Фрумина С.В.
к.э.н., доцент кафедры
«Финансы, денежное обращение и кредит» Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Эл. почта: p [email protected]
ПРИНЦИПЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОГО СЕГМЕНТА СТРАХОВОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ СРЕДЫ
В статье дается авторское опре- деление финансовой среды страхового рынка, рассматриваются ключевые ас- пекты устойчивости его развития. Ос- новное внимание уделяется обоснова- нию принципов устойчивого развития розничного сегмента страхового рынка в сложившихся экономических условиях.
Ключевые слова: принципы, розничный сегмент страхового рынка, рынок страховых услуг, устойчивость, финансовая среда.
Наиболее значимыми результата- ми экономических преобразований на российском рынке страховых услуг в настоящее время стали изменения тре- бований к страховым организациям, ко- торые предопределило вступление Рос- сии в ВТО. К таким изменениям отно- сятся требования к величине уставного капитала, ужесточение контроля, изме- нение процедуры банкротства. В на- стоящее время активно обсуждаются меры по применению штрафных санк- ций. Планируется перевод страховщи- ков на механизм ежедневной отчетности и введение системы внутреннего контроля. Рассматривается возможность применения принудительного перевода активов в доверительное управление в случае неплатежеспособности страхо- вой организации. В ближайшем буду- щем на российский страховой рынок планируется распространение требова- ний Евросоюза Solvency II к платеже- способности. Все проводимые и плани- руемые мероприятия направлены на повышение конкурентоспособности рос- сийских страховых организаций, непосредственными конкурентами которых с 2020 года станут мировые страховые гиганты. Вместе с тем вопросы сохранения национальных позиций страхового рын- ка во многом зависят от состояния фи- нансовой среды, в которой функциони- руют страховые организации. Однако устоявшееся определение понятия «фи- нансовая среда» и обоснование принци- пов устойчивого развития страхового рынка отсутствуют как в нормативно- правовых источниках, так и учебной литературе, посвященной теории финансов и страхового дела. В сложив- шихся условиях исследование, посвя- щенное поискам вопросов, еще не ос- вещенных предшественниками, а пото- му способных дать новый импульс при- росту знаний, является, безусловно, ак- туальным.
В современной научной школе оп- ределение «финансовая среда» весьма противоречиво и применяется только в контексте среды предпринимательской. Сложности в его толковании в целом связаны с отсутствием данной катего- рии в концептуальных документах, от- ражающих развитие национальной эко- номики.
Исследование большого числа публикаций, освещающих данный во- прос, свидетельствует, что те определе- ния, которые даны понятию «финансо- вая среда», рассматриваются с разных сторон. Понятие среда (environment -
ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
окружение) представляет собой окру- жающие условия, обстановку, связан- ную с общностью этих условий [8]. В Большой советской энциклопедии поня- тие «среда» в широком смысле (макро- среда) охватывает общественно- экономическую систему в целом - про- изводительные силы, совокупность об- щественных отношений и институтов, общественное сознание, культуру дан- ного общества. Среда в узком смысле (микросреда) включает непосредствен- ное социальное окружение человека, фирмы, коллектива и группы [12].
Существует большое количество работ, посвященных внешней и внут- ренней среде, институциональной сре- де, которые включены в спектр научно- го поиска в целях выявления специфики финансовой среды страхового рынка, и с которыми впоследствии установлена функциональная взаимосвязь, однако, в различных современных экономических источниках финансовая среда имеет, по крайней мере, три значения. Так в оте- чественных публикациях, посвященных финансовой среде, последняя отождествляется со средой предприниматель- ской.
Данная точка зрения считается ошибочной, поскольку финансовую среду можно рассматривать только как составной элемент предприниматель- ской среды, более того, определение финансовой среды исходит из сущности финансов и финансовых отношений, которые не обязательно должны быть основаны на предпринимательской дея- тельности. Другой, наиболее распространен- ный подход основан на отождествлении финансовой среды с финансовым рын- ком, идентичным рынку денег. При этом собственно денежный рынок, по мнению представителей этого подхода, представ- ляет собой рынок краткосрочных креди- тов, предоставляемых на срок менее од- ного года. А содержание и структура фи- нансового рынка характеризуются наличием развитой системы рынков, субъек- тов и объектов, институционально представленных кредитной системой и рын- ком ценных бумаг.
Однако, анализируя данное опре- деление, несложно заметить, что фи- нансовый рынок может содержать эле- менты только внешней финансовой сре- ды. Так, придерживаясь определения финансового рынка, данного в Совре- менном экономическом словаре, последний представляет собой совокуп- ность рыночных форм торговли финан- совыми активами: иностранной валю- той, ценными бумагами, кредитами, де- позитами, производными финансовыми инструментами и включает в себя фон- довый рынок, кредитный рынок, рынки капитала и мировой финансовый рынок [12].
Одной из немногочисленных ра- бот, посвященных финансовой среде, является исследование Татариновой Л.Ю., которая предлагает рассматривать последнюю через механизмы действия финансового посредничества (рис. 1) (см. ниже) и утверждает, что для ус- пешного развития экономики государ- ство должно активно вмешиваться в создание и развитие финансовой среды.
Однако из приведенного рисунка следует, что финансовые ресурсы мо- гут поступать к экономическим субъ- ектам только через финансовые рынки и через финансовых посредников. При этом возникает вопрос о необходимо- сти определения финансовых посред- ников.
Так, надо полагать, что коммер- ческие банки, осуществляющие при- влечение и размещение финансовых ресурсов можно отнести к одному из их видов. Однако в то же время ком- мерческие банки являются непосредст- венными участниками финансового рынка. Поэтому приведенный рисунок требует уточнений, хотя и вызывает несомненный научный интерес.
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 44 Финансовые рынки
ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
Экономические субъек- ты с профицитом фи- нансовых ресурсов Экономические субъек- ты с дефицитом финан- совых ресурсов Требования: низкий риск; высокая лик- видность Финансовые посредники
Требования: низкая ликвид- ность; дли- тельные сроки привлечения Рис. 1. Финансовая среда [9]
Поэтому можно отдать предпоч- тение другой точке зрения, предлагае- мой Шукловым Л.В., где не уделяется внимание непосредственно финансовой среде, однако, рассматривается денеж- ный поток через описание его финансо- вого окружения, то есть среду обраще- ния финансовых ресурсов [11]. Следо- вательно, выдвигается предположение о том, что финансовые ресурсы обраща- ются в некой финансовой среде, то есть, определив сферу обращения финансо- вых ресурсов страховых организаций, можно определить элементы их финан- совой среды.
Таким образом, финансовые ре- сурсы обращаются между непосредст- венным участниками страхового рынка в виде страховых и перестраховочных премий, тантьем, комиссий, выкупных сумм, страховых возмещений и обеспе- чений, другими институтами, участ- вующими в перераспределении финан- совых ресурсов, посредством получения кредитов, уплаты налогов, арендных платежей.
Следовательно, можно предполо- жить, что финансовая среда страхового рынка состоит из совокупности условий
и факторов, внешних по отношению к рынку страховых услуг, которые оказы- вают влияние на перераспределение финансовых ресурсов между участни- ками страховых отношений.
При этом следует, прежде всего, остановиться на самой дефиниции по- нятий «факторы» и «условия», посколь- ку лингвистическое различие между ними предполагает и разный экономи- ческий смысл каждого из них. Так, со- гласно определению, данному в Толковом словаре русского языка, условие - это обстоятельство, от которого что-то зависит, а также данные требования, из которых необходимо исходить [8]. Фак- тор же, согласно Словарю современных понятий и терминов (factor - буквально делающий) определяется как причина, движущая сила какого-либо процесса или явления, либо его отдельные черты [12]. При этом необходимо учитывать, что финансовая среда складывается из микросреды и макросреды.
Безусловно, составляющие стра- хового рынка охватывают самый широ- кий спектр внешних и внутренних фи- нансовых отношений. Однако примени- тельно к рынку страховых услуг поня-
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 45 ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
тие финансовой среды, ее макро- и мик- ро- составляющие требуют дополни- тельного исследования.
Таким образом, можно утвер- ждать, что в научной литературе был сделан ряд принципиальных выводов о содержании финансовой среды, полу- чивших широкое признание и отра- жающих тот или иной аспект обосно- вания характера ее основных элемен- тов. Наличие различий в трактовках и характеристике базовых понятий вызывает необходимость их уточнения, что позволит более адекватно опередить их содержание.
В процессе анализа многочислен- ных определений финансовой среды, сформулированных отечественными и зарубежными исследователями, предла- гается рассмотреть ее авторскую трак- товку, которая дополняет и конкретизи- рует предлагаемое содержание дефини- ции. Таким образом, под финансовой средой страхового рынка предлагается понимать совокупность активных усло- вий и факторов, действующих на стра- ховой рынок и влияющих на финансовые взаимоотношения между его участни- ками.
Однако в рамках настоящей статьи рассматривается розничный сегмент страхового рынка. В связи с этим надо уточнить, что по отраслевому признаку выделяют рынки личного страхования и имущественного. Каждый из этих рын- ков можно разделить на обособленные сегменты, среди которых выделяют ры- нок розничного страхования и рынок корпоративного страхования. Выделе- ние данных сегментов не является авторским новшеством и представлено в многочисленных аналитических отчетах страхового надзора и экспертных ком- паний. Связано рассмотрение вышепри- веденных сегментов страхового рынка с тем, что в рамках настоящей работы, рассматривая устойчивость страхового рынка, необходимо оценить спрос на страховые услуги и те финансовые потоки, которые могут быть направлены на страховой рынок в процессе приоб- ретения страховых услуг. При этом рас- считать долю средств населения, на- правляемых на страховую защиту, из общих располагаемых доходов не пред- ставляет особых затруднений. Вместе с тем статистика доходов организаций различных форм собственности и доля средств их них, направляемых на стра- хование, отсутствуют.
Выбор розничного сегмента стра- хового рынка в качестве базового связан и со следующими факторами:
- во-первых, средства населения составляют значительную часть собран- ных на рынке
страховых услуг страхо- вых премий. Так, проведенный анализ динамики итоговых показателей разви- тия рискового страхования показал, что в 2010 г. страхование граждан заняло 43%;
- во-вторых, средства населения являются прямым подтверждением из- менения спроса на страховые услуги. Если до кризиса, в 2007 году, россияне тратили на страхование в среднем более
1% своих доходов, то в конце 2009 года доля расходов на страхование упала до
0,9% доходов. В конце 2009 - начале
2010 года наступил перелом, и доля расходов на страхование в расходах на- селения снова стала расти.
Страховые премии, собранные за счет средств юридических лиц, также, безусловно, занимают существенную долю совокупных страховых премий. Однако сложности с определением ве- личины доходов юридических лиц раз- ных организационно-правовых форм, форм собственности, сферы деятельно- сти, масштаба бизнеса не позволяют получить достоверную информацию о до- ле средств юридических лиц, расходуе- мых на страховые услуги. Поэтому весь страховой рынок Российской Федера- ции в целях решения ключевых задач, поставленных в настоящей работе, предлагается рассматривать через приз-
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 46 ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
му розничного и корпоративного сег- ментов. При этом под розничным сег- ментом российского рынка страховых услуг предлагается понимать часть страхового рынка, на котором осущест- вляется купля-продажа страховых услуг физическим лицам, то есть в качестве покупателей страховых услуг выступа- ют исключительно физические лица. Следует особо подчеркнуть, что типичные участники договора страхо- вания: застрахованные и выгодоприоб- ретатели, на розничном сегменте могут быть представлены и юридическими лицами, но при условии того, что стра- хователь и застрахованный (выгодопри- обретатель) в договоре страхования различны.
В настоящее время розничный сегмент российского рынка страховых услуг представлен страхованием жизни, страхованием от несчастных случаев и болезней, страхованием выезжающих за рубеж, ДМС, КАСКО, ОСАГО, страхо- ванием добровольной ответственности владельцев автотранспортных средств, страхованием ответственности физиче- ских лиц и другими видами страхова- ния.
Лидерами розничного страхования по итогам 2011 года стали страховые компании Росгосстрах, РЕСО-Гарантия и Ингосстрах. В аналитических работах по страховому рынку рассчитывается
«индекс розничности», который пред- ставляет собой долю розничного стра- хования в совокупной премии лидеров страхового рынка. Так, индекс рознич- ности перечисленных лидеров в 2011 году равнялся 69,7; 60,4 и 44,0 соответ- ственно.
При таком подходе, учитывая не- обходимость выделения розничного сегмента страхового рынка, его устой- чивость может рассматриваться как способность сохранять постоянство при неблагоприятных изменениях фи- нансовой среды.
Вместе с тем необходимо отме- тить, что устойчивое развитие страхово- го рынка предполагает способность поддержания параметров его функцио- нирования в определенных границах, несмотря на воздействие различных дестабилизирующих факторов, к тому же отмеченная способность может быть обеспечена при соблюдении
ряда прин- ципов.
Так, в Концепции устойчивого развития в качестве системообразую- щих рассматриваются три базовых принципа:
• обеспечение сбалансированности экономики и экологии, то есть достижение такой степени развития, когда люди в производственной или иной экономической деятельности перестают разрушать среду обитания;
• обеспечение сбалансированности экономической и социальной сфер, взятых в её человеческом измерении, что означает максимальное использование в интересах населения тех ресурсов, которые дает экономическое развитие;
• решение задач, связанных с развитием, не только в интересах ныне живущих, но и всех будущих поколений, имеющих равные права на ресурсы.
Анализ приведенных принципов позволяет утверждать, что каждый из них так или иначе связан с составляю- щими элементами социально- экономической системы государства. Однако для конкретных рынков прин- ципы устойчивости будут видоизме- няться. Учитывая, что «принцип» в соот- ветствии с философским энциклопеди- ческим словарем представляет собой (от лат. рппаршт - начало, основа) основ- ное исходное положение, первопричи- ну, исходный пункт объяснения или ру- ководства к действиям [10], можно по- пытаться выделить основные принципы
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 47 ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
устойчивого развития страхового рынка.
Основываясь на вышеприведен- ных принципах устойчивого развития, учитывая специфику объекта исследо- вания, целесообразно в качестве базо- вых принципов
выделить следующие (рис. 2.):
Принцип гарантированности предполагает обеспечение защиты имущественных интересов потребите- лей розничного сегмента страхового рынка, которая должна сопровождаться безусловными обязательствами страхо- вых организаций по страховым выпла- там путем введения дополнительной ответственности страховщиков, своевременной передачи страхового порт- феля и формирования гарантийного фонда страховых выплат.
То есть в целях достижения по- ступательного развития страхового рынка необходимо обеспечить его ус- тойчивость благодаря гарантированию финансовой безопасности граждан, за- ключивших договоры страхования, от угроз неспособности страховых органи- заций осуществлять страховые выплаты по причине несостоятельности (банкротства). Данный принцип представля- ется ведущим при решении вопроса устойчивого развития розничного сегмен- та страхового рынка.
Базовые принципы устойчивого развития социально-экономических систем
Принцип обеспечения сбалансированности экономической и соци- альных сфер
Принцип обеспечения сбалансированности экономики и экологии
Решение задач, связан- ных с развитием, в инте- ресах будущих поколе- ний
Принципы устойчивого развития розничного сегмента страхового рынка
Принцип гарантированности страховой защиты
Принцип пропорциональности привлечения финансирования и объемов резервирования
Принцип формирования со- циально ориентированной тарифной политики страхо- вых организаций
Принцип управления рисками
Рис. 2. Принципы устойчивого развития розничного сегмента страхового рынка (Составлен автором)
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 48 ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
Принцип пропорциональности привлечения финансирования призван обеспечить достаточность страховых резервов, формируемых за счет привле- ченных финансовых ресурсов в виде страховых премий по договорам лично- го и имущественного страхования, пу- тем установления обязательных норма- тивов резервирования.
На рынке страховых услуг рост объемов привлечения средств в качест- ве страховых премий означает рост рис- ковых вложений страховых организа- ций в различные финансовые инстру- менты и, следовательно, возможных по- терь в будущем, покрывать которые призван собственный капитал. Одно- временно с этим рост объема страховых премий сопровождается ростом страхо- вых выплат по произошедшим страхо- вым случаям, величина которых не яв- ляется фиксированной и зависит от раз- мера убытков. Расходы, вызванные ис- полнением страховыми организациями обязательств по страховым выплатам в сумме, не обеспеченной страховыми резервами, также покрываются собст- венным капиталом, уменьшая сумму накопленной ранее прибыли. Кроме то- го, эффект кумуляции рисков приводит к недостатку у страховых организаций средств для исполнения страховых обя- зательств, который, в отсутствии лик- видных резервов, приходится покрывать за счет новых заимствований. Эти об- стоятельства обусловливают рассмотре- ние проблемы структуры финансирова- ния страховых организаций с позиции достаточности формирования страхо- вых резервов.
Принцип управления рисками. Оп- ределение видов рисков является необ- ходимым при построении системы риск-менеджмента в страховании, так как от выбора перечня рисков, наиболее релевантных бизнесу, будет зависеть устойчивость развития страхового рын- ка. В настоящее время не существует нормативно-правового источника, определяющего состав рисков, которые яв- ляются объектом управления, ни в стра- ховых компаниях, ни иных субъектах страхового дела. Данный перечень так- же не закреплен ни в одном специаль- ном регламенте саморегулируемых ор- ганизаций страховщиков, таких, как: Всероссийский союз страховщиков, Российский союз автостраховщиков.
Основными рисками, с которыми столкнулись страховые организации в период кризиса, стали риски обесцене- ния инвестиционного портфеля и кре- дитные риски объектов инвестиций. Расширение спектра финансовых инст- рументов, которые используются при размещении страховых резервов, рост финансовых инноваций, меняющаяся институциональная структура финансо- вой системы, а также воздействие государственного регулирования страховой деятельности способствуют изменению и модификации структуры и механиз- мов финансирования в направлении обеспечения их
большего разнообразия и рискованности.
Несмотря на то, что современная система управления рисками имеет в своем арсенале достаточно разнообраз- ный набор способов и методов управле- ния, все они так или иначе связаны с ограничением риска, выходом из риска путем продажи актива, сокращением риска путем отказа от части доходов или полным отказом от проведения рисковой операции. Однако в настоя- щих условиях приоритетным методом управления рисками для страховых ор- ганизаций становится покрытие прини- маемого риска резервами ликвидности. Создание таких резервов предполагает, что часть страховых премий сохранит денежную форму или примет форму высоколиквидных активов, обладающих способностью к абсолютной конверта- ции в деньги. В целом усиление риск-менеджмента страховых компаний по- зволит сделать рынок более сбаланси-
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 49 ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
рованным и обеспечит его поступательное и устойчивое развитие.
Принцип формирования социально ориентированной тарифной политики. Данный принцип заключается в разра- ботке методик расчета тарифных ставок по видам страхования с учетом плате- жеспособного спроса страхователей и предложением страховых продуктов, удовлетворяющих спрос населения в страховой защите.
Формирование базовых принци- пов было проведено с использованием исходных положений Концепции пере- хода Российской Федерации к устойчи- вому развитию, которая рассматривает их в ракурсе экономической, экологиче- ской и социальной составляющей. Предложенные же принципы опосре- дуют экономическую эффективность и социальную ориентированность разви- тия рынка страховых услуг, позволяя сохранить социальную ответственность страхования, минимизировать угрозы финансовой безопасности страховате- лей и поддержать активность населения в приобретении страховых продуктов.
Таким образом, соблюдение рас- смотренных принципов в предложен- ном содержательном контексте является одним из важнейших условий устойчи- вого развития розничного сегмента страхового рынка, нацеленного на ус- пешное развитие российской экономики в соответствии с требованиями времени.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ахвледиани Ю.Т. Роль страховой науки в реализации приоритетов социальноэкономического развития // Страховое дело. - №9, 2010.
2.Батадаев В.А. Институционализация страхования в экономической парадигме устойчивого развития // Путеводитель предпринимателя. - №1,
2011.
3.Батадаев В.А. Роль страхования в реализации стратегии социально- экономического развития России
// Финансы - №3, 2011.
4.Годин А.М., Фрумина С.В.
Страхование. - М.: Дашков и К, 2010.
5.Гомелля В.Б. Проблемы современного государственного регулирования страхового
рынка России // Финансы -№8, 2011.
б.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка
- http://www.classes.ru/all-russian/russian- dictionary-Vasmer-term 12628.ИШ#02ке§0У.
7.Татаринова Л.Ю. Влияние финансовой среды на развитие розничного банкинга в России // Финансы и кредит. - 2011. - №22 (454).
8.Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблевой, В.А. Лутченко. - М.: СТАТУТ, 2006.
9.Шуклов Л.В. Финансовый менедж- мент в условиях кризиса. Опыт компа- ний малого и среднего бизнеса. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
10. http://slovary.yandex.ru