В.М. Груздев
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
Ключевые слова: инновационная политика, инновационная инфраструктура, научно-технический прогресс, инвестиции, венчурное производство, государственное регулирование.
Инновационная политика страны непосредственно связана с внешнеэкономической деятельностью, формирует условия для создания совместных с иностранными партнерами предприятий по выпуску отечественных товаров и сбыта их на внешнем рынке, для обеспечения рекламы отечественных нововведений за границей, активизации выста-вочно-ярмарочной работы, использования международных информационных систем для обмена информацией по инновационным проектам.
Важнейшее значение имеет обеспечение в иностранных кредитных линиях лимитов для совершенствования инновационной инфраструктуры: для покупки оборудования (для запуска высокоэффективных инновационных проектов под государственную гарантию), патентов на высокоэффективные технологии и новых приобретенных знаний для начала производства нового продукта. Нужно усиливать взаимодействие государственных структур и частного бизнеса, направленное на развитие деловых отношений с иностранными партнерами, и всячески способствовать участию инновационно-активных предприятий Российской Федерации в международных конкурсах.
Согласно Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2008-2015 гг. одной из основных целей выступает развитие экономики, которая базируется на знаниях, создание которой может проводиться за счет изменения экономической структуры в пользу перерабатывающих и, главное, высокотехнологичных секторов. В отношении области науки достаточно ясно определено то, что нужно оптимизировать объемы и структуру научно-технической сферы, увеличить ее продуктивность и направленность на реализацию поставленных целей. В этой связи определены основные направления развития элементов национальной инновационной системы. Среди главных направлений формирования и развития НИС можно выделить такие, как:
- совершенствование организационной и кадровой структуры науки;
- формирование новых компонентов инфраструктуры национальной инновационной системы;
- оптимизация наукоемких секторов (прежде всего - информационно-коммуникационных);
- пристальное внимание к оборонным НИОКР.
На государственном уровне важную роль играет объединение компонентов инновационной системы государства. К примеру, уже поставлена задача создания так называемого технологического коридора между наукой и бизнесом, который будет обеспечивать коммерциализацию знаний и выход на новые рынки высокотехнологических товаров. Категория технологический коридор очень емкая. Она охватывает создание связей между основными субъектами инновационного процесса, запуск новых инновационных проек-
© Груздев В.М., 2013
тов, совершенствование венчурной индустрии, оптимизацию законодательства в сфере интеллектуальной собственности [2, с. 41].
Функционирование федеральных целевых программ ведется на базе общих принципов, которые определяются правительством и учитывают приоритеты и задачи социально-экономического развития России, элементы научно-технической и структурной политики, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния государства, внешнеполитических и внешнеэкономических условий, прогнозы развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, а также международных соглашений. Вместе с приведенными общими принципами при формировании федеральных целевых программ в области науки и технологий учитываются следующие условия:
- поддерживание непрерывности процесса «фундаментальные исследования
- поисковые научно-исследовательские работы (НИР) - прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) - технологии - производство - рыночная реализация» [3, с. 28] и оптимизация его стадий, опираясь на конечный результат
- массовое производство наукоемких конкурентоспособных товаров в экономически целесообразных масштабах;
- грамотная концентрация средств федерального бюджета и внебюджетных средств на развитие главных направлений и повышение эффективности мер мотивации научно-технической и инновационной политики;
- обеспечение выбора объектов финансирования, опираясь на оценку их по научно-техническим, экономическим, экологическим и другим параметрам с учетом возможности бюджета страны.
С целью воспроизводства и развития материально-технической базы предприятий научно-технического сектора предполагается использование ускоренной амортизации научного оборудования, исходя из фактора морального старения оборудования парка науки.
Политика государства в области науки и технологий предполагает осуществление важных инновационных проектов государственного значения, базирующихся на достижениях науки мирового уровня, которые получены при проведении исследований по основным направлениям. Приоритетные цели этих проектов [1]:
- укрепление позиций национальных товаропроизводителей на рынках товаров и услуг;
- уменьшение издержек производства посредством ресурсосбережения (прежде всего - энергоснабжения);
- рост процента продукции высокой степени переработки;
- увеличение продуктивности использования сырьевой базы;
- поддерживание гибкости производства.
Следует отметить то, что в федеральных программах Российской Федерации намечаются главные цели, которые соответствуют мировым направлениям научно-технического развития, описывают финансово-экономические механизмы их осуществления, способы выхода на мировые рубежи. Государство занимается проблемой обеспечения коммерциализации технологий как частью целого механизма создания и внедрения инноваций [6].
Но все же сами программы в недостаточной степени консолидированы. Те направления, которые в них предусмотрены, на практике действуют крайне медленно, если вообще осуществляются. Принимаемые меры в целом не системные и не последовательные. В конечном итоге складываются отдельные не взаимосвязанные элементы инфраструктуры нововведений. Ряд этапов инновационного цикла не получает нужной фи-
нансовой, информационной и инфраструктурной поддержки. Прежде всего это касается фундаментальных исследований начинающих небольших предприятий, которые приступают к коммерциализации результатов исследований и разработок, и стимулирует развитие взаимодействия между основными участниками процесса коммерциализации (научными организациями, малыми инновационными предприятиями, крупным бизнесом).
В программах нет координации тематики и подходов. Программы не ориентируются на развитие критических, самых основных технологий, прежде всего гражданских, которые связаны с ростом и реализацией человеческого потенциала, возможностей и способностей, с ростом качества жизни. Приоритетная роль отводится военным программам. При осуществлении программ очень мало усилий прикладывается для обозначения четких параметров поиска и выбора проектов, определения целесообразности программных мероприятий в условиях рынка, оценки продуктивности государственных инвестиционных и научно-технических программ, аргументирования соотношения бюджетных и внебюджетных источников осуществления финансирования [5, с. 3].
В контексте отношений «наука - производство» определяют два приоритетных вида сотрудничества. Первый являет собой соотношения университетских факультетов и государственных исследовательских организаций, с одной стороны, и крупных предприятий, а также высокотехнологичных малых и средних организаций - с другой. Второй вид сотрудничества определяется как привлечение университетов к оказанию технологической поддержки и консультационных услуг малому и среднему бизнесу. Важную роль в содействии малому бизнесу часто играют региональные центры.
Продуктивность взаимодействия науки и бизнеса ограничивается тремя факторами, каждый из которых нужно брать во внимание, разрабатывая инновационную политику:
- концентрация внимания университетов и государственных исследовательских структур на потребности бизнеса;
- взаимодействие университетов и государственных исследовательских организаций с частными предприятиями;
- заинтересованность бизнеса в результатах разработок.
Усиление связи «наука - производство» предполагает использование широкого спектра методов и схем, которые поддерживают финансирование прежде всего совместных разработок, создают мотивацию для государственных НИИ и лабораторий вести работы в интересах производства, укрепляют организации-посредники (к примеру, организации по передаче технологий) и приветствуют свободу перехода исследователей из государственной сферы в частную и обратно.
Становление государственно-частного партнёрства в сфере исследований и разработок за рубежом зачастую подразумевает активное участие различных фондов. В Великобритании, к примеру, этим занимается Фонд инноваций высшего образования. Перечень его интересов включает вопросы финансирования организаций посредников, помогающих ученым налаживать связи с бизнесом, консультировать частные предприятия, содействовать развитию наставничества и расширять диалог с частной сферой и теми организациями, которые его поддерживают. Некоторая часть средств Фонда используется на финансирование подготовки студентов по основам предпринимательства. Этому в государстве уделяют огромное внимание [4, с. 93].
Одним из главных критериев продуктивности этой стратегии стало создание инновационных альянсов и стратегических партнерств, которые выступают новыми инструментами в процессе ведения инновационной деятельности. Инновационные альянсы формируют предприятия с единой технологической платформой. К ним может присо-
единиться малый и средний бизнес, а также государственные исследовательские учреждения. Стратегические партнерства создаются по инициативе профильных федеральных министерств посредством интеграции заинтересованных бизнес-структур и научных организаций для осуществления специальных программ. Такие партнерства уже сформированы в сфере электроэнергетики, информатики, безопасности, в области транспорта.
В России, несмотря на предпринимаемые усилия, разрыв между государственной и частной сферой исследований и разработок по-прежнему не преодолён. Построение национальной инновационной системы подразумевает фактически реализацию шоковой терапии - единовременное и существенное изменение системы институтов. Очень низкая продуктивность осуществления инновационных программ и проектов является следствием отсутствия единого контрольного органа (лишь на федеральном уровне инновационную политику проводят четыре министерства и ведомства) [6].
Таким образом, инновационной активности в России наиболее препятствуют такие факторы, как высокая стоимость инноваций, недостаточная поддержка государства, экономические риски, связанные с инновациями. Приоритетными направлениями инновационной политики в России являются создание соответствующей нормативной базы, развитие малого и среднего предпринимательства, развитие инфраструктуры и конкурсная система отбора инновационных проектов.
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства РФ от 11.12.2002 № 1764-р «Об Основных направлениях государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий»
2. Государственная система учета НИР, ОКР, ОТР: новые возможности, методика, практика. Тезисы докладов / Под ред. В.Е. Кратенка - Минск: ГУ «БелИСА», 2005.
3. Макогон Б.П. Инновационная деятельность - ключ к экономическому росту // Меркурий. - Донецк, 2000. - № 5.
4. Леонтьев Б.Б. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе / Б.Б. Леонтьев. - М.: Экономика, 2002.
5. Кушлин В. Выбор модели развития в условиях ужесточения эколого-ресурсных ограничений // Экономист. - М.: Экономист, 2008. - № 7.
6. Ярощук А.Б. Государственное регулирование инновационной деятельности // Кафедральный вестник МосГУ, 2005. - № 2.
Е.В. Зайцева
ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И ИННОВАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ)
Ключевые слова: инновационное развитие, научно-образовательная сфера, инновационное производство.
В широком смысле слова научно-образовательная сфера (НОС) - это совокупность научных и образовательных организаций, связанных одновременно с научной и образо-
© Зайцева Е.В., 2013