ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАТОРОВ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
И.А. Пашаева, студент
Научный руководитель: Е.Ю. Кияшко, канд. полит. наук, доцент Российская таможенная академия (Владивостокский филиал) (Россия, г. Владивосток)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10480
Аннотация. В рамках данной работы автором проведен анализ изменений в институте уполномоченных экономических операторов в связи со вступлением в силу ТК ЕАЭС в 2018 году. Определен ряд проблем института УЭО и выявлены направления решения данных проблем.
Ключевые слова: уполномоченный экономический оператор, Евразийский экономический союз, организации УЭО, свидетельство УЭО, таможенный представитель.
Уполномоченный экономический оператор - это специализированный участник таможенной сферы, включенный, после ряда проверок, в реестр уполномоченных экономических операторов Федеральной таможенной службы Российской Федерации, относящийся к категории низкого уровня риска и обладающий правом пользования специальными упрощениями на таможенной территории ЕАЭС.
Институт уполномоченного экономического оператора законодательно закреплен в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, вступившим в законную силу на территории ЕАЭС с 01.01.2018. Введение «союзного кодекса» предполагает ряд существенных изменений в сравнении с Таможенным кодексом ТС:
- предусмотрено введение трех типов свидетельств (категорий) уполномоченных экономических операторов с разными «наборами упрощений» и условиями для их получения;
- юридическое лицо имеет возможность одновременно оформить несколько типов свидетельств, на основании чего и будет предоставляться клиентам услуга аутсорсинг ВЭД;
- имеется возможность выбора категории УЭО, что позволяет участникам ВЭД самостоятельно выбирать оптимальный набор упрощений с учетом специфики работы;
- перечень полагающихся уполномоченному экономическому оператору упрощений в «союзном Таможенном кодексе» значительно расширен.
Сразу хочется обратить внимание, что потенциальный круг заинтересованных в программе УЭО лиц, участвующих в международной торговле, расширился либо правильнее отметить - не ограничен. Это в первую очередь необходимо для создания безопасной и надежной цепи поставок. Понятно, что компании по-разному подходят к процессу организации своей деятельности. Одни самостоятельно осуществляют все внешнеэкономические операции, другие пользуются услугами сторонних организаций, в том числе на основе аутсорсинга.
Особенно это актуально для групп компаний, где может существовать четкое разделение по направлениям деятельности. Поэтому даже в рамках одной группы каждая организация может самостоятельно претендовать на получение статуса УЭО, независимо от того, производственное это подразделение либо специализированная организация, занимающаяся таможенным оформлением товаров.
Кодекс Союза создал возможность для включения в реестр УЭО и самое главное - для применения специальных упрощений перевозчиками, таможенными представителями, экспедиторами, владельцами складов временного хранения (СВХ) и иными лицами. Такой подход позволяет
двигаться к созданию безопасной цепи поставок. Охват УЭО всех этапов перемещения товаров, начиная от погрузки в стране отправления и заканчивая реализацией в стране назначения, обеспечивает постоянный контроль и, соответственно, создает максимальный эффект от данной программы.
При этом таможенные представители сетуют, что в Кодексе Союза сделаны определенные изъятия в применении отдельных упрощений. Вместе с тем, для лиц, включенных в иные реестры и изъявивших желание получить статус УЭО, сделаны беспрецедентные шаги в части возможности внесения максимальной суммы обеспечения при одновременном включении в несколько реестров, то есть, одного, а не двух, например, при включении в реестр УЭО и реестр таможенных представителей.
К сожалению, отсутствие практики порождает проблемные вопросы, в том числе связанные с проверкой соблюдения ряда условий. Резерв для их привлечения огромен, а предусмотренные упрощения, даже с учетом изъятий, могут быть востребованы и таможенными представителями, и перевозчиками, и владельцами СВХ [3, с. 46].
По мнению многих УЭО, вступление с начала 2018 года в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) и произошедшие в последнее время изменения порядка и правил регулирования деятельности УЭО не принесли ожидаемых улучшений. Даже наоборот, в ряде случаев ситуация стала хуже и сложнее, чем была в период действия утратившего силу Кодекса Таможенного союза (ТК ТС).
Одной из проблем является снижение привлекательности для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) технологии выпуска товаров до подачи таможенной декларации. Оно обусловлено невозможностью указать в одной декларации сведения о нескольких товарных партиях, выпущенных до подачи в разные дни; изменением действовавшей ранее процедуры завершения доставки товаров на площадку оператора; использованием
таможней механизма приостановления деятельности УЭО при возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении.
Исходя из нынешней ситуации, если посмотреть на полгода-год вперед, можно утверждать, что вскоре перед каждой работающей компанией-УЭО встанет вопрос о переоформлении свидетельства о получении статуса УЭО. Как известно, в соответствии с ТК ЕАЭС документ должен быть заменен на новый, который будет признаваться всеми странами Союза.
Здесь также имеются вопросы, которые вызывают серьезные опасения у действующих и потенциальных УЭО. Среди них требование о предоставлении таможне удаленного доступа к системе учета оператора. Также беспокоят новые требования к оборудованию площадок УЭО, предназначенных для временного хранения товаров и совершения таможенных операций. Все это в комплексе с другими неоднозначными моментами создает у операторов ощущение, что ситуация вокруг них не только не улучшается, а наоборот - условия деятельности УЭО неуклонно становятся менее комфортными и привлекательными для бизнеса.
Если посмотреть на сложившуюся ситуацию со стороны, то, как нам представляется, большая часть описанных выше негативных моментов - это некие временные сложности, связанные с отсутствием синхронизации союзного и национального законодательств в сфере таможенного дела.
Значительная часть обозначенных проблем, несомненно, имеет свое решение, которое в ближайшее время будет найдено. Например, за счет корректировки соответствующих решений ЕЭК или издания долгожданного Регламента ФТС России о деятельности компаний-УЭО [2, с. 200].
Гораздо более серьезную угрозу развитию института УЭО в России несут системные проблемы, которые пока не очень видны. Первая и самая главная из них -отсутствие эффективного канала получения таможней от операторов информации о возникающих проблемных моментах в
области применения технологий УЭО и учета мнения компаний.
В этих условиях компании-УЭО, сталкиваясь с проблемами, пытаются решать их традиционным способом - писать индивидуальные жалобные письма в ФТС России, которая в ответ вынуждена принимать решения по каждому частному вопросу, каковых множество. При этом, как правило, для других УЭО решения, принятые по той или иной проблеме конкретного оператора, остаются недоступными для ознакомления.
На практике это оборачивается недостаточной информированностью операторов о складывающейся в отношении них правоприменительной практике и создает предпосылки для принятия таможнями на местах по аналогичному вопросу решений, которые зачастую кардинально отличаются от тех, что вышли из-под пера специалистов ФТС России.
Еще одной серьезной проблемой, препятствующей развитию института УЭО в России, является отсутствие у таможни стимула к увеличению числа операторов. Существующая пока лишь теоретически возможность высвобождения в некой перспективе ресурсов явно не привлекает ФТС России и не является для службы стимулом, который мог бы направить ее творческий потенциал, который, несомненно, имеется, на дальнейшее развитие и совершенствование технологий и механизмов функционирования института УЭО. Более того, ФТС России в целом и региональные таможенные органы в частности в некоторых случаях воспринимают УЭО не как партнера, а как компании, по-
тенциально создающие различные риски, например неплатежей.
К сожалению, ради объективности следует признать: практика последних нескольких лет показывает, что такое отношение ведомства к операторам имеет под собой определенные основания, причем в ряде моментов достаточно серьезные. Закономерно, что тенью на репутацию всех без исключения компаний-УЭО ложатся незаконные деяния тех немногочисленных нарушителей, которые используют свой статус для неблаговидных целей.
Это исключительно сложная проблема. Она предполагает формирование репутации УЭО как добросовестных партнеров таможни, а это достаточно длительный процесс. Решить ее можно путем проведения категорирования операторов. С учетом нынешних относительно либеральных условий получения статуса УЭО всегда будут те, кто сознательно и осознанно будет допускать для себя возможность использования тех или иных незаконных способов ведения бизнеса.
Одним лишь ужесточением условий включения в Реестр УЭО проблему не решить, а вот серьезное осложнение деятельности всех компаний, включая и добросовестные, данный подход со стороны таможни точно обеспечит. Защиту добросовестных УЭО от репутационных потерь в случае совершения нарушений недобросовестными участниками рынка может обеспечить создание четко прописанного, всем понятного механизма категорирова-ния УЭО, построенного на принципе открытости и прозрачности деятельности компаний.
Библиографический список
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
2. Вейсель Каяоз Проблемы уполномоченных экономических операторов в развивающихся странах // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2018. - №6. - С. 200-202.
3. Терешенкова А.Ю. Развитие института уполномоченного экономического оператора // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2017. - №3 (41). - С. 45-50.
THE INSTITUTE OF AUTHORIZED ECONOMIC OPERATORS: THEORY AND
PRACTICE
I.A. Pashaeva, student
Supervisor: E.Y. Kiyashko, candidate of political sciences, associate professor Russian customs academy (Vladivostok branch) (Russia, Vladivostok)
Abstract. As part of this work, the author analyzes the changes in the Institute of authorized economic operators in connection with the entry into force of the EAEU TC in 2018. A number ofproblems of Institute of AEO are defined and directions of the decision of these problems are revealed.
Keywords: authorized economic operator, Eurasian Economic Union, the organization of the AEO certificate, the AEO and customs.