УДК 371.335.7:376
ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ
В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
© Цветаева Нина Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования Педагогического института, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых Россия, 600000, г. Владимир, ул. Горького, 87 E-mail: [email protected]
© Петрова Екатерина Игоревна
магистрант Педагогического института,
Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых Россия, 600000, г. Владимир, ул. Горького, 87 E-mail: [email protected]
Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Статья посвящена вопросу, связанному с формированием экологических знаний у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе при проведении природоведческих экскурсий.
Ключевые слова: экскурсии в природу; инклюзия; естествознание; функции экскурсий; подготовка к экскурсии; методика проведения экскурсии; постэкскурсионная работа.
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу — сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встаёт проблема формирования экологической культуры нынешнего и будущего поколений. Важность экологического воспитания для детей в современном мире нельзя недооценивать: оно должно стать одной из приоритетных задач современного образования.
В системе естествознания особенно актуальна проблема развития личности с высокой экологической культурой и сознанием. Чтобы решать эти задачи, необходимо совершенствовать содержание и процесс обучения, используя живую природу как среду развития знаний, умений, опыта эмоционально-ценностного отношения и творческой деятельности ученика. На сегодняшний день лишь природоведческие экскурсии ставят перед собой задачи организовать взаимодействие школьника с живой природой и таким образом развития личности, его экологической культуры.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, которые имеют особенности в развитии, как в физическом, так и в психологическом. Таким детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения. Природоведческие экскурсии обеспечивают повышение результатов освоения адаптированной Основной образовательной программы начального общего образования, отражённых в ФГОС НОО у детей с ОВЗ. Данная форма повышает познаватель-
ный интерес обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их кругозор, интеллектуальный уровень, выступает как ценнейший мотив учебной деятельности. Природоведческие экскурсии эффективны по адаптации детей с ОВЗ к жизни в обществе. Экскурсия позволяет проводить наблюдения, изучать предметы и явления природы в естественных или искусственно созданных условиях.
Природоведческие экскурсии (от лат. ехсигею — вылазка, поездка, посещение какого- либо объекта или места для его изучения) — это форма организации учебной работы по изучению живой природы, при которой учащиеся выходят в природу. Природоведческие экскурсии соединяют образовательный процесс, живую природу и познающего школьника. Учитель организует их взаимодействие, повышая качество экологического образования по сравнению с занятиями в классной комнате [2].
Какую роль играют природоведческие экскурсии в процессе образования? Мир живой природы предстает перед школьником в виде природных пейзажей, красивых и неповторимых растений и животных, гармонии природы в целом. Это наиболее сильное воздействие живой природы на личность. Его необходимо использовать для того, чтобы усилить формирование экологического сознания и ценностного отношения школьников к природе. Ценность живой природы — это та значимость ее объектов и явлений, которые могут удовлетворить многообразные потребности школьника, это нормы и идеалы человеческого существования и взаимоотношения с природой [3].
Из многочисленных ценностей, которые способна удовлетворить природа, важно увидеть две ее стороны. Это материальные ценности живой природы и духовные ценность. Первыми и очевидными являются материальные ценности природы, необходимые для развития государства, общества, каждого жителя Земли. Но есть и другая сторона — это ценность системы знаний о ней. Они-то и являются основным объектом природоведческих экскурсий [2].
Общими признаками для всех школьных экскурсий являются [1]:
• Протяженность по времени проведения 45 минут.
• Наличие учащихся.
• Наличие учителя, проводящего экскурсию.
• Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов.
• Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
• Целенаправленность, наличие определенной темы.
• Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).
К функциям экскурсии профессор Л.П. Симонова относит [4]:
• познавательная: расширение кругозора, углубление знаний;
• мотивационная: побуждает у детей новые интересы; активирует;
• ценностная: экскурсии помогают приобщить детей к культуре, формировать представление о ценностях;
• развивающая: развивает все психические процессы и стороны личности ребенка, способствует интеллектуальному развитию, эстетическому, нравственному и трудовому воспитанию.
Подготовка к проведению природоведческой экскурсии.
Серьезная подготовка учителя к проведению экскурсии — залог ее эффективности [3].
1. Наметить тему экскурсии, в соответствии с УМК, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать детей.
2. Определить цель, задачи экскурсии, составить предварительный план экскурсии.
3. Выбрать место проведения экскурсии, разработать маршрут.
4. Предусмотреть место для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно-полезной деятельности детей.
5. Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подбирать игровой материал, стихи, загадки, викторины.
6. Продумывать методику проведения экскурсии.
7. Планировать организационные формы деятельности детей (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения) выполнение общественно-полезных дел, распределение обязанностей между подгруппами или отдельными детьми.
На основе вышеизложенного мы можем сказать о том, что роль подготовки учителя к экскурсии велика. Очень сложно организовать детей так, чтобы им было интересно, чтобы все слушали важную информацию, о которой говорит учитель. Не может педагог составить экскурсию, не побывав на том месте, где она будет проходить.
Подготовка детей к экскурсии.
О том, как подготовить детей к экскурсии, пишет педагог Е. С. Павленко [3].
• За несколько дней до экскурсии нужно провести с детьми небольшую беседу, с тем, чтобы вызвать у них интерес, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезны в ходе экскурсии, сообщая цель, дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят, что нужно будет собрать.
• Обсудить правила поведения и форму одежды
Методика проведения учебных экскурсий. Природоведческая экскурсия включает в себя [4]:
• вводную беседу;
• коллективное наблюдение;
• индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
• сбор природоведческого материала;
• игры, отдых детей;
• заключительная беседа;
• постэкскурсионная работа в классе.
В зависимости от цели экскурсии, сезона, порядок частей варьируется. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Учитель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, игры, рассказы, пояснения. Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые учителями.
Природоведческая экскурсия «Жизнь растений осенью» (вводная экскурсия в лес), IV класс
Цель: выявить особенности жизни растений осенью.
Подготовка учителя к экскурсии.
Основной задачей является обеспечить интерес и мотивы познания живой природы, умения вести наблюдения за жизнью растений. Важно показать целостность и гармонию в живой природе, в тоже время выделять из всего многообразия окружающей природы растения и наблюдать их строение, жизнедеятельность, приспособления к сезонным изменениям. Поэтому при выборе маршрута важно определить такие постоянные участки, которые в полной мере будут способствовать решению этих задач и будут местом проведения не только осенней, но и всех других сезонных экскурсий. Красота леса, растений и осенних пейзажей, их разнообразие — все это условия для формирования ценностного отношения к живой природе, бережного отношения к ней и практической деятельности по ее охране. Экскурсия может быть проведена также в окрестностях школы, в городском парке.
Подготовка учащихся.
Учитель организует повторение опорных понятий: многообразие растений, особенности внешнего строения цветкового растения; строение цветка и плода. Он рассказывает о «Красной книге России» и демонстрирует рисунки редких и исчезающих растений родного края с тем, чтобы предупредить их сбор школьниками. На уроке учитель сообщает задачи предстоящей экскурсии и дает советы школьникам, как одеться, подготовится к исследовательской работе в природе. Необходимо создать индивидуальный дневник наблюдений.
Проведение экскурсии План
1. вводная беседа о многообразии растений. Игровая ситуация «Занимательно о растениях»
2. Беседа о факторах среды обитания растений.
3. Самостоятельная работа по исследованию жизни растений осенью.
4. Практическая работа по охране природы. Выбор школьниками формы отчета и проектов и инструктаж по ним.
В начале экскурсии учитель организует целеполагание, когда школьники самостоятельно формулируют задачи своей работы. Подводим детей к тому, что задачи экскурсии 1. Выяснить, что такое среда обитания, какие факторы среды влияют на жизнь растений осенью. 2. Изучить приспособления у цветковых растений к осенним изменениям природы. 3. Определить и оказать практическую помощь лесу (парку).
Активизируем внимание и интерес учащихся на самостоятельную работу с помощью игры. Условия игры-конкурса: по дороге все внимательно рассматривают осенние пейзажи, выбирают наиболее понравившийся и выполняют задание: понаблюдайте за понравившимся растением или пейзажем. Придумайте этой «картинке» эмблему или девиз и опишите его красоту. Чем именно привлекло вас?
Проходя по маршруту можно формировать умения наблюдать живую природу с помощью игры «Занимательно о растениях» или «Народная мудрость о растениях». Например, ученик или учитель предлагает объяснить, почему листья од-
ного дерева, расположенные внутри или снаружи, вверху или внизу кроны по-разному приобретают осеннюю окраску.
Учитель организует поисковую беседу о среде обитания и факторах среды:
- Здесь, где мы находимся, произрастают растения, это их среда жизни. Что является средой обитания растений? (Воздух, свет, почва, в которой растут корни). Вводится понятие «фактор среды». Уточняя, учитель говорит, что из всего окружения только те факторы, которые оказывают влияние на растения, называются факторами среды их обитания.
- Какие факторы оказывают влияние на растения осенью? (В ответах школьников звучит, что это и температура, которая снизилась, это и дожди, которых стало больше. Формулируется понятие «среда обитания растений — это многообразные факторы неживой и живой природы, которые оказывают влияние на организм». К факторам среды обитания растений относятся: температура, солнечная энергия, плодородие почвы, животные, которые используют растения в пищу и регулируют их численность.
- Осенью по сравнению с летом значительно изменились климатические факторы среды. Какие это факторы и как они влияют на растения? (Сокращение долготы дня, снижение температуры воздуха и воды, увеличение их влажности. Они влияют на жизнедеятельность растений. Учитель обобщает и классифицирует экологические факторы по группам: факторы неживой природы — климатические (свет, температура, влага, воздух, ветер) и почвенные).
- Как вы думаете, могут ли растения влиять друг на друга? Какую роль в жизни растений может играть, например, выделения растениями пахнущих веществ? Можем ли мы наблюдать здесь влияние живых организмов друг на друга? (Сосна выделяет большое количество смолы, которая губительно действует на микроорганизмы).
- Имеются ли приспособления растений к факторам среды? Учитель отмечает, что первые цветковые растения появились на Земле около 125—150 млн. лет назад. Весь этот длительный период на них действовали такие факторы среды, как: солнечное освещение, длина дня и состав воздуха. Под их влиянием у растений сформировали определенные внешние приспособительные формы, их называют — жизненные формы. Такими формами растений являются: деревья, кустарники и травы. Строение жизненных форм растений приспособлено к выполнению определенных функций. Например, кора и ствол деревьев и кустарников, защищают ткани растения, расположенные внутри них.
- Итак, растения имеют определенную среду обитания, ее факторы многообразны, они воздействуют на растения и в результате у растений формируются приспособления к ним. Изучим их.
Самостоятельная работа
Учитель организует группы школьников для самостоятельной работы, раздает написанные на карточках задания, ставит задачи и проводит инструктаж, как их выполнять, а по результатам работы проводит обобщающую беседу. Школьники каждой группы выполняют поочередно задания репродуктивного (базового) уровня, затем выбирают понравившиеся им учебные творческие задачи или поисковые и исследовательские задания. Разнообразные и интересные виды работы в природе поддерживают интерес школьников, формируют ценностное отношение к ней и развивают творческие способности.
Обобщающая беседа Цель — обобщить материал об осенней жизни растений.
Ученики каждой группы демонстрируют собранный материал и поочередно отчитываются о результатах наблюдений. Учитель уточняет названия деревьев и кустарников, которые определили школьники.
- Каковы причины осенних явлений, которые мы наблюдаем в жизни деревьев
- Каков механизм листопада у деревьев?
- Как объяснить разный внешний вид деревьев, выросших на открытом месте и в тени?
Заключение
1. В лесу наблюдается биологическое разнообразие растений. Здесь растут растения таких жизненных форм, как деревья кустарники и травы. 2. Осенью на растения влияют такие факторы Среды, как уменьшение светового дня, снижение температуры воздуха, увеличение влажности. У растений всех жизненных форм выработались приспособления к этим факторам среды. 3. У растений разных жизненных форм сформировались сходные приспособления к осенним факторам среды — это осенние явления: листопад.
В конце экскурсии учитель организует работу по оформлению отчета.
Постэкскурсионная работа
• Тема и эмблема экскурсии
• Красота осенней природы (школьники выражают эмоционально-ценностное отношение к природе в виде рисунков, стихов, фоторепортажа или сочинения)
• Составить список изученных видов растений. Сделать выводы.
Природоведческие экскурсии, основным объектом исследования которых является живая природа, обладают огромным потенциалом развития у школьников экологической картины мира, экологической культуры, опыта творческой деятельности и способностей, а также удовлетворяют их самые разнообразные потребности и интересы.
Таким образом, экскурсии способствуют адаптации ребёнка в окружающем мире (социализации), развивают у детей наблюдательность, обеспечивают уточнение и закрепление представлений. Экскурсия является одной из эффективных организационных форм воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Литература
1. Козырева Т. В. Образовательные возможности экскурсии // Народное образование. 2013. № 7. 225 с.
2. Михлин В. Е., Цикало Е. С., Шашков Э. В. Экскурсии в природу: учеб. пособие / под ред. Е. С. Цикало. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2015. 256 с.: ил.
3. Пакулова В. М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения: учеб. для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и методика начального обучения». М.: Просвещение, 2007. 192 с.
4. Петросова Р. А., Голов В. П., Сивоглазов В. И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2011. 176 с.
EXCURSIONS IN THE EDUCATION OF YOUNGER STUDENTS WITH DISABILITIES
Nina V. Tsvetaeva
candidate of pedagogical sciences,
associate professor of pedagogics and psychology
preschool and primary education of Teacher training college,
Vladimir state university to them. A.G. and N.G. Stoletov
600000, Vladimir, Gorky St., 87
Ekaterina I. Petrova
undergraduate of Teacher training college, Vladimir state university to them. A.G and N.G. Stoletov, 600000, Vladimir, Gorky St., 87 [email protected]
Environmental knowledge and culture are formed in humans from an early age. In this respect, the importance of environmental education for primary school children with disabilities is great. The article is devoted to the issue related to the formation of ecological knowledge among younger schoolchildren with disabilities in the educational process during the nature excursions.
Keywords: excursions into nature; inclusion; science; functions of the city; preparing for excursions; technique of carrying out of excursions; postexertional work.