Герций Ю. В., Малышев М. Л.
Российский рынок ТРУДА
в ПОСЛЕКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
(2011-2012 гг.)1
Герций Юрий Викторович — кандидат социологических наук, руководитель Федеральной службы по труду и занятости (до 11 апреля 2013 г.)
E-mail: mail@rostrud.ru Малышев Михаил Львович —
доктор социологических наук, профессор, заместитель
директора по научной работе
Института социологии РАН
E-mail: anpi 2006@mail.ru
Тел.: +7 (499) 724 24 95
Аннотация. На основе данных статистических обследований занятости населения и социологических исследований рассматриваются социальные проблемы, связанные с развитием рынка труда в России в послекризисный период (2011-2012 гг.).
Ключевые слова: социальная политика, государственная политика в области содействия занятости, рынок труда, занятость, безработица, неполная занятость.
Последние шесть лет характеризовались мировым финансово-экономическим кризисом (2008-2009 гг.) и последующим восстановлением. Вследствие сильной зависимости от энергосырьевого экспорта, а также высокой степени интеграции российской банковской и финансовой сфер в мировую финансовую систему российская экономика в большей степени, чем экономики других развитых стран, оказалась подвержена воздействию кризисных факторов. Однако благодаря накопленным резервам, активной социальной и экономической политике период кризиса был успешно пройден без снижения реальных доходов населения и без существенного роста
1 Данная статья является очередной в цикле статей о формировании и развитии рынка труда в России за последние 5 лет.
числа безработных. Уже в 2010-2011 гг. экономический рост восстановился, составив более 4% увеличения валового внутреннего продукта в год.
2012 г. стал годом важных решений в социально-трудовой сфере — год непростой, но, вместе с тем, крайне интересный. Это был год выборов Президента Российской Федерации, год формирования новой структуры и состава Правительства России, год образования, а, точнее, воссоздания Министерства труда России.
Этот год отмечен и определённым ростом политической активности некоторой части наших граждан, которая, к сожалению, не всегда носила конструктивный характер. При этом можно с удовлетворением отметить, что государственные органы, исполняющие функции в социально-трудовой сфере, обеспечили должный уровень социальной стабильности и не допустили использование социально-трудовой проблематики в политических спекуляциях.
По данным Росстата, численность экономически активного населения Российской Федерации на конец 2012 г. составила
75,5 млн человек или более 53% от общей численности населения страны; из них 71,4 млн человек — это занятые в экономике, и 4,1 млн человек — безработные.
Уровень общей безработицы снизился до значения 5,4% от численности экономически активного населения, что на
0,9% меньше по сравнению с показателем конца 2011 г. (6,3%). Показатели общей безработицы в настоящее время находятся на минимальном уровне за всю историю наблюдений. По сравнению с февралем 2009 г., когда было зафиксировано пиковое значение уровня безработицы (9,4%), численность безработных граждан сократилась на 3,0 млн человек или на 43%.[Протокол № 1..., 2013].
В феврале 2013 г. численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, находилась на уровне немного больше 1 млн 64 тыс. человек, что почти на 19% меньше, чем было в конце 2011 г., а в ноябре 2012 г. было зафиксировано минимальное значение численности зарегистрированных безработных — 987 тыс. человек. [Итоги года., 2013].
Конечно, это результат в среднем по России. В разрезе субъектов Федерации ситуация несколько иная: ещё сохраняются регионы с напряжённой ситуацией на рынке труда, в ряде регионов существует неестественно большой разрыв между регистрируемым уровнем безработицы и уровнем общей безработицы по методо-
логии Международной организации труда (МОТ). Вместе с тем, в 2012 г. снижение численности безработных граждан произошло во всех субъектах Российской Федерации.
Анализ материалов Роструда России показывает, что растёт производственная активность предприятий и организаций. Заявленная работодателями потребность в работниках в 2012 г. в среднем составляла 1 млн 542 тыс. рабочих мест, а коэффициент напряжённости на рынке рабочей силы в июне-октябре 2012 г. достиг минимального значения в 0,7 пункта, а к концу года равнялся 0,9. В начале 2013 г. число вакансий было на уровне 1 млн 300 тыс. рабочих мест, что почти на 12% больше, чем в январе 2012 г. [Итоги года., 2013].
В целом следует отметить, что в течение 2012 г. на рынке труда России сохранялись позитивные тенденции. Рост спроса на труд отмечался по большинству секторов, в особенности в таких видах экономической деятельности, как строительство; гостиницы и рестораны; финансовая деятельность; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; здравоохранение и предоставление социальных услуг.
В 2012 г. отмечалась стабилизация ситуации на рынке труда моногородов. В 189 монопрофильных населённых пунктах уровень регистрируемой безработицы не превышал среднероссийский показатель 1,3% от численности экономически активного населения.
Вместе с тем, снизилась численность занятых в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве; добыче полезных ископаемых; обрабатывающих производствах; государственном управлении и обеспечении военной безопасности; социальном страховании.
Почти 4,5 млн граждан обратились в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, при этом почти 65% из них было трудоустроено.
Численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных за все 12 месяцев 2012 г. в целом по Российской Федерации составила 2 млн 216 тыс. человек, а среднемесячная численность зарегистрированных безработных в 2012 г. равнялась 1 млн.146 тыс. человек. При этом в бюджет первоначально была заложена среднемесячная численность 1 млн 445 тыс. человек, что стало основной причиной остатка неиспользованных средств федерального бюджета, предназначенных на социальные выплаты безработным (более 5 млрд руб. или 11,3 % от общего объема субвенции). Из предусмотренных первоначально в бюджете на 2012 г.
46,5 млрд руб. было израсходовано лишь 39,9 млрд руб. [Итоги года., 2013].
Наибольший процент остатка средств субвенций (более 30%) сложился в Магаданской области, Ямало-Ненецком АО, Чувашской Республике, Республике Татарстан, Республике Саха (Якутия).
В 13 из 23 субъектов Российской Федерации, подавших заявки на выделение средств из нераспределенного резерва, не воспользовались полученными суммами. Это Краснодарский и Ставропольский края, Республика Мордовия, Белгородская, Брянская, Курская, Костромская области и другие.
В 2012 г. Минтруд России провёл мониторинг высвобождения работников организаций в связи с ликвидацией организаций, сокращением численности или штата работников в разрезе субъектов Российской Федерации, включая мониторинг ситуации на рынке труда моногородов.
Данные мониторинга показали, что численность работников, находящихся в режиме неполной занятости, сократилась с начала 2012 г. по ноябрь 2012 г. в 1,3 раза (с 186,2 тыс. человек на 1 января 2012 г. до 141,4 тыс. человек на 28 ноября 2012 г.). В том числе отмечается снижение за указанный период численности работников, находившихся в простое по вине администрации, на 26,9% (или на 6,8 тыс. человек), снижение численности работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, на 195,7% (или на 9,2 тыс. человек), снижение численности работников, работавших неполное рабочее время по инициативе работодателя, на 25,6% (или на 28,2 тыс. человек) [Мониторинг и оценка качества., 2013].
Общее улучшение положения с занятостью работников в экономике в целом обусловлено стабилизацией ситуации в приоритетных видах экономической деятельности, которые в наибольшей степени были затронуты финансово-экономическим кризисом, о чём свидетельствуют данные федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих мониторинг занятости работников соответствующих отраслей экономики.
Важными направлениями осуществления государственной политики в области содействия занятости являются постоянно действующие программы содействия занятости населения субъектов Российской Федерации, а также региональные программы, предусматривающие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации [Тезисы выступления., 2013].
По первому направлению участниками мероприятий в рамках программ по содействию занятости населения — получателями государственных услуг в области содействия занятости населения — в январе-сентябре 2012 г. стали 7,2 млн человек (в январе-сентябре
2011 г. — 8,3 млн человек). За содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости обратилось 3,5 млн человек (в январе-сентябре 2011 г. — 4,2 млн человек).
При содействии органов службы занятости были трудоустроены 2,4 млн человек или 67,2% от числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (в январе-сентябре 2011 г. — 2,7 млн человек или 64,5%).
Приступили к профессиональному обучению по направлению органов службы занятости 237,5 тыс. безработных граждан или 8,1% от общей численности безработных граждан (в январе-сентябре 2011 г. — 303,0 тыс. человек или 8,1%).
Приняли участие в оплачиваемых общественных работах 372,4 тыс. человек или 12,7 % от общей численности безработных граждан (в январе-сентябре 2011 г. — 467,5 тыс. человек или 12,5%), были заняты на временных работах 59,6 тыс. безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (в январе-сентябре 2011 г. — 73,2 тыс. человек).
Услуги по содействию самозанятости получили 68,3 тыс. безработных граждан или 2,3% от общей численности безработных граждан (в январе-сентябре 2011 г. — 184,5 тыс. человек или 4,9%).
На временные работы были трудоустроены 722,2 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет или 93,6% от общей численности учащихся, обратившихся за содействием в поиске работы в свободное от учёбы время (в январе-сентябре 2011 г. — 789,1 тыс. человек или 92,8%).
Около 30% от численности выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, были трудоустроены на временные работы (8,3 тыс. человек в январе-сентябре 2012 г., в январе-сентябре 2011 г. — 13,4 тыс. человек).
Государственные услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда получили 209,9 тыс. человек или 7,2% от общей численности безработных граждан (в январе-сентябре 2011 г. — 226,1 тыс. человек или 6,0%), по профессиональной ориентации — 2,3 млн человек или 32,0% от общей численности граждан, обратившихся за предоставлением государственных услуг (в январе-сентябре 2011 г. — 2,7 млн человек или 32,4%), по психологической поддержке — 173,9 тыс. безработных граждан или 5,9% от общей численности безработных граждан (в январе-сентябре 2011 г. — 198,9 тыс. человек или 5,3%).[Мониторинг и оценка качества., 2013].
Снижение ряда показателей объясняется снижением численности экономически активного населения и сокращением количества безработных. Это стало возможным за счёт реализуемых мероприятий, направленных на снижение уровня напряжённости на рынке труда. В целом по Российской Федерации отмечается увеличение доли численности граждан, получивших
государственные услуги в области содействия занятости населения. Так, повысился уровень трудоустройства граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы.
Снижение уровня доступности и качества предоставляемых государственных услуг произошло по организации профессиональной ориентации, по организации содействия самозанятости безработных граждан, по трудоустройству на временные работы выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы.
Здесь важно отметить, что с 1 января 2012 г. органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.
В 2012 г. около 10 тысяч женщин в период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет смогли принять участие в мероприятиях по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, которые реализуются в 78 регионах.
Профессиональное обучение осуществлялось в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций и в иных образовательных учреждениях, с которыми органы службы занятости заключили договоры.
Для получения целостной картины удовлетворённости полнотой и качеством государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, был проведён соответствующий мониторинг по оценке фактического уровня удовлетворённости получателей государственных услуг (граждан и работодателей) полнотой и качеством государственных услуг в сфере занятости населения и выработкой мер по его повышению.
В перечень государственных услуг в сфере занятости населения, по которым проводилась оценка уровня удовлетворённости граждан — получателей государственных услуг, вошли следующие услуги:
• содействие в поиске подходящей работы;
• по профессиональному обучению;
• по профессиональной ориентации;
• общественные и временные работы;
• содействие самозанятости безработных граждан;
• участие в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест.
Исследование уровня востребованности государственных услуг гражданами показало, что на вопрос «Какими услугами в Центре занятости населения вы уже воспользовались?» подавляющее большинство граждан ответили «содействие в поиске подходящей работы» (80,7%). Значительно меньше граждан воспользовались услугами по профориентации и психологической поддержке (28,3%). Приняли участие в ярмарках вакансий 22,0% респондентов. Получили направление на профессиональное обучение 20,8% опрошенных (см. рис. 1).
Содействие в поиске подходящей работы
Профессиональная ориентация и всихологическая поддержка
Участие в ярмарке вакансий и учебных рабоичх мест
Профессиональное обучение
Общественные и временные работы
Содействие самозанятости безработных граждан
Рис.1. Ранжирование наиболее востребованных гражданами услуг, %
В перечень государственных услуг (см. рис. 2), по которым проводилась оценка уровня удовлетворённости работодателей — получателей государственных услуг, вошли:
• содействие в подборе необходимых работников;
• участие в проведении ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
• общественные и временные работы;
• выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников.
28,3
22
20,8
15,4
80,7
12,7
Содействие в подборе необходимых работников
Участие в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест
Общественные и временные работы
Выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников
89,5
45,2
29,8
12
Рис. 2. Ранжирование наиболее востребованных работодателями услуг, %
Наиболее востребованной со стороны работодателей оказалась услуга по подбору подходящих работников (89,5%). Участвовали в проведении ярмарок вакансий и учебных рабочих мест 45,2% работодателей. Были задействованы в общественных и временных работах — 29,8 %. И лишь незначительная часть респондентов (12,0%) была заинтересована в привлечении иностранных работников, что особенно странно на фоне наблюдаемого в последние годы снижения квот на привлечение иностранной рабочей силы (см. таблицу 1).
Таблица 1
Интегральный уровень удовлетворённости граждан и работодателей в 2011 г., %
Субъект РФ Граждане Работодатели
Российская Федерация 85,4 81,8
ЦФО
Воронежская область 94,7 89,1
Калужская область 81,0 75,8
Костромская область 91,1 79,9
Московская область 77,3 94,2
Тверская область 94,4 97,3
Тульская область 94,9 95,4
Продолжение таблицы 1
Ф
Субъект РФ Граждане Работодатели
Ярославская область 93,4 79,2
г. Москва 90,2 69,0
СЗФО
Ленинградская область 93,2 75,7
г. Санкт-Петербург 68,7 74,0
ЮФО
Волгоградская область 85,0 67,2
Ростовская область 70,7 97,3
СКФО
Республика Дагестан 94,8 95,3
Чеченская Республика 78,7 92,5
ПФО
Кировская область 84,8 68,1
Нижегородская область 90,3 91,5
Оренбургская область 90,6 66,2
Пермский край 77,1 90,9
Саратовская область 84,3 68,0
Республика Татарстан 84,6 89,4
Ульяновская область 62,8 66,2
УФО
Свердловская область 89,1 84,8
Тюменская область 78,0 61,4
СФО
Алтайский край 99,4 99,4
Красноярский край 87,8 88,5
Новосибирская область 90,4 85,9
ДФО
Приморский край 77,5 81,4
Хабаровский край 76,1 77,1
#
Данные таблицы 1 показывают, что лидирующие позиции по уровню удовлетворённости граждан полнотой и качеством государственных услуг по результатам опроса занимают Алтайский край, Тульская область, Республика Дагестан, Воронежская, Тверская, Ярославская области. Относительно низкие показатели по уровню удовлетворённости граждан отмечаются в Ульяновской области и в г. Санкт-Петербурге.
Наиболее высокие показатели уровня удовлетворённости работодателей отмечены в Алтайском крае, Тверской, Ростовской, Тульской областях, Республике Дагестан. Относительно низкие показатели — в Оренбургской, Ульяновской, Тюменской областях.
Полученные данные по уровню удовлетворённости граждан позволяют утверждать, что существенные различия в оценках уровней удовлетворённостей по отдельным услугам среди мужчин и женщин практически отсутствуют. Уровень образования респондентов также не оказывает существенного влияния на уровень удовлетворённости.
С увеличением возраста респондентов увеличивается уровень неудовлетворённости по услугам в содействии гражданам в поиске подходящей работы, профобучении и профориентации. По самозанятости больше оказалось неудовлетворённых среди самой молодой возрастной группы до 29 лет.
Среди городских жителей уровень неудовлетворённости больше, чем среди сельских жителей по всем государственным услугам.
Оценка уровня удовлетворённости среди работодателей свидетельствует, что представители государственных организаций в отличие от организаций иных форм собственности оказались менее удовлетворёнными при получении услуг по содействию в подборе необходимых работников и при получении заключений о привлечении и об использовании иностранных работников.
Интересен тот факт, что уровень удовлетворённости снижается при росте численности работников организации.
Проведённый анализ позволяет установить ранги возможных причин, оказавших негативное воздействие на оценки как граждан, так и работодателей в отношении удовлетворённости полнотой и качеством предоставляемых услуг.
Граждане среди основных причин неудовлетворённости отметили ограниченный выбор или отсутствие подходящих вакансий, низкий уровень предлагаемых зарплат, а также завышенные требования работодателей (см. таблицу 2).
Работодатели среди основных причин неудовлетворённости отметили недостаток требующихся специалистов, ограниченный выбор соискателей работы, их низкую квалификацию (см. таблицу 3).
Один из вопросов анкет касался общей оценки деятельности органов службы занятости (см. таблицу 4). Среди граждан в целом по всем регионам, включая городских и сельских жителей, результаты оказались вполне благополучными.
Таблица 2
Ранжирование причин снижения удовлетворённости получателей услуг — граждан, %
Основные причины низкой удовлетворённости получателей услуг - граждан Доля
Ограниченный выбор или отсутствие подходящих вакансий, предложения заведомо не подходящих вакансий 43,1
Низкий уровень предлагаемых зарплат 19,7
Завышенные требования работодателей 15,6
Возраст, проблемы со здоровьем 10,4
Удалённость места работы от дома 4,5
Отсутствие опыта по предлагаемой работе 3,8
Затянувшиеся процедуры оформления документов 2,9
Таблица 3
Ранжирование причин снижения удовлетворённости получателей услуг — работодателей, %
Ф
Основные причины низкой удовлетворённости получателей услуг - работодателей Доля
Низкая квалификация соискателей, недостаток требующихся специалистов, соискатели не соответствуют требованиям 44,8
Ограниченный выбор соискателей работы 20,8
Незаинтересованность соискателей в данной работе 16,4
Завышенные требования соискателей по зарплате, режиму и условиям труда 7,8
Проблемы со здоровьем, возрастом, опытом соискателей 6,0
Усложнённое оформление документов 2,8
Не на все заявленные вакансии присылают соискателей 1,4
#
Таблица 4
Оценка гражданами работы центров занятости населения по предоставлению государственных услуг по субъектам России, %
Субъект РФ Высокая Удовлетворительная Низкая
Российская Федерация 41,6 54,4 3,7
ЦФО
Воронежская область 64,3 35,1 0,6
Калужская область 24,5 69,3 6,2
Костромская область 54,1 43,0 2,9
Московская область 35,1 64,4 0,4
Продолжение таблицы 4
Ф
Субъект РФ Высокая Удовлетворительная Низкая
Тверская область 58,7 40,7 0,6
Тульская область 58,9 39,0 2,1
Ярославская область 44,4 55,3 0,3
г. Москва 41,8 55,6 2,6
СЗФО
Ленинградская область 35,3 58,2 6,4
г. Санкт-Петербург 30,4 65,9 3,9
ЮФО
Волгоградская область 40,4 50,8 8,8
Ростовская область 11,4 87,5 1,1
СКФО
Республика Дагестан 36,8 61,8 1,4
Чеченская республика 35,7 61,2 3,1
ПФО
Кировская область 22,7 73,3 4,0
Нижегородская область 42,2 56,9 0,9
Оренбургская область 53,1 45,4 1,4
Пермский край 24,7 66,2 9,1
Саратовская область 48,6 45,8 5,6
Республика Татарстан 19,1 71,1 9,8
Ульяновская область 39,8 47,5 12,7
УФО
Свердловская область 59,7 38,4 2,0
Тюменская область 34,5 61,1 4,4
СФО
Алтайский край 74,8 21,2 4,0
Красноярский край 45,2 52,8 2,1
Новосибирская область 56,3 40,9 2,8
ДФО
Приморский край 44,1 50,7 5,2
Хабаровский край 33,3 63,3 3,3
Ф
Показатели оценки гражданами работы центров занятости населения по предоставлению государственных услуг свидетельствуют об определённой эффективности их деятельности. В большинстве ответов респондентов
ф
высказано мнение о достижении положительных результатов. Наиболее высокие положительные показатели (высокий и удовлетворительный уровень — суммарно) отмечаются в Ярославской, Московской, Воронежской, Тверской, Нижегородской областях.
При этом необходимо отметить в ряде субъектов Российской Федерации превалирование высокого уровня оценки гражданами работы центров занятости населения по предоставлению государственных услуг в общем объёме положительной оценки: в Алтайском крае, Воронежской, Свердловской, Тульской, Тверской областях.
Наименьшая доля оценивших работу центров занятости положительно по итогам опроса зарегистрирована в Ульяновской области.
Система мониторинга при дальнейшем развитии и совершенствовании должна стать источником повышения полноты и качества оказания государственных услуг, инструментом контроля. Результаты мониторинга смогут способствовать тому, что государственные услуги станут более прозрачными, эффективными и доступными.
Вторым направлением осуществления государственной политики в области содействия занятости являются дополнительные мероприятия на рынке труда, т. е. мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей на оборудованные (оснащённые) для них рабочие места.
В 2012 г. на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации было перечислено 1,5 млрд рублей из средств федерального бюджета [Мониторинг и оценка качества., 2013].
В 15 субъектах Российской Федерации (республиках Северного Кавказа, республиках Адыгея, Алтай, Бурятия, Калмыкия, Марий Эл и Тыва, Алтайском, Забайкальском краях и Курганской области), отнесённых к территориям с напряжённой ситуацией на рынке труда, дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряжённости на рынке труда, состояли в следующем:
• опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, включая работников, находящихся под риском увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников);
• стажировка выпускников учреждений профессионального образования, в том числе в других субъектах Российской Федерации;
• профессиональное обучение и аттестация ищущих работу граждан с целью получения документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию;
• стимулирование работодателей, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации с уровнем регистрируемой безработицы ниже среднероссийского показателя, к замещению свободных рабочих мест (вакантных должностей) признанными в установленном порядке безработными гражданами и гражданами, ищущими работу, проживающими в субъектах Российской Федерации с напряжённой ситуацией на рынке труда;
• содействие трудоустройству безработных граждан на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных, открывших собственное дело в рамках региональных программ по снижению напряжённости на рынке труда.
Общая численность участников мероприятий составила более 35 тыс. человек, в том числе в дополнительных мероприятиях по снижению напряжённости на рынке труда приняло участие более
20,5 тыс. человек.
По состоянию на 1 ноября 2012 г. в мероприятии по содействию трудоустройству многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, приняли участие 11030 человек или 76% от запланированной численности участников мероприятия, из них: 6446 человек — незанятые инвалиды, 1065 человек — родители, воспитывающие детей-инвалидов, 3519 человек — многодетные родители.
В регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда в рамках специальных мероприятий дополнительно (без учёта инвалидов и родителей многодетных семей) прошли опережающее обучение 5,6 тыс. человек, приняло участие в стажировках в других субъектах Российской Федерации — 6,2 тыс. человек, прошли аттестацию 1,9 тыс. человек, было трудоустроено в других субъектах Российской Федерации в рамках программы стимулирования работодателей 2,0 тыс. человек, было трудоустроено безработных на дополнительно созданные рабочие места предприятий, организованных на полученные в 2009-2011 гг. субсидии — 8,9 тыс. человек. При этом суммарное число участников дополнительных мероприятий оказалось почти на 13% выше запланированного [Мониторинг и оценка качества., 2013].
В 2012 г. целях расширения возможностей для обеспечения занятости граждан предпенсионного и пенсионного возраста в Российской Федерации был реализован комплекс мер, направленных на обеспечение занятости граждан этой категории. Особое внимание уделялось таким направлениям, как:
• развитие программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
• развитие стимулов к трудоустройству граждан предпенсионного и пенсионного возраста;
• организация специализированных ярмарок вакансий;
• осуществление мероприятий по недопущению возрастной дискриминации на рынке труда.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд) подготовлен законопроект, который предусматривает внесение изменений в закон «О занятости населения в Российской Федерации» в части наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан пенсионного возраста, желающих вернуться к трудовой деятельности, а также запрещения распространения работодателем или его представителем информации о вакантных рабочих местах (должностях), содержащей ограничения дискриминационного характера, в том числе по возрасту.
Следующим важным направлением осуществления государственной политики в области содействия занятости является регулирование внешней трудовой миграции.
В 2012 г. совместно с субъектами Российской Федерации Минтрудом России осуществлялась работа по определению потребности в иностранных работниках на 2013 г. В результате Правительством Российской Федерации определена потребность Российской Федерации в привлечении 1,7 млн иностранных работников, утверждены квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в размере 1,7 млн разрешений и квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в размере 410 тысяч приглашений. Распределение потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам отражает тенденции развития рынка труда, сопровождающиеся увеличением спроса на квалифицированные рабочие кадры, которые составляют 79%.
В целях увеличения численности квалифицированных иностранных специалистов на российском рынке труда, повышения заинтересованности работодателей в привлечении квалифицированных работников Минтрудом России издан приказ от 3 декабря 2012 г. № 568н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них
профессии (специальности), на которых квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации не распространяются, на 2013 год». Данный перечень содержит 59 профессий, в том числе инженерных специальностей [Прогноз баланса., 2013].
Ежегодное установление указанных квот и ограничений привлечения иностранных работников в отдельные виды экономической деятельности способствует обеспечению приоритетного права на трудоустройство российских граждан, снижению безработицы, стимулирует работодателей к приёму на работу российских граждан.
В 2012 г. продолжилась работа по совершенствованию миграционного законодательства.
Четвёртое важное направление осуществления государственной политики в области содействия занятости — более широкое использование и применение современных информационных систем и технологий.
Постоянно развиваются и совершенствуются Интернет-ресурсы, дальнейшее развитие получили ведомственные информационные системы, проведены обширные мероприятия по информированию и консультированию безработных граждан, работников предприятий и работодателей. Всё это не только существенно повышает качество работы, но и способствует дальнейшему росту общественного и профессионального авторитета органов службы занятости и государственных инспекций труда.
В 2012 г. получила дальнейшее развитие автоматизированная информационная система «Регистры получателей услуг». В настоящее время сотрудники Роструда и специалисты органов службы занятости в субъектах Российской Федерации могут получать и обрабатывать информацию по 378 запросам, касающихся разнообразных аспектов предоставления государственных услуг в сфере занятости. Количество обращений к библиотеке запросов АИС РПУ за 2012 г. в целом по Российской Федерации составило 725 тыс. запросов, что на 200 тыс. больше, чем в 2011 г.
Постоянно расширяются возможности информационного портала «Работа в России». Посетителям Портала, а это широкая аудитория соискателей работы и работодателей, доступны два общероссийских банка данных — Общероссийский банк вакансий и Общероссийский банк соискателей работы, что уже сегодня играет существенную роль в повышении мобильности рабочей силы и регулировании внутренней трудовой миграции.
Для примера достаточно сказать, что, количество рабочих мест в общероссийском банке вакансий по состоянию на 1 февраля 2013 г. составляло около 1 млн 415 тыс. вакансий, из которых почти 43 тыс. (по состоянию на 11.02.2013) — это рабочие места для лиц с ограниченными возможностями. Другой пример — в общероссийском банке соискателей работы на середину февраля 2013 г. было размещено 6634 анкеты соискателей, готовых к переселению для трудоустройства в другую местность.
Обновление информации на Портале происходит ежедневно в автоматическом режиме. За прошедший год портал посетили более чем 2,7 млн пользователей, при этом страницы раздела «Поиск работы» были просмотрены свыше 57 млн раз. Всего же за весь период его работы уже зафиксировано свыше 7 млн обращений пользователей Интернета к информационному ресурсу, а количество просмотров различных страниц портала составило почти 160 млн раз. В 2012 г. на портале Федеральной службы по труду и занятости был внедрён сервис для слабовидящих [Итоги года., 2013].
Пятое важное направление осуществления государственной политики в области содействия занятости — информационно-пропагандистские мероприятия по повышению правовой грамотности населения в сфере трудовых отношений.
В частности в 2012 г. Рострудом была проведена широкая информаци-онно-пропагандистскя кампания в данном направлении.
Центральным информационным событием проводимой компании стало 130-летие надзора в сфере труда в России. К этой дате Рострудом проведена всероссийская информационная акция, направленная на привлечение внимания граждан к вопросам соблюдения законодательства о труде. 16 мероприятий акции прошли в каждом из федеральных округов Российской Федерации. В Воронеже и Южно-Сахалинске состоялись флэшмобы, в Краснодарском крае и Петропавловске-Камчатском прошли велопробеги. В других регионах были также проведены разнообразные памятные и информационные мероприятия. Федеральная информационная акция завершилась международной конференцией, в которой приняли участие свыше 250 человек.
В 2012 г. на базе Государственной инспекции труда (ГИТ) в Кировской области был открыт первый в России экспозиционно-информационный центр. Центр оснащён современными мультимедийными средствами, наглядными материалами для проведения обучающих семинаров, лекций, аудио- и видеоконференций. Сегодня рассматривается возможность распространения этого опыта в других регионах (Удмуртия, Новосибирск, Кемерово).
Государственными инспекциями труда проведены мероприятия в рамках «Всемирного дня охраны труда». В большинстве субъектов Российской Федерации к этому дню были приурочены пресс-конференции, совещания,
церемонии вручения «Сертификатов доверия работодателю». В преддверии праздника инспекциями труда были проведены многочисленные занятия в школах и вузах, в ходе которых учащимся разъяснялись основы трудового законодательства и норм охраны труда. В ряде регионов России проведены конкурсы детского рисунка.
В целом за 2012 г. государственными инспекциями труда проведено 1133 публичных мероприятия с участием средств массовой информации, в том числе 544 семинара и 128 пресс-конференций. Подготовлены для выхода и опубликованы в СМИ свыше 13 тыс. информационных материалов. Практически во всех регионах использовались наиболее эффективные радио- и телеканалы распространения информации, через которые были распространены почти 3 тыс. сообщения. Свыше 8 тыс. информационных блоков были опубликованы на сторонних информационных ресурсах сети Интернет.
На портале Роструда было размещено свыше 45 тыс. материалов. Более половины из них — ответы гражданам на обращения, оставленные ими в разделе «Вопросы и ответы». Число обращений граждан к официальному сайту Роструда превысило 3,2 млн раз [Итоги года., 2013].
По данным социологических исследований — более половины граждан России (59%) оценивают свой уровень правовой грамотности в области трудового законодательства как средний и выше, 44% граждан выделяют в числе прочих необходимых мероприятий для повышения этого уровня именно проведение федеральных информационно-разъяснительных кампаний.
Итогом проведённых мероприятий стало то, что в течение года экономически активный гражданин Российской Федерации мог 1-2 раза получить распространяемую информацию о соблюдении трудового законодательства. В целях дальнейшего роста правовой грамотности граждан и устранения разрыва степени информированности в региональном разрезе в 2013 г. запланирована разработка единого порядка информационного сопровождения деятельности Роструда и его территориальных органов с использованием средств публичного информирования.
Все приведённые выше и ряд других важных направлений осуществления государственной политики в области содействия занятости нашли отражение в утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2149-р Государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения».
В качестве основных направлений Программы определены:
• реализация мероприятий активной политики занятости населения;
• реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации;
• повышение трудовой мобильности населения;
• совершенствование системы социальной поддержки безработных граждан;
• совершенствование механизмов привлечения и использования иностранной рабочей силы;
• развитие институтов рынка труда.
• реализация программы рассчитана на период 2013-2020 гг.
С учётом мероприятий и показателей, обозначенных в этом документе, определена основная цель Программы — создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда. Для достижения поставленной цели выделены три задачи:
1. Предотвращение роста напряжённости на рынке труда.
2. Привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики.
3. Содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан.
Основными ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
• создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;
• предотвращение роста напряжённости на рынке труда за счёт минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы, создания в период с 2013 по 2015 г. ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;
• удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на квалифицированную рабочую силу за счёт внешней трудовой миграции;
• снижение численности иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации;
• создание основы для приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда путём утверждения к 2015 г. не менее 800 профессиональных стандартов;
• обеспечение сохранения здоровья работников за счёт улучшения условий их труда;
• обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;
• поддержание социальной стабильности в обществе.
Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» [Государственная программа., 2012] и умеренно-оптимистичный сценарий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг., разработанный Минэкономразвития России, позволяют сделать примерный прогноз баланса трудовых ресурсов на 2013-2015 гг.
Так, в связи с посткризисным восстановлением экономики численность занятых в экономике увеличится с 67,7 млн человек в 2011 г. до 68,1 млн человек в 2013 г.
В 2013-2015 гг. в связи с сокращением численности населения трудоспособного возраста прогнозируется снижение численности трудовых ресурсов (примерно на 1 млн человек ежегодно), что приведёт к снижению численности занятых в экономике. При этом негативные демографические тенденции будут смягчены ростом численности работающих лиц старше пенсионного возраста (их удельный вес в численности трудовых ресурсов возрастет с 9,6% в 2011 г. до 10,5% в 2015 г.) и иностранных трудовых мигрантов (с 2,1% до 2,9% соответственно). В результате численность занятых в экономике в 2013 г. снизится на 0,2 млн человек, в 2014 г. — на 0,3 млн человек, в 2015 г. — на 0,4 млн человек.
За счёт перераспределения трудовых ресурсов структура занятых в экономике изменится в сторону сокращения удельного веса занятых в сельском хозяйстве, охоте и лесоводстве (с 9,7% в 2011 г. до 8,6% в 2015 г.), обрабатывающих производствах (с 15,2% до 14,3% соответственно). Возрастёт удельный вес занятых в строительстве (с 8,1% до 8,8% соответственно), операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг (с 8,1% до 8,5% соответственно), оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (с 18,0% до 18,5% соответственно). На 0,2-0,3% увеличится удельный вес занятых в следующих видах экономической деятельности: финансовая деятельность; гостиницы и рестораны; транспорт и связь.
На фоне роста экономики ожидается снижение численности безработных граждан до 1180 тыс. человек в 2013 г. и стабилизация её на этом уровне до 2015 г. [Прогноз баланса., 2013].
Ближайшие несколько лет — это годы, открывающие новый этап в развитии и совершенствовании всей системы социально-трудовых отношений. При этом вопросы, связанные с модернизации всей социально-трудовой сферы страны остаются предметом особо пристального внимания со стороны Президента и Правительства Российской Федерации. Поэтому сейчас, когда взят курс на модернизацию и обновление всех сторон общественной жизни, как никогда актуально стоит задача мощной научной поддержки создания современной модели социально-трудовых отношений. В этих условиях Институт социологии РАН может стать головной научной структурой, которая в кооперации с другими институтами РАН, обеспечит:
• научную разработку вопросов, связанных со стабильным и поступательным развитием российского общества и национальной экономики, реализацией прав граждан на продуктивный труд и социальные гарантии, защитой их трудовых прав, обеспечением безопасных условий труда;
• экспертное и аналитическое сопровождение государственных и межгосударственных программ, проектов, законов, указов и других нормативных актов федеральных органов власти, субъектов Российской Федерации в контексте их социальных и демографических последствий;
• организацию и проведение социолого-статистического мониторинга социально-трудовой сферы и на основе его материалов — совершенствование методик прогнозирования рынка труда с целью обеспечения рачительного расходования финансовых средств.
Литература
Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты населения. URL: http://www.rosmintrud.ru/ministrv/ programms/3/1 (Дата обращения 25. 04.2013).
Итоги года: развитие занятости и трудовых отношений [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты населения. URL: http:// www.rosmintrud.ru/labour/20/18 (Дата обращения 15.04.2013).
Мониторинг и оценка качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения (по итогам деятельности органов службы занятости в 2012 году) [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты населения. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/ mintrud/migration/13 (Дата обращения 17. 04.2013).
Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2013-2015 годы [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты населения. URL: http://www.rosmintшd. ги/етріоутепі/ етр1оутеп1:/298 (Дата обращения 15.04.2013).
Протокол № 1расширенного заседания Коллегии Роструда от 20 февраля 2013 г. [Электронный ресурс] // Федеральная служба по труду и занятости. URL: http://www.rostrud.ru/documents/21/ xPages/item.4367.html (Дата обращения 04. 04.2013).
Стенограмма выступления главы Минтруда России Максима Топилина на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты населения.
URL: http://www.rosmintrud.ru/socia1/demography/34 (Дата обращения 07.05.2013).
Тезисы выступления 12 апреля 2013 г. Министра труда и социальной защиты Российской Федерации М. А. Топилина на расширенном заседании коллегии Минтруда России «Об итогах работы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в 2012 году и задачах на 2013 год» [Электронный реФ сурс] // Министерство труда и социальной защиты населения. ф
URL: http://www.rosmintrud.гu/socia1/socia1/140 (Дата обращения 17. 04.2013).