ФИНАНСЫ
Привлечение иностранных инвестиций в Россию
В представленных тезисах рассмотрены теоретические основы понятия «иностранные инвестиции», барьеры препятствующие поступлению инвестиций в Россию, а также способы привлечения инвесторов. Помимо этого, представлены направления инвестиционной политики Российской Федерации, рассмотрена «взаимосвязь» национальной экономики с иностранными инвестициями.
М.А. Чеглова, студентка факультета налогов и налогообложения Финансового университета Н manya9212@bk.ru
О функциональности инвестиций можно рассуждать с разных позиций, одной из которых является позиция экономической целесообразности. Инвестиции представляют собой денежное вложение на длительный срок, рассчитанное на получение дивидендов по прошествии времени. Сам термин пришел в Россию в 1990-х годах, во времена экономических реформ. Целью этих реформ, как известно, было формирование рыночных условий хозяйствования.
С помощью инвестиций происходит развитие хозяйствующих субъектов, а также страны в целом. В свою очередь, объем и форма инвестиций оказывают влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Целью инвестирования является определение способа вложений, при котором субъект достигнет минимальной степени риска и требуемого уровня доходности.
В настоящее время наиболее востребованной и эффективной формой капиталовложений для стран с развивающейся экономикой являются прямые иностранные инвестиции, при помощи которых реализуются крупные проекты.
Под прямыми иностранными инвестициями понимается:
• приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли, долей (вклада) в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с Гражданским кодексом [1];
• вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического липа, созданного на территории России;
• осуществление на территории России иностранным инвестором как арендодателем финансовой
аренды оборудования, таможенной стоимостью не менее 1 млн руб. [5].
Мировая глобализация, необходимость интеграции в мировой рынок, вступление России в ВТО - все эти процессы определяют потребность в качественном развитии инвестиционной политики Российской Федерации. Глобализация финансовых рынков способствует формированию сегментов финансовых рынков, а также появлению новых финансовых продуктов и операций. Роль прямых иностранных инвестиций возросла в условиях современной глобализации. В качестве инвесторов выступают транснациональные компании (ТНК), которые, в свою очередь, эффективно используют ресурсы зарубежных стран. Они заложили фундаментальную основу глобализации, переведя свое производство за границу. Большую роль сыграло то, что им удалось создать единую сеть производства товаров и услуг с помощью формирования филиалов за границей. Благодаря такому ходу ТНК возросла взаимозависимость стран.
Наиболее мощные ТНК в России функционируют в топливно-энергетическом комплексе. Ярким примером служит ОАО «Газпром». Компания является 100 % монополистом в сфере добычи и экспорта газа, а также выступает в качестве крупного источника поступления конвертируемой валюты в Российской Федерации. Германия является главным центром инвестиционной деятельности «Газпрома» за рубежом.
По данным Госкомстата, за последнее время существенно увеличивается доля инвестиций в промышленность. Этому поспособствовали следующие меры государственной поддержки:
1) устранение административных барьеров;
2) разработка законопроектов, направленных на закрепление гарантий прав при осуществлении инвестиционной деятельности,
3) установление четких и понятных принципов осуществления государственной поддержки инвесторам;
4) защита прав собственников и инвесторов;
5) налоговая реформа;
6) использование международных стандартов учета;
7) реформа банковской системы России;
8) развитие внутреннего инвестиционного потенциала [3].
Одной из причин увеличения притока капитала из-за рубежа является улучшение конъюнктуры в стране, а также стабилизация в промышленной отрасли и улучшение условий внешней торговли. Достигнутая за последнее время политическая стабильность сыграла немаловажную роль. Необходимо отметить, что притоку иностранных инвестиций поспособствовало решение о вступлении России в ВТО.
Прямые инвестиции позволяют приобрести целый комплекс ресурсов, в том числе, менеджмент. Однако при таком варианте существуют свои отрицательные моменты: осложнение в осуществлении контроля инвестора, а также его собственность. Стоит отметить, что прямые инвестиции несут в себе потенциально большой риск, обусловленный особенностями развития реального сектора экономки. В таком случае государство выступает в роли импортера и не несет никаких обязательств. Такие инвестиции привлекаются на достаточно длительный срок. Осуществление прямых инвестиций происходит либо благодаря созданию новых предприятий, либо посредством поглощения уже действующих. Инвестиции благотворно воздействуют на страну, привлекшую их, посредством создания новых рабочих мест.
Десятилетиями в России не приветствовалось принятие иностранного капитала. Одним из позитивных моментов за долгие годы стало решения о допустимости частных иностранных инвестиций. За последние тридцать лет произошло множество реформ, позволяющих свободно осуществлять в настоящее время инвестиционную деятельность. Еще в 1980-е г. Россия признала возможным смешанные предприятия, чуть позже, в 1990-х г. было снято ограничение на долю капитала, принадлежащего иностранному инвестору [4]. Создание правовых основ для иностранных инвестиций было заложено с принятием законов «Об иностранных инвестициях в РСФСР», «О свободных экономических зонах», «О соглашениях о разделе продукции».
За счет доходов иностранных предприятий осуществляется выплата прибыли и амортизации капитала. Это свидетельствует о том, что прямые инвестиции являются самоокупаемыми.
Как по отношению к потребностям страны в капиталовложении, так и по сравнению с другими странами объем прямых иностранных капиталовложений в Россию невелик. Однако свой вклад внес приток иностранных инвестиций в валовое накопление основного капитала. Данный показатель рассчитывается исходя из отношения прямых иностранных инвестиций к валовому накоплению основного капитала.
Невысокий приток иностранного капитала в Россию объясняется недостаточно хорошим инвестиционным климатом. Также барьером для притока инвестиций в Россию служат особенности национальной экономики страны: специфические отношения между государством и бизнесом, тяжелые для восприятия иностранным капиталом, а также настороженное отношение к иностранному капиталу общества в целом.
Для увеличения притока иностранных инвестиций необходимо достигнуть стабильно высоких темпов экономического роста, создать большие льготы для иностранных инвесторов. Только благодаря этому иностранные инвесторы смогут преодолеть сложности местного инвестиционного климата.
Инвестиционный климат представляет собой сложившуюся в стране определенную ситуацию с точки зрения иностранных инвесторов, вкладывающих в ее экономику свои капиталы [2].
Инвестиционный климат обусловлен факторами риска. Их можно объединить в три группы:
• социально-политическая ситуация в стране и ее перспективы;
• внутриэкономическая ситуация и перспективы ее развития;
• внешнеэкономическая деятельность и ее перспективы.
Каждый фактор обладает своей долей влияния и оценивается в баллах, независимо от других.
В конце XX в. из-за кризиса и дефолта появилась тенденция к спаду объемов инвестиций. После кризиса произошло резкое снижение притока инвестиции из-за рубежа. Иностранные инвестиции стали менее рентабельными и более рискованными. Выходом из этой ситуации стала кредитная форма вложений. Только спустя несколько лет доля иностранных инвестиций в национальной экономике стала увеличиваться.
В последнее время выгодную позицию в структуре иностранных инвестиций занимают кредиты и займы. С начала XXI в. их доля составляет 1/3 от общего объема. Но существует риск, что зарубежные кредиты могут не дойти до отечественного производителя.
в конце XX в. из-за кризиса и дефолта появилась тенденция к спаду объемов инвестиций. После кризиса произошло резкое снижение притока инвестиций из-за рубежа. иностранные инвестиции стали менее рентабельными и более рискованными. выходом из этой ситуации стала кредитная форма вложений
Денежные средства не покидают территорию страны, выделившую их под кредиты. Их используют на территории страны-кредитора для оплаты товаров за счет займов. Существуют кредиты, предоставляемые под гарантии государства. В случае неисполнения договора денежные средства списываются на государственный долг. Если такая позиция будет зафиксирована и в дальнейшем, то неизбежно ухудшится платежный баланс страны. Также появляется возможность ужесточения условий предоставления кредитов и растут затраты на обслуживание внешнего долга страны.
Степень интеграции государства в мировое сообщество напрямую зависит от увеличения или уменьшения объема иностранных инвестиций, который, в свою очередь, зависит от инвестиционного климата государства. Чем выше уровень поступлений иностранных инвестиций, тем более надежным партнером признается государство со стороны мировых сообществ.
Привлечение иностранных инвестиций для государства с низким уровнем жизни населения является выгодной партией благодаря возможности привлечении более дешевой рабочей силы. Также возможно приобретение производственного сырья и дешевых ресурсов.
С точки зрения национальной экономики,привлечение инвестиций играет двоякую роль. С одной стороны, они препятствуют развитию национальной экономики в глобальной перспективе, а с другой -позволяют сократить проблемы безработицы в стране, увеличив технологические и производственные возможности государства.
Следовательно, для успешного функционирования национальной экономики необходимо поддержание баланса между ввозом и вывозом капитала. Это правило соблюдается для того, чтобы сотрудничество было взаимовыгодным для обеих сторон.
В настоящее время, можно выделить следующие основные направления инвестиционной политики в Российской Федерации:
• меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов;
• меры по увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития;
• меры по повышению жизненного уровня населения [1].
О результатах и эффективности осуществления данной политики свидетельствует увеличение объема инвестиционных ресурсов.
Фундаментальную основу при формировании инвестиционной политики закладывают следующие принципы:
• создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;
• прямое участие государства в инвестиционной деятельности1.
Инвестиционная политика государства представляет сложный процесс, который осуществляется в зависимости от множества факторов.
1. Основным фактором является традиционно сильная роль государства, связанная с управлением в экономической сфере и самой экономикой.
2. Эффективное функционирование рыночной экономики. Она предназначена для получения выгоды от действий, совершаемых субъектами инвестиционной деятельности, а также от долгосрочных перспектив, заданных государственной политикой.
3. К таким факторам можно приравнять политическую и экономическую нестабильность, а также мировой финансовый кризис.
Таким образом, активное воздействие государства на процессы, связанные с инвестициями, является необходимым условием для обеспечения благоприятного инвестиционного климата. Не стоит забывать и об оживлении инвестиционной деятельности, которая, в свою очередь, позволяет обеспечить стабильное развитие социально-экономической системы в целом.
литература
1. Мальщукова О. М. Особенности инвестиционной политики России на современном этапе. М.: РИОР, 2011.- 38 с.
2. Марыгова Е. А. Макроэкономика: учебник для вузов.- М.: Кнорус, 2010.- 302 с.
3. Носова С. С. Экономическая теория.- 2-е изд.- М.: Издательство: Кнорус, 2008.- 240 с.
4. Сажина М. А., Чибров Г. Г. Экономическая теория: учебник для вузов. М.: Норма, 2009.- 671 с.
5. Иностранные инвестиции в экономике России: интернет статья. Москва, 2010. 3 с.
Научный руководитель Н. А. Горохова, канд. экон. наук, доцент
1 Статья 11 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 23.07.2010) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
для увеличения притока иностранных инвестиций необходимо достигнуть стабильно высоких темпов экономического роста, создать большие льготы для иностранных инвесторов