Научная статья на тему 'Присутствие концессионного иностранного капитала в экономике России в конце XIX–начале хх вв'

Присутствие концессионного иностранного капитала в экономике России в конце XIX–начале хх вв Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
739
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Присутствие концессионного иностранного капитала в экономике России в конце XIX–начале хх вв»

И.Б. Максимов

ПРИСУТСТВИЕ КОНЦЕССИОННОГО ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ в конце Х1Х-начале ХХ вв.

Практически все отрасли российской экономики испытывают острейшую потребность в огромном количестве инвестиционных ресурсов, которые необходимы не только для оживления экономической активности и выхода на устойчивую траекторию экономического роста, но и для замены морально и физически устаревших основных фондов предприятий. Потребность современной российской экономики в инвестициях огромна: по имеющимся оценкам, в настоящее время собственные средства российских предприятий составляют не более четверти от того объема инвестиционных потребностей, которые нужно удовлетворить по мере перехода российской экономики к стабильному росту.

Инвестиционный кризис в сочетании с повышенной потребностью российской экономики в обновлении и совершенствовании ее воспроизводственного потенциала усиливает интерес отечественных исследователей к поискам путей приумножения инвестиционных ресурсов для российской экономики и совершенствования способов их использования. Наряду с главным направлением — мобилизацией огромных недоиспользуемых внутренних источников пополнения инвестиционных ресурсов, весьма актуальным является расширение объемов привлечения иностранного капитала для нужд реформируемой российской экономики.

В связи с эти особую актуальность приобретают исторические исследования, посвященные данной проблематике. Россия и Советский Союз накопили богатый опыт успешного функционирования иностранного капитала в национальной экономике. Привлечение иностранных инвестиций в конце Х1Х-на-

© И.Б. Максимов, 2011

чале ХХ вв. осуществлялось в разнообразных формах: в виде поступления нового капитала из-за рубежа, в форме увеличения капитала уже существующих иностранных предприятий за счет капитализации полученной прибавочной стоимости, в форме покупки новых предприятий и т.п. Однако особое значение, особенно для советского периода развития нашей страны, имело привлечение иностранного капитала в форме концессионных соглашений, поскольку именно концессии позволяют изыскать дополнительные средства для развития наиболее важных сфер экономики — промышленности и инфраструктуры. Концессия давала иностранному предпринимателю право на осуществление в течение оговоренного договором срока определенной предпринимательской деятельности, направленной на создание или эксплуатацию объектов общественной собственности, а также на оказание услуг, осуществляемы обычно самим государством.

При изучении опыта дореволюционных и муниципальных концессий первых десятилетий Советской России значительный интерес представляют препринт М.М. Загорулько и В.В. Булатова «Муниципальные концессии в царской России: исторический опыт для современности» и монография этих же авторов «Наркоземовские концессии: сельское хозяйство и водные промыслы»*.

Концессия — это специальный закон публичной (государственной или муниципальной) власти, единолично издаваемый в отношении конкретного частного юридического или физического лица, и предоставляющий ему право на осуществление определенной предпринимательской деятельности. Этот закон чаще всего выходит за рамки общего законодательства, наделяет предпринимателя особыми правами и гарантирует его от возможных изменений условий концессий без его на то согласия1. Концессия выходит за рамки действующего законодательства, что является

* Загорулько М.М. Муниципальные концессии в царской России: исторический опыт для современности: препринт / М.М. Загорулько, В.В. Булатов. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. 80 с.; Загорулько М.М. Наркоземовские концессии: сельское хозяйство и водные промыслы / / М.М. Загорулько, В.В. Булатов. Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2010. 480 с.

несомненным преимуществом для зарубежного инвестора перед другими формами привлечения капитала.

Привлекательность концессионных соглашений в полной мере проявила себя в Советской России после Гражданской войны. Привлечение иностранных инвестиций в виде крупных и долгосрочных займов было тогда невозможно из-за требований

о реституции своей собственности со стороны бывших собственников и требований западных государств о возврате долга, возникшего в период правления царской власти и Временного правительства. Концессии открывали доступ к частным иностранным инвестициям и могли стать гарантией возврата иностранных займов.

Историю развития концессий в России целесообразно разбить на два этапа:

1) Дореволюционный — конец Х1Х-начало ХХ вв., данный этап охарактеризован в упоминавшемся препринте;

2) Советский — с 20-х по 40-е гг. ХХ в., его характеристике посвящена монография «Наркоземовские концессии...».

Каждый из данных этапов имеет свою специфику, объясняющуюся такими историческими событиями, как Первая мировая война, Октябрьская революция и Гражданская война.

Впервые концессии в России появились в первой половине XIX в. в новой отрасли национальной экономики — железнодорожном хозяйстве. По мнению авторов препринта именно концессии стали главным фактором развития железнодорожного транспорта2. Еще одной сферой применения концессий стало городское хозяйство. Участие иностранцев в эксплуатации таких предприятий допускалось только через заключение концессионного соглашения. Из общей суммы концессионных инвестиций, направленных в муниципальное хозяйство к началу Первой мировой войны, на их долю приходилось 75% средств, вложенных в электроэнергетическое хозяйство; 30% средств — в водоснабжение; 90% — в газоснабжение (газовые заводы). Общая сумма иностранного капитала, вложенного в русское коммунальное хозяйство к началу Первой мировой войны, оценивалось в 230 млн р. золотом, а по общему объему иностранных капиталовложений в экономику Российской Империи городское хозяйство занимало третье место после

горнорудной и металлургической промышленности3. По «национальной принадлежности» иностранного капитала муниципальные концессии в России распределялись следующим образом: предприятия электроснабжения и газоснабжения — германский капитал; городские железные дороги (конки и трамваи) — бельгийский капитал; телефон — шведско-датский капитал4.

Весьма подробно в работе «Муниципальные концессии в царской России.» рассматривается немаловажный вопрос о формах перехода концессионных предприятий к собственнику. Авторами выделено три возможных варианта5:

- безвозмездный возврат;

- выкуп по окончании срока концессии;

- досрочный выкуп.

Наиболее распространенными были безвозмездная передача предприятия по окончании срока концессии и досрочный выкуп. В связи с этим авторы препринта развернуто характеризуют понятие «инвестированный капитал» и определяют методики его расчета6. При безвозмездной форме перехода предприятия концессионеру возмещалась непогашенная часть инвестированного капитала, а при форме досрочного выкупа выплачивалась вся стоимость предприятия. В дореволюционный период средний срок коммунальных концессий составлял 30-40 лет, при этом право концессионера на досрочный выкуп не наступало ранее истечения !/-% срока концессии7. Это условия гарантировало долгосрочные инвестиции в инфраструктурные предприятия.

Актуальным вопросом для практики муниципальных концессий является вопрос о платежах концессионера в городской бюджет. Эти платежи устанавливались в процентном отношении к валовому доходу предприятия. В Москве этот процент составлял 6,5%, в Петербурге — 8%, в Киеве он изменялся в сторону увеличения через определенные сроки от 5 до 8%8. Коммунальное хозяйство приносило городам большие доходы, в среднем городские бюджеты получали от эксплуатации коммунальных предприятий 18-20% всех доходов9.

В условиях современного неудовлетворительного состояния современного жилищно-коммунального хозяйства и пос-

тоянного роста тарифов опыт привлечения инвестиций в ЖКХ царской России был бы весьма поучителен. Коммунальное хозяйство дореволюционной России являлось инвестиционно привлекательной отраслью экономики, в том числе и для иностранных инвесторов. Формы и методы привлечения инвестиций в концессионные договоры вполне применимы и в современных условиях. Развитие муниципальных концессий, с одной стороны, помогло бы развитию жилищно-коммунального комплекса, а с другой — привело бы к наполнению городских бюджетов, сделало бы их менее зависимыми от бюджетов более высокого уровня.

Что касается советского периода развития концессий, то Октябрьская революция и Гражданская война по понятным причинам привели к полному отсутствию иностранных инвестиций. Экономика государства была полностью разрушена, и в начале 20-х гг. для восстановления экономики Советской России возникла значительная потребность в дополнительных капиталах, прежде всего зарубежных. Переход к новой экономической политике (НЭП) в 1921 г. способствовал развитию концессионных соглашений, так как иные формы привлечения иностранных инвестиций по упоминавшимся причинам были исключены. Концессии могли стать гарантией возврата иностранных займов, быть средством оплаты необходимого импорта, помочь заключению межгосударственных соглашений.

В Советском Союзе концессии оформлялись в виде двустороннего акта равноправных сторон (концедента и концессионера), в котором правительство (концедент) играло двойственную роль — выступало в качестве носителя суверенных прав государства и в качестве хозяйствующего субъекта. Концессия представляла собой договор между властью и частным предпринимателем, который, по сути, является специальным законодательным актом, причем он мог выходить за рамки общего законодательства. Договор страховал концессионера от возможных изменений условий концессии без его согласия.

Из перечисленных форм концессии в Советской России практиковался безвозмездный переход концессионного предприятия к государству по окончанию срока концессии, но чаще всего концессия досрочно прекращалась по инициативе

одной из сторон. Авторы монографии выделяют пять концессионных форм деятельности иностранного капитала в Советском Союзе10:

- «чистая» концессия (самостоятельная эксплуатация предприятия концессионером);

- «смешанная» концессия (совместная организация и эксплуатация предприятия иностранной фирмой и советским хозяйственным органом, для чего утверждается смешанное акционерное общество);

- кредитно-подрядная концессия (иностранная фирма выступает в качестве организатора предприятия, а его эксплуатация передается советскому государственному предприятию, которое возвращает иностранному инвестору затраченные средства постепенно, вместе с прибылью и процентами за кредит);

- договор технического содействия с одновременным финансированием (строительство, реконструкция и эксплуатация предприятия ведется советской стороной, а иностранная фирма предоставляет все необходимые чертежи, проекты, технические указания и одновременно финансирует строительство);

- простой договор технического содействия (организация и эксплуатация предприятия ведется советской стороной, которая оплачивает услуги иностранной фирме по предоставлению ею всех необходимых чертежей, патентов, проектов, технических указаний, консультаций и т.п.).

Отраслевая принадлежность концессий в СССР демонстрировала большое разнообразие. Выделяется пять основных областей, где применялись концессии11:

- эксплуатация природных ресурсов;

- промышленность;

- сельское хозяйство;

- транспорт;

- коммунальное хозяйство.

При анализе концессий в этих отраслях М.М. Загорулько и В.В. Булатов выделили в монографии два раздела — «Сельскохозяйственные концессии» и «Арендные и концессионные отношения на водных промыслах».

Целесообразность привлечения иностранных инвестиций в сельское хозяйство объяснялась наличием колоссально-

го массива земель, которые либо находились в экстенсивной эксплуатации, либо совсем не эксплуатировались. 23 ноября 1920 г. был принят Декрет «Об общих экономических и юридических условиях концессий, в котором говорилось о намерении советского правительства привлечь иностранных инвесторов в аграрный сектор12. Авторы монографии анализируют дискуссию, которая развернулась между учеными-аграриями по поводу целесообразности концессий в сельском хозяйстве. В частности Н.Д. Кондратьев считал мнение, что импорт капитала должен осуществляться только в форме концессий, «глубоко ошибочным»13, полагая более приемлемым импорт производственного капитала. Однако выбирать не приходилось, для иностранного инвестора концессия представлялась наиболее привлекательной формой, поскольку защищала концессионера от возможных изменений государством договорных обязательств.

Иностранный капитал намеревались привлекать для проведения мероприятий по вводу неудобных земель в сельхозоборот, а также для восстановления и развития ряда сельскохозяйственных отраслей. Намеченные концессионные объекты распределялись по четырем основным группам14:

- мелиорационные концессии (оросительные и осушительные);

- коневодческие концессии;

- овцеводческие концессии;

- скотоводческие концессии.

Кроме этого, концессии рассматривались как необходимое условие для получения иностранной технической помощи для предприятий, обслуживающих сельское хозяйство, таких как тракторные и машиностроительные заводы.

Данные планы не в полной мере были воплощены в реальность, концессии не внесли весомого вклада в развитие отечественного аграрного сектора. В монографии дается подробная характеристика таких сельскохозяйственных концессий, как «чистая» концессия «Маныч», смешанная концессия «Маныч-Крупп», концессия Немецко-Волжского банка сельскохозяйственного кредита, субконцессия «Друаг», концессия смешанного «Прикумского Русско-Американского товарищес-

тва», концессия «Германско-Русского общества семеноводства» («Друзаг»). В 1925-26 гг. семь действовавших сельскохозяйственных концессий занимали всего 0,37% удобной земли в РСФСР15. Общими проблемами были недостаток оборотных средств и недоучет климатических и почвенных особенностей районов дислокации. Тем не менее концессии «Прикумс-кое Русско-Американское товарищество», «Маныч-Крупп» и «Друзаг» стали рентабельными и высокоприбыльными предприятиями.

К сожалению, к концу первой пятилетки преуспевающие концессионные хозяйства были ликвидированы. Причиной полного отказа от привлечения капитала в форме концессий, с одной стороны стал мировой кризис 1929 г., повлекший за собой обвальное падение цен и свертывание мирового товарооборота, а с другой — отказ от НЭПа и переход в 1930-32 гг. к артельной форме организации воспроизводства в сельском хозяйстве, замена института частного предпринимательства на институт «колхозного» предприятия. Новые организационные формы — колхозы и совхозы не создали стимулов для высокопроизводительного интенсивного труда и надолго определили судьбу советского сельского хозяйства — отсталого и преимущественного экстенсивного сектора экономики.

Что касается «арендных и концессионных отношений на водных промыслах», то их история начинается с 20-х гг. ХХ в., когда первые концессионные предложения стали поступать к советскому правительству, но экономического интереса они не представляли. Концессионная практика в сфере эксплуатации водных биоресурсов охватывала период с 1923 по 1944 гг. В советских территориальных водах действовало всего 8 иностранных рыболовных и зверобойных концессионеров —

3 норвежских, 4 японских и германский16. Наиболее успешной среди них стала японская концессия «Ничиро Гиогио Кабуси-ки Кайша», которая обеспечила основную долю бюджетных поступлений17. Объектами концессий были рыбное, крабовые и зверобойные промыслы, рыбоконсервное и крабоконсервное производство. Концессии в данной сфере объяснялись скорее политическими, чем экономическими соображениями. Предоставление концессий помогало преодолеть экономичес-

кую блокаду и восстановить жизненно важный для Севера и Дальнего Bостока внешнеторговый товарообмен. А кроме этого, от выдачи концессий германским и норвежским фирмам зависел успех заключения Советско-Норвежского и Советско-Германского договоров о мореплавании и торговли. Концессии японским рыбопромышленникам были одним из условий восстановления дипломатических отношений. Значительного экономического эффекта данного рода концессии не имели.

B целом иностранный капитал в виде договоров концессии не стал решающим фактором развития советской экономики, однако концессионные соглашения во многом способствовали подготовке отечественных квалифицированных кадров и заложили базу для развития собственного производства. Это особенно актуально для тех отраслей, которые сегодня не столь привлекательны для прямых и портфельных иностранных инвестиций, такими сферами являются ЖКX, сельское хозяйство и водные промыслы. Ключевая на сегодняшний день проблема состоит в том, сможет ли Россия спустя столетие вновь выйти на динамичную траекторию развития, используя в своих интересах, в том числе и потенциал иностранных инвестиций в форме концессий. Историческое прошлое страны свидетельствует, что задача ей вполне по силам.

Примечания

1 Загорулько М.М. Муниципальные концессии в царской России: исторический опыт для современности: препринт I М.М. Загорулько, B.B. Булатов. Bолгоград, 2010. С. 6.

2 Там же C. 10.

3 Там же C. 12.

4 Там же C. 13.

5 Там же C. 35.

6 Там же C. 38-41.

7 Там же C. 42.

8 Там же C. 60.

9 Там же C. 79.

10 Загорулько М.М., Булатов B.B. Наркоземовские концессии: сельское хозяйство и водные промыслы. Bолгоград, 2010. С. 14.

11 Там же C. 15.

12 Там же C. 20.

13 Там же C. 21.

14 Там же C. 39.

15 Там же C. 240.

16 Там же C. 436.

17 Там же C. 439.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.