Научная статья на тему 'Приоритеты региональной экономической политики для перехода на инновационное развитие'

Приоритеты региональной экономической политики для перехода на инновационное развитие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлева Татьяна Александровна

Данная статья посвящена рассмотрению необходимости осуществления перехода экономики России и ее регионов к технологической модернизации. Региональная экономическая политика, направленная на активизацию инновационного фактора в экономике субъектов Российской Федерации. Используя прямые и косвенные методы в региональной экономической политике, можно добиться наилучшего эффекта для согласованного и взаимно интегрирующего развития всех элементов технологического перевооружения на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRIORITIES OF REGIONAL ECONOMIC POLICY FOR THE TRANSITION TO INNOVATIVE DEVELOPMENT

This article deals with the need for transition economies of Russia and its regions to technological modernization. Regional economic policy aimed at enhancing innovation factor in the economy of the Russian Federation. Using direct and indirect methods in regional economic policy, it is possible to achieve the best effect for coherent and mutually integrating all elements of technological reequipment at the regional level.

Текст научной работы на тему «Приоритеты региональной экономической политики для перехода на инновационное развитие»

Журавлева Татьяна Александровна

Приоритеты региональной экономической политики для перехода на инновационное

развитие

о

РЭ

Си

К

К ич О

ч н

£¡4

к

г

о Ш о

И

Данная статья посвящена рассмотрению необходимости осуществления перехода экономики России и ее регионов к технологической модернизации. Региональная экономическая политика, направленная на активизацию инновационного фактора в экономике субъектов Российской Федерации. Используя прямые и косвенные методы в региональной экономической политике, можно добиться наилучшего эффекта для согласованного и взаимно интегрирующего развития всех элементов технологического перевооружения на региональном уровне.

Экономический рост, региональная экономическая политика, инновационное развитие, инновационные технологии, технологическая модернизация.

Экономический подъем экономики России и ее регионов, а также перспективы качественного экономического роста в посткризисный период в значительной степени связаны с усилением инновационно-инвестиционной составляющей социально-экономического развития, так как в докризисный период сложились серьезные противоречия между экономическим ростом и социально-экономическим развитием страны, отразившиеся на снижении качества жизни россиян. По многим экспертным оценкам Россия отстает в технологическом развитии от стран-лидеров на 30-40 лет [1]. Новое качество экономического роста может быть обеспечено только на базе применения высокопроизводительных наукоемких технологий, конкурентных с зарубежными аналогами.

В бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2012-2014 годах» было отмечено, что одной из приоритетных задач развития национальной экономики в современных условиях является создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, улучшения инвестиционного климата, внедрения инноваций.

Современное состояние мировой экономики доказывает, что уровень развития и динамизм инновационной сферы - науки, новых технологий, наукоемких отраслей и компаний - обеспечивает основу стойкого экономического роста общества, определяет роль и положение государства в системе международных отношений, степень его экономической безопасности. Инновации становятся стратегическим фактором инициирования экономического роста, влияют на структуру общественного производства, стабилизируют социальную ситуацию в стране. Инвестиции, в свою очередь, направляются на генерирование идей, получение новых знаний и разработку инновационных продуктов.

Особенность инновационной экономики состоит в способности обеспечивать воспроизводство общественного продукта преимущественно на основе выпуска наукоемкой продукции и услуг. По этому признаку еще в 1980-х гг. США, Япония и Германия обеспечивали более половины валового внутреннего продукта. Исследования Центра инвестиций и инноваций РАН подтверждают, что влияние научно-технических факторов на экономический рост носит глобальный характер. Так, от 70 до 100% прироста производства продукции промышленно развитых стран обеспечивается именно за счет использования инноваций и высокой инноваци-

онной активности предприятий [2].

Инновационная экономика характеризуется таким базовыми принципами, признаками и индикаторами, как [3, С. 115]:

- высокий индекс экономической свободы;

- высокий уровень развития образования и науки;

- высокое и конкурентоспособное качество жизни;

- высокая доля инновационных предприятий и инновационной продукции;

- конкуренция и высокий спрос на инновации;

- обеспечение конкурентности инновационных разработок;

- инициация новых рынков;

- принцип разнообразия рынков.

Таким образом, инновации представляют собой важнейшую экономическую категорию

расширенного воспроизводства, играющую ключевую роль в реализации структурных сдвигов в экономике, формировании народнохозяйственных пропорций и позволяют обеспечить повышение эффективности общественного производства.

На сегодняшний день уровень инновационности российской экономики несопоставим с уровнем инновационности развитых стран (Нидерланды, Австрия, Германия, Дания) и достигает разрыва в 10-12 раз. [4] Удельный вес инновационной продукции в объеме выпуска промышленной продукции в российской экономике составляет около 5,5%, что в 5-6 раз ниже показателей европейских стран [5]. Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, не превышает 10%, а вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП страны составляет всего 1,3%. Сравнивая долю России на мировом рынке наукоемкой продукции, следует отметить, что на Россию приходится всего 1%, а на США - 40%.

К инновационно-активным предприятиям, функционирующим на российском рынке, относится около 10% отечественных предприятий, в то время как в развитых странах их доля гораздо выше: Франция - около 40%, Германия - 50%. [5] Удельный вес выпуска вновь внедренной или значительно усовершенствованной продукции в общем объеме промышленной продукции в России составляет около 3%, в то время как во Франции - 30%, в Германии -50%, в Финляндии - 60% [5]. Таким образом, такой фактор, как инновационность, на данный момент в экономике России и ее территорий используется весьма слабо.

Распространение модернизации в экономике России и ее регионов сдерживается рядом причин, к которым можно отнести сырьевую ориентацию экономики (доля сырьевого сектора в общем объеме промышленного производства достигает более 60%, а Россия по добыче и производству естественного газа занимает первое место; по добыче нефти - второе; по добыче железной руды и каменного угля - четвертое и пятое соответственно) [6]; недостаточную развитость и неадекватность развития отдельных институтов, участвующих в процессах модернизации экономики (например, система налогового регулирования, кредитование инновационных проектов); занижение стоимости квалифицированной рабочей силы; неопределенность государственной политики в отношении субъектов малого предпринимательства; существенное различие в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации.

Для инициирования технологической модернизации отечественной промышленности необходимы следующие меры:

- разработка стратегии инновационного развития Российской Федерации и ее субъектов;

- усиление роли государства в инновационной политике;

- повышение потребительского спроса (для роста инновационной активности в обрабатывающих отраслях, производящих товары для населения, необходимо повышение спроса потребителей, что подтверждается опытом развитых стран. Например, в Бельгии за 10 послевоенных лет средняя зарплата увеличилась в 14 раз, а цены - только в 3 раза. В России в 1991-2000 гг. заметное увеличение зарплаты происходило в отраслях топливно-энергетического комплекса, соответственно, сложился диспаритет зарплаты в разных отраслях (например, в газовой отрасли в 2000 г. среднемесячная зарплата выше, чем в сфере АПК, в 12,4 раза, в то время как в 1991 г. это соотношение составляло только 2,5 раза) [1]:

- снижение инвестиций в устаревшие и ресурсоемкие отечественные производства;

- реконструкция, техническое перевооружение перспективных производств;

О ¡X О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•па

>■

ьа о

о

РЭ

Си К

К ич О

ч н

^¡ч

к

г

о и

о

и

- поддержка субъектов малого предпринимательства, занимающихся инновационными разработками;

- развитие конкуренции в инновационной сфере;

- защита интеллектуальной собственности.

Рассмотрим роль регионов в реализации инновационной экономики.

Исторически сложившаяся неоднородность экономического пространства Российской Федерации оказывает существенное влияние на эффективность развития экономики нашей страны и ее регионов. Уменьшение неоднородности экономического пространства в рамках государственной целостности территории создает более благоприятные условия для развития на национальном уровне, для решения социальных проблем, для укрепления политического единства государства как на федеральном, так и региональном уровнях. Наоборот, усиление неоднородности экономического пространства затрудняет процесс формирования региональной экономической политики, увеличивает вероятность возникновения региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, приводит к ослаблению территориальной целостности страны и к дезинтеграции ее экономики.

Региональная экономическая политика представляет собой систему экономических мероприятий, осуществляемых органами государственной власти для стимулирования экономического роста на обособленной территории. Именно на региональном уровне должно делаться максимум возможного для согласованного и взаимно интегрирующего развития всех элементов пространственно локализованного воспроизводства на конкретной территории. Другой особенностью взаимодействия направлений региональной политики является взаимопереплетение объектов исследования и необходимость интегрального подхода к регулированию региональных процессов.

Следует выделить два направления региональной экономической политики, нацеленной на технологическую модернизацию территорий. Первое из них - «мягкая» региональная экономическая политика, направленная на создание благоприятных условий для инновационного развития конкретных регионов, перспективных с точки зрения формирования «очагов» роста. Второе - адресная региональная экономическая политика, нацеленная на стимулирование инновационного регионального экономического развития в виде выделения инвестиций, дотаций, субвенций для решения конкретных задач по разработке и внедрению инновационных продуктов.

Региональная экономическая политика, направленная на активизацию инновационного фактора в экономике субъектов Российской Федерации, может осуществляться прямыми и косвенными методами.

Инструменты прямого регулирования включают разработку и осуществление определенных программ инновационного развития обособленных территорий, принятие административных и экономических решений, относящихся к субъектам хозяйствования, занятым инновационными разработками.

К инструментам косвенного регулирования относятся такие методы, с помощью которых формируются условия, определяющие деятельность экономических агентов по участию в инновационных разработках. К ним относятся бюджетно-налоговая, денежно-кредитная политика, создание правовых основ регионального развития и др.

С помощью адекватной региональной экономической политики, нацеленной на активизацию инновационного процесса, можно найти компромисс между развитием субъектов Российской Федерации и обеспечением устойчивого роста всей национальной экономики. Для этого основой формирования региональной экономической политики должен стать принцип гармонизации социально-экономической динамики, который означает максимизацию регионального роста и минимизацию колебаний роста по субъектам РФ, уменьшение диспропорций в развитии между территориями страны.

Но наиболее значимой проблемой, как в федеральном, так и региональном масштабах, на наш взгляд, является проблема финансирования научных разработок. По результатам опроса, проведенного Аналитическим центром при Правительстве РФ, 76% респондентов в качестве причины отставания российских предприятий в технологической модернизации отмечают недостаток собственных финансовых ресурсов [5]. По структуре финансирования инновационной деятельности 50% респондентов основными средствами финансирования инновацион-

ных разработок выделяют собственные средства организаций; 11% респондентов рассчитывают на привлечение средств федерального и региональных бюджетов субъектов Российской Федерации; 9% считают, что можно осуществлять инновационные разработки за счет кредитов банков [5].

Согласно учету фактических вложений в инновационную сферу, 80% приходится именно на собственные средства предприятий (а для отдельных видов деятельности и больше: в судостроении - 86%, в металлургии - 90%); 4% - доля государственных вложений и 14% - это заемные средства банков [5].

Опыт развитых стран показывает, что в последние годы весьма заметно увеличивается доля частного сектора в общенациональных затратах на научные исследования и разработки. Так, например, в США, Швеции, Южной Корее она достигает 75%; в Японии и Германии - более 70%; в Великобритании и Франции - около 65% [1]. Кроме того, одним из вариантов успешного продвижения развитых государств в данном направлении является создание крупнейших наукоемких корпораций, аналоги которых созданы и в России.

Для России с обширностью ее территорий крайне сложно разработать единую инновационную стратегию, так как хозяйственный комплекс каждого региона обладает своей уникальностью: наличие природно-ресурсного, промышленного, инвестиционного, финансового и трудового потенциала; сложившаяся специализация производства, система региональных рынков и другие особенности. Поэтому каждый регион, с учетом имеющихся возможностей и недостатков в социально-экономическом развитии, может добиться оптимизации собственного экономического потенциала на базе инновационной составляющей путем:

- обновления технико-экономической базы региональной экономики на основе отечественного и зарубежного опыта;

- переориентации отраслевой структуры регионального производства на развитие наукоемких отраслей промышленности;

- содействие сокращению инновационного цикла - от идеи создания научной разработки до момента внедрения в производство;

- интеграции науки и бизнеса на базе государственно-частного партнерства для создания инновационных разработок;

- стимулирования развития инновационного предпринимательства.

В настоящее время особую актуальность, на наш взгляд, имеет активизация работы по определению основных приоритетов в системе налогообложения инвестиционной и инновационной деятельности организаций, которые взаимосвязаны, с целью развития и укрепления финансовой основы их реализации. Стимулирование инновационной деятельности приведет не только к модернизации экономики страны и ее регионов, отдельных субъектов и видов экономической деятельности, но и создаст дополнительный финансовый эффект в виде роста налоговых платежей, так как высокая инновационная и инвестиционная активность способствует возникновению и росту прибыли, что приводит к увеличению налоговых обязательств. В то же время недостаточный уровень активности отрицательно влияет на платежеспособность организаций, их финансовую устойчивость, поскольку замедление развития материально-технической базы, обновления основных фондов снижает объем деятельности организации и приводит, как следствие, к уменьшению суммы налоговых обязательств к уплате в бюджет и ухудшению финансово-экономических показателей.

Среди финансовых регуляторов, оказывающих системное воздействие на сферу материального производства и инвестиционную активность большое значение имеют налоги и сформированная система налогообложения. В настоящее время проблема налогообложения в России переросла в крупнейшую не только экономическую, но и социально-экономическую проблему. Необходимость ее разрешения представляет собой один из главных стимулов перехода к устойчивому и качественному экономическому росту, основанному на обновлении производственной базы и применяемых технологий в российской промышленности на федеральном и региональном уровнях экономики.

Для стимулирования промышленного роста в России с учетом технологической модернизации необходим согласованный механизм налогообложения, способный придать импульс развитию реального сектора экономики, субъектов предпринимательства, усилив роль и зна-

О ¡X О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•па

>■

ьа о

чение налоговой системы в перераспределении созданного национального богатства. Одной из наиболее эффективных форм государственного управления является государственное налоговое регулирование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регулирующий механизм налогообложения должен обеспечивать:

- заинтересованность хозяйствующих субъектов через налоговые ставки, механизм исчисления, систему льгот в ускорении инновационного процесса и поддержку приоритетных отраслей, решение насущных социальных задач (несмотря на принятие пакета антикризисных мер в налоговой политике, система налогообложения по-прежнему блокирует важнейший источник внутренних инвестиций - доход, капитализируемый предпринимателями и хозяйственными субъектами);

- заинтересованность предпринимателей в получении доходов, в развертывании своей деятельности, а также уверенность их в правильности принимаемых решений при долгосрочном прогнозировании своей деятельности (например, в 2011 г. в связи с повышением общей ставки страховых взносов во внебюджетные фонды субъекты малого предпринимательства, применяющие специальные режимы налогообложения, подверглись резкому повышению налоговой нагрузки на себестоимость выпускаемой продукции, оказываемых услуг и производимых работ с 14% до 34%. При этом уже с 2012 г. обещания Правительства РФ сводятся к понижению ставки страховых платежей).

По нашему мнению, регулирующее начало налогов отражает мотивацию экономического субъекта на микроэкономическом уровне. Регулирующие свойства налогов проявляются через налоговую политику государства и регионов путем влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста промышленного производства в целом и в отдельных отраслях экономики. Это достигается посредством различных форм регулирования -виды налогов, размеры и ставки налогов, система льгот и санкций, налоговых кредитов и скидок, сроков и порядка уплаты и других форм налогового воздействия.

Налог, по сути, является производственной затратой, т.е. включается в издержки производства товаров (налоги, относимые на себестоимость) и, таким образом, может перелагаться на всех потребителей. Налоги являются стимулом к предприимчивости и изобретательности. «Принудительное изъятие у плательщика некоторого количества благ без специального эквивалента в виде налога создает у него, поскольку оно не может быть переложено на других лиц, стимул к повышению производительности труда и влечет за собой увеличение производства» [7].

Налоги должны дать возможность государству добиться перемещения капитала из тех отраслей производства, которые удовлетворяют общественные потребности, в те отрасли, развитие которых имеет для страны первостепенное значение - как наиболее перспективных видов экономической деятельности (точек роста).

Мировой рынок высоких технологий включает автомобильное производство, телекоммуникации, компьютерное оборудование, медицину, бизнес-оборудование, фармакологию, химическую промышленность, косметическую промышленность, авиакосмическую и оборонную промышленность, программное обеспечение и другие отрасли [8].

Например, в России такие отрасли и сферы, как авиакосмический комплекс, атомная энергетика и производство изотопов, биотехнологии, судостроение, приборостроение, программное обеспечение, являются наиболее приоритетными. Если создать все необходимые условия для их ускоренного развития на уровне 15-20% ежегодного прироста, сформируются реальные «очаги роста», которые окажут воздействие на экономику регионов и страны в целом, обеспечив экономический рост в масштабах государства на уровне 8-10%.

Таким образом, в регулирующей деятельности государства и регионов налоги служат незаменимым средством реализуемой экономической политики. С точки зрения регулирующего влияния налогов на инновационно-инвестиционную активность, большое значение имеет принцип определенности во взимании налогов. Чтобы у налогоплательщика возник соответствующий интерес к применению более совершенных инновационных технологий и он мог адаптировать свою деятельность к целям законодателя, необходимо, чтобы он знал время, способы уплаты, размер, законные основания налогообложения, а также налоговые последствия того или иного действия или бездействия.

Варьируя размером налоговых ставок и преференций по основным налогам, органы госу-

О РЭ

Си

К К

о

1=2

Н

£¡4

к

г

о Ш о

И

дарственной власти, в том числе и в субъектах Российской Федерации, могут регулировать масштабы и темпы накопления капитала, структуру инвестиций, координируя с реальными экономическими тенденциями в стране и регионах.

Одним из условий повышения инновационной активности субъектов хозяйствования является повышение уровня рентабельности производства как основы формирования благоприятного инвестиционного климата для предприятий и организаций. Для создания условий роста рентабельности производства в экономике России и ее регионов необходимо преодолеть существующую диспропорцию между структурой цен и натурально-вещественным аспектом производства. Для этого цены на сырье и энергию должны быть приближены к ценам конечного продукта, т.е. не допускается диспаритет цен.

Учитывая стратегические ориентиры в налоговой политике Российской Федерации на 2012-2014 гг. [9], декларирующие стимулирование инвестиционной деятельности, необходимо внесение такие поправок в налоговое законодательство, как:

- корректировка тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (это относится, прежде всего, к субъектам малого бизнеса);

- амортизационная политика (Министерством финансов РФ разрабатывается новая классификация основных средств, которая будет применяться при расчете налога на прибыль организаций. Необходимость внесения изменений связана с тем, что действующая сейчас классификация основных средств устарела и не учитывает в полной мере как физические характеристики имущества, так и его моральное старение. Кроме того, для компаний, осуществляющих инновационные разработки и их внедрение, будет предусмотрена возможность ускоренного списания основных средств, если их замена связана именно с развитием инноваций);

- уточнение порядка учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (к применению данного пункта необходимо подходить обоснованно и взвешенно, так как не все научные разработки дадут положительный результат, а финансировать безрезультативные исследования - это просто очередная «брешь» в налоговом законодательстве с целью минимизации налоговых начислений) [10];

- создание благоприятных условий налогового администрирования (совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения; расширить электронный документооборот в налоговой сфере; ограничить применение льгот, предусмотренных действующими международными договорами об избежании двойного налогообложения);

- освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции;

- передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам Российской Федерации;

- совершенствование налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в социально-значимых областях;

- освобождение от налогообложения доходов в виде остаточной стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта;

- другие способы поддержки инновационной активности.

Процесс адаптации системы налогового регулирования под инновационнно-инвестиционный путь развития в рамках проводимой экономической политики в России и ее регионах подразумевает в своей основе системный и экономически обоснованный подход, базирующийся на выявлении оптимальных направлений совершенствования и механизмы их практического применения с учетом специфики территорий.

С учетом избранных государственных приоритетов в сфере развития инновационной деятельности на территории России и ее субъектов необходимо применить следующие меры налогового регулирования, которые должны быть нацелены на соответствующий результат:

- освободить от налога на прибыль организаций средства, направленные на технологическую модернизацию, при условии полного использования амортизационных отчислений. Предоставление данной целевой льготы не должно носить авансовый характер. Применение льготы возможно лишь при условии эффективно произведенных инвестиций в собственное

О ¡X О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•па

>■

ьа о

о

РЭ

Си К

К ич О

ч н

^¡ч

к

г

о и

о

и

производство;

- по налогу на имущество организаций следует предусмотреть дифференциацию ставок по налогу, являющуюся компетенцией региональных властей субъектов Российской Федерации, предусматривающую стимулирование прогрессивных сдвигов в технологической структуре капиталовложений;

- ввести систему административной, дисциплинарной и экономической ответственности руководителей предприятий и организаций за нецелевое использование амортизационных отчислений, предусмотрев соответствующие штрафы при нецелевом использовании амортизации;

- создать особые счета для учета начисления и движения амортизационного фонда, позволяющие отделить амортизационные отчисления от оборотных средств предприятий и предотвратить практику их отвлечения на цели, не связанные с воспроизводством основных фондов;

- для инициирования более ускоренного обновления основных фондов производственных предприятий и внедрения новейших технологий необходимо изменить амортизационную политику, позволив предприятиям воспользоваться ускоренным списанием таких фондов. При этом режим ускоренной амортизации является разрешенным лишь для предприятий тех отраслей (или сфер экономики), которые в рамках проводимой государственной политики рассматриваются в качестве приоритетных (например, во Франции нелинейная амортизация применяется исключительно в промышленности на промышленном оборудовании, в США - в обрабатывающей промышленности).

Особенности формирования региональной политики налогообложения субъектов Российской Федерации во многом определяются широтой полномочий и использованием имеющихся возможностей в разрезе собственной юрисдикции региональных и местных органов власти. Так, например, по региональным и отдельным федеральным налогам - органы субъектов РФ имеют право вносить коррективы:

- по изменению ставки налога (транспортный налог и налог на имущество организаций; налог на прибыль организаций (в региональной части));

- по перечню предоставляемых льгот, как их виду, так и отдельным группам налогоплательщиков (транспортный налог и налог на имущество организаций).

По местным налогам - правом местных органов власти является внесение изменений в налоговое законодательство на местах с целью его приближения к имеющимся потребностям. Например, за счет проведения грамотной налоговой политики по земельному налогу можно привлечь на собственные территории новых инвесторов, создать новые производства, способствовать наращиванию уже действующего бизнеса и т.д., учитывая при этом специализацию обслуживаемой территории.

Подводя итоги, можно отметить, что эффективное использование потенциала налогового регулирования в рамках проводимой экономической политики на федеральном и региональном уровнях открывает новые возможности для перехода к качественному промышленному росту на базе инновационной составляющей и технологической модернизации экономики России и ее субъектов.

Литература

[1] Перспективы и условия перехода к инновационной экономике в России // Проблемы прогозирования. - 2004. - №2.

- С. 154-158.

[2] Нечаев А.С. Инвестиционный налоговый кредит как функция государственной поддержки инновационных проектов в Российской Федерации [электронный ресурс] // Финансы и кредит. - 2010. - N»28.

[3] Гершман М. А. Инновационный менеджмент. - М.: Маркет ДС, 2008.

[4] Тюпакова Н.Н., Бочарова О.Ф. Налоговый механизм как фактор инновационной деятельности // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - №14. - С. 23-31.

[5] Зверев А.В. Финансирование инновационного развития экономики // Финансы. - 2008. - №12. - С. 9-14.

[6] Цветков В.Необходим рост на основе высоких технологий // Экономист. - 2005. - №6. - С. 27-37.

[7] Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001.

[8] Панфилов В.С., Шураков А.Г., Стуков А.С. Инновационный тип экономического развития: возможности и ограничения финансирования // Проблемы прогнозирования. - 2005. - №2. - С. 3-18.

[9] Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.

[10] Малис Н.И .Повысить собираемость налогов в современных условиях можно и нужно // Финансы. - 2010. - №5.

- С .42-46.

ЭКОНОМИКА. НАЛОГИ. ПРАВО.

ю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.