УДК 331.5.024.5(470) DOI: 10.12737/18849
Малик Елена Николаевна, кандидат политических наук, доцент,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ, Орловский филиал, (Российская Федерация, г. Орёл),
e-mail: [email protected]
Абрамова Анастасия Александровна, магистрант государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, (Российская Федерация, г. Орёл), e-mail: [email protected]
ПРИОРИТЕТНЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Авторами проанализированы основы и принципы государственной политики труда и занятости населения в современной России. Выявлены социально-экономические условия и приоритеты формирования политики труда населения на федеральном и региональном уровнях. Авторы обосновали объективную потребность использования оптимальных нормативно-правовых и организационных механизмов реализации государственной политики занятости населения, как на федеральном, так и региональном уровнях. Указаны факторы повышения эффективности работы государственной службы занятости населения в современных социально-экономических условиях российской действительности.
Ключевые слова: занятость населения, безработица, рынок труда, государственная политика, регион.
Malik E. N., Candidate of Political Sciences, Associate Professor at the Department of Political Science, State and Municipal Government, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel) e-mail: [email protected]
Abramova A. A., Master Student of the Department of Political Science and Public Policy, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
PRIORITY MEASURES OF STATE REGULATION OF LABOR MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION
The authors have analysed bases and principles of state policy of work and employment of the population in modern Russia. Social and economic conditions of policy formation of work and employment of the population at the federal and regional levels are revealed. The authors have proved an objective requirement of using optimum ways of creation of working conditions both at the federal, and regional levels. Factors of increasing overall performance of public service employment of the population in modern social and economic conditions of the Russian reality are specified.
Keywords: employment of the population, unemployment, labor market, state policy, region.
Состояние рынка труда справедливо считается одним из основных индикаторов остроты проявления наиболее серьезных социальных и экономических проблем общества. Происходящие в России политические и социально-экономические преобразования непосредственно сопровождаются существенными изменениями в уровне и структуре занятости населения, обусловливают качественно новые тенденции на формирующемся рынке труда.
Современная ситуация на рынке труда характеризуется сокращением численности занятого населения, ростом безработицы, увеличением продолжительности периода незанятости. По-прежнему в каждой второй территории России уровень безработицы превышает среднероссийский, что приводит к резкому возрастанию так называемой вынужденной профессиональной миграции населения. Напряженность на рынке труда усиливается также несоответствием объемов и профилей подготовки кадров в профессиональных образовательных учреждениях разного уровня, все еще сориентированных на отраслевой уровень обучения спе-циалистов1. В настоящее время до 40% выпускников профессиональных учебных заведений не могут своевременно найти работу.
В данной связи Правительство РФ уделяет особое внимание сфере труда и занятости населения. Так, в Постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 298-П «Об утверждении государственной программы Российской Федерации» «Содействие занятости населения» указаны приоритеты и цели государственной политики труда и занятости населения.
Согласно данному Постановлению целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю
1 Бреев Б.Д. Безработица в современной России. -М.: Наука, 2-е издание, 2014. - С.47.
нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность.2
Основные приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы представлены на рис. 1.
Рассмотрим способы реализации поставленных приоритетов. Для повышения гибкости рынка труда поставлены следующие задачи:
- стимулирование развития занятости населения, в первую очередь, должно происходить за счет увеличения производственного комплекса на территории страны;
- повышение эффективности использования трудовых ресурсов в бюджетной сфере за счет тесной взаимосвязи заработной платы и результативности работы, которая включает: качество предоставляемых услуг, сложность и объем выполняемой работы, особенности территориальных рынков труда;
- стимулирование занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, а также создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями; обеспечение соблюдения установленных норм и правил в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений, повышение эффективности контроля и надзора за их исполнением3;
- развитие социального партнерства за счет совершенствования взаимоотношений между профсоюзами, предпринимателями и Правительством Российской Федерации.
Улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности включает:
- развитие профессиональной мобильности на основе повышения квалификации, обучения и переобучения безработного населения Российской Федерации;
- развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки.
2 Постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 298-П «Об утверждении государственной программы РФ» Содействие занятости населения» // СПС «Гарант». — URL: http://base.garant.ru/ 70643476/
3 Дакал А.В. Формирование Государственной политики в сфере защиты прав детей: междисциплинарный контекст // Вестник государствен-ного и муниципального управления.—2014. —№1.— С.81.
Рисунок 1 - Основные приоритеты государственной политики труда и занятости населения Российской Федерации
Развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов, достигается путем:
- повышения качества предоставления услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения;
- использования новых информационных возможностей и обеспечения доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения;
- создания механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации;
- развития институциональной системы поддержки профессионального самоопределения молодых граждан, как приоритетного направления государственной молодежной политики; «создание условий для более полного вовлечения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества; расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха; реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи»1;
1 Меркулов П.А. Разработка концепции государственной молодежной политики России в 90-е годы ХХ
- осуществления комплекса мер по содействию внутренней трудовой миграции, включая совершенствование системы предоставления государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в другую местность, включая субсидирование затрат на переезд и обустройство.
Создание оптимальных условий труда позволяет сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры. (см. рис. 2.). Создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом потребностей трудовых ресурсов и принципа приоритетного использования национальных кадров, включает:
- обеспечение различных методов и приемов к привлечению иностранной рабочей силы в зависимости от профессии (специальности);
- реализацию комплекса мероприятий, направленных на возвращения в Российскую Федерацию квалифицированных отечественных специалистов, выехавших из страны в связи с поиском работы. Нельзя не сказать и территориальной и региональной специфике субъектов РФ. «Субъекты РФ самостоятельно определяют направления экономической политики и формируют стратегию социально экономического развития.
века. // Среднерусский вестник общественных наук. - 2013. - № 1. - С. 184.
разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства
Способы создания условий труда
раз работка и реализация мер, направленных на снижение количества рабочих мест с вредными
и опасными условиями труда _
развитие системы оценки условий труда с точки зрения выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека
_Р^
переход от выплаты компенсаций за работу с вредными, тяжелыми и иными особыми условиями труда, основанной на списочном подходе, к выплате компенсаций за фактические условия труда по результатам аттестации рабочих мест
Рисунок 2 - Способы создания условий труда для населения Российской Федерации
Среди многих факторов, определяющих этот процесс, ведущую роль играет производственный потенциал региона. От его состояния и возможных качественных и количественных изменений зависит достижение необходимого роста производства и повышение благосостояния населения территорий.»1.
Проанализировав приоритеты, можно сделать вывод о том, что государственная политика труда и занятости населения должна базироваться на оценке факторных условий возникновения устойчивых тенденций на рынке труда, оценке состояния трудовых ресурсов, текущей и прогнозной информации о численности экономически активного населения, составе трудовых ресурсов, распределении занятых по отраслям экономики, данных анализа рынка труда, показателей занятости и безработицы, а также мониторинге эффективности реализации программ занятости. В настоящее время ситуация на рынке труда из-за введенных санкций вызывает неоднозначную реакцию. Крупные
1 Абрамова Г.Н., Шуметов В.Г. Применение эконо-метрического моделирования для характеристики производственного потенциала регионов (на примере ЦФО) // Среднерусский вестник общественных наук. - 2013. - №4. - С.183.
предприятия вынуждены сокращать свои инвестиционные программы, наблюдается увеличение разрыва между рынками труда крупных и малых городов, а также повышается уровень безработицы в регионах. «Собственный трудовой потенциал перестает оцениваться в качестве основного критерия выживаемости и борьбы с бедностью.
В реальной жизни их формирование обозначено модернизацией, которая происходит на производстве и становится правилами взаимодействия субъектов трудового рынка, обозначенная изменением трудовой ориентации работников, мотивами поведения. На изменение условий жизни влияют поведенческие стратегии субъектов»2.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 298-П «Об утверждении государственной программы Российской Федерации» Содействие занятости населения» в Орловской области уровень безработицы в 2014 и в 2015 годах составил 5,3 %, в 2016 году ожидается безработица на уровне 5,2 %.
2 Гостенина В.И., Макаров А.А. Государственное регулирование локального рынка труда: социологическое измерение// Среднерусский вестник общественных наук. — 2014. — № 6 (36). — С.52.
■ Обращение к друзьям, родственникам, знакомым
■ Обращение в государственную службу занятости
■ Обращение непосредственно к работодателю
80
6(
40
100
декабрь 2014 декабрь 2015
2( (
Обращение к друзьям, родственникам, знакомым
Обра щение в государственную службу за нятости
Обра щение непосредственно к работодателю
| Обр а щение в СМИ, интерн ет
0
F
Однако согласно данным Росстата уровень безработицы по Орловской области составил в 2014 году 5,1 %, а в декабре 2015 года 5,8 %1, что превышает прогнозные значения по Постановлению Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 298-П «Об утверждении государственной программы Российской Федерации» Содействие занятости населения» на 0,5 %. Следует отметить, что на фоне сложившейся негативной тенденции в экономической сфере в 2016 году стоит прогнозировать резкий рост уровня безработицы в стране.
На рисунке 3 представлены статистические данные о способе поиска работы безработными. Согласно представленным данным большинство граждан Российской Федерации ищут работу с помощью знакомых или через объявления в интернете, что свидетельствует о нерезультативной работе государственной службы занятости, а также о недоверии граждан.
Таким образом, одной из основных задач является увеличение эффективности работы государственной службы занятости, в том чис-
1 Официальная статистика. Рынок труда, занятость и заработная плата. Трудовые ресурсы [Электронный ресурс] // Федеральная служба официальной статистики: — URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/ connect/rosstat_main/ rosstat/rn/statistics
ссийской Федерации
ле оказание качественной помощи населению в переподготовке кадров.
Сегодня реализация приоритетов государственной политики труда и занятости населения Российской Федерации затрудняется, в связи со сложившимися политическими и экономическими факторами. С ростом уровня безработицы в стране необходимо принимать срочные меры по ее регулированию. Первоочередные задачи в данном направлении должны быть направлены не только на создание единой сети баз данных по существующим вакансиям, но и на повышение информированности населения о проблемах занятости, а также формирование системы профессиональной подготовки и переподготовки незанятого населения, ориентированной на потребность в рабочих местах, создание центров психологического консультирования, т.е. всего того, что способствовало бы повышению конкурентоспособности и профессиональной мобильности безработных на рынке труда. Для обеспечения полной, продуктивной и свободной занятости населения необходимы осуществление финансово-кредитной политики, улучшение размещения производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, поддержка трудовой и предпринимательской активности граждан.
Библиография:
1.Абрамова Г.Н., Шуметов В.Г. Применение эконометрического моделирования для характеристики производственного потенциала регионов (на примере ЦФО) // Среднерусский вестник общественных наук. 2013.—№4— С.183.—192.
2.Бреев Б.Д. Безработица в современной России. - М.: Наука, 2-е издание, 2014.—269 с.
3.Дакал А.В. Формирование государственной политики в сфере защиты прав детей: междисциплинарный контекст // Вестник государственного и муниципального управления. 2014. — № 1. — С.80— 88.
4.Гостенина В.И., Макаров А.А. Государственное регулирование локального рынка труда: социологическое измерение// Среднерусский вестник общественных наук. —2014. — №6 (36). —С.49—53.
5. .Меркулов П.А. Разработка концепции государственной молодежной политики России в 90-е годы ХХ века. // Среднерусский вестник общественных наук. — 2013.—№1.—С.183— 185.
References:
1. Abramova G.N., SHumetov V.G. (2013) Primenenie ehkonometricheskogo modelirovaniya dlya harakteristiki proizvodstvennogo potenciala regionov (na primere Central'nogo federal'nogo okruga) // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. — №4 —S.183—192. (In Russ.).
2.Breev B.D. (2014) Bezrabotica v sovremennoj Rossii. - M.: Nauka, 2-e izdanie.—269 s. (In Russ.).
3.Gostenina V.l., Makarov AA. (2014) Gosudar-stvennoe regulirovanie lokal'nogo rynka truda: sociolog-icheskoe izmerenie// Srednerusskij vestnik ob-shchestvennyh nauk.—№6(36).—S.49—53.(ln Russ.).
4. Dakal A.V. (2014) Formirovanie Gosudar-stvennoj politiki v sfere zashchity prav detej: mezhdisciplinarnyj kontekst // Vestnik gosudar-stvennogo i municipal'nogo upravleniya. —№ 1. — S.80—88. (In Russ.).
5. Merkulov P.A. (2013) Razrabotka koncepcii gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossii v 90-e gody ХХ veka. // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. —№1.—S.183—185. (In Russ.).