ЗМИЯК С.С.
приоритеты и технологии модернизации государственной политики занятости населения в
современной россии
Острота структурных проблем современного российского рынка труда в последнее время заставляет ученых и практиков несколько по-новому взглянуть на выбор дальнейших путей развития государственной политики в данной сфере.
Анализируя основные аспекты возникновения напряженности на отечественном рынке труда следует согласиться с мнением ряда специалистов, которые считают, что в условиях нынешней российской экономики показатель занятости населения почти не реагирует ни на один шок. Он просто медленно и однообразно снижается в промышленности и точно так же повышается в целом. На все социально-политические и экономические потрясения вместо занятости реаги-ю рует оплата труда. То есть рост экономики сопровождается ростом занятого в ней населения, но уровень безработицы при этом не снижается. В то время как во многих развитых странах (на-^ пример, в США) уровень безработицы чутко реагирует на изменения в экономике. Российские ^ же безработные существуют как будто вне экономики и довольно слабо ею востребованы [6].
□ Одна из главных причин данной ситуации - низкая мобильность трудовых ресурсов и ]> недостаток квалификации. Так, если исходить из структуры заявок в центры занятости на ° местах, одновременно с общим ростом краткосрочных, временных вакансий для неквалифицированной рабочей силы за последние четыре года резко возросла нехватка в квалифициро-
□ ванных инструментальщиках, токарях, фрезеровщиках и т. п. Спрос на специалистов в облас-
□ ти конструирования, производства и эксплуатации ЭВМ удовлетворяется только на 50% [11].
Этот перечень можно продолжать, и, по мнению большинства экспертов, дефицит квали-"V" фицированных кадров будет расти все сильнее, а в ближайшие три года достигнет максимума. о В этой связи необходимо отметить, что декларируемая на протяжении многих лет нею обходимость усиления взаимосвязи между рынком труда и рынком образовательных услуг о посредством реализации программы регионального заказа на квалифицированных специа-ф листов пока что находит конкретное воплощение лишь в отдельных регионах, о чем речь ^ пойдет в дальнейшем изложении.
^ При этом по данным Росстата самый высокий уровень безработицы фиксируется среди
0 молодежи в возрасте до 20 лет (26%), затем следует возрастная группа 20-24 года (13%). В
1 государственную службу занятости обращается за помощью только 1/5 часть молодежи, не [о имеющей работы, что еще больше обостряет проблему ее трудоустройства, способствует криминализации молодежной занятости в теневом секторе экономики [8].
^ Все это происходит на фоне того, что из-за демографических проблем в стране намеча-о ется тенденция к абсолютному сокращению населения в трудоспособном возрасте. В 2006
2 году число людей трудоспособного возраста уменьшилось на 40 тыс. человек, в 2007 году 5 - уменьшится на 412 тыс. человек, в 2008 году - на 631 тыс. человек.
о Одновременно на лицо системные проблемы в данной сфере: по оценкам экспертов при-о рост населения за счет внешней миграции компенсирует естественную убыль населения (2005г. - 900 тыс. человек в год, в 2006 году - около 700 тыс.) чуть более чем на 10%. Терри-^ ториальные диспропорции на рынке труда также очевидны: спрос и предложение рабочей силы концентрируются в центральных регионах (миграционный прирост на уровне 100 тыс.
0 человек в год), трудоспособное население уезжает из Сибири и Дальнего Востока (только в ™ январе-сентябре 2006 года в центр России переехали 371 тыс. человек), а на Северном Кав-§ казе безработица составляет 20% экономически активного населения [2].
^ В феврале 2007 г. на заседании Правительства РФ был рассмотрен проект Концепции
1 действий на рынке труда на 2007-2010 гг. Здесь следует отметить, что предыдущая Концеп-о ция была принята на период 2003-2005г.г. Таким образом можно констатировать, уже более о полутора лет в России отсутствует официальный документ, который хотя бы обозначал стра-00 тегические направления деятельности государства в сфере занятости.
Говоря о сути рассматриваемого документа, отметим, что относительно хронической проблемы дисбаланса спроса и предложения на рынке труда концепция предлагает ежегодно формировать государственные заказы, финансируя за счет бюджета подготовку определенного количества специалистов нужных профессий. В частности, в вузах количество бюджетных мест будет сокращаться за счет невостребованных специальностей.
Здесь следует отметить наличие определенного опыта Ростовской области в данном направлении. Так, начиная с 2007 года предполагается, что регулярно раз в два года будут проводиться региональные статистические обследования предприятий и организаций о потребности в квалифицированных рабочих кадрах, мониторинг трудоустройства выпускников и т.д. с целью обеспечения сбалансированного спроса и предложения квалифицированной рабочей силы на региональном рынке труда, регулирования объемов и профилей подготовки квалифицированных рабочих в системе начального профессионального образования Ростовской области с учетом прогноза потребности экономики области в этих кадрах [9].
В результате межведомственного взаимодействия должен быть сформирован прогноз региональной потребности по востребованным массовым профессиям, в соответствии с кото-
П
рым учреждения начального профессионального образования должны сформировать проект ь заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров по профессиям, срокам обучения щ и количеству на очередной учебный год через систему прямых договоров о сотрудничестве в подготовке кадров с работодателями.
Возвращаясь к проекту Концепции действий на рынке труда на 2007-2010 гг. отметим, что И проблему крайне неравномерной «географии» распределения трудовых ресурсов предпола- ^ гается решать путем привлечения трудовых ресурсов, в основном молодых людей, только ^ получивших диплом, в отдаленные регионы страны, традиционно нуждающиеся в рабочих о руках. Здесь в качестве ключевого аспекта представляется решение жилищной проблемы - оплачивать семьям молодых специалистов проценты по ипотечным кредитам - за счет государства, гасить часть суммы кредита - за счет работодателя. □ Также в рассматриваемом документе предлагается вернуться к страховой системе выпла- ^ ты пособий, существовавшей до 2000 года. Её суть в том, что средства на пособия идут из О специального страхового фонда, куда делают отчисления сами работники и работодатели. 0 В случае увольнения, человек довольно долго может получать немалую часть от своего пре- Ей жнего заработка. Если же период безделья затягивается, его переводят на социальное посо- § бие, гораздо более скромное. ^ По словам Т. Четверниной, такой подход, давно и с успехом действующий на Западе, не § позволяет работникам слишком уж «засиживаться на пособии» и стимулирует их к поиску > нового места. А в период поиска поддерживает его уровень жизни на привычном уров- 2 не. Здесь целесообразно подчеркнуть, что данная мера тем более актуальна, поскольку по ^ оценкам психологов, время поиска работы не должно затягиваться дольше, чем на полгода. $ В противном случае, у человека исчезает мотивация, и вероятность его возвращения «в о строй занятых» резко снижается. В настоящее же время, по данным статистики, в среднем о по России продолжительность поиска работы составляет 8,7 месяца, а на территории 20 наиболее проблемных регионов свободные вакансии ищут более десяти месяцев, 39% безра- £5 ботных ищут работу дольше года. И вероятность их возвращения к трудовой деятельности £5 уже невысока [1]. ^ В проекте Концепции затрагивается и проблема необходимости повышения эффектив- § ности миграционной политики путем активизации внутренней трудовой миграции при регу- о лировании внешней миграции. о-В планах министерства здравоохранения и социального развития РФ - создание в конце 5р 2007 года Национального банка данных граждан, готовых переехать в другой регион России при содействии государственных служб занятости. Проблема снижения уровня внутренней миграции ранее практически не учитывалась правительством при разработке его планов (при этом к примеру, в Южном федеральном округе в течение 6 лет функционировал единый о специализированный банк вакансий «Северный Кавказ», который прекратил существование в 2005 г. в том числе из-за низкой заполняемости вакансий, входящих в данный банк). ^ Сейчас же работа служб занятости ограничена пределами региона, и создание единой § информационной системы под эгидой Минздравсоцразвития в 2008-2009 годах позволит ^
о ш
п
л ь о ш х
ч
а
г ш
о IN □
□
Ш
О о
I—
ф
1— ^
о а ф
службам, как минимум, обмениваться информацией о наличии так зазываемых «мобильных» соискателях и межтерриториальных вакансиях.
В то же время имело бы смысл объединить работу по подбору персонала частных агентств и государственной службы занятости. В любом случае, организация общей базы данных вакансий, как это делается во многих европейских странах, повысила бы прозрачность рынка труда и благотворно повлияла бы на состояние социально-трудовой сферы [5].
Касаясь проблемы соотношения средней заработной платы и прожиточного минимума подчеркнем, что по данным Росстата средняя российская зарплата увеличилась в марте 2007 г. до 12 580 рублей (в пересчете - более 480 долларов), что втрое превышает средний, расчетный, прожиточный минимум. По сравнению с мартом 2006г. зарплата выросла на 27,7%, а в реальном выражении, то есть с поправкой на инфляцию - на 18,9 [3].
В действительности, по оценкам экспертов, порядка 10 миллионов россиян (каждый четвертый из общей численности наемных работников) получают официальную зарплату ниже прожиточного минимума. Распределение работников, получающих зарплату ниже прожиточного минимума, в разрезе семи федеральных округов и двух городов федерального значения представлено в таблице 1.
Таблица 1
различия в уровне оплаты труда по федеральным округам
Доля работников, получающих зарплату ниже прожиточного минимума 1 квартал 2007 года 1 квартал 2006 года
Цент. федеральный округ 29,4% 33,2%
Северо-Западный 23,9% 26,4%
Южный 28,1% 31,7%
Приволжский 29,9% 33,1%
Уральский 17,5% 19,6%
Сибирский 25,7% 28,2%
Дальневосточный 35,4% 38,3%
Санкт-Петербург 19,7% 22,4%
Москва 28,8% 30,6%
Россия 24,4% 29,4%
I
>
0
1 I
ф
со I—
О
а о
£ о
0
1_
0
1_
о о
со О
I—
О
о о.
0
1
о 0)
Данные Всероссийского центра уровня жизни за 1 квартал 2007г.
Источник: [8].
Ряд специалистов считают, что для более полноценных и позитивных реформ на рынке труда принятия одной концепции недостаточно, необходима целенаправленная политика государства, которая бы усилила стимулы к труду и навела порядок в социально-трудовой сфере. В этой связи до конца 2007 г. Правительству РФ должен быть представлен для рассмотрения проект «Достойный труд», в русле которого предполагается осуществление нескольких программ, в том числе борьба с «конвертными» зарплатами, установление минимального размера оплаты труда на уровне прожиточного минимума, создание безопасных условий труда.
Можно констатировать, что первый шаг в этом направлении уже сделан: в сентябре 2007 года МРОТ более чем удвоен - его уровень доведен до 2300 рублей. В то же время минимальный и максимальный размеры пособия по безработицы не индексировались с начала 2005 г. и на сегодняшний день составляют 720 руб. и 2880 руб. соответственно.
Здесь же следует упомянуть, что согласно предложению Минздавсоцразвития, на региональный уровень может быть отнесено установление собственных ставок пособия по безработице. В этом случае следует предостеречь местные органы службы занятости от опасности возникновения эффекта «ловушек безработицы», когда возникает значительная численность «долгосрочных» безработных, которые по сути являются социальными иждивенцами.
Говоря о мерах государства в сфере занятости населения, нельзя не упомянуть о том, что определяющее значение в реализации государственной политики занятости принадлежит
п
ш
региональным и особенно местным органам службы занятости, которые непосредственно предоставляют услуги населению по содействию в трудоустройстве. Именно способность центров занятости населения на муниципальном уровне удовлетворять самые разнообразные потребности населения в сфере занятости свидетельствует об эффективности всей организационной работы с экономически активным населением.
В данной сфере также накопились многочисленные системные проблемы, связанные, в первую очередь, с необходимостью значительного качественного улучшения услуг, предоставляемых государственной службой занятости как безработным и ищущим работу гражданам, так и работодателям. Ведь по данным обследований, проводимых Росстатом по поводу отношения населения к проблемам занятости, лишь около 34% граждан, ищущих работу, обращаются в государственную службу [7]. Работодатели же, зачастую рассматривают службу занятости как учреждение для поиска работы неудачниками и нередко воспринимают присланных им из службы занятости людей как худшую часть рабочей силы.
В этой связи явно назрела необходимость перехода всей системы предоставления услуг в сфере занятости на качественно новый уровень, усиливающий индивидуальный подход к каждому клиенту. ь
В рамках проводимой в стране административной реформы с целью повышения качества щ предоставления, эффективности и доступности государственной услуги, создания комфортных условий для получателей данной услуги по всей территории Российской Федерации ^ внедрен Административный регламент по содействию гражданам в поиске подходящей ра- И боты, а работодателям в поиске необходимых работников [10].
Данным Административным регламентом четко определены последовательность дейс твий работников центра занятости населения при предоставлении ими пользователям центра о государственных услуг, временные нормативы выполнения услуг, механизм взаимодействия работников центра занятости и получателей государственной услуги, порядок и формы контроля за предоставлением услуги, а также порядок обжалования получателями услуг дейс- □ твий (бездействий) и решений, принятых работниками центра занятости населения в ходе ^ предоставления государственной услуги. О
В соответствии с регламентом также будет расширено информирование населения о пе- 0 речне государственных услуг, оказываемых службой занятости населения. Ей
Приказом Минздравсоцразвития РФ № 819 от 30.11.2006 г. также утвержден Администра- § тивный регламент по предоставлению государственной услуги по осуществлению социаль- ^ ных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. В ближайшее § время Федеральная служба по труду и занятости планирует разработать и утвердить еще 8 > административных регламентов по ключевым направлениям работы службы занятости насе- 2 ления. ^
В качестве рекомендаций относительно дальнейшей модернизации деятельности госу- $ дарственной службы занятости следует отметить необходимость дальнейшего усиления ра- о боты не только с зарегистрированными безработными, но и с ищущими работу гражданами. о
Здесь в качестве положительного момента нужно отметить, что в соответствии с новым регламентом время приема населения в определенные дни будет увеличено до 19-20 часов, £5 что, несомненно, удобно для работающих граждан, желающих сменить место работы. £5
Важнейшим аспектом, характеризующим модернизацию структуры территориальных ^ органов государственной службы занятости является передача с 1 января 2007 г. полномо- § чий по оказанию услуг в сфере занятости населения и защиты от безработицы органам госу- о дарственной власти субъектов Российской Федерации [12]. Передаваемые полномочия будут о-финансироваться за счет субвенций из федерального Фонда компенсаций и, что особенно | важно, дополнительных средств региональных бюджетов. о
Таким образом, затраты на реализацию мероприятий государственной политики занятос- ® ти перестают быть в исключительной компетенции Российской Федерации. Теперь у региональных властей вновь появляются финансовые рычаги для стабилизации ситуации в данной о сфере исходя из специфики социально-экономического развития территорий.
При это важным представляется соблюдение принципа, упомянутого в Докладе о результатах и основных направлениях деятельности Роструда, который заключается в необходимости выделения и планирования расходов из федерального бюджета исходя из диффе-
т
0
1
О
о
ренцированного подхода к реализации программ по обеспечению защиты от безработицы и содействию в трудоустройстве [4].
Таким образом, декларируется целесообразность выделения дополнительных средств регионам, которые сумели привлечь к софинансированию мероприятий политики занятости значительные средства работодателей, а также региональных и местных бюджетов.
В завершение особо подчеркнем, что главная задача, которая сейчас стоит перед Федеральной службой по труду и занятости - укрепление позиций государственной службы занятости как активного института рынка труда. С этой целью необходимо проводить целенаправленные меры по совершенствованию технологии работы органов службы занятости на местах, разрабатывать улучшенные нормативы расходования средств федерального и других бюджетов по мероприятиям государственной политики в области занятости, а также методики планирования и распределения средств по целям, задачам и программам.
Одновременно, необходимо усилить взаимодействие и координацию работы органов ^ службы занятости с иными федеральными и региональными органами власти и управления, ь задействованными в разработке и реализации политики занятости, а также с негосударс-(□ твенными объединениями и организациями. Все эти меры должны быть направлены на скорейшее предотвращение развития негативных тенденций на отечественном рынке труда и Т создание условий для стабилизации ситуации в данной сфере.
г
ш ЛИТЕРАТУРА
;> 1. Бокарева Н. Биржа без труда, или каково быть российским безработным // Интернет-жур-
£ нал Point.ru. 09.07.2007.
2. Бутрин Д., Николаева Д. Михаил Зурабов устал от безработных // Коммерсант.
¡^ 19.02.2007.
□ 3. В кошельках гуляет ветер // Труд. 07.06.2007. № 098.
^ 4. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Роструда в 2002-2007 гг.
О // Роструд. 2004.
0 5. Назарова У. Регулирование рынка труда и эффективная занятость // Государственная
ф служба. 2006. № 4.
о 6. Нестандартная занятость в российской экономике / Под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капе-
люшникова. М.: Издат. дом ГУ - ВШЭ, 2006. § 7. Обследование населения по проблемам занятости // Федеральная служба государствен> ной статистики РФ. 2007. Май.
0
1 I
ф
8. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект). М.: Изд-во РАГС, 2005.
9. Постановление Администрации Ростовской области «О порядке формирования регио-££ нального заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе начально-^ го профессионального образования Ростовской области» № 182 от 16.05.2006 // Инфор-о мационно-поисковая система «Консультант».
2 10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении ад-2 министративного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предостав-^ лению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а о работодателям в подборе необходимых работников» № 513 от 03.07.2006 // Информацией онно-поисковая система «Консультант».
^ 11. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации (коллек-
тив авторов). М.: Техносфера, 2007. Федеральный Закон «О внесении изм кой Федерации в связи с совершенс 31.12.2005 // Информационно-поисковая система «Консультант».
о 12. Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российски кой Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» № 199-ФЗ от
о ш
т
0
1 О