Научная статья на тему 'Критериальная схема оценивания компетенции «Самостоятельность» студентов направления «Экономика» при изучении математических дисциплин'

Критериальная схема оценивания компетенции «Самостоятельность» студентов направления «Экономика» при изучении математических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА / КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ / БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шушерина Ольга Анатольевна, Черепанова Светлана Александровна

В статье обосновано содержание универсальной компетенции «самостоятельность студента вуза». Дано описание математических компетенций будущего бакалавра экономики. Представлена авторская критериальная схема для оценки уровня проявления самостоятельности будущих бакалавров экономики при изучении математических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шушерина Ольга Анатольевна, Черепанова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критериальная схема оценивания компетенции «Самостоятельность» студентов направления «Экономика» при изучении математических дисциплин»

Критериальная схема оценивания компетенции «самостоятельность» студентов направления «Экономика» при изучении математических

дисциплин

(Criterion scheme of estimation of the competence of the «independence» of students of a direction «Economy» in studying of mathematical disciplines)

Шушерина Ольга Анатольевна

профессор кафедры «Управление качеством и математические методы

экономики» экономического факультета ФГБОУ «Сибирский государственный технологический университет»

г. Красноярск e-mail: o [email protected] Черепанова Светлана Александровна доцент кафедры « Фундаментальной подготовки» ФГБОУ «Сибирский государственный технологический университет»

Лесосибирский филиал г. Лесосибирск e-mail: [email protected] Аннотация: В статье обосновано содержание универсальной

компетенции «самостоятельность студента вуза». Дано описание математических компетенций будущего бакалавра экономики. Представлена авторская критериальная схема для оценки уровня проявления самостоятельности будущих бакалавров экономики при изучении математических дисциплин.

Abstract: In the article justified the content of universal competence «of the autonomy of the student of the University. Give a description of the mathematical competence of the future of the bachelor of the economy. Author’s criterion scheme for assessment of the level of the manifestation of autonomy of the future bachelors of Economics at studying of mathematical disciplines.

Ключевые слова: универсальная компетенция, самостоятельность

студента, критерий оценивания, бакалавр экономики, математические дисциплины.

Keywords: universal competence, independence of the student, evaluation criteria, bachelor of Economics, mathematical discipline.

Основными направлениями модернизации современного российского профессионального образования являются переход на двухуровневую систему подготовки специалистов и реализация компетентностного подхода, который зафиксирован в ФГОС ВПО. Под компетентностным подходом на уровне высшей школы понимается ориентация всех компонентов учебного процесса на приобретение выпускниками компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности и формирующих интегративное качество личности, именуемое термином «профессиональная компетентность».

Современное общество и рынок труда предъявляют требования к конкретным знаниям, компетенциям работников, востребует их личностные качества. Значимыми качествами выпускников вузов считаются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, ответственность, самостоятельность, готовность обучаться в течение всей жизни. Это, несомненно, относится к выпускникам направления подготовки 080100 Экономика всех профилей - Экономика предприятий и организаций, Финансы и кредит, Бухгалтерский учет, анализ и аудит, Экономика природопользования, Анализ и управление рисками, Мировая экономика, Налоги и налогообложение, Экономика труда, Региональная экономика, Страхование, Математические методы в экономике и др.

В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация «бакалавр») определены требования к результатам освоения Основных образовательных программ бакалавриата (ООП), овладению системой общекультурных и профессиональных компетенций [1].

Компетенция представляет собой совокупность профессиональных,

социальных, личностных характеристик, определяющих способность эффективно исполнять деятельность в определенной области, уверенно используя свои знания и навыки. Мы придерживаемся следующего определения: «Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (А.В. Хуторской) [2]. Современный образовательный процесс ориентирован на развитие компетенций и компетентностей будущего специалиста как главных целевых установок.

Компетенции делятся на две группы: первая - общие компетенции, называемые надпредметными (А.В. Хуторской), ключевыми (И.А. Зимняя), надпрофессиональными (Э.Ф. Зеер), универсальными (ФГОС ВПО); вторая -предметно-специализированные (В.И. Байденко), профессиональные (ФГОС ВПО, Ю.Г. Татур). Компетенции первой группы содержат знания, умения и качества личности, ценностные установки, необходимые каждому человеку для успешной социализации. Их существенной особенностью является универсальность, поскольку они используются в повседневной жизни, при осуществлении образовательной, профессиональной деятельности, при получении профессиональной подготовки [3; 4]. Универсальные компетенции включают в себя современные социальные, общекультурные, общенаучные, инструментальные знания и умения (способности), а также опыт самостоятельной деятельности. Универсальные компетенции формируются с детства, в семье, в период обучения в школе, в вузе, совершенствуются на протяжении всей жизни. Универсальные компетенции служат основой, базой для формирования компетенций второй группы - профессиональных, которые определяются совокупностью знаний, умений, профессионально-личностных качеств, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности. Компетенции этой группы, главным образом, вырабатываются в

период получения профессионального образования и совершенствуются в практической профессиональной деятельности.

Такое понимание сущности универсальных компетенций позволило считать «самостоятельность» важной универсальной компетенцией студента вуза, развитие которой в вузе служит фактором формирования и совершенствования общекультурных и профессиональных компетенций.

Компетенция «самостоятельность» - универсальная ключевая

компетенция, характеризующая успешную деятельность личности как в профессиональной, так и в непрофессиональной сфере. Через уровень проявления самостоятельности личности оценивается сформированность компонентов (составляющих) любой профессиональной компетенции (Н.К. Науменко) [5]. В педагогической теории самостоятельность трактуется как совокупность умений, навыков и как черта характера, играющая существенную роль в структуре личности современного специалиста. Отмечается, что компетенция «самостоятельность студента вуза» является: ключевой

компетенцией студента и личностным новообразованием, возникающим в процессе обучения и составляющим ядро профессионализма выпускника.

Математическая подготовка бакалавров по направлению «Экономика» определяется в ФГОС как значимый компонент, поскольку составляет 15-20% от общей трудоемкости основной образовательной программы. К базовым математическим дисциплинам относятся «Линейная алгебра», «Математический анализ», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Методы оптимальных решений». Вариативная часть (в Сибирском государственном технологическом университете - «Финансовая математика», «Исследование операций в экономике») дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и/или для продолжения профессиональное образование в магистратуре [1]. Все это в целом говорит о необходимости пристального

внимания к математическому компоненту подготовки будущих бакалавров экономики в условиях компетентностного подхода.

Мы поддерживаем позицию ученых и педагогов, что цель обучения математики в вузе - формирование математической компетентности студента (Н.А. Бурмистрова, И.А. Байгушева, М.В. Носков, В.А. Шершнева). Под математической компетентностью экономистов понимаем «способность и готовность решать методами математики типовые профессиональные задачи и повышать свою профессиональную квалификацию» [6].

В рабочих учебных программах математических дисциплин для бакалавров экономики в разделе «Требования к результатам освоения дисциплины» названы математические универсальные компетенции, которыми должен обладать студент в результате изучения дисциплины «Математика». К ним относим (приводим некоторые компетенции):

общенаучные компетенции: способность использовать в познавательной профессиональной деятельности базовые знания в области математики; способность приобретать новые математические знания, используя современные образовательные и информационные технологии; способность владеть математической логикой, необходимой для формирования суждений по профессиональным проблемам;

инструментальные компетенции: обладать умением составлять

математические модели типовых профессиональных задач и находить способы их решений; интерпретировать профессиональный смысл полученного математического результата; владеть умением применять аналитические и численные методы решения поставленных задач;

социально-личностные и общекультурные компетенции: обладать

математическим мышлением, математической культурой как частью профессиональной и общечеловеческой культуры и другие.

В нашем понимании, универсальная компетенция «самостоятельность» и математические компетенции взаимосвязаны и взаимообусловлены.

1-й (начальный) уровень

(1-3 балла)

Под руководством преподавателя

1 Понимание целей учебно-профессиональной деятельности

2 Понимание задач для реализации сформулированной цели

3 Использование готовых алгоритмов действий

4 Применение готовых методик

8 Оценивание имеющихся знаний, умений, навыков для решения поставленной задачи

9 Соотнесение имеющихся теоретических знаний, умений, навыков с требуемыми для

решения задач 12 Оценивание своих действий

15 Умение логически верно, аргументировано и ясно излагать результаты своих действий (устно, письменно)

7

2-й (допустимый) уровень(4-7 баллов)

3-й (оптимальный) уровень (8-10 баллов)

При участии (консультировании) преподавателя

5 Соотнесение готовых методик и

имеющейся учебной информации (на бумажных и электронных носителях)

9 Соотнесение имеющихся теоретических

знаний, умений, навыков с требуемыми для решения поставленных задач

10 Дополнение «базы знаний»

11 Применение теоретических знаний к практическому действию (для решения поставленной задачи)

12 Оценивание своих действий

14 Анализирование полученного результата

16 Умение применять компьютерные средства для решения задачи

17 Умение применять компьютерные средства для презентации результата

18 Умение теоретически обосновать выбор методов

19 Умение интерпретировать полученные результаты

20 Умение презентовать результаты

Самостоятельно

13 Самоконтроль завершенности действий при решении поставленной задачи (получения необходимого результата)

14 Самоанализ полученного результата

15 Умение логически верно, аргументировано и ясно излагать процесс своих действий

16 Умение применять компьютерные средства и технологии для решения задачи

17 Умение применять компьютерные средства и технологии для презентации процесса и результата

18 Умение теоретически обосновать выбор методов

19 Умение интерпретировать полученные результаты;

20 Умение практически презентовать полученные результаты

Рисунок 1 - Критериальная схема оценивания уровня проявления элементов универсальной компетенции «самостоятельность студента вуза» при изучении математических дисциплин по направлению «Экономика»

Сформулированный тезис послужил методологической основой для оценивания уровня проявления универсальной компетенции «самостоятельность студента вуза» при изучении математических дисциплин будущими бакалаврами экономики.

Любая компетенция обучающегося, имея сложную компонентную структуру, включает в себя: гностический компонент, характеризующий знания

обучающегося как основу компетенции; функциональный компонент, характеризующий умения обучающегося выполнять определенные действия; ценностно-этический компонент, опирающийся на личностные качества обучающегося и характеризующий его отношение к осуществляемой деятельности. На основе этого Ю.Г. Татур и Ю.Г. Фокин разработали тарификатор «ТАФО» [7], который был взят нами в качестве ориентира при анализе компетенции «самостоятельность студента вуза». Ниже приведена авторская критериальная схема (О.А. Шушерина, С.А. Черепанова) оценивания уровня проявления элементов универсальной компетенции «самостоятельность студента вуза» (рисунок 1).

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), 2009.

2. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевые компетенции как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Текст] /А.В. Хуторской // Компетентность в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.

3. Зимняя, И. А. Интегративный подход к оценке единой социальнопрофессиональной компетентности выпускников вузов / И.А. Зимняя, Е.В. Земцова // Высшее образование сегодня. - 2008. - №5. - С. 14-19.

4. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса: учеб.-метод. пособие. М.: Высшая школа, 1989.

5. Науменко Н.К. Становление компетентностного подхода в образовании: уч.-метод. пособие / Н. К. Науменко. - Красноярск : СибГТУ, 2010. - 276 с.

6. Байгушева И.А. Формирование математической компетентности экономистов в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1. Режим доступа: www.science-education.ru/101-5543.

7. Татур Ю.Г. Как повысить объективность измерения и оценки результаты образования / Ю.Г. Татур // Высшее образование в России. - 2010. -№ 5. - С. 22-31.

8. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход: сб. ст. / под ред. В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 536 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.