Научная статья на тему 'Присутствие законного представителя, педагога, защитника в ходе досудебного производства по уголовному делу с участием несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого'

Присутствие законного представителя, педагога, защитника в ходе досудебного производства по уголовному делу с участием несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2250
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ОБВИНЯЕМЫЙ / JUVENILE ACCUSED / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / SUSPECT / ЗАЩИТНИК / ЗАКОННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ / LEGAL REPRESENTATIVE / ПЕДАГОГ / ПСИХОЛОГ / PSYCHOLOGIST / DEFENSE LAWYER / EDUCATOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаврилова Оксана Сергеевна

В статье рассматриваются требования о специализации участников по делам несовершеннолетних. Анализируются возможности выделения в рамках коллегии адвокатов наиболее квалифицированных защитников для защиты несовершеннолетних обвиняемых. Выносится предложение о замещении неблаго получных родителей в процессе досудебного разбирательства и судебного рассмотрения на иных законных представителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRESENCE OF A LEGAL REPRESENTATIVE, A TEACHER AND A DEFENCE LAWYER DURING PRE-TRIAL PROCEEDINGS IN A CRIMINAL CASE INVOLVING A JUVENILE ACCUSED OR A SUSPECT

The article discusses the requirement of specialization of the participants of the juvenile cases. It analyses the possibilities of selection in the Collegium of defence lawyers the most skilled ones to protect minors accused. The author sugests that it is necessary to replace dysfunctional parents in the process of pre-trial proceedings and judicial review by other legal representatives.

Текст научной работы на тему «Присутствие законного представителя, педагога, защитника в ходе досудебного производства по уголовному делу с участием несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.12/16

О. С. Гаврилова

ПРИСУТСТВИЕ ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ, ПЕДАГОГА, ЗАЩИТНИКА В ХОДЕ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОБВИНЯЕМОГО, ПОДОЗРЕВАЕМОГО

В статье рассматриваются требования о специализации участников по делам несовершеннолетних. Анализируются возможности выделения в рамках коллегии адвокатов наиболее квалифицированных защитников для защиты несовершеннолетних обвиняемых. Выносится предложение о замещении неблаго-

О. Б. СаугПоуа

получных родителей в процессе досудебного разбирательства и судебного рассмотрения на иных законных представителей.

Ключевые слова: несовершеннолетний обвиняемый, подозреваемый, защитник, законный представитель, педагог, психолог.

THE PRESENCE OF A LEGAL REPRESENTATIVE, A TEACHER AND A DEFENCE LAWYER DURING PRE-TRIAL PROCEEDINGS IN A CRIMINAL CASE INVOLVING A JUVENILE ACCUSED OR A SUSPECT

The article discusses the requirement of specialization of the participants of the juvenile cases. It analyses the possibilities of selection in the Collegium of defence lawyers the most skilled ones to protect minors accused. The author sugests that it is necessary to replace dysfunctional

В ходе досудебного производства уголовных дел с участием несовершеннолетних, помимо дознавателя, следователя, прокурора, суда предусмотрено обязательное участие защитника, законного представителя, а в определенных случаях также специалистов - педагога или психолога.

Гарантией конституционного права несовершеннолетнего является обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве, если подозреваемый (обвиняемый) является несовершеннолетним (ст. 51 УПК РФ). Право на защиту имеет каждый несовершеннолетний подозреваемы, обвиняемый. Эта группа граждан является наиболее беззащитной по сравнению с другими лицами, указанными в статье 51 УПК РФ, в силу особых психофизиологических характерных признаков личности.

parents in the process of pre-trial proceedings and judicial review by other legal representatives.

Key words: juvenile accused, the suspect, defense lawyer, legal representative, educator, psychologist.

В УПК РФ прописаны права на защиту несовершеннолетнего подозреваемого, обви-ня емого, включ ая самого несовершеннолетнего, которые реализуют защитник и законный представитель. Их участие должно быть обеспечено в обязательном порядке (п. 2 ч. 1 ст. 51, ст. 48 УПК РФ). По инициативе сторон, а также в силу исполнения ст. 425 УПК РФ для участия могут быть привлечены также особые специалисты - педагог и (или) психолог, знания которых могут быть необходимы в интересах защиты.

Участие защитника при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних является обязательным (п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ). Это свидетельствует о том, что государство стремится полностью выполнить свои обязанности перед данной категорией правонарушителей и соблюсти их права

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

в уголовном судопроизводстве. Подтверждение тому мы находим в ч. 2 ст. 48 Конституции РФ, где устанавливается, что «каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения» [3, с. 4].

Адвокату, принявшему на себя защиту несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, необходимо учитывать его психофизиологические особенности. Его действия должны соответствовать принципам педагогики и уголовного судопроизводства.

Современные юристы придерживаются такого же мнения. Мы вслед за О. В. Левченко, Е. В. Мищенко, Л. А. Шестаковой и др. считаем, что добиться такого положения можно в рамках коллегии адвокатов, когда одни и те же наиболее квалифицированные защитники осуществляли бы защиту несовершеннолетних обвиняемых. Для этого, на наш взгляд, необходимо в каждом субъекте Российской Федерации определить адвокатов, которые бы в большей части занимались делами несовершеннолетних помимо других дел. Таким образом, их следует обучить на специальных курсах, тематически связанных с педагогикой и, главное, с психологией несовершеннолетних. После чего именно эти адвокаты будут вправе заниматься защитой данной категории правонарушителей. Нужно сказать, что наше предложение не является в литературе новым. Еще в 1987 г. В. В. Леонен-ко, в 2012 г. Л. А. Шестакова выдвигали похожую идею.

Полномочия защитника по делам несовершеннолетних определяются общими правилами (ст.53 УПК РФ), то есть защитник обязан использовать все указанные в законе средства и способы защиты обвиняемого в целях выяснения обстоятельств, оправдывающих или смягчающих его ответственность, и оказывать обвиняемому необходимую юридическую помощь.

Как для любого человека, а особенно для несовершеннолетнего, привлечение к уголовной ответственности является стрессовой ситуацией. Такое психологическое состояние усиливает частая смена адвокатов в процессе досудебного расследования. Необходимо, на наш взгляд, чтобы один адвокат, который принимает на себя защиту несовершеннолетнего

подозреваемого, обвиняемого, участвовал во всех этапах уголовного судопроизводства и не менялся.

Разговор адвоката с несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым должен носить характер беседы, а не допроса с характерными для него методами. Нельзя маневрировать сознанием несовершеннолетнего, применять к нему психическое воздействие, которое может выражаться в виде запугивания, угрозы и т. п. Самый главный, если не сказать, единственный возможный способ воздействия - психологический метод убеждения. В процессе рассказа несовершеннолетнего не перебивать, а стараться считывать дополнительную информацию, которую можно получить из невербальных средств общения, «которые необходимы человеку для того, чтобы создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать течение процесса общения, придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужное русло, выражать эмоции оценки, принятую роль, смысл ситуации» [1, с. 153]. Именно при помощи невербальных средств общение, на наш взгляд, можно установить психологический контакт, наладить взаимоотношения с подзащитным. Как видим, здесь мы опять возвращаемся к нашему предложению, чтобы адвокат, занимающийся делами несовершеннолетних, имел бы еще и психологическое или педагогическое образование.

Участие законного представителя по уголовным делам данной категории предусмотрено ст. 48, 426, 428, УПК РФ. В качестве законных представителей пунктом 12 ст. 5 УПК РФ предусмотрен строго ограниченный перечень лиц: родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый, органы опеки и попечительства.

Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле с момента его первого допроса. Следователь, дознаватель должны известить законного представителя о времени и месте допроса, а после его явки - разрешить вопрос о допуске его в уголовное дело путем вынесения

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

об этом постановления. При этом законному представителю разъясняются его права и обязанности, прописанные в ч. 2 ст. 426 УПК РФ.

Согласно ч. 4 ст. 426 УПК РФ законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Об этом следователь, дознаватель выносят постановление. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель.

По определению или постановлению суда законный представитель может быть отстранен от участия в судебном разбирательстве, если есть основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подсудимого. Как правильно отметил А. С. Ланда, «действия законного представителя не связаны с волей обвиняемого и осуществляются как в его интересах, так и в интересах самого представителя» [4, с. 11]. В этом случае должен быть допущен другой законный представитель.

Следователи и дознаватели сталкиваются с рядом проблем при решении вопроса об определении законного представителя несовершеннолетнего и организации его участия в обеспечении защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. В рамках исследования данной проблемы мы провели небольшой опрос сотрудников подразделений следствия и дознания органов внутренних дел г. Ставрополя в количестве 13 человек, занимающихся расследованием уголовных дел в отношении несовершеннолетних. В результате проведенного опроса респонденты обозначили следующие основные проблемы, возникающие в ходе расследования уголовных дел данной категории, которые отчасти совпали с проблемами, выделенными Л. В. Кокоревой и О. Ф. Павловым: 1) затруднение в привлечении в качестве законного представителя несовершеннолетнего родителей, которые не лишены родительских прав, но воспитанием несовершеннолетнего не занимаются, проживают отдельно от него в другом населенном пункте; 2) родители подростка привлекаются к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ; 3) один из родителей привлекается к уголовной ответственности, а второй, являясь законным представителем, при допросе

несовершеннолетнего в качестве свидетеля оказывает на него давление, уговаривая дать показания в пользу обвиняемого; 4) родители несовершеннолетнего злоупотребляют распитием спиртных напитков, в результате чего не могут обеспечить защиту прав и интересов несовершеннолетнего, однако не лишены родительских прав и, соответственно, являются законными представителями; 5) формальное отношение органов опеки и попечительства к процедуре представительства несовершеннолетнего [2, с. 2].

Практически все следователи говорили о том, что часто законный представитель формально относится отношение к обязанности оказывать несовершеннолетнему, который нарушил закон, различного рода поддержку. Иными словами, они ни морально, ни психологически не поддерживают подростка, не знают своих прав по его защите, поэтому не могут выбрать оптимальный и эффективный путь защиты. Все это влечет за собой негативные последствия в судьбе несовершеннолетнего, который на этом этапе как никогда нуждается в защите и поддержке.

Как считают практикующие юристы, «у следователя, дознавателя должна быть возможность, опираясь на информацию, собранную в ходе расследования уголовного дела, сделать вывод о возможности привлечения в качестве законного представителя не родителей, которые не лишены родительских прав, а представителя органов опеки и попечительства» [2, с. 2]. С этим нельзя не согласиться, однако остается открытыми вопросы о том, насколько комфортно будет подростку в присутствии посторонних людей и насколько представители опеки и попечительства будут заинтересованы помочь ребенку.

Таким образом, можно выделить ряд проблем, связанных с участием в досудебном разбирательстве законного представителя: 1) замещение неблагополучных родителей в процессе досудебного разбирательства и судебного рассмотрения; 2) присутствие родителей отвлекает внимание подростка и влияет на правдивость его показаний. Если подросток, совершивший преступление, из благополучной семьи, то как быть с тем фактом, что у многих может возникать чувство вины, страха того, что его разлюбят родители, если услышат правду; 3) допуска к участию в уголовном деле законного представителя наравне с адвокатом.

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Кроме законного представителя, прокурор, следователь, дознаватель по ходатайству защитника либо по собственной инициативе обеспечивают участие в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) педагога либо психолога. Занимаясь проблемой вовлечения в досудебные разбирательства уголовных дел с участием несовершеннолетних педагога или психолога, Л. А. Шестакова сформулировала, на наш взгляд, емкие определения: «Педагог - это сведущее лицо, имеющее высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» и работающее преподавателем в учебном заведении (школе, спецшколе, ПТУ)». «Психолог - сведущее лицо, имеющие высшее психологическое образование и работающее по специальности не менее 3 лет» [7, с. 105].

При допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого и подсудимого, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно (ст. 425 УПК РФ). Нарушение такого законного требования влечет за собой отмену приговора.

Педагог или психолог вправе согласно ч. 5 ст. 425 УПК РФ: 1) с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несо-

вершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому; 2) по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

Основные процессуальные функции педагога и психолога заключается в том, что они должны помогать должностному лицу, которое производит следственные действия, а также защищать права и интересы подростка. К сожалению, педагог может участвовать только при проведении допроса. Мы считаем, что его присутствие также необходимо и при других следственных действиях.

На наш взгляд, следует согласиться с точкой зрения С. В. Тетюева в том, что к педагогу (психологу) как участнику допроса несовершеннолетнего нецелесообразно предъявлять требование о незаинтересованности в исходе дела [5, с. 8]; педагог или психолог должен обязательно присутствовать не только в процессе допроса, но и других следственных действиях; педагог или психолог должен присутствовать во всех следственных действиях несовершеннолетних, не достигших возраста 18 лет. Так, например, в ч. 1 ст. 435 УПК Республики Беларусь предусматривается обязательное участие педагога (психолога) в допросе несовершеннолетних, не достигших возраста 18 лет [6, с. 104-105].

Литература

1. Гаврилова О. С. Повышение компетенции невербального общения у студентов не филологов первых курсов после изучения лингвистических дисциплин // Актуальные проблемы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 5 мая 2014 г.: в 7 частях. Часть I. М.: АР-Консалт, 2014.

2. Кокорева Л. В., Павлов О. Ф. О некоторых вопросах участия законного представителя несовершеннолетнего в ходе досудебного производства по уголовному делу [Электронный ресурс] // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2011. № 5. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/o-nekotoryh-voprosah-uchastiya-zakonnogo (Дата обращения: 28.05.2015).

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/popular/cons/#info (Дата обращения: 25.05. 2015).

4. Ланда А. С. Представители несовершеннолетних обвиняемых в советском уголовном процессе / под ред. В. А. Познанского. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1977.

5. Тетюев С. Обстоятельства, исключающие участие педагога (психолога) в уголовном судопроизводстве // Уголовный процесс. - 2006. - № 6.

6. Тетюев С. В. Процессуальные права, обязанности и ответственность педагога (психолога) в производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних // Журнал российского права. 2008. № 4.

7. Шестакова Л. А. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: проблемы правоприменения // Основы экономики. Управления и права. 2012. 4(4).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.