Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2019, №2, Том 11 / 2019, No 2, Vol 11 https://esj.today/issue-2-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/91ECVN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Шкодинский С.В., Назаров А.Г. Привлечение инвестиций в развитие промышленных предприятий с использованием модели «Triple helix (тройная спираль)» // Вестник Евразийской науки, 2019 №2, https://esj.today/PDF/91ECVN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Shkodinsky S.V., Nazarov A.G. (2019). Attracting investment in the development of industrial enterprises using the Triple helix (Triple Helix) model. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(11). Available at: https://esj.today/PDF/91ECVN219.pdf (in Russian)
УДК 338.2 ГРНТИ 06.81.12
Шкодинский Сергей Всеволодович
ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации»
Москва, Россия Главный научный сотрудник Доктор экономических наук, профессор E-mail: sh-serg@bk.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5853-3585
Назаров Андрей Геннадьевич
ФГБУН «Институт проблем рынка Российской академии наук», Москва, Россия
Докторант Кандидат политических наук E-mail: andrey.g.nazarov@gmail.com ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4913-6529
Привлечение инвестиций в развитие промышленных предприятий с использованием модели «Triple helix (тройная спираль)»
Аннотация. В статье исследована концепция «тройной спирали», выделены ее элементы, функции ее составляющих и принципы их взаимодействия. Актуальность исследования состоит в необходимости усовершенствования методических основ использования на практике концепции «тройная спираль» и подготовки соответствующих рекомендаций по разработке государственной научно-технической и инновационной политики на основе современных сложных моделей взаимодействия между субъектами инновационных процессов в системе «государство - наука - промышленность» (модель «Triple helix»).
В представленной научной работе авторами, на основе проведенного анализа внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования и странам, сделан вывод о значительных отличиях в структуре финансирования инноваций в России и ряде зарубежных стран. Также авторами рассмотрен российский опыт создания Start -парков как технологии практического применения концепции «тройной спирали» и предложен ряд мер для совершенствования взаимодействия государства, бизнеса и науки в целях привлечения инвестиций в развитие промышленных предприятий, в том числе разработаны инструменты стимулирования бизнеса для привлечения последних в индустриальные парки и увеличения объемов производства инновационной продукции (товаров, работ, услуг).
Авторы в научной статье отмечают, что практическое использование концепции «государство - наука - промышленность» (модель «Triple helix») позволит, во-первых, создать новую парадигму кооперации всех субъектов, включенных в инновационные процессы (что будет стимулировать рост инновационной активности и рост национальной экономики в целом), а, во-вторых, обеспечит ускоренную диффузию инноваций, что, в свою очередь, будет способствовать более быстрому освоению результатов научно-технического прогресса на практике.
Ключевые слова: инновации; модель; «тройная спираль»; технологии; инновации; бизнес; инновационный кластер; технопарки
Введение
В современных условиях глобализационного развития конкурентоспособность экономики страны зависит от ее способности вовремя и адекватно реагировать на потребности общества и продуцировать инновации, следовательно, конкурентный статус современной экономики определяется в том числе мощностью инновационной составляющей развития промышленных предприятий [1; 2].
Известные концепции инновационной деятельности промышленных предприятий сосредоточены преимущественно на отражении внутреннего процесса возникновения инноваций. Например, создание инноваций в метафорической модели тройной спирали «университет - промышленность - правительство» [3; 4] раскрывает лишь процесс возникновения отправного элемента. Полученные при институциональной поддержке правительства (государства) в университетах и реализованные промышленностью инновационные решения только начинают свой путь. Но инновационный процесс охватывает производственные и организационные элементы не только промышленности, но и всех составляющих экономического продвижения материальных и нематериальных благ. При таком подходе можно рассматривать процесс внедрения инноваций как диалектический процесс непрерывных циклических переходов от достигнутого развития национальной экономики к следующему эволюционному этапу, но движение при этом осуществляется не по прямой, но по спирали (в данном случае - по инновационной спирали).
На основе этого постулата Г. Ицковиц в своих трудах [3; 4] предложил реальную и действенную модель эффективного сотрудничества (кооперации) университетов с промышленностью (бизнесом) и властью (правительством). Для общества в целом такого рода кооперация несет значительный экономический, научно-технический и социальный эффект, а инвестиции в инновации, человеческий и интеллектуальный капитал являются наиболее выгодными в долгосрочной перспективе. Учитывая, что российская экономика находится в процессе трансформации, необходимым условием её реформирования является налаженное и взаимовыгодное партнерство государства, бизнеса и университетов, что позволит согласовать интересы сторон и объединить их усилия для привлечения инвестиций в инновации.
Методы
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют научные положения классической и неоинституциональной экономической теории, труды отечественных и зарубежных ученых по проблематике привлечения инвестиций в промышленном секторе (в том числе: инвестиций в инновации, в развитие человеческого и интеллектуального капитала), периодические и специализированные издания, научная информация сети Internet, а также результаты собственных исследований автора. Для достижения цели применялись такие общенаучные и специальные методы исследований: монографический и диалектический - в
процессе проведение исследований и теоретических обобщений; абстрактно-логический - для разработки практических рекомендаций по использованию модели "Triple Helix" на практике и формулировки выводов.
Результаты
Модель "Triple Helix" представляет собой трёхстороннюю сеть, которая включает трех взаимодействующих субъектов и три основных элемента (таблица 1).
Таблица 1
Субъекты и элементы модели "Triple Helix" [4]
Элементы модели Взаимодействующие субъекты
Университеты (научно- исследовательский и образовательный сектор) Государство (институты государственного управления) Предприятия (предпринимательские и корпоративные структуры)
Наука Разработка фундаментальных и прикладных научных идей Финансирование фундаментальных и прикладных разработок. Поддержка продвижения и диффузии инноваций Софинансирование научно-исследовательского и научно-образовательного сектора
Технологии Разработка новых технологических решений Научно -производственные кооперации (коллаборации), внедрение, использование и продвижение инноваций
Инновации Создание прототипов продукции
Таким образом, элементы модели формируют пространство знаний, инноваций и кооперации. Пространство знаний охватывает развитие, распространение и использование идей, технологий и инноваций. В свою очередь инновационное пространство охватывает деятельность предпринимательских и корпоративных структур, включенных в инновационные процессы и процессы взаимодействия с другими субъектами модели тройной спирали. Пространство взаимодействия включает в себя государственные институты и негосударственные субъекты, которые объединяют компоненты модели «тройной спирали» для обсуждения и оценки предложений, обмена ресурсами и продвижения совместных проектов. На сегодняшний день основная задача состоит в том, чтобы модель «тройной спирали» получила апробацию, а также обеспечила получение синергетического эффекта от научно-технического прогресса, в который вовлечены практически все властные, научно-исследовательские и экономические субъекты [5].
Рассматриваемая модель «тройной спирали» в условиях экономики знаний предполагает не только взаимосвязь различных составляющих инновационной системы: университетов, предприятий и государства, но и сближение и даже частичную взаимозаменяемость их функций:
• приобретение предприятиями образовательных функций, а университетами предпринимательских функций, заключающихся в осуществлении совместной маркетинговой деятельности, в создании собственных дочерних предприятий и учебных центров;
• функции государства в рамках этой модели тоже приобретают существенные изменения: от непосредственного финансирования фундаментальной академической науки к посредничеству между предприятиями и университетами с целью развития и активизации их взаимодействия.
Поскольку представители «тройной спирали» имеют разные стратегии развития, культуру, мотивы существования, географический охват, то формирование кластера их взаимодействия возможно при условии нахождения «точки пересечения» их интересов. Это положение перекликается с концепцией «5И», предложенной М.П. Войнаренко [6]. Ученый
отмечает, что необходимыми условиями создание кластера являются: инициатива, интерес, информация, интеграция и инновации. Первые три признака представляют собой взаимодействие человеческого капитала, то есть формируют интеллектуальный капитал кластера взаимодействующих субъектов. Так, например, известный кластер США «Кремниевая долина», подает пример эффективного взаимодействия академической среды и представителей бизнеса. В состав кластера входит более 7 тыс. высокотехнологичных компаний, исследовательских центров, учебных заведений, венчурных фирм и банков.
Целесообразность и эффективность сотрудничества в рамках модели «тройной спирали» определяется системой предпочтений взаимодействующих субъектов (табл. 2).
Таблица 2
Преимущества сотрудничества между университетами, предприятиями и государством
Университет Бизнес Государство
Увеличение инвестиций в фундаментальные и прикладные исследования Рост инновационности производства, превращение его в высокотехнологичное Развитие приоритетных сфер научных исследований, реализация научного потенциала страны
Создание научно-исследовательских институтов, лабораторий, технопарков, инкубаторов, обновление материально - технической базы, налаживание каналов для трансфера технологий в производство Повышение конкурентоспособности на рынке благодаря использованию уникальных технологий Повышение деловой активности за счет предоставления льгот, освобождения от налогов бизнес-структур, которые сотрудничают с университетами
Создание на базе университета структурных подразделений, занимающихся предпринимательской деятельностью Создание на базе предприятия структурных подразделений, занимающихся научными исследованиями Повышение роста человеческого и интеллектуального капитала, снижение зависимости от физических ресурсов
Увеличение автономности и финансовой независимости Увеличение прибыли за счет увеличения добавленной стоимости Адаптация профессиональной подготовки к современным потребностям рынка труда
Расширение возможностей в сфере научных исследований и трудоустройство студентов Привлечение высококвалифицированных кадров Со циально -экономическо е развитие регионов, развитие региональных научно-технологических центров
Получение прав интеллектуальной собственности и патентов на изобретения, коммерциализация знаний Расширение функций бизнеса, участие в создании совместных венчурных фондов и в образовательном процессе высших учебных заведений Интеграция в международное научное пространство, налаживанию международной коммерциализации знаний и трансфер технологий
Повышение престижа университета и науки в целом Повышение репутации, признание, лояльность со стороны государства и одобрение обществом Рост конкурентоспособности страны
Обмен кадрами, создание профессиональных связей и появление взаимного доверия между институтами, сближения образования, науки, бизнеса и государства
Составлено авторами
Важное направление дальнейшего развития - модификация подхода к управлению инновациями, предполагающая внедрение портфельного управления инновационными проектами и исследованиями с учетом развития приоритетных направлений, для чего необходимо развитие новых компетенций [7-9]. Эффективная работа с инновациями требует изменения отношения к инвестициям в инновации, а именно повышения толерантности к риску, так как лишь малая часть инновационных проектов заканчивается грандиозным успехом. Для упрощения процесса привлечения финансирования в развитие инноваций необходимо снижение уровня бюрократических препятствий при выдаче грантов [2; 10].
В этом аспекте важным вопросом встает финансирования научной и инновационной деятельности университетов. В развитых странах университетам могут предоставляться в пользование определенные ресурсы (например, земля) для получения прибыли и самофинансирования. В некоторых странах, в частности в США, для финансирования научных разработок используются эндаумент-фонды или фонды целевого капитала - финансовые пожертвования на деятельность университетов, что путем дальнейшего инвестирования обеспечивают прибыль последним.
Обсуждение
По данным Министерства экономического развития Российской Федерации и АО "РВК", коммерциализация остается слабым местом российских инноваций [11]. В России государство сыграло существенную роль в формировании системы финансирования инноваций, в том числе рынка венчурного финансирования. Расходы государства на исследования и разработки за 2013-2017 гг. выросли на 33,27 % и составили 143,1 млрд руб. в 2017 г. На долю субсидий государственного бюджета, грантов и других видов конкурсного финансирования в 2017 г. приходилось 23,3 % от внутренних затрат на исследования и разработки предприятий [11; 12].
Структура финансирования инновационного сектора в разных странах мира во многом определяется статистическими особенностями учета вложений в НИОКР (научно -исследовательские и опытно-конструкторские работы). В табл. 3 представлена структура НИОКР по источникам финансирования в некоторых странах мира.
Таблица 3
Структура внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования и странам в 2017 году [12]
Страны Внутренние затраты на исследования и разработки Средства государства Средства предпринимательского Иностранные источники Другие национальные
сектора источники
Россия 100 66,2 30,2 2,6 1,0
Великобритания 100 50,2 47,5 - 2,3
Германия 100 27,7 49,0 17,1 6,3
Индия 100 28,5 65,2 5,9 0,3
Италия 100 38,0 50,0 8,3 3,7
Канада 100 33,0 40,6 10,7 15,8
Китай 100 20,0 76,1 0,7 -
Республика Корея 100 22,7 75,4 0,9 1,0
США 100 25,1 62,3 5,2 7,4
Тайвань 100 21,3 77,7 0,1 0,8
Франция 100 34,8 54,8 7,6 3,5
Япония 100 15,0 78,1 0,7 6,2
В России наблюдаются значительные отличия в структуре вложений в инновационный сектор: здесь 66,2 % инвестиций в НИОКР покрывается государственными учреждениями, что более чем в два раза превышает долю вложений бизнес сектора страны, а на долю других национальных источников приходится только 1 % от общего объема расходов на НИОКР. В отличие от англосаксонских стран, где высшие учебные заведения активно сотрудничают как с государственными организациями, так и с частными корпорациями в области создания инноваций, в России система кооперации университетов и частного сектора еще не получила широкого распространения [7; 8].
Высокая эффективность и адаптивность к внешним условиям в «тройной спирали» обеспечивается благодаря интеграции и взаимодействия ее субъектов - университет, государство, бизнес - путем образования региональных кластерных и других гибридных структур.
Эффективность использования структур такого типа зависит от того, что результат нелинейно повышается при росте масштабов сети. Возникает необходимость переосмысления функций государства, университетов (научных организаций) и фирм во время реализации задач стратегии инновационного развития. В России наиболее распространенной формой партнерства остаются программы стажировки студентов, учебные курсы и конкурсы, однако возможности и варианты сотрудничества между государством, бизнес-средой и образовательной сферой гораздо больше. Так, новые формы взаимодействия власти, бизнеса и науки включают:
• технопарки;
• научные парки;
• индустриальные парки;
• центры трансфера технологий;
• информационные центры (научно-технической информации);
• международные организации по трансферу технологий.
В научных трудах Дежиной И.Г., Киселевой В.В. показано, что в России пока не сложилась сколько-нибудь эффективная тройная спираль в экономике, но стоит выделять следующие двойные спирали отношений, характерные для российской экономической действительности (табл. 4).
Таблица 4
Двойные спирали в российской экономике [5]
Спираль отношений Характеристика
Государство -фундаментальная наука Наблюдается несоответствие спроса и предложения научной продукции, что вызывает неэффективность использования имеющихся в спирали ресурсов, изнашивание и моральное устаревание человеческого капитала
Наука - бизнес Взаимодействие крайне слабое, только зарождается
Государство -промышленность Государство участвует в доходах отрасли в качестве совладельца
Государство -остальной бизнес Государство вводит для них особую экономическую политику, которая охватывает предоставление налоговых и кредитных льгот, целевое финансирование отдельных инновационных разработок, государственный заказ на инновационную продукцию
Несмотря на то, что в России не сложилась тройная спираль, интегрирующая интересы экономических, государственных и исследовательских институтов, отдельные примеры использования концепции "Triple Helix" имеют место. Так, например, в 2011 году в Санкт-Петербурге запущена научно-исследовательская и производственная платформа, где впервые в одном проекте применены сразу несколько инновационных механизмов финансирования, подготовки кадров, разделения ответственности и минимизации рисков. Эта модель реализована на базе Полимерного кластера Санкт-Петербурга1 (Центра прототипирования изделий из композиционных материалов и нанесения покрытий).
Также в качестве примера можно привести бизнес-модель Start-парка [13]. В основе построения модели лежит принцип создания классического технопарка. В Start-парке на
1 Санкт-Петербург. Полимерный кластер: http://www.kp-plant.ru/. Страница 6 из 11
региональном уровне происходит интеграция и эффективное взаимодействие участников «тройной спирали», каждый из которых выполняет определенные функции:
1. университет обеспечивает Start-парк научными разработками и проектами (с целью их коммерциализации), кадрами из числа студентов, аспирантов и сотрудников, которые могут проходить обучение в специализированной бизнес-школе. Первый набор в бизнес-школе учится бесплатно, а далее - на платной основе, что является дополнительным источником прибыли Start-парка. В основе обучения - участие в реализации конкретных проектов;
2. бизнес обеспечивает привлечение инвестиций, выступает заказчиком научно-технических разработок. В рамках Start-парка создается венчурная предпринимательская структура, которая привлекает инвестиции от других венчурных фондов, региональных инвесторов, государственных фондов, местных бюджетов и т. д.;
3. государство осуществляет нормативно-правовое обеспечение, предоставление консалтинговых и информационных услуг, частичная финансовая поддержка.
Основной особенностью данной модели является то, что предлагается отказаться от обязательного территориального объединения участников Start-парка в едином комплексе сооружений, и создать ряд отдельных структур, задействованных в отдельных звеньях инновационного цикла и объединить их на базе единого центра, в значительной степени виртуального.
Для повышения эффективности взаимодействия государства, науки и бизнеса с позиций содействия развитию современной промышленности и привлечения инвестиций в инновации важно реализовать следующие меры:
1. Принятие и реализацию программ по развитию приоритетных производств, которые бы предусматривали инвестиции в научно-исследовательские центры, проводящие исследования в соответствующих направлениях.
2. Содействие промышленному объединению исследовательских академических заведений за счет поощрения создания профессиональных сетей и кластеров для ускорения выхода на рынок новой конкурентоспособной продукции.
3. Предоставление государственной поддержки (приоритетное финансирование проектов, предоставление грантов в рамках реализации программ регионального развития, энергоэффективности и т. п.) при условии соучастия производителей и ученых.
Для улучшения ситуации в сфере взаимодействия государства, бизнеса и науки, а также привлечения инвестиций в развитие промышленных предприятий целесообразно:
• нормативно-правовое урегулирование механизма передачи организациям-разработчикам, инвесторам или другим хозяйствующим субъектам прав государства на результаты научной и научно-технической деятельности для введения их в хозяйственный оборот;
• совершенствование патентной и лицензионной деятельности через усиление координации взаимодействия органов исполнительной власти, ответственных за инновационную, промышленную, научно-техническую политику и политику охраны прав на объекты промышленной собственности;
• обеспечение стимулирования изобретательской деятельности и патентования на приоритетных направлениях науки и технологий (технологического обновления
промышленности на основе 5-го и 6-го технологических укладов), а также современных технологий с инновационным потенциалом.
С целью создания благоприятных условий для активизации и развития инвестиционной деятельности, устранения препятствий в ее осуществлении основными задачами государства является:
1. создание системы координации взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, с предприятиями, деловыми и финансовыми структурами, консалтинговыми и инвестиционными фондами по привлечению инвестиций;
2. информационная пропаганда потенциальных возможностей предприятий среди отечественных и иностранных инвесторов с целью привлечения инвестиционных капиталов в социально-экономическое, культурное и духовное развитие территорий;
3. формирование положительного имиджа территории и ее популяризация среди потенциальных инвесторов;
4. изучение, разработка инвестиционных предложений, а также подготовка и анализ инвестиционных проектов;
5. поддержка и мониторинг инвестиционной деятельности и привлечения дополнительных стимулов привлечения инвестиций для решения проблем социально-экономического, культурного и духовного развития;
6. предоставление необходимой информации потенциальным инвесторам;
7. поддержка собственного товаропроизводителя;
8. создание новых, конкурентоспособных видов продукции с внедрением передовых технологий в производство;
9. защита окружающей среды и осуществление природоохранных мероприятий;
10. профессиональная подготовка в соответствии с международными стандартами, бизнес-планов, важных для региона инвестиционных проектов и предложений.
На международном рынке инвестиционных капиталов одним из самых эффективных средств в конкурентной борьбе за инвестиции является предоставление инфраструктурных услуг, обеспечивающих инвесторам снижение издержек в реализации конкретных инвестиционных проектов. Среди этих услуг особое место занимает информационное обеспечение инвестиционного процесса, как один из действенных инструментов государственной поддержки процесса привлечения инвестиций.
Необходимо рассмотреть предложения по предоставлению соответствующих льгот субъектам предпринимательства [14], которые имеют перспективные инвестиционные проекты, при реализации которых увеличатся объемы производства и рабочие места, в том числе:
1. предоставление налоговых преференций;
2. предоставление объектов инфраструктуры в аренду или пользование на льготных условиях;
3. предоставление приоритетного права участия в выполнении региональных заказов и контрактов.
Привлечение инвестиций через различные кластерные структуры (индустриальные парки, технопарки, коллаборации, start-парки и т. п.) может радикально повысить
инвестиционную привлекательность территорий и способствовать вложению в экономику дополнительного капитала. Внедрение высоких технологий в производстве приводит к увеличению объемов и ассортимента выпуска продукции, повышение конкурентоспособности экономики и, что очень важно, - создание новых рабочих мест и значительному увеличению поступления в бюджеты всех уровней.
Таким образом, построение конструктивного диалога между государством, бизнесом и университетами возможно только при условии согласованности интересов всех сторон и заинтересованности в продуктивном и взаимовыгодном сотрудничестве. На государство возлагается ведущая роль в обеспечении необходимых условий партнерства, как для университетов, так и бизнес-организаций, в выработке системы мотивов и стимулов к осуществлению научно-исследовательских работ, которые в дальнейшем должны найти воплощение в наукоемкой продукции (товарах, работах и услугах, представленных на конкурентном рынке).
Для улучшения ситуации в сфере взаимодействия государства, бизнеса и науки, а также привлечения инвестиций в развитие промышленных предприятий целесообразно:
1. оптимизировать и усовершенствовать нормативно-правовое урегулирование механизма передачи организациям-разработчикам, инвесторам или другим хозяйствующим субъектам прав государства на результаты научной и научно-технической деятельности для введения их в хозяйственный оборот;
2. провести совершенствование патентной и лицензионной деятельности через усиление координации взаимодействия органов исполнительной власти, ответственных за инновационную, промышленную, научно-техническую политику и политику охраны прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности;
3. обеспечить стимулирование изобретательской деятельности и патентования на приоритетных направлениях науки и технологий.
С целью стимулирования прихода бизнеса в кластерные структуры, а также для увеличения объемов производства инновационной продукции путем расширения инвестиционного потенциала промышленных предприятий необходимо применять широкий спектр инструментов поддержки в таких формах как: софинансирование инвестиционных проектов; опосредованного уменьшения затрат инвесторов; предоставление налоговых льгот.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тюкавкин Н.М., Анисимова В.Ю. К вопросу инвестиционной привлекательности реального сектора промышленности России // Аудит и финансовый анализ. 2016. №. 6. С. 259-262.
2. Dudin M.N. International Practice of Generation of the National Budget Income on the Basis of the Generally Accepted Financial Reporting Standards (IFRS) / Dudin M.N., Prokofev M.N., Fedorova I.Ju., Frygin A.V., Kucuri G.N. // Asian Social Science. 2015, Vol. 11, №8. - P. 119-126. doi:10.5539/ass.v11n8p119.
3. Etzkowitz H., Zhou C. The Triple Helix: University-industry-government innovation and entrepreneurship. London, NY: Routledge, 2017. - 237 p.
4. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The dynamics of innovation: from National Systems and "Mode 2" to a Triple Helix of university-industry-government relations // Research policy. 2000. Vol. 29. No 2. - P. 109-123.
5. Дежина И.Г., Киселева В.В. Государство, наука и бизнес в инновационной системе России. М.: ИЭПП, 2008. - 227 с.
6. Войнаренко М.П. Кластеры в институциональной экономике (монография). СПб: АНО ИПЭВ, 2013. - 494 с.
7. Куценко Е., Тюменцева Д. Кластеры и инновации в субъектах РФ: результаты эмпирического исследования // Вопросы экономики. 2018. №. 9. - С. 93-107.
8. Сайбель Н.Ю., Совмиз А.Ш. Перспективы развития инновационного предпринимательства в России // Экономика и управление: теория, методология, практика. 2018. - С. 6-14.
9. Мингалева Ж.А. Ключевые факторы стимулирования технологической модернизации промышленного производства // Вектор экономики. 2018. №. 4. -С. 80.
10. Мирзоева А.Р. Организационно-экономическая модель регулирования инвестиционной деятельности в регионе // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. №. 4. - С. 120-123.
11. Национальный доклад об инновациях в России 2017 // АО РВК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rvc.ru/upload/iblock/c64/RVK_innovation_2017.pdf.
12. Наука. Технологии. Инновации: 2019: краткий статистический сборник // НИУ ВШЭ, 2019. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2018/12/11/1144786145/niio2019.pdf.
13. Малыгин Л.Л., Малыгин М.Л. START-парк - технология коммерциализации будущего // Журнал «Инновации», 2010. № 10. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://innov.etu.ru/innov/archive.nsf/0d592545e5d69ff3c32568fe00319ec1.
14. Грызунова Н.В., Дудин М.Н., Тальберг О.В. Управление денежными потоками предприятия и их оптимизация // Научно-практический журнал «Экономика, Статистика и информатика. Вестник УМО», 2015. №1. - С. 67-72.
Shkodinsky Sergey Vsevolodovich
Financial research institute of the ministry of finance of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: sh-serg@bk.ru
Nazarov Andrey Gennadievich
Market economy institute, Moscow, Russia E-mail: andrey.g.nazarov@gmail.com
Attracting investment in the development of industrial enterprises using the Triple helix (Triple Helix) model
Abstract. The article explored the concept of a "Triple Helix", highlighted its elements, the functions of its components and the principles of their interaction. The relevance of the research is the need to improve the methodological foundations of using the triple helix concept in practice and prepare relevant recommendations for the development of state science and technology and innovation policy based on modern complex interaction models between the subjects of innovation processes in the state - science - industry system ("Triple Helix").
In the submitted scientific work by the authors, based on the analysis of domestic spending on research and development by sources of funding and countries, concluded that there are significant differences in the structure of financing innovation in Russia and a number of foreign countries. The authors also reviewed the Russian experience of creating Start-parks as a technology for practical application of the "Triple Helix" concept and proposed a number of measures to improve the interaction of the state, business and science in order to attract investment in the development of industrial enterprises, including the development of business incentive tools to attract the latter industrial parks and increasing the volume of production of innovative products (goods, works, services).
The authors in a scientific article notes that the practical use of the "state - science - industry" concept (the "Triple Helix" model) will, firstly, create a new cooperation paradigm for all actors involved in innovation processes (which will stimulate the growth of innovation activity and the growth of the national economy in in general), and, secondly, it will ensure accelerated diffusion of innovations, which in turn will contribute to a more rapid mastering of the results of scientific and technological progress in practice.
Keywords: innovations; model; "Triple Helix"; technologies; innovations; business; innovation cluster; technology parks