Принципы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности на современном этапе
М.Г. Иванова заведующий отелом подготовки аналитических материалов и мониторинга использования РИД федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт промышленной собственности», доктор социологических наук (г. Москва)
Марина Германовна Иванова, [email protected]
Система управления правами на результаты интеллектуальной деятельности (далее также - РИД) - это система взаимосвязанных процессов, процедур и регламентирующих их документов по организации следующих процессов:
• регулярный мониторинг уровня техники и технологий на соответствующих рынках, мониторинг разработок основных конкурентов, который проводится в форме патентных и иных информационно-аналитических исследований, в целях повышения эффективности планирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКР) и их результативности, а также формирования направлений научно-технического и технологического развития организации;
• содействие созданию, выявлению потенциально охраноспособных РИД в том числе посредством нормативно-методического, информационно-аналитического обеспечения указанной деятельности в том числе при осущест-
влении функций заказчика НИОКР организации;
формирование политики в области мотивации авторов, стимулирования изобретательства и рационализаторства в том числе в целях увеличения доли инициативных РИД;
выявление и идентификация РИД, обеспечение сохранения в тайне сведений о РИД до выбора формы его правовой охраны, а также любой иной коммерчески ценной информации, полученной в ходе выполнения НИОКР; определение ключевых продуктов 1 и базовых технологий 2 и патентной стратегии в их отношении; обеспечение правовой охраны РИД и поддержание охранных документов в силе, учет и коммерциализация прав на РИД, а также контроль их использования;
обеспечение введения в оборот имущественных прав на РИД и их использования в деятельности организации; формирование портфелей прав на про-
1 В настоящей статье под ключевым продуктом понимаются конкретные устройства (в том числе изделия), способы, вещества, материалы, информация, а также иные РИД, выраженные как в материальной, так и в нематериальной форме, которые являются основой конкурентоспособности организации, уникальны с технической точки зрения и не могут быть заменены на альтернативные, либо их замена экономически нецелесообразна.
2 Базовая технология - совокупность приемов и способов выполнения производственных процессов, приводящая к изменению обрабатываемого объекта, а также сами указанные процессы, которые являются основой конкурентоспособности организации, являются уникальными с технической точки зрения и не могут быть заменены на альтернативные, либо их замена экономически нецелесообразна (см. постановление Правительства Российской Федерации [4]).
дукты/технологии/услуги организации (в части выраженных в продуктах/технологиях/услугах прав на РИД);
• регулярный мониторинг нарушений третьими лицами прав организации в сфере интеллектуальной собственности и противодействие им;
• обеспечение патентной чистоты продукции и результатов НИОКР организации.
Система стратегического управления правами на РИД строится на основе политики организации по обеспечению роста уровня научно-технологического развития и ее конкурентоспособности (см. [5]). При этом следует отметить, что не может быть единого формата системы управления правами на РИД, как не может быть единожды разработанных подходов к их управлению.
При определении подходов в рамках обеспечения правовой охраны РИД решаются следующие основные вопросы:
1) целесообразность предоставления правовой охраны РИД и поддержания в силе охранных документов, определяемой в том числе с учетом:
• наличия финансовых средств на получение и поддержание охранных документов в силе;
• востребованности РИД на рынке в том числе за рубежом потенциальных направлений коммерциализации РИД и их особенностей, закрепления за организацией исключительных прав на перспективные технологические решения; для оценки перспектив использования технологических решений целесообразно привлечение технических экспертов (при возможности - создание экспертной сети);
2) формирование и обеспечение реализации стратегии правовой охраны РИД;
3) введение в отношении результатов НИОКР режима конфиденциальности до выявления в них РИД с учетом их ценности для организации. В случае принятия решения о патентовании этот режим устанавливается для информации о РИД до публикации сведений об их государственной регистрации.
Выбор объемов и формы правовой охраны проводится с учетом результатов заключений технических экспертов, патентных и маркетинговых исследований и исходя из задачи по обеспечению защиты интересов организации.
Особое значение при формировании корпоративных систем управления интеллектуальной собственностью (далее также - ИС) имеют прозрачная идеология, принятая руководством и работниками организации, отработанные механизмы и формализованный процесс, отлаженная структура и эффективное взаимодействие подразделений, а также прогрессивные схемы мотивации и развития творческой деятельности персонала.
Принципами создания системы управления правами на ИС являются:
• единый, обязательный и взаимосвязанный комплекс процессов и процедур в области интеллектуальной собственности;
• процессы системы управления должны охватывать весь «жизненный цикл РИД»;
• организованное взаимодействие широкого круга различных специалистов, обеспечивающих реализацию различных стадий «жизненного цикла РИД»;
• наличие развитых научных компетенций специалистов по ИС;
• наличие разработанной политики интеллектуальной собственности или стратегии, принятой руководством организации, как основание для разработки всеми участниками (подразделениями) процесса управления своих стратегий;
• поддержка менеджмента организации всех уровней;
• стимулирование авторов РИД, изобретательства и инновационного развития;
• единые подходы к учету ИС и нематериальных активов;
• наличие единого автоматизированного информационного пространства;
• непосредственное участие всех подразделений в разработке процессов и до-
кументов системы управления ИС;
• консультационная и организационная поддержка филиалов (при их наличии) при осуществлении патентования объектов ИС, содействие в их защите и коммерциализации за рубежом;
• определение финансовых выгод организации в целом и отдельных подразделений от коммерциализации прав на ИС.
Как определено в новой редакции проекта документа Правительства Российской Федерации «Рекомендации по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности в организации» (см. [1]), деятельность по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности следует рассматривать как часть единого бизнес-процесса организации по созданию и реализации продуктов, технологий и услуг от момента планирования их разработки до их продвижения на внутренние и мировые рынки, а также предоставление последующего сервиса.
Выбор патентной стратегии в значительной степени определяется видом технологической политики, выбранной организацией.
При выборе формы правовой охраны РИД (при разработке стратегий правовой охраны) необходимо иметь в виду специфику прав на РИД как объекта гражданского оборота, а также сложившиеся в мире подходы к использованию отдельных видов правовой охраны интересов его владельца.
Кроме того, необходимо учитывать определенную специфику законодательства в сфере интеллектуальной собственности, в том числе зарубежного, касающуюся возможности охраны таких объектов, как научные отчеты, отчеты о научно-исследовательской работе, технические задания, обоснования, конструкторская и проектная документация, в которых зачастую содержатся потенциально охраноспособные РИД.
Политика в области научно-технологического развития организации - это набор принципов и действий (способ деятельности)
целей и задач организации, на основании которых выбираются, разрабатываются и внедряются/выводятся на рынок новые продукты/технологии/услуги. Принципы, цели и задачи реализуемой политики в области научно-технологического развития организации, механизмы ее реализации, а также целевое состояние продуктов, технологий и услуг организации в долгосрочной перспективе с учетом новейших тенденций развития науки и техники, мирового уровня технологий и конкуренции на целевых рынках определяются организацией в соответствующих внутренних нормативных документах или в отдельном разделе документа стратегического уровня.
Политика в области научно-технологического развития организации в части системы управления правами на РИД формируется с учетом следующих принципов:
1) интеллектуальная собственность и созданные на ее основе продукты/технологии/ услуги определяют уровень развития и конкурентоспособности организации;
2) использование результатов патентных исследований для определения приоритетных направлений научно-технологического развития организации и концентрация ресурсов на этих направлениях;
3) обеспечение необходимой и достаточной правовой охраны РИД, выраженных в продукции организации, на соответствующих территориях;
4) учет прав на РИД в качестве нематериальных активов с целью повышения капитализации организации (при достижении положительных экономических эффектов);
5) интеграция научно-технического потенциала работников организации и ее дочерних обществ, малых и средних предприятий - поставщиков, подрядчиков, представителей высшей школы и научных организаций при выполнении НИОКР.
Управление правами на РИД, по общему правилу, должно осуществляться отдельным структурным подразделением, находящимся непосредственно в подчинении одного из руководителей организации, занимающего
должность не ниже заместителя руководителя, одной из основных задач и должностными обязанностями которого является научно-технологическое и инновационное развитие организации, имеющего необходимый объем полномочий 3, прав и ответственности. Такое подразделение выполняет, в частности, следующие функции:
• организация формирования основных направлений научно- технологического развития и развитие продуктов и технологий;
• формирование плана НИОКР;
• разработка политики в области управления правами на РИД, в том числе основных положений по управлению такими правами;
• управление правами на РИД;
• несение ответственности за эффективность и результативность НИОКР.
Руководитель подразделения должен подчиняться непосредственно руководителю организации и входить в состав коллегиальных исполнительных органов управления общества. Подчинение ему подразделений, занятых в управлении правами на РИД, позволит сбалансировать полномочия участников процессов планирования, заказа, создания и управления правами на РИД внутри организации и избежать конфликта интересов между подразделениями, планирующими и реализующими НИОКР, и подразделениями, ответственными за управление правами на РИД, в том числе в части привлечения внешних исполнителей для повышения эффективности НИОКР.
В зависимости от масштаба организации (вуз, научно-исследовательский институт) и объемов деятельности, связанной с управлением правами на РИД, при наличии соответствующих оснований могут применяться иные организационные механизмы (создание отдельной организации в составе вуза, научно-исследовательского института, аутсорсинг, передача и закрепление ряда функ-
ций за специалистами других подразделений организации).
Рекомендуется создание совещательного органа при высших органах управления организации (комитет, экспертная группа) по вопросам управления правами на РИД, а также научно-технического совета при руководителе организации с привлечением к участию в его работе независимых экспертов.
Система управления правами на РИД, сформированная по принципу вертикальной интеграции головной организации и ее дочерних обществ, позволит повысить ее эффективность (см. [5]).
Повысить эффективность и оперативность принятия решений в системе управления правами на РИД позволит организация горизонтального взаимодействия других подразделений, органов, должностных лиц организации, включая:
• руководство;
• экспертные (совещательные органы) по интеллектуальной собственности, научно-технологическому развитию;
• научные и конструкторские подразделения (разработчики РИД);
• подразделение по управлению инновациями/коммерциализации прав на РИД;
• служба по защите информации, государственной и коммерческой тайны;
• финансово-экономическая и бухгалтерская службы;
• юридическая служба;
• кадровая служба и иные подразделения.
По указанным направлениям целесообразно оценить соответствие корпоративных регламентов взаимодействия всех участников процесса создания, коммерциализации и капитализации объектов интеллектуальной собственности требованиям реализуемой политики в области научно-технологического развития организации в части управления правами на РИД, предусмотрев при необходимости их взаимную увязку.
3 В организациях, в которых разработка и производство товаров и услуг не относятся к основным направлениям деятельности (управляющие и головные холдинговые компании), допускается нахождение подразделения в подчинении иных членов руководства организации.
Для крупных вузов целесообразно разработать документ, определяющий типовую структуру и рекомендуемую численность подразделений, занятых в управлении правами на РИД.
Система управления правами на РИД в организации и дочерних обществах должна обеспечивать последовательную реализацию принципа открытых инноваций, включая расширение кооперации в сфере исследований и разработок с вузами 4 и иными научными учреждениями, взаимодействие с малыми и средними предприятиями с высоким технологическим и интеллектуальным потенциалом 5, технологическими платформами и кластерами, распространение стандартов работы с интеллектуальной собственностью при развитии системы поставщиков.
Организации целесообразно утвердить Основные положения по управлению правами на РИД в организации (далее - Основные положения 6) и План мероприятий по их реализации (далее - План).
В новой редакции проекта документа Правительства Российской Федерации «Рекомендации по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности в организации» (далее - Рекомендации) (см. [1]) определено, что для эффективной реализации задач (функций) по управлению правами на РИД в Основных положениях це-
лесообразно отразить следующее:
1)особенности организационно-функциональной структуры организации и ее дочерних обществ, их положения на рынке, конкурентоспособности продукции, технологического уровня развития организации. Оценку состава и квалификации научных и научно-технических, патентных работников организации и ее дочерних обществ с учетом указанной специфики организации и ее дочерних обществ;
2) цели и задачи системы управления правами на РИД организации;
3) общая структура системы управления правами на РИД в организации и ее дочерних обществах, определяющая типовую структуру управления правами на РИД в организации и ее дочерних обществах, а также подходы к выполнению задач и функций (внутренние подразделения, привлеченные специалисты). Также целесообразно предусмотреть требования к наличию патентных подразделений в организациях с учетом их масштаба, функций и особенностей;
4) принципы учета результатов патентных исследований при планировании и реализации НИОКР, которые должны осуществляться в соответствии с политикой в области научно-технологического развития организации и на основе данных патентных исследований и (или) патентных ландшафтов 7;
4 В соответствии с паспортом приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций», утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам» (протокол от 25 октября 2016 года № 9), ключевым участникам проекта (в том числе государственным корпорациям, компаниям с государственным участием, бизнес-сообществу) необходимо обеспечить устойчивую глобальную конкурентоспособность в 2018 году не менее 5, в 2025 году не менее 10 ведущих российских университетов; создать в субъектах Российской Федерации в 2018 году не менее 55, а в 2025 году не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов.
5 В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливается в размере не менее чем 18 процентов от совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.
6 Основные положения и план могут быть названы в соответствии со сложившейся в организации практикой именования соответствующих документов.
7 Патентный ландшафт (патентный обзор) - разновидность патентного исследования, включающего информационно-аналитическое исследование патентной и иной научно-технической документации с применением способов машинной обработки и визуализации данных, наглядно отражающих и потенциально усиливающих результаты проведенного исследования. Разработка и практическое применение патентного ландшафта предполагают привлечение высококвалифицированных патентных экспертов, использование методов интеллектуального анализа патентных данных и обширный блок работ, связанных с бизнес- и технологическим анализом перспективных областей патентования.
5) принципы обеспечения правовой охраны созданных РИД, которые должны учитываться для принятия решения о целесообразности закрепления исключительных прав;
6) принципы распределения прав на РИД, созданных в результате выполнения НИОКР, в том числе подходы к распределению прав в случаях создания РИД при проведении НИОКР дочерними обществами, третьими лицами, а также при выполнении работ по государственному контракту, в рамках которого созданы РИД гражданского, военного, специального и двойного назначения (при наличии);
7) принципы патентно-лицензионной стратегии и подходы к коммерциализации прав на РИД, а также к защите прав на РИД организации;
8) основные подходы к мотивации и стимулированию изобретательской активности авторов служебных РИД, авторов РИД, созданных с использованием ресурсов организации, но не являющихся служебными, а также создателями РИД - третьими лицами. При этом также необходимо учесть интересы лиц, содействовавших созданию РИД, но не являющихся авторами;
9) требования к закупке продукции/работ/услуг у малых и средних инновационных предприятий - поставщиков организации по учету в ходе закупочных процедур компетенций поставщика по теме закупки, в том числе наличие портфеля интеллектуальных прав на поставляемую продукцию;
10) порядок финансирования системы управления правами на РИД и системы поддержки и развития инновационной инфраструктуры организации и ее дочерних обществ;
11) порядок проведения мониторинга эффективности системы управления правами на РИД.
В целях обеспечения эффективного внедрения утвержденных Основных положений
в Плане целесообразно установить сроки разработки и утверждения локальных нормативных актов (в том числе положений о подразделениях организации, регламентов их взаимодействия, типовых соглашений с авторами РИД, положений об обеспечении правовой охраны РИД и защите исключительных прав, регламентов осуществления основных функций в сфере управления правами на РИД). Указанные нормативные акты должны устанавливать необходимый и достаточный уровень регламентации деятельности в области управления правами на РИД.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приложение 1 к письму статс-секретаря - заместителя Министра экономического развития Российской Федерации О.В. Фомичева на имя первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 13 июля 2017 года № 19355-099160вн.
2. Вузы как центры пространства создания инноваций : проект : утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 года № 9).
3. Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц : постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 1352.
4. О федеральной целевой программе «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы : постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2007 года № 54 (с изменениями и дополнениями).
5. Иванова М. Г. Интеллектуальная собственность в современном мире : монография / под ред. И. А. Близнеца. М. : ФГБОУ ВО «РГАИС» ; ООО «Проспект», 2016.