ELISEEVA, Olga Vladimirovna - Candidate of Science (Economics), Associate Professor of the Department of Finance and Accounting. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: [email protected].
BUSHEVA, Antonina Yuryevna - Candidate of Science (Economics), Associate Professor of the Department of Finance and Accounting. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: [email protected].
УДК 339.9
ПРИСВОЕНИЕ СТАТУСА УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА: ПРАВОВЫЕ НОВАЦИИ
Л.Р. Исмагилова
В статье проанализирована работа, проводимая в ЕАЭС по совершенствованию института уполномоченного экономического оператора, а также охарактеризованы направления развития экономического оператора в рамках нового Таможенного кодекса ЕАЭС, вступившего в силу с 01.01.2018 г. Анализируемый институт опирается на модели предоставления таможней специальных упрощений (превосходств) в обмен на выполнение экономическим оператором особых требований и условий, установленных правом ЕАЭС. Статус, получаемый уполномоченным экономическим оператором, очень удобен для осуществления внешнеэкономической деятельности. С каждым годом возрастает число участников внешнеэкономической деятельности, желающих получить статус экономического оператора. Этому есть объяснение: для таких участников предоставляются достаточно выгодные условия, отраженные в законодательстве государств-членов ЕАЭС. За время работы института уполномоченного экономического оператора было выявлено достаточное количество проблем, решение которых нашло свое отражение в новом Таможенном кодексе ЕАЭС. В основу документа положен и международный опыт, и мнение бизнес-сообщества.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз; уполномоченный экономический оператор; правовой статус уполномоченного экономического оператора; таможенное регулирование; специальные упрощения.
L.R. Ismagilova. ASSIGNING THE STATUS OF AUTHORIZED ECONOMIC OPERATOR: LEGAL INNOVATIONS
The article analyzes the work carried out in the EAEU to improve the institution of authorized economic operator as well as describes the directions of development of an economic operator within the framework of the new Customs Code of the EAEU, which came into force on 01.01.2018. The analyzed institution is based on the model of providing customs with special simplifications (superiorities) in exchange for an economic operator to meet the special requirements and conditions established by the law of the EAEU. The status obtained by the authorized economic operator is very convenient for foreign economic activity. Every year, the number of participants in foreign economic activity, wishing to obtain the status of economic operator is only growing. This can be explained by the fact that such participants are provided with quite favorable conditions, as reflected in the legislation of the EAEU member states. During the work of the institute of authorized economic operator, a sufficient number of problems have been identified, the solution to which is reflected in the new Customs Code of the EAEU, which is based on international experience, as well as the views and business community.
Keywords: Eurasian economic Union; authorized economic operator; legal status of the authorized economic operator; customs regulation; special simplifications.
Введение в таможенную практику института уполномоченного экономического оператора (далее - УЭО) государствами-членами Евразийского экономического союза (далее -ЕАЭС) стало необходимым шагом к развитию системы взаимодействия таможенной службы с участниками внешней экономической деятельности.
Все развитые и развивающиеся страны настаивают на введении этого международного эталона, стремительно стимулируя его формирование. По этой причине можно утверждать, что развитие института уполномоченного экономического оператора обусловливается интенсивным ростом товарооборота и денежных отношений и потребностью в исполнении та-
30
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2018. № 4(34)
моженными органами трех функций: поддержки торговли, обеспечения защищенности и денежной составляющей.
В Китае почти 3200 УЭО, в Соединенных Штатах Америки - более 11 500 участников программы С-ТРАТ, в Великобритании - 610. Наибольший показатель среди государств-членов ЕАЭС у Республики Беларусь - около 323 УЭО по состоянию на 01.03.2018 г По состоянию на 09.01.2018 г в реестре УЭО России указано 218 участников, из них 36 исключены из реестра, деятельность 7 приостановлена, 175 действуют [5].
В Таможенном кодексе ЕАЭС уполномоченному экономическому оператору отведены ст. 430-443 (гл. 61), а также 12 отсылочных норм на решения Евразийской экономической комиссии. В данном кодексе содержатся общие условия присвоения статуса УЭО, в частности присутствие общего для всех претендентов наименьшего периода реализации внешнеэкономической деятельности - 3 года, исключая таможенного перевозчика, которому определен минимальный период - 2 года. При этом рассматривается количество поданных деклараций на товары за период внешнеэкономической деятельности:
- участниками, реализующими внешнеэкономическую деятельность, за каждый год должно быть задекларировано деклараций на товары в объеме, принятом законодательством государств-членов, более 10, или общая стоимость перемещенных товаров через границу ЕАЭС за год должна составлять величину, установленную законодательством государств-членов, но не меньше цены, равной 500 тыс. евро согласно курсу валют;
- участниками, реализующими внешнеэкономическую деятельность по оказанию услуг по транспортировке товаров, за год должно быть зарегистрировано более 250 транзитных деклараций;
- участниками, работающими в качестве таможенного представителя, за год должно быть задекларировано деклараций на товары в объеме, принятом законодательством государств-членов, более 200, или цена задекларированных товаров ежегодно составляет величину, определенную законодательством государств-членов, но не меньше суммы, равной 500 тыс. евро по курсу валют;
- участниками, работающими в качестве владельцев складов временного хранения, таможенных складов, необходимо реализовать хранение товаров цена которых не меньше стоимости, равной 500 тыс. евро по курсу валют;
- лицами, работающими в качестве таможенного перевозчика, за год должно быть задекларировано более 250 транзитных деклараций [1].
Законодатель впервые внедряет три типа свидетельств для УЭО. Свидетельство конкретного типа дает возможность УЭО пользоваться особенной группой специальных упрощений, т.е. происходит некое разделение участников внешнеэкономической деятельности.
Условиями присвоения статуса УЭО первого типа являются: отсутствие прецедентов в ЕАЭС по неуплате юридическим лицом налогов, наличие системы учета товаров, определенной законодательством ЕАЭС, а также отсутствие факта привлечения лица к административной ответственности в течение года [2].
Второй тип свидетельства предоставляется при соответствии юридического лица единым условиям включения в реестр УЭО, определенным для свидетельства первого типа, и, кроме того, при соблюдении определенных требований: соответствие финансовой устойчивости юридического лица величине, устанавливаемой Евразийской экономической комиссией ООН и государствами-членами ЕАЭС, наличие собственных площадок, зон для временного хранения товара в случае, если здесь будет завершаться транзит, а также выполнение установленных Евразийской экономической комиссией ООН условий для транспортных средств и сотрудников юридического лица, рассчитывающего на включение в реестр УЭО.
Еще одним условием для наделения юридического лица статусом УЭО с получением свидетельства первого или третьего типа является соответствие лица значениям, определяющим его финансовую устойчивость. Хотя термин «финансовая устойчивость предприятия» больше свойственен финансовой оценке работы предприятий, поскольку отображает состояние финансов, когда организация совершенствуется, сохраняя свою платежную состоятельность и финансовую безопасность.
Для включения в реестр УЭО юридическому лицу нужно набрать более 50 баллов. Показатели финансовой устойчивости анализируются за последние 3 года на основании сведений, содержащихся в документах бухгалтерской отчетности. Сведения могут подтверждаться аудиторской организацией на предмет точности и правильности подсчета и показателей, по которым они сосчитаны [4].
Впервые определение термина «специальные упрощения», предоставляемые уполномоченному экономическому оператору, дано в Таможенном кодексе ЕАЭС. Список упрощений существенно увеличился по сравнению с тем, который присутствовал в прежнем Таможенном кодексе Таможенного союза. Так, учтено обеспечение возможности обоюдного почита-
ния статуса уполномоченного экономического оператора, т.е. обеспечение специальных упрощений на территории ЕАЭС
Предусмотрены три типа свидетельства, любой из которых обладает собственными разновидностями и разным количеством упрощений: первый тип свидетельства - девять упрощений (ориентирован на таможенного представителя и перевозчика), второй тип свидетельства - десять упрощений (рассчитан на владельца склада временного хранения), третий тип свидетельства - семнадцать упрощений.
Первый тип свидетельства - для лиц, выразивших свой интерес в непредоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей при дополнительной проверке и транзите, в выпуске товаров до подачи декларации, кроме того не обладающих собственными местами для хранения товаров. В этом случае УЭО приобретает возможность на первоочередное участие в пилотных проектах и экспериментах, осуществляемых таможенными органами, вероятность осуществления таможенных операций в первостепенной очереди; выпуск до подачи декларации на товары при помещении товаров под определенные таможенные процедуры; непредоставление обеспечения уплаты таможенных платежей при выпуске декларации на товары до окончания контроля проверки документов, до получения итогов таможенной экспертизы и при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
Существуют также упрощения при доставке товаров под таможенным контролем: принятие таможенным органом средств идентификации УЭО; неустановление маршрута транспортировки товаров; реализация УЭО фрахтовых операций с товарами и смены транспортного средства международной перевозки без дозволения таможенного органа.
Второй тип свидетельства удобен для лиц, стремящихся уменьшить издержки, сопряженные с хранением товаров и их идентификацией, потому что все без исключения операции осуществляются на их личных площадках [3]. Из числа особых упрощений - временное хранение в помещениях УЭО собственных товаров и грузов других субъектов, в случае если это учтено законодательством государств-членов. Свидетельство второго типа предоставляет возможность осуществлять таможенные операции, сопряженные с декларированием и выпуском товаров в таможенном органе, отличном от таможенного органа, в регионе деятельности которого пребывают товары. Кроме того, свидетельство второго типа дает возможность осуществлять специальные упрощения, предполагаемые
для первого типа: первоочередной таможенный осмотр или досмотр, использование средств идентификации, применяемых таможенными органами, непредоставление обеспечения уплаты таможенных платежей при выпуске товаров, декларантом которых является уполномоченный экономический оператор; выпуск товаров до подачи декларации на товары.
Более обширный список специальных упрощений предоставляется УЭО с выдачей свидетельства третьего типа, дающего возможность пользоваться особыми упрощениями, характерными для свидетельства первого и второго типов.
Для повышения внимания к институту уполномоченного экономического оператора в Таможенном кодексе ЕАЭС увеличен субъектный состав участников программы УЭО. Статус уполномоченного экономического оператора может быть получен лицом, осуществляющим международную деятельность, а именно: таможенным представителем, декларантом, перевозчиком, владельцем склада временного хранения.
Рост числа таможенных операций, выполняемых уполномоченными экономическими операторами, дает возможность таможенным органам без рисков для бюджета и безопасности государств-членов использовать по максимуму упрощенные формы таможенного контроля, уменьшить сроки прохождения грузов через границу, сократить время таможенной очистки, увеличить внешнеторговый оборот и, соответственно, пополнить бюджет. В то же время хочется отметить, что применительно к оператору существуют уникальные технологии взаимодействия с таможней, использовать которые могут лишь обладатели статуса УЭО. С их помощью оператор может существенно повысить свою эффективность, в том числе за счет снижения затрат, связанных с перемещением своих товаров. При этом может увеличиваться и эффективность деятельности таможни, например за счет применения в отношении товаров УЭО особых, менее трудозатратных технологий контроля. Это позволит высвободить и перераспределить ресурсы, в том числе кадровые, использовать их иным образом или в ином месте или просто сократить.
Однако имеются вопросы, которые вызывают серьезные опасения у действующих и потенциальных УЭО. Среди них - требование о предоставлении таможне удаленного доступа к системе учета оператора. Настораживают и новые требования к оборудованию площадок УЭО, предназначенных для временного хранения товаров и совершения таможенных операций.
32
вестник Российского университета кооперации. 2018. № 4(34)
Таким образом, осуществление объединенной позиции сторон по предстоящему развитию института УЭО должно положительно повлиять на активность участников внешней экономической деятельности, позволить уменьшить издержки времени и ресурсов организаций при совершении таможенных операций, обеспечить осуществление упрощений на всей территории ЕАЭС, а также расширить категории уполномоченного экономического оператора.
Список литературы
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). Вступил в силу с 01.01.2018 г.
2. О заявлении о включении в реестр уполномоченных экономических операторов: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.09.2017 г. № 128.
3. О форме свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и порядке ее заполнения: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.09.2017 г. № 129.
4. Журнал «Компас экспедитора и перевозчика». URL: http://www.baif.by/stati (дата обращения: 05.04.2018).
5. Реестр уполномоченных экономических операторов. URL: http://www.customs.gov.by/ru (дата обращения: 05.04.2018).
References
1. Tamozhennyj kodeks Evrazijskogo e'kono-micheskogo soyuza (prilozhenie № 1 k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Evrazijskogo e kono-micheskogo soyuza). Vstupil v silu s 01.01.2018 g.
2. O zayavlenii o vklyuchenii v reestr upolno-mochennykh e'konomicheskikh operatorov: reshe-nie Kollegii Evrazijskoj e'konomicheskoj komissii ot 26.09.2017 g. № 128.
3. O forme svideteFstva o vklyuchenii v reestr upolnomochennykh e konomicheskikh operatorov i poryadke ee zapolneniya: reshenie Kollegii Evrazijskoj e'konomicheskoj komissii ot 26.09.2017 g. № 129.
4. Zhurnal «Kompas e'kspeditora i perevoz-chika». URL: http://www.baif.by/stati (data obrash-cheniya: 05.04.2018).
5. Reestr upolnomochennykh ekonomicheskikh operatorov. URL: http://www.customs.gov.by/ru (da ta obrashcheniya: 05.04.2018).
ИСМАГИЛОВА Лейсан Рустамовна - кандидат социологических наук, доцент кафедры таможенного дела. Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Казань. E-mail: [email protected].
ISMAGILOVA, Leysan Rustamovna - Candidate of Science (Sociology), Associate Professor of the Department of Customs Affairs. Kazan Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Kazan. E-mail: [email protected].
УДК 332.14:353:005.21(470.344)
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
С.А. Кляжева, К.В. Фарафонова
На основе систематизации нормативно-правовых и теоретико-практических аспектов в исследовании проведена оценка действующей системы стратегического планирования социально-экономического развития региона Российской Федерации на примере Чувашской Республики. Авторами охарактеризованы элементы системы стратегического планирования - субъекты и объекты, инструменты и рычаги, систематизированы действующие документы стратегического планирования социально-экономического развития региона, дана оценка эффективности их реализации. Сделан вывод, что на текущий момент действующая в Чувашской Республике система стратегического планирования требует пересмотра исходя из необходимости внедрения современных методов стратегического анализа, обеспечения тесной взаимосвязи с инструментами программно-целевого планирования, интеграции государственных программ в Стратегию и прогнозы социально-экономического развития Чувашской Республики. В статье даны отдельные рекомендации по совершенствованию действующей системы стратегического планирования социально-экономического развития региона.