ЭКОНОМИКА
ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА МЕБЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ С УЧЕТОМ ФАКТОРОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Л.А. ЗАЗЫКИНА, ассистент каф. экономики и организации л/х и л/п МГУЛ,
Е.А. ТИХОМИРОВ, соискатель каф. экономики и организации внешних связей ПЛКМГУЛ
Для успешного решения стратегического планирования производства на конкретном предприятии необходимо выработать план - схему принимаемых управленческих решений, нацеленных на максимальное удовлетворение покупателей при получении максимальной прибыли предприятием. Далее рассмотрены следующие аспекты:
- модель выработки управленческих решений с учетом потребительских предпочтений и оценка эффективности предложенной модели на примере функционально ориентированных объектов деятельности предприятия (продукты, ресурсы, финансы);
- максимальное удовлетворение спроса с учетом факторов потребительского поведения.
Для формирования комплексной модели использован системный подход к принятию решения, т.е. на входе в модель поступает информация о проблемах, влияющих на развитие предприятия и требующих конкретных эффективных решений, а на выходе - реальные изменения внутренней среды этого предприятия в части затронутой проблемы.
Разработка первого этапа подразумевает формирование совокупности критериев, ограничений, используемых методов, алгоритмов и стратегий по определенным правилам. Первый элемент в процессе формирования системы представляет собой разработку формализованного описания каждого /-го фактора, то есть формируется функция F(i) описания i-го фактора
F = Aji = 1,n
где x.. - функция описания j-м параметром i-го фактора; j = 1,m; п - общее количество факторов; m - общее количество параметров, влияющих на i-й фактор.
lyubovzazykina@rambler. ru
В качестве параметров рассматривается множество факторов потребительского поведения, влияющих на показатели объемов производства и реализации продукции, производственного и технологического потенциала, финансово-экономического состояния предприятия, состояния рыночной среды. При этом необходимо проводить ранжирование всех факторов с целью учета их весомости в модели.
В процессе стратегического управления поведение всех выделяемых факторов прогнозируется. Прогнозируемые величины для каждого момента времени сравниваются с фактическими, определяются их отклонения и, в случае превышения последними допустимых значений, фиксируются факторы и уровень производства требуемой продукции, где необходимо производить изменения. В выделенной точке анализируется ситуация и выбираются альтернативные стратегии ее изменения. Если не выбрана ни одна стратегия, необходимо провести уточнение описаний факторов. В случае получения нескольких стратегий из них выбирается наиболее эффективная (рациональная) в соответствии с задаваемым критерием. После выбора стратегии анализируется и оценивается используемая экономико-математическая модель с точки зрения возможности реализации выбранного управленческого решения в конкретной ситуации. В случае положительного исхода данного этапа формируется план реализации выбранной стратегии. В противном случае необходима корректировка используемых методов и алгоритмов.
Формализованное описание предложенной схемы - модели процесса управления с учетом факторов потребительского поведения - представлено на рис. 1.
120
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
Постановка стратегической цели
ЭКОНОМИКА
Рис. 1. Схема процесса управления с учетом факторов потребительского поведения
Расчет получаемой прибыли за рассчитываемый стратегический период и эффективность вложений
Рис. 2. Функционально-структурная схема стратегического планирования
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
121
ЭКОНОМИКА
Затем рассматривается второй этап разработки системы стратегического управления. В качестве базовой используется функционально ориентированная методология структурного анализа и конструирования SADT (Structured Analysis and Design Technique - методология структурного анализа и конструирования).
Входным информационным потоком процесса управления являются параметры описания исходного состояния предприятия и внешней инфраструктуры, выходными - управленческие решения, влияющие на планируемые результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. В качестве направляющих процесса принятия решения являются критерии управления и различного рода ограничения на ресурсы (сырьевые, производственные, временные, финансовые и т.д.).
Входной информацией является поставленная (формализованная) стратегическая цель, сформулированная на основе маркетинговых исследований. Декомпозиция объекта «продукт» включает поэтапную реализацию процессов маркетинга, разработку и конструирование, а также расчет производственной программы. Выходная информация о предполагаемых объемах производства является входом для функционально ориентированного объекта «ресурса». Объект «ресурсы» рассматривается по направлениям: сырьевые, производственные, технологические и трудовые ресурсы. Здесь также рассматриваются направления «совершенствование и развитие предприятия». Выходной информацией объекта «ресурсы» является график необходимых финансовых средств во времени для обеспечения производственной программы предприятия. Эта информация является входной в функционально ориентированный объект «финансы». Выходной информацией из этого блока является информация об объемах необходимых финансовых ресурсов, включая разбивку их по времени инвестирования и месту, а также эффективности использования.
Рассмотрение предложенных функционально ориентированных объектов (ФОО) на следующем уровне уточнения позволяет выделить:
1) для ФОО «ПРОДУКТ»: а) маркетинг потребительского рынка с учетом потребительских факторов; б) разработка и конструирование; в) расчет производственной программы;
2) для ФОО «РЕСУРСЫ»: а) маркетинг рынка закупок; б) совершенствование, развитие и логистическое преобразование; в) расчет потребности;
3) для ФОО «ФИНАНСЫ»: а) маркетинг рынка поставщиков финансовых ресурсов; б) совершенствование и развитие; в) расчет потребности и эффективности вложений.
Функционально-структурная схема изложенного подхода к формированию системы стратегического планирования представлена на рис. 2.
Для оценки спроса на мебельном рынке с учетом факторов потребительского поведения разделим потребителей условно на три группы в зависимости от их поведения на мебельном рынке
1) Ft - потребители с устойчивым спросом К]'(I = \,k]c \i = \,п)\ и
К^с (I = 1, k]c; i = Т^п) с незначительными его колебаниями;
2) F2 - потребители, спрос которых на продукцию г-го вида в некоторый момент времени может:
- ___значительно уменьшиться -
ку\1=\,кГм=й)-,
- незначительно уменьшают спрос
*Г(/ = и2,г,;1 = М);
3) Ръ - потребители, спрос которых на продукцию г-го вида в некоторый момент времени может:
- ___значительно увеличиться
кГ(1 = иГ;г = й);
- ___незначительно увеличиться
K*rXi = ur;i = U).
Здесь k]c,k]r',k]r\kfc,kfv',kfv" количество потребителей в каждой группе, которых удовлетворяет технико-экономический уровень продукции, и тех, требования и предпочтения которых удовлетворены полностью.
При дальнейшем анализе в первой группе предпочтение отдается тем потребителям, доля потребления которых наибольшая,
122
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
ЭКОНОМИКА
во второй группе - потребителям с наименьшими колебаниями спроса, в третьей группе - с наибольшими колебаниями.
Чтобы количественно оценить спрос каждого потребителя, необходимо располагать информацией о его потенциале и перспективах расширения, а также о возможностях замены предлагаемого товара товарами-заменителями. Затем определяется объем реализации для каждой из групп потребителей в рассматриваемый момент времени.
Изменение этих объемов с течением времени оказывает влияние на спрос. Сокращение покупательских возможностей может привести к прекращению закупок товара г-го вида или их уменьшению, увеличение потенциала - к повышению спроса на продукцию г-го вида.
Выявленные на основании анкетирования факторы потребительского предпочтения формируют текущий спрос на продукцию и услуги предприятия. При его оценке учитываются все потребители, участвующие в формировании спроса в текущий момент времени t. При этом спрос на изделие г-го вида представляет собой потенциальный объем реализации данного изделия этой группе потребителей, среди которых те, требования и предпочтения которых удовлетворены полностью. При условии выполнения всех требований и предпочтений потребительский спрос будет максимальным
Для оценки степени удовлетворения потребительского спроса в настоящий момент необходимо провести оценку ресурсов предприятия и принять необходимые управленческие решения.
Ресурсы предприятия распределяются между изделиями номенклатуры в установленных пропорциях
Мш = ашхМы,’
где аш - доля &-го ресурса, отведенная на производство г-го изделия. Суммарное изменение объемов потребления всех к-х ресурсов, используемых при изготовлении г-го изделия к моменту времени (t + 1), позволяет определить изменение производственного, экономического и научно-технического потенциала предприятия
«1 и
ЕХд^,.,,,
к=1 i=1
т2 П
= X £л^н(М) .
к=щ+\ /=1
Щ п
= £ £лА*и«1+., •
к=т2+1 i=1
Количественная оценка предложения NfeA" г-го товара на рынке осуществляется на основе статистических данных о производстве товара с учетом разницы в переходящих запасах в конце календарного года Tj3'
Nnpedл. _ у /jynp. + Jjl ч
i /ши ' И ' 1
где NJ' — количество производимой 1-м производителем, продукции г-го вида.
При прогнозировании перспектив развития предложения N"fedl1 к моменту времени (t + 1) следует учитывать все возможные изменения за счет влияния рассмотренных выше факторов A .
Размер предложения г-го товара 1-м производителем может изменяться за счет предполагаемого роста объемов сбыта к моменту времени (t + 1) вследствие принятых управленческих решений с учетом факторов потребительского поведения.
Проведя анализ производственных ресурсов и сравнив их с прогнозируемым максимальным спросом, вносим изменения в производственную программу предприятия.
1. Производственная программа определена по каждому г-му виду номенклатуры, равна 7У.Ф (и является постоянной величиной в каждую единицу рассматриваемого периода времени) АТ= t2— tv где t1 t2 - соответственно начальный и конечный моменты времени рассматриваемого периода. Здесь считаем, что объемы производства продукции равны объемам реализации.
2. Цена г-го вида продукции Цф.
3. Норма расхода а у-го ресурса на производство г-го вида продукции.
4. Имеющееся количество ресурсов М.
по каждому у'-му виду. ___
5. Цена у-го вида ресурса Ц?к в разрезе каждого возможного к-то поставщика и ее из-
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
123