педагогические науки
Хадикова Инесса Муратовна ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ...
УДК 37.017.93
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0803-0042
ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
© 2019
Хадикова Инесса Муратовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии психолого-педагогического факультета Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: InesaInesa@yandex.ru)
Аннотация. На современном этапе развития российского общества, в связи со снижением уровня нравственности повысился интерес ученых, педагогов, родителей, политиков, религиозных деятелей к вопросам духовно-нравственного развития и воспитания растущего человека. В научно-педагогической среде остро ощущается потребность в новых подходах к повышению нравственной культуры населения и, прежде всего, подрастающего поколения, поскольку без решения этой проблемы невозможно духовное обновление личности и общества. Процессы глобализации и информатизации, интеграция России в мировое культурное и образовательное пространство, возрастание интереса этнических сообществ РФ к своим культурным и духовным ценностям приводят к тому, что у педагогов, школьников и их родителей существенно расширяются возможности для знакомства с культурами народов России и зарубежных стран. В этих условиях, перед исследователями стоит важная задача - определить и научно обосновать способы воспитания у растущего человека таких качеств, как доброта, отзывчивость, бескорыстие, чувство долга, уважительное отношения к себе и другим, милосердие, трудолюбие на основе духовных и нравственных ценностей, существующих в культурных, семейных, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации. Названные факторы приводят к тому, что в российских школах создается поликультурная образовательная среда, в которой взаимодействуют дети и взрослые, принадлежащие к различным этническим и конфессиональным группам, ориентирующиеся на различные культурные и социальные ценности. Существует необходимость в научном осмыслении и теоретическом обосновании педагогических особенностей взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании школьников в поликультурной образовательной среде. В статье рассматриваются концептуальные подходы к проблеме духовно-нравственного воспитания, охарактеризованы основополагающие научные подходы, цели, принципы и задачи взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании школьников в поликультурной образовательной среде.
Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственное воспитание, поликультурная образовательная среда, си-стемно-деятельностный подход, культурологический подход, аксиологический подход, личностно-ориентирован-ный подход, компетентностный подход, принцип гуманистической направленности
PRINCIPLES OF THE INTERACTION OF SCHOOLS AND FAMILIES IN SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
© 2019
Khadikova Inessa Muratovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of psychology and pedagogy North Ossetian State University Named K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutin Street, 46, e-mail: InesaInesa@yandex.ru)
Abstract. At the present stage of development of the Russian society, in connection with a decrease in the level of morality, the interest of scientists, teachers, parents, politicians, and religious leaders in the issues of spiritual and moral development and upbringing of a growing person has increased. In the scientific and pedagogical environment, there is an acute need for new approaches to improving the moral culture of the population and, above all, the younger generation, because without solving this problem spiritual renewal of the individual and society is impossible. The processes of globalization and informatization, the integration of Russia into the world cultural and educational space, the increasing interest of ethnic communities of the Russian Federation to their cultural and spiritual values lead to the fact that teachers, schoolchildren and their parents significantly expand the possibilities for meeting the cultures of the peoples of Russia and foreign countries. Under these conditions, researchers face an important task - to determine and scientifically substantiate the ways in which a growing person develops such qualities as kindness, responsiveness, disinterestedness, sense of duty, respect for oneself and others, mercy, hard work on the basis of spiritual and moral values in the cultural, family, and religious traditions of the multinational people of the Russian Federation. These factors lead to the fact that a multicultural educational environment is being created in Russian schools, in which children and adults belonging to different ethnic and religious groups interacting with different cultural and social values interact. There is a need for scientific understanding and theoretical substantiation of the pedagogical features of the interaction between the school and the family in the spiritual and moral education of students in a multicultural educational environment. The article discusses conceptual approaches to the problem of spiritual and moral education, describes the fundamental scientific approaches, goals, principles and objectives of the interaction between school and family in the spiritual and moral education of schoolchildren in a multicultural educational environment.
Keywords: education, spiritual and moral education, multicultural educational environment, system-activity approach, cultural approach, axiological approach, personality-oriented approach, competence approach, humanistic principle
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современном Российском государстве взаимодействие школы и семьи представляет собой важный ресурс повышения эффективности духовно-нравственного воспитания школьников, т.к. нацелено на интеграцию усилий педагогов и родителей по оказанию растущему человеку помощи в духовном и нравственном становлении. В нашем обществе особенно значимо взаимодействия педагогов и родителей школьников в поликультурной образовательной среде, т.к. в российских школах в условиях
усиления культурного многообразия общества обучаются дети, семьи которых ориентируются на различные нравственные и религиозные ценности, принадлежат к различным социальным группам. Взаимодействие школы и семьи в духовно-нравственном воспитании детей в поликультурной образовательной среде важно проводить на основе соответствующих принципов, которые определяют направленность задач, содержания, форм и методов такого взаимодействия. Взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании школьников осуществляется на основе системно-деятельностно-
Khadikova Inessa Muratovna pedagogical
PRINCIPLES OF THE INTERACTION ... sciences
го, культурологического, аксиологического, личностно-ориентированного и компетентностного подходов. При этом в качестве ведущего избран системно-деятельност-ный подход, который в Российской Федерации положен в основу федеральных государственных образовательных стандартов.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Теоретический анализ и обобщение положений, сформулированных в трудах отечественных и зарубежных ученых (Ш.М.-Х. Арсалиев, Т.А. Баженова, Д.А. Бежевец, Г. Ласки, А.А. Логинова, Е.А. Суслопарова) [1-5], в государственных документах об образовании по вопросам духовности [6], нравственного воспитания (Б.А. Тахохов) [7], взаимодействия школы и семьи в педагогическом процессе (Д.Н. Черткоева, И.М. Хадикова) [8], поликультурной образовательной среды (М.И. Бекоева, А.Ю. Белогуров) [9; 10], позволили раскрыть педагогические особенности взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании школьников в поликультурной образовательной среде как совокупность дифференциальных признаков, характеризующих совместную деятельность педагогов и родителей по обеспечению условий для развития у взрослеющего человека стремления к духовному росту и нравственному совершенствованию с учетом культурного многообразия российского общества на целевом (Н.В. Молчанова) [11], содержательном, технологическом и результативно-оценочном уровнях этой деятельности (Н.Г. Буркова) [12].
Формирование целей статьи (постановка задания). Базовые национальные ценности в рамках аксиологического подхода становятся педагогическими, определяя принципы, содержание взаимодействия педагогов и родителей в духовно-нравственном воспитании школьников, а также технологии и формы работы с родителями. В этом процессе особенно важны согласованные действия педагогов и родителей по повышению воспитательного потенциала поликультурной образовательной среды для актуализации в сознании и деятельности взрослеющего человека духовных и нравственных ценностей, заложенных в содержании образования. Необходимость превращения педагогических ценностей в личностные ценностные ориентиры обусловливает создание условий для включения не только ребенка, но и самих родителей в процесс открытия личностного смысла ценности, определения своего отношения к ней и формирования духовного опыта по воплощению определенной ценности в практической деятельности, в том числе в культурных практиках.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Системно-деятельностный подход позволяет рассматривать этот тип взаимодействия как педагогическую систему, которая является совокупностью взаимосвязанных компонентов, расположенных в определенной последовательности и характеризующихся внутренней логикой. Такой подход обеспечивает возможность трактовать взаимодействие школы и семьи в духовно-нравственном воспитании школьников в поликультурной образовательной среде как составную часть более общей образовательной системы (С.А. Амбалова), которая определяется ее целями и задачами [13]. Целью взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании детей в этом контексте является теоретическое обоснование и апробация педагогических способов взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании школьников в поликультурной образовательной среде.
Культурологический подход позволяет осуществлять взаимодействие школы и семьи в духовно-нравственном воспитании школьников в контексте культурных традиций, сложившихся в обществе, конструировать педаго-168
гический процесс в рамках созданной человеком культуры (В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова) [14], а субъекта взаимодействия рассматривать как личность, способную к культурному саморазвитию в ходе приобщения к лучшим традиционным и современным духовным ценностям на основе этнической, российской и мировой культур (Л.К. Гетоева, А.Х. Кадиев, А.Б. Тебиева, Ф.Н. Цораева) [15; 16].
Аксиологический подход дает возможность исследовать ценностные аспекты взаимодействия педагогов и родителей в духовно-нравственном воспитании с позиций базовых национальных ценностей (Б.А. Тахохов), а растущего человека рассматривать как субъекта, способного к организации своей познавательной, личност-но и социально значимой деятельности, ориентируясь на культурные ценности семьи, а также на духовные идеалы, нравственные установки и моральные нормы, принятые в обществе [7].
Существенную помощь педагогам и родителям в решении задач духовно-нравственного воспитания детей в поликультурной образовательной среде может оказать личностно-ориентированный подход, который позволяет в воспитательной деятельности учитывать семейные традиции, культурные и духовные ориентации членов семьи (Л.Т. Тебиева, И.М. Хадикова), интересы и потребности ребенка [17].
Личностно-ориентированный подход в совместной деятельности учителей и родителей в духовно-нравственном воспитании школьников можно реализовать по следующим направлениям: первое - изучение особенностей воспитания в семьях, выявление социальных и культурных ценностей, на которые ориентируется семья; второе - оказание помощи родителям в повышении уровня педагогической культуры в ходе формирования педагогических компетенций; третье - реализация педагогического потенциала семьи в ходе оказания помощи взрослеющему человеку в сознательном выборе собственной позиции и способов самореализации в учебе, общении, социально-значимой деятельности на основе согласования культурных интересов семьи и базовых национальных ценностей; четвертое - создание педагогических ситуаций для развития духовных и нравственных качеств у самих родителей с учетом их культурных запросов.
Выбор компетентностного подхода как ориентира для взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании школьников в поликультурной образовательной среде определяется тем, что он позволяет эффективно формировать не только знания, умения и навыки, но и педагогические компетенции учителей и родителей, поскольку сформированные компетенции представляют собой совокупность знаний, умений, ценностного отношения к себе и к другим, а также накопленного опыта в воспитательной деятельности, органично сочетая в себе приобретенную субъектом взаимодействия школы и семьи информацию и способы ее практического применения.
Реализация принципа системно-деятельностной организации взаимодействия семьи и школы предполагает участие в конструировании поликультурной образовательной среды, в которой осуществляется становление и развитие личности ребенка на основе согласованных действий педагогического коллектива, родителей и социальных партнеров образовательного учреждения. Такая среда начинает формироваться с привлечения родителей к процессу создания нормативной основы духовно-нравственного воспитания с учетом культурного многообразия школы, города, региона, государства, договоренности субъектов взаимодействия об основных условиях и взаимных обязательствах в воспитательной деятельности в этом контексте; в ходе разработки единой воспитательной позиции по созданию условий для приобщения родителей и детей к базовым национальным ценностям РФ.
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)
педагогические науки
Хадикова Инесса Муратовна ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ...
Принцип гуманистической направленности взаимодействия субъектов педагогического процесса обеспечивает соблюдение педагогического такта (В.Н. Аниськин, Ю.С. Шатрова) и проявление деликатности в отношении личной жизни родителей; создание оптимистического настроя и доверие к воспитательным возможностям семьи; укрепление авторитета родителей; опору на положительный опыт семейного воспитания и на положительные качества родителей и детей [18]. Кроме того, реализация данного принципа предполагает проявление толерантности в совместной работе, которая выражается, в том числе, в признании культурного многообразия в качестве источника развития личности и общества, в уважении культурных традиций и ценностей субъектов взаимодействия, взаимную помощь и ответственность во всех делах, связанных с духовно-нравственным воспитанием школьников, а также организацию этого направления воспитательной деятельности с учетом своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в сфере воспитания, индивидуальных потребностей растущего человека.
Принцип диалогического общения в нашей модели базируется на положении о том, что диалог представляет собой эффективный инструмент адаптации содержания образования и образовательного процесса к запросам и потребностям обучающегося, а также актуализации и развития его субъектных свойств (И.М. Хадикова) [19]. В диалоге педагогов и родителей происходит пересечение личностных смыслов и создается общее смысловое поле для осознания субъектами взаимодействия не только значимости культурных и духовных ценностей, но и своего отношения к этим ценностям. Участвуя в диалоге со школой по вопросам духовно-нравственного воспитания своих детей (М.С. Мантрова, Н.А. Степаненко), родители становятся равноправными партнерами в обсуждении и решении воспитательных проблем, в связи с этим они начинают более полно осознавать, интерпретировать, оценивать и свои поступки в нравственном аспекте, становиться в определенную нравственную позицию по отношению к нормам общественного поведения и их соблюдению в условиях полиэтнического и поликонфессионального российского государства [20].
Принцип диалогического общения направлен на создание условий для того, чтобы помочь родителям осознать, что в интересах ребенка следует согласовывать этнические и религиозные ценности с общегражданскими, которые сформировались в ходе многовекового совместного проживания в российском государстве многих народностей.
Принцип взаимосвязи традиций и инноваций в совместной деятельности педагогов и родителей мы рассматриваем в качестве положения, реализация которого позволяет гармонизировать в духовно-нравственном воспитании детей позитивный опыт отечественной педагогики прошлого и современные позитивные результаты в данной сфере.
Сформулированные методологические ориентиры позволяют определить содержание, формы и методы взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании школьников с учетом культурного многообразия российского общества, а также конкретизировать критерии оценивания результатов совместной деятельности педагогов и родителей.
В качестве приоритетных направлений взаимодействия педагогов и родителей в духовно-нравственном воспитании школьников в поликультурной образовательной среде можно выделилить: психолого- педагогическое просвещение; педагогическое самообразование; консультирование членов семей по вопросам духовно-нравственного воспитания; вовлечение родителей в деятельность по повышению воспитательного потенциала поликультурной образовательной среды, которая определяется в нормативных документах об образовании, как единство урочной, внеурочной, внешкольной дея-
тельности, учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику. В рамках названных направлений особое внимание следует уделять созданию условий для формирования у родителей мотивации на достижение высоких результатов в воспитании у детей способности к успешной жизнедеятельности в современном многокультурном мире. Ценностно-смысловой основой содержания взаимодействия в этом контексте являются базовые национальные ценности народов РФ (человек, семья, Родина, искусство, труд, природа, культурные и духовные традиции), а также культурные ценности семьи.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Вовлечение семьи в деятельность по повышению воспитательного потенциала поликультурной образовательной среды, как способ овладения содержанием взаимодействия, предполагает активное участие родителей в проектировании и реализации Программы воспитательной деятельности в классе и в школе; информирование семей воспитанников о достижениях, сложностях и изменениях в духовном росте и нравственной воспитанности детей; совместное планирование дальнейшей работы с ребенком в соответствии с полученными данными; возможность родителей общаться и согласовывать свои позиции с учителями, психологами, представителями администрации в решении задач духовно-нравственного воспитания; стимулирование и поддержку творческих инициатив родителей, курирование ими отдельных направлений воспитательной работы. Такая деятельность позволяет родителям актуализировать знания, получаемые в ходе психолого- педагогического просвещения, педагогического самообразования, консультирования, и обеспечивает им возможность активного, заинтересованного участия в решении задач духовно-нравственного воспитания своих детей.
Взаимодействия школы и семьи включает формы, методы, средства и источники, позволяющие педагогам и родителям успешно решать задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников. Педагогическая технология характеризуется в словарно-справочной литературе как совокупность взаимосвязанных форм, методов и средств учебно-воспитательного процесса, которые объединены общей концептуальной основой, целями и задачами образования, создают условия для обучения, воспитания и развития личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Арсалиев Ш.М.-Х. Этнопедагогические основы воспитания нравственности в поликультурном образовательном пространстве: монография. М.: Гелиос АРВ, 2015. 304 с.
2. Баженова Т.А. Современные технологии в практике духовно-нравственного образования младших школьников в условиях ФГОС [Электронныйресурс]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospi-tatelnaya-rabota/2019/03/25/sovremennye-tehnologii-v-praktike-duhovno (дата обращения: 15.03.2019).
3. Бежевец Д.А. Взаимосвязь школы и семьи в духовно-нравственном образовании школьников //Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. С. 44-46.
4. Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 4 класс. М.: Просвещение, 2016. 48 с.
5. Суслопарова Е.А. Британский социалист Гарольд Ласки (1893— 1950). Страницы биографии //Новая и новейшая история. 2016. № 4. С. 136-156.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с изменениями на 31 декабря 2015 года) [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru, 05.02.2016 (дата обращения 20.02.2019).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2013. 160 с.
7. Тахохов Б.А. О современном духовно-нравственном воспитании В сборнике: Духовно-нравственный опыт народа и православная педагогическая культура как основа воспитательного идеала /Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 225-233.
8. Черткоева Д.Н., Хадикова И.М. Роль семьи в воспитание ценностных ориентаций детей В сборнике: Педагогическая деятельность как творческий процесс Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения В.А. Кан-Калика. Чеченский государственный педагогический универ-
Khadikova Inessa Muratovna PRINCIPLES OF THE INTERACTION .
pedagogical sciences
ситет. 2016. С. 423-429.
9. Бекоева М.И. Особенности реализации поликультурного образования в современных условиях //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. №4. (13). С. 22-24.
10. Белогуров А.Ю. Роль образования в стратегии формирования поликультурной воспитательной среды //Совет ректоров. Научно-практический журнал. М., 2008. № 5. С. 101-103.
11. Молчанова Н.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения средствами деятельности региональных культур-но-досуговых учреждений //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 2. С. 122-128.
12. Буркова Н.Г. Педагогический мониторинг и подготовка специалиста в современных условиях: монография. М., 2004. 178 с.
13. Амбалова С.А. Влияние конфликтов на нравственное формирование личности ребенка //Проблемы научной мысли. 2017. Т. 12. №2. С. 090-094.
14. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 352 с.
15. Гетоева Л.К., Кадиев А.Х. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами художественного медиатворчества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. №4 (21). С. 46-49.
16. Цораева Ф.Н., Тебиева А.Б. Основные направления нравственного воспитания младших школьников //Уральский научный вестник. 2017. Т. 12. № -2. С. 009-012.
17. Хадикова И.М., Тебиева Л.Т. Анализ проблем духовно-нравственного воспитания в научной литературе //Международный научно-практический журнал «Интеграция наук» Выпуск № 4 (27) том 3, 2019, с.161-164.
18. Аниськин В.Н., Шатрова Ю.С. Подготовка студентов педагогического университета к реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 30-35.
19. Хадикова И.М. Проблемы поликультурного образования в современной педагогике В сборнике: Актуальные проблемы современного образования в условиях двуязычия Материалы IIВсероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию профессора К.Е. Гагкаева. Под редакцией Р.П. Бибиловой. 2013. С. 521-524.
20. Мантрова М.С., Степаненко Н.А. К вопросу изучения ценностных ориентаций подростков из благополучных и неблагополучных семей //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. №1 (18). С. 113-116.
Статья поступила в редакцию 18.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019
170
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)