Научная статья на тему 'Принятие управленческих решений в процессе освоения студентами дисциплин математического цикла как квазипрофессиональная компетенция'

Принятие управленческих решений в процессе освоения студентами дисциплин математического цикла как квазипрофессиональная компетенция Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПОНЕНТЫ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СТАНОВЛЕНИЯ / QUASI-PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPONENTS / CRITERIA AND INDICATORS OF FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Татьяна Владимировна

На основе анализа существующих в теории педагогики подходов к определению компетенции, нормативных и рекомендательных документов по проблеме компетентностного подхода к обучению, содержания предстоящей профессиональной деятельности студентов будущих специалистов в области управления, потенциальных возможностей дисциплин математического цикла раскрыто содержание квазипрофессиональной компетенции «принятие управленческих решений с применением методов системного анализа и математического моделирования студентами специальности "Государственное и муниципальное управление" в процессе освоения дисциплин математического цикла». Представлены компоненты, критерии и показатели становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Making managerial decisions in the process of mastering mathematical disciplines by students as a quasi-professional competence

The direction of the contemporary professional education development is oriented towards the realization of the competence-based approach to education. Each educational discipline has its specific competence-developing potential. Due to underdevelopment of the ideas of competence-oriented education in the pedagogical theory and practice, development, studying, implementation, measuring results of the education process targeted towards students' mastering of necessary competences, turns into a complicated pedagogical problem. The primary task in the context of this problem is distinguishing and modelling competences that are impossible to master within particular disciplines. In this article the notion of a quasi-professional competence named "Development and making of quasi-managerial decisions applying elements of system analysis and mathematical modelling" is clarified. When structuring the content of the competence under research, the following components are sorted out: motivation related (demands, motives, aims, values, senses, value-sense orientation); cognitive (possession of theoretical knowledge of the matter of mathematical disciplines); operational (the skills of integrating theoretical knowledge from various disciplines and applying them for development and making of managerial decision); reflexive-effective (skills, experience as a premise and result of the competence formation); professionally important personality features propitious for the development and making effective decisions: reflexiveness, independence, initiative, consciousness. The criteria of mastering the competence correspond to the components and can be concretised by a number of indicators. The indicators of the motivationrelated criterion are the following: distinctive interest towards the result and process of decision development and making, determination, positive attitude towards quasi-professional activity, understanding the necessity and the value of scientific approach to decision grounding, desire to develop decision technologically in unnecessary situations, understanding the sense of quasi-professional activity, necessity to assign values and giving sense to objects of internal and external reality. The indicators of the cognitive component are the following: amount, durability, depth, flexibility, reproducibility, generalization, portability, efficacy, integrity of knowledge, as well as diversity and efficiency of methods of its presentation and assignation. The integrative indicator of the operational component is the adequacy of the results of activity (quasi-professional decision) to the cultural norms. Maturity of the reflexive-effective criterion becomes apparent in judgments, peculiarities of the process and the results of activity. Professionally important personality features are revealed and fixed in respec tive indicators of quasi-professional activity. The structural-content model of a competence is an information base for further research: projecting pedagogical conditions, building structural-layered model of development, and studying dynamics.

Текст научной работы на тему «Принятие управленческих решений в процессе освоения студентами дисциплин математического цикла как квазипрофессиональная компетенция»

Т. В. Дмитриева

ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ДИСЦИПЛИН МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА КАК КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

На основе анализа существующих в теории педагогики подходов к определению компетенции, нормативных и рекомендательных документов по проблеме компетентностного подхода к обучению, содержания предстоящей профессиональной деятельности студентов - будущих специалистов в области управления, потенциальных возможностей дисциплин математического цикла раскрыто содержание квазипрофессиональной компетенции «принятие управленческих решений с применением методов системного анализа и математического моделирования студентами специальности “Государственное и муниципальное управление” в процессе освоения дисциплин математического цикла». Представлены компоненты, критерии и показатели становления.

Ключевые слова: квазипрофессиональная компетенция; компоненты; критерии и показатели становления.

Одно из направлений развития современного профессионального образования связано с реализацией компетентностного подхода. Новая парадигма образования вызывает формирование новой парадигмы результата образования и обусловливает необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно-, социально- и профессиональноинтегрированного результата. В качестве такого феномена выступило понятие «компетенция / компетентность». Но наблюдаемая в настоящее время неоднозначность решения исследователями задачи определения содержания этого понятия существенно затрудняет формирование, изучение, измерение и оценку компетенции / компетентности в качестве результата обучения, на что обращают внимание и сами разработчики компетентностного подхода.

Цель настоящей работы - представить результаты исследования феномена «принятие управленческих решений» студентами специальности 08.11.00 - «Государственное и муниципальное управление» как компетенции, формирование которой происходит в процессе освоения дисциплин математического цикла. Цель исследования конкретизируется следующими задачами: обозначить теоретические основы исследования, проанализировать специфику содержания обучения, на основании теоретических предпосылок и специфики содержания обучения определить сущность и структуру компетенции, разработать критерии и показатели ее становления на примере конкретного учебного процесса.

Изложим схематично ряд положений, являющихся теоретическими ориентирами для нашего исследования. И.А. Зимняя иллюстрирует дифференциацию понятий «компетенция» и «компетентность», опираясь на пример противопоставления языка и речи Н. Хомского, который видит фундаментальное различие между знанием языка (говорить, слушать, переводить) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях) [1]. Употребление, по Н. Хомскому, «в действительности» связано с самим говорящим, с мышлением, навыками, опытом. И. А. Зимняя под компетенциями понимает некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений, которые в дальнейшем проявляются в качестве компетентностей человека. Компетентность, уточняет И.А. Зимняя, «трактуется нами как основывающийся на знаниях, интеллектуаль-

но и личностно обусловленный опыт социальнопрофессиональной жизнедеятельности человека» [1. С. 35]. Ориентировочными критериями наличия компетенций как потенциальных образований и их превращения в компетентности, с точки зрения И.А. Зимней, являются: а) готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект); б) владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект); в) опыт проявления компетентности (поведенческий аспект); г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности (эмоционально-волевой аспект).

А.В. Хуторской следующим образом предлагает отличать синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность»: «Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [2. С. 60]. И продолжает: «Мы будем различать эти понятия, имея в виду под компетенцией наперед заданное требование (норму) к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью - уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере. Компетентность ученика предполагает целый спектр его личностных качеств... Таких качеств целый веер - от смысловых и мировоззренческих (например, зачем мне нужна эта компетенция) до рефлексивно-оценочных (насколько успешно я применяю ее в жизни. Компетентность предполагает минимальный опыт применения компетенции» [2. С. 61]. «Образовательная компетенция, - по определению А. В. Хуторского, - это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно- и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности» [2. С. 62]. Компетенция для ученика - это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у него формируются те или иные составляющие таких

«взрослых» компетенций. Ученик осваивает компетенцию, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончанию обучения, поэтому во время учебы эта компетенция фигурирует как образовательная. «Образовательная компетенция предполагает, что ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой» [2. С. 60]. В качестве отличительных признаков компетенций А.В. Хуторской выделяет то, что они многомерны, т.е. охватывают все основные группы развиваемых личностных качеств ученика; включают в себя «связки» знаний, умений и навыков, объединяемых на определенных основаниях; связаны со способностью осмысленно применять комплекс знаний, умений и способов деятельности по междисциплинарному кругу вопросов; метапредметны, т.е. через отдельные элементы или целостно присутствуют в различных учебных предметах и образовательных областях; многофункциональны, поскольку позволяют ученику решать проблемы из разных сфер жизни; проверяются в процессе выполнения определенного комплекса действий.

В московской акмеологической школе (А.А. Деркач и др.) разрабатывается понятие «профессиональная компетентность», в содержание которого включаются знания, умения, навыки, личностные профессионально значимые качества. «При этом, как показывают последние акмеологические исследования, знания, умения, навыки и личностные качества, включающиеся в содержание профессиональной компетентности, преобразуются в так называемые компетенции» [3. С. 1617]. Профессиональную компетентность авторы концепции рассматривают как комплекс компетенций, выводят ее за рамки когнитивного образования и выделяют такую ее ведущую характеристику как единство знания и деятельности, т е. как готовность. Феномен готовности человека к деятельности в педагогике традиционно включает в себя способности (умения) осуществлять эту деятельность и мотив (стремление к ее реализации). С точки зрения представителей акмеоло-гического подхода, «более точно определить состояние готовности к деятельности можно как целостное проявление внутренней активности личности в преодолении внутренних противоречий и творческой реализации планов и программ деятельности» [3. С. 21]. Опираясь на это определение, исследователи говорят о профессиональной компетентности «как готовности и способности человека преодолевать внутренние противоречия и, мобилизуя свои акмеологические ресурсы, творчески реализовывать планы и программы деятельности, эффективно решая профессиональные задачи в типовых и нестандартных ситуациях» [3. С. 21-22]. Профессиональная компетентность включает в себя ключевые, базовые и специальные компетенции, которые характеризуются следующим образом: ключевые компетенции необходимы для любой профессиональной деятельности, базовые - отражают специфику определенной профессиональной деятельности, специальные - отражают специфику конкретной предметной сферы профессиональной деятельности.

Переходя к решению следующей задачи нашего исследования (анализ специфики содержания обучения), отметим, что учебный план специальности «Г осударст-

венное и муниципальное управление» включает комплекс математических дисциплин: «Математика»,

«Статистика», «Логистика», в статусе элективного курса студентам предлагается дисциплина «Основы системного анализа». Задачи и методы, рассматриваемые в основных разделах дисциплины «Математика» (методы оптимизации; линейное, нелинейное, динамическое программирование; теория игр, математическая логика, теория графов, теория вероятностей, математическая статистика и др.), предусмотренные государственным образовательным стандартом, необходимы для моделирования и анализа предметной области с целью разработки и принятия решения. Под анализом здесь понимается изучение системы управления, основанное на ее декомпозиции. При подготовке и принятии управленческих решений в теории управления используются разные виды анализа: системный, комплексный, ситуационный,

функциональный, нормативный, морфологический и др. (они изучаются студентами на старших курсах в рамках дисциплины «Управленческие решения»).

Системный анализ - наиболее развитое прикладное направление исследований; он представляет собой совокупность практических методов и алгоритмов, позволяющих реализовать теоретические концепции, принципы и главные идеи системного подхода. Системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как системы, в котором выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования. Методы математического моделирования в интеграции с методами и алгоритмами системного анализа позволяют вырабатывать качественно и количественно обоснованные управленческие решения. В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 08.11.00 «Государственное и муниципальное управление» в области математических наук специалист должен иметь представления о математическом моделировании, а также об основных понятиях дискретной математики, теории вероятностей, математической статистики. Специалисты в области управления должны знать принципы системного анализа, уметь строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ, ставить цель и формулировать задачи, находить и принимать управленческие решения. Специалисты должны уметь адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления, принимать решения в условиях неопределенности и риска, не только участвовать в разработке управленческих решений, но и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностей. Выпускники должны обладать общекультурными компетенциями: способностью и готовностью к личностному и профессиональному росту, расширению своих профессионально-практических познаний.

Опираясь на обозначенные выше теоретические предпосылки, специфику содержания обучения на уровне учебного материала и требования государственного образовательного стандарта, взяв за основу структуру

понятия «образовательные компетенции», разработанную А.В. Хуторским [2], раскроем содержание понятия «принятие управленческих решений» как компетенции, перечислив выделенные нами характеристики:

1) название: разработка и принятие управленческих решений с использованием элементов математического моделирования и системного анализа;

2) тип в общей иерархии. Опираясь на выше обозначенные ориентиры, можно утверждать, что названная компетенция в рамках профессионального подхода является профессиональной, а именно: ключевой, так как принятие решений необходимо для любой профессиональной деятельности; базовой, так как отражает специфику профессиональной деятельности управленцев (принятие управленческих решений является основным содержанием управленческой деятельности); специальной, так как отражает специфику конкретной предметной сферы профессиональной деятельности -применение методов математического моделирования и системного анализа при разработке и принятии управленческих решений. В контексте компетентност-ного подхода к обучению названная компетенция является образовательной и при этом обладает выделенными А. В. Хуторским основными признаками: она многомерна, так как охватывает основные группы развиваемых в обучении личностных качеств (активность, рефлексивность, самостоятельность, креативность, инициативность и др.); метапредметна, так как через отдельные элементы или целостно присутствует в различных учебных предметах и образовательных областях (как принимаются решения, обсуждается в курсах «Управленческие решения», «Менеджмент», «Стратегическое управление», «Теория организации», «Психология управления», «Теория принятия решений» и др.); многофункциональна, поскольку позволяет решать проблемы из разных сфер жизни; включает в себя «связки» знаний, умений, навыков, методов, алгоритмов, способов действий и др., объединенных на основе цикла математических дисциплин; связана со способностью интегрировать и осмысленно применять комплекс знаний, умений, навыков и способов деятельности по междисциплинарному кругу вопросов (в принятии управленческих решений студенты используют знания, полученные при изучении нескольких математических дисциплин, а также таких учебных предметов, как «Введение в специальность», «Экономика» и др.); проверяются в процессе выполнения определенного комплекса действий - ориентировочного алгоритма процесса принятия решения. Резюмируя изложенное выше относительно типа компетенции (профессиональная / образовательная), с учетом теории и терминологии контекстного подхода [4], считаем целесообразным определить названную компетенцию как квази-профессиональную и уточнить ее название: «Разработка и принятие квазиуправленческих решений с использованием элементов математического моделирования и системного анализа»;

3) знания, умения и навыки, способы деятельности, многоуровневые требования для каждого учебного модуля детально зафиксированы в разработанном нами учебно-методическом комплексе, который включает программы, учебные пособия, методические указания

для студентов, индивидуальные задания, многоуровневые задания, тесты, рекомендации для преподавателей и другие материалы.

При структурировании содержания компетенции мы учитывали положения нормативно-рекомендательных документов; ориентировочные критерии наличия компетенций (И. А. Зимняя); содержание понятия «образовательная компетенция» (А. В. Хуторской); содержание понятия «профессиональная компетенция» (А.А. Деркач и др.); содержание обучения дисциплин математического цикла; возрастные особенности студентов первых курсов обучения; собственный многолетний педагогический опыт. Исследуемая компетенция рассматривается нами как многокомпонентное, многофункциональное образование, в структуре которого в исследовательских целях мы условно выделили пять взаимозависимых, взаимообусловленных, взаимодействующих, взаимопроникающих компонент:

- мотивационный (потребности, мотивы, цели, ценности, смыслы, ценностно-смысловые ориентации студентов относительно принятия управленческих решений);

- когнитивный (владение теоретическими предметными знаниями дисциплин математического цикла и смежных с ними дисциплин);

- операциональный (умения интегрировать теоретические знания из различных дисциплин и применять их для разработки и принятия управленческих решений, технологические умения);

- рефлексивно-результативный (навыки, опыт как условие и результат становления компетенции);

- профессионально значимые личностные качества, способствующие разработке и принятию эффективных решений: рефлексивность, креативность, самостоятельность, инициативность, осознанность, стремление к самореализации, самовыражению, самосовершенствованию в квазипрофессиональной деятельности.

В соответствии с общими требованиями к критериям мы выделяем критерии освоения квазипрофессио-нальной компетенции «разработка и принятие квази-управленческих решений с использованием элементов математического моделирования и системного анализа», соответствующие компонентам, а именно: мотивационный, когнитивный, операциональный, рефлексивно-результативный, личностно-качественный критерии. Показателями сформированности мотивационного компонента могут быть: ярко выраженный познавательный интерес к результату и процессу принятия решения, целеустремленность, позитивное отношение к квазипрофессиональной деятельности, осознание необходимости и ценности научного подхода к обоснованию решений, стремление технологично разрабатывать решение в необязательных ситуациях, осознанность смысла квазипрофессиональной деятельности, потребность в присвоении ценностей и наделении смыслом объектов внешней и внутренней действительности. Диагностическим инструментарием перечисленных показателей служат анкеты, целенаправленные наблюдения, самонаблюдения, результаты самоанализа и другие опросные и интроспективные методы. Показателями когнитивного компонента являются объем, прочность, глубина, гибкость, воспроизводимость, обобщенность, переносимость, дейст-

венность, интегрированность знаний, а также многообразие и эффективность способов их представления и присвоения. Диагностика когнитивного компонента проводится с помощью анализа результатов контрольных работ и других продуктов деятельности. Интегративными показателями операционального компонента являются адекватность культурным нормам и эффективность продуктов деятельности (квазиуправ-ленческих решений).

Для диагностики операционального компонента методом экспертных оценок нами разработан комплекс оцениваемых параметров: выбор проблемной области (оперативные, прагматичные, инновационные проблемы); изучение проблемного поля (выявление недостатков, коллизий, рассогласований, проблем); обработка информации (источники, сбор, отбор, использование); выбор объекта исследования (уровень решения проблемы); постановка задачи (формулировка, степень формализации, степень связности); структуризация проблемы или объекта исследования (выделение элементов системы, группировка в структуру, выделение системообразующих связей); постановка цели функционирования системы или исследования объекта (де-

композиция цели, адекватность нормативно заданным требованиям к целям); учет ресурсов; установление основных ограничений функционирования системы; определение критериев эффективности функционирования системы; формирование альтернативных вариантов решения; выбор наиболее эффективного варианта (принятие решения); доминирующие методы. Как известно, сформированность навыков и минимального опыта в определенном виде деятельности проявляется в активности субъектов деятельности. В связи с этим мы считаем целесообразным в качестве косвенного интегративного показателя становления рефлексивнорезультативного компонента исследуемой компетенции использовать активность студентов в разработке и принятии квазиуправленческих решений. Показателем сформированности профессионально значимых личностных качеств студентов для нас служат их проявления в квазипрофессиональной деятельности.

Представленная модель квазипрофессиональной компетенции позволяет описать уровни и изучать динамику ее освоения студентами, проектировать педагогические условия, ориентированные на реализацию компетентностного подхода к обучению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-43.

2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003.

№ 2. С. 58-64.

3. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / под общ.

ред. А.А. Деркача. М. : Изд-во РАГС, 2007. 166 с.

4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : метод. пособие. М. : Высш. шк., 1991. 207 с.

Статья представлена научной редакцией «Педагогика и психология» 6 октября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.