- Мiжнародна та регшнальна економжа -
УДК 339.52(510+73)
Н. Н. Котляров,
доктор экономических наук, г. Москва
ПРИЧИНЫ, УСЛОВИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ КНР В ВТО (АНАЛИЗ КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ)
Одним из важнейших аспектов торгово-экономических отношений между Китаем и США, влияющими не только на характер и размеры двусторонних экономических обменов, но и на перспективы развития внут-риэкономической и политической ситуации в обеих странах, перспективы укрепления глобальной торговой системы, являются проблемы, связанные с принятием КНР во Всемирную Торговую Организацию.
Вступление КНР в ГАТТ-ВТО рассматривалось китайским руководством в качестве одного из важнейших вопросов внешнеэкономической политики страны, обусловленных задачами интеграции Китая в международное разделение труда в качестве полноправного члена международных экономических отношений. Проведение „открытой" внешнеэкономической политики в 80-е -90-гг. предусматривало преимущественную ориентацию торгово-экономических связей на США и другие индустриально развитые страны Запада , откуда предполагалось в обмен на экспортные товары получать необходимые для модернизации экономики страны товары, технологии, кредиты и инвестиции, что в свою очередь требовало развивать и диверсифицировать экспортную базу, наращивать валютные поступления . Данная задача была одной из важнейших в процессе формирования внешнеэкономической стратегии КНР.
Однако при практической реализации этого курса Китаю часто не удавалось добиться полноправного партнерства как с США, так и другими западными странами. Интересы КНР ущемлялись, по отношению к Китаю действовали иные правила и нормы, чем в отношениях между странами-членами ВТО. Доступ китайских товаров на зарубежные рынки ограничивался, в отношении китайского экспорта зачастую без объяснения оснований задействовались антидемпинговые процедуры, приводящие к значительным потерям. При этом китайским компаниям во многих случаях не предоставлялось возможности в справедливой форме отстаивать свои интересы. Вступление в ВТО рассматривалось китайским правительством в качестве своего рода точки отсчета, с которой должно начаться на базе общепринятых правил, норм и процедур более активное
встраивание в глобальную экономику и использование этого процесса для повышения эффективности национального производства.1
Значение ВТО и выгодность участия в этой организации определялось для КНР рядом обстоятельств. Во-первых, данная организация представляет собой организационно- правовую основу международной торговли, ее документы определяют ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться страны-участники при выработке и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. В процессе многосторонних переговоров, коллективных обсуждений, примирения разногласий и поиска компромиссов в рамках ВТО фактически и формируются торговые отношения между членами организации. Механизм разрешения споров, созданный ВТО представляет собой эффективный инструмент отстаивания своих экономических интересов, что основывается на возможности применения различных санкций организации. Во- вторых, очень важное значение для КНР имело то обстоятельство, что участие в ВТО предполагает применение режима наибольшего благоприятствования в торговле между странами-членами организации. Снижение тарифных и нетарифных ограничений прежде всего со стороны США, а также других промышленно развитых стран в отношении важнейших товаров китайского экспорта, к которым относятся текстильные изделия, одежда, обувь, бытовая электроника, электроприборы, игрушки позволит КНР существенно нарастить объемы своего экспорта и обеспечить дополнительные валютные поступления. При этом появляется возможность эффективной защиты интересов своих экспортеров в рамках использования правовой базы ВТО. В-третьих, правительством КНР учитывалось и то обстоятельство, что участие в организации открывает китайским предприятиям и потребителям доступ к более дешевым импортным товарам и услугам (включая финансовые). В то же время, в целях обеспечения подготовки отстающих отраслей к конкуренции со стороны иностран-
1 Li Zhongzhou. Developing the Multilateral Trade and Economic Cooperations, Serving the General Trade Strategy and National Economy. Almanac of China's Foreign Economic Relations and Trade, HK. 1997/98, p. 71.
ных производителей предполагается сохранение в течение трех-пяти лет прежнего уровня таможенных пошлин, квот и лицензий на целый ряд импортных товаров и услуг. Кроме того, участие в ВТО будет способствовать развитию реформенного процесса, стимулирует расширение притока иностранных инвестиций в китайскую экономику, положительно скажется на развитии сферы услуг. Открытие экономики будет в свою очередь способствовать развитию международных отношений поскольку торговля и инвестиции делают экономики разных стран взаимозависимыми. Выступая на министерской конференции ВТО в Катаре глава китайской делегации Ши Гуаньшен заявил, что участие в многосторонней торговой системе является в настоящее время единственной возможностью извлечения максимальных выгод от развивающегося в мире процесса экономической глобализации.2
Процесс вступления КНР в ВТО занял много времени ( пятнадцать лет) и потребовал большое количество усилий, т.к. необходимо было приводить национальное законодательство в соответствие с многочисленными правилами этой организации, прийти к соглашению с ее руководящими органами и каждой страной-членом в отдельности об условиях вступления Китая. Кроме того, после преобразования ГАТТ в ВТО в 1995 г. переговоры стали проводиться по более широкому кругу вопросов и включать в себя проблемы либерализации деятельности иностранных компаний в сфере услуг КНР (финансовый, банковский, страховой секторы, дистрибьютерская деятельность, информационные технологии, аудиторские и консалтинговые услуги, транспортные услуги и др.). Все это значительно усложнило переговорный процесс, требовало осторожного и взвешенного подхода. В целом, вопрос стоял о выработке хорошо продуманной стратегии, сочетающей собственные экономические интересы с требованиями ВТО и отдельных стран-участников организации.
Отметим, что Китай подписал документы о присоединении к ГАТТ в 1947 г. и был представлен в организации правительством Гоминьдана до 1949 г. После образования КНР в 1949 г. китайское правительство отозвало свое членство в ГАТТ. В 1986 г. Китай выразил пожелание восстановить членство и получил статус наблюдателя. В этом же году Китай начал участвовать в многосторонних торговых переговорах Уругвайского раунда ГАТТ. В 1987 г. была образована рабочая группа по рассмотрению китайской заявки о полноправном участии в организации. К середи-
не 90-х гг. было проведено около 20 встреч по обсуждению вопроса о принятии КНР в эту организацию. В ноябре 1994 г. Китай предложил завершить переговоры по присоединению к ГАТТ с тем, чтобы стать одной из стран-учредителей ВТО. Однако проходившая в декабре встреча рабочей группы по Китаю не смогла выработать соглашение по этому вопросу. После образования в 1995 г. ВТО КНР обратилась с просьбой о преобразовании рабочей группы ГАТТ по рассмотрению китайской заявки в рабочую группу ВТО. В августе 1997 г. было достигнуто первое двустороннее соглашение, которое Китай подписал с Новой Зеландией.
В ноябре 1999 г., после тринадцати лет сложных переговоров, Китай подписал двустороннее соглашение с США по условиям своего присоединения к ВТО, что явилось ключевым этапом в отработке условий присоединения к организации, и означало вступление переговорного процесса по полноправному участию КНР в глобальной торговой системе в заключительную стадию. В результате переговоров стороны добились необходимых взаимных уступок и обязательств, связанных с защитой интересов своих производителей, экспортеров, потребителей и инвесторов. В своем обращении по поводу подписания двустороннего китайско-американского соглашения Председатель КНР Цзян Цзэминь сказал: „В нынешнем развитии мира необходимо активное участие Китая. Являясь крупнейшей по численности населения, седьмой по размеру экономики и десятой по объему товарооборота державой мира, Китай сможет внести весомый вклад в укрепление и усиление многосторонней торговой системы. Присоединение Китая к ВТО служит также фундаментальным интересам Китая и Соединенных Штатов. Китай является четвертым по значению торговым партнером США, в то время как Соединенные Штаты являются вторым по значению торговым партнером и вторым крупнейшим инвестором в Китае. Являясь членом ВТО, Китай еще больше откроет свой рынок для американских товаров, технологий и капитала, что приведет к расширению экономических связей и позволит улучшить весь комплекс двусторонних отношений .3
Подписание соглашения с США значительно ускорило процесс вступления КНР в ВТО. В мае 2000 г. в Пекине было подписано двустороннее соглашение с Европейским Союзом. В сентябре 2001 г. на заседании рабочей группы ВТО по Китаю, которое проходило в Женеве, были утверждены все докумен-
2 Beijing Review, N47, November 22,2001, p. 4.
3 His Excellency Jiang Zemin, President of the People's Republic of China. China's Accession to the WTO Serves the Common Interests of China, the United States, and the World. The China Business Review, January-February 2000, Vol. 27, p. 10.
ты по присоединению КНР к ВТО. В ноябре того же года на министерской конференции в Дохе (Катар) Китай был принят в состав ВТО в качестве полноправного участника организации.
Сложность переговорного процесса связана с тем, что он разбивается на несколько этапов, в ходе которых в рамках многосторонних и двусторонних переговоров необходимо прийти к соглашению об условиях вступления по различным позициям . Договорный процесс построен на принципах взаимности, в соответствии с которыми вступающая страна идет на определенные уступки в области либерализации условий доступа иностранных товаров и услуг на свой внутренний рынок и взамен получает полноправное участие в глобальной торговой системе, регулируемой нормами и правилами ВТО. На вступающую страну распространяются все взаимные обязательства и уступки, выработанные в ходе предыдущих раундов многосторонних торговых переговоров, включая распространение на постоянной основе режима нормальных торговых отношений, что было особенно важно для Китая.
В связи с тем, что США играют в многом определяющую роль в глобальной торговой системе, двусторонние переговоры с американскими представителями проходили наиболее сложно. На них обсуждались трудные для КНР уступки по доступу на китайский рынок американских товаров и услуг, а также сроки выполнения принятых на себя при вступлении в ВТО обязательств. Взамен США должны были распространить на Китай все преимущества, которыми пользуются в торговле с Соединенными Штатами другие участники ВТО. При этом, в случае противоправных действий в отношении КНР со стороны США или другого члена организации Китай, после вступления в состав организации, получал право подавать соответствующую жалобу в ВТО. Решения организации являются обязательными для исполнения на национальном уровне. Переговоры с США охватывали практически все сферы, регулируемые нормами и правилами ВТО и включали в себя проблемы торговли промышленными и сельскохозяйственными товарами, услугами ( банковские, страховые, дистрибью-терские, аудио-визуальные, профессиональные услуги, ценные бумаги, туризм), защита прав интеллектуальной собственности, инвестиционный режим.
Одним из наиболее сложных вопросов в рамках двусторонних китайско-американских переговоров был вопрос о предоставлении Китаю режима нормальных торговых отношений на постоянной основе. Согласно правилам ВТО, каждый член организации дол-
жен предоставить всем другим членам организации наилучший торговый режим, который он предоставляет любой другой стране — члену ВТО — т.е. нормальный торговый режим на постоянной основе. Предоставление и соответственно получение этого режима является важнейшим элементом в отношениях между странами, которые являются членами ВТО. Однако в торговых отношениях с США, вопрос о предоставлении данного режима на постоянной основе осложнялся сохранением поправки Джексона-Вэника к американскому торговому закону от 1974 г. Поправка предусматривает необходимость ежегодного рассмотрения Конгрессом и дальнейшего утверждения президентом страны вопроса о пролонгации режима наибольшего благоприятствования в отношении стран с нерыночной экономикой. В 80-е гг. Конгресс США практически автоматически продлевал для Китая данный режим. В 90-е гг. (после подавления студенческого движения в Пекине в июне 1989 г.) в Конгрессе проходили ежегодные ожесточенные дискуссии о целесообразности предоставления Китаю данного режима. В период проведения заключительного этапа китайско-американских переговоров о принятии КНР в ВТО в Конгрессе США стала возобладать точка зрения о невозможности на постоянной основе предоставить Китаю нормальный торговый режим, несмотря на правила торговой организации.
Китайская сторона поставила вопрос таким образом: хотят ли Соединенные Штаты поддерживать с Китаем нормальные торговые связи на долгосрочной основе, развивать более безопасный и прочный общий комплекс двусторонних отношений, основанный на обязательствах придерживаться правил и стандартов ВТО, способствовать проведению рыночных преобразований в КНР и укреплять свои экономические позиции на китайском рынке. Если так, то США должны утвердить двустороннее соглашение с Китаем по ВТО и предоставить нормальный торговый режим на постоянной основе. В противном случае США не смогут воспользоваться обязательствами КНР, связанными с открытием китайского рынка для импорта американских товаров и услуг, включая финансовые услуги и телекоммуникации В результате позиции американских компаний на китайском рынке будут ослаблены в пользу других стран- членов ВТО, может быть осложнен весь комплекс двусторонних отношений.4
Американская сторона, в свою очередь, хорошо понимала важность двустороннего договора. К концу 90-х гг. торговля с Китаем обеспечивала в США занятость более 200 тыс. человек, а с учетом реэкспортной торговли через Гонконг эта цифра достигала
4 Foreign Trade Minister Answes Questions at NPC Conference. China Economic News, N13, 3rd April, 2000, p. 9.
400 тыс. человек. Соглашение с КНР открывало перспективы более активной работы на китайском рынке для американских компаний, включая предприятия малого бизнеса США, слабо представленные в Китае. Поэтому принятие КНР в состав ВТО на выгодных для США условиях, организация механизма контроля над выполнением Китаем взятых на себя обязательств стало рассматриваться американским правительством в качестве одного из важнейших приоритетов внешнеэкономической политики США. Именно такой подход, по мнению целого ряда авторитетных американских политиков и ученых, позволял не только решать двусторонние торгово-экономические противоречия и проблемы, но способствовал налаживанию более тесного взаимодействия между двумя странами в других областях, в частности в области безопасности.5 С учетом вышеназванных обстоятельств Конгресс США в 2000г. принял решение о предоставлении Китаю режима нормальных торговых отношений на постоянной основе после принятия КНР в состав ВТО. В результате, США лишаются одного из сильнейших рычагов одностороннего давления на Китай, использовавшегося в 90-е гг. не только в экономических, но и в политических целях.
Результатом многолетних китайско-американских переговоров стала выработка большого количества обязательств, которые должен выполнить Китай для вступления в ВТО. Основная часть этих обязательств была включена в заключительный протокол рабочей группы ВТО по Китаю в 2001 г. В свою очередь Китай добился того, что входит в ВТО на правах развивающейся страны с соответствующими преимуществами, включая получение переходного периода в течение которого будет осуществляться поэтапная либерализация внешнеэкономической деятельности и приведение национального законодательства в соответствие с нормами ВТО при сохранении определенных льгот в области государственного регулирования и субсидирования.
Важнейшие обязательства КНР по либерализации внешнеэкономической деятельности в отдельных секторах экономики, выработанные в ходе двусторонних переговоров с США об условиях присоединения Китая к ВТО выглядят следующим образом:
Сельское хозяйство. Соглашение с США охватило практически все сферы регулирования торговли сельхозпродукцией. Китай согласился ликвидировать экспортные субсидии, значительно снизить тарифы на
импорт сельскохозяйственной продукции, устранить не имеющие специального научного свидетельства санитарные и фитосанитарные барьеры, вынести торговлю сельхозпродукцией за рамки контролируемых государством каналов продовольственного и материально-технического снабжения. В соответствии с китайско-американскими договоренностями, в систему квотирования КНР будут включаться квоты не только для государственных, но и для частных китайских предприятий. На переговорах особо остро стоял вопрос о субсидировании Китаем экспорта сельскохозяйственной продукции, в связи с чем большое число китайских товаров продается на мировом рынке по ценам значительно меньшим , чем цены внутреннего рынка. Американская сторона настаивала на ликвидации экспортных субсидий на такую продукцию, как кукуруза, хлопок и рис, поскольку именно эта китайская продукция конкурирует на мировом рынке с сельскохозяйственными товарами США . Сторонами были достигнуты договоренности о том, что субсидии сельскохозяйственному производству будут составлять не более 9% общего объема внутреннего производства. Китай сократит пошлины на сельскохозяйственную продукцию, в среднем, с 22% до 17%.6 При этом, средние тарифы на приоритетную для американской стороны продукцию (кукуруза, пшеница, хлопок, рис и др.) сократятся с 31, 5% в 1999 г. до 14,5% к январю 2004 г. Китай согласился с позицией американской стороны о том , что национальная система квотирования и ее неясное для иностранных партнеров применение сдерживают расширение импорта американских товаров на внутренний рынок КНР ( причем тарифы на продукцию, которая продается сверх квот составляют очень высокую цифру в размере 121,6%).Существующие в КНР размеры импортных квот являются небольшими и не соответствуют потенциальным возможностям американских продаж на китайском рынке. Например, к моменту подписания китайско-американского соглашения размер квоты на ввоз кукурузы составлял 250 тыс. тонн, хлопка — 200тыс. тонн, риса — 250 тыс. тонн, пшеницы — 2млн. тонн. Двусторонним соглашением предусмотрено увеличение размера квот, которое произойдет сразу же после принятия КНР в состав ВТО. Квоты увеличиваются в следующих размерах: на кукурузу до 4,5 млн. тонн, хлопка — до743 тыс. тонн, риса — до 2,6 млн. тонн, пшеницы — до7,3 млн. тонн.7 При этом все неиспользованные квоты китайского государственного сектора будут передаваться частным предприятиям. Затем, к 2004 г. предполагается дальнейшее уве-
5 Robert D. Hormats, Chair Elizabeth Economy, Kevin Nealer. Begining the Journey. China, The United States , And The WTO. Task Force Report. Council on Foreign Relations . N.Y. 2001.P.4.
6 Key Changes China Has Promised after It Joins the WTO, Wall Street Journal, September 17, 2001, p. 1.
7 WTO Special Report. The China Business Review, January-February 2000, Vol. 27, N.1, p. 20.
личение квот: на кукурузу — до 7,2 млн. тонн, хлопка
— до 894 тыс. тонн, риса — до 3,3 млн. тонн, пшеницы
— до 9,3. Китайско-американским соглашением предусмотрено также снижение ввозных пошлин на молочные товары, фрукты, мясо, винные изделия. Пошлины на эту продукцию сократятся, в среднем, в три-четыре раза. Например, тарифы на говядину сократятся с 45% до 12% , цитрусовые — с 40 до 12%, вино — с 65 до 20%. Важно отметить, что в результате снижения пошлин уровень китайских тарифов на продукцию сельского хозяйства будет ниже уровня тарифов, взимаемых большинством других американских торговых партнеров. Либерализация внешней торговли продукцией сельского хозяйства, которая будет происходить в результате достигнутых договоренностей, должна привести к значительному увеличению импорта Китаем данной продукции, хотя увеличение будет носить градуальный, т.е. постепенный характер. По мнению зарубежных аналитиков, наиболее важным достижением двусторонних переговоров в этой области является предстоящее в ближайшие годы уменьшение в КНР государственной монополии внешней торговли на сельскохозяйственные товары, а также сближение механизма решения споров, правовых методов урегулирования разногласий с правилами, принятыми в мировой практике, что в свою очередь является одним из важнейших требований ВТО.8 Хотя Китаю потребуется определенный период времени, чтобы адаптироваться к международным стандартам, страна уже начала движение в этом направлении, правда не такими быстрыми темпами как хотелось бы американской стороне и другим участникам ВТО.
Выполнение всех вышеперечисленных договоренностей приведет к тому, что импортные сельхозтовары будут более свободно конкурировать с китайскими национальными товарами на внутреннем рынке КНР. В результате увеличится влияния мирового рынка в определении ассортимента продукции, которую целесообразно производить в Китае, а также определения запросов китайских потребителей. Растущая роль рыночного регулирования и частного бизнеса, более открытые границы уменьшат государственное вмешательство в торговые операции, позволят изменить неустойчивый характер поставок сельхозпродукции в Китае. Кроме того, китайское правительство будет проводить более рациональную и правильную сельскохозяйственную политику. По словам ведущего специалиста Университета Сельского Хозяйства в Гуаньчжоу Ли Биланя, в прошлом Китай во многом пренебрегал
проблемами сельского хозяйства в пользу развития промышленности. В определенный период времени эта политика была оправданной, но теперь такой подход представляет собой скрытую опасность для всей экономики страны. Вступление в ВТО, по его словам является правильным решением, поскольку оно стимулирует проведение корректировки экономической политики государства.9 В 2000 г объем производства сельскохозяйственной продукции в Китае составил 300 млрд. долл. — примерно столько же, сколько в Южной Корее. Однако государственные вложения КНР в инфраструктуру и субсидии производства составили всего 14млрд. долл., что значительно ниже уровня в 10%, позволяемого правилами ВТО и намного меньше инвестиционной поддержки, которую предоставляют своему сельскому хозяйству страны Запада. По заявлениям представителей министерства сельского хозяйства КНР, в ближайшие годы будут увеличены вложения в отрасль, с тем, чтобы повысить конкурентоспособность китайских производителей.10
Промышленность. Китай взял на себя обязательства поэтапно отменить систему квотирования на продукцию промышленного производства, а также постепенно отменить или существенно сократить существующие тарифы на широкий спектр промышленных товаров. Средние тарифы на промышленные товары в 1999г. в Китае составляли 24, 6%. Согласно китайско-американскому соглашению эти тарифы к 2005 г. сократятся до 9,4%. Одновременно с этим в предстоящие пять лет предполагается ежегодное увеличение существующих квот на промышленные товары на 15%, что означает постепенное расширение рынка сбыта для импортных товаров. К 2005г. Китай должен отменить большинство квот на промышленную продукцию.11
Особо следует выделить обязательства Китая в области либерализации ввоза на внутренний рынок импортной продукции автомобилестроения. К концу 90-х гг тарифы на импортные автомобили составляли 80-100%. Китай и США достигли договоренности, что к 1 июля 2006 г. будет проведено существенное сокращение тарифов., и импортные пошлины на автомобили запчасти будут составлять не более 25%. К этому времени должна быть полностью отменена система квот на ввоз в страну зарубежной автотехники. Квоты предполагается отменять постепенно путем их поэтапного увеличения. Нынешний размер квот, составляющий 6 млрд. долл. будет увеличиваться ежегодно на 15% пока не будет полностью ликвидирован.
8 Robert D. Hormats, Chair Elizabeth Economy, Kevin Nealer. Begining the Journey.. China, The United States, And The WTO... . p. 22.
9 Far Eastern Economic Review, November 29, 2001, p. 36.
10 Ibid, p.37.
11 WTO Spesial Report. The China Business Review, January-February 2000, Vol.27, N1, p.21.
Помимо договоренностей в области автомобильной промышленности, обращают на себя обязательства Китая, связанные с либерализацией импорта товаров химической промышленности. Пошлины на изделия химической промышленности в предстоящие пять лет будут сокращены с 35% до 0,55-6,5% в зависимости от наименования продукции.
Наконец, еще одной важной уступкой со стороны Китая стало согласие присоединиться к международному соглашению по информационным технологиям, которое предусматривает ликвидацию тарифов на широкий ассортимент продукции информационных технологий( в частности, будут ликвидированы тарифы на полупроводники, компьютеры и все оборудование, связанное с Интернетом). Таким образом, в результате многолетних переговоров, китайская сторона взяла на себя обязательства постепенно ликвидировать сложную систему барьеров для импорта американских промышленных товаров.
Сфера услуг. Китай принял на себя обязательства отменить ограничения на долевое участие иностранных компаний в совместных предприятиях, работающих в большинстве секторов сферы услуг, а также отменить территориальные ограничения на деятельность иностранных компаний, специализирующихся в этой области . Было дано обязательство присоединиться к соглашениям ВТО по телекоммуникационным и финансовым услугам. Китай согласился с мнением американской стороны о том, что существующее в КНР инвестиционное законодательство, отсутствие транспарентности в административных процедурах и арбитражном применении законов серьезно ограничивает ввоз услуг и приток инвестиций на китайский рынок, особенно в области финансовых, телекоммуникационных, дистрибьюторских, аудиовизуальных услуг и туристическом секторе. Так, до подписания китайско-американского соглашения иностранным банкам запрещалось обслуживать китайских клиентов в местной валюте, сохранялись жесткие ограничения на географию деятельности иностранных банков, требовалось соблюдение сложной процедуры для открытия новых отделений и филиалов. В соответствии с двусторонним соглашением, американские банки в течение пяти лет после присоединения КНР к ВТО получат полный доступ на китайский рынок . При этом, уже через два года после присоединения американские банки смогут осуществлять операции в местной валюте с китайскими юридическими лицами, а через пять лет — с физическими лицами. Все географические ограничения будут отменены через пять лет после вступления КНР в ВТО. К этому
12 Ibid.
времени будет также существенно расширена сфера деятельности для иностранных инвесторов на китайском рынке ценных бумаг. Причем сразу после присоединения к ВТО, китайская сторона позволит иностранным финансовым институтам владеть 33% долевого участия в совместных предприятиях по управлению фондами, а через три года после вступления в организацию иностранная доля может быть увеличена до 49%. Иностранные банки получат также право заниматься ранее запрещенной для иностранцев андеррайтерской деятельностью на рынке ценных бумаг, причем на тех же условиях на которых работают
" 12 специализированные китайские компании.12
В ходе двусторонних переговоров важные договоренности достигнуты и в области либерализации деятельности американских компаний на страховом рынке Китая. Существовавшая до вступления в ВТО ограничительная практика, в основе которой лежала сложная процедура получения лицензий, позволяла работать на китайском рынке всего двадцати иностранным страховым компаниям. Сфера деятельности каждой из этих компаний строго лимитировалась. Так, иностранные компании должны были работать только с партнерами, утвержденными китайским правительством ,они не имели права продавать коллективные и пенсионные полисы, география деятельности ограничивалась несколькими регионами. В соответствии с китайско-американским соглашением, Китай дал согласие разрешить фирмам, специализирующимся в области страхования иностранной собственности заниматься страхованием рисков на территории практически всей страны. Все географические ограничения будут отменены в течение трех лет после присоединения к ВТО. Китай позволит иностранным страховым компаниям расширить сферу деятельности, включая работу в ранее запрещенной для иностранцев области страхования здоровья. В области страхования жизни иностранным компаниям будет разрешено приобретать до 50% долевого участия в совместных предприятиях. Таким образом, американские страховые компании будут более широко представлены на китайском рынке.
Торговая и дистрибьютерская деятельность. Китай согласился в законодательном порядке дать более четкое определение понятию дистрибьютерской деятельности, которое должно соответствовать принятым международным нормам и включать оптовую и розничную торговлю, сервисное обслуживание, ремонт, транспортные перевозки. До последнего времени иностранные компании не имели права самостоятельно заниматься этими видами деятельности в КНР
за исключением тех случаев, когда дистрибьютерская деятельность являлась составной частью их производственной деятельности на территории страны. Такая постановка вопроса , по мнению представителей США серьезно ограничивала способность американских специализированных фирм осуществлять маркетинговую деятельность, эксплуатацию и послепродажное обслуживание товаров. Согласно китайско-американскому соглашению, в течение трех лет после вступления в ВТО Китай должен отменить все существующие для иностранцев ограничения на предоставление дистрибьютерских услуг , включая услуги по складированию, техническому анализу и упаковке товаров, а также разрешить иностранным компаниям предоставлять услуги в области авиакурьерского сообщения. Иностранные производители услуг получат право создавать филиалы в Китае со 100% иностранным участием. После выполнения Китаем своих обязательств, американские специализированные компании получат возможность интегрировать операции на китайском рынке в свою глобальную сеть, что является одним из важнейших факторов их высокой конкурентоспособности.
Необходимо отметить двусторонние договоренности области расширения деятельности на китайском рынке иностранных компаний, специализирующихся на предоставлении профессиональных услуг, куда относится деятельность юридических, аудиторских, инжиниринговых, архитектурных фирм, консультирование в сфере управления, предоставление компьютерных услуг и др. До последнего времени работа этих компаний в Китае была жестко ограничена. Так, иностранные аудиторские фирмы, работающие в КНР могли предоставлять только консультационные услуги. Согласно выработанным договоренностям, иностранные компании, специализирующиеся в области предоставления профессиональных услуг получат возможность заниматься значительно более широким сферой деятельности. Китайская сторона взяла обязательства разрешить иностранным партнерам владеть контрольным пакетом в совместных предприятиях, занимающихся предоставлением профессиональных услуг Одновременно расширятся права иностранных компаний в области распространения аудио и видио продукции, включая приобретение в собственность кинотеатров, что должно привести к увеличению продаж зарубежной продукции на китайском рынке. Со стороны США решение вопросов в этой области активно лоббировали представители американской киноиндустрии, доходы которой в Китае в 1997 г. составили всего 18 млн. долл., что представляло собой
немногим более 1% общих ее доходов по всему миру, составивших 12 млрд. долл. Серьезные договоренности достигнуты также в вопросах либерализации деятельности американских компаний, специализирующихся в области туризма. В предстоящие пять лет Китай должен снять большинство ограничений по работе на местном рынке для иностранных туроператорв и операторов гостиниц.
Подписание двустороннего соглашения с США существенно ускорило достижение Китаем договоренностей с Евросоюзом и окончательного согласования с рабочей группой ВТО условий присоединения к организации. Основными вопросами на окончательном этапе переговоров с рабочей группой ВТО стали проблемы увеличения роли негосударственного сектора в экономике, реформирование системы налогообложения, приведение законодательства в соответствие с требованиями организации, изменение механизма ценообразования, инвестиционный режим, контроль за исполнением взятых обязательств.
Касаясь проблем внешней торговли КНР со странами-участниками ВТО, рабочая группа в своем заключительном докладе отметила, что хотя Китай осуществляет либерализацию своей внешнеторговой деятельности, однако все еще существует целый ряд ограничений, которые не соответствуют требованиям организации. Так, право заниматься внешнеторговой деятельностью предоставлено не всем, а лишь неко -торым китайским компаниям. Предприятия с участием иностранного капитала при осуществлении внешне -торговых операций ограничены сферой своей непосредственной деятельности. Китайская сторона выразила согласие в течение трех лет после присоединения разрешить осуществлять экспортные и импортные операции всем предприятиям практически по всем товарным позициям ( за исключением некоторых товаров, зарезервированных за государством ) с одинаковыми требованиями как для китайских, так и иностранных компаний.13
С учетом того обстоятельства, что Китай является крупнейшим в мире экспортером шелка на переговорах был выделен вопрос об отмене государственной монополии на торговлю данным товаром. Китай взял на себя обязательства постепенно отменять ограничения на торговлю шелком, с тем, чтобы к 2005 г. предоставить право торговать этой продукцией негосударственным предприятиям и индивидуальным лицам. Китай подтвердил свое намерение после вступления в ВТО присоединиться к международному соглашению по информационным технологиям и убрать тарифы на все продукты информационных технологий.
13 World Trade Organization Report of the Working Party on the Accession of China WT/MIN (01)3, 10 November 2001, p.17.
Особо остро на переговорах с рабочей группой ВТО стояли вопросы, связанные с системой экспортного и импортного лицензирования КНР. В докладе рабочей группы отмечалось, что некоторые положения Закона КНР о внешней торговле не соответствуют правилам ГАТТ 1994, которые предусматривают возможность лишь временного введения экспортных ограничений и запрещений. Размер экспортного лицензирования КНР, несмотря на его сокращение, остается высоким и составляет около 10% общего объема экспорта. Было выдвинуто требование, чтобы к моменту вступления в ВТО Китай еще больше сократил или полностью отменил экспортное лицензирование. Китайская сторона, в свою очередь, заявила, что под экспортное лицензирование в настоящее время подпадает лишь ряд минеральных ресурсов, сельско -хозяйственных товаров и химикатов. Если в 1992 г. в КНР к экспортному лицензированию относилось 143 категории товаров, составлявших 48,3% общего объема экспорта страны, то к 2000г. численность таких товаров сократилась до 58 категорий, составляющих 9,5% объема экспорта. Основные критерии, которыми руководствуется Китай при выдаче экспортных лицензий заключаются в следующем: во-первых, обеспечение национальной безопасности, во-вторых, защита от недостаточных поставок товаров на внутренний рынок страны, в третьих, ограниченные покупательные возможности импортирующих стран, в-четвертых, обязательства, заложенные в международных договорах. После вступления в ВТО, согласно обязательствам китайской стороны, внешнеторговое законодательство КНР будет приведено в соответствие с требованиями ГАТТ, экспортные ограничения и лицензии будут использоваться в тех случаях, которые предусмотрены правилами ГАТТ.14
По вопросам торговых аспектов инвестиционной деятельности Китай подтвердил намерение действовать в соответствии с положениями соглашения ТРИМС и убрать все требования к иностранным инвесторам, связанные с обязательной продажей на экспорт части произведенной продукции, балансом счетов в иностранной валюте, обязательном использовании при производстве конечных товаров местной продукции и полуфабрикатов.
На заключительных переговорах с рабочей группой ВТО отдельно выделены обязательства КНР по отмене ограничений для производителей автотранспортных средств, связанных с самостоятельным выбором категорий, типов и моделей транспортных средств. Были достигнуты договорнности, что данные ограни-
14 ма, р.32.
15 ма. р.30.
чения будут полностью отменены через два года после вступления КНР в ВТО. Китай согласился увеличить лимиты в рамках которых иностранные инвестиции в производство автотранспортных средств на территории КНР могут утверждаться на уровне провинциальных правительств без соглосования с центральными органами власти. Такие лимиты увеличивается с 30 млн. долл. в 2000 г. до 60 млн.долл. через год после вступления в ВТО и до 150 млн. долл. через четыре года после вступления в организацию. Китай согласился снять ограничения на максимальное долевое участие иностранных компаний в совместных предприятиях, производящих автотранспортные средства, которое составляло 50% до момента вступления в ВТО. Вместе с тем правительство КНР оставило за собой право самостоятельно устанавливать критерии отличия между грузовиками, автобусами, легкими коммерческими транспортными средствами и пассажирскими автомобилями.
Со своей стороны рабочая группа ВТО признала, что при проведении антидемпинговых расследований в отношении КНР и начислении антидемпинговых пошлин китайским компаниям не предоставлялось достаточно возможностей защитить свои интересы. Критерии расчетов не публиковались и не предоставлялись китайским экспортерам. Страны ВТО взяли обязательства при импорте китайских товаров заранее устанавливать и публиковать критерии, которые используются для определения превалирования рыночных условий в отрасли или компании, производящей тот или иной продукт. Кроме того должна быть представлена методика расчетов, используемая при сравнении цен. Прежде, чем применять антидемпинговую прцедуру расследования в отношении китайских товаров, имортирующие страны ВТО должны предоставить в Комитет по антидемпинговой практике ВТО вышеназваные критерии оценок и методологию сравнения цен.15
Вступление КНР в ВТО на условиях, выработанных в ходе переговоров с американской делегацией и Рабочей группой, должно принести значительные экономические выгоды как для Китая, так и для США. Новые возможности открываются также в углублении двустороннего диалога по политическим вопросам и проблемам безопасности. В тоже время, вхождение КНР в глобальную торговую систему несомненно создаст и серьезные трудности для обеих стран.
Для китайских руководителей основная проблема связана с необходимостью углубления реформенных мероприятий в ряде ключевых секторов эконо-
мики, что потребует повышенного внимания, прежде всего, к социальным издержкам, связанным с проведением реформ. Согласно оценкам Всемирного Банка, в Китае насчитывается от 16 до 18 млн. человек городского населения не имеющего работы, а с учетом безработных в сельской местности общая цифра безработных достигает 140 млн. человек.16 Кроме того, около 100 млн. человек, занятых в сельском хозяйстве работают только на сезонной основе. Именно крестьяне больше всего пострадают от присоединения страны к ВТО. По оценкам, порядка 10 млн. человек будут вынуждены покинуть сельское хозяйство. В наиболее сложной ситуации окажутся производители пшеницы, кукурузы, риса и хлопка. Трудная ситуация в ближайшей перспективе будет складываться для неэффективных отраслей промышленности, таких как сталелитейная, алюминевая, автомобилестроение, нефтехимия, производство цемента. По мере выполнения Китаем обязательств, взятых при вступлении в ВТО этим отраслям придется в буквальном смысле сражаться за выживание в условиях снижения государственных субсидий, развития внутренней и внешней конкуренции. Многие неэффективные предприятия будут закрыты или поглощены более сильными компаниями.
Даже без давления со стороны ВТО, одной из сложнейших задач, стоящих перед китайским правительством является реформа госпредприятий. С учетом предстоящего усиления конкуренции со стороны иностранных компаний, обусловленной вступлением страны в ВТО, до 40% предприятий государственного сектора, которые являются убыточными стоят перед лицом реорганизации или банкротства. По оценкам правительства КНР, в период десятой пятилетки (20012005 гг.) потеряют работу около трех миллионов человек занятых в государственном секторе промышлен-ности.17 Поэтому главным приоритетом китайского правительства на ближайшие годы станет решение проблемы занятости и развитие системы социальной защиты как в городе, так и в деревне. В сельском хозяйстве предполагается стимулировать перепрофилирование и проводить переподготовку крестьян, которые заняты производством зерновых культур. Например, производители риса станут выращивать овощи или заниматься птицеводством. Значительное число крестьян будет задействовано на строительстве объектов инфраструктуры в сельской местности. В долгосрочной перспективе вступление страны в ВТО и последователь-
ное открытие китайской экономики будет способствовать повышению занятости, особенно в трудоемких секторах сферы услуг. В девятой пятилетки (19962000 гг.) в сфере услуг Китая было создано 27, 1 млн. новых рабочих мест или 81% от их общего количества.18 Ожидается, что в сфере услуг к 2007 г. будет создано дополнительно не менее 8 млн. новых рабочих мест. Кроме того, в конкурентоспособных отраслях китайской промышленности ( швейная, текстильная, производство игрушек и обуви) к этому времени будет создано еще 5,4 млн.новых рабочих мест. В сельскохозяйственном производстве появятся новые возможности для производителей фруктов, овощей и мяса, что связано с предполагаемым расширеним экспорта этих продуктов после вступления в ВТО. По оценкам китайского правительства, в этих секторах сельского хозяйства в ближайшие годы будет создано 2 млн. новых рабочих мест. По мере снижения роли госсектора важным источником создания рабочих мест станут частные предприятия, иностранные и совместные компании. В последние годы более 95% прироста новых рабочих мест давали именно негосударственные сектора
19
экономики.19
Выполнение Китаем обязательств, взятых при вступлении в ВТО столкнется и с другими проблемами, среди которых следует выделить сопротивление отраслевых министерств, целого ряда крупных предприятий и местных властей. На отраслевом и местном уровне основная аргументация сохранения протекционизма сводится к необходимости защиты национальных производителей пока они не станут конкурентоспособными и лишь после этого следует открывать внутренний рынок для иностранных компаний. Данная точка зрения имеет под собой рациональную основу, но только в отношении тех предприятий и отраслей, которые действительно демонстрируют позитивную динамику развития. Вместе с тем опыт многих стран показывает; что представители большинства отраслей экономики заявляют о высоких потенциальных возможностях развития своей отрасли и в связи с этим требуют временно защитить их от внешней конкуренции. Как правило, в дальнейшем появляется требование пролонгировать сроки такой защиты. Положение о том, что от вступления КНР в ВТО выиграют китайские потребители, получающие доступ к более широкому и во многих случаях более дешевому ассортименту товаров, подвергается критике со стороны тех китайских экономистов и чиновников, кото-
16 The China business Review, January-February 2000, Vol.27, N1, p. 40.
17 Zhang Guochu. Employment After WTO Accession. Beijing Review, Vol. 45, N12, March21, 2002, p.16.
18 Ibid.
19 Ibid. P.17.
рые говорят о том, что экономика страны только начинает возраждаться и становиться конкурентоспособной.20 Правила ВТО предусматривают предоставление льготного переходного периода, однако этот период нельзя продлевать.
Американские эксперты выделяют еще одну существенную проблему, затрудняющую выполнение Китаем договорных обязательств, которая связана с необходимостью подготовить и принять большое количество новых законов и нормативных актов, отвечающих требованиям ВТО. Законотворческий процесс, по мнению специалистов США, может столкнуться с нежеланием китайских чиновников на центральном и провинциальном уровнях разрабатывать и выполнять положения, направленные на укрепление рыночной среды и усиление негосударственных секторов экономики. В условиях неразвитой правовой системы КНР, которая является высокополитизированной и сильно зависящей от влияния местных властей, трудно ожидать, что даже в случае подготовки и принятия новых законов, полностью соответствующих требованиям ВТО, эти законы достаточно быстро и эффективно начнут применяться. Как следствие, существует высокая степень вероятности саботирования местными властями новых правил и процедур. В условиях усиливающегося давления со стороны иностранных конкурентов и местного частного сектора, отраслевые министерства, провинциальные власти и госпредприятия сделают все возможное, чтобы предотвратить для себя экономический ущерб от вступленя в ВТО. Объединившись между собой, они будут защищать свои интересы и добиваться сохранения существующей монополии. Для того, чтобы правила ВТО вообще начали работать в КНР, китайским лидерам потребуется применить всю политическую волю и максимально использовать свое влияние на партийные организации по всей стране.21
Действительно, несмотря на два десятилетия проведения реформ в КНР, компартия по-прежнему является наиболее мощной силой как в общественной, так и в экономической жизни КНР Судя по заявлениям высокопоставленных официальных лиц Китая, руководство страны сделало политическим приоритетом обеспечение приверженности властей глобальным торговым правилам. Такая постановка вопроса является наиболее эффективным путем решения возникающих проблем в Китае и именно такой подход начинает применяться там в настоящее время. Вместе с тем, с уче-
том масштабности и сложности предстоящей работы, полностью пересмотреть законодательство, имеющее отношение к внешнеэкономическим связям, Китай сможет завершить только к 2010 г., о чем было заявлено на Всекитайском экономическом совещании в Нанкине осенью 2001 г.22
В последнее время центральное правительство КНР активно работает над повышением осведомленности властей и населения о принципах и задачах деятельности Всемирной Торговой Организации. Средства массовой информации постоянно освещают деятельность ВТО, объясняют значение присоединения КНР к этой организации. Речи высокопоставленных официальных лиц также редко обходятся без ссылок на ВТО. Тысячи юристов и чиновников проходят специальную подготовку по правилам и процедурам организации. В Китае весь этот процесс получил название „привести свой дом в соответствие" („чин ли мен ху").
Еще одной проблемой на пути интеграции в глобальную торговую систему является возрастающее число региональных торговых барьеров, затрудняющих движение товаров внутри страны. Хотя экономические реформы имели следствием сокращение барьеров для импортных товаров, одновременно происходило формирование закрытых рыночных анклавов на провинциальном уровне. Свободное движение товаров, произведенных внутри страны ограничивается правилами лицензирования и внутренними торговыми требованиями отдельных провинций. Ведущий экономист Центра Международных исследований в Париже Сандра Пон-сет отмечает по этому поводу: „Внешняя интеграция Китая происходит параллельно с процессом закрытия внутренних рынков на провинциальном уровне. Китайские потребители покупают в 21 раз больше товаров, произведенных в их собственной провинции, чем товаров из других провинций. Данная цифра в 11 раз превышает аналогичный показатель 1987года." 23 Наиболее открытыми для продаж товаров из других районов страны являются как раз те провинции, которые более всего интегрированы в международное разделение труда. Например, в провинции Гуаньчжоу продается в 2 раза больше товаров, произведенных в других районах, чем в среднем по стране. Наибольшая закрытость характерна для внутренних провинций КНР. Такая ситуация осложняет выполнение Китаем своих обязательств по либерализации внутреннего рынка, ее также необходимо учитывать иностранным инвесторам, кото-
20 Yong Wang. China's Domestic WTO Debates. The China Business Review, January-February 2000, Vol.27, N.1, p. 54.
21 Robert D. Hormats, Chair Elizabeth Economy, Kevin Nealer. Begining the Journey. China, the United States, and the WTO. Task Force Report. ... p.11.
22 Beijing Review, N42, October 18, 2001, p.19.
23 Far Eastern Economic Review, November 22, 2001, p.43.
рые должны представлять что, фабрика, находящаяся, например, в Шанхае без приложения серьезных усилий не сможет продавать свою продукцию далеко за пределами соседних провинций. На эту проблему обратила внимание и рабочая группа ВТО в докладе которой отмечается, что местные власти КНР разрабатывают большое количество нетарифных торговых ограничений, которые действуют на нетранспарентной и дискриминационной основе, сами эти правила очень трудно получить для ознакомления. Проблема осложняется тем, что часто в этих правилах трактуются и детализируются применительно к местной ситуации законы центрального правительства. Такие трактовки сильно отличаются в различных юрисдикциях. Рабочая группа ВТО потребовала заверений китайской стороны в том, что нетарифные меры являются прероготи-вой только центрального правительства КНР или специально на то уполномоченных органов на местах.24
Учитывая существующие проблемы, было бы наивно предполагать, что Китай с его сохраняющейся системой централизованного планирования легко и безболезненно выполнит все обязательства, взятые при вступлении в ВТО, особенно в рамках графика, согласованного в ходе переговорного процесса. Однако если Китай окажется не в состоянии выполнить свои обязательства, это может привести к откату назад процесса проведения экономических и политических реформ. Такой сценарий не рассматривается китайскими и западными экспертами в качестве наиболее вероятного варианта развития событий, однако он учитывается при составлении перспективных прогнозов. Данная ситуация может сложиться в результате растущей безработицы, следствием чего будет увеличение ксенофобии в обществе, выставление реформаторов и иностранцев в качестве основных виновников возникающих проблем. В результате сократятся внешнеэкономические связи, включая торговлю и инвестиции. При таком сценарии под удар будут поставлены те китайские руководители, которые обеспечили динамичное развитие страны в предыдущем десятилетии. В условиях предстоящей смены поколений в высших эшелонах власти КНР, которая будет происходить в ближайшие годы после предстоящего осенью 2002 г. XVI съезда КПК, это может иметь особо негативные последствия. Более молодое поколение реформаторов может оказаться растерянным перед лицом развернувшейся жесткой полемики по проблемам продвижения реформ и выполнению обязательств Китая, взятых при вступлении в ВТО. Проблемы, возникающие в экономике страны станут разменной монетой в руках антиреформенных сил, практическое достижение целей, преследуемых Китаем при
вступлении в глобальную торговую систему окажется трудноосуществимой.
Вхождение КНР в глобальную торговую систему несет определенные риски не только для китайской экономики, но также для США. Для Соединенных Штатов вступление КНР в ВТО означает развитие внутренней дискуссии ( при участии представителей Администрации, Конгресса, различных политических течений, деловых кругов и средств массовой информации) относительно того, в какой степени Китай будет выполнять взятые при вступлении в ВТО обязательства и какие выгоды получат от этого американские компании и страна в целом.
Подписывая соглашение с КНР американская сторона расчитывала на сокращение дефицита в торговле с Китаем, который в 2000 г. превысил 80 млрд. долл. Сокращение должно произойти за счет увеличения экспорта в Китай американских промышленных, сельскохозяйственных товаров и услуг. С другой стороны, для американцев возникает опасность увеличения наплыва на американский рынок товаров, производимых наиболее конкурентоспособными отраслями китайской экономики, что неизбежно усилит давление на власти США со стороны внутренних производителей, которые будут требовать ужесточения импортного контроля над ввозом китайских товаров. Дискуссия ужесточится, если китайская сторона замедлит или заморозит выполнение ряда своих обязательств. Это, в свою очередь, может подорвать поддержку Соединенными Штатами дальнейшему проведению китайских реформ и ослабит двустороннюю кооперацию по целому комплексу политических вопросов и проблем безопасности. Возникнет вероятность очередного циклического спада в развитии двусторонних отношений, под сомнением окажутся аргументы тех внутриамериканских кругов, которые выступают за развитие тесных китайско-американских отношений. Если не будут продемонстрированы видимые экономические выгоды от принятия Китая в глобальную торговую систему, американские сторонники открытой торговли с КНР окажутся в оборонительной позиции во внутренних политических дебатах. Ключевым положением этих дебатов станут заявления о потерянном доверии, о том, что китайские лидеры не в состоянии наполнить реальным содержанием свои наиболее важные обязательства. Это, в свою очередь, приведет к снижению доверия к Китаю со стороны деловых кругов США и поискам альтернативных партнеров по торговым и инвестиционным проектам. Данная тенденция усилит позиции тех американских кругов, которые выступают за усиление протекционизма и не хотят выполнять положений соглашения.
24 World Trade Organization. Report of the Working Party on the Accession of China. WT/MIN (01)3, 10 November 2001, p.24,69.
Возникающие проблемы на следует как преуменьшать, так и преувеличивать. Следует иметь в виду, что экспортноориентированный сегмент китайской экономики уже является конкурентоспособным. Болезненные последствия для неэффективных секторов хозяйства будут носить, в целом, краткосрочный характер. Развитие конкуренции приведет к постепенному сокращению издержек, лучшему качеству товаров и услуг. Несмотря на то, что структурная перестройка сельского хозяйства, связанная с обязательствами КНР по вступлению в ВТО приведет к выталкиванию из непосредственно сельхоз-производства большого числа крестьян, однако эта перестройка будет способствовать притоку инвестиций в сельскохозяйственные районы и стимулировать развитие несельскохозяйственных производств в деревне, что приведет к созданию новых рабочих мест.
Согласно прогнозам Центра Экономического развития при Госсовете КНР, непосредственный эффект от присоединения к ВТО должен быть следующим: в ближайшие пять-шесть лет в 1,5 раз увеличится объем внешнеторгового оборота страны, прирост притока иностранных инвестиций к 2005 г. составит 1,75%, участие в организации даст прирост ВВП на три процентных пункта, повысится эффективность производства.
Специалисты Шанхайского университета экономики и финансов под руководством профессора Чжу Вана совместно с отделением Дойче Банка в Гонконге построили экономико-математическую модель, основанную на крупномасшабных вычислениях, которая включает 22 сектора мировой экономики, 17 регионов мира и 27,5 тыс. уравнений. Цель работы заключается в том, чтобы смоделировать экономические последствия присоединения КНР к ВТО , которые будут влиять как на экономическое развитие КНР, так и на мировую экономику. Модель показывает агрегированные и секторальные выигрыши и потери в производственно-торговой деятельности для Китая и его основных партнеров. В основе расчетов лежат положения китайско-американского договора о присоединении КНР к ВТО, а также более поздние обязательства Китая, взятые им в ходе заключительных переговоров с рабочей группой ВТО. Исследование показывает основные изменения в торговой политике Китая и динамике притока иностранных инвестиций через последующие пять лет.25 Эти изменения связываются со снижением тарифов на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, ликвидацией нетарифных барьеров, либерализации условий торговли, сокращении импортных квот, открытием для иностранного участия сферы услуг. Модель показывает, что внешнеторговый оборот Китая будет увеличиваться более высокими темпами по сравнению со сценарием неучастия КНР в ВТО. В течение периода
до 2005 г. объем китайского экспорта будет расти ежегодно на 6, 7% выше по сравнению с базовым сценарием. Импорт будет расти на 5, 2% больше по сравнению с базовым сценарием. Данное увеличение является следствием как торговой либерализации Китая, так и значительно меньшими барьерами на пути движения китайских экспортных товаров на мировой рынок. Наибольшую долю прироста экспорта дадут трудоемкие товары, такие как одежда, кожанные изделия, обувь, незерновые продукты сельского хозяйства. Наибольший прирост импорта произойдет за счет увеличения притока в страну капиталоемких товаров, таких как машины, оборудование, транспортные средства, а также ряда сельскохозяйственных товаров, таких как зерно и растительное масло. Эти изменения, в свою очередь, отразятся на структуре внутреннего производства. В наибольшем выигрыше от присоединения к ВТО окажутся производители одежды, электроники, обуви, изделий из кожи, текстиля, других отраслей легкой промышленности, производители транспортных средств (за исключением автомобилестроения). В течение первых пяти лет после вступления в ВТО производство в этих отраслях увеличится на более, чем 10% по сравнению с базовым сценарием. При этом, производство одежды дополнительно увеличится на 61%, электроники-на 26%, изделий из кожи и обуви-на 19%.26
Среди отраслей китайской промышленности в наибольшем проигрыше от вступления в ВТО окажется автомобилестроение, в сельском хозяйстве- производство зерновых и растительного масла. Сокращение производства в этих отраслях в последующие пять лет составит на 4-5% больше по сравнению с базовым сценарием, что отражает неконктурентоспособность китайских капиталоемких и т.н. землеемких товаров.
Результаты проведенного исследования подтверждают точку зрения о том, что в ближайшей перспективе Китай будет специализироваться на производстве и экспорте трудоемких товаров. Составленная модель также показывает, что вступление КНР в ВТО окажет позитивное влияние на развитие экономики США, ЕС и Японии и будет способствовать ежегодному увеличению ВВП в этих странах на 0,1% в течение последующих пяти лет, т.к. Китай откроет свой рынок для импортных товаров. В значительном выигрыше будут производители сельхозпродукции, такие как Австралия, Канада, Новая Зеландия. В наибольшем выигрыше окажутся США на долю которых, по оценкам, придется более 50% всех экономических выгод от присоединения КНР к ВТО. Только экспорт американских автомобилей в Китай в последующие пять лет возрастет на 130%. Одновременно увеличится доля китайских продаж на американском рынке, которая возрастет на 14%
25 Zhi Wang, Jun Ma. Winners and Losers of China's WTO Entry. The China Business Review, Vol.28, N2, March-April 2001, p. 22-25.
26 Ibid.
в последующие пять лет. При этом доля американских производителей текстиля и одежды будет сокращаться и они потеряют около 6% внутреннего рынка к 2005 г.27
Оценивая последствия от вступления в ВТО, китайские специалисты изучили и вероятные последствия, возникающие в случае неприсоединения КНР к этой организации. При таком сценарии будет сложнее провести реформу госпредприятий, добиться структурной перестройки промышленности и сельского хозяйства, развития сферы услуг и повышения конкурентоспособности китайской экономики в целом. Страна окажется в стороне от глобальной торговой системы, не сможет участвовать в многостороннем переговорном процессе по развитию этой системы и пользоваться ее преимуществами.
После принятия в состав ВТО китайское руководство подтвердило свои намерения выполнять взятые на себя обязательства. Выступая на пятой сессии ВСНП девятого созыва в марте 2002 г. премьер Чжу Рондзи заявил о том , что в соответствии с обязательствами, с первого января 2002 г. общий уровень импортных тарифов сокращен с 15,3% до 12%, сокращения коснулись более5300 товаров.28 Китай будет последовательно открывать различные сферы экономики для иностранного бизнеса, улучшать систему экономического законодательства, связанного с внешним миром, укреплять механизм контроля за выполнением взятых обязательств. Одновременно премьер заявил о том, что Китай должен внимательно изучить и научиться пользоваться всеми правами, которые появляются у него после вступления в ВТО. Основные усилия должны направляться на открытие новых рынков для китайского экспорта при одновременном расширении и повышении качества экспортной продукции. В области привлечения иностранного капитала основной упор будет делаться на оптимизацию структуры зарубежных инвестиций в сторону увеличения притока передовой технологии. Позиция Китая в отношении ВТО будет активной, прагматичной и ответственной.
Несмотря на заявления китайских руководителей и практические меры, направленные на выполнение КНР принятых при вступлении в глобальную торговую систему обязательств, внутри ВТО разворачиваются дискуссии относительно готовности Китая работать в соответствии с правилами этой организации. Эксперты сходятся во мнении, что необходимо наладить эффективную работу с китайским правительством, академическими кругами, учебными заведениями для обеспечения наименее безболезненного вхождения страны в ВТО и выполнения Китаем обязательств в соответствии с принятым графиком. Большое значение придается скоординированной позиции стран-членов организации,
27 Ibid, p. 25.
28 Beijing Review, Vol. 45, N13, March 28, 2002, p.15.
которые способны ускорить или замедлить выполнение многосторонних и двусторонних обязательств путем применения различных процедур ВТО.
Основные задачи США в данном вопросе, по мнению американских специалистов, заключаются в создании эффективного механизма контроля за выполнением сторонами взятых обязательств, а также разработке мер, направленных на поощрение Китая в реализации достигнутых договоренностей. Для этого предусматривается проведение согласованных действий со стороны администрации США, Конгресса и частного сектора. Большая роль отводится комиссии Конгресса по Китаю, которая призвана выполнять координирующие функции. От нее ожидается взвешенный и конструктивный подход, учитывающий одновременно сложность взятых Китам обязательств и необходимость их исполнения. В настоящее время правительство США проводит работу по налаживанию тесного сотрудничества с китайскими министерствами, которые в той или иной степени отвечают за выполнение соглашений ВТО, а так же провинциальными властями и рядом университетов. Значительная поддержка начинает оказываться со стороны международных организаций, таких как Всемирный Банк, Международный Валютный Фонд, Азиатский Банк Развития, которые, координируя усилия с китайским правительством и неправительственными организациями, должны помогать решать возникающие проблемы.
После вступления в ВТО работа китайского правительства, связанная с исполнением принятых обязательств стала концентрироваться в трех основных направлениях: во-первых, изменение существующих законов и подготовка новых законов, соответствующих правилам ВТО; во-вторых, реорганизация ряда министерств и правительственных организаций для налаживания административной и правовой работы в соответствии с дисциплиной ВТО; в-третьих, организация образовательных программ для государственных служащих, научных и высших учебных заведений, представителей частного сектора по правилам и процедурам ВТО. В начале 2002 г. в процессе разработки находилось более 20 новых законов, относящихся к вопросам внешней торговли, иностранных инвестиций, защите прав интеллектуальной собственности, предоставлению услуг в области телекоммуникаций и др. В рамках министерства внешней торговли и экономического сотрудничества КНР создан новый департамент по делам ВТО. При Комиссии по внешнеэкономическим связям Госсовета КНР образован Центр по урегулированию претензий со стороны предприятий с участием иностранного капитала. Для развития специализированных учебных и исследовательских программ при Пекинском Университете Международного Бизнеса со-
здан Центр по проблемам ВТО. Финансирование образовательных программ для государственных чиновников осуществляется как правительством КНР, так и некоторыми правительствами стран-членов ВТО, международными организациями и частными фондами. С американской стороны в организации таких программ участвуют госдепартамент и министерство торговли США, Фонд Форда, Национальный Институт стандартов и технологии, Университет Джорджтауна.29 Специальная программа по подготовке китайских правительственных чиновников с бюджетом в 2,7 млн. долл. создана совместно с ЕвроСоюзом. Программа включает в себя изучение соглашений ВТО, базовых принципов, терминологии, правовой базы организации, механизмов разрешения споров.
Согласно заявлениям официальных лиц КНР, Китай предполагает в некоторых случаях выполнять обязательства ранее намеченного графика, что должно повысить репутацию страны в глазах мирового сообщества, а также создать определенный запас доверия прежде, чем начнется выполнение наиболее проблемных и сложных обязательств. Для этого, например, существуют большие возможности в информационном и телекоммуникационном секторах. В стадии завершения находится разработка нового телекоммуникационного законодательства Китая, предусматривающего расширение участия иностранных компаний в телекоммуникационном секторе КНР и Интернете. Новое законодательство позволит иностранным кабельным компаниям предоставлять свои услуги в Китае. Первое соглашение было подписано осенью 2001г. с американской компанией „Тайм Уорнер"
Вступление КНР в ВТО, несмотря на все вытекающие отсюда сложности и проблемы, знаменует собой новый этап в развитии экономических отношений страны с внешним миром. На смену „открытой" внешнеэкономической политики, провозглашенной китайским руководством в начале 80-х гг. приходит политика интеграции в мировое рыночное хозяйство, что означает не только наращивание экономических обменов с зарубежными странами, но и трансформацию экономической системы КНР, усиление либерально-рыночного характера проводимых преобразований. В новую фазу развития вступают и китайско-американские отношения. Использование сторонами общепринятых „правил игры" улучшит условия деятельности как китайских компаний на рынке США, так и американских компаний на рынке КНР. Использование более льготного торгово-политического режима в отношениях с США позволит Китаю наращивать объемы экспорта в эту страну товаров, обладающих конкурентоспособностью на мировом рынке. Кроме
того, преимущественно двусторонний фокус китайско-американских отношений будет трансформироваться в многосторонний. Многие возникающие проблемы будут рассматриваться в контексте правил ВТО и большое количество экономических интересов КНР будет отстаиваться в рамках глобальных торговых прав, обязательств и процедур.
Котляров М. М. Причини, умови й наслщки вступу КНР у ВТО (анатз китайсько-американсь-ких домовленостей)
Одним i3 найважливших аспекпв торпвельно-економiчних взаемин мiж Китаем i США, що вплива-ють не лише на характер i розмiри двостороншх еко-номiчних обмшв, але й на перспективи розвитку внут-рiшньоекономiчно! i полгтично! ситуацл в обох кра!-нах, перспективи змiцнення глобально! торгово! сис-теми, е проблеми, пов 'язан з ухваленням КНР в Усес-вгтню Торгову Оргашзащю.
Ключовi слова: торпвля, домовленосп, еконо-мша, политика.
Котляров Н. Н. Причины, условия и последствия вступления КНР в ВТО (анализ китайско-американских договоренностей)
Одним из важнейших аспектов торгово-экономических отношений между Китаем и США, влияющими не только на характер и размеры двусторонних экономических обменов, но и на перспективы развития внут-риэкономической и политической ситуации в обеих странах, перспективы укрепления глобальной торговой системы, являются проблемы, связанные с принятием КНР во Всемирную Торговую Организацию.
Ключевые слова: торговля, договоренности, эко-номикак, политика.
Kotlyarov N. N. Reasons, terms and consequences of entry of PEOPLES Republic of China in WTO (analysis of the китайско-американских agreements)
One of major aspects of trade and economic relations between China and USA, influencing not only on character and sizes of bilateral economic exchanges but also on the prospects of development of внутриэкономической and political situation in both countries, prospects of strengthening of the global point-of-sale system, there are problems, related to acceptance of PEOPLES Republic of China in Worldwide Point-of-sale Organization.
Key words: trade, agreements, economy, policy.
Стаття надшшла до редакцл 06.05.2011
Прийнято до друку 27.05.2011
29 Brian L. Goldstein. Foreign Contributions to China's WTO Capacity Building. The China Business Review, Vol.29, N. 1, January-February 2002, p. 11.