Научная статья на тему 'Прививка стартаперства'

Прививка стартаперства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стефан Дистенген

В таком деле, как запуск новых продуктов, стартапы могут дать фору любой корпорации: у них это получается в несколько раз быстрее и дешевле. Однако и крупный бизнес может использовать дух стартаперства, если сделает ставку на внутреннее предпринимательство — так называемое интрапренерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прививка стартаперства»

МЕНЕДЖМЕНТ

ПРИВИВКА СТАРТАПЕРСТВА

Медлительность большого бизнеса легко объяснима: у него более десятка внутренних инстанций согласования, привычка чуть что заказывать аналитические и маркетинговые исследования внешним агентствам, неповоротливая система бюджетирования, бесконечные фокусгруппы и, наконец, извечный страх не попасть в рынок или испортить репутацию, выпустив «сырой» продукт. Такой цикл разработки призван не столько ограждать от неудач (они все равно то и дело случаются), сколько снимать с менеджеров, принимающих решения, ответственность за возможные ошибки.

Стартап же свободен от всех этих регламентов, не обременен сложной внутренней иерархией — и потому имеет хороший шанс обходить крупные компании, несмотря на дефицит ресурсов.

СТЕФАН

ДИСТЕНГЕН

Концепция внутреннего предпринимательства как раз и строится на том, чтобы разрабатывать новые продукты в крупных компаниях с помощью стартапов. Вернее, команд и сотрудников, которым внутри корпорации создаются «стартаперские» условия для работы. Таких людей обычно называют интрапренерами . Если угодно, это все равно что привить

французский серийный

предприниматель,

основатель компании -------------------------------------

Fabernovel, сооснователь Л От фр. слова «антрепренер»

акселератора Parisoma I и лат. приставки intra-, означаю-

(Сан-Франциско, США) щей «нахождение внутри».

В таком деле, как запуск новых продуктов, стартапы могут дать фору любой корпорации: у них это получается в несколько раз быстрее и дешевле. Однако и крупный бизнес может использовать дух стартаперства, если сделает ставку на внутреннее предпринимательство — так называемое интрапренерство.

«черенок» стартапа к большому корпоративному дереву ради повышения «урожайности».

Сегодня, в цифровую эпоху, крупный бизнес должен мыслить и действовать в логике венчурного фонда: запускать не один проект по разработке нового продукта с бюджетом в миллион долларов, а, скажем, двадцать стоимостью по 50 тысяч — чтобы потом выбрать лучший. Портфель проектов нивелирует риски. А поскольку сейчас почти любой бизнес превращается в технологический, быстрому созданию и тестированию идей помогают цифровые технологии.

Что требуется для развития внутреннего предпринимательства в компании? Сделать ставку на инициативных и талантливых сотрудников и немного помочь им. Во-первых, запустить в коллективе механизм генерирования новых идей. Во-вторых, предоставить сотрудникам инструменты и ресурсы для их реализации.

В этом смысле образцовой компанией для меня является американская Intuit, которая выпускает финансовый софт для малого бизнеса. Компании уже больше тридцати лет. В 2008 году она оказалась на грани банкротства — во многом из-за того, что ее продуктовая линейка устарела. И тогда в качестве антикризисной меры менеджмент построил систему внутрикорпоративного предпринимательства. Сотрудники получили право тратить 10% своего рабочего

60 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ИЮНЬ-ИЮЛЬ #6-7 2015

времени на собственные проекты, связанные с разработкой нового продукта. Успешное внедрение (так же как и эффективное менторство) предполагало значительное поощрение. Сотрудников активно обучали внутреннему предпринимательству на тренингах и семинарах. Меньше чем за четыре года Intuit вернулась в тридцатку самых успешных инновационных компаний по версии Forbes и вышла на прибыльность (чистая прибыль в 2013 году — $858 млн). Теперь сотрудники признают, что опыт переформатирования заставил их по-новому взглянуть на бизнес-процессы, думать о сокращении издержек и обходиться имеющимися ресурсами.

В России я пока встречал мало примеров внутреннего предпринимательства. В основном они относятся к телекоммуникационной отрасли и банковской сфере. Обратите внимание: все это высококонкурентные рынки. Именно конкуренция заставляет крупных игроков поворачиваться в сторону интрапренерства.

Запуск механизма внутреннего предпринимательства требует от компании определенной организационной перестройки. Необходимо создать среду, стимулирующую сотрудников придумывать и презентовать идеи. Чем больше идей будет предложено, тем выше шанс получить что-то стоящее. Снижайте количество фильтров в процессе отбора! Самые удачные инновации, как показывает практика, редко вяжутся с рациональными критериями.

Даже в компаниях с оборотом в сотни миллионов долларов люди могут тратить десять минут в день на создание эффективных идей. Необходимо построить процессы так, чтобы люди видели, что их замыслы и мнения важны. Возможность такой самореализации для работников уже сама по себе награда. Но и материальные стимулы, разумеется, тоже необходимы. Это может быть, например, денежное вознаграждение или опционы на акции компании.

В организации должны быть приняты прозрачные и понятные для всего коллектива правила экспертизы и взятия в работу наиболее перспективных идей. Предложения может рассматривать, например, специальный комитет, который включает в себя, помимо представителей топ-менеджмента, внешних экспертов и консультантов. Эта же структура может ставить задачи перед корпоративным «коллективным разумом», описывая проблемы и вызовы, с которыми сталкивается компания.

Необходима, кроме того, готовность быстро формировать из сотрудников небольшие команды и отдельные подразделения для инкубации новых проектов, а также выделять им ресурсы.

Конечно, не каждый сотрудник имеет способности к предпринимательству, пусть и внутреннему. Но собрать команду со взаимодополняющими компетенциями можно всегда. В проектной группе пригодятся совершенно разные специалисты и типажи. Есть люди, способные выявлять проблемы. Есть склонные к генерации новых идей. А есть те, кто отлично дорабатывает решения на основе чьих-то замыслов. И нужно быть благодарным каждому за работу. Именно сложение «суперспособностей» отдельных людей, помноженное на предпринимательскую энергию, позволяет создавать и развивать перспективные проекты. щв А компаниям — побеждать в конкурентной борьбе. 1Ш1

EASTUNION

Business Aviation

«ИстЮнион» является ведущей компаний в России и СНГ, предоставляющей все виды услуг в сфере бизнес авиации.

В арсенале компании 10-ти летний опыт работы на авиационном рынке и широкий круг партнеров и клиентов.

Основными видами деятельности «ИстЮнион» являются:

- организация чартерных рейсов по всему миру;

- менеджмент воздушных судов;

- продажа бизнес джетов;

- авиационный консалтинг;

- организация наземного обслуживания воздушных судов

тел:+7 495 921 35 29/+7 495 269 02 10 www.eastunion.ru

журнал ..летает на крыльях «ИстЮнион»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.