Научная статья на тему 'Приобщение старших дошкольников к спортивной деятельности'

Приобщение старших дошкольников к спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / DRAWING CHILDREN INTO SPORTS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качалов Д. В., Истомин С. О.

В статье отмечается, что эффективное приобщение детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности осуществляется посредством процесса, включающего целевой, содержательный, процессуальный компоненты на основе системного и личностно-деятельностного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRAWING SENIOR CHILDREN UNDER SCHOOL AGE INTO SPORTS ACTIVITY

The article defines that an effective way to draw senior children under school age into sports activity is conducted through the process including such components as aim, content, process based on the systematical and self-active approach.

Текст научной работы на тему «Приобщение старших дошкольников к спортивной деятельности»

танцевального творчества на основе ранее полученных музыкально-ритмических и двигательных навыков.

Критериями отбора музыкального репертуара для занятий по ритмике являются: высокохудожественный музыкальный материал, доступность музыкального языка, продолжительность звучания музыкальной пьесы по времени (от 1 до 3 мин в зависимости от возраста), несложные мелодические линии, удобные для запоминания и исполнения в движении ритмические рисунки, короткие музыкальные фразы на 1-2 такта, простые музыкальные формы (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная), а также вариативность и новизна.

Требованиями к организации занятий по ритмике могут быть:

• соблюдение дидактических принципов планомерности и последовательности в обучении;

• оригинальность и новизна музыкально-ритмического материала;

• музыкально-ритмическая и психолого-педагогическая грамотность педагога ритмики, его творческая активность, целеустремленность, увлеченность предметом;

• выразительное исполнение концертмейстером всех музыкально-ритмических темповых, динамических особенностей музыкальных пьес, чередования сильных и слабых долей в такте, акцентов, ритмических группировок длительностей, пауз, фразировки и кульминации;

• создание на занятиях ситуации успеха, творческой атмосферы, интереса через применение разнообразных

детских музыкальных и шумовых инструментов, красочных атрибутов, костюмов, элементов театрализации;

• проведение музыкально-ритмических занятий в кабинете-трансформере, имеющем специальное экологическое покрытие, средства визуализации, технических средства и ИКТ.

Важным педагогическим условием успешного обеспечения музыкально-ритмического развития детей мы считаем культурно-нравственное взаимодействие педагога с воспитанниками и эстетическую культуру общения всего коллектива.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Далькроз Э. Ж. Ритм: его воспитательное значение для жизни и для искусства. СПб., 1922.

2. Искусство эвритмии в лекциях и высказываниях Рудольфа Штейнера / пер. с нем. Д. Виноградова; под ред. Н. Коноваленко. М., 1996.

3. Гренлюнд Э., Оганесян Н. Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. СПб., 2004.

4. Видмер М. Музыка - танец - игра. Модель художественно ориентированной «педагогики многообразия» // Вестн. пед. о-ва Карла Орфа. 2002. № 11.

5. Алексеева Л. Н. Мысли о женской гимнастике. М., 1953.

6. Руднева С. Д., Фиш Э. М. Музыкальное движение. М., 2000.

7. Пустовойтова М. Б. Ритмика. М., 2008.

ПРИОБЩЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

DRAWING SENIOR CHILDREN UNDER SCHOOL AGE INTO SPORTS ACTIVITY

Д. В. Качалов, С. О. Истомин

В статье отмечается, что эффективное приобщение детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности осуществляется посредством процесса, включающего целевой, содержательный, процессуальный компоненты на основе системного и личностно-деятельностного подходов.

D. V. Kachalov, S. O. Istomin

The article defines that an effective way to draw senior children under school age into sports activity is conducted through the process including such components as aim, content, process based on the systematical and self-active approach.

Ключевые слова: приобщение детей к спортивной Keywords: drawing children into sports activity. деятельности.

Повышение социально-политической престижности высших спортивных достижений и возрастающая конкуренция на международной спортивной арене предъявляет особые требования ко

всем аспектам подготовки спортсменов уже на самых ранних этапах. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности. В структуре

физической подготовленности подрастающего поколения приобщение к спортивной деятельности детей старшего дошкольного возраста является одним из ведущих направлений, обеспечивающих возможность эффективного решения педагогических задач, обусловленных разнообразием спортивной деятельности.

Раскрывая содержание приобщения старших дошкольников к спортивной деятельности, уточним значение понятие «приобщение». Как показывает анализ справочной литературы, понятие «приобщение» сопряжено с такими понятиями, как ориентация, привлечение, приближение, соприкосновение. Так, ориентация означает умение разобраться в окружающей обстановке и окружающей среде, осведомленность в чем-либо; направленность деятельности, определяемая интересами кого-либо. Соприкосновение - значит иметь дело с касанием к какому-либо объекту. Прямого объяснения термину «приобщение» нет [1, с. 935]. В то же время в научных изысканиях в последнее время этот термин употребляется довольно часто. Изучив различные толкования сопутствующих понятий, мы полагаем, что приобщение следует рассматривать как процесс. В этом случае приобщение будет означать организацию деятельности по привлечению детей в спортивную деятельность. И тогда процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности будет находиться под воздействием и влиянием внешних и внутренних факторов (воспитание, обучение, социальная и природная среда, собственная активность) [2, с. 7]. Такое понимание наиболее соответствует пониманию процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности как становления интереса, развития умений, реконструкции опыта под воздействием внешних факторов (требования социума, воспитание ценностного отношения к себе и другим и пр.) и внутренних (мотивация, активность, рефлексия). Кроме того, мы считаем, что процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности рассматривается нами не как любой процесс развития, а только такой, который по своей направленности носит финальный характер, устремлен к осуществлению определенного целостного облика. Эта направленность исключительно важна для педагога [3, с. 89].

Вышеизложенное позволило нам рассматривать приобщение детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности как стратегию создания педагогически комфортной среды, создающей предпосылки для реализации совокупности педагогических условий, обеспечивающих ознакомление, ориентацию, развитие интереса и стремление к участию в спортивной деятельности.

К исследованию процесса приобщения старших дошкольников к спортивной деятельности мы подходим как к изучению определенной педагогической системы, что предполагает выделение ее компонентов и структуры, а также установление сил и факторов, обеспечивающих целостность и относительную самостоятельность

данной системы. Рассматривая вопрос о структуре процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности, мы исходим из того, что единственный путь решения этой задачи - подход к изучаемой системе как части метасистемы, то есть извне, из среды, в которую она вписана и в которой она функционирует [4, с. 24]. Процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности мы рассматриваем как социальную, динамичную и открытую систему, поскольку она характеризуется не только наличием связей между образующими ее элементами, но и неразрывным единством с окружающей средой, социумом, во взаимодействии, с которыми система и проявляет свою целостность, являясь при этом ведущим компонентом взаимодействия.

Процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности невозможен вне целенаправленной деятельности, что заставляет нас обращаться к личностно-деятельностному подходу (Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). В центре процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста находится дошкольник как личность. Личностно-деятельностный подход учитывает закономерности организации спортивной деятельности и становления деятельностной стороны личностного опыта, позволяющей определить доминанту взаимоотношений ребенка с социумом, актуализировать реализацию потребности в осознании себя субъектом спортивной деятельности. Процесс приобщения к спортивной деятельности в данном случае осуществляется в процессе значимых, мотивированных видов деятельности, особое место среди которых занимает игра как ведущий вид деятельности в данном возрасте и которая выступает как самоценность, обеспечивающая ощущение свободы, эмоциональный и физический комфорт, признание психологического комфорта и блага ребенка приоритетным критерием.

Рассмотренные подходы служат основанием для выделения принципов, способствующих эффективности процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности.

При определении принципов приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности учитываются: структура процесса, представленная целевым (цель и задачи), мотивационным (мотивы), содержательным (содержание), операционным (методы, средства, формы), контрольно-оценочным (контроль, коррекция) и результативным (результат формирования) компонентами [2, с. 36]; специфика понятия «приобщение к спортивной деятельности»; особенности приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности.

Мы руководствовались принципами целесообразности (обоснование значимости приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности и важности данного процесса), единого концептуального подхода (обоснование процесса приобщения детей стар-

шего дошкольного возраста к спортивной деятельности с точки зрения его позиции в процессе физического воспитания, а также его роли в решении современных педагогических задач), системности (выявление целостности и относительной самостоятельности процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности), объективности (проверка достигнутых результатов несколькими методами, фиксация изменения уровня приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности, сопоставление собственных данных с данными экспертов).

Структурные компоненты процесса раскрывают внутреннюю организацию процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности и отвечают за постоянное взаимодействие между элементами данного процесса.

Целевой компонент включает: обеспечение всестороннего физического развития и укрепление здоровья; воспитание волевых качеств личности: способности к длительному напряжению всех сил организма, физической активности, выдержки, самообладания в критических ситуациях, волевого напряжения в решении задач, связанных со спортивной деятельностью; формирование у детей стойкого интереса к спорту; гармоничное развитие физических способностей; подготовка наиболее одаренных детей к переходу на этап начальной подготовки; овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр; воспитание и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости, гибкости); воспитание сознательно-позитивного отношения детей к овладению физическими упражнениями и опытом их применения; воспитание активного стремления детей к достижению успеха; формирование способности детей видеть и понимать, ориентироваться в различных видах спортивной деятельности; воспитание осознанного отношения детей к спортивной деятельности.

Содержание процесса раскрывает сущность спортивной деятельности (по хоккею с шайбой), которая выступает как единство составляющих ее содержание элементов (знания, умения, навыки, способность, опыт), видов и средств подготовки детей: специальная техническая подготовка (падать, садиться, подниматься с надетыми коньками вне льда и на льду; ходьба с продвижением, чередование ходьбы с длительным скольжением; глубокий присед; передвижение с приседами; скольжение вперед и назад; основной шаг; вращение; подскоки; повороты, выпады); общая и специальная физическая подготовка (об-щеразвивающие упражнения, элементы различных видов спорта, комплексы упражнений для развития скоростно-силовых качеств, взрывной силы, развития двигательно-координационных способностей, развития гибкости, ритмика, хореография).

Приобщение детей к спортивной деятельности нельзя осуществить насильственным воздействием, поэтому необходимо обеспечить возможность индивидуальной ориентированности процесса, посредством учета индивидуальной предрасположенности детей к деятельности, спортивной подготовке по хоккею с шайбой. В связи с этим деятельность педагогов-тренеров должна быть направлена на создание среды, способствующей проявлению и развитию активности, готовности и стремления к ее осуществлению, с одной стороны, а с другой - определении методов и приемов.

Методы и приемы приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности: организация спортивной деятельности детей (игровой, повторный, словесные методы, наглядные, практические); стимулирование и мотивация к занятиям спортивной деятельностью (создание эмоционально-волевых переживаний, подвижные игры, создание ситуации успеха); контроль (педагогическое наблюдение, оценка правильности и техники выполнения упражнений): специфические (групповой, поточный).

Основными формами приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности выступают: занятия коллективные, групповые, индивидуальные.

В своем структурно-логическом аспекте процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности отражает три взаимосвязанных и взаимодополняющих направления: педагогическое - обеспечивает эффективное построение педагогически комфортной среды; методическое - общая и специальная физическая подготовка, специальная техническая подготовка; интегративное - организация среды, способствующей эффективности спортивной подготовки резервов и содействие успешному решению задач физического воспитания детей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. М., 1985. 935 с.

2. Беликов В. А. Образ и логика в изложении курса «Педагогические теории, системы и технологии»: пособие для студентов педвузов. Магнитогорск: МаГУ, 2000. 67 с.

3. Гмурман Е. В. Уточнение и систематизация понятий и терминов в педагогике // Интегратив-ные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания / отв. ред. Г. И. Батурина. М.: АПН СССР, 1983. С. 88-92.

4. Каган М. С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. 328 с.

5. Андреев В. И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2002. 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.