Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БИОМЕТРИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ'

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БИОМЕТРИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / общественное мнение / биометрические персональные данные / единая биометрическая система / Центр Биометрических Технологий / геномная регистрация / дактилоскопическая регистрация / digitalization / public opinion / biometric personal data / unified biometric system / Center for Biometric Technologies / genomic registration / fingerprint registration

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А В. Карпушина

социальные процессы сегодня требуют общественной оценки. Это позволяет выстраивать наиболее эффективные отношения и помогает избежать негативных тенденций в государстве. Правовая сфера не является исключением. Часто законопроекты проходят обсуждение, в том числе и с общественными организациями, в ведении которых находится деятельность, требующая законодательного регулирования. Биометрические персональные данные – новое направление в области информационного и административного права, и часто процессы, связанные с правовым регулированием этих данных, требуют общественной оценки. В статье автор проводит анализ действующего законодательства по вопросам, связанным с биометрическими персональными данными, в контексте общественного отношения к исследуемым данным. Цель анализа заключается в углублении правового знания в области биометрии, а следовательно, в постановке проблем, требующих совершенствования действующего законодательства. Автор обосновывает необходимость создания эффективной системы, которая сможет удовлетворить требования общества к обеспечению безопасности сбора, обработки и хранения биометрических персональных данных. Важным аспектом является формирование позитивного общественного мнения к процессам развития цифровизации, в том числе посредством использования биометрики, которая способна повысить безопасность данных и качество предоставляемых дистанционно государственных и иных услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY AREAS OF LEGAL REGULATION OF BIOMETRIC PERSONAL DATA

social processes today require public assessment. This allows you to build the most effective relationships and helps to avoid negative trends in the state. The legal field is no exception. Draft laws are often discussed, including with public organizations responsible for activities requiring legislative regulation. Biometric personal data is a new trend in the field of information and administrative law, and often the processes related to the legal regulation of this data require public assessment. In the article, the author analyzes the current legislation on issues related to biometric personal data in the context of public attitudes towards the data under study. The purpose of the analysis is to deepen legal knowledge in the field of biometrics, and therefore to pose problems that require improvement of current legislation. The author substantiates the need to create an effective system that can meet the requirements of society to ensure the security of the collection, processing and storage of biometric personal data. An important aspect is the formation of a positive public opinion towards the development of digitalization, including through the use of biometrics, which can improve data security and the quality of remotely provided government and other services

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БИОМЕТРИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ»

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БИОМЕТРИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

PRIORITY AREAS OF LEGAL REGULATION OF BIOMETRIC PERSONAL DATA

УДК 342.72

А.В. КАРПУШИНА,

адъюнкт

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

ANNA V. KARPUSHINA,

Postgraduate (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: социальные процессы сегодня требуют общественной оценки. Это позволяет выстраивать наиболее эффективные отношения и помогает избежать негативных тенденций в государстве. Правовая сфера не является исключением. Часто законопроекты проходят обсуждение, в том числе и с общественными организациями, в ведении которых находится деятельность, требующая законодательного регулирования. Биометрические персональные данные - новое направление в области информационного и административного права, и часто процессы, связанные с правовым регулированием этих данных, требуют общественной оценки. В статье автор проводит анализ действующего законодательства по вопросам, связанным с биометрическими персональными данными, в контексте общественного отношения к исследуемым данным. Цель анализа заключается в углублении правового знания в области биометрии, а следовательно, в постановке проблем, требующих совершенствования действующего законодательства. Автор обосновывает необходимость создания эффективной системы, которая сможет удовлетворить требования общества к обеспечению безопасности сбора, обработки и хранения биометрических персональных данных. Важным аспектом является формирование позитивного общественного мнения к процессам развития цифровизации, в том числе посредством использования биометрики, которая способна повысить безопасность данных и качество предоставляемых дистанционно государственных и иных услуг.

Ключевые слова: цифровизация, общественное мнение, биометрические персональные данные, единая биометрическая система, Центр Биометрических Технологий, геномная регистрация, дактилоскопическая регистрация.

Для цитирования: Карпушина А.В. Приоритетные направления правового регулирования биометрических персональных данных // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2024. - № 4. - С. 100-105.

Annotation: social processes today require public assessment. This allows you to build the most effective relationships and helps to avoid negative trends in the state. The legal field is no exception. Draft laws are often discussed, including with public organizations responsible for activities requiring legislative regulation. Biometric personal data is a new trend in the field of information and administrative law, and often the processes related to the legal regulation of this data require public assessment. In the article, the author analyzes the current legislation on issues related to biometric personal data in the context of public attitudes towards the data under study. The purpose of the analysis is to deepen legal knowledge in the field of biometrics, and therefore to pose problems that require improvement of current legislation. The author substantiates the need to create an effective system that can meet the requirements of society to ensure the security of the collection, processing and storage of biometric personal data. An important aspect is the formation of a positive public opinion towards the development of digitalization, including through the use of biometrics, which can improve data security and the quality of remotely provided government and other services.

Keywords: digitalization, public opinion, biometric personal data, unified biometric system, Center for Biometric Technologies, genomic registration, fingerprint registration.

For citation: Karpushina A.V. Priority areas of legal regulation of biometric personal data // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2024. - № 4. - P. 100-105.

Развитие правовой культуры в современных условиях во многом складывается под влиянием общественного мнения. Оно представляет собой важный инструмент взаимодействия государства и общества. Как отмечал в своей статье А.В. Красюков, исследование различных факторов и определение их потенциала позволяют выявить наиболее оптимальные пути воздействия государства на социальные группы и граждан [5, с. 76]. Качественно подготовленные опросы (анкетирования) позволяют сформировать понимание о существующих в обществе суждениях о принятых (либо готовящихся к принятию) нормативных правовых актах, чтобы впоследствии скорректировать их с учетом общественного мнения.

В настоящее время особое внимание уделяется правовому регулированию вопросов, связанных с биометрическими персональными данными. В своей работе Т.А. Полякова и И.С. Бойченко отмечали, что этот вопрос является социально значимым и волнующим общество [2, с. 28]. Перед государством стоит сложная задача - создание системы по использованию биометрических персональных данных, не вызвав у общества негативного отношения к сбору, обработке и хранению таких данных.

Неслучайно при принятии Федерального закона от 29.12.2022 № 572-ФЗ «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - ФЗ № 572-ФЗ)1, учитывалось общественное мнение. Так, в рассмотрении законопроекта участвовали экспертное сообщество, представители Русской православной церкви и Совета по правам человека2. Указанный законодательный акт был принят уже с внесенными в него поправками и замечаниями общественности. И, как отметил Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Вячеслав Володин, такой консенсус позволил избежать создания «цифрового ГУЛАГа».

1 Федеральный закон от 29.12.2022 № 572-ФЗ «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2023. - № 1 (часть I). - Ст. 19.

2 Как государство защитит биометрические данные россиян [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. - URL: http://duma.gov.ru/news/56087/ (дата обращения 09.01.2024).

В связи с этим интерес вызвали опубликованные на сайте Центра Биометрических Технологий результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, по данным опроса которого, с понятием «биометрия» знакомы более половины опрошенных россиян (55%)3.

Тот факт, что значительная часть граждан не знакома с таким понятием, как биометрические персональные данные, говорит не о том, насколько не развита система таких данных, а о том, сколько граждан находится в потенциальной опасности, выражающейся в возможных мошеннических действиях в данной области в связи с непониманием субъекта правонарушения, на который совершено посягательство.

Сегодня биометрические персональные данные часто являются ключом для совершения оплаты покупок, использования банковских сервисов, предоставления проезда в транспорте, а также проведения государственных и юридически значимых услуг. И совершение мошеннических действий в отношении каждой из перечисленных процедур при утечке биометрии может принести значительный ущерб для граждан, особенно учитывая уникальность биологических, физиологических и поведенческих характеристик человека.

Вместе с тем у респондентов нет четкого понимания того, что относится к биометрическим персональным данным. Так, опрашиваемые указали биометрию как биометрические данные в целом - 35%, отпечатки пальцев - 17%, внешность - 9% и сетчатка глаза - 7%4. Это подчеркнуло уже существующую проблему. Понятие «биометрические персональные данные» закреплено в ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - ФЗ № 152-ФЗ). Данное определение не предполагает установление рамочного характера и позволяет отнести к биометрии значительный перечень биологических и физиологических характеристик человека. На эту проблему указывали многие современные исследователи Н.И. Платонова, А.В. Минбалеев, С.В. Баженов, В.Е. Дивольд, А.А. Морозов и др. К сожалению, в настоящее время этот вопрос остается открытым, и на законодательном уровне не принято решение о внесении изменений в определение

3 Более половины опрошенных россиян знают о биометрии - опрос ВЦИОМ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центра Биометрических Технологий. - URL: https://ebs.ru/ news/?ELEMENT_ID=2675733 (дата обращения: 09.01.2024).

4 Более половины опрошенных россиян знают о биометрии - опрос ВЦИОМ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центра Биометрических Технологий. - URL: https://ebs.ru/

news/?ELEMENT_ID=2675733 (дата обращения: 09.01.2024).

биометрических персональных данных и установления их конкретного перечня.

Изучая правовые аспекты использования биометрики, можно отметить, что к законодательно защищенным данным рассматриваемой категории можно отнести геномную информацию, дактилоскопию, запись голоса человека, полученную с помощью звукозаписывающих устройств, и изображение лица человека, полученное с помощью фотовидеоустройств.

Немаловажным является и тот факт, что в большей части правовое регулирование производится по каждой категории отдельно. Например, порядок сбора, обработки и хранения геномной информации регулируется Федеральным законом от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации». Полученный геном хранится в Федеральной базе данных геномной информации. Необходимо отметить, что геномная регистрация может быть как добровольной, так и обязательной.

Аналогично с геномной информацией дактилоскопия регулируется отдельным законодательным актом - Федеральным законом от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», при проведении идентификации личности человека по отпечаткам пальцев (ладоней) рук в режиме реального времени с использованием централизованной интегрированной автоматизированной дактилоскопической информационной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации5. Как и геномная регистрация, дактилоскопия бывает добровольной и обязательной.

Если рассматривать способ получения информации, то запись голоса и изображение лица человека отличаются от двух рассмотренных раннее биометрических характеристик. Запись голоса и изображение лица человека могут быть представлены только добровольно, и подлежат регистрации в государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных». Регулирование правоотношений с использованием последних рассмотренных характеристик осуществляется в соответствии с Федеральным

5 Приказ МВД России от 19 июня 2018 г. № 384 «Об утверждении Порядка проведения идентификации личности человека по отпечаткам пальцев (ладоней) рук в режиме реального времени и Перечня категорий лиц, в отношении которых обязательная государственная дактилоскопическая регистрация не проводится в случае идентификации их личности в результате проверки по отпечаткам пальцев (ладоней) рук в режиме реального времени» [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. - URL: https://mvd.consultant.ru/documents/1056542 (дата обращения: 09.01.2024).

законом от 29 декабря 2022 г. № 572-ФЗ «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных».

Тот факт, что каждая характеристика регулируется отдельными правовыми актами одновременно является и плюсом, и минусом системы права в данной области. Минус заключается в том, что на сегодняшний день нет единого нормативного правового акта по определению биометрии, а существующий ФЗ № 152-ФЗ в недостаточной степени уделяет внимания данной отрасли персональных данных. Плюсом можно указать, что выделение отдельных нормативных правовых актов позволяет более детально урегулировать правовые вопросы по каждому виду биометрии, однако многие положения законодательных актов дублируются.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что рациональным было бы создание общего нормативного правового акта по регулированию сбора, обработки и хранения биометрических персональных данных. Такую позицию озвучивают авторы В.Х. Каримов и С.В. Яценко. В своей статье они предлагают создать отдельный от закона о персональных данных нормативный правовой акт, который мог бы определить биометрические характеристики, а также их носителей, подлежащих обязательной и добровольной регистрации, процедуру проведения, права и обязанности участников [3, с. 32]. Исследователи обращали внимание на то, что необходимо предусмотреть меры ответственности за правонарушения, связанные со сбором, обработкой и хранением биометрических персональных данных. До недавнего времени этот вопрос был не урегулирован.

Однако в декабре 2023 года были приняты поправки в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ)6. Впервые была введена ответственность за правонарушения в области биометрических персональных данных как отдельной категории. В соответствии с новой статьей 13.11.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований в области размещения биометрических персональных данных граждан. Так, за незаконное размещение и обновление таких данных вводятся штрафы: для должностных лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. рублей и для организаций - от 500 тыс. до 1 млн рублей7.

6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1.

7 Усиливается защита персональных биометрических данных [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. - URL: http://duma.gov.ru/news/58432/ (дата обращения: 12.02.2024).

ТРИБУНА

молодого ученого

При формировании института административной ответственности в области биометрии представляет особый интерес выбор должностных лиц, имеющих право составления протоколов и рассмотрения дел об административных правонарушениях. В соответствии с поправками в случае составления протоколов должностными лицами Роскомнадзора рассматривать дела о нарушении размещения и обновления биометрических сведений будут суды. Кроме того, в пределах своих полномочий такие дела сможет рассматривать Центральный банк Российской Федерации.

Законодатель наделяет правом на составление протоколов Роскомнадзор, оставляя в стороне органы внутренних дел. При этом, хотелось бы отметить, что не так давно в МВД России создано новое структурное подразделение - Департамент информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ТСиЗИ МВД России).

Согласно основной информации, представленной на сайте МВД России, ДИТСиЗИ МВД России охватывает огромную сферу в области защиты и совершенствования информационных и телекоммуникационных технологий, автоматизированных информационных систем, систем и средств связи, обеспечивает защиту использования электронной подписи, а также организовывает деятельность подразделений МВД России, территориальных органов МВД России по переходу на предоставление государственных услуг в электронном виде, в том числе мониторинг качества предоставления государственных услуг (функций)8. Исходя из этих перечисленных функций, можно отметить, что роль в сборе, обработке и хранении биометрических персональных данных очевидна и не менее важна, но при этом полиция не наделена правом привлекать правонарушителей к административной ответственности в рамках ст. 13.11.3 КоАП РФ.

Бесспорно, за последние годы МВД России получило колоссальное развитие в области пресечения правонарушений, связанных с мошенническими действиями в области персональных данных, значительно увеличилась материально-техническая возможность, связанная с раскрытием таких правонарушений. И тот факт, что граждане в случае нарушения их прав, в том числе и в киберпро-странстве, чаще всего обращаются за помощью в полицию, не оставляет сомнений в необходимости разработки системы наделения полномочиями по расследованию и направлению материалов в суд в том числе и органы внутренних дел [4, с. 64].

8 Департамент информационных технологий, связи и защиты информации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. -URL: https://мвд.рф/mvd/structure1/Departamenti/Departament_ informacionnih_tehnologij_sv (дата обращения: 29.02.2024).

Это может благоприятно сказаться на имидже полиции. Информирование общества о «цифровых возможностях» государственной структуры позволит сформировать понимание полиции как современного института власти.

Сегодня полиция, выполняя задачи по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, при соблюдении установленных законодательством процедур имеет доступ ко многим базам, в которых хранятся биометрические персональные данные [5, с. 63]. Это отличает ее от других участников, имеющих доступ к базам биометрических персональных данных. Геномная информация, дактилоскопия чаще всего используются в правоохранительной сфере в целях идентификации личности, такая же цель преследуется и при обработке изображения лица и записи голоса, но доступ к этой информации имеется у значительного перечня субъектов правоотношений, в который входят не только органы исполнительной власти, но и банковский сектор, коммерческие организации и прочие.

Наибольший интерес представляет взаимодействие публичных органов власти и иных организаций в области правового регулирования сбора, обработки и хранения именно изображения лица и записи голоса человека. Это связано в первую очередь с тем, что эти биометрические персональные данные пользуются особой популярностью в общественной жизни и на юридическом поприще. И если раньше биометрия использовалась для идентификации только в правоохранительной деятельности, то сегодня процесс цифровизации общества привел к тому, что посредством использования сканирования лица стала возможной оплата проезда в метро или в магазине. Поэтому было важно сформировать правовой регулятор в области использования биометрики, доступ к которой имеют не только государственные органы.

В связи с этим был издан Федеральный закон от 29.12.2022 № 572-ФЗ, регламентирующий порядок сбора, обработки и хранения биометрических персональных данных, которые могут быть использованы в широком спектре современных общественных отношений. Этот объем персональных данных размещается в единой биометрической системе.

Довольно подробно единую биометрическую систему в своей работе исследовали Т.А. Полякова и И.С. Бойченко. Ими был обозначен ряд современных проблем в данной области, и наиболее важная из них это обеспечение информационной безопасности при взаимодействии единой биометрической системы с частными информационными и региональными сегментами [6]. Это говорит о том, насколько широк доступ к биометрии: до-

ступ имеют кроме органов исполнительной власти (по запросу), государственные информационные системы, муниципальные информационные системы, информационные системы Центробанка России, иных организаций, нотариусов и даже индивидуальных предпринимателей.

Каждый участник должен соблюдать установленные законодательством требования по обеспечению безопасности данных. И что немаловажно в современных реалиях, запрещается любое иностранное участие в обработке и хранении биометрии.

При этом хотелось бы отметить, что приведенные в начале статьи результаты опроса населения показали, что в числе преимуществ биометрии россияне называют безопасность (38%), прозрачность (34%), простоту (26%), порядок (6%), прогресс (4%).

Сегодня общественное мнение выражает кворум доверия использованию биометрических персональных данных. Это говорит о том, что в государстве заданы правильные векторы развития исследуемой области. Безусловно, предстоит еще колоссальная работа по совершенствованию института защиты биометрических персональных данных, и в статье были обозначены проблемы, которые требуют законодательного решения.

Еще одним подтверждением значимости общественного мнения для государства при формировании политики в области биометрических персональных данных стало создание Координационного совета по развитию цифровых технологий идентификации и аутентификации на основе биометрических персональных данных. Согласно Положению о Координационном совете9 на

9 Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 2511 «О Координационном совете по развитию цифровых технологий идентификации и аутентификации на основе биометрических персональных данных» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202212310024 (дата обращения: 29.02.2024).

заседания могут быть приглашены эксперты с правом совещательного голоса из числа представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общественных, некоммерческих и иных организаций, не являющиеся членами Координационного совета, для участия в обсуждении вопросов, рассматриваемых Координационным советом. А именно, в ведении Совета находятся вопросы определения стратегических направлений развития и совершенствования цифровых технологий идентификации и аутентификации на основе биометрии, такжеа обеспечения недискриминационного доступа к сервисам единой биометрической системы.

Таким образом, рассматривая правовую сферу регулирования вопросов, связанных с биометрическими персональными данными, мы видим насколько развивающейся, актуальной является эта тема сейчас. Популярность её обусловлена развитием самого общества и переходом значительной части общественной жизни на новый «цифровой» уровень. Задача государства - поддержать интерес общества к правовой культуре в цифровой сфере, обеспечить безопасность использования биометрии человека, выстроить грамотную и рабочую систему по взаимодействию с биометрическими персональными данными. Необходимо продолжить сложившуюся тенденцию к недопущению принуждения граждан к сдаче биометрии, соблюдая конституционные и гражданские права граждан. Также важно не ослаблять контроль за участниками, имеющими право на сбор, обработку и хранение биометрических персональных данных, чтобы исключить возможные правонарушения по несоблюдению действующего законодательства в данной сфере.

Литература

1. Красюков А.В. Некоторые аспекты общественного мнения в изучении правового пространства // Правовая культура. - 2023. - № 2 (53). - С. 76-77.

2. Полякова Т.А., Бойченко И.С. Особенности взаимодействия и правового обеспечения информационной безопасности в единой биометрической системе в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. - 2023. - № 3. - С. 26-34.

3. Каримов В.Х., Яценко С.В. Актуальные вопросы правового регулирования биометрической регистрации в России // Правда и закон. - 2023. - № 4(26). - С. 26-34.

4. Дизер О.А. Административно-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности в условиях формирования цифрового пространства // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2020. - № 3 (89). - С. 63-70.

5. Рочева Я.С., Попазова О.А. Социология общественного мнения: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2023. - 92 с.

6. Морев М.В. Мониторинг общественного мнения как инструмент реализации оценочной функции социологии управления // Социальное пространство. - 2023. - Т. 9. - № 2.

7. Зубарев С.М. Правовые риски цифровизации государственного управления // Актуальные проблемы российского права. -2020. - Т. 15. - № 6 (115). - С. 23-32.

трибуна

2024'4

8. Информационно-технологическое обеспечение юридической деятельности (LegalTech): учебник / А.В. Минбалеев, Т.А. Полякова, М.Б. Добробаба [и др.]. - Москва: Проспект, 2023. - 368 с.

9. Минбалеев А.В. Проблемы цифрового права: учебное пособие / А.В. Минбалеев. - Саратов: Амирит, 2022. - 234 с.

10. Рождайкина Е.И. Проблемы защиты биометрических персональных данных при расследовании преступлений // Вопросы российской юстиции. - 2023. - № 28. - С. 378-386.

11. Теоретические основы формирования отрасли полицейского права / О.И. Бекетов, А.А. Вакутин, О.А. Дизер [и др.]. - Омск: Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2019. - 168 с.

12. Фатхи В.И. К вопросу о правовом регулировании порядка использования биометрических персональных данных: международный опыт // Философия права. - 2023. - № 4 (107). - С. 93-98.

References

1. KrasyukovA.V. Nekotorye aspekty obshchestvennogo mneniya v izuchenii pravovogo prostranstva // Pravovaya kul'tura. - 2023. - № 2 (53). - S. 76-77.

2. Polyakova T.A., Bojchenko I.S. Osobennosti vzaimodejstviya i pravovogo obespecheniya informacionnoj bezopasnosti v edinoj biometricheskoj sisteme v Rossijskoj Federacii // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. - 2023. - № 3. - S. 26-34.

3. Karimov V.H., Yacenko S.V. Aktual'nye voprosy pravovogo regulirovaniya biometricheskoj registracii v Rossii // Pravda i zakon. -2023. - № 4(26). - S. 26-34.

4. Dizer O.A. Administrativno-pravovaya ohrana obshchestvennogo poryadka i obshchestvennoj bezopasnosti v usloviyah formirovaniya cifrovogo prostranstva // Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2020. - № 3 (89). - S. 63-70.

5. Rocheva Ya.S., Popazova O.A. Sociologiya obshchestvennogo mneniya: uchebnoe posobie. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj ekonomicheskij universitet, 2023. - 92 s.

6. MorevM.V. Monitoring obshchestvennogo mneniya kak instrument realizacii ocenochnoj funkcii sociologii upravleniya // Social'noe prostranstvo. - 2023. - T. 9. - № 2.

7. Zubarev S.M. Pravovye riski cifrovizacii gosudarstvennogo upravleniya // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. - 2020. - T. 15. -№ 6 (115). - S. 23-32.

8. Informacionno-tekhnologicheskoe obespechenie yuridicheskoj deyatel'nosti (LegalTech): uchebnik / A.V. Minbaleev, T.A. Polyakova, M.B. Dobrobaba [i dr.]. - Moskva: Prospekt, 2023. - 368 s.

9. Minbaleev A.V. Problemy cifrovogo prava: uchebnoe posobie / A.V. Minbaleev. - Saratov: Amirit, 2022. - 234 s.

10. Rozhdajkina E.I. Problemy zashchity biometricheskih personal'nyh dannyh pri rassledovanii prestuplenij // Voprosy rossijskoj yusticii. - 2023. - № 28. - S. 378-386.

11. Teoreticheskie osnovy formirovaniya otrasli policejskogo prava / O.I. Beketov, A.A. Vakutin, O.A. Dizer [i dr.]. - Omsk: Omskaya akademiya Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 2019. - 168 s.

12. Fathi V.I. K voprosu o pravovom regulirovanii poryadka ispol'zovaniya biometricheskih personal'nyh dannyh: mezhdunarodnyj opyt // Filosofiya prava. - 2023. - № 4 (107). - S. 93-98.

(статья сдана в редакцию 31.07.2024 )

480130315332

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.