УДК 008
Н. В. Антонова
К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ГЕНДЕРНАЯ МАРГИНАЛЬНОСТЬ»
Предпринимается попытка ввести в научный наоборот термин «гендерная маргинальность», приводится типология данного феномена и сферы его проявления в социокультурных отношениях.
Ключевые слова: маргинальность, гендерная маргинальность, транссексуализм, гомосексуальность, гендерная дискриминация, гендерная идентичность, сексуальная идентичность
The article makes an attempt to introduce into scientific usage the term "gender marginality", it gives the typology of the given phenomenon and the sphere of its representation in socio-cultural relations.
Keywords: marginality, gender marginality, transsexualism, homosexualism, gender discrimination, gender identity, sexual identity
В современном мире происходят политические, экономические, информационно-технологические процессы, значительно меняющие условия жизни миллионов людей и порождающие у человека чувство нестабильности, неуверенности в завтрашнем дне. В таких условиях проблема марги-нальности выходит на первый план [5; 7]. Она всегда привлекала к себе внимание в эпохи кризиса, переходных состояний общества: миллионы маргиналов опускались на дно, а тысячи вершили революции и перемещались вверх по социальной иерархии. Поэтому маргинальность не обязательно имеет негативное значение, но и ее последствия не всегда положительны для общества. Маргинальность нейтральна по своей сути. Но не нейтрально бытие человека. Нет универсального бытия человека в современном мире, а есть бытие бедных и богатых, взрослых и детей, мужчин и женщин. Проблема пола, а точнее его значения, в современном обществе является одной из самых острых и актуальных. Поэтому именно проблема гендерной маргинальности выходит на первый план в исследованиях социальной маргинальности. И в этом заключается некоторое противоречие - многие исследователи пишут об исключении женщин из политических процессов, их низком статусе на рынке труда, дискриминации мужчин в семейной и эмоциональной сферах, притеснении сексуальных меньшинств, но практически никто не оперирует термином гендерная маргинальность. В большинстве концепций говорится о маргинальности «женского» или людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, но такой подход слишком узок - он односторонне понимает гендер и не позволяет системно исследовать феномен гендерной маргиналь-ности, а значит ввести данный термин в научный оборот и закрепить его позиции. Поэтому представляется целесообразным на основе понятия социальная маргинальность вывести определение гендерной маргинальности и выделить ее основные виды, характеризующие различные стороны данного явления.
Социальная маргинальность определяется как понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности или группы по отношению к какой-либо социальной общности. Оно акцентирует внимание на особом социальном статусе человека (как правило, низком); принадлежности его к социальному меньшинству, которое находится на границе или вне социальной структуры, ведет образ жизни и исповедует ценности, отличающиеся от общепринятой нормы [См.: 3].
В этом контексте гендерную маргинальность можно определить как состояние гендерных общностей, характеризующихся их неопределенным социальным положением и идентичностью и/или нежеланием следовать нормам, предписанным гендером, и не имеющих возможности включаться в предпочтительные виды деятельности из-за их несоответствия принятым гендерным нормам; как состояние индивидов, находящихся на периферии природного пола и желаемого гендера.
Классификация гендерных маргинальностей может быть приведена по следующим основаниям.
Во-первых, в зависимости от сферы проявления можно выделить биологическую и социокультурную гендерную маргинальность.
Биологическая гендерная маргинальность -стойкое психическое неприятие своего биологического пола. Так, классическими биологическими гендерными маргиналами являются трансгендеры. Под это определение попадают транссексуалы, трансвеститы, интерсексуалы, бигендеры, агенде-ры [9, с. 3]. Общим для всех является неприятие двухполюсной гендерной системы, идентификация самих себя как «иного», «другого», что объясняется некоторыми учеными серьезными нарушениями дифференцирования структур мозга, отвечающих за половую идентичность. Явление транссексуализма имеет место практически во всех этносах, несмотря на существенные различия в культуре, что свидетельствует о его биологической основе [См.: 10].
71
Социокультурная гендерная маргинальность в свою очередь подразделяется на политическую (отчуждение гендерных групп от участия в политических процессах); экономическую (низкий статус на рынке труда, отчуждение от высоких должностных позиций) и культурно-нормативную (поведение, не соответствующее социокультурным нормам, принятым для того или иного пола).
Вторая группа гендерных маргинальностей выделяется в зависимости от принадлежности к тому или иному полу и типу сексуальной ориентации: выделяют маргинальность женщин и марги-нальность мужчин с гетеросексуальной и гомосексуальной ориентацией.
1. Маргинальность женщин - характеристика состояния социального положения женщин с традиционной сексуальной идентичностью в результате их отстранения от участия в общественных отношениях, сопровождаемого низким социальным статусом.
Так, например, в Древней Греции женщинам надлежало находиться в специальной половине дома - гинекеях - и запрещалось покидать ее пределы и участвовать в каких-либо общественных мероприятиях [См.: 2]. В эпоху Средневековья были введены жесткие ограничения и запреты на некоторые виды женского труда, поскольку мужчины в период экономического спада стремились исключить конкуренцию со стороны женщин [См.: 8]. В начале XIX в. женский труд преобладал на текстильных фабриках, на которых женщины работали от 1G до 15 часов в сутки за крайне низкую заработную плату и в то же время вынашивали детей и вели домашнее хозяйство без каких-либо льгот и декретных отпусков [См.: 4].
2. Маргинальность мужчин - характеристика состояния социального положения мужчин с традиционной сексуальной идентичностью в результате снижения их социального статуса и вытеснения их из значимых для них сфер общественных отношений.
В большинстве случаев маргинальность мужчин возникает в результате их несоответствия принятым нормам доминантной маскулинности. Так, Дж. М. О'Нил (J. M. O'Neil) выделяет следующие традиционные характеристики мужской гендерной нормы:
а) ограничение эмоциональности, приводящее к тому, что многие мужчины испытывают затруднения в выражении собственных эмоций и порицают других мужчин, открыто проявляющих свои чувства. Таким образом, мужчины в данном случае оказываются маргиналами в эмоциональной сфере;
б) гомофобия, оказывающая влияние на дружеские отношения, в которых под запретом оказы-
ваются любые формы эмоционального поведения, напоминающие женское и ассоциирующиеся с гомосексуальностью;
в) социализация контроля, власти и соревнования, проявляющаяся в потребности контролировать других людей и навязчивом стремлении к конкуренции и успеху, что делает мужчин маргиналами в социальных отношениях, поскольку проигрыш в «соревновании» часто приводит к социальной изоляции и снижению самооценки;
г) ограниченная демонстрация привязанности, ведущая к конфликтам в семейной сфере и межличностных отношениях с женщинами;
д) проблемы с физическим здоровьем, возникающие из-за неправильного образа жизни, перегрузок на работе, трудностей в межличностных взаимоотношениях [См.:1].
Таким образом, вместо того, чтобы быть фактором формирования идентичности, мужская гендерная роль зачастую оказывается причиной тревоги и напряжения, составляющих суть гендерноролевого стресса для тех мужчин, которые не соответствуют идеалам гегемонной маскулинности, т. е. являются, по сути, гендерными маргиналами.
З. Маргинальность трансгендеров и гомосек-суалов - характеристика положения индивидов с нетрадиционной сексуальной ориентацией, возникающего в результате их отстранения от участия в значимых для них социальных отношениях и выражающегося в низком социальном статусе. Так, законодательство РФ не признает гомосексуальные пары и определяет брак как «союз мужчины и женщины». Признание трансгендера в своей гендерной и сексуальной идентичности на работе может привести к его увольнению. Попытки соответствовать гендерным нормам встречают внутреннее сопротивление и не позволяют таким людям достичь внутренней гармонии. Поэтому у трансгендеров часто встречается низкая самооценка, вплоть до полного неприятия себя.
Третья группа выделяется в зависимости от последствий для развития общества: а) марги-нальность как вытеснение и б) маргинальность, способствующая развитию общества.
Маргинальность как вытеснение в низкие социальные слои общества, характеризуемые слабой социальной защищенностью и неприятием со стороны доминантной культуры. Как правило, маргинальные гендерные общности обладают низким социальным статусом, ведут образ жизни и исповедуют ценности, отличающиеся от общепринятой нормы, нередко образуя свою субкультуру (гей-лесбийскую, транссексуальную, «чайлдфри» и т. д.). В этом случае их поведение обществом маркируется как девиантное, подрывающее моральные устои общества. От-
72
сюда запрет гей-парадов, гомосексуальных браков, усыновления детей однополыми семьями, а также порицание людей, не вступающих в брак по тем или иным причинам, женщин, отказывающихся иметь детей, и т. п.
Маргинальность, ведущая к изменению установленных гендерных норм в направлении гендерного равенства. Гендерная маргиналь-ность может способствовать и прогрессу общества через попытки установления партнерских отношений между полами, выражающихся в сотрудничестве, а не дискриминации; улучшению условий жизни людей и развитию науки. Так, возникшие в XIX в. феминистские движения способствовали тому, что в XX в. практически во всех развитых странах женщины получили доступ в высшие учебные заведения, стали активно участвовать в политической жизни и заниматься бизнесом, а гомосексуальные пары в ряде стран Запада получили право узаконивать свои отношения и усыновлять детей.
Необходимо отметить, что отдельно определенный вид гендерной маргинальности встречается редко, чаще всего имеет место наложение нескольких видов друг на друга. Так, в разные эпохи и в разных культурах можно говорить о маргинально-сти какой-либо гендерной группы в политической, экономической и социокультурной сферах общества, характеризующейся низким социальным статусом и возможностью восходящей вертикальной мобильности.
Таким образом, термин гендерная маргинальность имеет право на существование в современном научном дискурсе. С его помощью представляется возможность более глубокого анализа происходящих социальных процессов, позволяющая по-иному взглянуть на проблему человека в философской антропологии - не как на абстрактное существо, а как на индивида определенного пола, существующего в четко заданном гендерном пространстве, которое порой размывает границы его идентичности.
1. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн.- М.: Прайм-Еврознак, 2GG4. - 32G с.
2. Бовуар, С. де. Второй пол: в 2 т. / С. де Бовуар. - М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. - 831 с.
3. Гурин, С. П. Маргинальная антропология [Электронный ресурс] / С. П. Гурин. - Саратов, 2GGG. - Режим доступа: http://www. philosophy. ru/library/margin/index.html. - Дата обращения: GS.11.2G11.
4. Женщины в истории: возможность быть увиденными / гл. ред. И. Р. Чикалова: сб. науч. ст. - Вып. 2. - Мн.: БГПУ, 2GG2. - 32G с.
5. Кирилюк, С. С. Феномен маргинальности: проблема устойчивости бытия личности: моногр. / С. С. Кирилюк. -Челябинск, 2G1G. - 171 с.
6. Куприянова, И. С. Конструирование гендерной нормы в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. социол. наук / И. С. Куприянова. - Саратов, 2GG4. - 21 с.
7. Маргинальность в современной России / Е. С. Балабанова [и др.]. - М.: МОНФ, 2GGG. - 2GS с.
8. Рябова, Т. Б. Женщина в истории западноевропейского Средневековья / Т. Б. Рябова. - Иваново: Юнона, 1999. - 211 с.
9. Ситуация трансгендеров в Украине. Отчет по исследованию. - Киев: Инсайт, 2G1G. - 57 с.
1G. Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисова; регион. обществ. орг. «Восток - Запад: Женские инно-
вационные проекты». - М., 2GG2. - 256 с.
Сдано 23.11.2G12
7З