В.И. Филонов, кандидат исторических наук, доцент кафедры международного и международного частного права Орловского государственного университета.
ПРИНЯТИЕ ИТОГОВ ВТОРОГО ВАТИКАНСКОГО СОБОРА И ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ОТНОШЕНИИ ПРАВОСЛАВИЯ, В КОНТЕКСТЕ ЭКУМЕНИЗМА
Второй Ватиканский собор и его декреты до сих пор находятся под пристальным вниманием исследователей. Их влияние, как это уже ясно, не ограничивается только двадцатым веком, а простирается и в будущее. Внимательный анализ исторической и правовой ситуации того времени может стать незаменимым компасом для определения правильных критериев и оценок событий того времени и их последствий в настоящем и будущем. Таким образом, Второй Ватиканский собор явился переломным событием в православно- католических отношениях.
Второй Ватиканский собор явился переломным событием в православно- католических отношениях. При этом он сформировал новую нормативную базу католичества в экуменической области.
В октябре 1958 года скончался папа Пий XII и новым римским первосвященником был избран Иоанн XXIII с понтификата которого начинается отсчёт новой эры в православно-католическом диалоге.
Уже в конце 1958 года в рождественском послании посвящённом единству в мире, папа Иоанн XXIII говорил о проблеме "нарушенного единства" и подчеркнул, что будет "с усердием продолжать дело" церковного единения. В ответ вселенский патриарх Афинагор, 1 января 1958 года, в своём новогоднем послании заявил о готовности к позитивному сотрудничеству как в межцерковных организациях, так и "в рамках особых связей с древней Западной Церковью". Он принял призыв к единению церквей "Братски его приветствуя", как "ясное видение необходимого объединения духовных сил" и высказал убеждение, что "всякий призыв к единству должен сопровождаться конкретными усилиями и необходимыми действиями", закончив послание словами надежды и ожидания от католической церкви братской любви.
Ватикан в июне 1962 года посылает приглашения, касающиеся направления наблюдателей на собор международным церковным организациям, Всемирному Совету Церквей, а также до-халки-донским церквам, за исключением Армянской церкви. Кардинал Беа 24 июля 1962 года, от имени папы официально приглашает отправить на собор наблюдателей от константинопольского патриархата двух духовных лиц или богословов, пользующихся доверием патриарха.
Московской патриархии и другим православным автокефальным церквам отдельные приглашения не посылались, что вызвало затруднения, как у Вселенской патриархии, так и у Рима.
Оскорблённая Московская патриархия первоначально посчитала собор касающимся исключительно Католической Церкви, отказалась от участия в нём её наблюдателей и ответила заявлением, опубликованным в "Известиях" от 21.6.1959 года и в № 7 ""Журнала Московской Патриархии" (ЖМП) за 1959 года. Там говорилось, что она "рассматривает предстоящий католический собор как чисто Римско-католический акт и, со своей стороны, не имеет никаких оснований, тем более намерений, вмешиваться в это дело".
Затем, в майском номере ЖМП за 1961 год
© В.И. Филонов, 2008
была опубликована статья, где цитировались слова кардинал Беа. Он говорил, если Патриарх Московский пожелает прислать на собор своего наблюдателя, то он будет охотно принят", - давая понять, что приглашения не будет, но если Патриарх проявит инициативу, то Рим пойдет ей навстречу.
Тогда, кардинал Иоанн Виллебрандс провел несколько встреч с представителями Московского патриархата, где Русской Православной Церкви (РПЦ) была предоставлена информация о соборе, функциях подготовительных комиссий и центральной комиссии, о роли наблюдателей некатолических Церквей и программе собора. Консультации велись почти до открытия собора.
С 27 сентября по 2 октября 1962 года И. Виллебрандс посетил Москву и официально пригласил наблюдателей от РПЦ на Собор.
На заседании Священного Синода 10 октября 1962 года было решено принять приглашение римского Секретариата по вопросам единства христиан и направить наблюдателей от Московского патриархата на II Ватиканский собор. Наблюдателями назначались: исполняющий обязанности представителя РПЦ при ВСЦ профессор ЛДА протоиерей Виталий Боровой и заместитель начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Владимир (Котляров). Было определено положение о наблюдателях Московского патриархата на соборе, предполагавшее, что они подробно информируют патриархат о работе собора и откликах на неё в церковных и общественных кругах, регулярно, не реже одного раза в неделю, докладывают о работе Собора архиепископу Никодиму и препровождают печатные материалы собора, периодику и публикации., а в случае необходимости излагают инстанциям католической церкви позицию Московского патриархата. В свою очередь Никодим должен был регулярно информировать обо всём Синод.
Первая сессия Собора показала, что роль наблюдателей не ограничивалась ролью простых зрителей. Они имели возможность присутствуя на всех генеральных ассамблеях собора высказывать сои соображения относительно обсуждавшихся вопросов на проводившихся, для некатолических наблюдателей, еженедельных встречах с членами собора и секретариата, епископами и богословами, что позволяло им воздействовать на происходящее.
Однако в июне 1963 года, после первой сессии собора, папа Иоанн XXIII скончался. На папский престол вступил ПавелVI. В своей первой публичной речи 22 июня, он выразил намерение "всеми силами продолжать великое дело, начатое, с такими надеждами и под счастливой звездой, папой Иоанном XXIII, то есть приблизить столь ожидаемое исполнение молитвы Господней "да будут все едино".
29 сентября 1963 года открылась вторая сессия собора.
Состоявшаяся в октябре 1963 г, уже в ходе второй сессии II Ватиканского собора, II Всепра-вославная конференция выразила пожелание начать "диалог на равных", с Католической Церковью, названное позже основополагающим решением. В "Послании" Конференции сообщается, что она, "принимая предложение, подготовленное Вселенским патриархатом по инициативе Его Святейшества, Вселенского патриарха Афинагора, вынесла единогласное решение о том, чтобы наша Православная Восточная Церковь предложила досточтимой Римско-католической Церкви начать диалог на равных между обеими Церквами". Этот диалог был назван патриархом Афинагором "диалогом любви", то есть смягчением взаимоотношений.
Третья сессия собора, проходившая в 1964 году была принципиальной для хода собора. На ней были приняты важнейшие экуменические документы, определившие новое лицо католической церкви. В целом, II Ватиканский собор констатировал возвращение к традиции, бывшей до XVIII столетия и принял ряд важных документов. Первоначально проект новой Догматической конституции о Церкви "Lumen Gentium", соответствовал энцик-ликам "Mystici corporis" и "Humani generis", признавая только католиков Церковью. Это было отвергнуто, но и новый текст, разработанный богословской комиссией ко второму заседанию, называл католиков ведомых "Римским понтификом и совместно с ним епископами", единственной церковью. Однако пленум собора 21 ноября 1964 г. принял переработанный вариант, где сказано: "Церковь ...осуществлена в Церкви Католической,... хотя и вне ее состава обретаются многие элементы освящения и истины, являющиеся дарами, свойственными Церкви Христовой, которые зовут к кафолическому единству" ("Свет народам", гл. 8). Этим утверждалась истинность католичества, но не отрицались другие церкви. Также был принят Декрет II Ватиканского собора об экуменизме "Unitatis redintegratio" , утверждённый на той же сессии в 1964 г, где признавалась ценность общего крещения, братство между христианами, христианские деноминации, принадлежность Православных церквей ко вселенской и апостольской церкви.
Декрет поднял вопрос о важности элементов "освящения и истины" за пределами Католичества, внёс принципиальное изменение в католическое понимание единства, обозначил отход от установки на "обращение" и высказался за партнерский диалог.
В нём о христианских церквах говорится, что: "хотя мы и верим, что они страдают недостатком, не лишены значения и ценности в тайне спасения." (Гл. 3). А о православных написано, что "восточные христиане совершают литургические священнодействия.благодаря чему верные, в единении с епископом, находят доступ к Богу Отцу, через Сы-
на Его." (2 Петр 1:4)" (Гл. 15), а также: "Церковь Божья созидается и возрастает совершением Господней Евхаристии в этих отдельных Церквах...". То есть, собор признал православных Церквами и с этого времени католики стали говорить о "дарах благодати" в православных церквах и лишь потом о проблемах.
II Ватиканский собор признал Торонтскую декларацию, осуждавшую прозелитизм и отвергавшую любую форму церковной исключительности, не отрицая права любой церкви рассматривать свою собственную веру как полноту истины. Это привело к изменению отношения Католической Церкви к экуменическому движению вообще. В этом свете собор в декрете "Об экуменизме" ("Unitatis redintegratio") и пастырской конституции "Свет народам" ("Lumen gentium") прозвучало несколько новых идей. Собор заявил, что вне границ Римо-католической церкви существуют элементы спасения, которые рассматриваются как орудия Святого Духа. А значит - некоторые церкви, и среди них Православные церкви Востока должны были теперь рассматриваться, как "церкви-сёстры". Впоследствии папы начинают говорить о возрастающем общении(койнонии) между церквами- сёстрами. Кроме того, декрет признал экуменическое движение действием благодати Святого Духа. Забота о восстановлении единства возлагается в нём на всю Церковь - верующих и пастырей. Собор признал, что Христос действует и составные части, Церкви существуют и за пределами видимых границ Католичества. В декрете об экуменизме выражено уважение к христианским ценностям в других Церквах, а ответственность за разделение -касается всех. Отсюда последовала просьба о прощении и призыв к внутреннему обращению. Собор осудил, как антиэкуменические явления, униатство как латинизацию, проводимую Римской церковью во время и после Крестовых походов, после Флорентийского и Тридентского соборов и вплоть до XIX века и до времени предшествовавшего самому собору.
Особое значение придал II Ватиканский собор отдельным Католическим Церквам Востока. Предварительный документ о Восточных католических церквах "Orientalium Ecclesiarum" представлен второй сессии, затем серьёзно переработан и обсуждён на третьей сессии. Окончательный текст, обнародованный 21 ноября 1964 года утверждает ценность восточной традиции и особую миссию восточных церквей, как моста единства для католиков и православных, равное достоинство их обрядов с латинскими.
В декрете о восточных Католических Церквах подчеркивается высокое достоинство установлений, литургических обрядов, церковных традиций и уклада христианской жизни восточных Церквей и признаёт их отдельными членами римо-католиче-ского сообщества церквей со всеми присущими им обрядами и правами и автономными патриар-
хатами. Собор настоятельно требует соблюдения этих установлений и обрядов, призывая восточных христиан глубже познавать и осваивать их. В 6 статье декрета собор постановил: "Если же, под влиянием времени и людей, они отошли недолжным образом от отеческих преданий, то они должны стараться вернуться к ним". Всех, приходящих к общению с Католической Церковью из любой некатолической Церкви или общины, собор увещевает сохранять и соблюдать свой обряд. Всем монашествующим, трудящимся в восточных странах и среди восточных верующих "ради большей действенности их апостольства настоятельно рекомендуется учреждать, насколько это возможно, обители или даже провинции восточного обряда". Неправомерно было бы усматривать в этих рекомендациях попытку прозелитизма. Во всяком случае, анализ иных документов собора (в частности, декрета "Об экуменизме") и учительства Церкви указывает на то, что с 60-х годов XX столетия Католическая Церковь отходит от прозелитизма как метода обретения церковного единства. Наоборот, упоминая декрет ип^айв геС^едгайо, отцы собора в декрете о восточных Католических Церквах пишут о высоком долге поощрения единства всех христиан, возложенного на эти Церкви, который они могут выполнить прежде всего молитвой, примером жизни, верностью древним восточным традициям, все более полным познанием друг друга, сотрудничеством и взаимным братским уважением. Декретом Опе^аПит Есс!е81атт собор постановил восстановить древние права и привилегии патриархов восточных Церквей. Учитывая требования пастырской практики и принимая во внимание отдельные личные обстоятельства, собор определил принципы допущения восточных христиан, разделенных с Католической Церковью, к таинствам покаяния, Евхаристии и елеосвящения больных, а также случаи, когда католики могут просить о преподании тех же таинств у церковнослужителей - некатоликов. В этом декрете в области экуменизма собор отмечал: "На Восточных церквах, находящихся в общении с Римским Апостольским престолом, лежит особый долг поощрять единство всех, в особенности восточныххристиан, согласно нормам декрета этого собора "Об экуменизме". Однако, большинство новых веяний II Ватиканского собора считались относящимися только к Западной церкви, а не к Греко-католикам.
Собор принял и декрет "О миссионерской деятельности церкви"(АС ОМев), в котором запрещались все формы прозелитизма, а миссионерская деятельность ограничивается теми народами, где она ещё не укоренилась. В §13 строго запрещает любые формы использования силы, насилия или методов обольщения в миссионерской деятельности. В §29 говорилось о необходимости экуменического сотрудничества в миссионерства, а в § 41 о совместных экуменических исследованиях миссионерства.
Предметом большого противостояния на соборе стала Декларация о религиозной свободе "Dignitatis humanae", обнародованная на закрытии собора 7 декабря 1965 года. Она касается возможности диалога между католической мыслью и современными настроениями. Документ провозглашает обязательность не только для католиков, но и для всякой религиозной группы осуществлять свою свободу, в том числе и религиозную, не принуждая людей и социумов к выбору религии.
Ватиканский собор показал примеры широких соборных обсуждений различных проблем, в то же время, как отмечает голландский учёный А. Хауте-пен, очень часты были случаи их критики со стороны католических епископов восточного обряда.
В своём "Evangelii nuntiandi" папа Павел VI так говорит о понимании Церкви: "Вот какой хочет видеть Господь Свою Церковь: вселенской, .без рубежей и границ.Но однако эта вселенская Церковь на практике воплощена в отдельных церквах .Будем очень осторожны, чтобы не воспринимать вселенскую Церковь как .федерацию существен-
но различных индивидуальных церквей. В глазах Господа Церковь универсальна в призвании и миссии, но когда она пускает корни в разнообразной культурной.почве, она принимает разнообразные же формы внешнего выражения."
Четвёртая последняя сессия Ватиканского собора началась 14 сентября 1965 года. На её открытии была зачитана поздравительная телеграмма вселенского патриарха, встреченная аплодисментами. Представителями вселенского патриархата на сессии были митрополит Калабрии Эмилианос и архимандрит Максим Агиоргусис.
Второй Ватиканский собор и его декреты до сих пор находятся под пристальным вниманием исследователей. Их влияние, как это уже ясно, не ограничивается только двадцатым веком, а простирается и в будущее. Внимательный анализ исторической и правовой ситуации того времени может стать незаменимым компасом для определения правильных критериев и оценок событий того времени и их последствий в настоящем и будущем.
Adoption of the results of the second Vatican Synod and forming the new normative base of catholic church concerning orthodoxy, in the context of ecumenism
The second Vatican Synod and its decrees are until now under the intent attention of the investigators. Their influence, obviously, is not limited only by the 20th century but is spread into future. The attentive analysis of the historic and legal situation of that time may make an irreplaceable compass for determination of correct criteria and assessment of the events of that time and their after-effects for the present and future. So, the second Vatican Synod was a crucial moment in orthodox-catholic relations.