152 Высшее образование в России • № 10, 2004
В. ЖИЛКИН, доцент Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
В культурологи и феномен субкультуры рассматривается, как правило, в рамках концепции социализации. Исходя из положения о сложности и противоречивости процесса приобщения к культурным стандартам, вхождения в мир господствующей культуры (в том числе информационной) и определяющей роли субкультуры в этом процессе [1], мы считаем необходимым выделение информационной субкультуры как базовой подсистемы целостной системы информационной культуры [2], ее частного случая, отличающегося локальностью и в определенной степени замкнутостью.
Информационная субкультура представляет собой трансформированную профессиональным мышлением систему ценностей информационной культуры, получившую своеобразную мировоззренческую окраску. Она проявляется, прежде всего, в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей); в способности использовать в своей деятельности информационную технологию, составляющей которой являются программные продукты; в умении извлекать информацию из различных периодических и электронных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать; во владении основами аналитической переработки информации и в умении работать с информацией различного уровня, а также в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Процесс приобщения к информационной культуре посредством освоения информационной субкультуры, на наш взгляд, должен начинаться с изучения эргономического аспекта. Говоря о рабочем месте пользователя средств цифровых информа-
О понятии «информационная субкультура»
ционных технологий и средств мультимедиа в профессиональной деятельности, традиционно подразумевают само наличие компьютерного стола, стула, а также компьютера, монитора, принтера, сканера, мыши и т. п. От того, насколько все вышеперечисленное грамотно расположено, сочетается с физической конституцией пользователя, зависит не только его самочувствие, но и работоспособность. Привычная и на первый взгляд удобная посадка может быть основной причиной дискомфорта и нарушения режима работы.
Освоение двух следующих аспектов информационной субкультуры происходит параллельно, в силу их тесной взаимосвязи. Интерактивный аспект подразумевает готовность специалиста к взаимодействию с компьютерными системами: интуитивное понимание структуры диалога, компьютерных метафор, состояний диалога и способов перехода между ними, меню-ориенти-рованных методов управления диалогом и т. п. Освоение технологического аспекта информационной субкультуры включает в себя понимание технологии так называемого «обитания» в мультимедийной среде: приемов веб-браузинга, методов работы с поисковыми машинами, технологии создания и использования приложений, применения типовых приложений.
Инфоаналитический аспект информационной субкультуры требует от специалиста способности к качественному анализу мультимедиа-источника, включающей умение быстро читать и анализировать необходимые материалы: выделять структурные, смысловые элементы, оценивать качество, полноту и достоверность информации, сопоставлять данные из нескольких источников, понимать язык смысловых акцентов. Тесная взаимосвязь аутодидактического
Редакционная почта
153
аспекта информационной субкультуры с инфоаналитическим обусловлена прежде всего тем, что самообучение, творческое освоение информационной или мультимедийной среды невозможно без ее анализа, способствующего действительному (!) пониманию назначения того или иного аппаратного или программного продукта.
Освоение перечисленных аспектов информационной субкультуры формирует у специалиста готовность к самостоятельной творческой деятельности в информационной среде - к созданию информационного продукта, что является непременным условием освоения креативного аспекта информационной субкультуры.
Следует особо отметить, что полномер-
ное освоение таких аспектов информационной субкультуры, как эргономический, интерактивный и технологический, доступно практически каждому специалисту на самых начальных стадиях приобщения к ней; инфоаналитический уровень порой может быть сформирован лишь в процессе многолетней работы с электронными документами, газетными и журнальными статьями, книгами, справочниками и т. п.
Литература
1. ГуревичП.С. Культурология: Учебник. - М.,
2000.
2. Семенюк Э.Л. Информационная культура
общества и прогресс информатики. - М., 1994.
Н. КОЛЕТВИНОВА, доцент Казанский государственный педагогический университет
Одной из важных проблем профессиональной подготовки в педагогических вузах является формирование коммуникативной компетенции будущего учителя. Без этого качественное обучение и воспитание просто не состоится, т.к. коммуникативная компетенция - основа профессионального общения [1, 2, 3].
В данной статье ставится вопрос об особенностях профессиональной коммуникативности учителей физико-математического цикла. Его рассмотрение требует решения следующих задач.
Первая. На мой взгляд, нельзя обучить хорошо решать задачи, проводить лабораторные работы, усваивать теоретический материал, не уделяя специального внимания культуре речи, т. е. не овладев нормами литературного языка и закрепленным за каждым видом профессиональной деятельности речевым оформлением.
Следует подчеркнуть, что снижение
Коммуникативная компетенция учителя математики
эффективности обучения может быть связано именно с допущением содержательноречевых недочетов, выражающихся в нечеткости высказываний, неправильном, неуместном использовании речевых средств.
Вторая задача - определение отличительных признаков физико-математических дисциплин, соотнесенных со спецификой их речевого оформления, адекватного объектам, целям, задачам и методам научного познания.
Третья - выведение показателей степени влияния особенностей дисциплин физикоматематического цикла на характер профессионального интеллектуального общения.
Четвертой задачей становится создание специальных творческих коммуникативных заданий, отражающих особенности физико-математических дисциплин и направленных на совершенствование профессиональной коммуникативной компетенции учителя.