Научная статья на тему 'Построение индивидуальной траектории приобщения ребенка к спортивной деятельности'

Построение индивидуальной траектории приобщения ребенка к спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / SPORTS ACTIVITY / INDIVIDUAL TRAJECTORY / PRE-SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Истомин Сергей Олегович

Рассматривается проблема индивидуализации процесса приобщения детей дошкольного возраста к спортивной деятельности, характеризуется содержательно-целевое наполнение индивидуальной траектории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Истомин Сергей Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF CHILD individual trajectory of adherence to sports activity

The article is devoted to the problem of individualization of the process of familiarizing preschool children to sports activity. The author characterizes the content and the purpose of individual trajectory.

Текст научной работы на тему «Построение индивидуальной траектории приобщения ребенка к спортивной деятельности»

УДК 37.037.1 ББК Ч410.055

ГСНТИ 14.23.05

Код ВАК 13.00.04

Истомин Сергей Олегович,

аспирант кафедры педагогики и психологии, Шадринский государственный педагогический институт; 620089, г. Екатеринбург, ул. Саввы Белых, д. 5, к. 86; e-mail: [email protected]

ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРИОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: спортивная деятельность; индивидуальная траектория; дошкольный возраст.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема индивидуализации процесса приобщения детей дошкольного возраста к спортивной деятельности, характеризуется содержательно-целевое наполнение индивидуальной траектории.

Istomin Sergey Olegovich,

Post-graduate Student of the Chair of Pedagogy and Psychology, Shadrinsk State Pedagogical Institute, city of Shadrinsk.

CONSTRUCTION OF CHILD INDIVIDUAL TRAJECTORY OF ADHERENCE TO SPORTS ACTIVITY

KEY WORDS: sports activity; individual trajectory; pre-school age.

ABSTRACT. The article is devoted to the problem of individualization of the process of familiarizing preschool children to sports activity. The author characterizes the content and the purpose of individual trajectory.

I I риобщение к спортивной деятель-

А -*■ ности уже в старшем дошкольном возрасте заявляется на сегодняшний день в качестве первоочередной задачи. Кроме того, актуальность приобщения к спортивной деятельности старших дошкольников определяется возрастанием роли спорта в развитии физических сил ребенка, его задатков и способностей, высокой двигательной потребностью детей, отсутствием понимания у детей ценности спорта. Вместе с тем спортивная деятельность подчинена достижению максимальных результатов в отдельных ее отраслях, требует развития физических качеств, но уделяет мало внимания познавательной стороне спорта, расширению мировоззренческого кругозора, развитию интеллекта.

Актуальность проблемы приобщения старших дошкольников к спортивной деятельности показана в исследованиях, раскрывающих теоретические и практические основы формирования интереса у детей к спортивным играм и деятельности (Р. Ф. Кабирова, К. А. Матвейчук, В. С. Быкова и др.); вопросы формирования позитивного отношения к деятельности, в том числе спортивной, рассматривали Г. А. Степанова, Е. П. Ефимова, Е. В. Тарасов и др.; исследуются вопросы влияния подвижных и спортивных игр как средства гармоничного развития ребенка (А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева, Н. Н. Кожухова, Л. И. Фомина и др.); определяется место спортивной игры в физическом воспитании старших дошкольников (Э. Й. Адашкявичене, В. Г. Гришин, Т. А. Зельдович, С. А. Кера-минас, Т. И. Осокина и др.); значимость физкультурного праздника в активном

приобщении детей старшего дошкольного возраста к занятиям физической культурой рассматривается в трудах Н. Бочаровой, Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, Н. Н. Ермак, В. И. Васюковой, В. А. Шумиловой и др. Требуют изучения, теоретического обоснования необходимости и возможности приобщения старших дошкольников к спортивной деятельности и создания для этого определенных педагогических условий.

В современном толковом словаре русского языка Т. Ф. Ефремовой приобщение определяется как «1) процесс действия по знач. глаг. приобщать (2), приобщить; 2) состояние по знач. глаг. приобщаться (1,2), приобщиться; 3) то же, что: причащение». Словарь Д. Н. Ушакова дает такое определение приобщения - «мн. нет, ср. (книжн.). Действие по глаг. приобщить в 1 знач. -приобщать и приобщиться в 1 знач. - приобщаться. Радость приобщения отверженных к великой семье трудящихся всего мира светила всюду на улицах города. М. Горький». В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «приобщение» рассматривается как «возможность включения в какую-нибудь деятельность».

Процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности рассматривается нами не как любой процесс развития, а только такой, который по своей направленности носит финальный характер, устремлен к осуществлению определенного целостного облика. Эта направленность исключительно важна для педагога (1, с. 89)

Вышеизложенное позволяет нам рассматривать приобщение детей старшего дошкольного возраста к спортивной дея-

© Истомин С. О., 2013

тельности как стратегию целенаправленного воздействия на личность ребенка, благодаря которому обеспечивается ознакомление, ориентация, развитие интереса и стремление к участию в спортивной деятельности.

Построение индивидуальной траектории приобщения ребенка к спортивной деятельности мы рассматриваем как педагогическое условие, обеспечивающее достижение успеха в спортивной деятельности возможности каждому ребенку решать спортивные задачи.

Многие авторы (2; 3) в своих исследованиях отмечают, что повышение эффективности занятий физической культурой и спортом достигается при использовании типоспецифических методик и средств достижения каждым человеком его индивидуальной нормы на основе выявления конституционально-типологической принадлежности. Однако учесть абсолютно все индивидуально-типологические особенности каждого отдельного индивида практически невозможно. Ставя единые цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста, необходимо дифференцировать его содержание, организацию и методику, в первую очередь, учитывая морфофункциональное состояние, физическую подготовленность воспитанников.

Проблема индивидуализации в процессе физического воспитания дошкольников изучалась с разных позиций. Изучению индивидуализации отдельных сторон педагогического процесса дошкольников посвящены многочисленные исследования (2; 3; 4; 5). В то же время, индивидуализация в процессе физического воспитания дошкольников сдерживается достаточным количеством неразрешенных вопросов теоретического и методического характера.

Анализ литературных источников показал, что в тех или иных областях научного знания существуют различные подходы к трактовке понятия «индивидуализация». Однако большинство авторов отмечают его многогранность, разноаспектность. В этой связи индивидуализация может проводится по разным основаниям. В нашем случае, под индивидуализацией понимается выявление наследственно обусловленной предрасположенности к конкретной двигательной деятельности и подбор тренирующих воздействий, максимально соответствующих ритму возрастной эволюции моторики, индивидуальному и психологическому статусу. У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. Дети развиваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуально своеобразные ступени развития. Однако при этом, конечно, суще-

ствуют и общие закономерности, знание которых необходимо для понимания индивидуального развития ребенка.

Очень важно предоставлять разным детям равные возможности для развития, так как несоответствие между возможностями ребенка и требованиями, которые предъявляются к нему в процессе деятельности, могут неблагоприятно отразиться на его здоровье. В нашем случае, мы видим необходимость построения индивидуальной работы в процессе приобщения старших дошкольников к спортивной деятельности с учетом их индивидуально-типологических особенностей. Это предполагает дифференциацию старших дошкольников по типам конституции, проведение занятий с ними по индивидуальным двигательным программам с преимущественным воздействием на ведущие для конкретной типологической группы физические качества.

Их построение с учетом индивидуальных особенностей детей, использование различных направлений физкультурноспортивной работы создаёт условия для повышения уровня физической подготовленности воспитанников, сохранения и укрепления их здоровья, что в свою очередь является предпосылкой готовности ребенка к участию в спортивной деятельности.

Со времен Я. А. Коменского, который поставил задачу создать педагогику, дающую гарантию успеха без малейших возможностей провала, продолжается теоретический поиск педагогов в этом направлении. Анализ научной литературы позволил нам утверждать, что успешность складывается из достижений в различных видах деятельности: коммуникативной (общение со сверстниками, взрослыми), спортивной, творческой и пр. На основании анализа различных видов деятельности в исследованиях установлено, что личность успешного ребенка характеризует:

- высокая мотивация, интерес к деятельности, прилежание;

- проявление любознательности в различных областях знаний, заинтересованное отношение к деятельности;

- адекватная самооценка и положительный статус в коллективе;

- умение адекватно оценивать результаты своей деятельности и давать объективную оценку работам других детей;

- умение радоваться своим достижениями и переживать удачи, сопереживать сверстникам;

- способность к самоанализу.

Успешность в спортивной деятельности

детей старшего дошкольного возраста мы понимаем как достижения дошкольника в спортивной деятельности, которые сопро-

вождаются интересом к ней, способствуют проявлению желания освоить ее составляющие, адекватной самооценке и оценке результатов своей деятельности.

В достижении указанного, на наш взгляд, особую роль играет конструирование индивидуальной траектории приобщения к спортивной деятельности (хоккей с шайбой) детей старшего дошкольного возраста. Индивидуальная траектория приобщения к спортивной деятельности - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ребенка. И задача педагога-тренера состоит в обеспечении индивидуальной зоны физического развития каждого ребенка. Такой зоной может стать личностная траектория приобщения к спортивной деятельности. Выстраивание индивидуальных траекторий приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности должно проходить на основе соблюдения принципов: це-леполагания; выбора индивидуальной педагогической поддержки детей; продуктивности учебно-тренировочных занятий; первичности успехов в спортивной подготовке; рефлексии.

Таким образом, под индивидуальной траекторией приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности мы будем понимать целенаправленную деятельность, определяющую индивидуальный маршрут, который реализуется через ряд направлений: содержательное (индивидуальные планы); деятельностное (специальные упражнения и методы обучения детей спортивной деятельности - хоккей с шайбой); процессуальное (организационный аспект).

Миссия индивидуальной траектории приобщения детей старшего дошкольного

возраста к спортивной деятельности: персональный путь реализации личностного потенциала каждого ребенка в спортивной подготовке. Содержательно-целевое наполнение индивидуальной траектории приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности состоит в содержательных элементах и проецируемой деятельности. Содержательные элементы - наличие индивидуального маршрута - содержательный компонент, способ реализации и прохождения ребенка по индивидуальному маршруту приобщения к спортивной деятельности. Проецируемая деятельность - Чему учить? Что должно измениться в личности ребенка? Как тренировать? Как организовать педагогическое взаимодействие и общение? Основные элементы индивидуальной деятельности детей: смысл деятельности (зачем я это делаю?), постановка личной цели (предвосхищаемый результат), план деятельности, реализация плана, рефлексия (осознание собственной деятельности), оценка, корректировка или переопределение целей. Способы реализации индивидуальной деятельности ребенка: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, разработка индивидуальной программы спортивной подготовки на обозримый период времени.

Основным технологическим сопровождением индивидуальной траектории приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности является индивидуальная программа, которая включает результат, которого следует ребенку достичь; этапы, которые должен пройти ребенок для достижения цели; инструментарий; необходимость и степень педагогической помощи и поддержки; время, которое должен затратить ребенок на каждый этап, портфолио ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гмурман Е. В. Уточнение и систематизация понятий и терминов в педагогике // Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания. М. : АПН СССР, 1983.

2. Козин Е. А. Дифференцированная методика физического воспитания старших дошкольников различных соматотипов на основе применения средств спортивной акробатики : автореф . дис.... канд. пед. наук. Хабаровск, 2008.

3. Лобанова Ю. О. Индивидуализация процесса обучения плаванию детей 5-6 лет различных типов телосложения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.

4. Маханева М. Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ организационно-методический аспект. М. : ТЦ Сфера, 2005.

5. Рунова М. А. Двигательная активность детей 5-7 лет в самостоятельной деятельности и педагогическое руководство ею на прогулке. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста. М. : Педагогика, 1989.

Статью рекомендует канд. пед. наук, доц. А. Е. Терентьев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.