Научная статья на тему 'БИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ТРЕБУЮЩИЙ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ'

БИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ТРЕБУЮЩИЙ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
биометрические персональные данные / криминологическая безопасность / цифровая культура / информационное общество / правовая защита / уголовная ответственность / национальная безопасность / biometric personal data / criminological security / digital culture / information society / legal protection / criminal liability / national security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А С. Артемьева

безопасность, будучи базовой потребностью человека, является приоритетным направлением и для общества в целом. На внутригосударственном уровне основную угрозу представляют преступные посягательства с большим спектром способов воздействия на различные сферы жизнедеятельности. Параллельно с развитием технологий, средств связи и коммуникаций совершенствуются и способы совершения преступлений. Сегодня Россией взят курс на цифровую трансформацию в области государственного управления, научно-технологическое развитие и поддержку проектов, связанных с искусственным интеллектом. Развитие данных стратегически важных направлений, с одной стороны, нуждается в защите от уже объективно существующих угроз, а с другой стороны, является почвой для появления новых угроз и преступных посягательств, порождаемых прямо пропорционально собственному развитию. Цель исследования – представить инструмент обеспечения криминологической безопасности, который бы отвечал вызовам современности, отличался бы комплексностью, инновационностью, высокотехнологичностью и мог бы находиться в непосредственном ведении правоохранительных органов. Таким инструментом мы видим биометрические персональные данные. В статье на основе сравнительно-правового анализа отечественного и зарубежного опыта отнесения сведений к биометрическим персональным данным сформулировано понятие биометрических персональных данных, определены специфические свойства и критерии отнесения. Выработана позиция автора о необходимости уголовно-правовой защиты этой категории чувствительных персональных данных на основе определения правового статуса и социального значения биометрических персональных данных. Продемонстрирована практика применения автоматизированных биометрических систем в деятельности правоохранительных органов и возможности использования биометрических персональных данных в обеспечении криминологической безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOMETRIC PERSONAL DATA AS AN ELEMENT OF THE CRIMINOLOGICAL SECURITY SYSTEM THAT REQUIRES CRIMINAL LEGAL PROTECTION

security, being a basic human need, is also a priority for society as a whole. On an intra-state level, the main threat is posed by criminal encroachments with a wide range of ways to affect various spheres of life. In parallel with the development of technologies, means of communication and communications, the ways of committing crimes are improving. Today Russia is taking a course on digital transformation in the field of public administration, scientific and technological development and support of projects related to artificial intelligence. The development of these strategically important areas, on the one hand, needs protection from the already objectively existing threats, and on the other hand is the ground for the emergence of new threats and criminal offenses, generated in direct proportion to its own development. The purpose of the study is to present a tool to ensure criminological security, which would meet the challenges of modernity, characterized by comprehensiveness, innovativeness, high technology and could be under the direct control of law enforcement agencies. We see biometric personal data as such a tool. In the article on the basis of comparative legal analysis of domestic and foreign experience of attributing information to biometric personal data the concept of biometric personal data is formulated, specific properties and criteria of attribution are defined. The author’s position on the necessity of criminal legal protection of this category of sensitive personal data based on the definition of the legal status and social significance of biometric personal data is elaborated. The practice of application of automated biometric systems in the activities of law enforcement agencies and the possibilities of using biometric personal data in ensuring criminological security is demonstrated

Текст научной работы на тему «БИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ТРЕБУЮЩИЙ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ»

БИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ТРЕБУЮЩИЙ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ

BIOMETRIC PERSONAL DATA AS AN ELEMENT OF THE CRIMINOLOGICAL SECURITY SYSTEM THAT REQUIRES

CRIMINAL LEGAL PROTECTION

Аннотация: безопасность, будучи базовой потребностью человека, является приоритетным направлением и для общества в целом. На внутригосударственном уровне основную угрозу представляют преступные посягательства с большим спектром способов воздействия на различные сферы жизнедеятельности. Параллельно с развитием технологий, средств связи и коммуникаций совершенствуются и способы совершения преступлений. Сегодня Россией взят курс на цифровую трансформацию в области государственного управления, научно-технологическое развитие и поддержку проектов, связанных с искусственным интеллектом. Развитие данных стратегически важных направлений, с одной стороны, нуждается в защите от уже объективно существующих угроз, а с другой стороны, является почвой для появления новых угроз и преступных посягательств, порождаемых прямо пропорционально собственному развитию. Цель исследования - представить инструмент обеспечения криминологической безопасности, который бы отвечал вызовам современности, отличался бы комплексностью, инновационностью, высо-котехнологичностью и мог бы находиться в непосредственном ведении правоохранительных органов. Таким инструментом мы видим биометрические персональные данные.

В статье на основе сравнительно-правового анализа отечественного и зарубежного опыта отнесения сведений к биометрическим персональным данным сформулировано понятие биометрических персональных данных, определены специфические свойства и критерии отнесения. Выработана позиция автора о необходимости уголовно-правовой защиты этой категории чувствительных персональных данных на основе определения правового статуса и социального значения биометрических персональных данных. Продемонстрирована практика применения автоматизированных биометрических систем в деятельности правоохранительных органов и возможности использования биометрических персональных данных в обеспечении криминологической безопасности.

Ключевые слова: биометрические персональные данные, криминологическая безопасность, цифровая культура, информационное общество, правовая защита, уголовная ответственность, национальная безопасность.

Для цитирования: Артемьева А.С. Биометрические персональные данные как элемент системы обеспечения криминологической безопасности, требующий уголовно-правовой защиты // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2024. - № 4. - C. 42-51.

Abstract: security, being a basic human need, is also a priority for society as a whole. On an intra-state level, the main threat is posed by criminal encroachments with a wide range of ways to affect various spheres of life. In parallel with the development of technologies, means of communication and communications, the ways of committing crimes are improving. Today Russia is taking a course on digital transformation in the field of public administration, scientific and technological development and support of projects related to artificial intelligence. The development of these strategically important areas, on the one hand, needs protection from the already objectively existing threats, and on the other hand is the ground for the emergence of new threats and criminal offenses, generated in direct proportion to its own development. The purpose of the study is to present a tool to ensure criminological security, which would meet the challenges of modernity, characterized by comprehensiveness, innovativeness,

УДК 34.343

А.С. АРТЕМЬЕВА,

АLYONA S. ARTEMEVA,

Postgraduate (Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, Saint-Petersburg, Russia)

адъюнкт

(Санкт-Петербургский Университет МВД России, Россия, Санкт-Петербург) [email protected]

high technology and could be under the direct control of law enforcement agencies. We see biometric personal data as such a tool.

In the article on the basis of comparative legal analysis of domestic and foreign experience of attributing information to biometric personal data the concept of biometric personal data is formulated, specific properties and criteria of attribution are defined. The author's position on the necessity of criminal legal protection of this category of sensitive personal data based on the definition of the legal status and social significance of biometric personal data is elaborated. The practice of application of automated biometric systems in the activities of law enforcement agencies and the possibilities of using biometric personal data in ensuring criminological security is demonstrated.

Keywords: biometric personal data, criminological security, digital culture, information society, legal protection, criminal liability, national security.

For citation: Artemeva A.S. Biometric personal data as an element of the criminological security system that requires criminal legal protection // Problems of Law Enforcement Activity. - 2024. - № 4. - P. 42-51.

На фоне активно развивающейся в последнее десятилетие цифровизации человек стремится персонифицировать различные сферы своей активности, используя разработанные для этих целей инновационные решения. Инициатором процессов персонификации жизнедеятельности выступает как сам человек, так и государственные институты, коммерческие и иные организации, с которыми он в течение жизни вступает в различные правоотношения. Человек, обладая комплексом индивидуальных биологических характеристик, использует их при работе с девайсами и гаджетами для обеспечения быстрого и безопасного разблокирования, входа в приложения, личные аккаунты и т.д. В данном случае он добровольно выбирает запечатление в памяти устройства или приложения изображения отпечатка своего пальца, лица, фонограммы голоса как более простую и удобную альтернативу паролям. Но современные технологии уже давно перестали быть личным выбором каждого в развлекательном или бытовом пространстве. Глобальные процессы цифровизации охватили межгосударственный, государственный и негосударственный секторы экономики, управления, транспорта, связи, строительства, а также образования, медицины и многое другое, что актуализирует признание сегодня такого явления, как цифровая культура. В рамках цифровой культуры инициатива персонификации человека, взаимодействующего с государственными и негосударственными институтами, участвующими в его жизнеобеспечении, переходит к последним. Положительным следствием этого является развитие правовой регламентации процессов, распределение зон ответственности, появление контроля и надзора на государственном уровне. В соответствии с принятыми тенденциями и новейшими разработками персонификация человека с целью его аутентификации и идентификации осущест-

вляется путем предоставления его биометрических персональных данных, которые как бы «сдаются в аренду» в обмен на пользование предоставляемыми услугами. Соответственно, у субъекта предоставления услуги, будь то государство, банк, иные организации, появляется обязанность по обеспечению сохранности предоставляемых им данных. Особенную важность и деликатность вопрос приобретает ввиду статуса этих данных. Биометрические персональные данные представляют собой ценность не только для их носителя, но и для его близких, а также для государства и отдельных народов. Чтобы определить место биометрических данных в системе обеспечения криминологической безопасности личности, общества и государства, выявить необходимость уголовно-правовой защиты, рассмотрим их социальный и правовой статус, значение и возможности использования.

Определение биометрических персональных данных. К биометрическим персональным данным представители науки и законотворчества на сегодняшний день относят сведения, объединяемые в данную группу зачастую по различным основаниям. Так, В.А. Чукреев, подводя итог проделанному анализу законодательства и научной литературы, рекомендует относить к биометрическим следующие персональные данные: данные голоса человека, полученные с помощью звукозаписывающих устройств, номер абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи; адрес электронной почты; дату рождения, сведения о гражданстве физического лица; фото-, видео- и цифровое изображение человека; дактилоскопические данные; информацию о радужной оболочке глаза; результаты анализов ДНК; папиллярные узоры пальцев и (или) ладоней рук человека; геномную информацию; демографическую информацию; подпись/ динамические данные подписи [1, с. 115].

Исходя из определения биометрической характеристики (biometric characteristic), это измеряемая физическая характеристика или индивидуальный поведенческий признак, при помощи которого можно идентифицировать или верифицировать предъявляемую идентификационную информацию зарегистрированной личности1. Из приведенного перечня следует исключить номер абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи, адрес электронной почты, дату рождения и сведения о гражданстве физического лица, а также демографическую информацию. Указанный список биометрических персональных данных явился результатом неправильной интерпретации документов:

- постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2018 г. № 772 (с изм. и доп.) «Об определении состава сведений, размещаемых в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица, включая вид биометрических персональных данных, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которое согласно п. а ст. 1 определяет в составе указанных сведений о биометрических персональных данных лишь изображение лица человека, полученного с помощью фотовидеоустройств, запись голоса человека, полученную с помощью звукозаписывающих устройств2;

- ГОСТа Р ИСО/МЭК 24713-3-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии. Биометрия. Биометрические профили для взаимодействия и обмена данными. Часть 3. Биометрическая ве-

1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 24713-3-2016 «Национальный стандарт Федерации. Информационные технологии. Биометрия. Биометрические профили для взаимодействия и обмена данными. Ч. 3. Биометрическая верификация и идентификация моряков» (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 7 июня 2016 г. № 534-ст) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.07.2024).

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2018 г. № 772 «Об определении состава сведений, размещаемых в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, включая вид биометрических персональных данных, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (с изм. и дополн.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «ГАРАНТ» (дата обращения: 30.07.2024).

рификация и идентификация моряков»3, где в п. 6.7. среди регистрируемых в удостоверении личности моряка биометрических персональных данных указаны отпечатки пальцев (как минимум двух) и изображение лица, демографическая же информация в эту группу не входит, она согласно п. 4.9 указанного стандарта наряду с биометрическими данными и фотографией моряка является идентификационными сведениями, содержащимися в документе (УЛМ).

Таким образом, при отнесении тех или иных сведений к биометрическим персональным данным важно учитывать не только цель использования (идентификация личности), но и обращать внимание на другие специфические основания. Так, в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О персональных данных» (далее - Закон «О персональных данных», Закон) законодатель под персональными данными понимает любую информацию, относящуюся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)4. Несмотря на открытость перечня сведений, относимых к персональным данным, он ограничен условием возможности установления личности. Говоря о биометрических персональных данных, мы сужаем возможный перечень дополнительным основанием, которое, в свою очередь, обладает рядом отличительных свойств: универсальностью, уникальностью, устойчивостью, отображаемостью, измеряемостью. Эти свойства идентифицируемых объектов впервые были выявлены учеными-криминалистами, заложившими основы теории идентификации (А. Бертильон, С.М. Потапов). Таким образом, сведения, подпадающие под определение биометрических персональных данных, должны в зафиксированном на материальном носителе виде содержать информацию о физическом лице, обладающую устойчивостью, поддающуюся измерению и по причине своей уникальности отвечающую возможности его идентифицировать. К таким сведениям, на наш взгляд, относятся: дактилоскопические данные, сетчатка и радужная оболочка глаз, ДНК-профиль,

3 ГОСТ Р ИСО/МЭК 24713-3-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии. Биометрия. Биометрические профили для взаимодействия и обмена данными. Ч. 3. Биометрическая верификация и идентификация моряков» (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 7 июня 2016 г. № 534-ст) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.08.2024).

4 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О персональных данных» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.08.2024).

изображение лица, геометрия кисти руки, рисунок вен, геометрия ушной раковины, сердечный ритм, голос, мимика, жестикуляция, походка, почерк, а также особенности работы с клавиатурой, мышью и сенсорными устройствами. Между собой они подразделяются на статические, присущие человеку от рождения и не меняющиеся с течением жизни (отпечатки пальцев и ладоней, сетчатка и радужная оболочка глаз, геномная информация, рисунок вен), и динамические, формирующиеся в процессе развития и жизнедеятельности, поддающиеся изменениям в течение жизни (походка, жестикуляция, мимика, голос, почерк, особенности работы с клавиатурой, мышью и сенсорными устройствами). Следует отметить, что перечень биометрических персональных данных не является исчерпывающим и законодательно не закреплен. Связать это можно с тем, что каждый биометрический параметр имеет свою историю развития и применения на практике. Несмотря на то что все биометрические характеристики присущи человеку с момента рождения, открытие их специфических свойств, актуальность использования и цели применения формировались на протяжении истории человечества, трансформировались вместе с развитием общества и, обретя на современном этапе одно из ведущих значений в социально-экономических реалиях, получили перспективу дальнейшего исследования с целью выявления новых прак-тико-ориентированных характеристик и усовершенствования систем их обработки. Если сам перечень биометрических персональных данных в силу бесконечного развития наук о человеке, природе и технике остается открытым, то критерии отнесения, как мы выяснили, вполне конечны, что позволяет дать конкретное определение.

По определению авторского коллектива (С.В. Баженов, В.Е. Дивольд, А.А. Морозов и др.), «биометрические персональные данные -сведения, характеризующие физиологические, биологические и поведенческие особенности человека, на основании которых можно установить его личность» [2, с. 41-53]. Действующий в Российской Федерации Закон «О персональных данных» определяет их как сведения, характеризующие физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных; они могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 11 указанного Закона.

В п. 14 ст. 4 действующего для стран Европейского Союза Регламенте защиты персональных данных (далее - Регламенте ЕС) биометрические данные означают персональные данные, полученные в результате специальной технической обработки, относящиеся к физическим, физиологическим или поведенческим характеристикам физического лица, которые позволяют идентифицировать или подтверждают уникальную идентификацию этого физического лица, такие как изображение лица или дактилоскопические данные5. В законодательстве Китая биометрические персональные данные входят в категорию чувствительных персональных данных - сведений, которые в случае раскрытия или иного незаконного использования могут причинить вред достоинству физического лица или безопасности его имущества6. Законодательством Индии в сфере информационных технологий и защиты персональных данных к биометрическим данным относятся: изображение лица, отпечатки пальцев, радужная оболочка или любые аналогичные персональные данные, полученные в результате измерений или операций технической обработки физических, физиологических или поведенческих характеристик субъекта данных, которые отражают уникальные характеристики субъекта данных7. В данном определении, в отличие от приведенного в Регламенте ЕС, указано, что данные, отражающие индивидуальные биологические характеристики человека, могут быть получены как посредством специальной технической обработки, так и в результате непосредственных измерений. Действительно, ни семантика, ни этимология слов, составляющих определяемое понятие, не отсылают к процессам автоматизации, а говорят лишь об измеряемых биологических характеристиках (биометрических), индивидуальных для конкретного человека (персональных), зафиксированных на материальном носителе (данных). Также является суть важным то, что носителем биометрических

5 Regulation (EU) 2016/679 of the European Parliament and of the Council of 27 April 2016 on the protection of natural persons with regard to the processing of personal data and on the free movement of such data, and repealing Directive 95/46/ EC (General Data Protection Regulation) [Электронный ресурс]. - URL: http://data.europa.eu/eli/reg/2016/679/oj (дата обращения: 08.08.2024).

6 Законодательство Китая в сфере защиты персональных данных [Электронный ресурс]. - URL: https://4people.grfc.ru/ analytics-and-legislation/international-and-foreign-acts/foreign-acts/kitay/ (дата обращения: 20.08.2024).

7 Законодательство Индии в сфере защиты персональных данных [Электронный ресурс]. - URL: https://4people.grfc.ru/ analytics-and-legislation/international-and-foreign-acts/foreign-acts/indiya/ (дата обращения: 20.08.2024).

персональных данных может быть единственный биологический вид - человек, в то время как теми или иными биометрическими характеристиками обладают все представители животного мира. Юридические же термины «физическое лицо», «субъект» и т.д. определяющего значения вне контекста возникающих правоотношений не имеют, поэтому в рамках формулирования базового определения считаем целесообразным говорить о человеке. Кроме того, неоднозначным представляется указание в определении, данном в Законе «О персональных данных», на факт использования биологических характеристик человека оператором для установления личности субъекта как одного из условий их отнесения к биометрическим персональным данным. Возникают вопросы: перестают ли быть биометрическими персональные данные в случае их утечки с платформы, подконтрольной оператору? имеют ли статус биометрических персональные данные, если они хранятся на материальном носителе, но факт их использования для установления личности так и не наступает? Таким образом, считаем целесообразным ограничиться в определении того, что из себя представляют биометрические персональные данные указанием на возможность установления личности (идентификации).

Принимая во внимание все вышеизложенное и замечание Н.И. Платоновой о том, что физиологические особенности человека определяются научной теорией как составная часть особенностей биологических [3, с. 22-26], предлагаем определение в следующей редакции: биометрические персональные данные - это зафиксированные на материальном носителе сведения, полученные в результате измерений или технической обработки индивидуальных физических, физиологических и поведенческих характеристик человека, посредством которых он может быть идентифицирован.

Правовой статус и социальное значение биометрических персональных данных. Говоря о правовом статусе биометрических персональных данных, следует рассматривать их прежде всего как вид персональных данных, а затем как сведения, требующие особого порядка обращения. Таким образом, мы изначально определяем круг регулирующих нормативно-правовых актов действующего законодательства, затем, в случае необходимости, обращаемся к основаниям сужения этого круга до отдельных правовых норм или создания отдельного порядка регулирования, то есть движемся от общего к частному. Задача осложняется наличием несовершенства в части регулирования общественно-правовых отношений, складывающихся по поводу персо-

нальных данных.

В научной литературе указывается, что «персональные данные - лишь информация, позволяющая идентифицировать личность. Само по себе распространение этих данных не столько наносит ущерб личности, сколько создает возможность для причинения ущерба» [4, с. 50]. Данное положение объясняет тот факт, что на практике в случаях, сопряженных с незаконным оборотом персональных данных, в соответствии с действующим законодательством объектом правовой охраны становится право на неприкосновенность частной жизни, а не право на неприкосновенность персональных данных, например. Такой подход имеет под собой все основания. Поскольку завладение неким субъектом информацией о ФИО, адресе электронной почты, абонентском номере или месте проживания не причиняет непосредственного вреда их владельцу, тогда как использование подобной информации в злонамеренных целях, порождающих цепочку действий, квалифицируемых в качестве мошеннических или разглашающих элементы частной жизни, личной или семейной тайны, причиняют непосредственный вред владельцу персональных данных и наказываются в соответствии со статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации8 (далее - УК РФ). Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени зафиксировано в ст. 23 Основного закона Российской Федерации9. Однако если право на неприкосновенность персональных данных может существовать и охраняться в рамках права на неприкосновенность частной жизни, то с биометрическими персональными данными ситуация складывается иначе. Дело в том, что завладение лицом (если это лицо не является оператором или иным уполномоченным должностным лицом, которому законодательно разрешен доступ к биометрическим персональным данным) сведениями о физических, физиологических и поведенческих характеристиках человека, по которым можно установить его личность, не может преследовать никакой другой социальной цели, кроме умышленного совершения определенных действий с ис-

8 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в действующей редакции) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультанПлюс» (дата обращения: 03.08.2024).

9 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с изм., одобр. в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View /00012 02007040001 (дата обращения: 03.08.2024).

пользованием биометрических персональных данных человека без законных на то оснований. Таким образом, сам факт завладения биометрическими персональными данными вне случаев и целей, предусмотренных законом, должен наказываться в рамках уголовного законодательства вне зависимости от наступления негативных последствий или отсутствия таковых, потому что причинение вреда в данном случае - это лишь вопрос времени. Доказательством такой позиции служат особенности социального значения биометрических персональных данных, которые законодательством Китая по праву признаются чувствительными. В первую очередь это обуславливается их свойствами. Биометрические персональные данные уникальны для каждого человека и устойчивы к изменениям во времени, что представляет ценность для идентификации физического лица и, как следствие, дает возможность существенно ограничить право на неприкосновенность частной жизни. Прежде всего такой риск представляют данные ДНК, так как позволяют установить генетическую информацию, включая заболевания и предрасположенность к ним, физические и умственные способности как владельца отобранного материала, так и круга его родственников. Но если геномная информация отнесена к специальной категории персональных данных о здоровье, то другие биометрические персональные данные, представляющие не меньший риск быть использованными в целях дискриминации физического лица или группы лиц, никоим образом отдельно не урегулированы. Между тем и другие биометрические характеристики, не меняясь с течением времени и позволяя выделить из множества людей конкретного человека, могут стать средством дискриминации. Так, с развитием цифровых технологий у злоумышленников в руках оказался инструмент под названием deepfake, который, используя изображение лица либо голоса, являющегося биометрической характеристикой, позволяет сгенерировать ложную, не являющуюся действительной, видео- или аудиозапись. Таким образом, лицу, чей голос или изображение незаконно использованы, может быть причинен непоправимый вред, связанный с нарушением прав на защиту деловой репутации, чести, достоинства и доброго имени. Если фамилию, имя, отчество, адрес проживания и другие персональные данные можно изменить, то восстановить нарушенное право с использованием биометрических персональных данных в части понесенных моральных страданий практически невозможно. На сегодняшний день в России нет запрета на создание и распро-

странение дипфейков, однако, учитывая позицию Арбитражного суда г. Москвы от 30 ноября 2023 г.10 о принадлежности прав на данный искусственно созданный контент, субъект несения ответственности определен - создатель каждого конкретного дипфейка, независимо от используемой платформы и приложения. Так как изображение лица само по себе не признается биометрическими персональными данными, его охрана ограничивается ст. 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ)11. Однако вопрос об использовании изображений, полученных в условиях, не требующих согласия, остается неурегулированным. Голос, относимый к биометрическим данным, не может быть обработан и использован без письменного согласия лица, но этого оказалось недостаточно для обеспечения прав граждан, и сегодня законодатель намерен дополнить ГК РФ новой нормой о защите голоса гражданина12. Кроме того, последствия, актуальные для сегодняшних социально-экономическим условий, требуют прямого запрета под угрозой уголовного наказания на всякого рода мошеннические и иные преступные действия с персональными данными, в особенности биометрическими. В этой связи Государственной Думой выдвинут законопроект о внесении изменений в ст. 128 «Клевета», 158 «Кража», 159 «Мошенничество», 163 «Вымогательство» и 165 «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием» УК РФ13 путем внесения дополнительного квалифицирующего признака «совершение преступления с использованием изображения или голоса человека, а также его биометрических данных». Добавление данного признака в указанные нормы УК РФ в качестве отягчающего видится весьма актуальным и позволяет надеяться на выбор законодателем более четкой формулировки в отношении биометрических персональных данных в части определения сведений, которые к

10 Электронное правосудие [Электронный ресурс]. - URL: https://kad.arbitr.ru/Card/4d7f0305-69af-44fe-8841-a59e84aa7deb (дата обращения: 15.08.2024).

11 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в действующей редакции). [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультанПлюс» (дата обращения: 03.08.2024).

12 В Гражданском кодексе появится запрет на воспроизведение голоса постороннего человека [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2023/10/15/s-chuzhogo-golosa.html (дата обращения: 15.08.2024).

13 Разработан законопроект об уголовной ответственности за дипфейки [Электронный ресурс]. - URL: https:// rg.ru/2024/05/28/razrabotan-zakonoproekt-ob-ugolovnoj-otvetstvennosti-za-dipfejki.html (дата обращения: 15.08.2024).

таковым относятся, во избежание возможных коллизий.

Тем не менее в законодательстве, как в действующем, так и готовящемся к принятию, по поводу биометрических персональных данных сохраняются неясности для правоприменителя в виде отсутствия единой терминологии, бланкетного характера санкций, приоритета на урегулирование в рамках гражданско-правовых отношений.

Незаконное завладение, хранение, обработка и распространение биометрических персональных данных может грозить следующим:

- несанкционированным доступом к банковским вкладам, счетам, операциям как отдельных граждан, так и государственно значимых корпораций, предприятий, организаций и институтов;

- незаконным проникновением на режимные и иные охраняемые государством стратегически важные объекты и сооружения;

- нарушением тайны усыновления, врачебной, личной и семейной тайны, тайны переписки и телефонных переговоров, а также других сведений, не подлежащих без наличия на то законных оснований или воли субъекта разглашению;

- ростом количества совершающихся преступлений, в том числе экстремистской и террористической направленности;

- увеличением случаев суицида, в том числе доведением до самоубийства;

- попытками дискриминации представителей власти и т.д.

Специфичность свойств рассматриваемой категории данных, их чувствительность и степень возможных негативных последствий в виде дестабилизации общества и угрозы национальной безопасности требует самых конкретных мер защиты и неотвратимости наказания за их нарушение.

В рамках научной теории Н.В. Щедрина правила (запреты и ограничения) в зависимости от значимости объекта охраны можно подразделить на правила безопасности, повышенной безопасности и особой безопасности, где «нарушение правил особой безопасности влечет за собой применение уголовно-правовых санкций» [5]. В этой связи с учетом вышеперечисленных рисков предлагается рассматривать биометрические персональные данные в качестве объектов особой охраны, обращение с которыми должно быть урегулировано диспозициями норм Особенной части УК РФ, в то время как остальные персональные данные следует считать объектами повышенной охраны - и правила обращения с ними должны быть прямо

прописаны в диспозициях норм иных охранительных отраслей права.

Норма УК РФ должна не только отвечать функциям охраны общественных и социальных отношений, но и нести предупредительное назначение. Таким образом, возвращаясь к первоначальным предпосылкам данного раздела статьи, представляется целесообразным урегулировать незаконный оборот (завладение, хранение, обработку и распространение) биометрических персональных данных в рамках отдельной статьи УК РФ.

Возможности использования отдельных биометрических персональных данных в контексте обеспечения криминологической безопасности. Широкая сфера применения биометрических персональных данных в государственном и банковском секторе стала наглядной площадкой эффективной организации работы с ними, продемонстрировав слаженность взаимодействия государственных институтов с коммерческими структурами и бизнесом, а также оперативность принятия законодательных решений, охватывающих неизвестные ранее направления. Данный опыт вызвал много научных и профессиональных споров относительно защиты, в том числе правовой, биометрических персональных данных, что, безусловно, важно и необходимо. Однако при всем возникшем ажиотаже игнорируется потенциал биометрических персональных данных по отношению к обеспечению безопасности личности, общества и государства. Обеспечивать общественную безопасность призваны правоохранительные органы, не оснащенные на сегодняшний день тем технологическим ресурсом, который используется при обслуживании интересов сферы потребления и других прогрессивных отраслей жизнеобеспечения. Между тем безопасность является базовой потребностью человека, без удовлетворения которой невозможно существование здорового общества. Говоря о криминологической безопасности как об «объективном состоянии защищенности жизненно важных и иных существенных интересов личности общества и государства от преступных посягательств и угроз таких посягательств, порождаемых различного рода криминогенными факторами, явлениями и процессами, а также осознании людьми такой своей защищенности» [6], следует отметить, что именно она, по мнению Д.А. Конева, в условиях стремительного развития и формирования цифрового общества, внедрения во все сферы жизнедеятельности цифровых технологий есть один из важнейших аспектов национальной безопасности государства [7]. Новые векторы

социально-экономического развития в условиях цифровизации, информационной трансформации делают необходимым использование инновационных решений в области обеспечения защищенности личности, общества и государства в предлагаемых реалиях. Поэтому считаем необходимым рассмотреть имеющиеся и возможные сферы приложения биометрических персональных данных в системе обеспечения криминологической безопасности.

Автоматизированные биометрические системы идентификации личности значительно ускоряют работу правоохранительных органов по поиску и установлению лиц, совершивших преступления, без вести пропавших, идентификации неопознанных трупов, а также снижают процент ошибок, вызванных человеческим фактором.

Сегодня на базе МВД России действует автоматизированная дактилоскопическая информационная система (далее - АДИС) «Папилон», которая помогает в автоматизированном режиме устанавливать личность по отпечаткам и следам пальцев рук и ладоней, в том числе путем проведения оперативных проверок в режиме реального времени, производить идентификацию неопознанных трупов, устанавливать причастность личности к ранее совершенным преступлениям, по следам, обнаруженным на месте, объединять преступления, совершенные одним и тем же лицом. Однако недостаточная проработка организационных и правовых аспектов функционирования системы идентификации по дактилоскопической информации не позволяет в полной мере реализовать потенциал использования этого вида биометрических персональных данных в целях обеспечения криминологической безопасности.

К существенным недостаткам правового регулирования описанной деятельности, в частности по установлению личности неопознанных трупов и лиц без вести пропавших, Э.Г. Юзиханова относит неоправдываемые статистикой сроки хранения дактилоскопических данных неопознанных трупов, ограниченные десятью годами, и несоизмеримые с ростом продолжительности жизни возрастные ограничения, зафиксированные в Федеральном законе от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» [8]. Стоит отметить, что в действующей редакции закона ограничения по верхней границе возраста увеличены с 80 до 100 лет, однако эта граница все же не покрывает доли случаев, когда необходимо установить личность лица, достигшего прописанного возраста. То есть закон в данном случае ограничивает возможности обеспечения криминологической безопасности, а значит, и

препятствует достижению целей Стратегии национальной безопасности России.

Также органами внутренних дел Российской Федерации успешно применяется система идентификации личности по радужной оболочке глаза «Папилон Циркон». Преимущество такого метода заключается в его опосредован-ности: отсутствует необходимость в непосредственном контакте человека с аппаратурой, захват изображения радужной оболочки производится на расстоянии при взгляде в объектив сканера посредством оптических решений. Распознавание личности по радужной оболочке, равно как и по папиллярному узору отпечатка пальца или ладони, является одним из наиболее точных и надежных способов биометрической идентификации.

Положительный опыт внедрения биометрических персональных данных продемонстрирован и на миграционном направлении работы МВД России. Для оптимизации работы органов государственной власти с иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации действует документ, подтверждающий прохождение иностранным гражданином или лицом без гражданства, прибывшим на территорию Российской Федерации в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности, на срок, превышающий 90 календарных дней, либо в целях осуществления трудовой деятельности, обязательной дактилоскопической регистрации и фотографирования в форме карты с электронным носителем информации для идентификации иностранного гражданина или лица без гражданства с помощью биометрических персональных данных.

Действие систем видеонаблюдения с функцией распознавания лиц также служит ярким примером внедрения новых технологий в процесс предупреждения, расследования и раскрытия преступлений. Благодаря активному повсеместному распространению систем фото- и видеонаблюдения (видеокамеры, установленные в торговых центрах, в домофонах многоквартирных жилых домов, уличные камеры наблюдения, камеры видеофиксации дорожного движения и др.) стало возможным в оперативно-разыскной деятельности использовать аппаратно-программный комплекс «Безопасный город»14. Полученные с помощью него изображения лиц, представляющих оперативный интерес, сравниваются с массивом изображений,

14 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 2446-р (ред. от 05.04.2019) «Об утвержде-

нии Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультанПлюс» (дата обращения: 03.08.2024).

хранящихся в совокупности баз данных ГИАЦ МВД России, которые объединены в подсистеме ИБД-Ф «Опознание», предназначенной для проведения идентификации и оперативного поиска лица по его фотоизображению15.

Преимуществом систем ИБД-Ф «Опознание» и АДИС «Папилон», кроме сокращения времени, затрачиваемого на поиск и сравнение, является еще и одновременно выдаваемая вся необходимая информация о лице из различных государственных служб.

Повсеместное распространение систем видеонаблюдения с функцией распознавания лиц также оказывает превентивное действие на склонных к совершению преступлений. Сдерживая указанных субъектов от совершения противоправных действий под страхом быть замеченными и установленными, система выполняет профилактическую функцию, что являет собой основу обеспечения криминологической безопасности. В то же время у большей части населения факт наличия и функционирования такой системы формирует состояние защищенности и снижает процент прироста потенциальных жертв преступных посягательств. В технологии распознавания лиц исследователи уже с первых лет ее апробирования видели огромный потенциал в качестве оружия полиции в борьбе с преступностью, так как наличие аналитических алгоритмов для обработки изображений в реальном времени делает ее наиболее эффективной [9].

В текущем году МВД России был апробирован проект по внедрению искусственного интеллекта при изготовлении субъективных портретов преступников и выявлении взаимосвязей между серийными преступлениями. Анализируя возможности установления разыскиваемых лиц с помощью субъективных портретов при использовании биометрических систем, Л.В. Дмитриева отмечает несовершенство данной технологии из-за недостаточного улавливания искусственным интеллектом тонкостей кодирования изображений и до устранения выявленных проблем в случае сличения субъективных

15 Методические рекомендации по получению доступа, формированию, ведению и использованию подсистемы ИБД-Ф «Опознание» (биометрическая идентификация) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультанПлюс» (дата обращения: 03.08.2024).

портретов с фотоизображениями лиц отдает предпочтение человеку [10].

Кроме объективных технических факторов сдерживания темпов внедрения инновационных технологий и использования биометрических персональных данных в деятельности правоохранительных органов существуют субъективные факторы, связанные с человеческой натурой. Первый такой фактор обусловлен трансляцией населением недоверия к органам власти и опасение за нарушение своих прав -эта проблема решается путем грамотной разъяснительной политики. Второй фактор кроется в психологической неготовности сотрудников правоохранительных органов переходить на непривычные методы работы. Поощрительная политика руководства в отношении новых методов, сопровождающаяся курсами профессиональной переподготовки и повышения квалификации, поможет преодолеть данную трудность.

Подводя итог, отметим, что первопроходцем по распространению на общегосударственном уровне цифровизации и внедрению систем биометрической идентификации и аутентификации стал банковский сектор, несмотря на это, Президент России, говоря о вопросах национальной безопасности, отмечает, что «цифровая экономика - это не отдельная отрасль, по сути это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества...»16. Достижение и поддержание необходимого уровня защищенности личности, общества, государства в условиях цифровой трансформации можно считать целью обеспечения криминологической безопасности. Одним из наиболее эффективных и актуальных средств ее обеспечения мы предлагаем рассматривать биометрические персональные данные, требующие в силу своей чувствительности и социального значения высокого уровня правовой защиты, которая может быть достигнута посредством внесения соответствующих изменений в Особенную часть Уголовного кодекса Российской Федерации.

16 Путин В.В. Формирование цифровой экономики - вопрос нацбезопасности России [Электронный ресурс]. - URL: https: //tass.ru/ekonomika/4389411 (дата обращения: 20.08.2024).

Литература

1. Чукреев В.А. Персональные данные, в том числе биометрические данные, как предметы уголовно-правовой охраны // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2022. - № 3. - С. 107-116.

2. Баженов С.В. Создание Концепции национальной системы биометрической идентификации личности / С.В. Баженов, В.Е. Дивольд, А.А. Морозов, Д.В. Попов [и др.] // Труды Академии управления МВД России. - 2020. - № 2 (54). - С. 41-53.

^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 4'24

50

3. Платонова Н.И. Современные правовые подходы к пониманию биометрических данных // Информационное право. -2018. - № 1. - С. 22-26.

4. Авдеев М.Ю. Нормативное содержание права на неприкосновенность частной жизни // Новый юридический журнал. -2013. - № 1. - С. 50.

5. Щедрин Н.В. Новый Уголовный кодекс России в контексте социального управления // Lex Russica. - 2015. - № 3. - С. 48-63.

6. Ревин В.П., Ревина В.В., Жариков Ю.С. [и др.]. Теоретические основы криминологии и предупреждения преступности: монография / под науч. ред. профессора В.П. Ревина. - Москва: изд-во СГУ, 2013. - 219 с.

7. Конев Д.А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение в сфере цифровых технологий: дис. ... канд. юрид. наук. - Омск: Омская академия МВД России, 2022. - 206 с.

8. Юзиханова Э.Г. Дактилоскопия в обеспечении национальной безопасности / Криминалистика - прошлое, настоящее, будущее: достижения и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции, приуроченной к 60-летию образования службы криминалистики, Москва, 16 октября 2014 года / под ред. А.И. Бастрыкина. - Москва: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2014. С. 372-375. - EDN XIJAKL.

9. Караваева А.В. Некоторые вопросы использования современных технологий в правоохранительной деятельности и предупреждении преступлений // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2021. - № 5-1. - С. 135-141. - DOI 10.17513/vaael.1698. - EDN WRBFZO.

10. Дмитриева Э.Г. Практическое использование биометрических систем в правоохранительной деятельности // Санкт-Петербургский международный криминалистический форум: материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 10-11 июня 2024 года / сост. А.Р. Акиев, Т.А. Бадзгарадзе. С. 170.

References

1. Chukreev V.A. Personal'nye dannye, v tom chisle biometricheskie dannye, kak predmety ugolovno-pravovoj ohrany // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA). - 2022. - № 3. - S. 107-116.

2. Bazhenov S.V. Sozdanie Koncepcii nacional'noj sistemy biometricheskoj identifikacii lichnosti / S.V. Bazhenov, V.E. Divol'd, A.A. Morozov, D.V. Popov [i dr.] // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. - 2020. - № 2 (54). - S. 41-53.

3. Platonova N.I. Sovremennye pravovye podhody k ponimaniyu biometricheskih dannyh // Informacionnoe pravo. - 2018. -№ 1. - S. 22-26.

4. Avdeev M.Yu. Normativnoe soderzhanie prava na neprikosnovennost' chastnoj zhizni // Novyj yuridicheskij zhurnal. - 2013. -№ 1. - S. 50.

5. Shchedrin N.V. Novyj Ugolovnyj kodeks Rossii v kontekste social'nogo upravleniya // Lex Russica. - 2015. - № 3. - S. 48-63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Revin V.P., Revina V.V., Zharikov Yu.S. [i dr.]. Teoreticheskie osnovy kriminologii i preduprezhdeniya prestupnosti: monografiya / pod nauch. red. professora V.P. Revina. - Moskva: izd-vo SGU, 2013. - 219 s.

7. KonevD.A. Kriminologicheskaya bezopasnost' i ee obespechenie v sfere cifrovyh tekhnologij: dis. ... kand. yurid. nauk. - Omsk: Omskaya akademiya MVD Rossii, 2022. - 206 s.

8. YuzihanovaE.G. Daktiloskopiya v obespechenii nacional'noj bezopasnosti / Kriminalistika - proshloe, nastoyashchee, budushchee: dostizheniya i perspektivy razvitiya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, priurochennoj k 60-letiyu obrazovaniya sluzhby kriminalistiki, Moskva, 16 oktyabrya 2014 goda / pod red. A.I. Bastrykina. - Moskva: Moskovskaya akademiya Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii, 2014. S. 372-375. - EDN XIJAKL.

9. Karavaeva A.V. Nekotorye voprosy ispol'zovaniya sovremennyh tekhnologij v pravoohranitel'noj deyatel'nosti i preduprezhdenii prestuplenij // Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava. - 2021. - № 5-1. - S. 135-141. - DOI 10.17513/vaael.1698. - EDN WRBFZO.

10. Dmitrieva E.G. Prakticheskoe ispol'zovanie biometricheskih sistem v pravoohranitel'noj deyatel'nosti // Sankt-Peterburgskij mezhdunarodnyj kriminalisticheskij forum: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Peterburg, 10-11 iyunya 2024 goda / sost. A.R. Akiev, T. A. Badzgaradze. S. 170.

(статья сдана в редакцию 14.10.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.