2 114В) - 2007
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Л.А. ВОРОНИНА,
доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики Кубанского государственного университета
Е.О. ГОРЕЦКАЯ,
кандидат географических наук,доцент кафедры менеджмента и мировой экономики Краснодарского филиала Российского государственного торгово-экономического университета
Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и притоком капитала в отрасли, свободные для предпринимательства.
С официальной точки зрения следует активно привлекать иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный климат. В то же время существуют и другие мнения о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику.
Вместе с тем объективные законы мировой экономики, процессы международной миграции капиталов свидетельствуют о том, что Россия не может стоять в стороне от активного привлечения и использования иностранных инвестиций.
Как свидетельствует практика, мировое хозяйство и отдельные национальные хозяйства не могут эффективно функционировать без притока капитала в международном масштабе и его активного использования. Это объективная необходимость и одна из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства и международных экономических отношений.
Мировая экономическая наука еще в 1960-х гг. убедительно доказала, что любая развивающаяся страна, стремящаяся к быстрому повышению национального дохода, столкнется с неразрешенными трудностями, если попытается осуществить программу капиталовложений, ограничиваясь лишь мобилизацией национальных средств. Поставив цель интегрироваться в мировое хозяйство, признавая необходимость следования идеалам открытой экономики, нельзя не признать объективности
процессов притока капитала в Россию. Привлечение иностранного капитала в Россию относится не к конъюнктурно-тактическим, а к стратегическим задачам развития российской экономики.
Значение иностранных капиталовложений для России, безусловно, значительно. Подобно другим странам Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор: 1) ускорения экономического и технического прогресса; 2) обновления и модернизации производственного аппарата; 3) овладения передовыми методами организации производства; 4) обеспечения занятости, подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.
В России привлечение иностранных инвестиций становится задачей, от эффективности решения которой зависят ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ. На фоне сложившейся ситуации с внутренними инвестициями доля зарубежных капиталовложений возрастает. Так, в 1995 г. они составили 5 %, в 1996 г. - 7,5 %, в 2002 г. -12,6 % от общего объема. Такая же тенденция отмечается и в 2003-2005 гг. В 2000 г. объем инвестиций, поступивших в Россию от иностранных инвесторов, составил 10 млрд 958 млн долл. США, в 2002 г. — 19 млрд 780 млн долл. США, в 2003 г. — 29 млрд 699 млн долл. США, в 2004 г. — 40 млрд 509 млн долл. США. Отмечается значительное увеличение притока иноинвестиций за период 2000 — 2005 гг. почти в 4 раза (табл. 1).
Однако в условиях перехода от одной хозяйственной системы к другой требуется гораздо больший объем инвестиций для обеспечения такого перехода. Специфические условия нашей страны делают этот процесс не имеющим аналогов в мире.
Таблица 1
Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов
Вид инвестиций 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Млн долл. США В % к итогу Млн долл. США В % к итогу Млн долл. США В % к итогу
Всего инвестиций 19 780 100 29 699 100 40 509 100
В том числе:
прямые инвестиции 4 002 20,2 6 781 22,8 9 420 23,3
из них:
взносы в капитал 1 713 8,6 2 243 7,5 7 307 18
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций 1 300 6,6 2 106 7,1 1 695 4,2
прочие прямые инвестиции 989 5,0 2 432 8,2 418 1,1
портфельные инвестиции 472 2,4 401 1,4 333 0,8
из них:
акции и паи 283 1,4 369 1,3 302 0,7
долговые ценные бумаги организаций 129 0,7 32 0,1 31 0,1
из них:
векселя 65 0,3 32 0,1 31 0,1
облигации и другие ценные бумаги - - - - - -
прочие портфельные инвестиции 60 0,3 - - - -
прочие инвестиции 15306 77,4 22517 75,8 30756 75,9
из них:
торговые кредиты 2243 11,3 2973 10,0 3848 9,5
прочие кредиты 12928 65,4 19220 64,7 26416 65,2
кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства РФ 45 0,2 131 0,4 34 0,1
прочее 90 0,5 193 0,7 458 1,1
Для перевода всего народнохозяйственного комплекса на рыночную основу, модернизации экономики, усиления ее социальной ориентации требуются огромные капиталовложения. Конечно, иностранные капиталы не смогут решить все инвестиционные проблемы в России. Однако в определенной степени в рамках развития отдельных ключевых областей и сфер производства это сделать, видимо, возможно.
Проследим объемы инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов по отраслям экономики России (табл. 2).
За период 2000-2005 гг. основной отраслью-получателем иностранных инвестиций явилась промышленность — более 40 %. Причем здесь выделяются топливная промышленность, в которую было направлено более 20 % иностранных инвестиций, нефтедобывающая — более 19 %, а также торговля и общественное питание — более 32 %. Отмеченная направленность капиталовложений зарубежных инвесторов характерна для последних 5 лет. Крупными получателями иностранных капиталовложений являются также черная и цветная металлургия — по 7 % от общего объема. В этом четко проявляются интересы иностранных инвесторов к сырьевому сектору экономики России.
Однако для нормализации российской экономики в ближайшие 5 — 7 лет, по оценке американ-
ской консалтинговой компании «Эрнст и Янг», нужно привлечь 200 — 300 млрд долл. При этом одному топливно-энергетическому комплексу России для преодоления кризисных проявлений потребуется 100 — 140 млрд долл. Только для замены и модернизации активной части производственных фондов России нужно ежегодно привлекать 15 — 18 млрд долл., для этого необходимо перераспределять в пользу нашей страны примерно десятую часть прямых международных инвестиций.
Иностранный капитал в России присутствует как в государственной, так и в частной форме, в смешанном виде, а также в виде капитала международных организаций. Иностранные инвестиции поступают в российскую экономику как прямые частные инвестиции, в форме портфельных инвестиций и в виде кредитов как ссудный капитал.
Одна из популярных форм привлечения прямых инвестиций в российскую экономику — это создание предприятий с иностранными инвестициями. По данным Госкомстата РФ, в стране зарегистрировано 24 168 совместных и иностранных предприятий. Из них действует 16 079, или 66,5 % от общего числа зарегистрированных.
Сумма уставного капитала по зарегистрированным предприятиям составила 23,9 трлн руб. при этом доля зарубежных партнеров в уставном фонде достигла 75 %.
Таблица 2
Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов по отраслям экономики
Отрасль экономики 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Млн долл. США В % к итогу Млн долл. США В % к итогу Млн долл. США В % к итогу
Всего инвестиций 19 780 100 29 699 100 40 509 100
в том числе в отрасли экономики:
промышленность 7 332 37,1 12 330 41,5 19 639 48,5
сельское хозяйство 34 0,2 101 0,3 59 0,2
строительство 126 0,6 255 0,9 413 1,0
транспорт 174 0,9 402 1,4 643 1,6
связь 436 2,2 681 2,3 1 369 3,4
торговля и общественное питание 8 800 44,5 10 516 35,4 12 987 32,1
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 1 355 6,9 3 403 11,5 1215 3,0
жилищно-коммунальное хозяйство 24 0,1 20 0,1 41 0,1
финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 130 0,7 640 2,2 838 2,1
Согласно программам Правительства РФ приток иностранных инвестиций в страну в 2004 г. составил более 40 млрд долл. Реально, без инфляционных последствий, на этапе подъема Россия может осваивать примерно в 1,5 раза больше.
По расчетам Министерства экономического развития и торговли РФ, для выхода на устойчивую траекторию роста в ближайшие 10 лет России необходимо 150 млрд долл. Но даже при идеальных условиях за счет всех имеющихся внутренних источников привлечения иностранного капитала реально, видимо, может быть аккумулировано не более 120 млрд долл.
Следует отметить и взаимные, постоянно растущие потоки капиталов стран СНГ. Так, объем инвестиций стран СНГ в экономику России в 2000 г. составил 22 375 млн долл., в 2002 г. — 227 678 млн долл., в 2003 г. — 889 617 млн долл., в 2004 г. — более 1 000 097 млн долл. (табл. 3).
Одновременно возрастают объемы инвестиций России в экономику стран СНГ со 130 млн
Объем инвестиций стран
981 тыс. долл. в 2000 г. до 713 млн 16 тыс. долл. в 2004 г. (табл. 4).
Практика иностранного инвестирования в Россию показывает, что существенные вложения в российскую экономику не в интересах западных государств и международных корпораций. Для них важнее оставить Россию на уровне крупнейшего потребительского рынка. Российский рынок для них—это главным образом и прежде всего огромный спрос.
Согласно мнению ряда российских исследователей, главным источником инвестиционных вливаний в российскую экономику должен стать отечественный капитал как находящийся внутри страны, так и иммигрировавший в последние годы за рубеж. По данным «Дойче банка» (Германия), прямые российские инвестиции в ФРГ в 4 — 6 раз превышают аналогичные немецкие инвестиции в экономику России. Как только в России начнется оживление экономики, будут созданы благоприятные условия для инвестиций, развернется в крупных масштабах и реэкспорт капитала. Это повлечет
Таблица 3
СНГ в экономику России
Страна 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Млн долл. США В % к итогу Млн долл. США В % к итогу Млн долл. США В % к итогу
Всего инвестиций 227 678 100 889 617 100 1 000 097 100
в том числе из стран:
Азербайджан 2 366 1,0 6 234 0,7 8 962 0,8
Армения 914 0,4 131 0,0 367 0,0
Беларусь 46 867 20,6 419 803 47,2 292 215 26,6
Грузия 1 239 0,5 4 147 0,5 11 265 1,0
Казахстан 50 851 22,3 195 472 22,0 438 977 40,0
Киргизия 7 640 3,4 31 117 3,5 65 590 6,0
Молдова 200 0,1 124 0,0 3 051 0,3
Таджикистан - - 307 0,0 2 294 0,2
Туркмения 211 0,1 4 066 0,4 2 125 0,2
Узбекистан 1 073 0,5 88 780 10,0 131 500 12,0
Украина 116 317 51,1 139 435 15,7 140 802 12,9
Таблица 4
Объем инвестиций России в экономику стран СНГ
Страна 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Млн долл. США В % к итогу Млн долл. США В % к итогу Млн долл. США В % к итогу
Всего инвестиций 239 692 100 544 141 100 713 016 100
в том числе из стран:
Азербайджан 92 0,0 1 613 0,3 2 379 0,3
Армения 4 321 1,8 7 650 1,4 1 033 0,2
Беларусь 98 292 41,0 243 355 44,7 280 193 39,3
Грузия - - 1 182 0,2 284 0,0
Казахстан 6 143 2,6 27 135 5,0 84 104 11,8
Киргизия 1 400 0,6 608 0,1 628 0,1
Молдова 192 0,1 372 0,1 6 600 0,9
Таджикистан 71 0,0 18 0,0 3 067 0,4
Туркмения 855 0,4 857 0,2 1 865 0,3
Узбекистан 2 027 0,8 582 0,1 138 547 19,4
Украина 126 229 52,7 260 769 47,9 194 316 27,3
за собой увеличение потока западных и восточных инвестиций и технологий.
Предпосылками ускорения притока иностранного капитала в Россию могут стать меры по репатриации «убежавшего» из России капитала. Необходимо также привести российское законодательство, определяющее вывоз капитала как незаконный, в соответствие с международным правом. В рамках этого процесса предлагается амнистировать владельцев незаконно вывезенного капитала за границу в целях его возврата в Россию. Например, правительство г. Москвы, разрабатывая новую концепцию экономического развития столицы, намерено создать условия для привлечения в экономику города «русских» денег, находящихся на счетах в заграничных банках, которые составляют, по некоторым оценкам, более 300 млрд долл.
Как свидетельствует мировой опыт, продуманная политика привлечения иностранного капитала — самый прямой и достаточно эффективный путь выхода из кризиса, рычаг ускорения социально-экономического развития страны. В то же время наряду с положительными моментами участие иностранного капитала в развитии российской экономики вызвало ряд отрицательных последствий, к которым можно отнести следующие: приоритетное внимание западных фирм к добыче и экспорту энергоносителей способствовало не только нерациональному использованию невозобновляемых ресурсов, но и дальнейшей гипертрофии добывающих отраслей; государственное регулирование процесса привлечения иностранного капитала слабо, отсутствует жесткий экологический контроль над действием ряда предприятий с иностранным капиталом; участие западного капитала в приватизации государственной собственности при крайне заниженном курсе рубля позволило за бесценок скупить ряд важных объектов.
Мировой опыт свидетельствует о том, что многие страны весьма осторожно использовали фактор привлечения иностранных инвестиций. Так, Япония, например, с самого начала строго контролировала и ограничивала привлечение иностранного капитала. Огромные суммы она затрачивала на закупку иностранных лицензий для создания своей передовой технической экспортной базы. До сих пор объем прямых иностранных инвестиций в Японии невелик, привлечение иностранного капитала происходит медленно. Следует подчеркнуть еще одно обстоятельство. Усилия по привлечению прямых иностранных инвестиций могут быть потрачены впустую, если не будет обеспечено их эффективное народнохозяйственное использование. В конце 1990-х гг, по данным торгово-промышленной палаты России, две трети зарубежных инвестиций задействованы в финансовых спекуляциях, и только треть направляется в промышленность. При этом используются они не на модернизацию производства, а на приобретение акций и вкладов в уставных капиталах, что обеспечивает зарубежным компаниям контроль над финансовыми потоками российских предприятий.
В стране постепенно формируется модель, сочетающая в себе отрицательные черты долговой и высокорисковой экономики, что подрывает основы инвестиционного процесса и может поставить страну в положение инвестиционного банкротства. В России реализовался свой особый путь перехода к рынку, который, с одной стороны, представлял гибрид «рецептов международного валютного фонда» и других либеральных рецептов, с другой — с сохранением некоторых «советских институтов хозяйствования» [1]. Такой способ реформирования получил название «движение без карты».
Поэтому необходим строгий контроль со стороны государства, а также доброжелательная
политика для поддержки инвестиций в те отрасли и регионы, с которыми связаны стратегические экономические интересы.
Привлечение иностранного капитала связано напрямую с инвестиционным кризисом, преодоление которого приобретает особую важность как в текущем, так и стратегическом аспектах. Текущая потребность в инвестициях связана с крайней изношенностью оборудования. В целом по стране износ основных производственных фондов составляет 40,4 %, при этом в нефтедобыче и электроэнергетике — более 50, в нефтепереработке — 75, в газопереработке — 80 %. Если доля полностью изношенных основных фондов в целом по стране равна 12,5 %, то в подотраслях ТЭК она колеблется от 22 до 38 %. К 2006 г. выработали ресурс 17 % мощностей электростанций России, около 25 % оборудования электрических подстанций также достигло предельного срока службы. За последнее десятилетие XX в. ввод новых и замещающих генерирующих мощностей сократился в 3 раза, электросетевых объектов — почти в 5 раз. Ближайшие годы станут критическими с точки зрения обновления оборудования в электроэнергетике. В стратегическом аспекте инвестиции сейчас выступают ключевым звеном, определяющим решение всего комплекса проблем развития страны и модернизации экономики и, прежде всего, достижения устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности отечественного производства на внутреннем и мировом рынках. При этом особое значение приобретает структурный поворот от производства и экспорта топливно-энергетических ресурсов к развитию высокотехнологических инновационноемких обрабатывающих отраслей.
Динамика инвестиций в основной капитал, характеризующих инвестиционный процесс за последние годы, представлена в табл. 5.
Россия, являясь крупнейшей страной с переходной экономикой, относится экспертами Всемирного банка к «возникающим рынкам». В 1990-е гг., с началом экономических реформ, наша страна активно привлекает иностранный капитал. За прошедший период отмечаются принципиальные изменения в масштабах и формах участия страны в международном движении капитала: устранены идеологические ограничения на привлечение зарубежных капиталов, созданы правовая и законодательная основы иностранного инвестирования, определен механизм регулирования иностранных капиталовложений на федеральном и региональном уровнях.
Однако следует признать, что в сложных условиях перехода к рыночной экономике надежды, возлагаемые на иностранные инвестиции, не оправдались.
В России сложилось двухсекторное общество, где разные слои живут по совершенно разным правилам и законам. В нем четко не зафиксированы права собственности, мало стимулов осуществлять инвестиции и технологические нововведения, где неизбежен большой масштаб оттока капитала. Это система, при которой многие слои активного населения вытеснены на обочину экономической жизни и исключены из активной деятельности. Как следствие — рост теневой экономики, падение сбора налогов и череда экономических кризисов. В условиях такого капитализма успехи отдельных предприятий не могут компенсировать недостатки
Таблица 5
Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики (в % к итогу)
Отрасль экономики 2002 2003 2004*
Инвестиции в основной капитал — всего 100 100 100
в том числе по отраслям экономики:
промышленность 37,2 36,4 41,0
сельское хозяйство 4,4 4,0 3,1
лесное хозяйство 0,03 0,03 0,03
строительство 4,6 4,3 3,3
транспорт 17,2 18,4 20,2
связь 3,4 4,8 6,5
торговля и общественное питание, оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения 3,7 4,2 2,6
заготовки 0,05 0,07 0,1
жилищно-коммунальное хозяйство 18,7 16,9 12,1
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 2,3 2,5 2,7
образование 1,5 1,4 1,7
культура и искусство 0,8 1,1 1,1
наука и научное обслуживание 0,7 0,7 0,8
финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 1,0 1,2 1,4
управление 2,0 1,9 2,2
* Без субъектов малого предпринимательства.
системы в целом, которые в результате привели к экономическому кризису 1998 г. [2].
Тем не менее хозяйственная практика подтверждает, что иностранные инвестиции нужны и важны. Среди существующих в России основных форм собственности видное место занимают смешанная (с иностранным участием) и чисто иностранная. На их долю приходится свыше 20 % основного капитала промышленности.
Исследования показывают, что на совместных и иностранных предприятиях показатели эффективности производства — производительность труда, фондоотдача — выше, чем на предприятиях других форм собственности. Это связано с использованием более современной технологии и оборудования, методов управления, подбора и расстановки кадров, с финансовой «прозрачностью» и, соответственно, со значительно более низким уровнем коррупции и злоупотреблений, чем в среднем в промышленности. Поэтому при оценке роли и места иностранных инвестиций важно использовать не только количественные, стоимостные, но и качественные показатели.
Россия существенно отличается от других государств по масштабам экономики и специализации, по сложности решаемых проблем. Это влияет на объемы, динамику и структуру привлекаемых инвестиций. Для России характерна четко выраженная неравномерность в динамике, отраслевой и региональной направленности иностранных инвестиций. За последние годы в 2003 — 2005 гг. отмечается существенный рост притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) по сравнению с низким посткризисным уровнем предыдущих лет. В результате Россия опередила другие страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) по годовым притокам ПИИ и догнала ведущие из них по их накопленному объему. Однако современное положение России не свидетельствует об укреплении позиций на мировом рынке капиталов, отмечается существенное отставание от других «возникающих рынков» и особенно от Китая. Пока приток иностранного капитала в Россию не соответствует потребностям национальной экономики, потенциал страны в области привлечения ПИИ остается не реализованным. Согласно оценкам ЮНКТАД, Россия относится к группе стран с высоким потенциалом привлечения ПИИ и их низким притоком.
Неблагоприятной остается и видовая структура привлекаемых в страну инвестиций. Доля кредитов всех видов в их составе в 2003-2005 гг. превышала 80 %, низкой остается доля вложений в основной капитал — всего 5 % в 2005 г. Это приводит к тому, что корпоративный внешний долг становится все более серьезной проблемой, связанной с его погашением и обслуживанием.
Наиболее предпочтительными для России, бесспорно, являются прямые иностранные инвестиции. Но их нынешняя доля в годовом притоке иностранного капитала очень низка. Так, в 2005 г. она составила 23,3 %.
Рассматривая секторальное распределение иностранных инвестиций в России, необходимо отметить их несоответствие общемировым тенденциям. В России в первичном секторе (добывающие отрасли, сельское, лесное и рыбное хозяйство) сконцентрировано 24,9 % инвестиций; во вторичном секторе (обрабатывающая промышленность) — 25,2 %; в третичном секторе (сфера услуг и наукоемкие технологии) — около 50 %.
Таким образом, доля инвестиций из-за рубежа, привлекаемых в первичный сектор экономики, остается значительно выше, а во вторичный и третичный— заметно ниже среднемировых показателей.
Остановимся подробнее на отраслевой структуре иностранных инвестиций. В 2005 г. по доле в их накопленном объеме лидировали: промышленность — 44,5 %; оптовая и розничная торговля — 25,9; операции с недвижимым имуществом — 9,3. Далее следовали транспорт и связь — 9, финансовая деятельность — 5,1. Заметно отставали сельское, лесное и рыбное хозяйство — 0,8, строительство — 0,6, производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 0,5, здравоохранение и социальные услуги — 0,1.
Структура годовых притоков иностранных инвестиций приведена в табл. 6. Основная масса притока иностранного капитала направляется в торгово-финансовый сектор. Сфера материального производства получает около половины годового объема инвестиций. Тем не менее реальный сектор остается хронически недоинвестированным, отмечается старение его производственного аппарата.
Однако преимущественное инвестирование рыночной и финансовой инфраструктуры способствует укреплению сферы услуг, продвижению реформ, становлению более передовой отраслевой структуры экономики России.
Значительную долю зарубежных капиталовложений осуществляют транснациональные корпорации (ТНК). Они проявляют интерес к тем отраслям, где они имеют по сравнению с национальными компаниями ярко выраженные конкурентные преимущества, к числу которых можно отнести возможность экономии на масштабах и общем управлении, высокий уровень затрат на НИОКР, наличие квалифицированной рабочей силы, низкие трансграничные издержки транспорта, связи и координации всех внутрифирменных операций. Наивысший эффект эти преимущества дают в услугах и наукоемких отраслях промышленности, в которых концентрируются мощные ТНК.
Таблица 6
Распределение иностранных инвестиций по отраслям экономики РФ, %
Отрасль экономики 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Всего 100 100 100
в том числе: 37,1 41,5 49,8
промышленность 0,2 0,3 0,2
сельское хозяйство 0,6 0,9 0,8
строительство 0,9 1,4 1,2
транспорт 44,5 25,4 32,2
торговля и общественное питание 6,9 11,5 6,3
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 0,7 2,2 2,5
финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 8,2 16,8 7,0
прочие отрасли
Источник: табл. 6 — 8 составлены по материалам Росстата за соответствующие годы.
Анализируя отраслевое распределение иностранных инвестиций в промышленность, необходимо подчеркнуть сохранение устойчивого приоритета ТЭК, металлургического комплекса, на долю которых в 2004 г. приходилось около 70 % иностранных инвестиций. Крайне неудовлетворительно положение дел с инвестированием машиностроительного комплекса и отраслей высоких технологий (табл. 7).
Заметно проявляется интерес иностранных инвесторов к добывающим отраслям, топливной промышленности, к отраслям с быстрой оборачиваемостью капитала, что связано с краткосрочными интересами иностранных вкладчиков. Растет приток ПИИ в ТЭК, энергосырьевые отрасли, прежде всего в нефтедобычу. Но несмотря на то, что нефтяная промышленность лидирует по привлечению иностранного капитала, общий объем инвестиций в ее развитие остается недостаточным, положение дел ухудшается. Серьезную проблему представляет собой масштабный отток за рубеж доходов нефтедобывающей отрасли [3].
Помимо сложных отраслевых проблем привлечения иностранных инвестиций существуют не менее сложные региональные проблемы.
В России усиливается неравномерность регионального распределения иностранного капитала, дифференциация инвестиционного климата на территории страны (табл. 8). В связи с этим возрас-
Таблица
Региональная структура иностранных инвестиций, %
Региональная структура 2000 г. 2003 г. 2004 г.
Российская Федерация 100 100 100
в том числе: 1,6 2,2 3,7
Северный район 13,8 4,0 4,0
Северо-Западный 41,9 52,7 44,6
Центральный 0,8 0,5 0,4
Волго-Вятский 0,7 0,2 3,0
Центрально-Черноземный 4,8 1,2 4,6
Поволжский 10,1 2,1 1,4
Северо-Кавказский 8,7 8,5 3,5
Уральский 10,7 17,0 17,5
Западно-Сибирский 1,4 1,7 4,7
Восточно-Сибирский 5,3 9,6 12,5
Дальневосточный 0,2 0,2 0,1
Калининградская область
тает необходимость учета региональных факторов и условий в социально-экономическом развитии страны, проведения исследований на мезоуровне, имеющем отраслевой и региональный аспекты.
Распределение иностранных инвестиций по отраслям промышленности во многом определяется краткосрочными интересами зарубежных инвесторов. Иностранные инвесторы заняли ведущие позиции в кондитерской, пивоваренной, табачной промышленности. Тогда как в машиностроение зарубежных инвесторов не допускают.
Рассматривая особенности иностранного инвестирования в регионы России, нельзя не отме-
Отраслевая структура иностранных инвестиций в промышленность, %
Таблица 7
Отраслевая структура 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Промышленность, всего 100 100 100
в том числе: 0,9 0,2 0,4
электроэнергетика 26,5 43,1 43,5
топливная промышленность 33,7 28,4 25,0
черная и цветная металлургия 4,6 4,1 5,1
химическая и нефтехимическая промышленность 6,7 6,3 6,2
машиностроение и металлообработка 4,3 4,8 4,8
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 1,2 1,0 1,5
промышленность строительных материалов 0,3 0,2 0,2
легкая промышленность 16,5 9,4 4,6
пищевая промышленность
тить существование предприятий с зарубежными инвестициями, которые связаны технологическими стадиями производства товара или услуги с производителями, расположенными в других странах. Разделение производственного процесса развивается теперь не только в межфирменном, но и в международном хозяйственном пространстве [4]. Участники такого транснационального производственного процесса, находясь в разных странах или на разных континентах, действуют согласованно над производством конкретного товара, соблюдая единые стандарты и нормы совместного производства. Таким образом, сформировался специфический тип международного разделения труда — международное разделение производственного процесса (МРПП). В мировой научной литературе этот феномен получил название аутсорсинг [5], фрагментация производств [6], промежуточная торговля, вертикальная специализация [7], др. В любом случае имеется в виду разделение технологических стадий производства, находящихся в двух или более странах.
Характерным для региональной структуры иностранных инвестиций в России является высокая концентрация иностранного капитала в столичных городах-мегополисах и прилегающих к ним областях, в центральных районах европейской части страны. Недостаточный приток иностранного капитала характерен для северных, восточных и южных районов, которые наиболее нуждаются в инвестициях (табл. 9).
В 2005 г. доля иностранных инвестиций, поступивших на территорию Центрального федерального округа (ЦФО), достигла 47,6 % их общего притока в страну. Второе место занимает Уральский округ, включающий Тюменскую область, — 17,4 %. На третьем месте находится Дальневосточный округ — 12,5 %. Далее в порядке убывания следуют федеральные округа: Сибирский — 7,7 %; Северо-Западный — 7,1; Приволжский — 6; Южный — 1,7 %.
Отмечается территориальный дисбаланс в получении иностранных инвестиций. Так, одна Москва получает больше зарубежных капиталовложений, чем вся Азиатская экономическая зона страны. В
Таблица 9
восточном регионе 80 % иностранных капиталовложений поступает в несколько экспортоориенти-рованных сырьевых регионов — Тюменская область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия).
Наряду с этим 12 российских регионов вообще не получили иностранных инвестиций. Такое положение дел свидетельствует о необходимости государственного регулирования и проведения региональной инвестиционной политики.
Основными центрами притяжения иностранных капиталов, как показывают исследования, являются крупные городские агломерации — Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург. В других регионах отсутствие производственной и транспортной инфраструктуры сдерживает зарубежных инвесторов.
Тем не менее в современных условиях для России существуют большие возможности для эффективного вхождения в мировую экономику. Процесс интеграции российской экономики в мировое хозяйство предполагает достижение согласия по четырем основным направлениям: свобода движения товаров, капиталов, рабочей силы и научно-технических знаний. Западные партнеры в условиях энергетического и сырьевого кризиса в основном проявляют интерес к масштабному инвестиционному участию в разработке и транспортировке российских нефтегазовых и других природных ресурсов. Принципиально и Россия заинтересована в разработке новых месторождений и закреплении надежных рынков сбыта для своей продукции. Но в современных условиях, когда существует перспектива поставок энергосырьевых ресурсов из других стран, у России возникает потребность внедрения и других форм хозяйственного взаимодействия. Речь идет о создании международных кластеров отраслей и предприятий, которые в состоянии обеспечить во взаимодействии с иностранными партнерами основные этапы производственной логистики.
По оценке западных экспертов, важнейшими предпосылками успешного функционирования кластеров являются: удобное геостратегическое положение; наличие поблизости крупных производственных, образовательных и исследовательских центров; активное развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры; участие иностранного финансового и предпринимательского капитала; благоприятная традиционная промышленная специализация региона; масштабная налоговая и финансовая государственная поддержка.
В российской экономике этот процесс находится в начальной стадии формирования. Прежде всего отмечается активное формирование нефтегазовых кластеров. Основной целью России здесь является модернизация отечественной нефтегазовой сырьевой ниши и превращение ее в многоотраслевой индуст-
Территориальная концентрация иностранных инвестиций, %
Территориальная структура 2000 г. 2003 г. 2004 г.
Российская Федерация 100 100 100
в том числе: 82,6 72,4 65,3
Европейская часть 41,9 52,7 44,6
Центральный район 36,8 46,7 43,9
Москва 13,8 4,0 4,5
Московская область 10,6 2,3 2,4
Санкт-Петербург 2,8 0,7 0,2
Ленинградская область 17,4 27,7 34,7
Азиатская часть
риальный промышленный комплекс с законченным производственным циклом, включающим добычу, транспортировку, более высокую степень переработки, выпуск технологически передовой продукции на основе автоматизации, механизации, применения передовой электроники. Формирование российского нефтегазового кластера активно осуществляется в рамках проекта «Сахалин — II». Альянс иностранных компаний во главе с англо-голландским концерном Royal Dutch/Shell на первом этапе обеспечил разработку ресурсов в важнейшем геостратегическом месте, с выходом на растущий азиатский рынок, создал необходимую транспортную инфраструктуру Второй этап включает строительство крупнейшего в мире завода по снижению природного газа — стоимость 2 млрд долл., с активным привлечением российских фирм — Химэнерго, НИПИГАЗ.
Другим примером является новый российско-британский нефтяной альянс ТНК — ВР с объемом сделки 6,75 млрд долл., ориентированный на совместную разработку, транспортировку нефти и создание значительных перерабатывающих мощностей в России и за рубежом. Создание этих кластеров ориентируется на нидерландскую модель «индустриального транзита», сформировавшуюся на основе иностранного участия. При этом важна не столько совместная добыча и даже транспортировка, а необходимо создание единых производственных мощностей более высокого передела (нефтепереработка — нефтехимия — биотехнология) в национальной экономике.
Перспективным является формирование и развитие российско-британского кластера алюминиевой промышленности в рамках альянса СУАЛ-Fleming Family с объемом иностранного участия до 450 млн долл. В его состав должны войти зарубежные месторождения иностранных партнеров, тем самым предполагается снизить зависимость российских производств от конъюнктуры на алюминиевом рынке.
Возникли и успешно функционируют кластеры в пищевой промышленности. Это молочно-йогуртовые комплексы в Подмосковье совместно с французской компанией Danon, голландской Kampina, германской Ehrmann; комплекс по производству шоколада в г. Самаре совместно со швейцарской фирмой Nestle.
Кластер бытовой электроники активно формируется в г. Новокузнецке. Здесь создается система малых и средних специализированных фирм вокруг итальянского производителя холодильников компании Merloni (торговая марка Stinol).
Начинается функционирование мебельного кластера шведского концерна IKEA, в состав которого планируется включить ряд российских
мебельных фабрик и леспромхозов. Кластерный альянс сможет обеспечить надежный выход на мировые рынки десяткам российских производителей на базе производственно-инвестиционного сотрудничества со шведской IKEA.
В современной российской экономической стратегии в мировой экономике важнейшее значение имеет повышение конкурентоспособности отечественных производителей, формирование экспортоориентированного производства на основе эффективного использования собственных природных, геостратегических, научно-технических ресурсов. Для реализации этих задач необходимо подключение предпринимательских и научно-технических мощностей ведущих мировых производителей. Локомотивами структурных преобразований являются кластерные альянсы, в отношении которых должна проводиться благоприятная экономическая политика. Данная концепция будет способствовать повышению конкурентоспособности национальной экономики и ее адаптации к запросам мирового рынка, поэтому необходимо ускорение развития малых и средних специализированных предприятий, объединенных вокруг лидеров кластерных групп. Интеграция России в мировое хозяйство на кластерных принципах должно основываться на постепенном переходе сотрудничества с межотраслевого обмена в рамках торговли на внутриотраслевое производственное разделение труда на основе взаимного инвестирования капиталов.
Литература
1. Shleifer А., Treisman D. Without a Map. Political Tactics and Economic Reform in Russia. Cambridge, Massachusetts, 2000.
2. Gimpelson V. Political Economy of the Russian Financial Crisis// In: The Jurnal of Economics, 1999/ Vol. 65,№ 1 (April).
3. Отраслевые и региональные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России// МЭ и МО. - 2005. - № 9. - С. 12 - 21.
4. Шишков Ю. Международное разделение производственного процесса меняет облик мировой экономики // МЭ и МО. - 2004. - № 8. - С. 25 - 40.
5. Finestra R., Hordon G. Foreign Investment, Out-soursind and Relative Wages//The Political Economy of Trade Policy: Papers in Honor of Jagdish Bhagwati. Cambrige MA, 1996.P. 89 - 127.
6. DeardofA. Fragmentation in Simple Trade Models. University of Michigan, 1998. Manuscript.
7. Hummels D, Rapoport D, kei-Mu Yi. Vertical Specialization and the Changing nature of World Trade// Federal Reserve Bank of New York Economic Policy Review. June 1998. P. 79 - 99.