ВЕСТНИК ТГГПУ. 2009. №2-3(17-18)
УДК 378.637.02
ПРИОРИТЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Н.Д.Колетвинова
Статья посвящена актуальной проблеме - эффективности развития профессиональной коммуникативности студентов педвузов. Она предназначена для преподавателей и студентов - будущих учителей, интересующихся средствами овладения необходимыми профессионально-коммуникативными умениями и навыками. В ней рассматриваются отдельные параметры речевых факторов и отличительных свойств дисциплин физико-математического цикла. Анализируются особенности профессиональной коммуникативной компетенции учителя в контексте современных требований образования.
Ключевые слова: профессиональная коммуникативность, параметры речевых факторов, свойства дисциплин, особенности профессиональной коммуникативной компетенции учителя
Одной из важных проблем профессиональной подготовки студентов педагогических вузов в настоящее время остается проблема развития профессиональной коммуникативной компетенции будущего учителя. При этом очевидной становится потребность в определении ее особенностей по отношению к дисциплинам того или иного цикла. Выведение особенностей предметов указанного цикла связано с решением определенных задач. Первой встает задача осознания студентами физико-математических факультетов необходимости внимательного отношения к слову, культуре речи в целом. Без этого полноценное общение, качественное обучение и воспитание просто не состоится, т.к. коммуникативная компетенция - основополагающая составляющая профессионального общения [1, 2, 3].
В аспекте анализа особенностей профессиональной коммуникативности культура речевой деятельности имеет две стороны: владение преподавателем нормами литературного языка и владение закрепленным за каждым видом профессиональной деятельности речевым оформлением. Бытующее среди некоторых учителей физики и математики мнение, что научить обучающихся хорошо решать задачи, уметь проводить лабораторные работы и знать теоретический материал возможно, не уделяя внимания особенностям речевого оформления видов обучающей деятельности, вступает в противоречие с задачей развития у обучающихся творческой самостоятельности, интереса к предмету. Решение этой задачи непосредственно связано с овладением учителем профессиональной коммуникативной компетенцией. Следует подчеркнуть, что снижение эффективности обучения может быть связано с допущением содержательно-речевых недо-
четов, выражающихся в нечеткости высказываний, неправильном, неуместном использовании речевых средств оформления видов профессиональной деятельности.
Второй задачей становится определение отличительных признаков физико-математических дисциплин, соотнесенных со спецификой их речевого оформления, адекватного объектам, целям, задачам и методам научного познания.
Третьей задачей является выведение показателей степени влияния особенностей дисциплин физико-математического цикла на характер профессионального интеллектуального общения.
Четвертой задачей становится создание специальных творческих коммуникативных заданий, отражающих особенности физико-математических дисциплин и направленных на совершенствование профессиональной коммуникативной компетенции учителя.
Для решения поставленных задач были определены следующие параметры: параметр речевых факторов; параметр отличительных свойств дисциплин; параметр сопоставительного сравнения; параметр коммуникативно-творческой деятельности.
Параметр речевых факторов отражает требования речевого оформления необходимых видов деятельности учителя математики и учителя физики. Он включает в себя разнообразный информативный учебный материал, функционально-смысловые типы речи, информационные и верификационные высказывания, разнообразное речевое оформление ситуативно обусловленного характера, язык специальности, метаязык и др.
Параметр отличительных свойств дисциплин физико-математического цикла включает в себя особенности двух типов: предметно обу-
И МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛОВ
словленные и коммуникативно обусловленные, которые находятся между собой в тесном взаимодействии. Предметно-обусловленные особенности: а) особенности объекта математики или физики; б)особенности целей и задач объектов данных наук; в) методы, соответствующие целям и задачам объектов физики или математики.
Данные особенности диктуются содержанием научной дисциплины, ее функциональной направленностью. Точки соприкосновения между физикой и математикой касаются в основном не определяющих, а фоновых компонентов. Причем математика, как известно, развивается на основе собственного потенциала, а физика, наоборот, широко использует математические положения. Это диктует различия в выборе форм презентации учебного материала. Исходя из этого, были выведены коммуникативно обусловленные особенности дисциплин физико-математического цикла.
Коммуникативно обусловленные особенности: а) предметно зависимое распределение видов профессиональной коммуникативной деятельности в процессе интеллектуального общения; б) соблюдение требований ситуативной обусловленности незапланированных видов профессионального общения; в) установка на использование дифференцированных речевых средств в процессе профессиональной коммуникативной деятельности учителя математики и учителя физики; г) установка на педагогическое общение с использованием для передачи соответствующих приемов, методов и средств, обусловленных содержанием физико-математических дисциплин.
Параметр сопоставительного сравнения позволяет определить показатели различия в профессиональной коммуникативной компетенции учителя математики и учителя физики в процессе интеллектуального общения.
Особенности профессиональной коммуникативной компетенции учителя математики раскрываются при объяснении математических знаний [4]. Это объяснение имеет форму изложения-рассуждения на основе раскрытия особенностей математического объекта, его целей и задач. Изложения-рассуждение включает в себя диалоги-зированную форму интеллектуального общения, направленную на развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся.
Однако, чтобы интеллектуальное общение было успешным, сам учитель должен хорошо владеть таким видом речевой деятельности, как рассуждение. Рассуждение, если его рассматривать в контексте профессиональной коммуника-
тивной компетенции, включает в себя следующее: а) умение формулировать тезис определенного математического положения; б) умение поставить проблему на основе краткого изложения материала; в) использование аналитических
форм объяснения: зависимость, исключение,
включение, математические решения; г) использование логических форм изложения проблемной направленности: анализ, синтез, сравнение, обобщение; д) умение вывести итоговое знание интеллектуального общения.
К особенностям профессиональной коммуникативной компетенции учителя математики можно отнести и специфические трудности, связанные с языком данной науки. Этот язык почти не оставляет возможностей для использования эмоционально-риторических структур в изложении материала. Язык символов, цифр и графиков направлен на реализацию номинативной функции речевого оформления определенных видов деятельности учителя.
Однако существенную роль в профессиональной коммуникативной компетенции играет такой компонент, как любовь к своему предмету, которая позволяет находить вдохновение в языке цифр и символов, видеть красоту логического построения математических знаний. Интеллектуальное общение существенно повысит свою обучающую и воспитывающую эффективность, если учителю математики удастся передать эту любовь к стройности и классической простоте математической науки своим учащимся.
Если проводить сравнительно-сопоставительный анализ профессиональной коммуникативной компетенции учителя математики и учителя физики, то можно найти определенные отличия, важные для профессиональной коммуникативной компетенции. Физика, как известно, наука не абстрактная, что влечет за собой использование достаточно разнообразных языковых средств в процессе интеллектуального общения. Объект физики, цели, задачи и методы также требуют определенных условий для проведения интеллектуального общения. Мысленный эксперимент, реальный физический эксперимент, моделирование физических объектов, метод гипотез, метод экстраполяции теорий и др., являясь физическими методами, направлены на формирование физического мышления.
Исходя из этого, интеллектуальное общение на уроках физики будет иметь свою специфику, свои речевые средства. Презентация предметных знаний будет акцентироваться на методах и приемах, способствующих повышению качества знаний по физике и развитию физического мышления у учащихся. Это вносит определенную
Н.Д.КОЛЕТВИНОВА
специфику в изложение-рассуждение учителя физики. Интеллектуальное диалогизированное общение "учитель - ученик" требует от него знания и использования следующих элементов рассуждения: а) анализ причин, условий действия физических законов, явлений; б) выведение сравнительной характеристики отдельных свойств, признаков физических явлений, определенных физических закономерностей; в) использование смысловых "опор" для самостоятельного выведения интеграционных связей в процессе интеллектуального общения; г) проведение лабораторных работ с открытым и фоновым речевым оформлением; д) составление сообщений на основе использования рационально-логических структур, отражающих их фактологическую сторону.
Речевое оформление интеллектуального общения на уроках физики включает в себя использование языка специальности; специальные речевые средства оформления логических категорий рассуждения; диалогизированную форму общения; использование сложных синтаксических конструкций причинно-следственной направленности.
В отличие от языка математики язык физики более разнообразен и не так "привязан" к научному стилю речи, поскольку физика отражает реальные процессы действительности. Такое явление открывает большие возможности для развития интереса к предмету, позволяет учителю использовать "лирические отступления", эмоционально-риторические структуры, речевые экскурсы и т. д.
Обозначив отдельные показатели различия профессионально-коммуникативной компетенции учителя физики и учителя математики, целесообразно, на наш взгляд, отметить, что интеллектуальное общение как диалогизированная форма обучения включает в себя общепедагогические требования профессиональной коммуникативности, что является отличительной чертой педагогических вузов, поскольку для будущего учителя важно не только самому хорошо знать предмет, но и уметь передать знания. К таким требованиям можно отнести следующие: а) устойчивое регулирование внимания и деятельности учащихся на основе правильно выбранной формы общения; б) продуктивность использования формы открытого и скрытого диалога при проведении коллективного познавательного поиска; в) установление контакта с аудиторией на основе общности целей и задач обучения; г) применение новых технологий, развивающих творческую активность учащихся в процессе интеллектуального общения.
Особенностью профессиональной коммуникативности учителя является не только передача предметных знаний, но и обучение определенным приемам, способам, методам при помощи которых будущие учителя будут учить своих учеников. И в этом плане знание особенностей дисциплин того или иного цикла, их роли в овладении профессиональной коммуникативной компетенцией поможет будущему учителю правильно организовать интеллектуальное общение обучающего и воспитывающего характера.
Параметр коммуникативно-творческой
деятельности. Ему отводится особое место в овладении профессиональной коммуникативной компетенцией. Данный параметр направлен на развитие творческого подхода к профессиональной коммуникативной деятельности. Рамки статьи не позволяют подробно остановиться на параметрах коммуникативно-творческой деятельности учителя математики и учителя физики. Для примера будет приведена игра "Подумай и установи...". Она направлена на развитие умений устанавливать интеграционные связи в процессе обучения. Студенты делятся на две команды. Им предлагаются темы из различных учебных дисциплин: математики, физики, химии, русского языка. Студенты должны найти специальные и общенаучные термины в текстах и определить, в каких учебных дисциплинах они могут быть представлены? Затем они выделяют опорные моменты содержания, позволяющие найти точки соприкосновения между предметами, и на их основе определяют характер интеграционных связей, условия и средства их реализации. В качестве примера данных опор интеграционной направленности можно привести следующие: уравнение Максвелла и физика электромагнитного поля; преобразования Лоренца и теория относительности Эйнштейна; формула Лапласа и вычисление напряженности электрического поля, создаваемое проводником с током любой формы. Далее командам предлагается подготовить модель урока с использованием презентационной характеристики, направленной на реализацию разнообразных интеграционных связей.
Следует отметить, что знание будущим учителем определяющих компонентов речевого оформления, уместное, вдумчивое их использование в соответствии с особенностями того или иного цикла дисциплин позволит организовать учащихся, превратить их в активных участников интеллектуального диалога. В этом случае процесс интеллектуального общения перейдет в процессе реализации коммуникативной функции деятельности учителя во всей ее полноте. Такое интеллектуальное общение создает для всех обу-
И МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛОВ
чающихся оптимальные условия самореализации, самовыражения, утверждения себя как личности.
Выведенные параметры не просто определили направление развития профессиональной коммуникативной компетенции предметно ориентированного характера, но и повлияли на выбор информативной речевой насыщенности учебного материала той или иной дисциплины. Данный выбор во многом соотносится с возможностями оптимально повысить уровень самостоятельного мышления, развить исследовательские способности учащихся, максимально использовать воспитательный потенциал дисциплин физико-математического цикла. Воспитательные моменты заключаются и в самом процессе научного познания, когда учащиеся на какой-то момент станут участниками великих открытий, при знакомстве с биографиями ученых, с которых можно брать пример. Сам процесс интеллектуального общения также может иметь воспитательный характер, поскольку учит школьников внимательно слушать, радоваться успехам товарищей, искренне выражать себя и др. Такой подход к формированию профессиональной коммуникативной компетенции находится в русле современной образовательной парадигмы, в которой основной акцент переносится на развитие творческой самостоятельности и духовности учащихся. Это предполагает рассматривать интеллектуальное общение как основу формирования профессиональной коммуникативной компетенции будущего учителя.
Руководствуясь при формировании профессиональной коммуникативности выделенными параметрами, можно определить не только целесообразность использования их как точек отсчета в определении отличительных особенностей профессиональной коммуникативной компетенции учителей разного профиля, но и вывести основополагающие дидактические условия формирования профессиональной коммуникативности студентов в целом. К ним можно отнести реализацию интеграционных связей в процессе профессионального общения, моделирование ситуаций профессионального общения, личностноориентированное общение.
Таким образом, формирование профессиональной коммуникативной компетенции будущего учителя заключается в создании целостной модели профессиональной коммуникативности с выведенными дидактическими условиями,
структурой и определенной когнитивной направленностью .
1. Алякринский Б.С. Общение и его проблемы. - М.: Педагогика, 1991. - 346 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во Лениград. ун-та, 1968. - 339 с.
3. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. -Изд. 2-е. - М.: Знание, 1980. - 160 с.
4. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М.: Просвещение, 1968. - 431 с.
PRIORITIES OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE TRAINING OF STUDENTS ACCORDING TO THE MODERN EDUCATIONAL STANDARTS
N.D.Koletvinova
The article is devoted to the currently important problem of the efficiency of development of professional communicative skills of pedagogical students. It is addressed to the professors, teachers and students who are interested in the acquiring of professional communicative skills. We speculate on certain factors of public speaking, and some peculiarities of the technical and mathematical subjects taught. We also analyze the peculiarities of professional communicative qualifications of a teacher according to the modern educational standards.
Key words: professional communication, parameters of speech, characteristics of subjects, features of the professional communicative competence of a teacher
Колетвинова Наталья Дмитриевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики начального образования Института педагогики и психологии Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета
E-mail: [email protected]