философия и социология
УДК 141.72 + 130.2 : 316.346.2 ББК С542.2 + Ю516
Н. В. Антонова
природа гендерной маргинальности: опыт системного анализа
N. V. Antonova
the nature of gender marginality: system analysis
В статье осуществляется системный анализ природы гендерной маргинальности. Проводятся смысловые параллели и показываются системные взаимосвязи различных компонентов гендерной маргинальности на онтологическом, гносеологическом, экзистенциальном и социокультурном уровнях анализа.
Ключевые слова: гендер, гендерная маргинальность, маргинальность, гендерная идентичность, гендерные нормы, гендерные стереотипы, гендерная дисфория, гендерная парадигма, система.
In the article it is carried out systems analysis ^a the nature of gender marginality. It is drawn semantic parallels demonstrated system correlations between different components of gender marginality on the ontological, epistemological, existential and socio-cultural levels of analysis.
Keywords: gender, gender marginality, marginality, gender identity, gender norms, gender stereotypes, gender dysphoria, gender paradigm, system.
Системный анализ природы гендерной маргинальности предполагает изучение данного феномена на онтологическом, гносеологическом, экзистенциальном и социокультурном уровне, которые в их взаимосвязи и взаимодействии отражают различные грани репрезентации гендерной маргинальности в современном обществе и жизни отдельных индивидов.
на онтологическом уровне осмысления гендерной маргинальности первостепенными являются вопросы о ее природе. необходимо начать с анализа двух сущностных основ данного явления — маргинальность и гендер в его противопоставлении с биологическим полом.
В словаре терминов постмодернизма маргинальность в буквальном смысле слова означает «периферийность, «пограничность» какого-либо (политического, нравственного, духовного, мыслительного, религиозного и т. п.) явления социальной жизнедеятельности человека по отношению к доминирующей тенденции своего времени или общепринятой философской или этической традиции»1.
Cреди базовых онтологических характеристик маргинальности можно выделить промежуточность, «пограничность», состояние «зависания» между различными социокультурными структурами, удаленность от нормативно-символического центра господствующей в обществе культуры.
Биологический пол в настоящее время рассматривается как сложная многоуровневая система, «совокупность взаимно контрастирующих генера-
тивных и связанных с ними признаков»2. Основными компонентами этой системы являются: генетический пол (в зависимости от набора хромосом); гонадный пол (в зависимости от репродуктивной функции); гормональный пол (в зависимости от преобладающего вида гормонов); соматический пол (совокупность строения и развития первичных и вторичных половых признаков)3.
Различные исследования биолого-психологиче-ского и культурологического характера позволяют ученым утверждать, что биологический пол не является объяснением социокультурных различий между полами, которые встречаются в разных обществах, а значит, не биологический пол, а именно социокультурные нормы влияют на психологические качества, модели поведения и виды деятельности мужчин и женщин4. Так появилось понятие гендер.
Термин «гендер», в широком смысле определяемый как социокультурный пол, социокультурную значимость половых различий; психологические и социокультурные различия между женщинами и мужчинами. но гендер подразумевает также и то, что мужчины и женщины представляют собой разные страты, между которыми существуют отношения неравенства. Поэтому гендер — это не просто социальный пол и не только социокультурная значимость половых различий, но и отношения власти и подчинения, которые проистекают из анатомо-физиологических различий между женщинами и мужчинами.
Различение понятий «пол» и «гендер» приводит к неизбежной оценке степени «нормальности» человека — насколько его гендер соответствует природному, биологическому полу. Несоответствие порождает не только внутриличностные и межличностные конфликты, но и предоставляет возможность для философских наук более глубоко понять природу человека и созданного им мира, его жизненные цели, потребности, границы свободы и ответственности, детерминанты целостности само-восприятия в зависимости от принадлежности к тому или иному биологическому полу и гендеру.
В этом контексте гендерная маргинальность предстает как положение отдельных индивидов и гендерных общностей, которое характеризуется неопределенностью идентичности, низким социальным статусом или нежеланием следовать нормам предписанного гендера и не имеющих возможности включаться в предпочтительные виды деятельности из-за их несоответствия принятым гендерным нормам5.
на гносеологическом уровне анализа внимание сосредотачивается на специфике представления о гендерных маргиналах и реакции на них со стороны господствующих социокультурных систем.
Поскольку на каждом этапе развития общества складывается своя специфика представлений о гендерных нормах и отклонениях (выливаясь, тем самым, в отношение к гендерным маргиналам), то в контекст гносеологического анализа природы гендерной маргинальности целесообразно ввести понятие гендерной парадигмы. Гендерная парадигма представляет собой систему теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в целях анализа природы и сущности мужчин и женщин, а также гендерных отношений, разделяемых большей частью научного сообщества.
Всего в рамках гендерной картины мира на Западе выделено три гендерные парадигмы: патриар-хатная, феминистская и постфеминистская, которые могут варьировать в зависимости от той или иной культуры6.
Экзистенциальный уровень анализа природы гендерной маргинальности проводится на 2 уровнях: 1) выявление особенностей идентификации «Я» со своей телесно-психической организацией и 2) понимание себя как уникального обладателя психофизической определенности. Их сочетание позволяет индивиду одновременно смотреть на свой опыт в контексте других и переживать свою идентичность в ее уникальности7.
Первый подуровень предполагает идентификацию «Я» со своей телесно-психической организацией. В результате человек пребывает либо в гармонии, либо в конфликте с самим собой. Стремление человека понять себя, попытки самоопределения на основании принадлежности к определенному полу и желание или нежелание подчиняться господствующим социокультурным нормам феминности и маскулинности ведет к формированию определенной идентичности. Термин «идентичность» впервые детально был представлен Э. Эриксоном. С его точки зрения, «идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного
существования, предполагает восприятие собственной целостности, позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости»8. Центральным понятием на этой ступени выступает половая идентичность, которая понимается как осознание и переживание своей причастности к тому или иному полу, и, исходя из этого, выстраивается дальнейшее поведение личности9.
Второй подуровень анализа природы человека в экзистенциальной плоскости содержит самообо-значение «Я» — понимание себя как уникального обладателя психофизической определенности. Человек ясно осознает свою индивидуальную специфичность и отличие от других; осознает свой опыт в контексте опыта Других10. На этом подуровне в центре внимания оказывается другая важная составляющая половой идентичности — гендерная идентичность.
Гендерная идентичность — это базовая структура социокультурной идентичности, характеризующая индивида с позиции его принадлежности к мужской или женской гендерной общности, при этом важное значение имеет то, как сам человек себя позиционирует, принимает или отрицает специфические социальные стереотипы и роли, предписываемые в данной культуре для мужчин и женщин11. Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриева выделяют позитивную и негативную гендерную идентичность.
Позитивная, или нормальная, здоровая гендерная идентичность — тип идентичности, при котором собственный гендерный образ воспринимается положительно. Данный вид идентичности присущ большинству людей и характеризуется толерантностью по отношению к собственной и другим гендерным группам. Этому способствует наличие таких личностных свойств, как положительная самооценка, открытость, свобода от внутриличност-ных конфликтов, четко осознаваемая потребность в принадлежности к своей гендерной группе12.
Негативная гендерная идентичность и ее формы являются видами идентичности маргинальной личности. В данном случае, маргинализация человека происходит в результате конфликта между желанием принадлежать к определенной гендерной группе и своим биологическим полом.
В социокультурной плоскости человек представляет собой источник конструктивно-преобразовательных интенций, способный трансформировать объективную и субъективную реальность; как творец и творение культуры13. Для того чтобы прийти к успешной самоидентификации и обозначить границы собственного «Я» и своего жизненного пространства маргинальной личности приходится прилагать максимум усилий и пробовать различные роли, отвоевывать разные уголки пространства, что демонстрирует его развитую способность к самотрансценденции. Однако последняя во многом зависит от силы его воли и характера, конформизма и желания бороться с ограничениями и существующего гендерного порядка.
Так, предпринимая какие-либо шаги в отношении маргинальных индивидов, властные структуры руководствуются их положением в социальной
философия и социология
иерархии. Можно выделить следующие критерии, на основании которых те или иные гендерные группы могут быть отнесены к маргиналам: 1) имущественное положение и доход; 2) образование; 3) позиция во властной структуре; 4) социальнопсихологические свойства и самоидентификация; 5) сексуальная ориентация.
В результате такого ранжирования, между гендерными группами складываются либо отношения равенство — неравенство, либо интеграции — дезинтеграции (по отношению к гендерным нормам социальной группы) и определяются меры, которые можно применять к маргинальной личности — реабилитировать, признать или обвинить и исключить. Помимо этого «законы гендерного порядка» заключены в форму гендерных стереотипов, которые являются одним из видов социальных стереотипов и содержат схематизированные представления о нормативном мужском и женском поведении, пронизывая мир повседневности человека и определяя степень личной свободы и меры самореализации, задавая тот или иной тон гендерным отношениям и определяя характер его деятельности.
Выделенные параметры системного анализа гендерной маргинальности определяют различные формы репрезентации гендерной маргинальности, которые связывают воедино все рассмотренные выше уровни анализа природы гендерной марги-нальности.
Так, на онтологическом уровне определяется биологическая и социокультурная гендерная мар-гинальность.
Биологическая гендерная маргинальность — стойкое психическое неприятие своего биологического пола (явление трансгендерности); исключение из системы социальных отношений, ссылаясь на несовершенство биологической природы (положение женщин и философские представления об их природе в истории и философии до середины XX века). частные измерения биологической гендерной маргинальности — это маргинальность женщин и маргинальность мужчин с гетеросексуальной и гомосексуальной ориентацией.
Социокультурная гендерная маргинальность — положение гендерных общностей в социальной структуре, характеризующееся низким социальным статусом и поведением, отличным от общепринятого и, как следствие, непониманием в номинальной группе (к которой индивид принадлежит) и исключением из референтных групп (к которым стремится принадлежать).
Рассмотрение частных измерений социокультурной гендерной маргинальности имеет место как на онтологическом уровне, так и на гносеологическом и собственно социокультурном, поскольку наряду с сущностными основаниями гендерной маргинальности здесь большое значение придается реакции доминантных социокультурных систем на гендерных маргиналов и их положение в обществе. В связи с этим, можно выделить следующие виды социокультурной гендерной маргинальности: политическую (отчуждение гендерных групп от участия в политических процессах); экономическую (низкий статус на рынке труда, отчуждение от высоких долж-
ностных позиций), социальную — исключение или низкая степень участия в образовательной и семейной сфере и культурно-нормативную — поведение, не соответствующее социокультурным нормам, принятым для того или иного пола.
Онтологический уровень анализа предполагает также выделение макро-, мезо- и микроуровень проявления социокультурной гендерной маргиналь-ности.
Макроуровень характеризуется изучением особенностей гендерной маргинальности на уровне социальных институтов и проявляется как исключение некоторых гендерных общностей из различных общественных структур — политической, экономической, социальной. Таким образом, в этом случае можно говорить о гендерной маргинальности социального статуса. на мезоуровне анализ гендерной маргинальности можно проводить на уровне межличностных и межгрупповых отношений. Здесь имеет место гендерная маргинальность социальной роли. на микроуровне гендерная маргинальность рассматривается применительно к состоянию конкретного индивида, и речь идет уже о гендерной мар-гинальности социально-психологических свойств личности — мужчины или женщины.
И еще одна типология гендерной маргинальности приводится в соответствии с гносеологическим, экзистенциальным и социокультурным уровнями анализа природы гендерной маргинальности.. Так, можно выделить маргинальность как исключение и маргинальность, способствующую развитию общества. Маргинальность как исключение — вытеснение в низкие социальные слои общества, характеризуемые низкой социальной защищенностью и неприятием со стороны доминантной культуры. Как правило, маргинальные гендерные общности обладают низким социальным статусом, ведут образ жизни и следуют ценностям, отличающимся от общепринятой нормы, нередко образуя свою субкультуру (гей-лесбийскую, транссексуальную, «чайлдфри» и т. д.). Постоянные вопросы «Кто Я?», «Каков Я?» с одной стороны, свидетельствуют о кризисе идентичности, а с другой, заставляют быть вдвойне активными. Последнее объясняет то, что маргиналы как никто другой способны к само-трансценденции: их «Я» представляет мозаику из множества разных потенций — они готовы к любым начинаниям, чтобы обрести себя и закрепиться в новом для них жизненном пространстве. Желание слиться с новой социальной общностью наряду с существующими видимыми или невидимыми барьерами ведет к тому, что они, будучи, по сути, «бездомными», весь окружающий мир считают свои домом. Однако их желания, потребности зачастую идут вразрез с нормами пока еще чужой для них социальной действительности, противоречат целям общества, выступающего в качестве «Другого», который диктует свои обычаи и законы. Им не ясна степень их свободы, поскольку, оказавшись на «ничейной» территории, они испытывают давление со стороны множества разных систем — как своего «Я», так и новой культуры. Данное положение применимо к описанию психологического состояния трансгендера или индивидов с гендерной иден-
тичностью, соответствующей их биологическому полу, которые пытаются заниматься теми видами деятельности, которые обычно ассоциируются с представителями противоположного пола.
В большинстве случаев их поведение обществом маркируется как девиантное, как подрывающее моральные устои общества. Отсюда запрет гей-парадов, однополых браков, усыновления детей однополыми семьями, а также порицание людей, не вступающих в брак по тем или иным причинам, отказывающихся иметь детей и т. п. Однако гендерная маргинальность может способствовать и прогрессу общества через установление партнерских отношений между полами, выражающихся в сотрудничестве, а не дискриминации; улучшению условий жизни людей и развитию науки, и в этом случае можно говорить о гендерной маргинальности как «двигателе» прогресса общества, способствуя развитию науки и улучшению качества жизни людей благодаря предоставлению им прав и социальных гарантий.
Таким образом, гендерная маргинальность предстает как внутренняя характеристика бытия «разделенного» полом человека. Гендерным маргиналом становятся из-за рассогласования, конфликта различных плоскостей природы человека — онтологической (Кто Я есть — мужчина или женщина?), гносеологической (Какой Я? Каким мужчиной или женщиной меня видит общество?), экзистенциальной (Как и кем я себя ощущаю? Действительно ли я мужчина или женщина? Комфортно ли мне в своем поле? Или же мое тело — моя тюрьма?) и социокультурной (Как и где я могу себя проявить в качестве мужчины или женщины? Что сделать?).
Само общество и господствующая культура создают условия для гендерной «расщепленности» человека и закрепляют ее в определенной идеологии. Мужественность и женственность, лежащие в основе идеи о судьбе и предназначении человека, возможностях личностной самореализации, выступают важнейшими онтологическими характеристиками человека, выйти за пределы которых он не может. «нет сегодня менее надежной вещи, чем
пол — при всей раскрепощенности сексуального дискурса», — отмечает Ж. Бодрийяр14. Именно из такой социокультурной гендерной неопределенности «появляются на свет» гендерные маргиналы, для которых неопределенность выступает неотъемлемой характеристикой их самоопределения и нормой существования.
Примечания.
1. Ильин И. П. Постмодернизм. Словарь терминов. — М. : ИНИОН РАН (отдел литературоведения) ; INTRADA, 2001. — 382 с.
2. Кон И. С. Пол и гендер. Заметки о терминах [Электронный ресурс] — Персональный сайт И. С. Кона. — URL: http://sexology.narod.ru/publ037.html
3. Там же.
4. Воронина О. А. Глоссарий [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gender.ru/russian/glossary/#H01301
5. Антонова Н. В. К определению понятия «Гендерная маргинальность» / Н. В. Антонова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2012. — №3 (31). — С. 71— 73.
6. Антонова, Н. В. Маргинальность как результат гендерной детерминации жизненного пространства человека / Н. В. Антонова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социальногуманитарные науки». — 2013. — Т. 13. — № 1. — С. 144—149.
7. Философская антропология / под ред. С. А. Лебедева. — М. : Академкнига, 2005. — С. 400.
8. Словарь гендерных терминов [Электронный ресурс]. — URL: http://www.owl.ru/gender/alphabet.htm
9. Философская антропология: словарь [Электронный ресурс] / под ред. Н. Хамитова. — URL: http://aphy. net/student—phylosophy/43—materials/565—khamitov— philosophical—anthropology—dictionary
10. Философская антропология / Под ред. С. А. Лебедева. — М. : Академкнига», 2005. — С. 400.
11. Словарь гендерных терминов [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.owl.ru/gender/ alphabet.htm
12. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Сексуальность в постсовременном мире. — М. : Академический Проект ; Культура, 2011. — С. 48—51.
13. Философская антропология / под ред. С. А. Лебедева. — М. : Академкнига, 2005. — С. 400.
14. Бодрийяр Ж. Соблаз. — М. : AdMarginem. 2000. — С. 31.
Поступила в редакцию 1 июня 2013 г.
АНТОНОВА Наталья Викторовна, старший преподаватель кафедры философии и социологии, Южно-Уральский государственный университет. Окончила социально-гуманитарный факультет ЮУрГУ. научные интересы: гендерные исследования. E-mail: [email protected]
ANTONOVA Natalia Victorovna is a lecturer of philosophical and sociological department of the South Ural State University. She graduated from the Faculty of social and humanitarian studies of the South Ural State University. Research interests: gender studies. E-mail: [email protected]