданной творчеством выдающихся мыслителей, художников и мастеров. Стратегии мягкой силы связаны с продвижением и воздействием мягкой силы на политический класс, интеллектуальную и художественную элиту, на население страны, в конечном счете - на поведение человека. В силу своей привлекательности мягкая сила не вызывает сопротивления, поэтому она более эффективна во влиянии на людей. Эта привлекательность может быть экономической, политической, социальной, религиозной. Но все эти привлекательности должны определяться привлекательностью нравственной, как обоснованием той или иной государственной системы, которой не чужды добро, справедливость, долг, совесть. Эту привлекательность помогают определить рейтинги той или иной страны в сфере мягкой силы в сравнении с другими странами, которые задают эксперты на основе

E. Makarevich

ATTRACTION OF SOFT POWER AND METHOD OF ITS MEASUREMENT

Abstract

The article discusses the attractiveness of soft power, which becomes a key factor of influence on the public in the country and on the processes of geopolitical competition between States. Soft power can "work" as in the name of good, or evil, and it is invisible in its action, unlike the action of propaganda. The content of soft power is its resources are considered as assets, and this is its appeal, which define its capabilities. These assets include the material and spiritual culture and history of countries and peoples, political ideas, education, Church. The accumulation of these assets were decades and some for centuries. They define the power of spiritual culture, created by the works of outstanding thinkers, artists and craftsmen. The strategy of soft power linked to the promotion and the influence of soft power on the political class, the intellectual and artistic elite, in the population, ultimately, on human behavior. Due to their attractiveness, soft power does not cause resistance, so it is more effective in influencing people. This attraction can be economic, political, social, religious. But all these attractions should be determined by moral appeal as justification for a particular public system, which is alien to goodness, justice, duty, conscience. This attraction can help to determine the ratings of a particular country in the sphere of soft power in comparison with other countries, who ask experts on the basis of their evaluations; and interviews with citizens of different countries who expressed their views in respect of a particular soft power of a particular country. Soft power has become an effective tool for the implementation of information

своих оценок; а также опросы граждан policy in a global world. разных стран, которые выражают свои мнения в отношении той или иной мягкой силы конкретной страны. Мягкая сила стала эффективным инструментом реализации информационной политики в условиях глобального мира.

Ключевые слова:

мягкая сила, структура мягкой силы, ресурсы мягкой силы, потенциал мягкой силы, измерение мягкой силы, стратегии мягкой силы.

Key words :

soft power, structure of soft power, soft-power resources, soft-power potential, measurement of soft power, strategy of soft power.

В конце 80-х гг. ХХ века Джозеф С. Най (младший), профессор Гарварда, провозгласил существование «мягкой» силы и теоретически обосновал это явление. И хотя мягкая сила существовала в течение многих веков, заслуга Дж. Ная в том, что он дал ей определение и стимулировал научное сообщество исследовать ее возможности и эффективность во влиянии на страны и народы в разные исторические периоды.

Если военная сила принуждает какую либо сторону к миру угрозами и оружием, если экономическая сила убеждает и одновременно принуждает санкциями, налогами, пошлинами, то мягкая сила не принуждает, она привлекает ценностями, культурой, политическими идеями, историей, которые «подаются» мягко, увлекательно, посредством коммуникаций и публичной дипломатии, образов и мифов, ярких персонажей, вызывающих восхищение публики; посредством образа жизни, нового вещного мира, который предлагает страна-лидер. Поэтому Дж. Най говорит: «Большая часть американской мягкой силы была произведена Голливудом, Гарвардом, Майкрософтом и Майклом Джорданом» [1, р. 17].

Мягкая сила в трактовке Дж. Мая - это использование привлекательности материальной и духовной культуры, истории, политических идей, системы образования, которые, в конечном счете, эффективны во влиянии на политическую, интеллектуальную и художественную элиту общества, на массовую аудиторию, как в своей стране, так и в странах, на которые пытается влиять страна, имеющая мощную мягкую силу.

Предлагаемая им структура «мягкой силы» - это работа международных экспертов и советников, организаций гражданского общества, деятельность глобальных массовых коммуникаций, продвижение определенных ус-

тановок и стандартов мышления, поведения и потребления, привлекательных, прежде всего, для молодого поколения.

В своем историческом развитии мягкая сила стала инструментом политических изменений, чему способствовали информационные технологии, которые стали с определенного периода средой обитания этой силы.

Мягкая сила незаметна в своем действии, в отличие от действия пропаганды. Если в прошлом мягкой силой управляла власть, то ныне в ее управлении участвуют и структуры гражданского общества, координируемые современными PR. Этот тип управления проистекает от особенностей содержания мягкой силы. А содержание мягкой силы - это ее ресурсы и это ее потенциал, которые определяют ее возможности.

Ресурсы мягкой силы

Ресурсы мягкой силы, как их определяет Дж. Най, - это активы, «производящие привлекательность» [1, р. 8]. Накопление этих активов шло десятилетиями, а некоторых и столетиями. Ресурсные активы - это прежде всего культура, духовная и материальная, привлекательная для других. Мощь духовной культуры выражается творчеством выдающихся мастеров -писателей, поэтов, театральных и кинематографических деятелей, режиссеров, художников и композиторов, чьи произведения, спектакли, кинофильмы, представления приобрели мировое звучание. Критерий, по которому их можно отнести к мировым величинам - это известность в мире, тиражи их книг, переведенных на языки мира, тиражи музыкальных записей, частота исполняемых произведений; это мощь того влияния, которое они оказали на мировую культуру, на творчество, на стилистику творцов слова, экрана и сценических постановок в иных странах.

Считать русскую классическую литературу явлением мирового уровня позволяют, прежде всего, имена таких выдающихся отечественных поэтов и писателей, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой (1828-1910), Ф.М. Достоевский (1821-1881), Н.В. Гоголь (1809-1852), И.С. Тургенев (1818-1883), А.П. Чехов (1860-1904). Рядом с ними поэты и писатели советского периода: В.В. Маяковский, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, Б.Л. Пастернак, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков.

Гертруда Стайн - гуру европейских и американских интеллектуалов писательского наполнения в свое время (20-е гг. ХХ века) посоветовала будущему классику американской литературы Э. Хэмингуэю читать лишь то,

что «по-настоящему хорошо или откровенно плохо», чтобы научиться проводить четкое различие между примерами для подражания и литературно неприемлемыми образцами и при этом не утонуть в серых, безликих произведениях авторов, приближающихся к совершенству, но не достигавших его. Э. Хэмингуэй из своего опыта чтения «по-настоящему хороших» книг выделил 15 произведений, из них 4 (почти треть) принадлежало русской литературе: «Охотничьи рассказы» И.С. Тургенева, «Война и мир» и «Анна Каренина» Л.Н. Толстого, «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского [2, с. 111].

Россия сильна классической литературой, поднимающей и дающей ответы на такие вопросы бытия, которые встают перед человеком в любое историческое время. Этот пласт вопросов и ответов от русской литературы и сегодня влияет на развитие философских и политических наук. Смыслы, высказанные Л.Н. Толстым, Ф.М. Достоевским, Н.В. Гоголем, И.С. Тургеневым,

A.П. Чеховым приобретают неожиданную остроту и динамику в нынешних условиях.

Выдающиеся композиторы из России и Советского Союза, признанные миром - П.И. Чайковский, Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев. Особенно Запад не был равнодушен к Шостаковичу. Прежде всего, это проявилось в отношении его «Ленинградской симфонии» со стороны композиторов-выходцев из России. И.Ф. Стравинский называл его «культурным генералиссимусом». Премьера «Ленинградской симфонии» прошла в марте 1942 года в Куйбышеве (ныне Самара). Оттуда она отправилась по миру. Как писал американский The New Yorker, ноты пересняли на микрофильм, уложили в жестяную коробку, самолетом отправили в Тегеран, оттуда автомобилем в Каир, самолетом в Южную Америку, оттуда - в Нью-Йорк. Тосканини победил Кусевицкого и Стоковского в поединке за право дирижировать на Западе премьерой симфонии, которая состоялась 19 июля 1942 года. Журнал Time поместил фотографию Шостаковича в пожарной форме на обложку с надписью «Среди взрывов бомб в Ленинграде он слышит аккорды победы». Музыкальный критик Алекс Росс пишет: композитор стал символом пропаганды для целей союзников, образцом храбрости [3, с. 240]. Конечно, это была мощная акция «мягкой» силы.

Среди российских художников мировая критика выделяет имена мастеров традиционной школы - К.П. Брюллова, В.И. Сурикова, В.А. Серова, И.Е. Репина. И, конечно, создателей русского авангарда - К.С. Малевича,

B.В. Кандинского, Л.М. Лисицкого, М.З. Шагала, М.Ф. Ларионова, В.Е. Татли-

на и их сподвижников, которые сделали прорыв в изобразительном искусстве, озадачив мир.

России нередко напоминают, что она в свое время отстала от европейской цивилизации где-то лет на триста, что означало отставание в смыслах. Но провозвестник русского Ренессанса А.С. Пушкин сократил это отставание как минимум на столетие. Потом другие гении русской культуры «сжимали пространство и время» - Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, П.И. Чайковский, Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, К.С. Малевич, В.В. Кандинский, В.Е. Татлин.

Театр и кинематограф в лице ее выдающихся персонажей - эта та часть «мягкой» силы нового времени (в основном ХХ век), что безоговорочно повлияла на западную публику и деятелей театральной и кинематографической сферы. Конечно, это театральные режиссеры К. С. Станиславский и В.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов и А.Я. Таиров, Г.А. Товстоногов, А.В. Эфрос, Ю.П. Любимов. Театральные школы по системе Станиславского или Мейерхольда нашли себя во всем мире, а театральные работы советских и российских режиссеров изучаются современными постановщиками во многих странах.

В киноискусстве выдающиеся кинорежиссеры разного времени -С.М. Эйзенштейн, В.И. Пудовкин, А.П. Довженко, М.И. Ромм, А.А. Тарковский в большей степени повлияли на мировую режиссуру, чем на мировую публику. Дорогу им перешел Голливуд с его мастерами, его небывалой технической оснащенностью и технологиями маркетинга. Голливуд, как мировая мастерская по производству историй и смыслов, добился того, что к 2005 году 60% мирового кинопроката и телерадиосетей принадлежало США. Голливуд создал «формулу успеха», о которой пишет американский автор Э. Эпштейн в своей книге «Экономика Голливуда». В этой формуле основные понятия - герой, миссия, темные силы, победа над злодеем. Фильмы, сделанные по этой формуле, основаны на сюжетах детских сказок, комиксов, сериалов, мультфильмов или сняты по мотивам «Парков развлечений», в этих фильмах слабый юноша-неудачник превращается в могучего героя, выполняющего важную миссию. Именно голливудская кинопродукция в жанре социальной фантастики предлагает образ будущего мира, в основе которого борьба добра со злом под эгидой Америки. Этот новый мир создается посредством компьютерных технологий и эффектных технических трюков. Голливуд породил целое тематическое направление - фильмы об исто-

рии стран и народов, о древних цивилизациях, об истории древнего мира, прежде всего древней Греции и Рима. Истории стран и народов в этих, по-американски ярких, зрелищных фильмах, даны в редакции Голливуда, который ставит в центр любой истории американское видение и американские интересы. Но это привлекательное зрелище - кино «мягкой» силы. Сегодня первую позицию в Голливуде занимают не режиссеры и сценаристы, а деловые люди, которые занимаются психологией зрителя, инвестициями, маркетингом, стратегией прибыли. И они диктуют смыслы кинопроизводства. Россия предоставила почти всю свою киносеть американской кинопродукции, и не особенно сопротивляется этой кино-экспансии, ссылаясь на необходимость конкурентной борьбы на кинорынке.

Система образования может стать как объектом воздействия «мягкой» силы, так и ресурсом «мягкой» силы. В первом случае - это активное внешнее влияние на реформирование российского массового образования в 1994-1995 гг. со стороны Всемирного банка, при поддержке фонда Сороса, правительств Великобритании, Финляндии, Франции, Японии и Нидерландов. Целью этого влияния было так «реструктуризировать эту добившуюся больших достижений в прошлом систему..., чтобы она могла удовлетворить новые потребности непланового рынка и открытого общества». Это формулировка из документа Всемирного банка (№13 638-РШ). Содержание образования ориентировалось не на знания, а на компетенции, нужные рынку. Отказ от фундаментального классического характера образования, формирующего интеллектуально и нравственную личность, делал это образование сугубо прикладным, формирующую личность, владеющую набором рационально-инструментальных знаний, потерявшую вкус к критическому знанию (по терминологии Ю. Хабермаса). Но под влиянием другой «мягкой» силы со стороны политических партий, церкви, гражданского общества к 2017 году российская система массового образования вновь претерпела значительные изменения, в центре которых воспитание познавательных и нравственных качеств личности.

Второй случай, когда система образования, как «мягкая» сила повлияла на реформирование образования в другой стране, связан с полетом первого в мировой истории искусственного спутника Земли, осуществленного Советским Союзом 5 октября 1957 года. Это мировое достижение в сфере материальной культуры продемонстрировало силу советского образования, сделав его привлекательным для других.

С этим случаем связана целая история, которую описывают Н. Калашникова и В. Воскобойникова в своей статье «Великая советская мечта», опубликованной в журнале «Итоги» №19 от 15 мая 2001 года. Воспользуемся их описанием.

Американские СМИ после запуска советского спутника писали: «Америка не может больше пребывать в состоянии успокоенности, полагая, что держит все мировые ноу-хау на кончике пальца. Советские ученые и учителя высоко ценятся в своей стране, и советская политика, в которой наука заняла место религии, вознаграждена... Заявление ТАСС о запуске сателлита - вершина советской пропаганды: миру, который прежде посмеивался над хвастовством Советов о лидерстве в мировых изобретениях, продемонстрировали выдающееся достижение науки».

На вопрос службы Гэллапа: «Как русским это удалось?», - 30% опрошенных тогда американцев ответили, что «русские лучше работают», 15% посчитали, что «у русских все лучше организовано»... Более половины опрошенных сочли, что запуск спутника - это удар по престижу Америки.

Советский «Спутник» стимулировал американскую науку и образование, стал той мягкой силой, что заставила реформироваться американские научные центры и университеты. Но СМИ поставили вопрос шире: реформировать нужно не только университеты, но и американскую школу. Кризис школьного образования - то, о чем говорили давно и без толку - четко высветил советский спутник, писал «Лайф» 24 марта 1958 года. Школы переполнены, учителей не хватает. Зарплату им платят нищенскую, а иным лучше бы и вовсе не платить. Детей кормят завтраками, заботясь об их желудках, а до умов никому нет дела. Способным ученикам не уделяется должного внимания, а с бездарями возятся. Общих положений о школе и школьных программах не существует. И это американская школа? А что у русских?

И журнал «Лайф» тогда поставил социологический эксперимент. Идея была такая: взять советского и американского школьников и в течение месяца ходить за ними по пятам. Как учатся, что читают, чем занимаются после уроков. Потом сравнить, чья система образования лучше. Уже в начале 1958 года журналисты из «Лайфа» приехали в Москву. Им предложили поискать персонажа в школе №49, что на Фрунзенской набережной. Они выбрали Алексея Куцкова, ученика 10-го класса. Отец у него погиб на фронте, Алексея воспитывала мать, она работала инженером. Она убедила сына заняться музыкой, купила пианино. Алексей был спортивный парень,

с 12 лет он уже тренировался в конькобежной секции в ЦСКА. Потом он выбрал волейбол, играл за команду мальчиков, затем юношей и сборную Москвы. Корреспонденты и переводчик сидели на всех уроках 10 «Б» класса, в котором учился Куцков, сопровождали его на волейбольные тренировки, на школьные вечеринки и в гости к друзьям. Такое же исследование проводилось и в американской школе, в одной из американских школ был выбран ученик Стивен Лапекас. Программа исследования, критерии для сравнения двух систем образования составлялись американцами. Они хотели выяснить, что Америка и СССР подразумевают под «хорошим средним образованием». Сравнивали набор изучаемых в школах предметов; отношение к занятиям учеников; книги, которые они читают, как проводят свободное время. Результаты исследования были опубликованы в журнале 24 марта 1958 года и произвели впечатление на Америку. Это был триумф советской «мягкой» силы.

Хотя Алексей и Стивен ровесники, но Алексей как минимум на два года опережал американца по образованности. Стивен изучает английский, американскую историю, геометрию и биологию. Для него самый сложный предмет - геометрия, поэтому его матери приходится платить 4 доллара за час дополнительных занятий в неделю. Список предметов у Алексея намного больше, и по всем он одинаково хорошо успевает. Алексей читает Шекспира и Бернарда Шоу, а Стивен - приключенческий роман Стивенсона. Авторы эксперимента подчеркивают, что в американских школах ученики предпочитают не читать литературные произведения целиком, а ограничиваются рецензиями. Такое недопустимо в советской школе. Оба юноши активно занимаются спортом. Стивен 11 часов в неделю плавает в бассейне, а Алексей ходит в волейбольную секцию три раза в неделю. Кроме того, Алексей пять раз в неделю занимается музыкой. Стивен каждый день встречается со своей подругой, любит бывать на вечеринках и танцевать рок-н-ролл. У Алексея почти нет свободного времени, а его отношения с девушками явно отстают от американского стандарта. Стивен общительный, с чувством юмора, лидер во всех школьных мероприятиях. Алексей трудолюбивый, целеустремленный, даже агрессивный. Стивен легкомысленно относится к учебе, хотя собирается поступать в колледж. Но он знает, что это не гарантия его успеха в жизни. Для Алексея на первом месте оценки в школе, он серьезно настроен поступить в институт и уверен, что именно от этого зависит его дальнейшая судьба. Советская школа, подчеркивали исследователи, уделяет

большое внимание фундаментальным научным предметам - химии, математике, физике, астрономии. Но у Алексея хорошая подготовка и по литературе и языкам. В России у детей больше резона учиться. В СССР ученые и инженеры - представители новой аристократии, и единственный путь влиться в ее ряды - это образование.

Выводы из эксперимента США сделали по-американски прагматично. Нищих учителей не стало, а школ стало больше. Администрация запустила программу поддержки наиболее способных учеников - им выделялись стипендии. Американская школа забыла о бедности. Но тогда, в 1958 году, случилось еще кое-что: американцам дали понять, что в соревновании с СССР дело придется иметь с новым и образованным поколением русских, за которыми придется тянуться и от которых непросто будет не отстать.

Привлекательность культуры материальной связана с техническим талантом народа той или иной страны, владеющего методами эффективного производства, достигшего впечатляющих успехов, у которого учатся другие народы. Материальная культура страны, в которой ключевую роль играют наука, инженерные проекты, инженерные и научные таланты, организация дела, стала той мягкой силой, которая влечет те страны, которые озабочены своим промышленным и экономическим развитием. Но эта же культура влечет и специалистов из разных стран, желающих предложить свои таланты, обрести свою профессиональную судьбу в стране высокой материальной культуры.

Материальная культура США, в которой ключевую роль играли наука, инженерные проекты, инженерные и научные таланты, организация дела, стала той мягкой силой, которая влекла специалистов из разных стран, жаждавших именно в Америке обрести свою профессиональную судьбу. После второй мировой войны в США развивается промышленное производство, определяющее научно-техническую революцию: электронное, электротехническое, энергетическое, производство ЭВМ, научное приборостроение, химическое, ракетное, авиационное, машиностроительное. Эти современные отрасли промышленности сконцентрировали в себе подавляющую часть научных исследований и разработок. В чем была привлекательность мягкой силы американской материальной культуры для ученых и специалистов? Исследователи отмечают:

1) в оснащенности научно-исследовательских лабораторий установками, приборами, материалами, научным оборудованием высокого качества;

США затрачивали на проведение научно-исследовательских работ и инженерных проектов в расчете на душу населения втрое больше средств, чем страны Западной Европы.

2) в уровне исследований и разработок;

3) в возможностях внедрения результатов научно-исследовательских работ;

4) в уровне научного руководства и возможностях профессионального продвижения научных и инженерных кадров; гибкость в организации работы, свобода распоряжаться рабочим временем по своему усмотрению, взаимодействие с руководством;

5) в оплате труда - в середине 70-х гг. ХХ века зарплата специалистов в США была примерно в 2-3 раза выше, чем в западноевропейских странах, и в 8-10 раз выше по сравнению с зарплатами соответствующих категорий специалистов в развивающихся странах [4, с. 82-83, 89].

В 1965 году в своем экономическом докладе президент США Дж. Кеннеди отмечал, что за успешное разрешение оборонных задач приходится расплачиваться ценой резкого ограничения дефицитных научных и инженерных кадров в гражданских секторах экономики США. Но США решили эту проблему, в отличие от СССР, и стали уже к концу 60-х гг. ХХ века лидером в производстве продукции для жизни людей. И это, несомненно, повысило привлекательность мягкой силы.

Материальная культура касается качества и условий жизни людей. Это культура жизни, которая включает образ жизни, диктуемый системой потребления; социальные блага в виде зарплат, пенсий, льгот, субсидий, медицинского обслуживания; и культуру жизнеобеспечения. И здесь многое определяют «прорывные» технологии, благодаря которым создается массовое производство привлекательных предметов жизнеобеспечения людей. Это производство носит самостоятельный характер, ибо замкнуто на человека, на удовлетворение его физиологических, материальных и духовных потребностей, на обеспечение его образа жизни, его быта. Производство ценностей жизнеобеспечения, быта имеет право претендовать на самостоятельный вид материальной культуры, потому что эти ценности своей привлекательностью и новизной влияют в немалой степени на сознание людей, их установки, настроение, психологию, касаются каждого человека. Как отмечал Ж. Эллюль, чтобы быть эффективной, пропаганда должна быть неза-

метной. Стремление к обладанию привлекательной вещью и делает пропаганду незаметной.

Вот «прорывные» технологии и предметы, которые появились в XIX-XXI веках в США и других странах, ставшие объектом привлекательности для людей во всем мире [5, с. 25-32].

- Консервирование продуктов (Англия, 1810 год).

- Полноценная текстильная промышленность (США, нач. XIX в.).

- Производство швейных машинок для дома (Германия, США, с 1851 года).

- Полноценная швейная промышленность (США, вторая половина XIX века).

- Первые трамваи в городах (Германия, Англия, США, 1884-1888 гг.).

- Поточное производство мебели для жилья (США, конец XIX века).

- Массовое производство велосипедов (США, 1885 год).

- Массовое производство кожаной обуви - 2 пары на человека в год (США, конец XIX века).

- Появление граммофона (Англия, Германия, 1897 год).

- Семья рабочего из 5-3 человек имела квартиру из 3-4 комнат в США, 1,4 комнаты в Германии (США, Германия, конец XIX-нач. ХХ вв.).

- Приходилось 5 телефонов на 1 тыс. жителей (США, 1895 год).

- Массовое производство автомобилей для личного пользования (США, 1904 год).

- Потребление мяса на душу в семье рабочего в 1908 году: США -77 кг, Германия - 27,5 кг, Россия - 12,7 кг. Потребление масла на душу в семье рабочего в 1908 году: США - 10 кг, Германия - 4 кг, Россия - 0,8 кг. Потребление яиц на душу в семье рабочего в 1908 году: США - 205 штук, Германия - 122 штуки, Россия - 9 штук.

- Появление домашних холодильников (США, Англия, Германия, самое начало ХХ века).

- Автомобили в личном пользовании в США: 1920 г. - 5 млн., 1930 год - 30 млн.

- Массовое появление в быту холодильников, пылесосов, стиральных машин (США, после 1920 года).

- Массовое производство магнитофонов (США, после 1945 года).

- Массовое производство телевизоров (США, середина 40-х годов ХХ века; СССР, начало 50-х гг. ХХ века).

- Появление транзисторных приемников (США, 1955 год).

- Появление кассетных магнитофонов (США, Япония, начало 60-х гг. ХХ века).

- Массовое производство бытовых видеомагнитофонов (США, Япония, 1975 год). Через 10 лет, в 1985 году, видеомагнитофоны имели 33 млн. американских семей, в 1983 году в США было продано 10 млн. кассет и видеодисков.

- Появление в продаже персональных компьютеров (США, начало 70-х годов ХХ века).

- Массовое производство коммерческих мобильных телефонов (США, компания Motorola, 1983 год). К 1990-му году количество абонентов достигло 11 млн., к 1995 году составило 90,7 млн., к 2003-му - 1,29 млрд.

- Появление на рынке первого смартфона (США, компания Apple, 2007 год).

В этом списке привлекательных вещей преобладают в качестве разработчиков и производителей, прежде всего США, (по крайней мере до 2007 года). Из 24 исторических позиций 22 (90%) относятся к США. Соединенные Штаты создали одну из самых привлекательных и мощных частей «мягкой» силы - разработку и производство ценностей жизнеобеспечения и быта людей.

Важнейший ресурс «мягкой» силы - это история, политические идеи, общественно-политические ценности. К ним относятся ценности свободы, равенства и братства, рожденные еще Великой французской революцией; ценности демократии, парламентаризма и самоуправления, ставшие объектом политической борьбы в странах западной Европы и США; ценности социализма в трактовке В.И. Ленина: «Советская власть + прусский порядок железных дорог + американская техника и организация трестов + американское народное образование etc. etc. + + = E = социализм» [6, с. 550].

Президент США Ф.Д. Рузвельт избавил свою страну от изоляционизма, благодаря мягкой силе своей идеи «четырех свобод» (свобода слова, вероисповедания, свобода от нужды и страха), сочетая ее с жесткой силой [7]. В 2006 году Дж. Най, проведя контент-анализ «Стратегии национальной безопасности США-2006», определил, что слова «демократия» и «свобода» упоминаются более 200 раз, втрое чаще, чем в Стратегии-2002. На основании этого Дж. Най делает вывод, что президент США Дж. Буш, после вторжения американской армии в Ирак и провала попыток найти там оружие

массового уничтожения, или доказать связь между С. Хусейном и терактами 11 сентября на американской земле, все больше внимания стал уделять мягкой силе - демократизации [7].

Из новейших приобретений мягкой силы в сфере политических ценностей назовем суверенную демократию, - ценность, провозглашенную Россией. В 1994 году государственный секретарь США У. Кристофер заявил, что «успешная трансформация новых независимых государств в суверенные демократии является центральным звеном европейской стабильности».

Привлекательность истории и политических идей - это интерпретация исторических событий и политических идей, делающая их эффективным средством влияния в мире.

К ресурсам мягкой силы относится Церковь, которая объединяет людей на основе веры, на основе единого учения - Священного писания, объединяет храмом, как местом отправления религиозного культа, выступающего как ритуал, в процессе которого верующий отрешается от себя, растворяясь в общем, в коллективном единстве. О том, что делает привлекательной для людей религию как мягкую силу убедительно сказал Карл Маркс еще в XIX веке: «Религия есть общая теория этого мира, его энциклопедический компендиум, его логика в популярной форме, его спиритуалистический Point d'honneur (вопрос чести), его энтузиазм, его моральная санкция, его торжественное восполнение, его всеобщее основание для утешения и оправдания» [8, с. 414]. Сегодня церковь в России, как привлекательная мягкая сила влияния, становится охранителем социальной справедливости и совести. Российский патриарх Кирилл, выступая в Госдуме в рамках Рождественских парламентских чтений в январе 2017 года, заявил, что считает необходимым обуздать деятельность организаций, занимающихся микрокредитованием: «Эти займы предоставляются без формальностей, но под огромные проценты, доходящие до нескольких сотен... Призываю Государственную думу поставить законодательную преграду на пути финансовых спекулянтов подобного рода. Подобные «бизнесмены» не могут быть названы иначе, чем мироедами, своей жадностью подрывающими саму идею общественной справедливости». Патриарх обращает внимание: «Это озабоченности, которые передаются через наши приходы и монастыри. Это действительно чаяния народа, лишенные какой-либо политической составляющей».

Потенциал мягкой силы и его измерение

Определяя ресурсы «мягкой» силы, следует фиксировать их потенциал как некое интегральное понятие. Потенциал «мягкой» силы - это возможности государства и общества во влиянии на другие страны, на население этих стран, с целью добиться расположения этих стран, благоприятного восприятия образа страны, инициирующей действия «мягкой» силы. Потенциал -это по сути сила «мягкой» силы, своего рода силовое поле в области культуры, общественно-политических ценностей, веры, что дает церковь, политических акций, имеющих высокий моральный «вес».

Потенциал «мягкой» силы измеряется привлекательностью этой силы. В силу своей привлекательности мягкая сила не вызывает сопротивления, поэтому она более эффективна во влиянии на людей. Эту привлекательность помогают определить:

- рейтинги той или иной страны в сфере мягкой силы в сравнении с другими странами, которые задают эксперты на основе своих оценок;

- опросы граждан разных стран, которые выражают свои мнения в отношении той или иной мягкой силы конкретной страны.

За каждым рейтингом стоят либо международные организации (ООН, ВТО, ЮНЕСКО и т.д.), либо разного рода фонды и организации так называемого гражданского мира: Transparency International, Freedom House, The New Economics Foundation, Friends of the Earth, «Институт Земли» при Колумбийском университете (США), рассчитывающий индекс счастья населения, и иные. Штаб-квартиры этих «гражданских» организаций находятся, как правило, в США, Великобритании и ряде других стран Евросоюза. Сегодня экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) совместно с группой независимых международных экспертов ежегодно рассчитывается Human Development Index (HDI) - Индекс человеческого развития (ИЧР) в странах и регионах мира. При расчетах, наряду с аналитическими разработками, используются статистические данные национальных институтов и международных организаций.

В Докладе о человеческом развитии 2010 года эксперты организации предложили новое понятие «развитие человека», соответствующее практике и научным исследованиям: это «процесс расширения свободы людей, обеспечивающий долгую, здоровую и творческую жизнь, достижение целей, которые обладают ценностью; позволяющий активно участвовать в обеспечении справедливости и устойчивости развития на планете». Исходя из этого

определения, развитие человека измеряется следующими стандартами (они же критерии): 1) благосостояние, подразумевающее расширение реальных свобод человека; 2) расширение прав и возможностей, чтобы действовать и получать ценные результаты; 3) повышение социальной справедливости, уважение прав человека.

Основным стратегическим инструментом концепции человеческого развития является Индекс человеческого развития, как совокупный показатель уровня развития человека в той или иной стране. Он измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан по определенным стандартам, соответствие которым оценивается системой индексов.

Согласно Индексу человеческого развития как совокупному показателю уровня развития человека, представленному в Докладе 2015 года [9]. Россия в рейтинге «Страны с высоким уровнем Индекса человеческого развития» занимала 50-е место (из 188 стран), пропустив впереди себя такие страны, как Португалия, Чили, Бруней, Кипр, Мальта, Эстония, Андорра, Латвия, Литва, Эстония, Черногория, Хорватия.

По другим мировым рейтингам РФ оценивалась следующим образом [9]:

- по индексу восприятия коррупции (2012 год) она вышла на 133-е место (из 174);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- по индексу экономической свободы (2013 год) Россия занимает 139-е место (из 144) и относится к странам с преимущественно несвободной экономикой;

- по рейтингу глобальной конкурентоспособности (2012-2013 гг.) -67-е место (из 144);

- по рейтингу «счастья населения» (2015 год; оценка ресурсов, экологии, устойчивого развития) находится на 64-м месте (из 158 стран) [10].

В итоге интегральный образ России, заданный системой рейтингов, сводится к тому, что она имеет «среднее человеческое развитие», несвободная, экологически отсталая. России постоянно указывают на ее «нецивилизованность», «недемократичность», «неевропейскость».

Соотнесем этот «усредненный» образ с цивилизационным потенциалом России, то есть с потенциалом мягкой силы, влияющим на мировые цивилизации. Наша страна входит в узкий круг стран, которые могут производить самолеты, ракеты, космические корабли, авиационные и ракетные двигатели, морские суда и подводные лодки, автомобили и тракторы,

строить атомные и гидроэлектростанции, создавать суперкомпьютеры и суперматериалы. Россия - значительная научная держава, унаследовавшая научные достижения Советского Союза. Страна имеет великую литературу, стоящую в одном ряду с итальянской, французской, немецкой, английской. Это - музыкальная держава, наряду с Италией, Германией, Францией и США, это передовая театральная и кинематографическая держава, имеющая свои творческие школы.

Поэтому образ, задаваемый рейтингами, и образ реальной России -часто конфликтны. Прежде всего, из-за позиции экспертов, зависимой от «мейнстрима» массовых коммуникаций.

Оптимальный вариант, когда данные рейтингов соотносятся с данными опросов населения в целом ряде стран. Опросы - это второй метод измерения привлекательности мягкой силы

Британский социолог С. Анхольт и американская компания Global Market Insite (GMI, занимается обработкой данных маркетинговых исследований) в 2006 году «оценили» 35 развитых и развивающихся стран. Репутацию страны они определяли по семи индикаторам привлекательности:

- туристическая привлекательность;

- интеллектуальная привлекательность - человеческий капитал (образование, деловая квалификация людей);

- качество экспортируемых товаров как привлекательность их;

- справедливость правительства (уровень демократии как привлекательность ее);

- привлекательность культуры и спорта;

- инвестиционная привлекательность;

- привлекательность страны как места постоянного жительства.

Опросив 25 907 человек, социологи составили по пятибалльной системе рейтинг национальных брендов. В этом рейтинге Россия заняла 20-е место (из 35). Авторы исследования отметили, что россияне воспринимаются в мире как дружелюбные, приветливые, как достигшие больших высот в спорте, культуре и науке.

Компания Brand Finance (BF) каждый из этих брендов оценила в деньгах, предположив, что бренд составляет определенную долю в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны. Стоимость бренда (по методу BF) равна сумме этих долей за пять лет (подсчитывается методом дисконтирования денежных потоков). По «стоимости» Россия заняла 13-е место. Ее бренд ав-

торы рейтинга оценили в 663 млрд долларов, или в 113 процентов ВВП. Авторы исследования посчитали, что по стоимости своего бренда Россия однозначно попадает в список богатейших стран мира [11].

Хотя мировое сообщество и оценило Россию за духовное богатство, культурные, спортивные и научные достижения достаточно высоко в 2006 году, следует постоянно помнить, что рейтинги и опросы - инструмент, зависимый от системы производства и распространения массовой информации.

Стратегии мягкой силы

Стратегии мягкой силы связаны с продвижением и воздействием мягкой силы на политический класс, интеллектуальную и художественную элиту, на население страны, в конечном счете - на человека. Эта сила определяет его мысли и чувства, а в итоге - поведение. И даже такое принципиальное решение, как покинуть страну, или остаться, - человек принимает, как правило, под влиянием мягкой силы. Но, как правило, локальной мягкой силы, имеющей самое сильное влияние: малая родина, сфера и место деятельности, где человек нашел себя и т.д. Выдающаяся поэтесса Белла Ахмадуллина, не разделявшая позицию власти в 70-е гг. ХХ в. на вопрос, почему вы, имея возможность, не покинули СССР, - ответила: «Моя родина - русский язык». На аналогичный вопрос выдающаяся советская балерина Майя Плисецкая отвечала: «Сцена Большого театра, нечеловечески прекрасная сцена Большого, была одной из причин, почему я не осталась на Западе» [12, с. 308].

Стратегия применения мягкой силы предполагает наличие целей, которые ставит власть данной страны во внутренней и внешней политике. Эти цели заключаются в изменении объекта или ситуации, посредством привлекательности ресурсов мягкой силы.

Поэтому стратегия применения мягкой силы внутри страны может быть нацелена: 1) на мобилизацию населения в условиях экономической и промышленной модернизации страны; 2) на изменение внутренней политики страны; 3) на укрепление имиджа страны.

Стратегия применения мягкой силы во внешней политике страны может быть нацелена: 1) на достижение взаимопонимания, согласия, сотрудничества и дружбы с народами других стран в интересах, как своей страны, так и других стран; 2) на добровольное подчинение страны интересам стра-

ны, считающей себя лидером, благодаря привлекательности своей мягкой силы; 3) на смещение неугодных режимов в других странах.

Стратегии применения ресурсов и потенциалов мягкой силы, создают синергетический эффект их влияния. Рассмотрение стратегий мягкой силы в их исторической, политической и культурной динамике доказывает это.

Литература

1. Nye J.S. Soft power. The means to success in world politics. New York,

2004.

2. Паскуаль А. Эрнест Хэмингуэй / Перевод с испанского. М.: АСТ,

2006.

3. Росс А. Дальше - шум. Слушая ХХ век; перевод с англ. М. Калужского и А. Гиндиной. М.: Астрель, 2012.

4. Шлепаков А.Н., Смирнова Л.А. США: «похищение умов» в прошлом и настоящем. М.: Мысль, 1983.

5. Карпухин О.И., Макаревич Э.Ф. Влияние на человека: Историко-социологический взгляд. Москва-Барнаул: изд-во «Пикет», 2000.

6. Ленин В.И. Полн. собр. соч.: Т. 36.

7. Най Дж. Антикризисная демократизация. Коммерсантъ, 10 авг. 2006. URL: http://www.kommersant.ru/doc/696610 (дата обращения 27.01.2017).

8. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. второе. Том 1. Статья «К критике гегелевской философии права». М.: Политиздат, 1955.

9. Рейтинг стран мира по уровню человеческого развития (2015). Рейтинг стран мира по уровню экономической свободы. Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012-2013 // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/ratings/human-development-index/human-development-index-info (дата обращения 27.01.2017).

10. Всемирный индекс счастья в 2015 г. // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/news/2015/04/24/7130 (дата обращения 27.01.2017).

11. Иванова С. $663 млрд. за имидж // Ведомости. 2006. 1 марта.

12. Плисецкая М.Я. Майя Плисецкая. М.: ОАО Изд-во «Новости», 2004.

References

1. Nye J.S. Soft power. The means to success in world politics. New York,

2004.

2. Paskual' A. Ernest Kheminguei. Perevod s ispanskogo. M.: AST, 2006.

3. Ross A. Dal'she - shum. Slushaya KhKh vek; perevod s angl. M. Ka-luzhskogo i A. Gindinoi. M.: Astrel', 2012.

4. Shlepakov A.N., Smirnova L.A. SShA: «pokhishchenie umov» v prosh-lom i nastoyashchem. M.: Mysl', 1983.

5. Karpukhin O.I., Makarevich E.F. Vliyanie na cheloveka: Istoriko-sotsiologicheskii vzglyad. Moskva-Barnaul: izd-vo «Piket», 2000.

6. Lenin V.I. Poln. sobr. soch.: T. 36.

7. Nai Dzh. Antikrizisnaya demokratizatsiya. Kommersant", 10 avg. 2006. URL: http://www.kommersant.ru/doc/696610 (data obrashcheniya 27.01.2017).

8. Marks K., Engel's F. Sochineniya. Izd. vtoroe. Tom 1. Stat'ya «K kritike gegelevskoi filosofii prava». M.: Politizdat, 1955.

9. Reiting stran mira po urovnyu chelovecheskogo razvitiya (2015). Reit-ing stran mira po urovnyu ekonomicheskoi svobody. Reiting global'noi konkuren-tosposobnosti 2012-2013. Tsentr gumanitarnykh tekhnologii. URL: http://gtmarket.ru/ratings/human-development-index/human-development-index-info (data obrashcheniya 27.01.2017).

10. Vsemirnyi indeks schast'ya v 2015 g. Tsentr gumanitarnykh tekhno-logii. URL: http://gtmarket.ru/news/2015/04/24/7130 (data obrashcheniya 27.01.2017).

11. Ivanova S. $663 mlrd. za imidzh. Vedomosti. 2006. 1 marta.

12. Plisetskaya M.Ya. Maiya Plisetskaya. M.: OAO Izd-vo «Novosti», 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.