Научная статья на тему 'Природная составляющая концепции личности у А. И. Герцена (повесть «Сорока-воровка»)'

Природная составляющая концепции личности у А. И. Герцена (повесть «Сорока-воровка») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1408
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАТУРА / ПРИРОДНЫЙ ФАКТОР / ЛИЧНОСТЬ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВЫБОР / NATURE / NATURAL FACTOR / PERSONALITY / EXISTENTIAL CHOICE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сарсенова Инна Жардемгалиевна

На материале повести А.И. Герцена «Сорока-воровка» анализируются природные составляющие, которые, по мнению писателя, влияют на формирование личности. Выделяются физиологические состояния, внешность, национальные, возрастные особенности, пол, религиозность, творческие способности, сфера чувств, эмоций, нравственные качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Природная составляющая концепции личности у А. И. Герцена (повесть «Сорока-воровка»)»

САРСЕНОВА И. Ж.

(Астрахань)

природная составляющая концепции личности у А.и. Герцена

(повесть «сорока-воровка»)

На материале повести А.И. Герцена «Сорока-воровка» анализируются природные составляющие, которые, по мнению писателя, влияют на формирование личности. Выделяются физиологические состояния, внешность, национальные, возрастные особенности, пол, религиозность, творческие способности, сфера чувств, эмоций, нравственные качества.

Ключевые слова: натура, природный фактор, личность, экзистенциальный выбор.

В XXI в. продолжается поиск решения вопроса о человеке - его сущности и предназначении. Одной из центральных задач гуманитарных наук является создание современной концепции личности, учитывающей все нюансы человеческой психологии и физиологии. Для этого необходимо осмысление и обобщение предшествующего опыта, воплощенного в том числе и в литературных произведениях. На примере повести «Сорока-воровка» рассмотрим место и роль природной составляющей в концепции личности, предложенной А.И. Г ерценом.

Писатель считал, что поведение людей мотивировано многими факторами, но один из самых важных - природные особенности. В произведениях А.И. Герцена обращенность к природной координате приходит из сентиментализма и романтизма. По мнению писателя, природа (натура) - это врожденные свойства, которые проявляются в течение всей жизни человека (всегда) или при определенных обстоятельствах: низменные физиологические потребности, пол, внешность, возраст, национальность, рождение и смерть, черты характера, ум, творческие способности (талант), нравственные качества, а также духовная сущность человека. Таким образом, «натура» очевидно выступает в роли сигнификата.

Сущность природы человека в понимании А.И. Герцена можно осмыслить, опираясь на классификацию врожденных особенностей, влияющих на формирование личности, предложенную Е.К. Созиной [6]. Рассморим составляющие, представленные в «Соровке-воровке».

1. Физиологические состояния. Случаи обращения писателя к подобным характеристикам людей нечасты. Упоминая про управляющего князя, рассказчик отмечает, что «...несмотря на ранний час, он уже успел не только утолить голод, но и жажду» [3, с. 268]. Акцентирование внимания на удовлетворении управляющим своих низших природных потребностей (т.е. его склонность к обжорству и употреблению спиртного) приводит к возникновению ассоциации: герой соотносится с «животным на двух ногах».

2. Внешность. В повести редко изображается телесная конституция людей. Говоря о том, что в конторе князя «.. .сидел толстый управляющий» [3, с. 268], А.И. Герцен выражает свое негативное отношение к герою. Обращая наше внимание на «худое и до невероятности истомленное лицо» Анеты (Там же, с. 271), писатель показывает свое сочувствие главной героине.

В ходе оценки персонажей внешность играет незначительную роль. Главное для А.И. Герцена - внутренний мир героев. И все же в эпизоде столкновения Анеты с князем подчеркивается, что «старик в эту минуту был безмерно отвратителен . с гадким выражением» (Там же, с. 274). Отвратительная внешность князя - «плешивого селадона» -соответствует его нравственному убожеству; очевидна резкая неприязнь автора к персонажу. Портрет Анеты писатель рисует светлыми тонами: «светлое чело невинности» (обратим внимание на лексему «чело»), «женщина, одетая вся в белом» (Там же, с. 266, 270). Эти детали, наряду с указанием на привлекательность Анеты в спектакле, «.неприступной красавицы.» (Там же, с. 266), можно расценить как желание А.И. Герцена создать образ идеальной личности, гармонично сочетающей внешнюю красоту и духовное богатство.

3. Национальные особенности. А.И. Герцена живо интересовала самобытность народов, в повести имеют место случаи сравнения русских людей с людьми других национальностей: «Отчего же у немцев. семейная жизнь сохранилась.» (Там же, с. 257); «Вы знаете, может быть, что французы говорят.» (Там же, с. 269). По мнению писателя, для русской натуры характерны такие качества, как смиренность, отсутствие враждебности, трудолюбие, патриархальность («Вы не поймете нашего семейного, отеческого распорядка ни в избе, где отец - глава, ни в целом селе, где гла-

© Сарсенова И.Ж., 2011

ва общины - отец» (Там же, с. 258)), высокая нравственность, незлобивость. Русская натура в представлении А.И. Герцена - широкая, размашистая, для нее непривычка обуздываться и расточительность в высшей степени в крови.

4. Возрастные особенности. На возраст князя указывает Анета: «.смешному старику. плешивому селадону» [3, с. 274]. Старости князя противопоставлена молодость героини. Молодость - прекрасная пора, время, когда переполняют мечты, желания. одновременно это и опасное время, по неопытности человек может совершить непоправимые ошибки. Так и случается с главной героиней.

Природный фактор - возраст - играет трагическую роль в судьбе Анеты, она сама неоднократно подчеркивает это: «.Я была молода, беззаботна, чрезвычайно глупа, жила, не думая о жизни» (Там же, с. 270); «.я пробыла полгода в Париже, и - что делать! - я еще была очень молода, если не летами, то опытом, и воротилась на провинциальный театрик.» (Там же, с. 271-272). Анета считает, что, если бы у нее был более богатый жизненный опыт, она осталась бы за границей, не вернулась к помещику, и судьба ее была бы совсем другой.

Молодость выделяется в повести А.И. Герцена в особую возрастную эпоху. Писатель указывает на молодость положительного героя - рассказчика («.молодом художнике.» (Там же, с. 268)), а также Матюшки («.. .привели молодого человека.» (Там же, с. 269)), которому писатель искренне сочувствует.

5. Пол. В 1840-1850-х гг. как в жизни, так и в литературе становится возможным вхождение женщины в социальную структуру общества. Повесть была написана в самый разгар споров о роли и правах женщины, поэтому произведение начинается с беседы по поводу «женского вопроса». Писатель много и напряженно размышляет о назначении женщины, его выводы и в наше время представляются актуальными.

Идея личности женщины является в повести основной. к важным чертам представительниц слабого пола А.И. Герцен относит нежность, обаяние. однако, по мнению писателя, настоящая женщина - это не слабое существо: «.я слабая женщина. Но. я могу быть и сильной.» (Там же, с. 273). Сила Ане-ты - в четкой жизненной позиции, отсутствии чувства внутреннего рабства.

6. Смертность, религиозность. Чтобы осознать свою экзистенцию, человек должен испытать глубочайшее потрясение, очутиться перед лицом смерти. Анета оказывается в такой ситуации - на краю. Г ероине была дана свобода выбора: принять предложение князя, перешаг-

нуть через свои жизненные принципы, отречься от свободы, стать «как все» или отказать князю. По первому пути Анета может пойти только ценой отказа от себя как личности, но она не делает этого. она решает нести свое бремя до конца, не обвиняя в своих страданиях обстоятельства, и остаться личностью даже ценой своей жизни.

Анета и в пьесе, и в жизни, чувствуя, что смерть близка, обращается к Богу: «.толпа жандармов повела ее в тюрьму . она останавливается перед церковью, бросается молча на колени, поднимает задумчивый взгляд к небу» [3, с. 266].

7. Мышление. Писатель только у Ане-ты отмечает эту природную характеристику: «.она стоит перед ним так просто, задумчиво.» (Анета в спектакле) (Там же, с. 265); «Ее вид выражал какую-то глубокую думу.»; «.поднимает задумчивый взгляд.» (Там же, с. 266). Способность мыслить, развитие сознания напрямую связаны с обретением нравственной независимости от среды и становлением личности. То наиважнейшее, что определяет достоинство всякого человека, есть его способность понимать действительность, других людей и самого себя. Именно эта способность, неуклонно развиваясь и обогащаясь, со временем приводит человека к внутренней свободе. Так и происходит с Анетой.

8. Талант, творческие способности. Ане-ту отличает от других персонажей наличие артистического таланта: «Я имею призвание к сценическому искусству; мне собственное сознание говорило, что я - актриса» (Там же, с. 271); «.и великий талант, неизвестный тебе самой, не мучил бы тебя.» (Там же, с. 276). По мнению А.И. Герцена, наличие таланта помогает Анете обрести внутреннюю свободу. Творческим человеком является и рассказчик («один известный художник»). он, как и Анета, обретает внутреннюю свободу, решившись, несмотря на обстоятельства, покинуть имение князя.

9. Душа, сердце, сфера чувств, эмоций. Характеризуя натуру персонажей, А.И. Герцен использует концепты «душа», «сердце», описывает выражение глаз героев (т.к. глаза - зеркало души), указывает на возможность невербального общения между духовно родственными людьми, обращается к сфере чувств (в том числе к потребности в любви), эмоций людей. Все эти элементы мы включаем в одну группу, потому что, во-первых, душа выступает как синоним индивидуальности, личности; во-вторых, с концептом «душа» в русской культуре напрямую связан концепт «сердце», причем связь прослеживается очень тесная и многогранная (сердце как средоточие психи-

ческой жизни, вместилище души); в-третьих, в русской языковой картине мира душа выступает как символ психического мира человека, место средоточия эмоций.

Понятие души вводится при характеристике идеальной личности Анеты: «.спала бы душа твоя в неразвитости.», «.поднималась бы с дна твоей души непонятная грусть.» [3, с. 276]; положительного персонажа - рассказчика: «Страшная пьеса, после которой ничего бы не оставалось на душе, кроме отчаяния. » (Там же, с. 265); «.глубокое потрясение, очищающее душу от разного хлама.» (Там же, с. 267). Душевный мир князя и других отрицательных персонажей повести по понятным причинам не раскрывается.

Для передачи душевного состояния героев автор обращается к описанию их глаз. В своем рассказе Анета упоминает глаза князя: «Я смотрела прямо ему в глаза. Он несколько смутился.» (Там же, с. 273); «И он придал своим глазам вид сладко-чувствительный» (Там же, с. 274). Приведенные примеры свидетельствуют о том, что князь не выдерживает прямого взгляда героини. Посредством описания глаз А.И. Герцен передает ощущение безнадежности, испытываемое героиней: «огромные черные глаза блистали. как-то траурно, безнадежно; огонь, светившийся в них, кажется, сжигал ее» (Там же, с. 271). Огонь в данном случае свидетельствует о нравственной силе Анеты. К образу огня писатель еще раз обращается для описания душевного состояния Анеты после оскорблений, произнесенных князем: «.антонов огонь сделался около них» (Там же, с. 274).

По словам А.М. Буланова, «в литературе “сердце” предстает своеобразным образом-метафорой», «сердце - некое средоточие человеческого “Я”» [2, с. 4, 8]. Приведем примеры из повести: «.Тяжело было на сердце, очень тяжело.» (у Анеты в театре князя Скалинского) [3, с. 272]; «.они врезались в голову, в сердце.» (про слова князя) (Там же, с. 274); «.и я с биющимся сердцем постучался робко в указанную дверь» (состояние рассказчика во время визита к Анете) (Там же, с. 270).

А.И. Герцен описывает в основном эмоции положительных героев, в первую очередь Анеты, рассказчика. Наличие души, чувств, эмоций позволяет каждому прозреть свою экзистенцию, стать тем, чем он решил быть, поэтому столь велик интерес А.И. Герцена к перечисленным факторам: «.Вопросы о душе. становятся вопросами о смысле жизни, о мотивирующих силах в выборе между добром и

злом, а ответы на них во многом зависят от понимания. природы сердца» [2, с. 9].

10. Нравственные качества. Нравственные качества - то, что отличает человека от животных. Тип безнравственного человека, прелюбодея воплощен в образе князя. Скалин-ский - гедонист по природе. Он лжив, двуличен. Нравственными пороками, помимо князя, обладают и другие герои повести, например холопы князя. А.И. Герцен обнажает главную беду российского народа - раболепие, т.е. внутреннее природное чувство рабства. «Он привык к раболепию, он протягивал свою руку охотникам целовать; дворецкий и толпа его фаворитов старались подражать ему в обращении», - рассказывает Анета [3, с. 272]. Все дворовые люди князя являются рабами не только потому, что несвободны внешне, но и в силу своего природного рабства. Не такая Анета. Актриса убеждена, что человека можно лишить только внешней свободы, но отнять у него внутреннюю свободу никто не в силах. Князь предлагает ей мнимую свободу, Анета прекрасно осознает это, поэтому свою честь она не продает.

В реалистической литературе общим местом становится аналогия между животным миром и миром человеческим. Усматривается связь между природной мифологией и социальными законами. В «Предисловии к “Человеческой комедии”» О. де Бальзак поддерживает идею об универсальном «единстве строения» растительного, животного и человеческого мира, обоснованную Боне, Бюффоном, Кювье, Лейбницем и др.: «Проникнувшись этой системой еще задолго до того, как она возбудила споры, я понял, что в этом отношении Общество подобно Природе» [1, с. 38]. В романе «Отверженные» В. Гюго замечает: «Если бы человеческие души были доступны для глаза, то. все явственно увидели бы. соответствие каждого из представителей человеческого рода какому-нибудь виду животного мира» [4, с. 195].

В этом же русле движется и мысль А.И. Герцена. Он также выявляет влияние врожденных особенностей на поведение человека, формирование личности. В повести «Сорока-воровка» А.И. Герцен показывает те черты и особенности, которые существуют в человеке от природы и определяют его натуру. На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

1. Главной проблемой повести «Сорока-воровка» является вопрос о бесправии женщины в России, назревший в 1840-е гг., поэтому главный герой выбран по гендерному призна-

ку. В образе Анеты воплощена герценовская концепция личности женщины.

2. А.И. Герцен придает огромное значение врожденным нравственным качествам людей. Богатый внутренний мир Анеты изначально определен ее природным талантом, способностью глубоко мыслить, наличием принципиальной жизненной позиции. Обращение писателя к чувствам, эмоциям героини помогает наиболее полно раскрыть ее духовное богатство.

3. Трагическую судьбу Анеты определяют такие природные факторы, как возраст - молодость с присущей ей беззаботностью, а также врожденное чувство долга. А.И. Герцен убежден, что судьба человека детерминирована как его природными чертами, так и «натурными» свойствами других людей.

4. В XX в. доминировало мнение, что главной идеей повести А.И. Герцена «Сорока-воровка» является тяжелое положение народа, находящегося в крепостной зависимости, невозможность личности реализовать себя в условиях внешнего рабства. «."Сорока-воровка” была прежде всего посвящена проблеме крепостного права в целом», - подчеркивал В.А. Путинцев [5, с. 86]. Однако на проблематику повести можно посмотреть и шире. А.И. Герцен призывает отыскивать рабство в себе самом, считает, что в «наружной» жизни людей нельзя освобождать больше, чем они освобождены внутри («К старому товарищу»). Писатель «снова и снова повторяет, что противодействие российскому рабству - это далеко не все» [7, с. 69]. Главную задачу он видит в том, чтобы вытравить рабство в человеке, природное «раболепие» - вот главная проблема российского народа.

В заключение необходимо отметить, что в природных характеристиках героев повести проявилась антропологическая ориентация мировоззрения А.И. Г ерцена. Для писателя человеческая личность - это некая вертикаль, вырастающая из недр природной души, телесности, органики - словом, всего, что и именуется у него натурой [6]. А.И. Герцен уверен, что человек детерминирован не только социально.

Литература

1. Бальзак О. Собрание сочинений : в 10 т. М. : Худож. лит., 1982. Т. 1.

2. Буланов А.М. Художественная феноменология изображения «сердечной жизни» в русской классике. Волгоград : Перемена, 2003.

3. Герцен А.И. Сочинения : в 4 т. М. : Правда, 1988. Т. 4.

4. Гюго В. Собрание сочинений: в 6 т. М. : Правда, 1988. Т. 2.

5. Путинцев В.А. Герцен-писатель. М. : Изд-во АН СССР, 1952.

6. Созина Е.К. Сознание и письмо в русской литературе. Екатеринбург, 2001. URL : Й1р:/М>игеЬ sytes.net/abursh_page/Sozina/Soznanie/Intro.asp.

7. Эйдельман Н.Я. О Герцене // Знание - сила. 1987. № 12. С. 64-71.

Nature component of A.I.Hertzen’s personality conception (story “Thieving Magpie”)

On the basis of the story by A.I.Hertzen "Thieving Magpie” there are analyzed the natural components, which, in the author’s opinion, influence the personality formation. There are sorted out the physiological conditions, appearance, national, age peculiarities, gender, religiousness, creative abilities, sphere of feelings, emotions, moral qualities.

Key words: nature, natural factor, personality, existential choice.

и.с. беспалова

(ульяновск)

мотив дома в романе и.с. шмелева «няня из москвы»

На примере одной семьи рассматривается быт московской интеллигенции накануне революции 1917 г. Описываются послереволюционные события, обернувшиеся для многих потерей Родины и приведшие к переоценке ценностей.

Ключевые слова: дом /бездомье, быт, семья, интеллигенция, Родина.

Образ дома имеет особое значение для писателей русского зарубежья, в особенности для первой волны русской эмиграции, поставившей задачу сохранения и приумножения ценностей русской культуры, в отличие от добровольной культурной ассимиляции эмигрантов последующих волн [2, с. 56]. С особой силой мотив потерянной Родины, неразрыв-

© Беспалова И.С., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.