Научная статья на тему 'Приспособление для определения жесткости вспомогательных устройств цепных передач'

Приспособление для определения жесткости вспомогательных устройств цепных передач Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
83
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТАЛИ МАШИН / ЦЕПНЫЕ ПЕРЕДАЧИ / ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА / ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ ПРУЖИНЫ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Семенов Виктор Семенович, Музалёв С. А.

В статье представлено описание прибора для определения жесткости вспомогательных устройств цепных передач и приспособление для тарирования цилиндрических пружин, используемых для нагружения в предлагаемом приспособлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приспособление для определения жесткости вспомогательных устройств цепных передач»

Семёнов В.С., Музалёв С.А,, МГТУ, г* Майкоп

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖЁСТКОСТИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ

УСТРОЙСТВ ЦЕПНЫХ ПЕРЕДАЧ

В статье представлено описание прибора для определения жёсткости вспомогательных устройств цепных передач и приспособление для тарирования цилиндрических пружин, используемых для нагружения в предлагаемом приспособлении.

В цепных передачах для уменьшения динамических нагрузок применяются [1,2,3] различные вспомогательные и дополнительные элементы. Однако в лжературе не описаны устройства для замера жесткости этих элементов передач» Нами предлагается схема такого приспособления (рис. 1)» которое состоит из основания, нагружающего и измерительного узлов.

Основание 1 изготовлено из труб прямоугольного сечения, сваренных в виде перевес нутой буквы П, в верхней части которого расположена направляющая планка 2, изготовленна* из трубы прямоугольного профиля, скреплённая с основанием сваркой до образования жёсткой рамки.

Нагружающий узел состоит из направляющей трубы 5, цилиндрической пружины б, нагружающего винта 3у ползунов 4 а 7, упорного шарика 75. На нижней стороне ползуна 7 расположен нажимной стержень 8.

Измерительный узел состоит из двух шкал 10 и 12 и подвижных стрелок-указателей К закреплённой на ползуне 4 и 11, закреплённой на шкале 12 (ползуне 7). Шкала 12 подвижна*, а шкала 10 закреплена на направляющей трубе 5, жёстко связанной с направляющей планкой! По шкале 12 фиксируется усилие сжатия пружины, т.с. нагрузка на шику, а по шкале 10 фиксируется величина прогиба испытуемой шины 9.

Порядок определения жёсткости следующий. Испытуемую шину 9 закрепляют при помощи хомутов, которые фиксируют её от перемещения относительно основания I. Затем её нагружают путём вращения винта 3. По мере вращения винта он опускается вниз, и, через упорный шарик 13, расположенный в выемке ползуна 4, давит на этот ползун, заставляя его перемещаться вниз сжимая пружину 6. (Упорный шарик 13 способствует уменьшению трения ходовою вит а 3 о ползун 4.) Под действием упругой силы пружины ползун 7 перемещается внш и, расположенный на нём нажимной стержень 8 давит на испыту емую шину 9. Усилие, с которым он давит па шину, определяют по подвижной шкале 12, при помощи стрелки 14. Ползун 7, перемещаясь вниз, одновременно увлекает за собой стрелку 11, которая указывает на шкалг 10 деформацию шины 9.

Предложенное нами приспособление даёт возможность определять деформацию шины под действием прикладываемой нагрузки.

Для определения прикладываемой нагрузки используется предварительно оптированная цилиндрическая пружина. Обычно для тарирования пружин применяют приспособление, показанное на рис. 2.

Принцип его действия следующий. На основании 1 закреплён центрующий стержень 5. На него надевается тарируемая пружина 2. Сверху пружины располагается пластина 3 с указателем 7. На пластину 3 накладывают эталонные грузы 4. По мере увеличения числа эталонных грузов 4 пружина 2 сжимается и указатель 7 опускается вниз. По шкале 6, закреплённой относительно основания 1, определяют деформацию пружины 2, Эта величина и будет характерно* вать жёсткость тарируемой пружины, т.е. на сколько надо сжать пружину, чтобы получить требуемую нагрузку. Масса и количество эталонных грузов выбирается в зависимости от требуемой точности тарировки и максимальной нагрузки для данной пружины.

5

6

7

4

/ 3

Рис. 2. Существующая схема приспособления для тарирования пружин

Но данное приспособление имеет недостаток: для тарирования пружин необходим большое количество эталонных грузов, что ограничивает применение этого устройства для та рирования пружин большой жесткости.

В связи с этим нами предлагается приспособление для тарирования пружин, изобра жённое на рис. 3.

10

Рис. 3. Предлагаемая схема при способ ления для тарирования пружин

<>10 представляет собой двуплечий рычаг, на одном конце которою закреплена тарируемая пружина, а на другом сю конце прикладывается фиксируемая нгнрузка.

На основании 1 располагается подвижный упор 4, Он представляет собой треугольник с заострённой вершиной. На упоре 4 располагается планка 3. На ес нижней стороне имеются выемки в виде буквы Л с углом разделки, большим, чем у верхней части упора 4. Это сделано для того, чтобы планка 3 имела возможность сопершать колебательные движения относительно упора 4. Выемки протрумеровапг,I и располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга.

На одном конце планки 3 закреплён упор 5. На нём располагается пластина 6 с указателем 15. На пластину 6 устанавливается тарируемая пружина 7. Она своим верхним концом упирается в ползун 9, который перемещается внутри направляющей трубы 8, жёстко закреплённой на основании 1. На другом конце планки 3 крепятся эталонные грузы 2.

Процесс тарирования выглядит так. На конец плаики 3 подвешивают эталонные грузы 2. Планка под их действием поворачивается относительно упора 4 и приподнимает упор 5 и пластину’ 6 с указателем 15. Под их действием тарируемая пружипа 7 сжимается,

Для определения изменения длины тарируемой пружины 7, в зависимости от приложенной нагрузки, необходимо совместить указатель 15 с выступом 14, так чтобы планка 3 приняла горизонтальное положение. Для итого необходимо вращать регулировочный винт 10. Он, перемещаясь вниз через упорный шарик 11 давит на ползун 9. Ползун перемещается вниз и сжимает тарируемую пружину' 7. Величину7 изменения длины пружины определяют по шкале 13, закреп-гённой на основании 1У при помоши указателя 12, закреплённого на ползуне 9.

Данное приспособление обладает отличительной особенностью. Упор 4 может перемещаться по основанию 1 относительно планки 3, фиксируясь в очередной выемке, что изменяет масштаб увеличения нагрузки на тарируемую пружину ог 1:1 до 1:10. Это приспособление бо-1 лее удобно р. использовании, т.к. не требуег большого количества эталонных грузов.

Литература:

1. Воробьёв Н.В. Цепные передачи / Н. В. Воробьёв - М.: Машиностроение, 1968. - 256 с.

2. Готовцев А.А. Проектирование цепных передач / А.А. Готовцев, Ш1 Котенок. - М.: Машиностроение, 1982. - 328 с»

3. Петрик А,А, Проекгирова!ше открытых, цепных передач. / А. А. Петрик, С.А, Метильков, А.В. Пунтус, С.Б. Бережной - Краснодар: Технический университет КубГТУ, 2002. - 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.