ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Быкова Н.В. Email: [email protected]
Быкова Надежда Викторовна - учитель начальных классов, Коммунальное государственное учреждение «Комплекс школа - детский сад № 14 для слабовидящих детей», г. Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанский округ, Республика Казахстан
Аннотация: нравственное воспитание школьников должно являться одним из обязательных компонентов образовательного процесса. В статье проанализированы этапы развития экологической культуры у детей младшего школьного возраста. Рассмотрены возможности воспитания экологической культуры путем проведения уроков и внеклассных мероприятий. Автор предлагает развивать у детей почтительное отношение ко всем видам флоры и фауны, посредством проведения различных мероприятий. Показывает необходимость создания коллаборативной среды, применения инновационных методов и приемов в формировании системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, эмоционально положительного восприятия природы. Ключевые слова: экология, школа, экологическая культура, младший школьник.
FEATURES ENVIRONMENTAL EDUCATION IN ELEMENTARY
SCHOOL Bykova N.V.
Bykova Nadezhda Viktorovna - Teacher of primary classes, PUBLIC GOVERNMENT INSTITUTION «COMPLEX SCHOOL - KINDERGARTEN № 14 FOR VISUALLY IMPAIRED CHILDREN», UST-KAMENOGORSK, EAST KAZAKHSTAN, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract: moral education of schoolchildren should be one of the mandatory components of the educational process. The article analyzes the stages of development of ecological culture in children of primary school age. Possibilities of education of ecological culture by conducting lessons and extracurricular activities are considered. The author proposes to develop in children a respectful treatment of all types offlora and fauna through various activities. It shows the need to create a collaborative environment, the use of innovative methods and techniques in the formation of a system of scientific and practical knowledge, value orientations, emotionally positive perception of nature.
Keywords: ecology, school, environmental culture, a junior high school student.
УДК373.3:502 (574)
Экологическое воспитание - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально - природной среде. В концепции 12-летнего образования отмечено, что экологическое воспитание должно быть нацелено на формирование экологического сознания, способа мышления, деятельности ориентированной на гармонизацию состояния биосферы и отдельных ее экосистем; экологической культуры, обеспечивающей развитие природосберегающих технологий, экогуманистических ценностей и идеалов, права человека на благоприятную среду [1]. Экологические знания, полученные в школе, должны стать для граждан страны основой поведения. Именно в школе
человек должен осознать свое место в природе, понять свое отношение к ней и обрести чувство личной ответственности за последствия своей деятельности [2].
Изучив методическую литературу по экологическому воспитанию и образованию, таких авторов, как Е.К. Берюхова, А.В. Миронов, В.О. Вавилов. Н.А. Рыжова, Л.П. Симонова и психологические аспекты в работах, таких авторов: А.Н. Леонтьев, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, можно сделать вывод, что экологическая культура - качество личности, компонентами которого являются: интерес к природе и проблемам ее охраны; знания о природе и способы ее защиты и устойчивого развития; нравственные и эстетические чувства по отношению к природе; экологически грамотная деятельность в природной среде; мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении [3].
Экологическое воспитание, в первую очередь, направлено на развитие гуманных чувств ребенка, накопление им эмоционально-положительного опыта общения с природой. Организация нравственно-ценных переживаний - сочувствия живому, заботы о нем, удовольствия от совершения доброго поступка - способствует тому, что нормы отношения к природе не просто узнаются, но и «проживаются» ребенком, приобретают для него ценность, обеспечивая тем самым формирование мотива гуманистического отношения к миру.
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу, во всех ее проявлениях, может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. А чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе необходимо с самого раннего детства. Варварское отношение некоторых людей к природе - результат определенного воспитания в детстве. Убедительны слова В.А. Сухомлинского: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».
Долгое время человек считался «мерой всех вещей», а природа рассматривалась всего лишь как средство, обеспечивающее его существование. Экологическое воспитание требует перехода к новой парадигме (под парадигмой понимается система взглядов, идей) экологических и традиционных ценностей, к системе взглядов, которая строится на основе био-экоцентризма. Такой подход подразумевает, что при решении любых проблем приоритет отдается не социально-экономическим, а природным факторам. Конечной целью такого подхода все равно является человек, но не прямо, а опосредованно, через сохранение его среды обитания [4].
Таблица 1. Основные различия между традиционным и новым подходами (по И.Д. Звереву)
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ
Человек - часть природы (Эко - Я) Мир для человека (Эго - Я)
Мера вещей - уникальность жизни (биоцентризм) Человек - мера вещей (антропоцентризм)
Согласование потребностей с экологическими требованиями Технократический расчет пользы природы, утилитарная ценность
Уважение ко всем формам жизни Человек - «хозяин», «царь» природы
Стереотип «человек - царь, хозяин природы»
Стереотип «вредные и полезные животные и растения»
Стереотип «красивые и безобразные»
Стереотип «Лес - наше богатство, потому что дает ягоды, грибы, древесину и т.д.»; «Природа - наше богатство, потому что дает нам...».
Стереотип «улучшать природу», «помогать природе», «умножать ее богатства».
Смена старых стереотипов на новую точку зрения (биоцентрическую) продиктовано временем [4].
Важнейшим условием воспитания у детей младшего школьного возраста гуманистического, осознанно-правильного (это общее отношение ребенка к природе, в разных ситуациях и у разных детей оно может иметь эстетический, этический или познавательный оттенок) отношения к природе является осознание ими себя как части
живой природы. В основе такого осознания лежит взаимосвязь интеллектуального и эмоционального, по выражению Л.С. Выготского, сплав «интеллекта и аффекта».
Авторы разных работ (В.Д. Сыч, И.А. Комарова, З.П. Плохий, Н.Н. Кондратьева и др.) отмечают, что появляющееся у детей хорошее отношение к природному окружению - это результат специальной организации педагогического процесса. Эффект достигается включением детей в практическую деятельность (трудовую, поисковую, изобразительную); подключением дополнительного материала (чтение литературных произведений, демонстрация картин, просмотр телепередач и пр.); взаимодействием, общением с живыми существами (особенно животными); правильное поведение взрослых: их отношение к растениям, животным, среде их обитания, доброжелательная атмосфера, исходящая от них, становятся факторами воспитания в детях положительного отношения к природе.
Все это было учтено при разработке целей, задач и методов работы.
ЦЕЛЬ:
- формирование экологических знаний,
- систематизация знаний в области охраны природы,
- введение природоведческих понятий,
- обогащение эмоционально-чувственной сферы младших школьников.
«СТАНЬ ВЕРНЫМ ДРУГОМ ПРИРОДЫ»
ЗАДАЧИ:
- расширение экологических представлений младших школьников;
- углубление теоретических знаний в области экологии, формирование ряда основополагающих понятий;
- формирование системы научных экологических знаний, как средство становления осознанно - правильного отношения к природе;
- формирование элементарных умений предвидеть последствие некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;
- формирование ценностных ориентаций (восприятие себя, как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие природы, ценность общения с природой);
- воспитывать гуманное, эмоционально - положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом [5].
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:
- краеведческий принцип, основан на восприятии родной природы наиболее действенным эмоциональным способом;
- принцип гуманизации, формирование гуманных черт личности ребенка в процессе практической деятельности;
- принцип интеграции, активное использование межпредметных связей.
ФОРМЫ РАБОТЫ: занятия - беседы; наблюдения; занятия - экскурсии (очная, заочная); практическая работа.
МЕТОДЫ:
- словесный (рассказ, беседа, заранее подготовленный рассказ учеников);
- наглядный (использование иллюстраций и т.д.);
- «мозговой штурм»;
- метод экологической эмпатии (сопереживание природному объекту);
- метод ознакомления детей с истоками бытующих негативных характеристик некоторых объектов (мифы, легенды и другие литературные произведения);
- метод экологической идентификации (постановка себя на место того или иного объекта);
- ролевая игра (постановка фрагментов сказок, разыгрывание ситуаций).
На начальном этапе работы была проведена диагностика, в форме опроса. Ответы фиксировались. Детям были заданы вопросы: 1.Существуют ли в природе вредные и полезные растения и животные?
2. Существуют ли в природе красивые и безобразные растения и животные?
Были получены следующие результаты:
1) Опрошено 19 детей, 14 - ответили положительно, да существуют - 75%, 3 -отрицательно - 15%, 2 - не знаю - 10%.
2) Опрошено 19 детей, 10 - ответили положительно, да существуют - 53%, 7 -отрицательно - 37%, 2 - не знаю - 10%.
Вывод: необходимо показать детям - что образ жизни, внешний вид любого организма -это его приспособление к жизни в определенных условиях. В природе нет полезных и вредных, красивых и безобразных растений и животных. Не обязательно любить все живое, но уважать все формы проявления жизни - необходимо.
На основе этого были разработаны проекты мероприятий, вот темы некоторых из них:
1) «Мы учимся у природы» (Рисунок 1). Цель: показать природу с новой стороны - как источник бесчисленных загадок и тайн, открытие которых дает человеку знания, которые он использует в своей деятельности, воспитание экологической культуры.
Рис. 1. Прямые стволы деревьев легли в основу строительства колонн у дворцов
Занятие заканчивалось творческой работой «Чему мы научились у природы».
2) «Заповедники и заказники нашей Родины». Цель: познакомить детей с заповедниками и заказниками нашего региона, показать ценные и охраняемые виды растений и животных, дать представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных, воспитывать экологическую культуру.
Творческая работа: «Заповедники и заказники нашей Родины» рисование с использованием ТРИЗ, написание рефератов и их защита.
3) «Пищевые отношения в природе» (Рисунки 2, 3). Цель: формировать представление детей о пищевых отношениях между организмами, понятие «невидимые нити природы», «экологическая пирамида»; развитие навыков творческого самовыражения; экологическая культура. Дидактическая игра «Паутинка».
Рис. 2. Пищевая цепочка 82
Рис. 3. Если пищевая цепочка нарушена, то...
4) «Там на неведомых дорожках». Цель: расширить и углубить природоведческие знания учащихся; развивать наблюдательность, мышление, память, внимание, чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать бережное отношение к природе: животным, птицам, растениям.
Творческая работа - составление кроссвордов по теме: «Природа».
5) «Экологический проект. Сказка В.Бианки «Сова». Цель: познакомить учеников с творчеством В. Бианки; расширить и углубить знания детей о природе; развивать воображение, мышление; воспитывать чувство любви к окружающему миру.
Творческая работа - составление проекта «Что будет, если...» (Рисунок № 4).
Рис. 4. «В водоеме нет лягушек...» «В водоеме есть лягушки...»
Младший школьный возраст - этап формирования основ нравственно-экологической позиции личности. Базовым в развитии экологической культуры является приобретением экологически - ориентированного личного опыта за счет: наблюдений, сопровождаемых разъяснением педагога; первоначальные оценки деятельности людей (хорошо-плохо); эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений; потребности в экологических знаниях.
Список литературы /References
1. Система экологического образования РК (из концепции экологического образования РК) [Электронный ресурс], 2008. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U030001241/ (дата обращения: 20.03.2008).
2. Ингебаева А. Концепция 12-летнего образования. Перспективы экологического образования. Бшм шлп - ключ знаний, 2006. № 10. С. 51.
3. Дерябко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 145 с.
4. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание с позиции новой парадигмы. // Дошкольное воспитание, 2001. № 7. С. 6.
5. Миронов А.В. Эстетическое и нравственное в экологическом воспитании школьников. Казань: Татар, 1989. 211 с.