Научная статья на тему 'ПРИОБЩЕНИЕ К ЦИВИЛИЗАЦИОННОМУ НАСЛЕДИЮ КАК КОМПОНЕНТ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ'

ПРИОБЩЕНИЕ К ЦИВИЛИЗАЦИОННОМУ НАСЛЕДИЮ КАК КОМПОНЕНТ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
61
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ НАСЛЕДИЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ДУХОВНО-ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кузнецова Н. В., Гасанова Р. Р., Аршинова В. В., Арпентьева М. Р.

Развивающие аспекты туристической активности все чаще становятся предметом психолого-педагогических исследований современности. Однако работ, посвященных анализу возможностей и ограничений приобщения к цивилизационному наследию человечества как важного компонента самосовершенствования туристов очень мало. Современный туризм выступает как практика развития человека, как личности, партнера и профессионала. Цель работы заключается в осмыслении возможностей и ограничений самосовершенствования туристов в процессе приобщения к цивилизационному наследию, изучении специфики, состояния и перспектив развития туризма для реализации целей самосовершенствования и приобщения к цивилизационному наследию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Кузнецова Н. В., Гасанова Р. Р., Аршинова В. В., Арпентьева М. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-IMPROVEMENT AND ACQUISITION TO A CIVILIZATIONAL HERITAGE IN TOURISM

Modern education of psychologists-educators and other specialists of the group of man-man, man-art (according to the classification of professions by E.A. Klimova) can and should be enriched by an appeal to practices that have multiple purposes, representing one or another way of organizing the life of an individual or groups of individuals, including tourism. The training of psychologists-teachers in the field of organization, implementation and psychological and pedagogical support of tourist activity acts not only as a channel for expanding their non-professional competencies and capabilities, providing another demanded and interesting profession, but also strengthens their own professional competencies. The purpose of the work is to study the specifics, state and prospects of tourism development for the implementation of the goals of self-improvement and familiarization with the riches of the civilizational heritage, analysis of the problems of organizing and implementing psychological and pedagogical support of tourism activities using the example of spiritual and esoteric tourism. Despite the obviousness for many tourist trips of the motives of self-improvement and familiarizing a person with the civilizational heritage, these motives do not always become central. The exception is educational, psychotherapeutic and esoteric tourism. These types of tourism imply the availability of knowledge and skills that are transferred only to those people and when people are looking for them. The condition for obtaining this knowledge and skills is self-improvement and self-realization, inextricably linked with the introduction of a person to the civilizational heritage. This type of tourism has great development prospects precisely as tourism of special interests, since it presupposes a conscious work of a person with himself, deployed in space and time, coordinated with other people and involving the study of the civilizational heritage of mankind. The organization of such work requires significant efforts on his part and on the part of the organizers of the tourist trip. We need not only highly qualified specialists and special tourist destinations, but also flexible, multicomponent routes that allow us to implement special customer requests so that this type of business remains not only in demand, but also competitive. In the process of training specialists of the "person-to-person" group, including teachers and psychologists, acquaintance with tourism activities, its competencies, serves as an important channel for the development of the future professional, rethinking narrow professional practices, technologies and models, their saturation, enrichment with tourism technologies. An important role in this process has been played and is being played by competencies related to the comprehension of life and professional values, spiritual and moral aspects of life that structure the civilizational heritage of mankind. It is they and the educational opportunities of tourism that are the main focus of attention in the main, additional and ongoing (re) training of specialists.The main problem of the formation and development of man is his non-transparency, inequality to himself, disharmony and inconsistency, inequality to the wealth of the civilizational heritage, to which mankind has now come. The motives for self-improvement and familiarizing a person with the civilizational heritage within the framework of educational, psychotherapeutic and spiritual-esoteric tourism acquire central importance. Such tourism is the practice of organizing the life of a person striving to expand his / her abilities and capabilities, his / her life world, to self-improvement and familiarization with all the wealth of civilizational heritage. Tourism provides an opportunity to explore modern and traditional searches for spirituality, improve your understanding of yourself and the world, your progress in the everyday, social world (self-realization) and the inner, spiritual (self-actualization), having joined the civilizational heritage of mankind. In addition to the patchwork of ideas about the spiritual and philosophical foundations of human existence, there is an opposite movement - towards a holistic understanding of the experience of peoples and mankind through the prism of ideas about the "civilizational heritage". In the center of the traveler's attention is the self-transforming, forming spiritual experience of a person and its inclusion in the civilizational heritage of a particular nation or humanity as a whole, a journey that includes both a “special” experience of altered states and the acquisition / improvement of special competencies, and the experience of introducing spiritual and worldview the wealth of this or that nation or humanity as a whole (civilizational heritage). Tourists seeking self-actualization and comprehension of the civilizational heritage are a special group of people in need of a special type of tourist travel and special guides - combining the features of a “guide”, a teacher-mentor and a psychologist-facilitator. The training of such specialists is an urgent need, which can be realized within the framework of general (at the level of specializations), additional and other types (“continuous”) education for specialists of the “person-to-person” group. Self-improvement of a modern specialist in the professional field can and should be combined with improvement in the spheres of personal and partner life, with familiarization with the achievements of civilization. In the process of training specialists of "person-to-person" groups, including psychologists and teachers, familiarity with tourism activities, its competencies, serves as an important channel for the development of the future professional, rethinking narrow professional practices, technologies and models, their saturation, enrichment with tourism technologies. Keywords: self-improvement, civilizational heritage, educational tourism, spiritual and esoteric tourism, psychological and pedagogical

Текст научной работы на тему «ПРИОБЩЕНИЕ К ЦИВИЛИЗАЦИОННОМУ НАСЛЕДИЮ КАК КОМПОНЕНТ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. № 3. С. 129-144.

УДК 159.98+338.48

ПРИОБЩЕНИЕ К ЦИВИЛИЗАЦИОННОМУ НАСЛЕДИЮ КАК КОМПОНЕНТ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ

Кузнецова Н. В.1, Гасанова Р. Р.2, Аршинова В. В.3, Арпентьева М. Р.4

1Московский городской педагогический университет, Москва, Россия

12 3Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия

3Московский психолого-социальный университет, Москва, Россия

4ГБУ КО Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

«Содействие», Калуга, Россия

E-mail: [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]

Развивающие аспекты туристической активности все чаще становятся предметом психолого-педагогических исследований современности. Однако работ, посвященных анализу возможностей и ограничений приобщения к цивилизационному наследию человечества как важного компонента самосовершенствования туристов очень мало. Современный туризм выступает как практика развития человека, как личности, партнера и профессионала. Цель работы заключается в осмыслении возможностей и ограничений самосовершенствования туристов в процессе приобщения к цивилизационному наследию, изучении специфики, состояния и перспектив развития туризма для реализации целей самосовершенствования и приобщения к цивилизационному наследию. Ключевые слова: цивилизационное наследие, самосовершенствование, образовательный туризм, духовно-эзотерический туризм, психолого-педагогическое сопровождение туризма.

ВВЕДЕНИЕ

Туризм все более часто позиционируется практиками и рассматривается исследователями как сфера саморазвития и реорганизации жизнедеятельности человека, устремленного к реализации, наращиванию и совершенствованию своих талантов и возможностей, обогащению и углублению жизненного мира в процессе приобщения к богатствам национального и общечеловеческого цивилизационного наследия. Самосовершенствование человека осуществляется, как правило, сразу в нескольких сферах: профессиональной и учебной, личностной и межличностной. Оно происходит разными путями, но одним из ведущих, «корневых» компонентов выступает приобщением к достижениям цивилизации, цивилизационному наследию: понимая «откуда он пришел», человеку легче понять «куда ему идти». Это особенно важно для специалистов помогающих профессий, педагогов и психологов. В ходе (пере)подготовки и повышения квалификации специалистов этой группы весьма продуктивным оказывается знакомство с туристической деятельностью, ее компетенциями. Такое знакомство может быть важным направлением развития человека как профессионала, переосмысления им известных ему профессиональных и туристических практик, их взаимного обогащения и интеграции. В этом процессе активно формируются, применяются и

129

совершенствуются знания и умения, связанные с постижением жизненных ценностей, духовно-нравственных контекстов бытия [1, 2]. Это часто связано с возможностью и настоятельностью исследования и сопоставления индигенных и транскультурных измерений «цивилизационного наследия» народов и человечества: в туристическом путешествии, находясь перед лицом необходимости более или менее развернутой ориентации и адаптации к инокультурной среде, человек сталкивается с необходимостью и возможностью по-новому понять, переосмыслить важнейшие ценности своей жизни [3, 4]. Поскольку туризм охватывает все большее число людей планеты, становится обыденной и регулярной практикой бытия, постольку данный момент является весьма значимым ресурсом самосовершенствования человека средствами туризма, поэтому ему необходимо уделить особое внимание в подготовке современных специалистов не только в области туризма, но и в педагогической, психологической и иных сферах.

Наряду с процессами самосовершенствования и ознакомления с наследием цивилизации туристов, важно упомянуть о развитии самого гида, проводника: туристическая активность развивает всех включенных в нее субъектов, особенно если намеренно и последовательно ставит перед собой задачи совершенствования и расширения жизненного, ценностно-смыслового кругозора участников путешествий, если организует их приобщение к богатствам цивилизационного наследия как компонент развития человека. Благодаря туризму педагоги и психологи получают возможности и пути активизации, сопровождения и рефлексии развития своих подопечных.

На этом фоне также важно учесть, что современная туристика весьма динамична. Она постоянно увеличивает и интенсифицирует сферы своей активности, проводя диверсификацию и специализацию туров и сопутствующих услуг и продуктов. К сожалению, даже сама туристика не успевает отслеживать всех изменений и феноменов, поэтому участие педагогов, психологов, социологов, культурологов, историков и иных специалистов в осмыслении ее феноменов, весьма важно. Особенно это касается новых и активно развивающихся направлений, например, духовно-эзотерического туризма, сочетающего паломничество / путешествие по священным местам и внутреннее путешествие « к себе» [2, 5].

• У духовно-эзотерического туризма как формы приобщения к цивилизационному наследию, особенно его ценностно-смысловой стороне, есть долгая предыстория. Корни духовно-эзотерического туризма связаны с паломническими путешествиями. Однако, в современном мире, мире «новой», «лоскутной» религиозности эпохи «Нью эйдж» паломничество модифицируется в светскую практику самосовершенствования, со-творчества ценностей, переосмысления цивилизационного наследия [6, 7].

• Корни образовательного туризма найти сложнее: по сути, вся практика путешествий пронизана стремлением узнать, любопытством человека. Узнавая мир, человек меняет его, а также и самого себя. Появление у человека свободного времени побудило его к тому, чтобы, не удовлетворяясь пределами привычного жизненного пространства, с развитие цивилизации все более сжимающегося до рамок городского поселения, вернуться к «истокам» в природе и культуре, а также -

130

начать искать альтернативы привычному, рутинному, ограниченному и порою скучному бытию. «Зрелища» других миров прерывали скуку и трансформировали сознание человека. Большую роль в возникновении этого вида туризма, конечно, сыграла и сама педагогика: познавательные экскурсии давно являются важным методом образовательной работы.

• Предысторию тревел-терапии или психотерапевтического туризма можно также связать с самыми ранними практиками светских и религиозных путешествий и «хождений»: в дальние страны люди ходили не только за тем, чтобы найти «то не знаю что». Этот сюжет, ярко отраженный в сказках и притчах многих народов, говорит о том, что люди издавна сознавали трансформирующий потенциал путешествий. С появлением психотерапии и психологического консультирования как самостоятельных практик данный вид туризма приобрел теоретический и технологический каркас.

Совершаемое туристом путешествие, так или иначе, задает возможности и ограничения, способы и цели личностного, партнерского и профессионального самосовершенствования, побуждая более или менее активно прикоснуться и переосмыслить цивилизационное наследие человечества. Но эти возможности и ограничения разные, а значит и развивающий потенциал различен [8-10]. Наиболее значительные возможности предоставляют в этом смысле образовательный, психотерапевтический и эзотерический туризм, ведущими смыслами которых выступают смыслы поиска и трансформации духовных ценностей и прикосновение к вершинам человеческих достижений.

Условие получения этих знаний и умений - самосовершенствование и самоосуществление, неразрывно связанные с приобщением человека к цивилизационному наследию. Это особенно видно на примере духовно-эзотерических видов туризма, так или иначе обращенных к идеям приобщения к богатствам цивилизационного наследия, самосовершенствования и самопостижения, к представлениям о наличии сакральных и скрытых знаний и умений: с одной стороны, они принадлежат всему человечеству и имплицитно, как наследие, присутствуют в жизни сообщества всегда, а с другой, - передаются только тем, кто ищет их и готов к ним, кто стремится к самопостижению и самосовершенствованию. Готовность и поиск объединяются в духовном / паломническом путешествии, вариантом которого в современном мире является туристическое путешествие [2, 11-13].

Духовно-эзотерические путешествия современности можно рассмотреть как варианты образовательного и психотерапевтического туризма и их интеграции, акцентирующей духовно-исторические контексты поисков людьми себя, путешествий к своей сущности, а также поисков путей самосовершенствования [4, 13-15] путем прикосновения к сущности мира, диалога с ним и приобщения к цивилизационному наследию.

Духовно-эзотерический туризм и в России, и во всем мире, создан для особой группы путешественников / туристов / паломников: имеющих в качестве ведущего мотива мотив самоактуализации [16], осуществляемой, в частности, в контексте приобщения к духовно-историческому опыту цивилизации, цивилизационному

131

наследию своего народа, человечества в целом. Аналогичные задачи ставит перед собой психотерапевтический туризм или тревел-терапия, а также образовательный туризм как практика воспитания и поддержки созревания, саморазвития человека.

Самоактуализация является базой их самореализации, Самосовершенствование как самоактуализация и самореализация - наиболее высокий, согласно теории потребностей А. Маслоу, уровень мотиваций туристической активности и, поэтому, предполагающий не только осознанную, развернутую в пространстве и времени, согласованную с другими людьми и предполагающую исследование цивилизационного наследия человечества работу туриста с самим собой, но и квалифицированную, профессиональную психолого-педагогическую , а порой и духовную поддержку такого развития, что ставит вопрос о необходимости подготовки и внедрения в практику туризма психолого-педагогических кадров, технологий и т.д.

Современный туризм выступает как практика развития человека, как личности, партнера и профессионала. В этом качестве он обретает свойство полидисциплинарности, междисциплинарности, в том числе - становится одной из практик помощи человека человеку. Наиболее простой вариант такой помощи обозначается понятиями «коучинг», «фасилитация» развития, однако, возможности туризма, в котором участвуют специалисты-эдологи (педагоги, психологи и иные помощники) существенно больше: сюда входит также психо-педагогическая профилактика и психо-педагогическая коррекция блокад и нарушения развития.

Цель работы заключается в осмыслении возможностей и ограничений самосовершенствования туристов в процессе приобщения к цивилизационному наследию, изучении специфики, состояния и перспектив развития туризма для реализации целей самосовершенствования и приобщения к цивилизационному наследию, анализе проблем организации и осуществления психолого-педагогического сопровождения туризма как развивающей практики.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Туризм как практика самосовершенстования человека.

Духовно-эзотерический, психотерапевтический и образовательный туризм могут выступать как «путешествие, с целью поиска себя» и постижению духовных и культурных богатств, накопленных народами и человечеством в целом (цивилизационное наследие) [1, 17-19]. Перед человеком как туристом так или иначе всегда стоит более или менее осознанная и настоятельная задача изменить своей понимание себя и мира, переоценить происходящее, прошлый опыт и пересмотреть планы на будущее. Ему важно и нужно найти новый взгляд на мир, увидев в себе и других как типичное, так и неповторимое, как приземленное, так и одухотворенное, как хорошее, так и плохое, научиться видеть их связи и различия [20, 21]. Крайне важная задача - осознать общие и уникальные («индигенные») черты разных культур, людей как их представителей [22, 23], путешествие в «другие места» и, порой, другие «времена» (когда уровни и формы жизни своей и чужой культур отличны как разные социально-технические уклады), позволяет переосмыслить себя и мира настолько, чтобы осуществить подчас радикальную,

132

многоуровневую и многоаспектную трансформацию человека как личности, партнера и профессионала (Fr. Fahey, 2002 и др.) [3, 24, 25]. Конечно, у традиционной туристики есть несколько «точек притяжения», например, экзотические традиции народов Азии, загадки и тайны «Востока», удивительные миры индейских племен Северной и нароров Южной Америки и т.д. Но сейчас и в России, и во всем мире просыпается интерес к цивилизационному наследию Руси, Тартарии, к тем ранее признанным «неисторическими» территориям и акваториям, которые содержат массу не только природных, но и культурных «аномалий», «мест силы», достопримечательностей и т.д. Осознавая вклад этих культур, их цивилизационное наследие, в развитие современных народов и культур, человечества в целом, человек параллельно изменяет свое самопонимание, изменяет опыт страдания и счастья, времени и пространства, материальных и духовных компонентов жизни. Благодаря сопоставлению опыта разных культур и цивилизаций разных времен и мест, турист получает возможность идентифицировать своей ложное «я», принять решение о том, необходимо ли жить, ориентируясь на него, и далее. Он может позволить себе или не позволить себе встретиться с собой настоящим, подлинным. Он также может узнать как настоящих своих спутников или осознать - истинный смысл своих отношений с людьми, которых покинул на время путешествия.

Всем путешественникам знаком феномен «легкой дороги туда и трудной дороги обратно»: чем интенсивнее и полнее человек «отрывается» от прежней жизни, даже если едет просто «отдохнуть», тем этот эффект заметнее. Человеку подчас очень сложно вернуться назад, поскольку он возвращается другим, а место, в которое он возвращается, может остаться прежним, может предъявлять претензии и ожидать его - прежнего. Для кого-то этот диссонанс разрешается легко - человек возвращается к привычной рутине и иллюзиям о себе и мире, но для кого-то становится началом больших перемен. Соприкасаясь с собой настоящим, человек получает шанс встретить таких же настоящих собеседников, партнеров, он может осознать в цивилизационном наследии своего народа и человечеств, новые, незаметные д этого черты. Мудрость побед и поражений, триумфов и стыда / вины, опыт одиночества и связанности, активности и пассивности и т.д. -переосмысляются и, таким образом, трансформируют понимание жизни.

В итоге старые раны и терзания, порой даже телесные, проявляются, чтобы уйти: путешествие шаг за шагом очищает и исцеляет человека [2, 5, 26, 27]. Приобщение к цивилизационному наследию помогает понять «кто я, откуда я и куда я идут». Путешествие порой просто потрясает, как отмечает Дж. Джонсон (J. Johnson, 2018), в ходе путешествия человек может:

• отбросить обиды, (само)обвинения, ложные диагнозы и интерпетации себя и мира, очиститься от горя, в том числе от пустоты и гнева, депрессии и бессилия;

• открыться навстречу новому бытию, начав принимать теневые и светлые стороны жизни;

• преодолеть стыд, неблагодарность, социальные условности;

• развить ассертивность и настойчивость, любовь к себе и к жизни;

133

• преодолеть самоизоляцию и одиночество, построить отношения любви, включенности, искренности;

• прорваться через барьеры самозабвении и самоотрицания, научиться противостоять оценкам, желаниям, воле других людей [3, 4, 26, 28].

На выходе из путешествия человек может начать новый, более счастливый этап жизни, например, изменить свою трудовую и семейную жизни, сменив хобби, быт, а также продолжить делать открытия, начатые путешествием.

Туризм как приобщение к цивилизационному наследию.

Духовно-эзотерический туризм как светское паломничество (secular pilgrimage), образовательный туризм и тревел-терапия создают прекрасные возможности использовать путешествия в обладающие неповторимым шармом, удивительной историей, поразительным настоящим и весьма интересным будущим места. Многие из этих мест называются «местами силы», «достопримечательностями», некоторые представляют собой интереснейшие природные резерваты или уникальные историко-культурные симуляции. Путешествие в них позволяет взгялунть на себе и мир иначе, исцелиться (C. J. Rogers, 2007) [2, 29-31]. Местами силы и целевыми объектами путешествий могут стать самые разные точки мира: природные, так и культурные объекты. Обычно чаще всего посещаются храмовые комплексы и отдельные церкви, алтари и капища, проводятся ритуалы и праздники. Обычно при этом важно чтобы посещаемое место было насыщено феноменами культурно-исторической памяти, цивилизационного наследия. В этих местах люди могут обмениваться друг с другом богатствами культуры, накопленными их народами [31]. Здесь они могут обращать особе внимание на духовность, ее связь и независимость от разных религиозно-духовных традиций [31]. Помимо религиозного, для человека, ищущего перемен, бывает значим и нужен и иной опыт человечества, образующий его цивилизационное богатство, даже опыт поражений и совладания с ними. Так, например, до сих пор являются удивительно важными для человечества опыт народов, пострадавших во время Второй мировой войны, и опыт самой Германии и Италии, осознавших свою ответственность перед людьми. Не менее интересен и послевоенный опыт США и Британии, в частности тот, что связан с сохранением «достижений» фашизма, его научных и идеологических разработок: очевидно, что принятый способ работы с этим опытом, не могут привести население этих стран к процветанию, но ведут к повторению ошибок и трагедий «побежденного» врага. Не менее поучительна и история СССР, России, изобилующая тайнами, противоречиями, победами и поражениями. Сравнение исторических, актуальных и прогнозируемых сценариев бытия разных стран, народов, культур, позволяет человеку весьма четко локализовать свое место в «эволюционном процессе», выбрав либо путь развития, либо путь стагнации и инволюции. О том, что такие пути и их выбор - реальность, а не миф, - пишут многие педагоги, психологи, социологи, историки и т.д. Прикосновение к наследию отдельных народов / эпох или всего человечества [32, 33] меняет жизнь человека, способного и готового задуматься над тем, к чему именно он прикоснулся. Д. Хэй и П. Соха указывают на «духовность как естественный феномен» [33, p. 589], связанный не с религиями, а сутью человека, даже если он - атеист или враждебен к

134

самому представлению о духовном. Его также можно и нужно связать с цивилизационным наследием народа, человечества.

Большую роль здесь играет, несомненно, гид или проводник: не ограничиваясь перечислением развлекающих и «исторических» фактов, он может существенно обогатить смысловой «репертуар» путешественников. Так, авторы статьи столкнулись с интересным примером в Малоярославецком военно-историческом музее 1812 года, расположенным в Калужской области. Здесь музейные экскурсии ведет талантливый ученый-исследователь, научный сотрудник музея К. Е. Назаров: не ограничиваясь внешними фактами и перечислениями событий, экскурсовод ставит вопросы и отмечает моменты, которые обычно не приходят в голову слушателей, привыкших к беглым перечислениям в формате «информационных буклетов», то есть к традиционным экскурсиям. Так, одним из интересных моментов экскурсии, посвященной войне 1812 года, стал заданный экскурсоводом вопрос: «Кто выигрывает войны?». Ответ на этот вопрос касается каждого человека, его способности к совладанию, прохождению испытаний: войны выигрывают те, кто работает в тылу, кто обеспечивает дееспособность армии. Типичный информационный буклет прославит героев войны, рядовых и руководителей, возможно, партизан и народных повстанцев. Но далеко не каждый экскурсовод сумет перевернуть традиционную и «самоочевидную» логику осмысления вопроса, тем более, вопроса исторического, обратившись и обратив внимание путешественников к более значимым, сущностным моментам проблемы.

Приобщение человека к цивилизационному наследию своего и чужого народа, человечества в целом включает приобщение не только к опыту героических побед, но и к рутине, труду обычных людей, которыми являются и многие из туристов: это «общее» турист может увидеть и в известных героях, и в простых людях, первое будет его вдохновлять на достижения будущего, второе - помогать справляться с опытом прошлого и настоящего. «Маленький человек» современности имеет свойство все более «уменьшаться». К ранее существовавшим факторам «малости», таким как опыт бедности, безродности, невежества и т.д., в XXI добавились факторы беззащитности перед технологическими новшествами: выученная беспомощность поддерживается почти всеми социальными институтами современности. Но, для того, чтобы жить, человеку важно знать правду, истину: именно такие, обычные, «беспомощные», «малые» люди, и их незаметный на фоне «героических» поступков труд, и побеждают. Важно также подчеркнуть и то, что побеждают не герои, побеждают люди, любящие и ценящие жизнь, знающие, что их любят и ценят, что их значимость и ценность связана не с их статусным «размером», а с тем потенциалом любви, который они накопили, несут и наращивают, совершенствуя себя и мир в процессе повседневной жизнедеятельности труда, повседневных семейных и профессиональных отношений. Это особенно важно знать людям, ориентирующимися на лоскутные ценности, потребляющие впечатления и довольствующиеся стереотипными представлениями, типичными для членов индивидуализированного и консюмеристского сообщества [13, 18, 29, 35]: их неспособность видеть целостную

135

картину себя и мира может помочь дополнить талантливо и профессионально организованное и осуществленное туристическое путешествие.

Так, через призму представлений о «цивилизационном наследии» реализуется движение - к целостному пониманию опыту народов и человечества. Человеку современности выпала возможность понять жизнь на планете не в контексте конкурирующих этнических и религиозных группировок, а как жизнь человечества как части мироздания, космического существа [3, 8, 36]. Ему дана возможность осознания взаимосвязанности существ, событий, важности исторической памяти и иных форм сохранения и приобщения к богатствам цивилизационного наследия. А. Грейлинг отмечает, что противостояние светской и религиозной модели духовности обычно порождает противостояние людей, отчуждение и автоматизацию отношений и деятельности [36]. В своем желании преодолеть разобщенность, сохранить и приумножить наследие предков, люди начали искать смысл жизни, а для этого они начали путешествовать. Путешествие можно рассматривать как внутреннюю потребность и форму существования человеческой психики: если ранее ученые рассматривали, например, кочевничество, как временную и вынужденную форму жизни неразвитых племен, то с приходом цифрового кочевничества нынешнего века, они начали обращать внимание на то, что потребность в перемене мест и времен, приобщение к богатствам цивилизации -важное условие развития человека [27, p. 124]. Человек начинает стремиться к осознанию своего места в природе и культуре, особенно на фоне проблем, связанных с отчуждением от первой и разрушения второй [37].

Психолого-педагогическое сопровождение туризма и подготовка специалистов.

Путешествие - возможность выйти из комфортных зон своей жизни и исследовать другие культуры и понимания мира, другие - поиски духовности и богатства, накопленные своим и иными народами, цивилизационное наследие человечества [38]. Поэтому, например, Н. Чесворт (К Chesworth, 2006) [40, p. 2] определяет духовный, эзотерический или «спиритуризм» как «светское путешествие, которое намеренно или случайно включает в себя опыт, выходящий за рамки нормы для отдельного(-ых) путешественника(-ов), который влияет на систему убеждений». Ф. Хак и Дж. Джексон [41, р.5], модифицируя определение культурного туризма Б. Маккерчера [42], отмечают, что такого туриста «можно определить как человека, который посещает место вне его / ее обычной среды с целью духовного роста». В центре внимания - само преобразующее, формирующее духовный опыт человека и его включенность в цивилизационное наследие того или иного народа или человечества в целом путешествие, а не пункт назначения [1, 4, 9]. Если посмотреть на мотивацию тех, кто путешествует по духовным причинам, мы знаем, что «то, что ищут, - это внутренний опыт, выходящий за рамки обычного повседневного существования» [40, р. 8], в том числе опыт приобщения к духовно -мировоззренческим богатствам того или иного народа или человечества в целом (к цивилизационному наследию). Особенно это важно для аллоцентрического человека. Такой человек, который заинтересован в обучении, развитии, он «внутренне ориентирован, самоуверен, активен и в некоторой степени

136

медитативен». Психоцентрический человек - потребитель массовых туристических поездок - более «осторожен, консервативен и ограничен интеллектуально» [40, p. 7]. Он предпочитает массовый туризм и религиозное паломничество в группе. Но как отмечает Н. Чесворт, туристы (и общество потребления в целом), возможно, смогут приобрести все, что им нужно или нужно, но они не могут купить опыт. «Опыт необходимо пережить... Духовный туризм - воплощение действительно обогащающего... путешествия, меняющего жизнь» [40, p. 11]. Не отстают от него и хорошо организованные психотерапевтический и образовательный туризм: слова такого гида, как описанного нами экскурсовода из Калужского музея, могут надолго запасть в душу человека, помогая ему справляться с жизненными трудностями.

На наш взгляд, очевидно, что педагог, психолог, социальный работник и т.д. более чем необходимы и в планировании / проектировании, и в осуществлении / реализации, и в рефлексии / осмыслении результатов туристического путешествия, ориентированного на соприкосновение человека с богатством цивилизационного наследия и активизацией стремлений и процессов самосовершенствования у туристов. Такие специалисты нуждаются в специальной, профильной (пере)подготовке, если не в общем, то в дополнительном образовании. А, в свою очередь, туристы, стремящиеся к самоактуализации и постижению цивилизационного наследия - особая группа людей, нуждающаяся в особом типе туристических путешествий и особых гидах - соединяющих в себе черты «гида» не только по внешним, но и внутренним территориям и лабиринтам, роли экскурсовода-проводника, педагога-наставника и психолога-фасилитатора [41-43].

Важно также отметить, что путешествия могут предоставить клиентам возможность практиковать то, что они изучают на психотерапевтических сеансах и в учебной аудитории, получить понимание и создать контекст для испытания различных способов поведения, отношения [44, 45]. Туризм как практика самосовершенствования является практикой сотрудничества туристов и организаторов туристических путешествий, что особенно заметно именно на примере трех выделенных видов туризма, наиболее активно стимулирующих и способствующих самосовершенствованию человека в процессе соприкосновения с цивилизационным наследием [46, 47].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Основной проблемой становления и развития человека является его нетранспарентность, неравенство самому себе, дисгармоничность и нецелостность, неравенство тому богатству цивилизационного наследия, к которому в настоящее время пришло человечество. Мотивы самосовершенствования и приобщения человека к цивилизационному наследию в рамках образовательного, психотерапевтического и духовно-эзотерического туризма приобретают центральное значение. Такой туризм - практика организации жизнедеятельности человека, стремящегося к расширению своих способностей и возможностей, своего жизненного мира, к самосовершенствованию и приобщению ко всему богатству цивилизационного наследия. Туризм дает возможность исследовать современные и традиционные поиски духовности, усовершенствовать свое понимание себя и мира,

137

свое продвижение в повседневном, социальном мире (самореализацию) и внутреннем, духовном (самоактуализацию), приобщившись к цивилизационному наследию человечества.

2. Помимо лоскутизации представлений о духовно-философских основах бытия человека, существует противоположное движение - к целостному пониманию опыту народов и человечества через призму представлений о «цивилизационном наследии». В центре внимания путешественника - само преобразующее, формирующее духовный опыт человека и его включенность в цивилизационное наследие того или иного народа или человечества в целом путешествие, включающее как «особый» опыт измененных состояний и приобретение / совершенствование особых компетенций, и опыт приобщения к духовно-мировоззренческим богатствам того или иного народа или человечества в целом (цивилизационному наследию).

3. Туристы, стремящиеся к самоактуализации и постижению цивилизационного наследия - особая группа людей, нуждающаяся в особом типе туристических путешествий и особых гидах - соединяющих в себе черты «гида», педагога-наставника и психолога-фасилитатора. Подготовка таких специалистов -насущная необходимость, реализовать которую можно в рамках общего (на уровне специализаций), дополнительного и иных видов («непрерывного») образования для специалистов группы «человек-человек». Самосовершенствование современного специалиста в профессиональной сфере может и должно сочетаться с совершенствованием в сферах личностного и партнерского бытия, с приобщением к достижениям цивилизации. В процессе подготовки специалистов групп «человек-человек», в том числе психологов и педагогов, знакомство с туристической деятельностью, ее компетенциями, служит важным каналом развития будущего профессионала, переосмысления узкопрофессиональных практик, технологий и моделей, их насыщение, обогащение технологиями туристическим.

Список литературы

1. Третьякова Т. Н. Историко-культурное наследие региона как основа создания инновационных турпродуктов / Т. Н. Третьякова // Современные проблемы науки туриндустрии: сборник научных статей: в 2 томах / Под ред. Т. Н. Третьяковой, Ю. А. Сыромятниковой. - Челябинск: ФГБОУ ВО «ЮУГУ», 2015. - Т. 2. - С. 3-9.

2. Arpentieva M. R. Psychological and pedagogical aspects of niche tourism in the system of additional education / M. R. Arpentieva, R. R. Gasanova, P. V. Menshikov // Service plus. - 2021. - Vol. 15 (1). - Р. 32-57. - https://doi.org/10.24411/2413-693X-2021-10104

3. Arpentieva M. R. Esoteric tourism as a niche type of tourism: opportunities and ways of human self-improvement / M. R. Arpentieva, P. V. Menshikov, N. V. Kuznetsova, I. V. Gorelova // Services in Russia and Abroad. - 2020. - Vol. 14(5). - P. 6-25. - https://doi.org/10.24411/1995-042X-2020-10501.0

4. Gasanova R. R. Niche tourism as a psychological and pedagogical practice and a direction of additional education / R. R. Gasanova, M. R. Arpentyeva, O. N. Duvalina // Service and Tourism: Current Challenges. - 2021. - Vol. 15, № 2. - P. 7-18. - https://doi.org/10.24412/1995-0411-2021-2-7-18

5. Abbate C. S. Motivation and personality traits for choosing religious tourism. A research on the case of Medjugorje / C. S Abbate. S. Di Nuovo // Current Issues in Tourism. - 2013. - Vol. 16, № 5. - P. 501506. - http://dx.doi.org/10.1080/13683500.2012.749844

6. Spiritual and religious tourism, motivations and management / Ed. by R. Dowson, J. Yaqub, R. Raj. -Oxfordshire, UK, 2018. - 208 p.

138

7. Ramirez R. R. What role does tourists educational motivation play in promoting religious tourism among travellers? / R. R. Ramirez, A. F. Portillo // Annals of Leisure Research. - 2020. - Vol. 23, № 3. - P. 407428. - http://dx.doi.org/10.1080/11745398. 2018.1561309

8. Damari C. Reflections on pilgrims' identity, role and interplay with the pilgrimage environment / C. Damari, Y. Mansfeld // Current Issues in Tourism, 2016. - Vol. 19(3). - P. 199-222.

9. Devereux C. Pilgrimage: Journeying beyond self / C. Devereux, E. Carnegie // Pilgrimage: Journeying beyond self. Tourism Recreation Research, 2006. - Vol. 31(1). - P. 47-56.

10. Korstanje M. E. Risk and Safety Challenges for Religious Tourism and Events / M. E. Korstanje, R. Raj, K. Griffin. - New York: CABI, 2018. - 160 p.

11. Shinde K. A. Religious tourism and the environment / K. A. Shinde, D. H. Olsen. - Wallingford, Oxfordshire: CABI, 2020. - 180 p.

12. Арпентьева М. Р. Экскурсовод-проводник в тревел-психотерапии (психотерапевтическиом туризме) / М. Р. Арпентьева // Инновации в экскурсионной работе: концепции, технологии, практика: монография. Часть 1 / Под ред. О. Е. Афанасьева. - Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2020. - С. 318-351.

13. Арпентьева М. Р. Образовательный и религиозный туризм / М. Р. Арпентьева // Образовательный туризм в вузе и школе: материалы IV Московской городской конференции 18 марта 2017 г. / Отв. ред.: О. В. Шульгина, Т. С. Воронова. - М.: ФГБУ ВО «МГПУ», 2017. - С. 78-83.

14. Аршинова, В. В. Тревел-психотерапия или психотерапевтический туризм / В. В. Аршинова, О. В. Токарь, Н. В Кузнецова, М. Р. Арпентьева, М. Е. Киричкова, А. В. Новаков // Сервис в России и за рубежом. - 2018. - № 3. - С. 6-24. - https://doi.org/10.24411/1995-042X-2018-10301

15. Lochrie S. Self-expression and play: can religious tourism be hedonistic? / S. Lochrie, I. W. Baxter, F. E.Collinson, R. Curran, M. J. Gannon, B. Taheri, J. Thompson, O. Yalinay // Tourism Recreation Research. - 2019. - Vol. 44, № 1. - P. 2-16. - http://dx.doi.org/10.1080/02508281.2018.1545825

16. Maslow A. Motivation and Personality / A. Maslow. - New York: Harper, Deli: Prabhat Prakashan, 1954/2019. - 200 p.

17. Olsen D. H. Tourism and religious journeys / D. J. Timothy, D. H. Olsen // Tourism, religion and spiritual journeys / D. J. Timothy and D. H. Olsen (Eds.). - Abingdon: Routledge, 2006. - P. 1-22.

18. Арпентьева М. Р. Эзотерический туризм: модели управления устойчивым развитием / М. Р. Арпентьева // Устойчивое развитие социально-экономических систем: наука и практика. III Международная научно-практическая конференция. 22 ноября 2016 г., Москва / Под ред. Л. Г. Руденко и Ю. С. Руденко. - Москва: ФГБУ ВО «Московский университет им. С.Ю. Витте», 2016. -С. 70-83.

19. Brown L. Tourism: A catalyst for existential authenticity / Brown L. // Annals of Tourism Research. -2013. - Vol. 40. - P. 176-193. - http://dx.doi.org/ 10.1016/j.annals.2012.08.004

20. Петрухин С. С. Основные направления и особенности эзотерического туризма / С. С. Петрухин // Интеграция туризма в экономическую систему региона: перспективы и барьеры. Материалы I Международной научно-практической конференции. 25-26 апреля 2019 г. - Орел: ФГБУ ВО «ОГУ им. И.С. Тургенева», 2019. - С. 333-336.

21. Федорова М. В. Религиозный туризм в современном глобальном мире / М. В. Федорова // Успехи современной науки. - 2017. -Т. 8, № 3. - С. 112-116.

22. Фархитдинова О. М. "Эзотерический туризм": о трансляциях и мутациях понятия // Вестник Уральского международного института туризма / О. М. Фархитдинова. - 2009. - С. 281-290.

23. Steriopoulos (Lagos) E. Spiritual and religious tourism, motivations and management / E. Steriopoulos (Lagos) // Journal of Heritage Tourism. - 2020. - Vol. 15, № 5. - P. 595-596. -http://dx.doi.org/10.1080/1743873X.2020.1725266

24. Fahey Fr. Piligrims or Tourists? / Fr. Fahey // The Furrow. - 2002. - Vol. 53 (4). - P. 213-218.

25. Religious Tourism and Pilgrimage Management: An International Perspective / R. Raj and N. D. Morpeth, eds. - Wallingford, U.K.: CABI Publishing, 2007. - VIII and 227 p.

26. Johnson J. An Awakening Walk: 500 Miles to Self-love and Acceptance on the Camino De Santiago / J. Johnson. - London: Luminare Press, LLC, 2018. - 176 p.

27. Senn C. F. Journeying as religious education: The shaman, the hero, the pilgrim, and the Labyrinth walker / C. F. Senn // Religious Education. - 2002. - Vol. 97(2). - Р. 124-140.

139

28. Cohen E. A phenomenology of tourist experience / E. Cohen // Sociology, 1979. - Vol. 13(2). - P. 179— 201. — http://dx.doi.org/ 10.1177/003803857901300203

29. Kögler I. Patehworkreligion, Theodiversität und eigener Gott: nicht nur eine kommunikative Herausforderung / I. Kögler // Theologisch-praktische Quartalschrift. — 2010. — Bd. 158/1. — S. 11-15.

30. Kim B. Religious tourism studies: evolution, progress, and future prospects / B. Kim, S. Kim, B. King // Tourism Recreation Research, 2020. — Vol. 45, № 2. — P. 185-203. — http://dx.doi.org/10.1080/02508281.2019.1664084

31. Rogers C. J. Secular Spiritual Tourism. Presentation talk / C. J. Rogers // International Institute for Peace through tourism (IIPT) Conference. — Kampala, Uganda: CQUniversity, 2007. — Р. 1—3. URL: https://www. academia.edu/41600867/Secular_Spiritual_Tourism_Part_A (accessed 22.11.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Hellman J. Pilgrim guides and pilgrims in productive complicity: Making the invisible visible in West Java / J. Hellman // Tourist Studies, 2017. — Vol. 19, № 1. — P. 43-61. — http://dx.doi.org/10.1177/1468797617723765.

33. Hay D. Science looks at spirituality: Spirituality as a natural phenomenon: Bringing biological and psychological perspectives together / D. Hay, P. M. Socha // Zygon. — 2005. — Vol. 40(3). — Р. 589—612.

34. Peace journeys: A new direction in religious tourism and pilgrimage research / Eds. by I. S. McIntosh, N. F. Haddad and D. Munro. — Newcastle Upon Tyne, UK, Cambridge Scholars Publishing, 2020. — 220 p.

35. Först J. Abschied von der «Patehworkreligiosität»?: von der pastoralen Kompetenz, moderne religiöse Orientierungen existentiell zu entschlüsseln und theologisch zu deuten / J. Först // Bibel und Liturgie. — 2013. — Bd. 86. — № 2. — S. 134—142.

36. Grayling A. What is good: The search for the best way to live / A. Grayling. — London, 2003. — 300 p.

37. Chen Y. Does a happy destination bring you happiness? / Y. Chen, X. R. Li // Evidence from Swiss inbound tourism // Tourism Management. — 2018. — Vol. 65. — P. 256—266. — https://doi.org/https://doi.org/10.1016/j.tourman.2017.10.009

38. West B. Independent travel and civil religious pilgrimage: backpackers at Gallipoli / B. West // Down the road: Exploring backpacker and independent travel / B. West (Ed). — Perth: API Network, 2005. — P. 230— 250.

39. Smith V. Introduction: the quest in guest / V. Smith // Annals of Tourism Research. — 1992. — Vol. 19. — Р. 1—17.

40. Chesworth N. The role of demographics, psychology and economics in understanding the spiritual dimension of tourism / N. Chesworth // Tourism — the spiritual dimension. Conference. — Lincolnshire: University of Lincoln Press, Department of tourism and recreation, 2006. — P. 1—5.

41. Haq F. The recognition of marketing of spiritual tourism as a significant new area in leisure travel / F. Haq, J. Jackson // Tourism — the spiritual dimension. Conference. — Lincolnshire: University of Lincoln Press, Department of tourism and recreation, 2006. — P. 1—5.

42. McKercher B. Towards a classification of cultural tourists / B. McKercher // The International Journal of Tourism Research. — 2002. — Vol. 4(1). — Р. 29—42.

43. Меньшиков П. В. Психолого-педагогические аспекты глэмпинга: туризм как практика развития человека / П. В. Меньшиков, Н. В. Кузнецова, А. И. Коробченко, Г. М. Голубчиков, М. Р. Арпентьева // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2020. — Т. 14. — № 2. — С. 38—49. — https://doi.org/10.24411/1995-0411-2020-10204

44. Buckley R. Is adventure tourism therapeutic? / R. Buckley // Tourism Recreation Research. — 2021. — Vol. 46, № 4. — P. 553-557. — http://dx.doi.org/10.1080/02508281.2021.1931775

45. Kottler J. A. The Therapeutic Benefits of Structured Travel Experiences / J. A. Kottler // Journal of Clinical Activities, Assignments & Handouts in Psychotherapy Practice, 2001. — Vol. 1, № 1. — P. 29-36. — http://dx.doi.org/10.1300/J182v01n01_04

46. Abu Bakar B. Spirituality and Pedagogy in Tourism Higher Education: Voices of Tourism Educators / B. Abu Bakar, A. Price, D. Lee, E. Wilson // Journal of Hospitality & Tourism Education, 2021. — 09 September. — P. 1. — http://dx.doi.org/10.1080/10963758.2021.1963745

47. Gmelch G. Crossing cultures: Student travel and personal development / G. Gmelch // International Journal of Intercultural Relations, — 1997. — Vol. 21(4). — P. 475—490 (1997).

140

SELF-IMPROVEMENT AND ACQUISITION TO A CIVILIZATIONAL

HERITAGE IN TOURISM

Kuznetsova N. V.1, Gasanova R. R.2, Arshinova V. V.3, Arpentieva M. R.4

1Institute of Natural Science and Sports Technologies of the Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russian Federation

123Moscow M. V. Lomonosov State University, Moscow, Russian Federation 3Moscow Psychological and Social University, Moscow, Russian Federation 4Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance "Assistance", Kaluga, Russian Federation

E-mail: [email protected], [email protected], [email protected], mariam_rav@mail ru4

Modern education of psychologists-educators and other specialists of the group of man-man, man-art (according to the classification of professions by E.A. Klimova) can and should be enriched by an appeal to practices that have multiple purposes, representing one or another way of organizing the life of an individual or groups of individuals, including tourism. The training of psychologists-teachers in the field of organization, implementation and psychological and pedagogical support of tourist activity acts not only as a channel for expanding their non-professional competencies and capabilities, providing another demanded and interesting profession, but also strengthens their own professional competencies. The purpose of the work is to study the specifics, state and prospects of tourism development for the implementation of the goals of self-improvement and familiarization with the riches of the civilizational heritage, analysis of the problems of organizing and implementing psychological and pedagogical support of tourism activities using the example of spiritual and esoteric tourism. Despite the obviousness for many tourist trips of the motives of self-improvement and familiarizing a person with the civilizational heritage, these motives do not always become central. The exception is educational, psychotherapeutic and esoteric tourism. These types of tourism imply the availability of knowledge and skills that are transferred only to those people and when people are looking for them. The condition for obtaining this knowledge and skills is self-improvement and self-realization, inextricably linked with the introduction of a person to the civilizational heritage. This type of tourism has great development prospects precisely as tourism of special interests, since it presupposes a conscious work of a person with himself, deployed in space and time, coordinated with other people and involving the study of the civilizational heritage of mankind. The organization of such work requires significant efforts on his part and on the part of the organizers of the tourist trip. We need not only highly qualified specialists and special tourist destinations, but also flexible, multicomponent routes that allow us to implement special customer requests so that this type of business remains not only in demand, but also competitive. In the process of training specialists of the "person-to-person" group, including teachers and psychologists, acquaintance with tourism activities, its competencies, serves as an important channel for the development of the future professional, rethinking narrow professional practices, technologies and models, their saturation, enrichment with tourism technologies. An important role in this process has been played and is being played by competencies related

141

to the comprehension of life and professional values, spiritual and moral aspects of life that structure the civilizational heritage of mankind. It is they and the educational opportunities of tourism that are the main focus of attention in the main, additional and ongoing (re) training of specialists.

The main problem of the formation and development of man is his non-transparency, inequality to himself, disharmony and inconsistency, inequality to the wealth of the civilizational heritage, to which mankind has now come. The motives for self-improvement and familiarizing a person with the civilizational heritage within the framework of educational, psychotherapeutic and spiritual-esoteric tourism acquire central importance. Such tourism is the practice of organizing the life of a person striving to expand his / her abilities and capabilities, his / her life world, to self-improvement and familiarization with all the wealth of civilizational heritage. Tourism provides an opportunity to explore modern and traditional searches for spirituality, improve your understanding of yourself and the world, your progress in the everyday, social world (self-realization) and the inner, spiritual (self-actualization), having joined the civilizational heritage of mankind. In addition to the patchwork of ideas about the spiritual and philosophical foundations of human existence, there is an opposite movement - towards a holistic understanding of the experience of peoples and mankind through the prism of ideas about the "civilizational heritage". In the center of the traveler's attention is the self-transforming, forming spiritual experience of a person and its inclusion in the civilizational heritage of a particular nation or humanity as a whole, a journey that includes both a "special" experience of altered states and the acquisition / improvement of special competencies, and the experience of introducing spiritual and worldview the wealth of this or that nation or humanity as a whole (civilizational heritage). Tourists seeking self-actualization and comprehension of the civilizational heritage are a special group of people in need of a special type of tourist travel and special guides - combining the features of a "guide", a teacher-mentor and a psychologist-facilitator. The training of such specialists is an urgent need, which can be realized within the framework of general (at the level of specializations), additional and other types ("continuous") education for specialists of the "person-to-person" group. Self-improvement of a modern specialist in the professional field can and should be combined with improvement in the spheres of personal and partner life, with familiarization with the achievements of civilization. In the process of training specialists of "person-to-person" groups, including psychologists and teachers, familiarity with tourism activities, its competencies, serves as an important channel for the development of the future professional, rethinking narrow professional practices, technologies and models, their saturation, enrichment with tourism technologies.

Keywords: self-improvement, civilizational heritage, educational tourism, spiritual and esoteric tourism, psychological and pedagogical support of tourism.

References

1. Tretyakova T.N., Istoriko-kul'turnoye naslediye regiona kak osnova sozdaniya innovatsionnykh turproduktov [Historical and cultural heritage of the region as the basis for the creation of innovative tourism products]. In: Tretyakova, T. N., Syromyatnikova, Yu. A. (eds.). Sovremennyye problemy nauki

142

turindustrii: sbornik nauchnykh statey: v 2 tomakh [Modern problems of tourism industry science: collection of scientific articles: in 2 volumes]. Chelyabinsk: Publishing Center of the South Ural State University, 2, 3-9 (2015) (In Russ.).

2. Arpentieva M. R., Gasanova R. R. & Menshikov P. V., Psychological and pedagogical aspects of niche tourism in the system of additional education. Service plus, 15 (1), 32 (2021). https://doi.org/10.24411/2413-693X-2021-10104

3. Arpentieva, M. R., Menshikov, P. V., Kuznetsova, N. V., & Gorelova, I. V. Esoteric tourism as a niche type of tourism: opportunities and ways of human self-improvement. Services in Russia and Abroad, 14(5), 6 (2020) https://doi.org/10.24411/1995-042X-2020-1050L0

4. Gasanova, R. R., Arpentyeva, M. R., Duvalina, O. N. Niche tourism as a psychological and pedagogical practice and a direction of additional education. Service and Tourism: Current Challenges, 15, 2, 7 (2021) http://dx.doi.or10.24412/1995-0411-2021-2-7-18

5. Abbate C. S. & Di Nuovo S. Motivation and personality traits for choosing religious tourism. A research on the case of Medjugorje, Current Issues in Tourism, 16, 5, 501 (2013).

6. Spiritual and religious tourism, motivations and management, Ed. by R. Dowson, J. Yaqub and R. Raj, Oxfordshire, UK, 208 p. (2018).

7. Ramirez R. R. & Portillo A. F., What role does tourists educational motivation play in promoting religious tourism among travellers?, Annals of Leisure Research, 23, 3, 407 (2020).

8. Damari C. & Mansfeld Y., Reflections on pilgrims' identity, role and interplay with the pilgrimage environment. Current Issues in Tourism, 19(3), 199 (2016).

9. Devereux C. and Carnegie E., Pilgrimage: Journeying beyond self. Tourism Recreation Research, 31(1), 47 (2006).

10. Korstanje M. E., Raj R., Griffin K., Risk and Safety Challenges for Religious Tourism and Events. 160 p. (New York: CABI, 2018).

11. Shinde K. A. and Olsen D. H., Religious tourism and the environment. 180 p. (Wallingford, Oxfordshire: CABI, 2020).

12. Arpentieva M. R., Tour guide-guide in travel psychotherapy (psychotherapeutic tourism). In: Afanasyev O. E. (ed.). Innovatsii v ekskursionnoy rabote: kontseptsii, tekhnologii, praktika: monografiya. Chast' [Innovations in excursion work: concepts, technologies, practice: monograph. Part 1]. Moscow, Berlin: Direct-Media Publ., 318 (2020). (In Russ.).

13. Arpentieva M. R., Educational and religious tourism. In: Shulgina O. V., Voronova T. S. (eds.) Educational tourism at the university and school: materials of the IV Moscow city conference on March 18, 2017 (MGPU Publishing House, Moscow, 2017), p. 78 (In Russ.).

14. Arshinova V.V., Tokar O.V., Kuznetsova N.V., Arpentieva M.R., Kirichkova M.E., Novakov A.V. Travel-psychotherapy or psychotherapeutic tourism. Service in Russia and abroad, 3, 6 (2018) https://doi.org/10.24411.1995-042X-2018-10301 (In Russ.).

15. Lochrie S., Baxter I. W., Collinson F. E., Curran R., Gannon M. J., Taheri B., Thompson J., Yalinay O. Self-expression and play: can religious tourism be hedonistic?, Tourism Recreation Research, 44, 1, 2 (2019). http://dx.doi.org/10.1080/02508281.2018.1545825

16. Maslow A., Motivation and Personality, 200 p. (New York, NY: Harper, Deli: Prabhat Prakashan, 1954/2019).

17. Olsen, D. H. & Timothy D. J., Tourism and religious journeys. In: D. J. Timothy and D. H. Olsen (Eds.), Tourism, religion and spiritual journeys. Abingdon: Routledge, 1 (2006).

18. Arpentieva M. R., Esoteric tourism. In: Rudenko L.G. and Rudenko Yu.S. (eds.). Sustainable development of socio-economic systems: science and practice. III International Scientific and Practical Conference. November 22, 2016, Moscow. (S.°Yu. Witte Moscow University Publ., Moscow, 2016), p. 70 (In Russ.).

19. Brown L., Tourism: A catalyst for existential authenticity. Annals of Tourism Research, 40, 176 (2013).

20. Petrukhin S. S., The main directions and features of esoteric tourism. Integration of tourism into the economic system of the region: prospects and barriers. materials of the 1st international scientific and practical conference. Oryol, April 25-26, 2019 (I.S. Turgenev Oryol State University Publ., Oryol, 2019), p. 333 (In Russ.).

21. Fedorova M.V., Religious tourism in the modern global world. Advances in modern science, 3, 8, 112 (2017) (In Russ.).

143

22. Farkhitdinova O. M., "Esoteric tourism": about translations and mutations of the concept. Bulletin of the Ural International Institute of Tourism. (Ural International Institute of Tourism Publ., Yekaterinburg, 2009), p. 281 (In Russ.).

23. Steriopoulos (Lagos) E., Spiritual and religious tourism, motivations and management, Journal of Heritage Tourism, 15, 5, 595 (2020) , http://dx.doi.org/10.1080/1743873X.2020.1725266

24. Fahey Fr., Piligrims or Tourists? The Furrow, 53 (4), 213 (2002).

25. Religious Tourism and Pilgrimage Management: An International Perspective. R. Raj and N. D. Morpeth, eds. viii and 227 p. (Wallingford, U.K.: CABI Publishing, 2007).

26. Johnson J., An Awakening Walk: 500 Miles to Self-love and Acceptance on the Camino De Santiago. 176 p. (Luminare Press, LLC, London, 2018).

27. Senn C. F., Journeying as religious education: The shaman, the hero, the pilgrim, and the Labyrinth walker. Religious Education, 97(2), 124 (2002).

28. Cohen, E. A phenomenology of tourist experience. Sociology, 13(2), 179 (1979).

29. Kogler I., Patchwork religion, the Theodiversity and your own God: not just a communication challenge. Theological and practical quarterly journal, 158/1, 11 (2010) (In German).

30. Kim B., Kim S., & King B., Religious tourism studies: evolution, progress, and future prospects, Tourism Recreation Research, 45, 2, 185 (2020). http://dx.doi.org/10.1080/02508281.2019.1664084

31. Rogers C. J., Secular Spiritual Tourism. Presentation talk. International Institute for Peace through tourism (IIPT) Conference. (Kampala, Uganda: CQUniversity, 2007), p. 1-3. Accessed mode: https://www.academia.edu/41600867/Secular_Spiritual_Tourism_Part_A

32. Hellman J., Pilgrim guides and pilgrims in productive complicity: Making the invisible visible in west Java. Tourist Studies, 19, 1, 43 (2017). http://dx.doi.org/10.1177/1468797617723765.

33. Hay D. and Socha P.M., Science looks at spirituality: Spirituality as a natural phenomenon: Bringing biological and psychological perspectives together. Zygon, 40(3), 589 (2005).

34. Peace journeys: A new direction in religious tourism and pilgrimage research, Eds. by I. S. McIntosh, N. F. Haddad and D. Munro, 220 p. (Newcastle Upon Tyne, UK, Cambridge Scholars Publishing, 2020).

35. Forst J., Abschied von der «Patchworkreligiositat»? Bible and liturgy, 86, 2, 134 (2013) (In German).

36. Grayling A., What is good: The search for the best way to live, 300 p. (London: Sage, 2003).

37. Chen Y., & Li X. R., Does a happy destination bring you happiness? Evidence from Swiss inbound tourism. Tourism Management, 65, 256 (2018).

38. West B., Independent travel and civil religious pilgrimage: backpackers at Gallipoli. In: West, B. (Ed). Down the road: Exploring backpacker and independent travel, p. 230 (Perth: API Network, 2005).

39. Smith V., Introduction: the quest in guest. Annals of Tourism Research, 19, 1 (1992).

40. Chesworth N., The role of demographics, psychology and economics in understanding the spiritual dimension of tourism. Tourism - the spiritual dimension. Conference, p. 10 (Lincolnshire: University of Lincoln Press, Department of tourism and recreation Publ., 2006).

41. Haq F. and Jackson J., The recognition of marketing of spiritual tourism as a significant new area in leisure travel. Tourism - the spiritual dimension. Conference, p. 1 (Lincolnshire: University of Lincoln Press, Department of tourism and recreation Publ., 2006).

42. McKercher B., Towards a classification of cultural tourists. The International Journal of Tourism Research, 4(1), 29 (2002).

43. Menshikov P. V., Kuznetsova N. V., Korobchenko A. I., Golubchikov G. M., & Arpentieva M. R., Psychological and pedagogical aspects of glamping: Tourism as a practice for personal development. Service and Tourism: Current Challenges, 14(2), 38 (2020). https://doi.org/10.24411/1995-0411-2020-10204. (In Russ.).

44. Buckley R., Is adventure tourism therapeutic?, Tourism Recreation Research, 46, 4, 553 (2021).

45. Kottler J. A., The Therapeutic Benefits of Structured Travel Experiences, Journal of Clinical Activities, Assignments & Handouts in Psychotherapy Practice, 1, 1, 29 (2001).

46. Abu Bakar B., Price A., Lee D., & Wilson E., Spirituality and Pedagogy in Tourism Higher Education: Voices of Tourism Educators, Journal of Hospitality & Tourism Education, 09 September, 1 (2021).

47. Gmelch G., Crossing cultures: Student travel and personal development. International Journal of Intercultural Relations, 21(4), 475 (1997).

144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.