Семёнов В. С, Музалёе С. Л., МГТУ, г. Майкой
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖЁСТКОСТИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ
УСТРОЙСТВ ЦЕПНЫХ ПЕРЕДАЧ
В статье представлено описание прибора для определения жёсткости вспомогательных устройств цепных передач и приспособление для тарирования цилиндрических пружин, используемых для нагружения а предлагаемом приспособлении.
В цепных передачах для уменьшения динамических нагрузок применяются [1,2,3] различные вспомогательные и дополнительные элементы. Однако в литературе не описаны устройства для замера жёсткости этих элементов передач. Нами предпаї'аетея схема такого при-
• • /. / . • , . • *
Основание ] изготовлено из труб прямоугольно! о сечения^ сваренных в виде перевернутой
буквы П; в верхней части которого расположена направляющая планка изготовленная из трубы
прямоугольного профиля; скреплённая с основанием сваркой до обра^ванш жёсткой рамки.
Нагружающий узел с ост окт из направляющей трубы 5, цилиндрической пружины 6, нагружающего вингга 3, ползунов 4 к 7, упорного шарика 13, На нижней стороне ползуна 7 расположен нажимной стержень 8.
Измерительный узел состоит из двух шкал 10 и 12 и подвижных стрелок-указателей 14, закреплённой на ползуне 4 и 11, закреплённой па шкале 12 (ползуне 7). Шкала 12 подвижная, а шкала 10 закреплена на направляющей трубе 5, жёстко связанной с направляющей планкой 2. По шкале 12 фиксируется усилие сжатия пружины, т.е. нагрузка на шину, а по шкале 10 фиксируется величина прогиба испытуемой шины 9.
Порядок определения жёсткости следующий* Испытуемую шину 9 закрепляют при помощи хомутов, кощрые фиксируют её от перемещения относительно основания /. Затем её наїружают путём вращения винта 3. По мере вращения винта он опускается вниз, и, через упорный шарик 13, расположенный в выемке ползуна 4, давит на этот ползун, заставляя его перемещаться вниз сжимая пружину 6. (Упорный шарик 13 способствует уменьшению трения ходового винта 3 о ползун 4.) Под действием упругой силы пружины ползун 7 перемещается вниз и, расположенный на нём нажимной стержень 8 давит на испытуемую шину 9. Усилие, с которым он давит на шину, определяют по подвижной шкале 12, при помощи стрелки 14. Ползун 7. перемещаясь вниз, одновременно увлекает за собой стрелку 11, которая указывает на шкале 10 деформацию шины 9,
Предложенное нами приспособление даёт возможность определять деформацию шины под действием прикладываемой нагрузки.
Для определения прикладываемой наїрузки используется предварительно опар и ро ванная цилиндрическая пружина. Обычно для тарирования пружин применяют приспособление, показанное на рис. 2,
Рис. 2. Существующая сх^ма приспособления для тарирования пружин
Принцип его действия следующий. На основании 1 закреплён центрующий стержень 5. На него надевается тарируемая пружина 2. Сверху пружины располагается пластина 3 с указа-тел ем 7. На пластину 3 накладывают эталонные грузы 4. По мере увеличения числа эталонных грузов 4 пружина 2 сжимается и указатель 7 опускается вниз. По шкале б, закреплённой относительно основания /. определяют деформацию пружины 2. Эта величина и будет характеризовать жёсткость тарируемой пружины, т.е. на сколько надо сжатъ пружину, чтобы полечить требуемую нагрузку. Масса й количество эталонных грузов выбирается в зависимости от требуемой точности тарировки и максимальной нафузки для данной пружины.
Но данное приспособление имеет недостаток: для тарирования пружин необходимо большое количество эталонных грузов, что ограничивает применение этого устройства для тарирования пружин большой жесткости.
В связи с этим нами предлагается приспособление для тарирования пружин, изображенное на рис. 3.
Оно представляет собой двуплечий рычаг, на одном конце которого закреплена тарируемая пружина* а на другом его конце прикладывается фиксируемая нагрузка.
На основании 1 располагается подвижный упор 4. Он представляет собой треугольник с заострённой вершиной. На упоре 4 располагается планка 3. На её нижней стороне имеются выемки в виде буквы А с углом разделки, большим, чем у верхней части упора 4. Это сделано для того, чтобы планка 3 имела возможность совершать колебательные движения относительно упора 4. Выемки пронумерованы и располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга.
Рис. 3. Предлагаемая схема приспособления для тарирования пружин
На одном конце планки 3 закреплён упор 5. На нём располагается пластина 6 с указателем 15. На пластину 6 устанавливается тарируемая пружина 7. Она своим верхним концом упирается в ползун 9> который перемещается внутри направляющей трубы 8, жёстко закреплённой на основании /. На друг ом конце планки 3 крепятся эталонные грузы 2.
Процесс тарирования выглядит так. . На конец планки 3 подвешивают эталонные грузы 2. Планка под их действием поворачивается относительно упора 4 и приподнимает упор 5 и пластину 6 с указателем 7J, Под их действием тарируемая пружина 7 сжимается.
Для определения изменения длины тарируемой пружины 7, в зависимости от приложенной нагрузки, необходимо совместить указатель 15 с выступом 14, гак чтобы планка 3 приняла горизонтальное положение. Для этого необходимо вращать регулировочный винг 10. Он, перемещаясь вниз через упорный шарик 11 давит на ползун 9. Ползун перемещается вниз и сжимает тарируемую пружину 7. Величину изменения дли! 1ы пружины определяют по шкале 13, закреплённой на основании 1> при помощи указателя 72, закреплённого на ползуне 9.
Данное приспособление обладает отличительной особенностью. Упор 4 может перемещаться по основанию 1 относительно планки J, фиксируясь п очередной выемке, что изменяет масштаб увеличения нагрузки па тарируемую пружину от 1:1 до 1:10. Это приспособление более удобно в использовании, т.к. не требует большого количества эталонных грузов.
Литература:
1. Воробьёв Н. В, Цепные передачи / К* В. Воробьёв - М.: Машиностроение, 1968. - 256 с.
2. Готовцев А. А. Проектирование цепных передач / А. Л. Готовцев, И. П. Котенок. -М.: Машиностроение» 1982. - 328 с.
3* Петрик А. А. Проектирование открытых цепных передач. / Л. А Петрик, С. А. Меттьков, А. В. Пунтус, С. Б. Бережной - Краснодар: Технический университет КубГТУ, 2002. - 156 с.