Рабацанова A.A.
ПРИОРИТЕТЫ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
РАБАДАНОВА А.А.
ПРИОРИТЕТЫ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН1
Аннотация. В статье отмечается роль структурных преобразований в обеспечении устойчивости экономики региона и повышении социально-экономического уровня развития. Рассматриваются наиболее важные аспекты и направления структурной политики Республики Дагестан. Определены приоритетные сферы и отрасли развития экономики и указаны основные инструменты реализации структурной политики региона.
Ключевые слова: регион, структура, структурная политика, отрасль.
RABADANOVA A.A.
PRIORITIES OF THE STRUCTURAL POLICY OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Abstract. The article notes the role of structural transformations in providing the stability of the economy of the region and improving the social-economic level of development. The most important aspects and focus areas of the structural policy of the Republic of Dagestan are discussed. The priority spheres and economic sectors of development of the economy are determined, and the main tools of implementing the structural policy in the region are stated. Keywords: a region, a structure, a structural policy, an economic sector.
Одна из важных проблем российской экономики в настоящее время — осуществление структурных преобразований. Они призваны преодолеть накопившиеся за годы планового хозяйствования глубокие структурные деформации, обеспечить создание качественно обновлённой системы производительных сил. Суть обновления заключается в том, чтобы экономика отвечала бы реальным потребностям общества, базировалась на прогрессивных технологиях, могла эффективно функционировать в условиях рынка и интеграции российской экономики в мировое хозяйство.
В этой связи структурная политика должна быть направлена на последовательное преодоление несбалансированности системы, чтобы добиться формирования потребительского рынка и прогрессивной структуры потребления, адекватных современной рыночной экономике, и преследовать соответствующие сложившимся реалиям цели: изменение прежних отраслевых пропорций, коренная техническая модернизация производства, обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции, формирование новой размерной структуры экономики, рационализация системы хозяйственных связей и др.
В структурных преобразованиях заложен большой потенциал для повышения эффективности экономики региона. Обеспечение её устойчивости и стабильности возможно лишь при условии реализации активных структурных и институциональных преобразований (приватизация, совершенствование системы регулирования и управления, развитие предпринимательства, создание рыночной инфраструктуры и пр.). Принципиальное значение имеет заинтересованное участие государства в кардинальных изменениях региональной экономики. Такая необходимость объясняется отсутствием в структуре экономики регионов элементов самонастройки, инертностью государственного сектора, низким уровнем свободного предпринимательства. Также важно, чтобы сценарии осуществления структурной политики в значительной степени были обусловлены приоритетными тенденциями развития самого региона, как составная часть концепции регионального развития.
Традиционно сложившаяся в Дагестане отраслевая структура соответствует депрессивной экономике и является одной из основных причин отставания республики от средних показателей по России. Важнейшим звеном современной инновационной экономики является развитое наукоёмкое промышленное производство, а Дагестан продолжает оставаться преимущественно аграрным регионом со слабой промышленностью. Удельный вес сельского хозяйства в ВРП республики выше по сравнению с Россией в 3,0 раза, а доля промышленности меньше в 4,0 раза.
1 Работа подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 14 -06-00066-а).
За счёт естественного прироста и активной миграции сельских жителей высокими темпами растёт численность городского населения республики, а неразвитость промышленности приводит к массовой безработице и возрастанию бедного слоя городских жителей.
В налоговых поступлениях республики доля промышленности составляет около 20,0 %. Следовательно, укрепление налоговой базы и сокращение дотационности бюджета республики в решающей степени зависят от развития промышленности, особенно её отраслей, производящих товары с высокой долей добавленной стоимости.
Промышленность вместе с тем необходимо рассматривать как важнейший компонент материальной культуры, современной постиндустриальной цивилизации, как условие повышения культурного, образовательного и профессионального уровня, развития человеческого потенциала. Вот почему опережающее развитие промышленности для Дагестана является ключевой проблемой структурной политики.
В настоящее время сложились опасные диспропорции между добывающими и обрабатывающими отраслями промышленности (видами экономической деятельности) республики. Особую тревогу должно вызывать состояние энергетического баланса республики. Добыча нефти и газа снижается, а производство электроэнергии стабильно не растёт. В ближайшей и отдалённой перспективе энергетические ограничения могут стать важным фактором, замедляющим динамичное развитие экономики и социальной сферы республики.
В Дагестане образовалась и уже многие годы существует диспропорция между производством сельскохозяйственного сырья и его промышленной переработкой. В республике высокими темпами растёт производство отдельных видов продукции сельского хозяйства. Однако хранение, транспортировка, сбыт и переработка сельскохозяйственной продукции в настоящее время не обеспечены. Перерабатывающая промышленность находится в упадке, и возникла опасная диспропорция между производством и переработкой сельхозпродукции.
Организация переработки сельхозпродукции является важнейшим условием развития сельского хозяйства до 2025 года (следовательно, занятости и устойчивых доходов сельского населения). Вместе с тем развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности является основой для обеспечения продовольственной безопасности, реального повышения уровня жизни населения республики. Это становится острейшей проблемой в условиях вступления России в ВТО. Анализ показывает, что реализуемые сейчас программы развития агропромышленного комплекса Республики Дагестан не ориентируют на устранение имеющихся диспропорций [2].
Таким образом, проведённый анализ по сферам экономики Республики Дагестан выявил следующие недостатки её структуры:
1) высокий удельный вес отраслей сферы услуг и обращения на фоне глубокого спада материального производства;
2) низкий уровень промышленности;
3) диспропорции между добывающими и обрабатывающими сферами промышленности, развитие топливно-сырьевых секторов в ущерб обрабатывающей промышленности;
4) диспропорции между производством сельскохозяйственного сырья и его промышленной переработкой;
5) отсутствие налаженных связей между сферами в межотраслевых комплексах;
6) высокий уровень теневого сектора, который деформирует рынок и снижает налоговый потенциал [4].
Таким образом, сложившаяся структура отбрасывает республику в своём развитии далеко назад. Подъём экономики и преодоление кризиса должны происходить на новой структурной основе. Глобализация мирохозяйственных процессов, ускорение научно-технического прогресса, использование современных информационных и высоких технологий требуют радикальных изменений в структуре как в целом народного хозяйства, так и его отраслей. Без активного и динамичного совершенствования структуры невозможно обеспечить устойчивое развитие экономики и социальной сферы.
Структурная политика республики должна исходить из необходимости преодоления отставания развития, диверсификации экономики и расширения собственных возможностей финансирования, интенсивного развития социально значимых услуг.
При формировании структурной политики региона необходимо разобрать и определить
Рабаданова А А.
ПРИОРИТЕТЕ! СТРЖТУРЮЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ответы на следующие важные вопросы:
- какие отрасли производства и направления деятельности следует целенаправленно поддерживать и развивать для придания устойчивости и динамизма региональной экономике;
- какие институциональные и правовые условия должны быть созданы для её целенаправленной поддержки;
- какие меры и механизмы государственной поддержки необходимы для обеспечения структурных изменений в экономике региона.
Переход к новым экономическим отношениям вносит серьёзные коррективы в сложившуюся структуру республики. Оптимизация отраслевой структуры и повышение устойчивости экономики региона должны происходить не на основе развития многоотраслевой специализации хозяйства, а в первую очередь, на основе выделения полюсов роста (приоритетных секторов). Сфера специализации территории не может развиваться изолированно в пределах отдельного сектора, она будет привлекать и другие сферы для реализации своей основной функции. В результате этого процесса будут развиваться и укрепляться экономические и производственные связи между предприятиями производственной и непроизводственной сфер, вовлечённые в процесс удовлетворения потребностей. На определённом уровне совокупность сфер, объединённых одной функциональной задачей, вступая между собой в такие тесные связи, образует определённую экономическую целостность (рис. 1).
Рис. 1. Структурообразующие и вспомогательные отрасли экономики Республики Дагестан
На основе анализа состояния и оценки совокупности имеющегося экономического потенциала определены следующие приоритетные сферы развития экономики Республики Дагестан:
1) модернизация и реструктуризация агропромышленного комплекса в высокотехнологичную сферу экономики;
2) формирование развитой индустрии строительства и производства стройматериалов;
3) развитие топливно-энергетического комплекса.
Формирование оптимальной структуры экономики республики в перспективе видится в создании на её территории производственного потенциала комплексного характера с экспортной направленностью на базе развития перерабатывающих отраслей. Для этого потребуется создание высокотехнологичных производств и современных средств коммуникации. Однако имеющиеся ресурсы делают невозможными значительные структурные изменения в среднесрочной перспективе. Дефицит местных и федеральных финансовых ресурсов является для этого непреодолимым препятствием, а возможности привлечения средств российских и иностранных предпринимателей ограничены неразвитостью инфраструктуры и отсутствием необходимых условий для их привлечения.
В этих условиях сделать выбор оптимального пути для быстрой структурной модернизации экономики и ускоренного развития перерабатывающих отраслей невозможно. В ближайшие годы предстоит ориентироваться в основном на имеющийся природно-ресурсный и экономико-географический потенциал развития. При условии повышения эффективности использования природный ресурс и выгодное географическое расположение могут стать действительно важным фактором развития Дагестана и подготовить почву для значительных структурных преобразований в более отдалённой перспективе. В частности, в последующем это может стать опорой для формирования высокорентабельных производств, обладающих высокой нормой прибыли и коротким периодом окупаемости — лёгкой и пищевой промышленности, сервисных отраслей, туризма, торговли.
Одним из необходимых направлений структурной политики региона является создание соответствующей инфраструктуры:
- технологическое перевооружение промышленного комплекса;
- производство конкурентоспособных товаров и услуг, стимулирование импортозамещения и экспортная ориентированность региона;
- развитие малого бизнеса в области производства комплектующих изделий и в сфере услуг;
- повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции путём развития системы сертификации её качества;
- обеспечение роста производства наукоёмкой продукции;
- избирательная поддержка исследований, развитие изобретательства и приобретение лицензий;
- развитие новых энерго- и ресурсосберегающих технологий;
- восстановление и развитие отраслей, обеспечивающих социально значимые потребности населения и удовлетворяющих платёжеспособный спрос;
- развитие информационных систем.
Особое место должно занять малое предпринимательство как надёжный реальный путь и основной фактор преодоления отставания, дальнейшего экономического и социального развития Республики Дагестан.
В настоящее время экономика республики ещё не обрела критической массы предпринимательских структур, необходимой для формирования и полноценного функционирования рынка и развитой рыночной экономики. Наряду с увеличением общего числа субъектов предпринимательства крайне важно кардинально улучшить отраслевую и территориальную структуру, а также организационно-правовые формы предприятий и организаций в направлении опережающего развития частного предпринимательства в реальном секторе экономики в современных формах, позволяющих развивать в республике корпоративную и народную экономику.
В связи с тем, что фондоёмкость продукции, стоимость и сроки создания дополнительных рабочих мест в лёгкой и пищевой промышленности довольно невысоки, целесообразно и возможно массовое развитие именно здесь современных малых и средних предприятий, способных гибко реагировать на запросы рынка и внутренний спрос.
В рамках политики по поддержке внутреннего производства приоритет должен быть отдан жилищному строительству и обрабатывающим отраслям промышленности, обслуживающим потребительский комплекс, а именно пищевой промышленности, промышленности строительных материалов, а также машиностроительным производствам, связанным с выпуском товаров длительного пользования, поскольку долгосрочная социально-рыночная ориентация эко-
Рабацанова А.А.
ПРИОРИТЕТЫ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
номики невозможна без формирования современных стандартов потребления и жилищной обеспеченности.
Среди приоритетов структурной региональной политики следует выделить изменение структуры рынка: поддержание возможностей республики в целом и её отдельных территорий, осуществление эффективного и стабильного экономического обмена с другими регионами для формирования фондов потребления и накопления.
Обязательным элементом структурной политики, без которого она не может быть системной и законченной, являются определение и обоснование инструментов её реализации. В качестве основных инструментов реализации структурной политики региона можно предложить:
- обновление основных фондов в отраслях народного хозяйства региона;
- создание механизмов ускоренного выбытия устаревших и неэффективных фондов в промышленности с целью концентрации отвечающих платёжеспособному спросу объёмов производства на наиболее эффективной части основных фондов;
- разработка программ инвестирования, нацеленных на создание механизмов адресной мобилизации средств инвесторов с целью реализации приоритетов структурных изменений;
- разработка целевых программ комплексного характера, направленных на решение региональных социально-экономических задач;
- приобретение машиностроительными предприятиями патентов и лицензий на производство современных видов оборудования и технологических линий, покупка различных ноу-хау.
Литература
1. Арсланов, Ш.Д. Повышение инвестиционной привлекательности региона / Ш.Д. Арсланов // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2012. - № 3.
2. Ахмедуев, А.Ш. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона / А.Ш. Ахмедуев, А.А. Рабаданова. - М.: Экономика, 2013. - 308 c.
3. Идзиев, Г.И. Потенциал промышленного развития юга России /Г.И. Идзиев // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 26.
4. Рабаданова, А.А. Оптимизация отраслевой структуры экономики региона в условиях модернизации / А.А. Рабаданова //Региональные проблемы преобразования экономики. - 2012. - № 4.
5. Рабаданова, А.А. Направления оптимизации отраслевой структуры экономики проблемного региона / А.А. Рабаданова //Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - № 20.
References:
1. Arslanov, Sh.D. Increase the investment attractiveness of the region / Sh.D. Arslanov // Regional problems of economic transformation. - 2012. - № 3.
2. Ahmeduev, AS Strategic management of socio-economic development of the region / AS Ahmeduev, AA Rabadanova. - M.: Economics, 2013. - 308 c.
3. Idziev, GI The potential of industrial development of southern Russia / GI Idziev // Regional economy: theory and practice. - 2011. - № 26.
4. Rabadanova, AA Optimizing economic structure of the region in terms of modernization / AA Rabadanova // Regional problems of economic transformation. - 2012. - № 4.
5. Rabadanova, AA Directions to optimize economic structure troubled region / AA Rabadanova // Regional economy: theory and practice. - 2014. - № 20.