Научная статья на тему 'Принятие инвестиционных решений на основе индикаторов технического анализа'

Принятие инвестиционных решений на основе индикаторов технического анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принятие инвестиционных решений на основе индикаторов технического анализа»

Инвестиционная деятельность

ПРИНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ

НА ОСНОВЕ ИНДИКАТОРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

И.В. ШЕВЧЕНКО, доктор экономических неук, профессор В.С. МОИСЕЕВ

Кубанский государственный университет

Большинство индикаторов, разрабатываемых необходимым образование третьего спада или

современными аналитиками рынка, служат для пика, подтверждающего предварительно построен-

генерации тех или иных однозначно интерпрети- ную линию тренда.

руемых сигналов, что позволяет использовать их в Это дает понимание прошлого и текущего со-

качестве базы для разработки механических тор- стояний финансового рынка. Однако каким бы

говых систем. Даже если сигналы, генерируемые детальным не было это понимание, оно значитель-

индикатором, недостаточны для создания на его но отличается от умения определить будущие тен-

базе самостоятельной системы, то он все равно денции движения рынка или отдельных активов,

чаще всего используется как элемент более обшир- Все усилия финансовых менеджеров, их опыт, ин-

ного, но обязательно законченного механистичес- туиция, интеллект, направлены именно на то, что-

кого подхода к анализу. бы преобразовывать знание о прошлом и настоя-

Целью данной работы является не дать макси- щем в прогноз будущих значений. Но прогнозы,

мальный обзор различных инструментов техничес- составленные только на качественных, интуитив-

кого анализа, а показать способы использования ных предположениях, не могут служить надежной

того или иного вида инструментов при принятии основой для принятия решений об инвестирова-

инвестиционныхрешений. нии — нужны количественные методы.

Принимая решения об инвестициях, финан- Выстраивать инвестиционную стратегию,

совый менеджер постоянно оценивает «будущее» принимать решения можно, основываясь и на про-

как отдельных финансовых активов, так и рынка в стом анализе графиков динамики цен. Получаемая

целом. В этих целях вся текущая и прошлая фи- при этом вероятность движения цен в предполага-

нансовая информация тщательно обрабатывается емом направлении, уже является прогнозом выше

несколькими методами финансового анализа - среднего и может давать определенную прибыль,

фундаментальным, техническим, аналитическим. Тем не менее, как показывает опыт, вероятность

При техническом анализе динамики цен по- прогноза можно повысить, если дополнительно

нятие линий тренда является ключевым, так как использовать инструменты анализа, называемые

именно с их помощью аналитик определяет тен- индикаторами.

денцию, в рамках которой он в дальнейшем будет Индикаторы получают, производя ту или иную

действовать на рынке. Можно с уверенностью ска- математическую обработку цен, отображаемых на

зать, что практически любой метод принятия ин- графике. Индикаторы, как и модели, можно ис-

вестиционного решения начинается с определения пользовать для принятия инвестиционных реше-

господствующего на рынке тренда. В общих чер- ний отдельно от других методов, получая опреде-

тах тренд можно определить как серию подъемов ленную прибыль, и именно - благодаря этому в со-

и спадов, развивающихся в определенном направ- временной литературе описано громадное количе-

лении. ство торговых систем, в основе которых лежит тот

Как следует из определения, для построения или иной индикатор. Это приводит к тому, что на-

линии тренда достаточно двух последовательных чинающие инвесторы зачастую используют инди-

спадов или пиков, но многие аналитики считают каторы вслепую, не понимая того, что индикатор,

я ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ

как и любой другой инструмент анализа, не дает абсолютной вероятности, а лишь позволяет оценить те или иные параметры, напрямую не видимые на ценовых графиках.

Именно поэтому при рассмотрении способов принятия инвестиционных решений при помощи индикаторов их анализ проводится не с точки зрения наиболее распространенной классификации, основывающейся на принципах расчета индикаторов (скользящие средние, осцилляторы, каналы и т.д.), а с точки зрения тех характеристик рынка, которые эти индикаторы позволяют выявить и визуализировать.

Такой подход является наиболее оптимальным, так как позволяет инвестору не слепо следовать той или иной системе, а принимать решения, базируясь на всесторонней оценке различных характеристик рынка, полностью используя возможности творческого подхода к техническому анализу при принятии инвестиционных решений и разработке собственных инвестиционных систем.

Придерживаясь данного подхода, будут рассмотрены следующие группы индикаторов: оценки тренда; волатильности; величины момента; цикличности; силы рынка; оценки уровней рынка и тренда.

Следует отметить, что некоторые индикаторы могут входить в несколько групп одновременно, т.е. служить для оценки нескольких параметров рынка, что ни в коей мере не снижает правомерности предложенного деления. Поэтому при рассмотрении каждой группы ограничимся рассмотрением одного достаточно характерного индикатора, обращая основное внимание не столько на детальное описание способов инвестирования с его использованием, сколько на те характеристики рынка, которые он позволяет анализировать.

Индикаторы оценки тренда — служат для оценки наличия тренда и измерения его силы. Это самая обширная группа индикаторов, включающая: скользящие средние (Moving averages); индикатор линейной регрессии (Linear regression)-, индикатор «Aroon»; ценовой осциллятор (Price oscillator); параболическую систему SAR (Parabole SAR) и т.д. В качестве представителя этой группы рассмотрим индекс направленного движения (Directional Movement).

Индекс направленного движения был разработан У. Уайлдером в середине 1970-х гг. (1) и на текущий момент по праву считается одним из лучших индикаторов, позволяющих оценивать наличие и силу тренда. В общем виде он определяется как часть сегодняшнего ценового диапазона, которая выходит за рамки диапазона вчерашнего. Применяя индикатор направленного движения,

следует всегда помнить: единственное, что он показывает, — это насколько силен тренд в данном направлении на текущий момент. Никакой другой информации этот индикатор не несет, а наличие достаточной силы тренда в определенный момент времени еще не является основанием для открытия позиции.

Индикаторы волатильности — используются для оценки волатильности рынка. Под волатиль-ностью понимается разброс цен в течение дня и ото дня ко дню без учета направления тренда. В эту группу входят такие индикаторы, как усредненный истинный диапазон (Average True Range), полосы Боллинджера (Bollinger Bands), стандартное отклонение (Standarddeviation), волатильность Чайкина (Chaikin's volatility) и др. Наибольшим потенциалом использования в данной группе обладает усредненный истинный диапазон (ATR). Данный индикатор был представлен У. Уайлдером (2) и определен им как среднее за определенное количество дней от истинного диапазона (77?).

Одной из задач, которая использует Л TR, в качестве основного элемента при принятии инвестиционных решений, является определение величины «стопов». В случае изменения направления движения цены инвестор постоянно сталкивается с вопросом: вызвано ли данное движение сменой тенденции или представляет собой случайную флуктуацию? Так как точно ответить на этот вопрос невозможно, инвесторы прибегают к использованию разного рода систем «стопов», чтобы застраховаться от убытков в случае смены тренда. Строгих критериев определения величины «стопов» не существует, и каждый инвестор определяет их субъективно, основываясь чаще всего на принципах управления финансами, которые он для себя выработал. Величина «стопа» определяется в процентах к цене акции, в процентах к величине счета, «стопы» могут привязываться к уровням рынка и т.д. Использование для этой цели A TR является одним из способов, которые позволяют определить величину «стопа» самому рынку, учитывая индивидуальные особенности конкретного актива (2).

Индикаторы величины момента — используются для измерения «момента» рынка. Под «моментом» понимается скорость, с которой цены изменяются в течение какого-либо промежутка времени. В эту группу входят: стохастический осциллятор (Stochastic oscillator); схождение-расхождение скользящих средних (Moving Averages Convergence-Divergence)', индикатор момента (Momentum indicator)', индекс относительной величины цен (Relative Strength Index) и др. Способы работы с индикаторами данной группы будут рассмотрены на

ÄÄiiWft^iHCbi .>- : Cl; X-V;: - ■ ■ ' . -V-:- : i

примере процентного интервала Уильямса (Williams' %R) - одного из самых простых, но, тем не менее, достаточно эффективных ее представителей.

Процентный интервал Уильямса был описан JI. Уильямсом в 1973 г. (3). Смысл его заключается в оценке того, насколько противодействующие силы рынка преусйели в смещении цены закрытия к максимальному или минимальному значению за определенный период времени. Основные правила использования этого индикатора обычно определяются следующим образом:

— рекомендуется открывать длинную позицию при наличии «бычьей» дивергенции и короткую - при наличии «медвежьей». Под дивергенцией понимается расхождение в направлении движения цены и индикатора. Например, при "бычьей" дивергенции цены образуют новый минимум, а индикатор остается на уровне, превышающем его предыдущий минимум;

— в сдучае разворота индикатора приблизительно i середине диапазона рекомендуется покупать, если разворот произошел снизу вверх (указывает на слабость продавцов), и продавать, если сверху вниз (указывает на слабость покупателей).

Индикаторы цикличности - служат для измерения длительности циклов рынка. В общем случае, цикличность гораздо чаще проявляется при анализе графиков фьючерсов (контракты на с/х продукцию). Тем не менее цены на некоторые акции (в частности акции предприятий, связанных с переработкой с/х продукции, туристического бизнеса) также проявляют тенденции к циклическим колебаниям. (В данном случае речь идет скорее о сезонных циклах, а не о циклах большей длительности типа волн Кузнецова или Кондратьева, так как технический анализ все же тяготеет к более кратковременным инвестициям). Примерами индикаторов этой группы могут служить временные зоны Фибоначчи (Fibonacci Time Zones), преобразования Фурье {Fourier Transform), волновой индикатор MESA {MESA Sine Wave Indicator). На взгляд автора, индикаторы данной группы имеют довольно ограниченную область применения.

Индикаторы силы рынка — позволяют оценить силу рынка, т.е. параметр, отражающий объем сделок, сопровождающий изменение цены. Как следствие все индикаторы данной группы используют в качестве параметра при расчетах объем или открытый интерес (при анализе фьючерсов). Примерами могут быть: индекс потребности {Demand Index), денежный поток Чайкина (Chaikin Money Flow), Объемный осциллятор Клингера (Klinger Volume Oscillator), Индекс денежного потока (Money

Flow Index) и др. Широко используется индикатор баланса объема {On balance volume).

Индикатор баланса объема был разработан Дж. Гранвиллем (4), для анализа фондового рынка. Он рассчитывается путем добавления дневного объема нарастающим итогом к предыдущему значению в случае движения цены закрытия вверх и вычитания в случае движения цены закрытия вниз, таким образом, инвестируются средства в актив или, напротив, изымаются из актива. Основной принцип применения этого индикатора заключается в предположении, что изменения баланса объема предшествуют изменениям в цене за счет того, что приток средств не может не вызвать роста цен, а отток - падения. Реальный опыт показывает, что индикатор баланса объема довольно часто реагирует на изменения в ценах с запозданием, возникает так называемое «неподтверждение». Особенно часто это происходит на пиках растущего тренда и на минимумах падающего тренда.

Тем не менее эта группа индикаторов является ценным инструментом инвестиционного анализа, если использовать ее по прямому назначению, т.е. для анализа силы рынка. В случае если цены движутся вверх, и новые пики на ценовом графике сопровождаются новыми пиками на графике баланса объема, то можно говорить о продолжающемся притоке средств в актив и, как следствие, о высокой вероятности продолжения тренда. Обратная картина должна наблюдаться при падении цен. В случае же, если наблюдается дивергенция, то следует проявлять осторожность.

Индикаторы оценки уровней рынка и тренда — служит для оценки уровней поддержки и сопротивления. С ее помощью производится оценка еще не сформировавшихся уровней и, вследствие этого, она как метод близко примыкает к анализу моделей на графиках динамики цен. Но так как оценка расположения новых уровней производится при помощи математических методов, то более логично отнести этот вид анализа к группе индикаторов. В данную группу входят: линии; вееры и сетки Ган-на; уровни Тироне {Tirone Levels); вилы Эндрю {Andrew's Pitchfork) и др. Использование данной техники является скорее дополнительным ориентиром, нежели самостоятельным инструментом принятия решений. Но существуют и полностью завершенные системы принятия инвестиционных решений, базирующиеся на последовательностях Фибоначчи, одной из которых является широко известная теория волн Элиота.

Казалось бы, что такое количество инструментов, охватывающее практически все аспекты рынка, могло бы удовлетворить самого взыскательного инвестора. Тем не менее при разработке соб-

V^r^^JV; ; ¿.у.' ' ДАЙДЖЕСТ-ВШАМ :

ственных систем инвестирования зачастую возникает ситуация, когда для оценки какого-либо нестандартного параметра инвестор не может подобрать подходящего индикатора, либо существующий индикатор не удовлетворяет его по тем или иным причинам. В этом случае перед ним встает задача разработки своих собственных индикаторов, которые, по его мнению, позволят оценить интересующий параметр наиболее точно.

Каждый день торгов представляет собой борьбу покупателей («быков»), стремящихся поднять цену, и продавцов («медведей»), толкающих цену вниз. В зависимости оттого, какая из сторон одерживает верх, день завершается более высокой или более низкой ценой по сравнению с днем предыдущим, а промежуточные результаты, и в первую очередь максимальная и минимальная цены, позволяют судить о том, как разворачивалась борьба на протяжении дня. Чем более активная борьба ведется, тем больше объем торгов. Результатом этой борьбы является движение цены в том или ином направлении на определенную величину. Если значительное изменение цены сопровождается небольшими объемами — это значит, что сопротивление изменению незначительно. Большой объем торгов при незначительном изменении цены говорит о серьезном сопротивлении (как, впрочем, и о серьезном давлении).

Примером индикатора такого рода служит Л 77? - удельный объем (АТИбУ), рассчитываемый как:

объем / однодневный А 77?.

Так как абсолютные значения индикатора не играют роли — важны только относительные изменения - то его можно откладывать непосредственно на графике объема (5) (см. рисунок).

Сигналами индикатора следует считать четко выраженные пики, характеризующие возрастание борьбы между продавцами и покупателями. Следует отметить, что пики индикатора далеко не всегда совпадают с пиками объема, а, следовательно, указывают на возрастание именно борьбы, а не количества сделок. На рисунке хорошо видно, что практически все резкие возрастания значений индикатора предшествуют переломным моментам на графике цен.

Решение вопроса, какое именно изменение цены вызвало усиление борьбы, является субъективным и целиком относится на усмотрение инвестора. Возможные механистические оценки могут лишь сузить диапазон ответов, оставляя окончательный вывод, требующий визуального изучения, аналитику. Именно этот момент и не позволяет использовать индикатора в рамках механической торговой системы.

Индикатор является чрезвычайно чувствительным инструментом и поэтому для принятия среднесрочных инвестиционных решений имеет смысл сглаживать его скользящей средней той или иной продолжительности.

Способы использования индикатора зависят от предпочтений инвестора. В общем случае сигналами являются переходы кривой баланса через нулевое значение: переход снизу вверх свидетельствует о том, что верх взяли «быки», сверху вниз -«медведи». Сигналом к покупке можно считать разворот индикатора вверх из отрицательной области, к продаже - разворот вниз из положительной.

Эвристический или творческий подход к техническому анализу, предполагающий непосредственное участие аналитика в процессе принятия решения, гораздо менее распространен, так как

I

Л

ч

в

40 39 38 37 36 35 34 33 32 31 30

„Ж. 21

Индикатор "АШзУ"

требует от инвестора значительного опыта и глубокого понимания внутренних процессов, происходящих на рынке. К индикаторам, используемым в эвристическом подходе, вовсе не обязательно предъявлять требование генерации однозначного сигнала: их задача - оценить определенный параметр рынка, а решение, какие именно инвестиционные выводы сделать из этой оценки, принимает сам аналитик.

Можно сколько угодно обсуждать тезис о необходимости безоговорочного следования сигналам механической системы, но факт остается фактом: с точки зрения опытного инвестора открывать длинную позицию в такой ситуации — грубая ошибка, а с точки зрения механической системы - диктуемая дисциплиной необходимость.

Литература

1. Wilder, Welles New Concepts in Technical Trading Systems, Pages: 140, Trend Research, 1978.

2. Chuck LeBeau Using ATR as a STOP, Chuck LeBeau's System Traders Club BULLETIN, Vol. 1, No. 12, November, 1998.

3. Williams Larry. How I made 1 000 000 dollars trading commodities last year, Pages: 243, Windsor Books, 1979.

4. Granville Joseph. Granville's New Strategy of Daily Stock Market Timing for Maximum Profit Pages: 350, Simon & Schuster, 1976.

5. http: //www. nyse. com/

fr .=\

Реклама в журналах Издательского дома «Финансы и Кредит»

Мы гарантируем Вам: S Оперативное размещение ^ Гибкую систему скидок ^ Индивидуальный подход S Особые условия для рекламных агентств. Ваши выгоды очевидны, потому что у нас: ^ Самые низкие цены

S Широкая профессиональная аудитория по всей территории России и СНГ S Оперативная публикация рекламы осуществляется в необходимые Вам сроки S Высокая эффективность рекламы проверена временем.

Реклама в наших журналах - прямой путь к конечному потребителю! Тел./факс: (095) 237-86-57

(095) 237-86-59 http :\\www.financepress.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(095) 959-69-79 e-mail: [email protected]

у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.