Принципы взаимодействия семейных хозяйств с другими субъектами аграрных отношений
И.В. Зернов, к.э.н., Великолукская ГСХА
Семейное хозяйство в форме личных подсобных хозяйств появилось с началом коллективизации, которая низвела крестьянские дворы до мелких подсобных хозяйств. Семейный сектор аграрной экономики в начале и середине ХХ в. отличался более высокой производительностью и развивался более быстрыми темпами, чем корпоративный. Среди причин невыполнения планов сельхозпредприятиями называлось отвлечение значительных трудовых ресурсов в личные подсобные хозяйства (ЛПХ). Крестьяне предпочитали низкооплачиваемой работе в колхозах и совхозах труд на личных подворьях, который был стабильным источником дохода и позволял выжить в трудные годы. Для улучшения условий функционирования корпоративных хозяйств государство в законодательных актах того времени ограничивало размеры землепользования и устанавливало обязательный минимум трудодней для работников [1].
Государственная политика начала XX в., направленная на коллективизацию крестьянских хозяйств, привела к кризису аграрного производства. Альтернативой коллективизации в то время была кооперация крестьянских хозяйств, основанная на экономических методах деятельности. Кооперация, как форма устройства сельского хозяйства снизу, как и коллективизация, способствовала бы повсеместной механизации и повышению производительности труда, но, в отличие от последней, постепенно и на добровольной основе.
В конце 1950-х гг. произошло ужесточение государственной политики в отношении ЛПХ. Наиболее сильному давлению подверглось животноводство. Урезание размеров ЛПХ про-
должалось вплоть до конца 1964 г., когда были сняты ограничения. В период с 1970 по 1985 г. шло достаточно устойчивое и стабильное развитие ЛПХ с незначительным снижением его удельного веса в производстве сельхозпродукции. В 1985—1990 гг. доля ЛПХ медленно увеличивалась [1]. С 1990 г. начался период роста производства сельхозпродукции в ЛПХ. В последнее десятилетие наблюдается постепенное снижение доли хозяйств населения в производстве продукции сельского хозяйства.
Параллельно с государственными ограничениями размеров ЛПХ развивались неформальные взаимоотношения семейных хозяйств с сельхозпредприятиями. Это был социальный симбиоз неравноправных партнёров, в котором господствовали принципы административного диктата корпоративных предприятий и экономического паразитизма семейных хозяйств [2]. Своеобразная симбиотическая связь семьи и предприятия имела повсеместное значение и усиливалась до конца XX в., после чего она постепенно ослабла.
По нашему мнению, социально-экономический симбиоз семейных и корпоративных хозяйств можно охарактеризовать как систему неформальных взаимодействий хозяйств населения и предприятий с целью выживания сельского сообщества и повышения совокупного производства сельхозпродукции.
Неформальные взаимоотношения между семейными и корпоративными хозяйствами имели сходные с кооперацией черты, например совместное использование техники и оборудования для увеличения сельхозпроизводства. В условиях реформирования экономики работники сельхозпредприятий получали дополнительный доход от использования машин и оборудования
в личных целях, компенсируя небольшую заработную плату совокупным использованием доступных кредитно-финансовых, материальных и социальных ресурсов.
Традиционно сельское разделение труда в большей степени предрасположено к неформальным формам взаимоотношений, чем городское. Многие западные теоретики рассматривают сельское хозяйство как одну из сфер экспо-лярной, неформальной экономики. Ключевой особенностью малого бизнеса (наиболее ярко проявляющейся в семейном бизнесе), функционирующего в официальном секторе экономики, является высокая степень его экономической неформальности [3].
Неформальные отношения, имеющие многовековую историю, наполнены экономическим содержанием, когда имеет место обмен материальными благами и услугами, не всегда экономически эквивалентный.
В настоящее время неформальных взаимоотношений практически не осталось в развитых странах. В нашей стране характер взаимодействий семейных хозяйств с сельхозпредприятиями и другими субъектами реальной экономики также меняется, они становятся рыночными. Использование самой простой формы взаимодействия семейных хозяйств с реальным сектором в развитых странах было этапом рыночной трансформации семейного сектора, без которого невозможен переход к овладению более сложными формами взаимодействий. В рыночной экономике к фундаментальным экономическим взаимоотношениям относятся конкуренция, кооперация и интеграция.
На протяжении всей истории развития малого и крупного агробизнеса между ними существовала конкуренция как форма взаимодействия, антагонистичная сотрудничеству. Конкурентное взаимодействие — это деятельность независимых друг от друга сельхозпроизводителей, направленная на получение прибыли за счёт расширения или укрепления своего присутствия на рынке. Рыночной конкуренции отводится роль само-регулятора аграрной экономики. Без неё невозможен ни социальный, ни экономический, ни научный прогресс.
Конкуренция является таким же естественным законом, как и взаимная помощь. Но для развития аграрной экономики вторая несравненно важнее первой. Взаимовыгодное сотрудничество разных форм хозяйствования выступает основополагающим фактором развития, эволюции аграрной экономики.
Наглядно демонстрирующим тягу человека к сотрудничеству, взаимопомощи и равноправию в основных сферах общественной жизни является такое широкое социальное явление, как кооперация — форма организации хозяйственной дея-
тельности, когда достаточно большое сообщество людей совместно и на равных началах участвуют в одном и том же или в разных, но связанных между собой процессах труда. Идеи и практика кооперативного движения с успехом используются для смягчения социальных противоречий и как эффективное средство мобилизации сил, способных оживить и поднять экономику, стимулировать предпринимательство, как основу любого гражданского общества. Кооперация представляет собой основное средство защиты мелкого производства от эксплуатации крупным капиталом и давления монополий [4].
Потребность в кооперации у семейных хозяйств возникает при двух обстоятельствах. Первое — они должны иметь избыточные, не используемые в потребительских целях трудовые, материальные, технические и финансовые ресурсы, которые составляют материальную основу любой производственной и потребительской кооперации. Второе — наличие устойчивого платёжеспособного спроса на продукцию и услуги по достаточно высоким ценам для их рентабельного производства. Только при наличии этих обстоятельств семейные хозяйства без прямой финансовой помощи государства способны наладить производство под реальный спрос. Кооперативы в своём развитии идут к формированию крупных агропредприятий кооперативного и акционерного типа.
В дореформенный период в стране существовала развитая система кооперации общественных и семейных хозяйств. Примером такой кооперации в 1970— 1990-х гг. была организация закупок продукции в семейных хозяйствах и вывоз её транспортом корпоративного предприятия на ближайшие перерабатывающие пункты и предприятия. «Разбогатевший колхоз 70—80-х гг. взял на себя часть социальных функций и тем самым уменьшил потребность в неформальной кооперации односельчан» [5].
Однако характер кооперативного взаимодействия определялся тем, что семейные хозяйства были субъектами неформального сектора, а крупные сельскохозяйственные предприятия представляли реальный сектор аграрной экономики. Взаимодействие теневого и реального сектора не могло быть цивилизованным, равноправным, взаимовыгодным [2].
В настоящее время вовлечение населения в работу сельскохозяйственных потребительских кооперативов происходит крайне медленно из-за недостаточной заинтересованности обеих сторон в сотрудничестве. В регионах, где кооперация развита слабо, население предпочитает неформальные формы интеграции с сельхозпредприятиями [6]. Данная взаимосвязь имела и имеет большее значение для развития семейных хозяйств и сельхозпроизводства в них.
Процесс развития интеграции семейных хозяйств с корпоративными в нашей стране сопровождался ускорением развития не только первых, но и вторых. В Московской, Ленинградской, Новгородской, Псковской и других областях России семейные хозяйства вступали в сотрудничество со специализированными предприятиями индустриального типа: птицефабриками, животноводческими комплексами, откормочными комбинатами. Они заключали с семейными хозяйствами договоры подряда на поставку молодняка, комбикормов, других ресурсов и приём на переработку выращенного скота и птицы по договорным ценам. Это было примером своеобразной интеграции семейных хозяйств с корпоративными.
Интеграция корпоративного и семейного хозяйств предполагает их взаимосвязь, тесную зависимость, свидетельствующие об их единстве и неразрывной связи в обеспечении населения продуктами и доходами и осуществлении других экономических и социальных функций [1].
Процесс интеграции семейного и корпоративного производства нередко характеризуют как фактор сочетания личных и общественных интересов. Однако интеграция предполагает переход собственности или права принятия решений к интегратору, трансформацию крестьян в наёмных работников крупного бизнеса. При таком типе взаимодействия возможности интегратора возрастают, а эффективность работы крестьян снижается [7].
В странах с рыночной экономикой в конце ХХ в. взаимодействие семейного и корпоративного секторов аграрной экономики стало приоб-
ретать форму взаимовыгодного экономического сотрудничества, по своему содержанию полностью исключающего антагонизм и паразитизм. Речь идёт о взаимодействии корпоративных и семейных хозяйств на основе нового частного разделения труда, рождённого третьей научнотехнической революцией и реализуемого через технологическую и функциональную специализацию при использовании био- и информационных технологий и современных транспортнологистических систем (рис.). Р.Э. Прауст под взаимовыгодным взаимодействием семейных и корпоративных хозяйств понимает всю совокупность интеграционных, кооперационных, организационно-производственных, экономических, социальных, политических и культурноисторических связей, объединяющих в единое целое многомерную и многоуровневую систему современного сельского хозяйства. На такое взаимодействие с семейным бизнесом могут идти только корпорации, овладевшие современными технологиями, рождёнными на стыке отраслей и наук, непосредственно участвующие в продвижении достижений научно-технического прогресса в сельхозпроизводство.
В основе взаимовыгодного взаимодействия лежат четыре организационно-производственных принципа:
1. Корпоративный агробизнес, используя новейшие достижения научно-технического прогресса, концентрирует научно-техническое и производственное обеспечение семейных хозяйств эффективными кормами и добавками, удобрениями и средствами защиты животных и растений от вредителей и болезней, продукцией элитного семеноводства, породами скота
Научные
разработка,
инновационные
программы
Развитие социальной сферы здравоохранения, просвещения
“Г
Индустрия отдыха в услуг
Трансиортно-логпсттескпе а маркетинговые системы
Новейшие
информационные
технологии,
консультирование
I т
Социально-культурная и информационная сфера (инфр а структура)
Взаимовыгодное экономическое взаимодействие семейных хозяйств и сельскохозяйс I венных иредприя I ИЙ
Производство техники и оборудования для сельского хозяйства
Производство сельскохозяйственной продукции крупными товаропроизводителями
Аі ронромышленный комплекс
~т~
Производство сельскохозяйственной продукции семейными хозяйствами
Переработка
сельскохозяйственной
продукции
л
Реализация сельскохозяйственной продукции торювыми организациями
■
Социально - экономический симбиоз корпоративных н семейных форм хозяйствования
Аіропромышленна» иніеірацин и сельскохозяйственная кооперация
Рис. - Взаимовыгодное экономическое взаимодействие семейных и корпоративных хозяйств
и гибридами птицы, специализированными системами машин и оборудования и т.д.
2. Семейные хозяйства занимают место в технологической цепи производства конечного продукта как эффективные хозяйствующие субъекты на стадиях сельхозпроизводства, где требуется высокое качество индивидуального труда и самоконтроль работника, где ручной труд не устраним.
3. Крупный корпоративный агробизнес предоставляет семейным хозяйствам научно-информационные и высокотехнологичные услуги, а также эффективные средства производства в обмен на сельскохозяйственное сырьё. Семейные хозяйства производят продукцию по определённым сельскохозяйственным маркетингом крупного агробизнеса стандартам.
4. Промышленная переработка сельскохозяйственного сырья и реализация конечного продукта осуществляется на предприятиях интегратора, т.к. он задаёт качественные параметры всем промежуточным стадиям производства конечного, рыночного продукта [2].
Взаимовыгодное взаимодействие корпоративных и семейных хозяйств в аграрной экономике — это диалектическое отрицание современного, свободного, конкурентного рынка. В конкурентной борьбе у малого бизнеса с его ограниченными возможностями шансы в сравнении с крупным агробизнесом не велики. Однако взаимовыгодные взаимоотношения позволяют создать, в противовес конкуренции, жизнеспособную экономическую среду для обоих способов хозяйствования. Преимущества в глобальной конкурентной борьбе будут у корпораций и стран, которые раньше других в процессе реализации достижений научно-технического прогресса перейдут к взаимовыгодному экономическому сотрудничеству семейных и корпоративных хозяйств [2].
Взаимовыгодное взаимодействие семейных и корпоративных хозяйств возможно только при
рациональном разделении между ними процессов производства, максимальном использовании преимуществ и взаимодополняемости разных форм хозяйствования, применении инновационных технологий, при активной государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей. Разделение труда в данном случае должно осуществляться по принципу, предложенному ещё А.В. Чаяновым [8], когда крупная форма производства функционирует в сферах, где она имеет «значительные преимущества над мелкой и оставляет в индивидуальном семейном хозяйстве те отрасли, которые лучше организуются в мелком предприятии». Между семейным и корпоративным агробизнесом должна соблюдаться определённая сбалансированность. Семейные хозяйства должны заполнить сферы деятельности, которые ранее пустовали и которые не готов занять крупный и средний бизнес.
Таким образом, семейные хозяйства, взаимодействуя с сельхозпредприятиями, не только обеспечивают выживание сельского сообщества, но и закладывают фундамент будущих интеграционных и кооперативных связей, а впоследствии, возможно, и взаимовыгодного экономического взаимодействия.
Литература
1. Копач К.В. ЛПХ сельского населения и его интеграция с предприятиями агропромышленного комплекса. 2-е изд. М., 2002. С. 41.
2. Прауст Р.Э. Апология и проблематика семейного сельского хозяйства. М.: «ЭРД», 2008. С. 4; С. 276-290.
3. Шанин Т. Формы хозяйства вне систем // Вопросы философии. 1990. № 8. С. 111.
4. Елютин О. Опыт кооперации в России // Наука — это жизнь: сайт, 2012. URL: http://nauka.relis.ru/ (дата обращения 25.10.2012).
5. Фадеева О. Межсемейная сеть: механизмы взаимоподдержки в российском селе // Неформальная экономика: Россия и
мир. М.: Логос, 1999.
6. Смирнова В.В. Интеграция малых хозяйств в систему товарного производства // Рыночная интеграция в агро-продовольственном секторе. М.: «ЭРД», 2010. С. 66.
7. Тенденции развития и механизмы взаимодействия крупного и малого бизнеса в агропромышленном комплексе. М.: «ЭРД», 2009. С. 9—10.
8. Чаянов А.В. Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации. М., 1927. 301 с.