УДК 336.717
ПРИОРИТЕТЫ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
В.К. Крутиков, Е.А. Шахметова
Рассмотрены возможности реализации региональной политики Калужской области с использованием стратегии кластерного подхода. Анализируются проблемы и перспективы применения кластерной политики регионов страны.
Ключевые слова: кластерная политика, концепция долгосрочного социально-экономического развития, технопарки, привлечение инвестиций.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020год, совершенствование кластерной политики является одним из приоритетных направлений модернизации регионов России.
Как показало исследование, применение кластерного подхода для повышения эффективности экономического развития характеризуется следующими базовыми положениями.
Во-первых, данный подход способствует повышению конкурентоспособности региона в целом, а не только отдельных предприятий. Кластерный подход, таким образом, стимулирует поддержку коллективных проектов, связанных с развитием инновационных механизмов и институтов.
Во-вторых, применение кластерного подхода осуществляется только с использованием государственно-частного партнерства. При этом со стороны государства поддержка осуществляется тех проектов, которые содействуют самоорганизации бизнеса, выявлению «узких» и «проблемных» мест, устранение которых максимально важно для повышения конкурентоспособности региона. Строго учитывается отраслевая специфика развития кластеров, которая является важным инструментом политики.
В-третьих, использование подхода определяется необходимостью использования кластеров в контексте деятельности институтов развития. Поддержка кластерных инициатив, позволяет эффективно реализовывать миссию институтов, формирующих инфраструктуру развития, необходимую для реализации проектов.
Практика показывает, что кластерный подход способен коренным образом изменить содержание региональной политики. Поэтому регионы начинают осознавать все преимущества формирования кластеров. Используют для их развития, не только собственные ресурсы, но и привлекают ресурсы организаций, консалтинговых и иных компаний, имеющих опыт работы в проектах по формированию кластерных систем.
Можно выделить ряд проблемных зон, связанных с использованием кластерного подхода в регионах России. При реализации кластерного подхода акцентировать внимание необходимо не на существующей системе организации производства, а на анализе рынков, на которых позиционированы предприятия того или иного территориальных образований. Кластерный подход очерчивает границы рынков, на которых присутствуют хозяйствующие субъекты, а также определяет позицию территориального образования на этих рынках. Именно рынок задает требования к организации производства на территории. Неточная оценка рынка или его границ приводит к ошибочным решениям и действиям региональных властей.
Другая проблема - игнорирование «коммуникативной» природы кластера, где очень важна установка, с одной стороны - на развитие конкуренции между компаниями-поставщиками, а с другой
- на кооперацию между потребителями и поставщиками в рамках одной технологической цепочки. В качестве еще одной проблемы следует упомянуть абсолютизацию той или иной схемы кластера.
В некоторых регионах страны также наблюдается слабая проработка стратегии в части анализов приоритетов развития. Ключевыми точками роста выбираются практически все отрасли территории, что приводит к распылению сил, нехватке ресурсов на воплощение всех проектов в жизнь. Так как большая часть проектов затрагивает сферу промышленного производства, особенно остро встаёт проблема кадрового голода. В регионах наблюдается практически повсеместно нехватка квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров. На большинстве промышленных предприятий задействованы сотрудники старшего поколения, кадровый состав практически не обновляется, отсутствует достаточный приток молодой рабочей силы.
Для сельскохозяйственной отрасли данная проблема тоже достаточно актуальна и связана, прежде всего, с сокращением сельского населения. Осуществление успешной кластерной политики возможно при учёте интересов и активном участии всех сторон - органов государственной и
муниципальной власти, представителей бизнес-сообщества, а также населения региона.
Анализируя ситуацию по регионам страны в целом можно сделать вывод, что большая часть проектов по созданию и развитию кластерной политики находится на стадии разработки, планирования, либо на первоначальной стадии реализации и о каких - то ощутимых результатах пока говорить рано. Большинство проектов в силу специфики самого кластерного подхода рассчитаны на долгосрочную перспективу и являются частью стратегий социально-экономического развития регионов.
Рассмотрим ситуацию на примере Калужской области. В области интерес зарубежных партнёров вызвали кластеры, связанные с машиностроением и производством автокомпонентов, наукоёмкими производствами, пищевой промышленностью и производством стройматериалов.
Калужская область активно сотрудничает с Францией, Испанией, Германией, Финляндией и география внешнеэкономических связей постоянно расширяется. Одними из первых заводами в Калужской области стали «Stora Enso» (Швейцария-Финляндия) и «SAB MILLER Rus» (ЮАР). Деловая репутация региона значительно укрепилась с приходом SAMSUNG (Южная Корея), VOLKSWAGEN (Германия), NESTLE (Швейцария), VOLVO (Швеция). Регион тесно сотрудничает с рядом крупнейших компаний Дании, Италии, Бельгии, Голландии, Словакии, Чешской республики, Финляндии. Например, первый частный индустриальный парк в Калужской области строит финский концерн «ЛЕММИНКЯЙНЕН». Финляндия есть и остается надежным партнером области - 10 финских компаний уже активно ведут здесь свой бизнес. На сегодняшний момент в области действуют такие технопарки как Grabtsevo, Rosva, Kaluga-YUG, VORSINO. Здесь разместили свои производственные площадки автомобильные концерны VOLKSWAGEN, Renault, Citroen, Peugeot, Volvo, Mitsubishi Motors, компании NESTLE, SAMSUNG, Magna и другие компании со 100% иностранным капиталом.
Особое внимание уделяется развитию кластера фармацевтики, медицинских и биотехнологий, о чем свидетельствует строительство в 2011г. технопарка «Обнинск», который будет специализироваться на нанотехнологии, фармацевтике, биотехнологиях, ядерных технологиях, IT-технологиях и радиационной медицине. За последние десять лет объем производства фармацевтической продукции в регионе вырос в 46 раз.
Сейчас в Калужской области в сфере медицинских технологий работают 39 компаний, и одна из задач при реализации стратегии данного кластера - довести это число до 50. Область ведет работу над проектами создания фармацевтических производств известных европейских компаний с общим объемом инвестиций более 100 миллионов евро. Для их размещения в регионе созданы площади со всей необходимой инфраструктурой в индустриальных и технопарках Калуги и Обнинска. Цель на ближайшую перспективу - реализация 4 крупных инвестпроектов в области медицинских технологий.
Следующий важнейший пункт - создание основы для наукоемких производств, собственного регионального исследовательского комплекса. Уже начаты работы по двум перспективным проектам
- созданию центра компетенции по разработке инновационных лекарственных средств, который должен помочь создать и реализовать в России инновационные проекты в области фармацевтики, а также создание совместно с «Росатомом» Федерального высокотехнологичного Центра ядерной медицины в Обнинске (технопарк «Обнинск»). Это современный медицинский комплекс, предназначенный для проведения высокотехнологичного лечения пациентов со злокачественными опухолями и заболеваниями сердечнососудистой системы. [3, 4, 5, 6.].
Что касается взаимоотношений внутри региона, то следует отметить, что в 2010г. состоялось подписание соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между Правительством Калужской области и региональным объединением работодателей «Калужское объединение промышленников и предпринимателей». Сотрудничество нацелено на реализацию стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года и основывается на принципах партнерства. Его основные направления
- обеспечение устойчивого развития экономической и социальной сфер области, сохранение на ее территории благоприятного инвестиционного климата, формирование инновационной инфраструктуры, внедрение энергосберегающих технологий.
Подписание данного документа свидетельствует о складывающейся в регионе положительной практике частного и государственного партнёрства, что нацеливает на достижение новых результатов в этом направлении.
Несмотря на то, что многие кластеры уже имеют основу для своего развития, как материально-производственную, так и сложившиеся связи между основными предприятиями и их поставщиками, возникают проблемы, связанные с технологической отсталостью данных производств,
низкой производительностью труда, устаревшим парком оборудования и т.д. Для успешной реализации кластерной политики требуется информационная поддержка и формирование образа региональных, либо муниципальных властей как деловых партнеров для бизнеса. При продвижении серьезными преимуществами региона является состояние системы правопорядка и обеспечения безопасности граждан и бизнеса, низкая степень бюрократизации, наличие ясной и понятной экономической политики, ее преемственность и принятие территориальной элитой. Одной из проблем при реализации данной политики являются сложности с поиском финансирования. Для эффективного решения этого вопроса необходимо внедрение гибкой финансово-кредитной политики для стимулирования развития предприятий кластера. Другой способ решения данной проблемы, как уже отмечалось, является привлечение инвесторов, крупных зарубежных партнёров.
Финансовая модель, которую Калужская область построила для развития автомобилестроительного кластера и индустриальных парков, показывает, что максимальный эффект от новой индустриализации и реализации начатых крупных инвестпроектов - это прирост ВРП к 2015г. на 40 %, а в пересчете на душу населения - достижения уровня до 10 тыс.долл., т.е. несмотря на все успехи регион не получит денежные средства в том объеме, который необходим для модернизации коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры и строительства дорог.
Поиск новых источников экономического роста и привел к разработке «Стратегии развития Калужской области до 2030г.». По сути, не модернизационной, а инновационной. Её главная цель -создать и развить ту инновационную инфраструктуру, которая стала бы привлекательной для местных инноваторов и для инноваторов за пределами области. При этом особое внимание со стороны администрации будет постепенно смещаться от привлечения крупных инвесторов на привлечение людей и компетенций, т.е. носителей идей, инициаторов проектов. Главные приоритеты стратегии: создание инновационной инфраструктуры, пространственное развитие, создание и развитие кластеров [1., 2., 3.].
На основании выше изложенного можно сделать вывод о том, что руководство региона осознает перспективность кластерного подхода как стратегии повышения конкурентноспобности и дальнейшего развития региона. В тоже время, необходимо сконцентрировать усилия по поддержке кластерной политики. Следует устранить барьеры экспорту за пределы Калужского региона. Совершенствовать программы по обучению и переподготовке кадров, развитию связей с наукой и внедрению наукоемких производств. Поддерживать инфраструктуру самих кластеров.
Не следует забывать, что успешная реализация кластерной политики предполагает обеспечение эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, объединений предпринимателей и гражданского общества.
Possibilities of realization of régional policy of the Kaluga région with use of strategy of a klasterny approach are considered. Problems and prospects of application of klasterny policy of regions of the country are analyzed.
The key words: klasterny policy, concept of long-term social and economic development, science and technology parks, attraction of investments.
Список литературы:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, адрес: http://turkaluga.ucoz.ru/normativ/kaluga/postanowlenie_250.rtf);
2. Постановление Правительства Калужской области от 29 июня 2009г. № 250 «О стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030г., адрес: http://www.admoblkaluga.ru/sub/econom/Gos_prog_razv/Strategy/;
3. ПОРТАЛ органов власти Калужской области, адрес: http://www.admoblkaluga.ru/main/;
4. Официальный сайт Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Калужской области, адрес: http://www.kalugastat.ru/default.aspx;
5. Официальный сайт Калужского инвестиционного форума, адрес: http://www.kalugaforum.ru/program.htm;
6. Официальный сайт Министерства экономического развития Калужской области, адрес: http://www.kaluga.ru/phone/?action=ph&id phone=13221.
Об авторах
Крутиков В.К., д.э.н., профессор, проректор по научно-методической работе НОУ ВПО
Институт управления, бизнеса и технологий, г.Калуга
Шахметова Е.А., аспирантка НОУ ВПО Институт управления, бизнеса и технологий, г.Калуга.
Е-тай: [email protected].
Тел.: 8-910-910-24-24.
PRIORITIES KLASTERNA OF POLICY OF ТНЕ REGION
V.K.Krutikov, E.A.Shakhmetova