УДК 35. 35.07. 35.072
Е. Б. Долгова
Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений департамента организации управления и государственной гражданской службы администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства
Новосибирской области (Новосибирск, Россия)
ПРИНЯТИЕ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОРРУПЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья отражает результаты анализа материалов, представленных на официальных интернет-сайтах государственных учреждений Новосибирской области: ГБУЗ Новосибирской области «Новосибирский областной клинический кардиологический диспансер» и ГАПОУ НСО «Педагогический колледж № 2». Анализ показывает, какие меры по противодействию коррупции принимаются в государственных учреждениях и насколько они соответствуют положениям законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Ключевые слова: противодействие коррупции, государственные учреждения, организации, конфликт интересов, карта коррупционных рисков.
Обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, установленная ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»1 (далее — Федеральный закон «О противодействии коррупции»), распространяется на все организации, в том числе на государственные учреждения Новосибирской области, подведомственные областным исполнительным органам государственной власти Новосибирской области, организации, созданные для выполнения задач, поставленных перед такими органами власти (далее — учреждения).
Целями принимаемых в учреждениях мер по профилактике коррупционных правонарушений являются: внедрение элементов корпоративной культуры, правил, процедур и стандартов, которые регламентированы локальными нормативными актами учреждения, организации, направлены на обеспечение добросовестной работы учреждения, организации, реализация которых должна обеспечивать недопущение коррупционных правонарушений, минимизацию и (или) ликвидацию их последствий, выявление и последующее устранение причин коррупции.
Основные меры по предупреждению коррупции в учреждениях, направленные на обеспечение соответствия деятельности учреждения и его работников требованиям законодательства, закреплены в ч. 2 ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции». Кроме того, нормы об отдельных принимаемых в организациях мерах по предупреждению коррупции, об
ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2016. № 3/4 (6). © Е. Б. Долгова, 2016
1 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. N° 52 (ч. 1). Ст. 6228.
ограничениях и запретах в целях соблюдения требований о противодействии коррупции, содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ), федеральных законах от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), постановлениях Правительства Российской Федерации, Законе Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. № 486-О3 «О мерах по профилактике коррупции в Новосибирской области», постановлениях Правительства Новосибирской области и других актах федерального и регионального уровней.
Учреждения при построении своей системы мер по предупреждению коррупции руководствуются также разработанными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, которые размещены на официальном сайте указанного министерства.
Координацию и контроль за деятельностью учреждений, в том числе по принятию ими мер по противодействию коррупции, осуществляют областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, в ведении которых находятся учреждения, в соответствии с Законом Новосибирской области от 6 декабря 2001 г. № 198-ОЗ «Об управлении и распоряже-
нии государственной собственностью Новосибирской области»1.
Функция по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в учреждениях, а также за реализацией в них мер по профилактике коррупционных правонарушений закреплена за отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений департамента организации управления и государственной гражданской службы администрации губернатора Новосибирской области и правительства Новосибирской области (далее — Отдел) в соответствии с Типовым положением об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия корруп-ции»2 и постановлением губернатора Новосибирской области от 9 октября 2015 г. № 207 «Об органе Новосибирской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений»3.
В целях реализации указанной функции Отделом было проведено совещание с лицами, ответственными за профилактику коррупции в учреждениях, подведомственных областным исполнительным органам государственной власти Новосибирской области, а также органам местного самоуправления, до сведения указанных лиц доведена информация о локальных нормативных актах учреждения, о мерах, принимаемых в целях предотвращения или урегулирования интересов, о соблюдении установленных ограничений при приеме на работу бывших государственных или муниципальных служащих.
Также отделом были разработаны методические материалы по принятию в учреждениях мер по противодействию коррупции, включая типовые (примерные) локальные нормативные акты учреждения, и размещены на официальном сайте губернатора Новосибирской области и правительства Новосибирской области в сети Интернет.
В качестве одной из мер по профилактике коррупционных нарушений в государственных учреждениях был проведен анализ документации, отражающей меры по противодействию коррупции, представленной на официальных интернет-сайтах государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной клинический кардиологический диспансер» (далее — учреждение здравоохранения) и государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Новосибирский педагогический колледж № 2» (далее — образовательное учреждение).
1 См.: Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. 2001. № 51. 14 дек.
2 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.07.2015).
3 Официальный интернет-портал правовой информации.
Анализировались документы и материалы по пяти основным направлениям противодействия коррупции:
1. Определение лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений в учреждении (далее — ответственные должностные лица).
2. Принятие локальных нормативных актов.
3. Уведомление представителя нанимателя (работодателя) по предыдущему месту работы государственного (муниципального) служащего о его трудоустройстве или о заключении с бывшим служащим гражданско-правового договора.
4. Взаимодействие учреждения с органами, осуществляющими государственный контроль (надзор), и правоохранительными органами в целях предупреждения коррупции.
5. Антикоррупционное просвещение в учреждении.
Результаты анализа показали, что в целом и в учреждении здравоохранения, и в учреждении образования по всем заявленным направлениям проводится необходимая работа, соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Однако практика деятельности в учреждениях значительно отличается. Так, план мероприятий по противодействию коррупции в учреждении здравоохранения утверждается на один год и включает в себя такие мероприятия, как: контроль соблюдения законодательства в области противодействия коррупции; меры по совершенствованию функционирования учреждения здравоохранения в целях предупреждения коррупции; меры по правовому просвещению и повышению антикоррупционной компетентности сотрудников учреждения здравоохранения. Кроме того, приказом утверждается ответственное лицо, которое представляет руководителю учреждения отчет о выполнении планов противодействия коррупции за соответствующие отчетные периоды. В образовательном учреждении план утверждается на два года и включает в себя такие мероприятия, как: обеспечение права граждан на доступ к информации о деятельности образовательного учреждения; обеспечение открытости деятельности образовательного учреждения; работа с педагогами; работа с родителями; антикоррупционное образование.
Различается и подход к формированию локальных нормативных актов, касающихся конфликтов интересов в учреждении, что, вероятнее всего, обусловлено спецификой деятельности учреждений.
Положение о конфликте интересов в учреждении здравоохранения утверждено самостоятельным приказом данного учреждения. Отдельным приказом учреждения здравоохранения утверждена форма сообщения о наличии личной заинтересованности при исполнении обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Кроме того, самостоятельным приказом учреждения здравоохранения предусмотрено создание комиссии по урегулированию конфликта интересов в учреждении здра-
воохранения в целях урегулирования (устранения) конфликтов интересов на основании рекомендаций по разрешению указанных конфликтов, составленных по результатам заседания комиссии.
Директором образовательного учреждения в соответствии с требованиями ст. 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» утверждено Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений образовательного учреждения в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении дисциплинарного взыскания к обучающимся.
В учреждении здравоохранения самостоятельным приказом учреждения утвержден Порядок информирования работниками учреждения здравоохранения работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и рассмотрения таких сообщений, которым предусмотрены:
— основные понятия (работники учреждения здравоохранения, работодатель, уведомление работника учреждения здравоохранения об обращении к нему в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (далее — уведомление));
— обязанность работников учреждения здравоохранения информировать работодателя о случаях обращения к нему других лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
— содержание уведомления;
— порядок его рассмотрения работодателем и учета в журнале регистрации (учета) уведомлений, проверки сведений, содержащихся в уведомлении, в целях принятия работодателем мер по недопущению коррупционных правонарушений и передаче материалов проверки в правоохранительные органы.
В образовательном учреждении обязанность руководителя и работников образовательного учреждения по уведомлению представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры, других государственных органов обо всех случаях обращения к работникам каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений закреплена в Правилах этического поведения руководителя и работников образовательного учреждения, утвержденных локальным нормативным актом данного учреждения.
Важной составляющей деятельности по противодействию коррупции является анализ и оценка потенциальных коррупционных рисков. Однако на официальном интернет-сайте образовательного учреждения документов, отражающих данную работу, не представлено. В связи с этим учреждению были даны рекомендации по разработке и оформлению карты коррупционных рисков, позволяющей объективно оценить «критиче-
ские точки» и сформировать меры по минимизации коррупционных рисков.
В учреждении здравоохранения локальным актом такая карта утверждена. В ней отражены следующие позиции:
— все коррупционные риски разделены на группы по сферам их проявления в деятельности учреждения здравоохранения (например, реализация финансово-хозяйственной деятельности, реализация кадровой политики, оказание медицинских услуг в учреждении здравоохранения);
— установлены коррупционные риски по должностям и структурным подразделениям, в которых по каждой должности указаны типовые ситуации, степень рисков, меры по их минимизации и сроки выполнения.
Например, коррупционным риском является принятие граждан на работу в учреждение здравоохранения и увольнение работников учреждения здравоохранения. Ситуация может заключаться в предоставлении не предусмотренных законом преимуществ для поступления на работу в такое учреждение, принятие сотрудника с квалификацией, не соответствующей должности, фальсификация кадровых документов в целях принятия родственника или лица, в отношении которого имеется личная заинтересованность начальника отдела кадров, руководителя, заместителя руководителя учреждения здравоохранения. Мерами по минимизации коррупционного риска определены проведение внутреннего контроля проверки кадровых документов, внедрение порядка урегулирования конфликта интересов, установлен срок их осуществления — постоянно.
Анализ позволяет сделать вывод о том, что учреждениями проводится значительная работа по антикоррупционному просвещению. Мероприятия по антикоррупционному просвещению в учреждении здравоохранения проводятся в соответствии с Положением об антикоррупционной политике в учреждении здравоохранения, а также в соответствии с утвержденными планами мероприятий по противодействию коррупции и включают в себя:
— совещания, лекции, конференции, в ходе которых работники информируются о положениях принятых локальных нормативных актов по вопросам противодействия коррупции, утвержденных в учреждении здравоохранения;
— индивидуальное консультирование работников учреждения здравоохранения;
— размещение необходимой информации на информационных стендах в помещении, занимаемом учреждением здравоохранения, а также на официальном сайте учреждения здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет1.
В соответствии с Положением об антикоррупционной рабочей группе в образовательном
1 См.: Новосибирский областной клинический кардиологический диспансер : офиц. сайт. URL: http://cardio-nso.ru/home/dokumentyi/antikorruptsionnaya-deyatelnost-2/
учреждении, планом мероприятий антикоррупционной направленности образовательного учреждения, Планом воспитательной работы со студентами колледжа в образовательном учреждении
1) проведены:
— классные часы антикоррупционной направленности;
— уроки по учебным дисциплинам, в рамках которых рассмотрены вопросы этической и правовой ответственности педагога;
— «круглые столы», в том числе с привлечением представителей правоохранительных органов;
— день открытых дверей колледжа;
— совещание с работниками образовательного учреждения, на котором рассмотрены вопросы антикоррупционной направленности;
2) создан информационный стенд «Антикоррупция» на первом этаже здания, занимаемого образовательным учреждением, на котором размещены материалы по антикоррупционной работе, номер телефона директора образовательного учреждения, адреса сайтов образовательного учреждения, министерства;
3) на официальном сайте образовательного учреждения в разделе «Антикоррупция» размещена информация об антикоррупционной работе1;
4) организовано участие обучающихся образовательного учреждения в конкурсах, посвященных правовой и антикоррупционной культуре, педагогов — в вебинарах, обучающих совещаниях и семинарах;
5) проводится ознакомление граждан при поступлении на работу в образовательное учреждение и его работников под роспись с принятыми локальными нормативными актами образовательного учреждения по вопросам противодействия коррупции;
6) проведено анкетирование среди учащихся в целях оценки понимания студентами коррупционных нарушений в образовательном учреждении.
По итогам анализа материалов и документов, размещенных на официальных интернет-сайтах государственных учреждений, им были даны рекомендации. Наибольшее количество рекомендаций было дано по направлению «Принятие локальных нормативных актов», так как в практике учреждений именно локальные акты определяют систему деятельности по противодействию коррупции. Для дальнейшего развития данного направления учреждениям было рекомендовано:
1) разработать и приказом руководителя учреждения утвердить положение об антикоррупционной политике, в котором указать:
— задачи антикоррупционной политики;
— общие положения антикоррупционного законодательства (термины и понятия);
— область его применения и круг лиц, на которых оно распространяется (логичнее распространить его действие на руководителя и работ-
1 См.: Новосибирский педагогический колледж N° 2 : офиц. сайт. URL: http://www.sibnpk2.ru/index/antikorrupcionnaja_ dejatelnost/0-384
ников учреждения вне зависимости от занимаемой ими должности и выполняемых функций, а также закрепить возможность распространения его действия на иных физических и (или) юридических лиц, с которыми такое учреждение вступает в договорные отношения, в случае, если это закреплено в соответствующих договорах);
— принципы антикоррупционной политики;
— основные обязанности как ответственных должностных лиц, так и всех других работников учреждения;
— обязанности подведомственного учреждения и его работников по проведению оценки коррупционных рисков;
— ответственность работников учреждения за нарушение требований антикоррупционного законодательства;
— меры по предупреждению коррупции во взаимоотношениях с контрагентами;
— правила получения работниками подарков (в общей форме закрепить обязанность работников по соблюдению требований законодательства о получении подарков и локального нормативного акта учреждения по вопросу обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства);
— мероприятия по антикоррупционному просвещению;
— требования к внутреннему контролю и аудиту в учреждении, проводимых в целях обеспечения надежности и достоверности его финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствия его деятельности требованиям законодательства и локальных нормативных актов такого учреждения;
— формы и направления взаимодействия учреждения с органами, осуществляющими государственный контроль (надзор), правоохранительными органами, в целях предупреждения коррупции;
— меры по предотвращению или урегулированию работниками конфликта интересов, включая обязанность каждого работника учреждения принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
2) к разработке проекта положения об антикоррупционной политике привлекать всех работников учреждения, согласовывать его текст с кадровым и юридическим подразделениями такого учреждения, после чего представлять руководству для утверждения, поскольку антикоррупционная политика учреждения представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности такого учреждения и при исполнении должностных обязанностей его работниками;
3) после утверждения положения об антикоррупционной политике обязанность по исполнению его норм включить в положения трудовых договоров с работниками;
4) каждого работника учреждения ознакомить с положением об антикоррупционной политике под роспись и учитывать соблюдение им
требований указанного положения при оценке деловых качеств работника, в том числе в случае назначения его на вышестоящую должность и при решении иных кадровых вопросов;
5) проводить регулярный мониторинг реализации норм положения об антикоррупционной политике, при необходимости вносить в него изменения;
6) утвердить кодекс этики и служебного поведения приказом руководителя;
7) руководствоваться при этом Типовым кодексом этики и служебного поведения работников учреждения, разработанным департаментом1;
8) в кодексе этики и служебного поведения отразить: основные обязанности, принципы и правила служебного поведения работников учреждения, этические правила служебного поведения его работников, ответственность за нарушение положений кодекса этики и служебного поведения;
9) учитывать, что знание и соблюдение положений кодекса этики и служебного поведения работниками является одним из критериев оценки их профессиональной деятельности и служебного поведения;
10) разработать и приказом руководителя утвердить положение о конфликте интересов в учреждении, примерный перечень ситуаций конфликта интересов в учреждении и порядок их разрешения, а также письменную форму сообщения работником руководителю учреждения о наличии личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
11) при разработке и реализации мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов руководствоваться примерным Положением о конфликте интересов в учреждении, разработанным департаментом2;
12) в положении о конфликте интересов в учреждении предусмотреть:
— общие понятия и термины, установленные законодательством;
— цели его принятия;
— круг лиц, подпадающих под его действие;
— основные принципы управления конфликтом интересов в учреждении, включая обязанности его работников принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
— порядок сообщения работником учреждения о личной заинтересованности руководителю такого учреждения и рассмотрения такого сообщения;
— порядок принятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
— ответственность должностных лиц учреждения за непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
— порядок учета в учреждении поступивших сообщений о наличии личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в журнале регистрации (учета) сообщений о наличии личной заинтересованности;
13) в обязательном порядке довести до сведения всех работников учреждения содержание утвержденного положения о конфликте интересов в таком учреждении, ознакомить с ним под роспись каждого работника, а также принимаемого на работу в учреждение гражданина;
14) разработать и принять локальный нормативный акт, в котором определить правила получения подарков, установить обязанность работников уведомлять своего непосредственного руководителя о дарении подарка перед дарением или получением подарков — в случае возникновения сомнений в правомерности и этичности своих действий;
15) при разработке правил получения подарков следует учитывать установленный подп. 2 п. 1 ст. 575 ч. II Гражданского кодекса Российской Федерации прямой запрет на дарение, которому корреспондирует запрет на получение подарков работниками учреждения;
16) закрепить правила получения подарков работниками в общей форме в положении об антикоррупционной политике в учреждении.
E. B. Dolgova
TAKING ACTION TO PREVENTION OF CORRUPTION IN GOVERNMENT AGENCIES
OF NOVOSIBIRSK REGION
The article is reflected the outcome of analysis of material that present on the official sites of government agencies of Novosibirsk region: public budget agency of healthcare of Novosibirsk region «Novosibirsk regional clinical cardiology dispensary» and public autonomous professional agency of education «Teacher training college № 2». Analysis shows what kind of measures for prevention of corruption are being taken in government agencies and how they correspond to legislative of Russian Federation on combating of corrupt.
Keywords: corruption combating, government agencies, organizations, conflict of interests, corruption risks map.
1 См.: Методические материалы для лиц, ответственных за профилактику коррупции в учреждениях, подведомственных областным исполнительным органам государственной власти Новосибирской области, органам местного самоуправления. URL: https://www.nso.ru/page/13938
2 Примерное Положение о конфликте интересов в учреждении, в том числе форма сообщения о наличии личной заинтересованности, а также перечень типовых ситуаций
конфликта интересов и порядок их разрешения, разработанные департаментом, см.: Методические материалы для лиц, ответственных за профилактику коррупции в учреждениях...