Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ НАСЛЕДИЕ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В ТУРИЗМЕ'

ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ НАСЛЕДИЕ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В ТУРИЗМЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
162
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ / СЕМЕЙНЫЙ ТУРИЗМ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ТРЕВЕЛ-ТЕРАПИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ / ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Наталья Валентиновна, Аршинова Виктория Викторовна, Владимиров Николай Михайлович, Арпентьева Мариям Равильевна

Введение. Психолого-педагогические проблемы туризма, его психолого-педагогическое сопровождение до сих пор остаются сферой крайне немногочисленных теоретических и прикладных исследований. Вместе с тем туризм выступает как одна из практик, интенсивно меняющих личностную и социальную идентичность человека, служащих его развитию, трансформации его запросов как человека путешествующего (homo tornus). Такая трансформация приводит к активным изменениям в самом туризме, в подготовке кадров для туризма. Современная семейная и детско-юношеская туристика активно изменяется как по формам, так и по содержанию. Она все больше осознается как практика, в которой человек изменяет себя, соприкасаясь с цивилизационным, историко-культурным наследием своих предков и предков других людей и народов. В этом контексте особенно важное значение имеет региональный туризм как вид внутреннего туризма, предполагающий знакомство людей с разными частями страны, их природой и культурой, в том числе в исторической перспективе. (Само)изменение и знакомство с этим наследием представляют собой единую систему, в которой каждый путешественник может выделить и культурно-образовательные и психотерапевтически развивающие аспекты. Цель - анализ проблем трансформации идентичности путешествующего человека в контексте его соприкосновения с цивилизационным наследием, в том числе в его региональном измерении. Результаты и обсуждение. Путешествие представляет собой целостную или фрагментарную трансформацию идентичности человека - его понимания себя в мире. Большие и малые путешествия становятся важной частью жизни для некоторых людей, проявляющих активный интерес к цивилизационному наследию, его природным и культурным аспектам, стремление к накоплению впечатлений и развернутую рефлексию опыта путешествий как опыта внешних и внутренних преобразований. Существует также тип людей, использующих путешествие как бегство от проблем. Их трансформации менее выражены, но путешествие учит человека доверять себе и жизни, смиряться с трудностями и неопределенностями, терпеть лишения и принимать перемены. Выводы. Путешествие помогает человеку изменить свою идентичность, преобразовать себя в направлении, степени и интенсивности, необходимых ему самому, а не окружающему его миру, привыкшему к старой идентичности, ее нуждам и желаниям и своим нуждам и желаниям относительно человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузнецова Наталья Валентиновна, Аршинова Виктория Викторовна, Владимиров Николай Михайлович, Арпентьева Мариям Равильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A TRAVELING PERSON AND CIVILIZATIONAL HERITAGE: TRANSFORMATION OF IDENTITY IN TOURISM

Introduction. Psychological and pedagogical problems of tourism, development and implementation of psychological and pedagogical maintenance of tourism are still the area of the least number of theoretical and applied studies. At the same time, tourism serves as one of the practices intensively changing the personal and social identity of an individual, which promote his development, transformation of his needs as a “person traveling” (homo tornus). This transformation leads to active changes in tourism itself, in the training of personnel for tourism. Thus, modern family and youth tourism is actively changing both in its form and content. It is increasingly recognized as a practice in which a person changes himself, coming into contact with the civilizational, historical and cultural heritage of his ancestors and the ancestors of other persons and peoples. In this regard, regional tourism is especially important as a type of domestic tourism, which involves people’s getting acquainted with different parts of the country, their nature and culture in the historical perspective as well. (Self)change and the process of getting acquainted with this heritage represent a single system in which each traveler can highlight both the cultural-educational and psychotherapeutic developmental aspects. The purpose of the research is to analyze the problems of transformation of the identity of a traveling person in the context of his contact with the civilizational heritage, in its regional dimension as well. Results and Discussion. Travel is an integral or fragmentary transformation of a person's identity - understanding oneself in the world. For some people, big and small travelling become an important part of their life, they show an active interest in the civilizational heritage, its natural and cultural aspects, the desire to accumulate impressions and a detailed reflection of the travel experience as an experience of external and internal transformations. There is also a type of people who use travelling as an escape from problems. Their transformations are less intensified, but travel teaches a person to trust oneself and life, put up with difficulties and uncertainties, endure hardships and accept changes. Conclusions. Traveling helps an individual to change his identity, transform oneself in the direction, degree and intensity necessary for himself, and not for the world around accustomed to the old identity, its needs and desires, and his / her needs and desires.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ НАСЛЕДИЕ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В ТУРИЗМЕ»

Психолого-педагогические аспекты становления и развития личности

Psychological and pedagogical aspects of personality formation and development

Обзорная статья

УДК 159.98+338.48 © Н. В. Кузнецова, В. В. Аршинова, Н. М. Владимиров, М. Р. Арпентьева, 2022 doi: 10. 24412/1999-6241-2022-390-264-274

5.3.4 Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

Человек путешествующий и цивилизационное наследие: трансформация идентичности в туризме

Наталья Валентиновна Кузнецова 1 2, аспирант кафедры географии и туризма; научный сотрудник кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета; [email protected]; https://orcid.org/0000 -0002-7413-4437 Виктория Викторовна Аршинова 2 3, доктор психологических наук, профессор, начальник отдела международных и российских рейтингов университетов; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-1125-3786 Николай Михайлович Владимиров 4, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания, лечебной физкультуры, восстановительной и спортивной медицины; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-8810-3113 Мариям Равильевна Арпентьева 5, доктор психологических наук, академик Международной академии образования, свободный исследователь; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-3249-4941

1 Институт естествознания и спортивных технологий Московского городского педагогического университета, 105458, Москва, ул. Чечулина, 1, Россия

2Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 119991, Москва, Ленинские горы, 1, Россия 3Московский психолого-социальный университет, 115191, Москва, 4 Рощинский пр., 9А, Россия

4Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, 628011, Ханты-Мансийск, ул. Мира, 40, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Россия

52900, Монреаль, Квебек, бульвар Эдуард-Монпети, H3T1J4, Канада Реферат

Введение. Психолого-педагогические проблемы туризма, его психолого-педагогическое сопровождение до сих пор остаются сферой крайне немногочисленных теоретических и прикладных исследований. Вместе с тем туризм выступает как одна из практик, интенсивно меняющих личностную и социальную идентичность человека, служащих его развитию, трансформации его запросов как человека путешествующего (homo tornus). Такая трансформация приводит к активным изменениям в самом туризме, в подготовке кадров для туризма. Современная семейная и детско-юношеская туристика активно изменяется как по формам, так и по содержанию. Она все больше осознается как практика, в которой человек изменяет себя, соприкасаясь с цивилизационным, историко-культурным наследием своих предков и предков других людей и народов. В этом контексте особенно важное значение имеет региональный туризм как вид внутреннего туризма, предполагающий знакомство людей с разными частями страны, их природой и культурой, в том числе в исторической перспективе. (Само)изменение и знакомство с этим наследием представляют собой единую систему, в которой каждый путешественник может выделить и культурно-образовательные и психотерапевтически развивающие аспекты. Цель — анализ проблем трансформации идентичности путешествующего человека в контексте его соприкосновения с цивилизационным наследием, в том числе в его региональном измерении. Результаты и обсуждение. Путешествие представляет собой целостную или фрагментарную трансформацию идентичности человека — его понимания себя в мире. Большие и малые путешествия становятся важной частью жизни для некоторых людей, проявляющих активный интерес к цивилизационному наследию, его природным и культурным аспектам, стремление к накоплению впечатлений и развернутую рефлексию опыта путешествий как опыта внешних и внутренних преобразований. Существует также тип людей, использующих путешествие как бегство от проблем. Их трансформации менее выражены, но путешествие учит человека доверять себе и жизни, смиряться с трудностями и неопределенностями, терпеть лишения и принимать перемены. Выводы. Путешествие помогает человеку изменить свою идентичность, преобразовать себя в направлении, степени и интенсивности, необходимых ему самому, а не окружающему его миру, привыкшему к старой идентичности, ее нуждам и желаниям и своим нуждам и желаниям относительно человека.

Ключевые слова: человек путешествующий; семейный туризм; детско-юношеский туризм; региональный туризм; тревел-терапия; идентичность; экономика впечатлений; цивилизационное наследие

Для цитирования: Кузнецова Н. В., Аршинова В. В., Владимиров Н. М, Арпентьева М. Р. Человек путешествующий и цивилизационное наследие: трансформация идентичности в туризме // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27, № 3(90). С. 264-274. https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2022-390-264-274

Review Article

UDC 159.98+338.48 © N. V. Kuznetsova, V. V. Arshinova, N. M. Vladimirov, M. R. Arpentieva, 2022 doi: 10. 24412/1999-6241-2022-390-264-274

5.3.4 Pedagogical Psychology, Psychodiagnostics of Digital Educational Environment

A Traveling Person and Civilizational Heritage: Transformation

of Identity in Tourism

Natalya V. Kuznetsova 1 2, postgraduate student at the chair of Geography and Tourism; researcher at the chair of Recreational Geography and Tourism of the Faculty of Geography; [email protected]; https://orcid.org/0000 -0002-7413-4437 Viktoria V. Arshinova 2 3, Doctor of Sciences (in Psychology), Professor, head of the Department of International and Russian Ranking of Universities; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-1125-3786

Nikolay M. Vladimirov 4, Candidate of Sciences (in Pedagogy), Associate-Professor, associate-professor at the chair of Physical Education, Exercise Therapy, Rehabilitation and Sports Medicine; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-8810-3113 Mariyam R. Arpentieva 5, Doctor of Psychology, Academician of the International Academy of Education, freelance researcher; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-3249-4941

' Institute of Natural Science and Sports Technologies, Moscow City Pedagogical University, 1 Chechulin st., Moscow, 105458, Russia 2Lomonosov Moscow State University, 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991, Russia

3 Moscow Psychological and Social University, 9A, 4 Roschinsky proezd, Moscow, 115191, Russia

4 Khanty-Mansiysk State Medical Academy, 40 Mira st., Khanty-Mansiysk, 628011, Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Ugra, Russia 52900, boul. Edouard-Montpetit, Montreal, Quebec, H3T1J4, Canada

Abstract

Introduction. Psychological and pedagogical problems of tourism, development and implementation of psychological and pedagogical maintenance of tourism are still the area of the least number of theoretical and applied studies. At the same time, tourism serves as one of the practices intensively changing the personal and social identity of an individual, which promote his development, transformation of his needs as a "person traveling" (homo tornus). This transformation leads to active changes in tourism itself, in the training of personnel for tourism. Thus, modern family and youth tourism is actively changing both in its form and content. It is increasingly recognized as a practice in which a person changes himself, coming into contact with the civilizational, historical and cultural heritage of his ancestors and the ancestors of other persons and peoples. In this regard, regional tourism is especially important as a type of domestic tourism, which involves people's getting acquainted with different parts of the country, their nature and culture in the historical perspective as well. (Self)change and the process of getting acquainted with this heritage represent a single system in which each traveler can highlight both the cultural-educational and psychotherapeutic developmental aspects. The purpose of the research is to analyze the problems of transformation of the identity of a traveling person in the context of his contact with the civilizational heritage, in its regional dimension as well. Results and Discussion. Travel is an integral or fragmentary transformation of a person's identity - understanding oneself in the world. For some people, big and small travelling become an important part of their life, they show an active interest in the civilizational heritage, its natural and cultural aspects, the desire to accumulate impressions and a detailed reflection of the travel experience as an experience of external and internal transformations. There is also a type of people who use travelling as an escape from problems. Their transformations are less intensified, but travel teaches a person to trust oneself and life, put up with difficulties and uncertainties, endure hardships and accept changes. Conclusions. Traveling helps an individual to change his identity, transform oneself in the direction, degree and intensity necessary for himself, and not for the world around accustomed to the old identity, its needs and desires, and his / her needs and desires.

Keywords: person traveling; family tourism; youth tourism; regional tourism; travel therapy; identity; the economy of impressions;

civilizational heritage

Citation: Kuznetsova N. V., Arshinova V. V., Vladimirov N. M., Arpentieva M. R. A Traveling Person and Civilizational Heritage: Transformation of Identity in Tourism. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2022. Vol. 27. No. 3(90). Pp. 264-274. (In Russ.) https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2022-390-264-274

Основные положения

1. Современный туризм выступает как одна из практик, интенсивно меняющих личностную и социальную идентичность человека, служащих его развитию, трансформации его запросов как человека путешествующего (homo tornus). В современной «культуре впечатлений» человек путешествующий, соприкасаясь с цивилизационным наследием своего или чужого народа, человечества в целом, проходит ряд более или менее существенных для его идентичности изменений. Такая трансформация приводит к активным изменениям в самом туризме, в подготовке кадров для туризма, которые должны быть способны к организации и осущест-

влению отдельных процедур и целостных программ психолого-педагогического сопровождения туризма.

2. Современный туризм, помимо организации сиюминутных впечатлений, стремится к тому, чтобы туристическое или паломническое путешествие стало приобщением к цивилизационному наследию. Истинный смысл путешествия достигается в результате тотального погружения в туристическую задачу / миссию путешествия, в местное общество, его культурные традиции, ценности и повседневность. Путешествие должно быть не просто соприкосновением с новым, а погружением в культуру, в опыт цивилизации, соприкосновением с содержанием цивилизационного

наследия народа или человечества: успехов и провалов, возможностей и ограничений, ценностей и целей, смыслов и моделей повседневного и кризисного бытия, совладания и проигрыша, потерь и приобретений, поражений и побед и т. д.

3. Путешествие помогает человеку оставить позади его прошлое — важное и неважное, приятное и неприятное, понятное или непонятное, освободиться для нового опыта, принять то, что дает ему наследие цивилизации, с целью приблизиться к своей сути, сопоставить опыт цивилизационных наследий, локализовать себя в их пространстве и времени как человека с тем или иным предназначением, отраженным в персональной и социальной идентичности, задающей осознание себя как субъекта культуры, субъекта цивилизации.

4. Путешествие дает возможность сменить привычную идентичность на идентичность кочевника, путешественника, представителя другой культуры и другого времени и места, приобщиться к цивили-зационному наследию того или иного народа или человечества, посмотреть на свою жизнь и себя в зеркале этого наследия, осознать и изменить себя как субъекта культуры. Сложность, многоаспектность и многонаправленность любого путешествия создают ситуации «инициации» и переходные состояния, в которых человек, терпящий неудобства и переживающей дискомфорт потерь и расставаний со старой идентичностью, приходит к новому пониманию себя и мира. В этом контексте насущной необходимостью является целенаправленная и качественная подготовка специалистов в области туризма (экскурсоводов, гидов-проводников) к организации и осуществлению психолого-педагогического сопровождения путешествий, а также специализированная подготовка психологов и педагогов для сферы туризма.

Введение

Актуальность и проблема исследования. Проблемы туризма, разработки и осуществления психолого-педагогического сопровождения туризма до сих пор остаются сферой крайне немногочисленных теоретических и прикладных исследований. Вместе с тем туризм выступает как одна из практик, интенсивно меняющих личностную и социальную идентичность человека, служащих его развитию, трансформации его запросов как человека путешествующего [1].

Такая трансформация приводит к активным изменениям в самом туризме, в подготовке кадров для туризма. Современная семейная и детско-юношеская туристика активно изменяется как по формам, так и по содержанию. Она все больше осознается в качестве практики, в которой человек изменяет себя, соприкасаясь с цивилизационным, историко-культурным наследием своих предков и предков других людей и народов. В этом контексте особенно важен региональный туризм — вид внутреннего туризма, предпола-

гающий знакомство людей с разными частями страны, их природой и культурой, в том числе в исторической перспективе, т. е. с историко-культурным наследием. Особенно большие перспективы регионального туризма в рамках задач приобщения человека к цивилиза-ционному наследию имеют при этом образовательные, духовно-религиозные, а также и психотерапевтические туры. Наибольшим потенциалом, несомненно, обладает тревел-терапия, или психотерапевтический туризм: (само)изменение и знакомство с цивилизационным наследием представляют собой единую систему, в которой каждый путешественник может выделить и культурно-образовательные, и психотерапевтически развивающие аспекты. Однако в реальности мы имеем целостную картину трансформации идентичности человека — его понимания себя в мире.

Исследования цивилизационного (культурно-исторического) наследия многочисленны, например, с точки зрения выделения общих принципов, возможностей и ограничений цивилизационной теории [2-5], анализа конфликтующих, «дуальных цивилизаций» и их пространственно-временных альтернатив [3; 6; 7]. Особенно много отечественных исследований посвящено проблемам российской цивилизации [8-11]. Надежды и опасения практиков и теоретиков сохранения цивилизационного (культурно-исторического) наследия при этом связываются со специальными практиками, включая туризм и иные культурные индустрии [12-15]. Отмечается роль наследия и его осмысления в идентичности человека и сообщества [16; 17], интеграции культурно-исторического наследия в жизнь современного региона, сохранения и развития культуры народов [15; 18; 19]. Рассматривается важность специальной, педагогической и культурно-исторической подготовки специалистов туристской сферы [16; 20; 21]. Особое внимание уделяется цивилизационному (культурно-историческому) туризму, позволяющему дать туристам всестороннее представление о сущности, историческом прошлом, культуре, обычаях, условиях жизни российской и других цивилизаций, образовательному, духовно-религиозному и психотерапевтическому туризму. При этом подчеркивается важность позитивных коннотаций в интерпретации наследия: вместо ранее доминировавшего утилитарно-нейтрального отношения важно сформировать и укрепить «личностное измерение цивилизации», научить дифференцировать «собственное» для российской цивилизации от «чужого», предотвратив бездумно механическую элиминацию «заемных смыслов» [10]. Указывается необходимость учета «бесценного опыта побед и поражений», а также «двойной защиты»: защиты собственной уникальности и гордости великими достижениями народа / цивилизации и вместе с тем «защиты от себя» от тех роковых ошибок, которые были совершены предшествующими поколениями и привели к возникнове-

нию масштабных социальных и природных катастроф [10, с. 49, 50]. Кроме того, значимым является момент взаимообусловленности (регионального) биологического и этнокультурного разнообразия, способов жизни, которая также определяет формы и характер отношений (сотрудничества или противостояния) и исторического творчества народов, событийствующих в конкретном «вмещающем ландшафте» в конкретный промежуток времени [10]. В цивилизационной теории Ф. Фернандеса-Арместо также отмечается связь природного и культурного миров и наследий народов: природная среда «замыкает» жизнь цивилизаций на те или иные ландшафты или локусы мира. Потребности людей выступают как доминанта цивилизационного развития, а «потребности» природы — как важнейшая часть жизни человека [5, с. 25-26].

Цель исследования — анализ проблем трансформации идентичности путешествующего человека (homo tornus) в контексте его соприкосновения с циви-лизационным наследием, в том числе в его региональном измерении. Метод исследования — теоретический анализ проблем трансформации идентичности человека путешествующего в контексте соприкосновения с цивилизационным наследием.

Результаты исследования

Человек путешествующий перед лицом цивилизационного наследия. Современный туризм выступает одной из практик, наиболее интенсивно и многопла-ново трансформирующих человека, его личностную и социальную идентичность. Это одна из практик, служащих его развитию как личности, партнера, ученика, профессионала, практик трансформации его запросов как «человека путешествующего» [1]. В современной культуре, названной исследователями «культурой впечатлений» [22-25], формируется особый вид человека — человек путешествующий (homo tornus). Соприкасаясь с цивилизационным наследием своего или чужого народа, человечества в целом, он проходит ряд более или менее существенных для его идентичности изменений [26-29]. Такая трансформация приводит к активным изменениям в самом туризме, в подготовке кадров для туризма, которые должны быть способны к организации и осуществлению отдельных процедур и целостных программ психолого-педагогического сопровождения туризма [23; 26; 27].

Жизнь человека — внешнее и внутреннее путешествие внутри того цивилизационного наследия, которое сформировало и продолжает формировать человечество [1; 14; 16; 20]. Поскольку каждый человек живет в конкретном пространстве и времени, постольку эти конкретные пространство и время ограничивают его бытие, его идентичность. И периодически человек нуждается в обновлении и обогащении, т. е. в изменении — путешествии в новые места и перемещении в иные временные ситуации, включая «зону ближай-

шего развития» [30]. Такие возможности в наибольшей мере представляют тревел-терапия и многие иные виды образовательного и культурно-исторического туризма [31-33].

Давно известно, что многие проблемы жизни кажутся неразрешимыми, но проходит время и они исчезают «сами по себе»: ситуация жизни изменяется и отпадает необходимость в чем-либо. Если человек остается в такой «неизменяемой» ситуации, то он теряет ресурсы и время, но если он дает себе возможность расширить пространство и время поиска, перенести решение проблемы на иной период, то он может обнаружить, путешествуя по миру, либо важный ключ к решению проблемы, либо, вернувшись, увидеть, что проблема уже так или иначе решена или снята с повестки его жизни. Это происходит, когда меняется сам человек, а также его окружение и трансформируется сама проблемная ситуация или ситуация жизни человека в целом [34-36].

Можно выделить три типа туристов / путешественников.

1. Для путешественников или туристов первого типа состояние путешествия является временным, они путешествуют не очень далеко и нечасто, обычно во время отдыха, предпочитая всем видам туризма рекреационный. В этом случае трансформирующее влияние путешествия может быть минимальным: человек просто использует время путешествия для того, чтобы «вернуться к себе», восстановить силы, продолжить то, что он делал ранее, без существенных изменений внутреннего и внешнего мира. Вопросы психолого-педагогического сопровождения здесь стоят не слишком остро, в большинстве случаев сводятся к традиционной для туристических путешествий рекреационного типа работы гида или даже приглашенного педагога-психолога в качестве «массовика-затейника» (специалиста туристской анимации), организатора развлекательных и собственно рекреационных, физкультурных мероприятий и т. д.

2. Для путешественников второго типа путешествия становятся важнейшей частью их жизни, поводом и процессом трансформации, включая трансформацию их идентичности, ее социальной и индивидуальной (личностной) сторон. Эти люди в современных сообществах выделились в особую группу, представителя которой можно назвать человеком путешествующим (homo tornus). Путешествие используется для того, чтобы пересмотреть свою жизнь, измениться, вернуться в привычный мир и изменить его. Данная группа неоднородна сама по себе, но общими ее признаками, помимо регулярности туристических, паломнических и иных путешествий, являются активный интерес к цивилизационному наследию, его природным и культурным аспектам, стремление накопления и переработки впечатлений, развернутая

рефлексия опыта путешествий как опыта внешних и внутренних преобразований, особое внимание к исследованию законов и тенденций межличностных и внутриличностных отношений (самопониманию и пониманию других людей, жизни в целом), стремление к новому и выходу за рамки известного. Эта группа нуждается в создании и реализации системы целостного психолого-педагогического сопровождения туристических путешествий, в том числе и тогда, когда турист намеревается продолжить свое сотрудничество с туристическим агентством, продолжая знакомство с миром и его цивилизационным наследием.

3. Между человеком путешествующим и человеком, уделяющим путешествиям относительно небольшое время и пространство своей жизни, существует еще один тип людей, которые используют путешествие как бегство от проблем: выверенные маршруты их путешествий четко отражают синдром «хождения по кругу», в том числе по кругу личностных, межличностных и иных проблем, стремление уйти от осознания и трансформации болезненного, травмирующего опыта и т. д. Очевидно, что таких людей немало и среди тех, кто путешествует редко: сама идея путешествия, в том числе в форме пассивной рекреации или активного исследования мира, часто представляется как идея «отвлечения», переключения внимания с болезненных состояний на более приятные и, возможно, более яркие и ситуативно более значимые. Однако и эти состояния целительны и важны: некоторые проблемы предназначены для того, чтобы решиться самостоятельно, без участия человека, преподав ему урок смирения, терпения и толерантности к неопределенности и конфликтности. Здесь речь идет не столько о реализации целостных программ психолого-педагогического сопровождения, сколько о готовности и способности гида, проводника или штатного педагога-психолога туристической фирмы оказать экстренную оперативную и адресную помощь человеку, обнаружившему в своей повседневности зону травмирующих переживаний, представлений, шаблонов поведения и взаимодействия с миром.

В целом любой человек так или иначе осознает важность и пользу путешествия [1; 32; 33; 37]. Во все века путешествия являлись своего рода образом жизни — для передвижения у человека были лишь лошадь, лодка (корабль) и собственные ноги — и занимали приличное количество времени. Дух путешествий человек впитывает с раннего детства, когда слышит тексты зачинов множества волшебных сказок, притч, легенд, эпосов: все они начинаются с путешествия. Ребенок раннего возраста еще не знает ни карт, ни учебников, еще не оторвался от своего привычного знакомого мира, но уже воспринял саму идею странствий, связанные с ней трудности, лишения, приобретения и открытия. Вместе со словами родного языка

он уже воспринял эти лексемы: «странствовать», «истоптать», «отправиться в путь», «вокруг света обойти», «объехать» и т. д. Причем первые правила поведения в путешествии ребенок воспринимает именно через сказки и иные «истории для детей» (прибаутки, притчи) и позже истории для взрослых (эпосы, легенды): «накормить, напоить и спать уложить»; «баньку истопить, умыть, приодеть»; быть добрым в пути ко всему живому; помогать другим в трудную минуту; быть предусмотрительным, благодарным; выбирать попутчика и принимать того, кто дается судьбой; идти по определенному маршруту, никуда не сворачивая, и т. д. Более того, человек формирует представление о себе как о субъекте путешествия, о роли путешествия в развитии, о том, как с помощью путешествия можно и нужно искать варианты решения внутренних и внешних проблем.

Человек путешествующий выступает как самостоятельный индивид или как часть сплоченной и организованной группы, включая семью. Когда путешествие групповое, например семейное, то личный опыт все равно остается главным: внешние аспекты путешествия (маршрут, иные стороны и функции поездки) общие, а индивидуальный опыт и впечатления — общие или разделенные. В рамках целостного психолого-педагогического сопровождения туристического путешествия этот момент можно не просто отследить, а направить и интенсифицировать в интересах развития клиентов [31; 36; 37].

Помимо внешнего, индивид обычно имеет потребность во «внутреннем путешествии». Человек стремится развиваться, ищет пути стать свободнее и уравновешеннее, минимизировать негативное воздействие и последствия стрессов и травм, сформировать и поддержать уверенность и накопить опыт совладания, побед над трудностями и проблемами внутреннего и внешнего мира. В этом контексте человек часто может стремиться неосознанно или сознательно превратить реальное, географическое путешествие во внутреннее [33-35]. Цель такого путешествия — психологическое совершенствование, оздоровление или исцеление, приобщение к новому пласту цивилизационного наследия человечества (новой культуре и ее системе ценностей, новой системе знаний и умений о человеке и жизни) и т. д.

Путешествие особенно продуктивно, когда человек сознает, что настало время перемен, повседневность «приелась» и не удовлетворяет основных потребностей и желаний [32; 36]. Трансформирующий опыт путешествия нужен, когда человеку надоели его страдания и травмы, он перестал понимать себя и мир и захотел разобраться в происшедшем, происходящем или определиться с будущим.

В туристическом путешествии практически все люди наблюдают за внешним по отношению к ним миром, учатся у него. Они расширяют палитру способов

поведения и интеракций, решают вопросы возможности и необходимости трансформаций своих ценностей и целей. Они перенаправляют и интенсифицируют свою активность, совершая ранее отложенные «на потом» поступки, или, напротив, дают себе возможность «перестать беспокоиться и начать жить». Человек становится существенно более открытым миру, он и входит в путешествие, чтобы открыться, т. е. измениться. Он движется, не зная, что будет дальше и каким он вернется домой, обычно все путешествие он находится в состоянии уязвимости, предрешающем возможность перемен. Он исследует себя и мир в этом состоянии, будучи готовым к тем или иным переменам.

Для этого он привлекает опыт спутников, людей места и времени посещения. Он может увидеть новое направление приложения своих сил, прояснить свое предназначение, смысл своей жизни, ее ценности и цели. Такое прояснение может как пройти мимо сознания, так и стать существенным событием, открытием, переворачивающим внутренний и внешний мир человека, его социальную и индивидуальную идентичность. Тогда турист способен совершить что-либо противоречащее его старой системе ценностей и смыслов, но значимое для его развития как личности, партнера, профессионала и целостного субъекта культуры, объединяющего в себе тенденции к самоактуализации и самореализации, соответствию самому себе и миру вокруг себя.

В путешествии туристы часто получают для себя важные время и пространство самостоятельности, свободы и ответственности, аутентичности и гармонии, особенно если путешествие организуется как тревел-(психо)терапия. Интересными возможностями обладают, в частности, глэмпинги как территории ритриров — интенсивного отдыха, сочетающегося с разнообразными мероприятиями культурно-исторического и природного туризма [38; 39]. Современная туристика начинает это понимать, вводя в систему подготовки гидов, проводников корпус психолого-педагогических знаний и умений, однако до целостного психолого-педагогического сопровождения еще далеко. Тем не менее для многих людей путешествие становится активатором и фактором самоактуализации, самореализации, помогает развить самопонимание и понимание мира. Оно является прекрасным способом углубить и расширить понимание себя и других людей, сформулировать и реализовать мечты, проекты, а также разрешить ранее существовавшие вопросы.

Психолого-педагогическое сопровождение туристического путешествия как процесса приобщения к цивилизационному наследию. Специалисты пишут о самых разных составляющих успешности и воздействующего потенциала путешествия [31-36].

1. Путешествия запускают и организуют процессы внешних и внутренних трансформаций в человеке как личности, партнере, ученике и профессионале. Путеше-

ствия открывают возможности и подталкивают к пониманию необходимости личностного и межличностного роста, изменений, они возвращают к себе, истинным нуждам и ценностям, важным и искренним отношениям, источникам сил и ресурсов, демонстрируют неизбежность перемен и важность их принятия как системы не только потерь, но и приобретений, выгода от которых существенно превышает теряемое или уже утерянное.

2. Путешествие как встряска стимулирует перемены и активизирует, помогая переосмыслить и осмыслить ситуации жизни, принять решение и наметить шаги к его воплощению. Путешествие есть расставание с прошлым, отжившим, ограниченным, ставшим чужим, и приобщение к более актуальному для человека миру моделей поведения, смыслов, ценностей. Оно показывает человеку, что бегство от развития, от здоровья существенно менее увлекательно, продуктивно и эффективно, чем бытие собой, постижение тайн мира. Путешествие снимает с человека груз излишней серьезности и деловитости, оно учит человека обращать внимание на «игровое ядро» его бытия, отношений с собой и миром, на те вызовы, которые имеют несколько решений и требуют выбора и ответственности.

3. Путешествие дает возможность физически, психологически, социально и нравственно подготовиться к дальнейшим стадиям жизни, преодолеть «замкнутые круги» судьбы и травмирующих состояний, разобрать «запутанные клубки» отношений и иные противоречия и барьеры личностного, межличностного, учебного и профессионального развития.

4. Путешествие подготавливает человека к неожиданностям и неопределенностям, учит терпеливо их переносить и терпимо относиться к ним, себе, другим, к ошибкам и несовершенствам в себе и других людях. Путешествие учит принимать мир, жизнь, благоговеть перед ними, их мудростью и мощью, что в полной мере связано с прикосновением к богатствам цивилизационного наследия человечества и отдельных народов.

5. В испытаниях путешествия человек сталкивается со своей уязвимостью, что дает ему возможность «исцелиться» от гордыни и ревности, а также освободиться от порождающих барьеры внутренних и внешних отношений противостояний, страхов, (само) обвинений, мести и т. д. Становясь транспарентным, т. е. равным самому себе, искренне и «прозрачно» представленным в мире, человек становится и более гармоничным, не жертвуя при этом собой, как это обычно происходит на фоне попыток быть «хорошим», «успешным» и «адекватным» вне ориентации на собственное предназначение, нужды и ценности развития (самоактуализации и самореализации).

6. Путешествие создает условия для того, чтобы получить опыт свободы и ответственности, увидеть близость страданий и наслаждения, пережить возмож-

ность самостоятельно и без помех структурировать время и место своей жизни, а также почувствовать обратную связь и иные компоненты помогающего отношения со стороны гида-проводника, других туристов и квалифицированного психолога-педагога туристической фирмы.

7. Путешествие позволяет понять относительность мира и своей роли в нем, преодолеть состояние «собственной важности», разделив в себе и мире духовное, Божественное, вечное и тварное, преходящее, незначимое. Человек может восстановить гармонию индивидуальной и социальной частей своей идентичности.

8. Путешествия делают переживания и представления человека путешествующего более яркими, расширяют поведенческий, эмоциональный, когнитивный «репертуар» человека. Они развивают его компетенции и восстанавливают, наращивают силы как личности, партнера, ученика или профессионала.

Туристические путешествия способны существенно трансформировать человека, изменить его идентичность, что требует серьезных мер и программ их психолого-педагогического сопровождения. Ярким примером являются тревел-терапия и некоторые виды туризма специальных интересов, направленные на приобщение человека к ценностям, смыслам и моделям, заложенным в цивилизационном наследии его предков, всего человечества.

Человек может успешно путешествовать, когда исцеление и внутренний рост произошли, тогда он может вернуться домой, психологически преодолев проблемы, — этот мотив путешествия является одним из основополагающих во многих видах туризма. Можно сказать, что интенсивность и частота путешествий коррелируют с интенсивностью и напряженностью поиска выхода из проблемной ситуации, выбора нового направления развития и т. д. Именно поэтому путешествие особенно целительно и важно, когда кажется, что «уже нечего терять», настоящее окружение, время и место уже изжиты, а новых еще не пришло. В тревел-терапии или в ландшафтной аналитике пространство и время туристического путешествия дают человеку опыт пограничных, переходных состояний — инициаций и трансформаций в относительно безопасной и спокойной форме, помогают пройти периоды десоциализации и ресоциализации, формирования новой идентичности взамен устаревшей [32; 33; 35]. Они связаны с многочисленными, разнотипными, в большей или меньше мере осознаваемыми переходами, прохождением границ жизни, особенно тех, что связаны с неадаптивностью и сверхадаптацией в жизни человека.

Современные исследователи туризма стремятся к тому, чтобы туристическое или паломническое путешествие стало приобщением к цивилизационному наследию [12-17]. Оно должно быть по возможности не просто соприкосновением с новым, а погружением

в культуру, в опыт цивилизации. Этот опыт — цивилизационное наследие — включает в себя успехи и провалы, возможности и ограничения, ценности и цели, смыслы и модели повседневного и кризисного бытия, опыт совладаний и проигрышей, потерь и приобретений, поражений и побед и т. д. [12; 14; 18; 19]. Истинный смысл путешествий и существенная трансформация при этом достигаются только в результате тотального погружения в туристическую задачу, миссию путешествия, включения в местное общество, его культурные традиции, ценности, бытовую и праздничную повседневность, науку, искусство, религию и иные стороны его существования. Важно, чтобы была возможность постижения новых знаний и умений, способствующих мудрости и лучшему пониманию людей, времен и мест.

Путешествие помогает человеку оставить позади его прошлое — важное и неважное, приятное и неприятное, понятное и непонятное, освободиться для нового опыта, принять то, что дает ему наследие цивилизации, с целью приблизиться к своей истинной, общечеловеческой сути, вместо того чтобы ограничиваться наследием одной народности, рода, семьи. Оно также позволяет сопоставить опыт цивилизационных наследий, локализовать себя в их пространстве и времени как человека с какой-либо миссией, предназначением, отраженным в персональной и социальной идентичности в форме представлений, переживаний и моделей поведения и интеракций, отражающих осознание себя как субъекта культуры. С новой идентичностью, достигнув большего согласия с самим собой, человек, вернувшись из путешествия, способен и готов создать измененный во многих отношениях повседневный мир. Идея трансформирующих путешествий предлагает активацию мотивации и желания жить, изменяться, любить, побуждает выходить за пределы своей обычной жизни и опыта, перемещаться от известного и привычного в новое, неопределенное и неизученное. Преобразование не является в пространстве и времени путешествия исключительно приятным занятием. Оно включает процессы выбора и принятия решения, осознания потерь и выгод прошлого способа жизни и прошлой идентичности, понимание неотвратимости и важности, ценности перемен [12; 15; 16; 19].

В результате туризма как процесса знакомства с «чужим» человек путешествующий (homo tornus), выступающий как субъект туристического дискурса, формирует новую часть своей компетентности и изменяет идентичность [40]. Беспрепятственное знакомство с «другим» трансформирует «свое», свою культуру, при этом каждая конкретная страна или конкретный регион — свою культуру путешествий. Даже несмотря на то что современный туризм развивается в условиях глобализации и транскультурной коммуникации, минимизирующих культурные границы и различия, пересечение культурных пространств, как отмечает

М. Тим, неоднородно: культура региона (die Kultur der Quellregion) подразумевает следование туристами как носителями культурно-специфических особенностей данного региона уже сформировавшимся нормам; культура отпуска (die Ferienkultur) отражает культурное пространство, которое создает систему поведения на отдыхе; культура оказания услуг (die Dienstleistungskultur) трансформируется на основе ценностей и правил гостеприимства; культура региона турдестинации (die Kultur der Zielregion) отражает нормы и правила жизни жителей данного региона при взаимодействии с представителями «своей» культуры. Она может трансформироваться при контакте с представителями «чужой» культуры под влиянием культуры гостеприимства [40; 41]. Таким образом, важно, анализируя проблемы трансформации идентичности туриста, рассматривать их в контексте взаимовлияний, приводящих к трансформациям идентичности и иных характеристик дестинаций и регионов посещения.

В контексте поиска идей, касающихся сопровождения туриста в развивающем его как личность, партнера и профессионала, члена социума и индивида путешествии, мы можем привести пример в области «педагогики переживаний» или педагогики приключений (другие названия — педагогика действия, экспериментальное учение, открытая педагогика (outdoor education) или «образование вне класса» и т. д). Это направление создано педагогом-философом К. Ханом (K. Hahn), педагогом-альпинистом В. Ансольедом (W. Unsoeld) и иными учеными и практиками в контексте задачи совершенствования образования и социальной жизни (взрослеющего) человека, а также развития общества в целом [42-44]. Основные цели педагогики приключения связаны с формированием и укреплением отношений заботы, служения и ответственности перед людьми и собой, природой и культурой, а также телесной и иной активности, спонтанности и осмысления жизненного опыта, развитием способности создавать проекты и самостоятельно воплощать их в жизнь. Переживания, впечатления при этом находятся в центре педагогической концепции, являясь основой

развития всего человека. Аналогичным образом может быть выстроена «туристика переживаний» или «тури-стика впечатлений»: человек путешествующий имеет шанс, приобщившись к богатствам цивилизационного наследия своего или чужого народа, человечества, измениться, трансформировать свою идентичность [45] в ходе специально разработанных программ психолого-педагогического сопровождения туризма [46-48].

Выводы

Путешествие дает человеку возможность сменить привычную ему идентичность на идентичность кочевника, путешественника, представителя другой культуры и другого времени и места, приобщиться к цивилизационному наследию того или иного народа или человечества, посмотреть на свою жизнь и свое «я» в зеркале этого наследия, осознать и изменить себя как субъекта культуры. Сложность, многоаспектность и многонаправленность любого путешествия создают ситуации «инициации» и переходные состояния, в которых человек, терпящий неудобства и переживающей дискомфорт потерь и расставаний с привычным «я», приходит к новому пониманию себя и мира. Путешествие помогает человеку изменить свою идентичность, преобразовать себя в направлении, степени и интенсивности, необходимой ему самому, а не окружающему его миру, привыкшему к старой идентичности, ее нуждам и желаниям и своим нуждам и желаниям относительно человека. На этом пути насущной необходимостью является целенаправленная и качественная подготовка специалистов в области туризма (экскурсоводов, гидов-проводников) к организации и осуществлению психолого-педагогического сопровождения путешествий, а также специализированная подготовка педагогов-психологов для сферы туризма.

Перспективы исследования связаны с анализом процессов трансформации идентичности туристов в разных типах туристических путешествий, а также с разработкой рекомендаций и программ подготовки гидов и иных сотрудников туристических фирм к организации и осуществлению программ психолого-педагогического сопровождения туристических поездок.

Список источников

1. Базалук О. А. Космические путешествия — путешествующая психика. Киев, 2012. 424 с.

2. Сорокин П. А. Общие принципы цивилизационной теории и ее критика // Сравнительное изучение цивилизаций : хрестоматия. М., 1999. С. 747-754.

3. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2004. 557 с.

4. Трубецкой Н. С. Европа и Евразия. М., 2014. 301 с.

5. Фернандес-Арместо Ф. Цивилизации. М., 2009. 768 с.

6. Резник Ю. М. Логика «дуальных цивилизаций» и их интегральных альтернатив (опыт проектной реконструкции концепций П. А. Сорокина и А. В. Смирнова) // Проблемы цивилизационного развития. 2020. № 2(2). С. 5-29.

7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003. 868 с.

8. Россия как государство-цивилизация: высшие цели и альтернативы развития : коллективная монография по материалам Юбилейных международных Панаринских чтений, посв. 75-летию А. С. Панарина / под ред. В. Н. Расторгуева и А. В. Никан-дрова. М., 2016. 400 с.

9. Россия как цивилизация будущего // Вопросы социальной теории: научный альманах. Т. XII / под ред. Ю. М. Резника. М., 2020. 288 с.

10. Цивилизационное развитие России: наследие, потенциал, перспективы / под общ. ред. В. А. Черешнева, В. Н. Расторгуева. М., 2018. 440 с.

11. Цивилизация, притворившаяся страной: ведущие западные аналитики о России / ред.-сост. А. А. Сушенцов. М., 2016. 384 с.

12. Бакулина С. Д. Роль культурно-исторического наследия в развитии современных культурных индустрий // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. № 3(36). С. 183-187.

13. Бакулина С. Д. Специфика и способы интеграции культурно-исторического наследия в жизнь современного региона // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 2(6). С. 76-78.

14. Курьянова Т. С. Культурное наследие: смысловое поле и практика // Вестник Томского государственного университета. Серия: Культурология и искусствоведение. 2011. № 2. С. 12-17.

15. Полякова М. А. Культурное наследие и туризм: проблемы взаимодействия и противостояния // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2017. № 10-2(31). С. 240-247.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Путрик Ю. С. Туризм как фактор сохранения наследия: исторический опыт и традиции // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 311. С. 95-101.

17. Ashworth G. J. From History to Heritage — from Heritage to Identity. Building a New Heritage. Tourism. Culture and Identity in the New Europe. London, 1994. 340 p.

18. Бахревский Е. В., Беспалова Т. В., Закунов О. А., Миронов А. С. Стратегия сохранения культуры и культурно-исторического наследия народов Российской Федерации на период до 2030 г. Проект. М., 2016. 136 с.

19. Зайцева А. И. Модели использования объектов историко-культурного наследия в экскурсионно-познавательном туризме // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2-7(62). С. 78-81.

20. Дегтяренко А. В. Культурно-историческое наследие региона в профессиональной подготовке специалистов туристской анимации : дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 131 с.

21. Культурное наследие и устойчивое развитие туризма : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / ред. З. М. Ханбабаева, А. М. Курбанова, Д. А. Гусенова, В. В. Даитов. Махачкала, 2014. 310 с.

22. Абанкина Т. Экономика желаний в современной цивилизации «досуга» // Отечественные записки. 2005. № 4(25). С. 115-123.

23. Ермилова Д. В., Сесёлкин А. И. Экономика впечатлений и туризм в обществе мечты // Вестник ГУУ. 2015. № 2. С. 85-89.

24. Йенсен Р. Общество мечты. СПб., 2002. 179 с.

25. Макканелл Д. Турист. Новая теория праздного класса. М., 2016. 280 с.

26. Малафий А. С., Фатуева А. А., Промыслова К. С. Туризм впечатлений: ресурсы и перспективы развития в Тульской области // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т. 13, № 2. С. 101-111. http://doi.org/ 10.24411/1995-0411-2019-10209.

27. Akinci Z. & Kasalak M. Management of Special Interest Tourism in Terms of Sustainable Tourism. Global Issues and Trends in Tourism / Avcikurt C., Dinu M. S., Hacioglu N., Efe N., Soykan A., Tetik N. (eds.). Sofia, 2016. Рр. 177-190.

28. Pforr Ch., Dowling R., Volgger M. Consumer Tribes in Tourism: Contemporary Perspectives on Special-Interest Tourism. New York, 2020. 409 p.

29. Pine J. B., Gilmore J. H. The Experience Economy: Work is Theatre & Every Business a Stage. Boston, 1999/2005. 252 p.

30. Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2005. 1136 с.

31. Аршинова В. В., Токарь О. В., Кузнецова Н. В., Арпентьева М. Р., Киричкова М. Е., Новаков А. В. Тревел-психотерапия, или психотерапевтический туризм // Сервис в России и за рубежом. 2018. № 3. С. 6-24. https://readera.ru/service-rusjournal. http:// doi.org/ 10.24411/1995-042X-2018-10301.

32. Березин С. В., Исаев Д. С. Ландшафтная аналитика: опыт трансдисциплинарной психотерапии. Самара, 2009. 109 с.

33. Манилов И. Ф. Психотерапевтическое путешествие в одиночку // Семейная психология и семейная терапия. 2015. № 1. С. 100-109.

34. Chavez M. «Levee» Signs of Hope. Bloomsbury, 2017. 176 p.

35. Diehl Gr. Travel As Transformation. London, 2016. 170 p.

36. Kontis N. Going Local. London, 2016. 252 р.

37. Арпентьева М. Р. Экскурсовод-проводник в тревел-психотерапии // Инновации в экскурсионной работе: концепции, технологии, практика : монография. Ч. 1 / под ред. О. Е. Афанасьева. Москва, Берлин, 2020. С. 318-351.

38. Коробченко А. И., Голубчиков Г. М., Арпентьева М. Р. Психолого-педагогические возможности и ограничения глэм-пинга: туризм как практика развития человека // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. Т. 5, № 4. С. 134-140.

39. Меньшиков П. В., Кузнецова Н. В., Коробченко А. И., Голубчиков Г. М., Арпентьева М. Р. Психолого-педагогические аспекты глэмпинга: туризм как практика развития человека // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. Т. 14. № 2. С. 38-49. https://doi.org/10.24411/1995-0411-2020-10204.

40. Новикова Э. Ю. Кросскультурное измерение аксиологии международного туристического дискурса // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 13(807). С. 3-10.

41. Thiem M. Tourismus und kulturelle Identität. Aus politik und Zeigeschichte. 2001. B. 47. S. 27-31.

42. Tiersch H. Abenteuer als exempel der erlebnispädagogik. Homfeldt H. G. (Hrsg.) Erlebnispadagogik. Schneider, 1993. S. 38-54.

43. Unsoeld W. Spiritual values in wilderness. Paper. Papers of the Association for Experiential Education Conference. Estes Park, CO, 1974. Pр. 1-10.

44. Weißbach V. Die Erlebnistherapie von K. Hahn als Vorreiter der Erlebnispädagogik. Munich, Germany, 2008. 84 s.

45. Арпентьева М. Р. Аллологический подход и космические путешествия в развитии человеческого сознания // Philosophy and Cosmology. 2015. Vol. 14. P^ 138-152.

46. Arpentieva M. R., Casanova R. R., Menshikov P. V. Psychological and pedagogical aspects of niche tourism in the system of additional education. Service Plus. 2021. Vol. 15, No. 1. Pр. 32-57.

47. Arpentieva M. R., Menshikov P. V., Kuznetsova N. V., Gorelova I. V. Esoteric tourism as a niche type of tourism: opportunities and ways of human self-improvement. Services in Russia and Abroad. 2020. Vol. 14, No. 5(92). Рр. 6-25.

48. Vladimirov N. M., Kuznetsova N. V., Arpentieva M. R. Psychological and pedagogical support of niche sports tourism. Modern problems of service and tourism. 2021. Vol. 15, No. 1. Рр. 34-48.

Поступила 22.01.2022; одобрена после рецензирования 11.03.2022; принята к публикации 30.06.2022.

Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

References

1. Bazaluk О. А. Space travel — a traveling psyche. Kiev, 2012. 424 p. (In Russ.)

2. Sorokin P. A. Main principles of civilization theory and its critics. Comparative study of civilizations. Chrestomathy. Moscow, 1999. Pp. 747-754. (In Russ.)

3. Toffler E. Shock of the future. Moscow, 2004. 557 p. (In Russ.)

4. Trubetskoy N. S. Europe and Eurasia. Moscow, 2014. 301 p. (In Russ.)

5. Fernandes-Armesto F. Civilizations. Moscow, 2009. 768 p. (In Russ.)

6. Reznik Yu. M. Logics of "dual civilizations" and their integral alternatives (the experience of project reconstruction of the concepts of P. A. Sorokin and A. V. Smirnov). Problems of Civilizational Development. 2020. No. 2(2). Pp. 5-29. (In Russ.)

7. Huntington S. The Clash of Civilizations. Moscow, 2003. 868 p. (In Russ.)

8. Russia as a state-civilization: higher goals and alternatives of development. Collective monograph. Materials of Jubilee international Panarin Readings devoted to A. S. Panarin's 75th anniversary. Ed. by Rastorguev V. N., Nikandrov A. V. Moscow, 2016. 400 p. (In Russ.)

9. Russia as a civilization of the future. Issues of social theory: scientific almanac. Vol. 12. Ed. by Reznik Yu. M. Moscow, 2020. 288 p. (In Russ.)

10. Civilizational Development of Russia: Heritage, Potential, Prospects. Ed. by Chereshnev V. A., Rastorguev V. N. Moscow, 2018. 440 p. (In Russ.)

11. Civilization which pretends to be a Country: Leading Western Analysts on Russia. Ed. by Sushentsov A. A. Moscow, 2016. 384 p. (In Russ.)

12. Bakulina S. D. The role of cultural and historical heritage in the development of modern cultural industries. Bulletin of Surgut State Pedagogical University. 2015. No. 3(36). Pp. 183-187. (In Russ.)

13. Bakulina S. D. Specifics and ways of integrating cultural and historical heritage into the life of a modern region. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian research. 2015. No. 2(6). Pp. 76-78. (In Russ.)

14. Kuryanova T. S. Cultural heritage: semantic field and practice. Bulletin of Tomsk State University. Series: Cultural and Art Studies. 2011. No. 2. Pp. 12-17. (In Russ.)

15. Polyakova M. A. Cultural heritage and tourism: problems of interaction and confrontation. Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series: Literary Theory. Linguistics. Cultural Studies. 2017. No. 10-2(31). Pp. 240-247. (In Russ.)

16. Putrik Yu. S. Tourism as a factor of heritage preservation: historical experience and traditions. Bulletin of Tomsk State University. 2008. No. 311. Pp. 95-101. (In Russ.)

17. Ashworth G. J. From History to Heritage — from Heritage to Identity. Building a New Heritage. Tourism. Culture and Identity in the New Europe. London, 1994. 340 p.

18. Bakhrevsky E. V., Bespalova T. V., Zakunov O. A., Mironov A. S. Strategy of preservation of culture and cultural and historical heritage of the peoples of the Russian Federation for the period up to 2030. Project. Moscow, 2016. 136 p. (In Russ.)

19. Zaitseva A. I. Models of using objects of historical and cultural heritage in excursion and educational tourism. Bulletin of Kemerovo State University. 2015. No. 2-7(62). Pp. 78-81. (In Russ.)

20. Degtyarenko A. V. Cultural and historical heritage of the region in the professional training of tourism animation specialists. Candidate of sciences dissertation (in Pedagogy). Moscow, 2007. 131 p. (In Russ.)

21. Cultural heritage and sustainable tourism development. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Ed. by Khanbabayeva Z. M., Kurbanova A. M., Gusenova D. A., Daitov V. V. Makhachkala, 2014. 310 p. (In Russ.)

22. Abankina T. The desire economy in the modern civilization of "leisure". Notes of the Fatherland. 2005. Vol. 4(25). Pp. 115-123. (In Russ.)

23. Yermilova D. V., Seselkin A. I. Experience economy and tourism in the society of dreams. University Bulletin. 2015. Vol. 2. Pp. 85-89. (In Russ.)

24. Jensen R. Dream Society. St. Petersburg, 2002. 179 p. (In Russ.)

25. MacCannell D. The tourist. A new Theory of The Leisure Class. Moscow, 2016. 280 p. (In Russ.)

26. МаМг^ А. S., Fatueva А. А., Promyslova K. S. Tourism of impressions: resources and development prospects in Tula region. Service and Tourism: Current Challenges. 2019. Vol. 13, No. 2. Pp. 101-111. http://doi.org/ 10.24411/1995-0411-2019-10209. (In Russ.)

27. Akinci Z., Kasalak M. Management of Special Interest Tourism in Terms of Sustainable Tourism. Global Issues and Trends in Tourism. Avcikurt C., Dinu M. S., Hacioglu N., Efe N., Soykan A., Tetik N. (eds.). Sofia, 2016. Pр. 177-190.

28. Pforr Ch., Dowling R., Volgger M. Consumer Tribes in Tourism: Contemporary Perspectives on Special-Interest Tourism. New York, 2020. 409 p.

29. Pine J. B., Gilmore J. H. The Experience Economy: Work is Theatre & Every Business a Stage. Boston, 1999/2005. 252 p.

30. Vygotskiy L. S. Psychology of human development. Moscow, 2005. 1136 p. (In Russ.)

31. Arshinova V. V., Tokar O. V., Kuznetsova N. V., Arpentieva M. R., Kirichkova M. E., Novakov A. V. Travel-psychotherapy or psychotherapeutic tourism. Service in Russia and Abroad. 2018. No. (3). Pp. 6-24. http://doi.org/ 10.24411/1995-042X-2018-10301. (In Russ.)

32. Berezin S. V., Isaev D. S. Landscape analytics: the experience of transdisciplinary psychotherapy. Samara, 2009. 109 p. (In Russ.)

33. Manilov I. F. Psychotherapeutic journey alone. Family Psychology and Family Therapy. 2015. No. 1. Pp. 100-109. (In Russ.)

34. Chavez M. "Levee" Signs of Hope. Bloomsbury, 2017. 176 p.

35. Diehl Gr. Travel As Transformation. London, 2016. 170 p.

36. Kontis N. Going Local. London, 2016. 252 p.

37. Arpentieva M. R. Tour guide in travel psychotherapy. In: Innovations in excursion work: concepts, technologies, practice. Monograph. Part 1. Ed. by Afanasyev O. E. Moscow, Berlin, 2020. Pp. 318-351. (In Russ.)

38. Korobchenko A. I., Golubchikov G. M., Arpentieva M. R. Psychological and pedagogical possibilities and limitations of glamping: tourism as a practice of human development. Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation. 2020. Vol. 5, No. 4. Pp. 134-140. (In Russ.)

39. Menshikov P. V., Kuznetsova N. V., Korobchenko A. I., Golubchikov G. M., Arpentieva M. R. Psychological and pedagogical aspects of glamping: Tourism as a practice for personal development. Service and Tourism: Current Challenges. 2020. Vol. 14(2). Pp. 38-49. https://doi.org/10.24411/1995-0411-2020-10204. (In Russ.)

40. Novikova E. Yu. Cross-cultural dimension of the axiology of international tourist discourse. Bulletin of Moscow State Linguistic University. Humanities. 2018. No. 13(807). Pp. 3-10. (In Russ.)

41. Thiem M. Tourismus und kulturelle Identität. Aus politik und Zeigeschichte. 2001. B. 47. Pp. 27-31.

42. Tiersch H. Abenteuer als exempel der erlebnispädagogik. Homfeldt H. G. (Hrsg.) Erlebnispadagogik. Schneider, 1993. Pp. 38-54.

43. Unsoeld W. Spiritual values in wilderness. Paper. Papers of the Association for Experiential Education Conference. Estes Park, CO, 1974. Pp. 1-10.

44. Weißbach V. Die Erlebnistherapie von K. Hahn als Vorreiter der Erlebnispädagogik. Munich, Germany, 2008. 84 p.

45. Arpentieva M. R. Allological approach and space travel in the development of human consciousness. Philosophy and Cosmology. 2015. Vol. 14. Pp. 138-152. (In Russ.)

46. Arpentieva M. R., Gasanova R. R., Menshikov P. V. Psychological and pedagogical aspects of niche tourism in the system of additional education. Service Plus. 2021. Vol. 15, No. 1. Pp. 32-57.

47. Arpentieva M. R., Menshikov P. V., Kuznetsova N. V., Gorelova I. V. Esoteric tourism as a niche type of tourism: opportunities and ways of human self-improvement. Service in Russia and Abroad. 2020. Vol. 14, No. 5(92). Pp. 6-25.

48. Vladimirov N. M., Kuznetsova N. V., Arpentieva M. R. Psychological and pedagogical support of niche sports tourism. Modern problems of service and tourism. 2021. Vol. 15, No. 1. Pp. 34-48.

Submitted: 22.01.2022; approved after reviewing: 11.03.2022; accepted for publication: 30.06.2022.

Аll the authors have made an equal contribution to the publication.

The authors declare that there is no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.