со
о
CN
СП h-
CD
J <
CQ О
Инновационная экономика: механизмы решения приоритетных проблем качества инноваций
Обсуждаем проект Основных положений долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности
Б. Б. Леонтьев,
д. э. н., профессор, генеральный директор
Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса, Москва
e-mail: [email protected]
В сфере научно-технической деятельности (НТД) процесс обеспечения правовой охраны РИД, особенно на уровне стратегии, не может рассматриваться как обособленный процесс управления, оторванный от стадии генезиса интеллектуальной собственности (ИС).
При этом стадией генезиса (создания, возникновения) ИС в реальном секторе экономики является процесс системного воспроизводства объектов, которым должна быть предоставлена правовая охрана. В сфере НТД такими объектами, в основном, являются технические решения и программные продукты, создаваемые, преимущественно, при проведении научных исследований, опытно-конструкторских и технологических разработок.
Слабый научно-технический уровень результатов НИОКР, проводимых отечественными исполнителями за счет средств федерального бюджета, имеет своим следствием низкую конкурентоспособность, как самой произведенной ими научно-технической продукции и созданных на ее основе образцов новых изделий и технологий, так и всей национальной экономики в области высоких технологий и высокотехнологичной продукции, а также неудовлетворительную эффективность использования средств федерального бюджета в сфере обеспечения
Ключевые слова: национальная экономика, государственная система управления, научно-техническая деятельность, инновации, государственный контракт, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, научно-технический уровень, результаты интеллектуальной деятельности.
В. И. Алексеев,
к. э. н., зам. директора департамента НИОКР филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом», «Научно-инженерный центр», Москва
инновационного развития и финансирования научных исследований и конструкторско-технологических разработок.
Ключом для решения приоритетных проблем (вызовов), стоящих перед национальной экономикой в сфере инновационного развития и увеличения вследствие этого числа охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (РИД), создаваемых при выполнении НИОКР за федеральные деньги, в первую очередь, является перенос центра внимания субъектов государственного и корпоративного управления со стадии фиксации и оформления прав на уже готовые (созданные) результаты на начальные этапы жизненного цикла создания объектов техники и технологий, т. е. на процесс генерации новых знаний, процесс генезиса результатов, в том числе РИД. Это может быть осуществлено путем повышения эффективности управления процессом проведения НИОКР, выполняемых по государственным контрактам, организации эффективного управления и контроля за научно-техническим уровнем результатов исследований и разработок, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и крупных корпоративных структур с государственным участием.
1. Фрагмент Госстратегии
Разработанный Минобрнауки России проект Основных положений долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности (далее — Основные положения) является важным шагом в направлении разработки мероприятий, направленных на решение задач инновационного развития экономики страны.
Отмеченный в Основных положениях критически низкий уровень завершающихся созданием охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (далее — РИД) научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее — НИОКР), выполняемых за счет средств федерального бюджета, свидетельствует о, пожалуй, главных проблемах современного развития экономики России. Этими приоритетными проблемами (вы-
зовами) современной экономики страны, по нашему мнению, являются:
• недостаточные конкурентные позиции национальной экономики на глобальном рынке высоких технологий и высокотехнологичной продукции;
• недостаточная эффективность государственной системы управления и контроля за конкурентоспособностью, научно-техническим уровнем, охраноспособностью и патентной чистотой результатов исследований и разработок, выполняемых за счет средств федерального бюджета;
• неудовлетворительная кадровая политика в сфере организации научно-технической, изобретательской и инновационной деятельности на всех уровнях управления;
• недостаточная эффективность использования средств бюджета в сфере обеспечения инновационного развития и финансирования научных исследований, опытно-конструкторских и технологических разработок;
• неэффективно развивающаяся правоприменительная практика в сфере интеллектуальной собственности, где основные организационные решения, новые формы и методы, к сожалению, исходят от госорганов, а не от предпринимательского сообщества, что было бы более нормально. Долгосрочная государственная стратегия в области
интеллектуальной собственности (далее — Государственная стратегия) в представленном Минобрнаукой виде, к сожалению, не в полной мере решает указанные проблемы и отвечает вызовам и задачам инновационного развития экономики страны, как на современном этапе, так и в обозримой стратегической перспективе, поскольку рассматривает задачи инновационного развития, в основном, с точки зрения улучшения работы по выявлению и обеспечению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности (далее — РИД), в том числе, созданных при выполнении НИОКР по государственным контрактам.
В то же время в сфере научно-технической деятельности (далее — НТД) процесс обеспечения правовой охраны РИД, особенно на уровне стратегии, не может рассматриваться как обособленный процесс управления, оторванный от стадии генезиса интеллектуальной собственности (далее — ИС). При этом стадией генезиса (создания, возникновения) ИС в реальном секторе экономики является процесс генезиса объектов, которым должна быть предоставлена правовая охрана. В сфере НТД такими объектами, в основном, являются технические решения и программные продукты, создаваемые, преимущественно, при проведении научных исследований, опытно-конструкторских и технологических разработок.
Известно, что наибольшее количество охраняемых РИД создается при выполнении в реальном секторе экономики НИОКР, финансирование которых в наибольшем объеме осуществляется за счет средств федерального бюджета. Немалая доля финансирования НИОКР приходится также на крупные высокотехнологичные корпоративные структуры с государственным участием.
Среди исполнителей государственных контрактов в сфере НТД представлены наиболее авторитетные организации Российской академии наук и отраслевой науки.
Причинами отсутствия или низкого числа охраноспособных РИД, создаваемых исполнителями НИОКР по государственным контрактам, могут, среди прочего, являться:
• недостаточно квалифицированное выявление созданных охраноспособных РИД исполнителем (соисполнителями) НИОКР;
• не согласованное с заказчиком использование собственных «предшествующих»РИД, созданных исполнителем (соисполнителями) ранее даты заключения контракта(возможная цель — завышение цены договора или получение государственного финансирования на уже выполненную исполнителем за свой счет работу);
• нарушение исполнителем договорных обязательств о передаче прав на созданные РИД государственному заказчику и регистрация прав на эти результаты исполнителем или соисполнителями работ на свое имя (в случае закрепления за заказчиком прав на созданные при выполнении работ по договору РИД).
Однако наиболее вероятной и главной причиной отсутствия охраняемых РИД, создаваемых при выполнении НИОКР, является, в первую очередь, низкий научно-технический уровень результатов НИОКР в целом, определяющий неспособность созданных РИД к правовой охране в связи с отсутствием у них новизны и изобретательского уровня.
Слабый научно-технический уровень результатов НИОКР, проводимых отечественными исполнителями, имеет своим следствием низкую конкурентоспособность, как самой произведенной ими научно-технической продукции, так и созданных на ее основе образцов новых изделий и технологий, а также неудовлетворительную эффективность использования средств федерального бюджета в сфере обеспечения инновационного развития и финансирования научных исследований и конструкторско-технологических разработок.
Поэтому очевидным является то, что ключом для решения поставленной Государственной стратегией ИС задачи по увеличению числа РИД, создаваемых при выполнении НИОКР за федеральные деньги, в первую очередь, является перенос центра внимания субъектов государственного и корпоративного управления со стадии фиксации и оформления прав на уже готовые (созданные) результаты на начальные этапы жизненного цикла создания объектов техники и технологий, т. е. на процесс генерации новых знаний, процесс генезиса результатов, в том числе РИД. Это может быть осуществлено путем повышения эффективности управления процессом проведения НИОКР, выполняемых по государственным контрактам, организации эффективного управления и контроля за научно-техническим уровнем результатов исследований и разработок, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и крупных корпоративных структур с государственным участием.
со
о
СП
сп
со
о
СП
сп
< со
2. Суть ценности РИД
Как это не банально звучит, но для того чтобы обеспечить правовую охрану некоего объекта, этот объект необходимо, прежде всего, как минимум, создать и, как максимум, создать весьма качественно. Поэтому при намерении создать объект интеллектуальной собственности, требуется обеспечить получение РИД, который отвечает установленным законодательством условиям (требованиям) охраноспособности соответствующего объекта интеллектуальных прав, например изобретения, полезной модели, промышленного образца и др. Для, практически, всех охраняемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации РИД главным условием охраноспособности является их мировая новизна, а для изобретений, определяющих главные конкурентные преимущества соответствующих разработок в сфере НТД, также изобретательский уровень технических решений, лежащих в основе этих изобретений.
Также необходимо указать на непосредственную связь и прямую зависимость способности созданного РИД к правовой охране от показателей научно-технического уровня результатов НИОКР, при выполнении которых этот результат был получен.
В свое время мы акцентировали внимание на необходимости системного понимания объектов интеллектуальной собственности, с которым согласились практически все специалисты в этой области [1]. Модель, предложенная нами в качестве исходной во всех случаях организации научно-технической, инновационной и высокотехнологичной деятельности всегда одна и всегда находится, как минимум, в трех сферах знаний — научно-технической, правовой и экономической. Основной смысл модели состоит в том, что все ОИС в сфере высоких технологий имеют:
• научно-техническое содержание, из которого проистекает ценность ОИС, его конкурентоспособность и возможность успешной коммерциализации;
• юридическую форму, фиксирующие авторство, приоритет, правообладание и некоторые другие признаки;
• экономическое назначение, вытекающее из содержания ОИС и обеспеченное компетентным менеджментом и достаточным финансированием.
В этом сочетании составляющих ОИС следует вести и все патентные исследования, и исследования на патентную чистоту, и выстраивать пути коммерциализации, и анализировать ценность НИОКР, инновационных и инвестиционных проектов, содержащих ОИС. В таком алгоритме понимания ОИС через оценку научно-технического уровня результатов НИОКР существенно лучше просматривается новизна и изобретательский уровень ОИС, используемых в данной разработке.
Научно-технический уровень результатов НИ-ОКР предопределяет новизну и выполнение других условий охраноспособности созданных при выполнении НИОКР результатов интеллектуальной деятельности (в том числе, новизну и изобретательский уровень технических решений). Если при выполнении
научных исследований, опытно-конструкторской или технологической разработки впервые решены серьезные научно-технические задачи, а результаты выполненных работ по своему научно-техническому уровню превышают мировой уровень науки, техники или технологий, то созданные в составе результатов НИОКР технические решения, материалы и технологии, наверняка, будут способны к правовой охране в качестве изобретений, полезных моделей или будут обладать реальной или потенциальной коммерческой ценностью, которая станет основанием для их охраны в режиме коммерческой тайны в качестве секретов производства (ноу-хау).
На представленной схеме (рис. 1) показаны три главных и неразрывно связанных процесса управления в сфере НИОКР.
Показанные на рис. 1 процессы управления в сфере НИОКР включают:
1) процесс генерации новых знаний в сфере НТД(процесс генезиса результатов НИОКР и ИС):
• планирование и управление организацией проведения НИОКР;
• обеспечение высокого научно-технического уровня и патентной чистоты результатов НИОКР, охраноспособности созданных при выполнении НИОКР результатов интеллектуальной деятельности; процесс обеспечения правовой охраны ИС: обеспечение прав организации-исполнителя работ на служебныеРИД в рамках трудовых отношений с работниками;
обеспечение прав Российской Федерации, заказчика или исполнителя на результаты, включая РИД, созданные при выполнении НИОКР по государственному контракту или договору; использование результатов НИОКР вместе с РИД (объектами ИС), созданными при выполнении НИОКР, в собственном существующем или вновь организованном производстве и при осуществлении технологического обмена на внутрикорпоративном, национальном и глобальном рынках высоких технологий и высокотехнологичной продукции, который сопровождается коммерциализацией
Три главных прйцйсйа управления в сфйрй НИОКР
Организация высокотехнологичного бизнеса <ак объекта управления
2)
3)
Пгиа^нрппаний и 0£Оййнла.|нн праьйлййня НИСКР Управление гчтчно-тк'лннес^н^ уровнем рез-угьигои НИОКР. Соэ^а-мс РОД, стоссС-ы« к правсеой «кране Обеспечен« пвтмгоюй чнеготы результатов НИСКР
ваш Обесценив првв работодателя иа созданные раСотнниыи! слг/ксСные РУЩ. СЬеспечсннс прав РФ, »¿.Ик-мН.н и (НОЙ) й^з-ЙПнНТЙГгн 4 порученные грл е^гюлненни Н?ЮЙР тс дгксч^Рг (госгой трасту)
з. иепилиованне результатов НИОКР (включай РИД) в производстве л в тохмопагтесхом
соменв
Испагьзоеаннс результатов НИОкР |включал РИД) в праыж££стяй и й -й*4ппег|Ый.:»:пи оСывнв. НЦМЛйНИй ^рй^прймнчН правами обладать нмферодцлл н прэпамн иа УС на глпйагьнси, нв1£*э4этьнаы н внутрнкср-сративном рьккы! технологий, выляягетолопннан прзду«и^и. прмктйаго ннкнйнрнйга и услуг
Ггтабагеный, нациоивг^ный и корпоративный рынкн высоких технологий, «ияжетеуыэгогичюй продукции и чичинирингя
Рис. 1. Процессы управления в сфере НИОКР
прав на ИС (управлением и распоряжением правами обладателя информации и правами на интеллектуальную собственность, включая заключение сопутствующих основной сделке лицензионных договоров и, в случае необходимости, договоров об отчуждении исключительного права). Наиболее проблемным, но в то же время и наиболее значимым, «коренным» в этой «тройке» процессов управления является первый процесс — процесс управления созданием результатов НИОКР (генезисом результатов НИОКР и ИС).
В то же время вплоть до настоящего времени в корпоративных структурах разного иерархического уровня при разработке регламентирующих документов и бизнес-процессов инновационной деятельности традиционно основное внимание уделяется двум другим, последующим процессам управления в сфере НИОКР — процессу (2) выявления и обеспечения правовой охраны уже созданных РИД и процессу (3) коммерциализации прав на них. При этом процессу генезиса результатов НИОКР и РИД, способных к правовой охране, внимания уделяется критически недостаточно. В организациях, входящих в крупные структуры, затрачиваются серьезные финансовые средства на оплату услуг сторонних организаций (преимущественно, юридических консалтинговых фирм) по проведению под разными названиями (инвентаризация нематериальных активов; инвентаризация ИС; выявление ключевых РИД и т. д.) бесконечных мероприятий по выявлению в материалах законченных НИОКР охраноспособных РИД, которые, как правило, не приносят сколько-нибудь значимого положительного результата. Несмотря на то, что своевременное проведение инвентаризации интеллектуальной собственности предприятия является исходным, стартовым этапом организации эффективного управления современным высокотехнологичным бизнесом и занимает в процессах стратегического управления предприятием свое важное и вполне определенное место [2], следует также совершенно определенно понимать, что инвентаризация только фиксирует уже сложившееся положение вещей, наличие или отсутствие уже созданных результатов интеллектуального труда, однако не является мероприятием, непосредственно определяющим научно-технический уровень результатов научных исследований и конструкторско-технологических разработок непосредственно в ходе их проведения.
Проводя аналогию с общественно-социальными процессами, сложившуюся в стране ситуацию в сфере НТД и инновационной экономики можно сравнить с той, при которой задачу повышения рождаемости в стране сводили бы к решению вопросов улучшения регистрации новорожденных и выдачи свидетельств об их рождении.
В настоящее время корпоративная функция управления и контроля законкурентоспособно-стью и научно-техническим уровнем результатов НИОКР, выполняемых по заказу и за счет финансовых средств корпоративных структур, к сожалению, пока недостаточным образом сформулирована и учтена в разработанных схемах бизнес-процессов и в регламен-
тирующих документах в сфере научно-технической и инновационной деятельности.
Также на уровне отечественной макроэкономики недостаточным образом определена официальная методология, система управления и контроля конкурентоспособности и научно-технического уровня результатов исследований и разработок, выполняемых за федеральные деньги.
Финансирование НИОКР, в том числе и за счет средств федерального бюджета, зачастую, остается средством финансовой поддержки неэффективных научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций.
Сыгравший важную роль в сфере научно-технического развития отечественных предприятий разработанный в 1980-е гг. Всесоюзным центром патентных услуг системы Госкомизобретений СССР государственный стандарт, определявший порядок проведения патентных исследований для определения уровня техники, требует существенной переработки и адаптации к современным реалиям и информационным технологиям.
3. Алгоритм оценки
В советское время методологией оценки научно-технического уровня занимались специализированные организации при министерстве науки и образования или в структуре Государственного комитета по науке и технике, методики которых сегодня можно восстановить. Но основным пороком того времени было игнорирование интеллектуальной собственности, на которой строятся конкурентные преимущества любых вновь создаваемых технологий и изделий. Поэтому восстанавливать оценку научно-технического уровня результатов НИОКР следует с учетом этого феномена, где структура разделения и сочетания прав и их использование в конце концов определяют и качество технических решений, заложенных в разработку, и эффективность инновации в целом.
Алгоритм оценки научно-технического уровня в нашем современном понимании можно представить как циклически воспроизводимую технологию, изображенную на рис. 2. Все начинается с выбора темы НИОКР, который не должен быть ошибочным как по актуальности проблемы, так и по ожидаемым результатам. Оценку уровня должен осуществлять сам разработчик, исполнитель НИОКР. Бессмысленно планировать НИОКР и оценивать уровень случайным исполнителем темы, который не имеет существенного задела и высоких достижений в этой или смежной областях знаний. Некомпетентные исполнители и их руководители, по каким-то причинам выигравшие госконтракт, не видят реальных проблем и поэтому не в состоянии изначально определить параметры измерения результатов исследования и разработки. Это крайне важно.
Проблема и правильно выбранные параметры позволяют достаточно четко выделить несколько направлений исследований, а затем из них сформулировать стратегически наиболее важное общее, векторное направление под заданные параметры. После
со
о
СП
сп
со
о
СП
сп
< со
Рис. 2. Алгоритм оценки научно-технического уровня результатов НИОКР
выделения основного направления выстраиваются технологии производства, которые уже реально работают на рыночные потребности. Особенно для оценки научно-технического уровня важно не только выявить несколько действующих технологий и отметить их недостатки технические и экономические, но оценить их обобщенный потенциал с точки зрения достигнутого технического уровня и современных технических возможностей, при использовании уже созданных и воплощенных изобретений и ноу-хау. Эти недостатки и достоинства в обобщенном виде следует оценивать по всей номенклатуре продукции, созданной на основе данных технологий.
Однако здесь уже необходимо минимизировать ассортимент продукции, поскольку НИОКР, которые мы оцениваем по научно-техническому уровню, ориентированы изначально на конкретный тип или вид продукции. Весьма часто НИОКР бывает ориентирована на конкретное изделие, например, в авиации, в космосе или средствах вооружения. Здесь-то и следует оценивать научно-технический уровень предлагаемого нового технического решений по сравнению с существующими лучшими известными выставочными или рыночными образцами. Оценка должна производиться как сравнительная процедура как уже известного, так и нового, предполагаемого уровня техники. Оцениваться НИОКР должна по техническим, экономическим и социальным параметрам, включая эргономические и экологические данные. А параметры, изначально определенные до начала оценки, становятся базовыми при сравнении. К ним по ходу оценки могут быть добавлены новые, как новые акценты объекты исследования.
В основе определения фактического научно-технического уровня результата исследований или разработки, а также созданных новых образцов продукции и технологий, как известно, лежит сравнение их технико-экономических показателей (ТЭП) с аналогичными показателями лучших мировых достижений. При этом необходимо подчеркнуть принципиальную возможность разработки усовершенствованной с учетом современных информационных возможностей методологии определения как достигнутого в мире уровня науки и техники в определенной области знаний, так и фактического научно-технического уровня результатов конкретного исследования или разработки.
Еще одной из видимых проблем в сфере обеспечения прав заказчиков по контрактам на выполнение НИОКР, в том числе государственных и корпоративных, является отсутствие с их стороны контроля полноты передачи заказчику (государственному заказчику) исполнителями НИОКР прав на РИД, созданных при выполнении наиболее важных работ по указанным договорам в случае, если договором эти права закреплены за заказчиком (Российской Федерацией в лице государственного заказчика).
4. Предлагаемые направления
Обобщая изложенное, авторы считают необходимым предложить следующие механизмы решения приоритетных проблем и задач экономики Российской Федерации в области инновационного развития и внести следующие предложения к представленным Минобрнауки России основным направлениям Государственной стратегии ИС (табл. 1).
В основу предлагаемых механизмов решения приоритетных проблем отечественной экономики в сфере инновационного развития авторами заложено понимание того, что процессы обеспечения правовой охраны ИС и управления правами на ИС (включая коммерциализацию ИС) на уровне микроэкономики являются лишь средствами для решения стратегической задачи более высокого уровня, а именно — задачи повышения конкурентоспособности продукции, технологий и услуг отечественных предприятий и организаций на глобальном рынке высоких технологий и высокотехнологичной продукции, а на уровне макроэкономики — обеспечения конкурентоспособности национальной экономики в сфере высоких технологий, высокотехнологичной продукции и интеллектуальной собственности.
В связи с этим, по нашему мнению, является очевидной необходимость расширения, повышения статуса и иерархического уровня объекта долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности. Такое повышение статуса государственной стратегии могло бы найти свое отражение в следующем названии стратегии: «Долгосрочная государственная стратегия Российской Федерации в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики в сфере высоких технологий, высокотехнологичной продукции и интеллектуальной собственности».
Приоритетные проблемы и задачи экономики Российской Федерации в области инновационного развития и механизмы их решения
Таблица 1
Приоритетные проблемы (вызовы)
Задачи, подлежащие решению
Механизмы реализации
Субъекты взаимодействия
Предлагаемые законодательные изменения
Ожидаемый результат
1
3
1. Недостаточные конкурентные позиции национальной экономики на глобальном рынке высоких технологий и высокотехнологичной продукции.
2. Недостаточная эффективность государственной системы управления и контроля за конкурентоспособностью, научно-техниче-ским уровнем, охраноспособностью и патентной чистотой результатов исследований и разработок, выполняемых за счет средств федерального бюджета.
3. Недостаточная эффективность использования средств федерального бюджета в сфере обеспечения инновационного развития и финансирования научных исследований, опытно-конструкторских
и технологических разработок
1. Расширение, повышение статуса и иерархического уровня объекта долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности (далее — Государственная стратегия ИС).
2. Разработка, формулирование и утверждение государственной функции управления конкурентоспособностью, научно-техническим уровнем, охраноспособностью и патентной чистотой результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ (НИОКР), выполняемых за счет средств федерального бюджета.
3. Разработка предложения о назначении уполномоченного (ых) органа (ов) исполнительной власти, ответственного (ых) за исполнение государственной функции управления конкурентоспособностью, научно-техническим уровнем, охраноспособностью и патентной чистотой результатов НИОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджета.
4. Разработка и утверждение методологической и нормативно-правовой базы для регламентации деятельности государственных заказчиков, направленной на повышение конкурентоспособности отечественных технологий, продукции и научно-технических услуг путем обеспечения высокого научно-технического уровня, охраноспособности и патентной чистоты результатов НИОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджета.
5. Оформление законодательных инициатив, направленных на совершенствование норм законодательства в сфере науки и научно-технической деятельности, определяющих требования к научно-техническому уровню результатов исследований и разработок.
6. Совершенствование государственных стандартов в сфере научно-технической деятельности и обеспечения качества продукции.
1. Расширение области назначения и объекта Государственной стратегии ИС, изменение названия государственной стратегии на следующее: «Долгосрочная государственная стратегия Российской Федерации в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики в сфере высоких технологий, высокотехнологичной продукции и интеллектуальной собственности».
2. Указ Президента Российской Федерации и Постановление Правительства Российской Федерации (РФ) о назначении уполномоченного (ых) органа (ов) исполнительной власти, ответственного (ых) за исполнение государственной функции управления конкурентоспособностью, научно-техническим уровнем, охраноспособностью и патентной чистотой результатов НИОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджета.
3. Административный регламент исполнения уполномоченным органом исполнительной власти государственной функции управления конкурентоспособностью, научно-техническим уровнем, охраноспособностью и патентной чистотой результатов НИОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджета.
4. Примерный регламент управления и контроля государственными заказчиками конкурентоспособности, научно-технического уровня, охраноспособности и патентной чистоты результатов НИОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджета.
5. Примерный регламент проведения государственными заказчиками контрольных проверок:
1) научно-технического уровня, охраноспособности и патентной чистоты результатов наиболее важных, имеющих стратегическое значение НИОКР (этапов НИОКР), выполненных за счет средств федерального бюджета;
2) полноты передачи РФ в лице государственного заказчика исполнителем (соисполнителями) работ прав на созданные при их выполнении охраноспособные и охраняемые результаты интеллектуальной деятельности.
6. Внесение изменений и дополнений в государственные стандарты, определяющие требования к качеству и научно-техническому уровню продукции, в том числе в ГОСТ Р 15.011-96 «Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения», введение обязательности стандарта и административной ответственности за невыполнение требований, устанавливаемых указанным государственным стандартом, при выполнении государственных контрактов на проведение НИОКР за счет средств федерального бюджета.
Федеральное Собрание РФ.
Правительство РФ. Минэкономразвития России. Минобрнауки России.
Минфин России. Минпромторг России. Роспатент. Росстандарт. Счетная палата РФ. Крупные высокотехнологичные корпоративные структуры с государственным участием.
Экспертное сообщество в лице ТПП РФ и других общественных объединений, организаций и предпринимательских структур.
Внесение изменений и дополнений в Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (08.05.2010 № 83-ФЗ) «О науке и государственной научно-технической политике».
1. Повышение конкурентоспособности национальной экономики России на глобальных рынках высоких технологий и высокотехнологичной продукции, уменьшение ее зависимости от экспорта сырьевых ресурсов.
2. Повышение эффективности использования средств федерального бюджета в сфере инновационного развития, научных исследований, опытно-конструкторских и технологических разработок.
3. Повышение конкурентоспособности продукции, технологий и научно-технических услуг отечественных предприятий
на глобальных рынках высоких технологий и вы-сокотехнологич-ной продукции.
4. Повышение прибыльности отечественных вы-сокотехнологич-ных предприятий за счет изменения ценовых пропорций на рынке в пользу выпускаемой ими новой высокотехнологичной продукции и обеспечения возможности рефинансирования их дальнейшего высокотехнологичного развития.
Таблица 1 (окончание)
1 2 3 4 5 6
7. Внесение дополнений в Регламент Счетной палаты Российской Федерации в части контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверке эффективности использования уполномоченными органами исполнительной власти и государственными заказчиками средств федерального бюджета при проведении наиболее важных, имеющих стратегическое значение НИОКР путем оценки фактического научно-технического уровня результатов исследований и разработок по сравнению с достигнутым в мире уровнем науки и техники, а также полноты передачи РФ в лице государственного заказчика исполнителем (соисполнителями) работ прав на созданные при их выполнении охраноспособные и охраняемые результаты интеллектуальной деятельности. 8. Внесение необходимых уточнений в контрольные функции, предусмотренные Положением о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 № 218. 9. Разработка и утверждение типовой формы государственного контракта на выполнение НИОКР за счет средств федерального бюджета, прямо предусматривающего: перечень и значения технико-экономических показателей результатов исследований и (или) разработки, достаточные для обеспечения их соответствия или превышения достигнутого в мире уровня науки и техники; создание охраняемых результатов интеллектуальной деятельности
со
о
СП
сп
<
СО
В сфере корпоративного управления (для корпоративных структур с государственным участием) авторы считают неотложной задачей разработку и утверждение следующих регламентирующих и методических документов:
1) бизнес-процесса управления научно-техническим уровнем, охраноспособностью и патентной чистотой результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых по заказу корпоративных структур с государственным участием;
2) регламента организации работ по реализации бизнес-процесса управления научно-техническим уровнем, охраноспособностью и патентной чистотой результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых по заказу корпоративных структур с государственным участием;
3) методических указаний по обеспечению исполнителями работ, выполняемых по заказу корпоративных структур с государственным участием, высокого научно-технического уровня, охраноспособности и патентной чистоты результатов НИОКР и иных работ;
4) рекомендуемой формы договора на выполнение НИОКР по заказу корпоративных структур с государственным участием (существенно доработанной с учетом повышения требований к обе-
5)
спечению высокого научно-технического уровня, охраноспособности и патентной чистоты результатов НИОКР и эффективности обеспечения прав корпоративных структур с государственным участием на созданные при выполнении работ результаты интеллектуальной деятельности). Форма договора на проведение НИОКР должна содержать типовые (обязательные) нормы (не подлежащие изменению положения и требования, обеспечивающие права и интересы Российской Федерации и (или)заказчика) и положения договора, редакция которых может быть скорректирована соглашением сторондоговора, в том числе с учетом излагаемых в тексте макета договора возможных вариантов указанных положений. Форма технического задания к такому договору на проведение НИОКР должна предусматривать доведение до исполнителя перечня и конкретных значений ТЭП объекта исследований или разработки, превышающих аналогичные показатели лучших на дату заключения сделки мировых достижений. Договор (календарный план) должен содержать перечень охраняемых РИД, создание которых исполнителем прямо предусматривается договором;
регламента проведения заказчиком (корпоративной структурой с государственным участием) контрольных проверок:
• научно-технического уровня, охраноспособности и патентной чистоты результатов наиболее важных, имеющих стратегическое значение НИОКР (этапов НИОКР), выполненных по заказу и за счет средств корпоративной структуры с государственным участием;
• полноты передачи корпоративной структуре с государственным участием исполнителем работ прав на созданные при выполнении НИОКР (этапов НИОКР) результаты интеллектуальной деятельности в том случае, если указанные права в соответствии с договором закреплены за заказчиком.
6) методических указаний по проведению контрольных проверок:
• научно-технического уровня, охраноспособности и патентной чистоты результатов наиболее важных, имеющих стратегическое значение НИОКР (этапов НИОКР), выполненных по заказу или за счет средств корпоративной структуры с государственным участием;
• полноты передачи корпоративной структуре с государственным участием исполнителем работ по ее заказу прав на созданные при выполнении НИОКР (этапов НИОКР) результаты интеллектуальной деятельности в том случае, если указанные права в соответствии с договором закреплены за заказчиком.
5. Задачи и механизмы реализации
Наши предложения и инициативы в области макроэкономики и в рамках государственного заказа на выполнение НИОКР, если отмечать кратко, то могут состоять в постановке задач и выборе механизмов их реализации.
Задачами, которые необходимо решить для разрешения указанных в графе 1 таблицы приоритетных проблем и вызовов, стоящих перед экономикой России, по нашему мнению, являются:
1) разработка, формулирование и утверждение государственной функции управления конкурентоспособностью, научно-техническим уровнем, охраноспособностью и патентной чистотой результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета;
2) разработка предложения о назначении уполно-моченного(ых) органа(ов) исполнительной власти, ответственного(ых) за исполнение государственной функции управления конкурентоспособностью, научно-техническим уровнем, охраноспособностью и патентной чистотой результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета;
3) разработка и утверждение методологической и нормативно-правовой базы регламентации деятельности государственных заказчиков, направленной на повышение конкурентоспособности отечественных технологий, продукции и научно-технических услуг путем обеспечения высокого научно-технического уровня, охраноспособности
и патентной чистоты результатов НИОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджета;
4) оформление законодательных инициатив, направленных на совершенствование норм законодательства в сфере науки и научно-технической политики (деятельности), определяющих требования к конкурентоспособности, научно-техническому уровню результатов исследований и разработок, выполняемых за счет средств федерального бюджета;
5) совершенствование государственных стандартов в сфере научно-технической деятельности и обеспечения качества продукции. Механизмами реализации указанных задач, по
мнению авторов, могут являться:
1) Указ Президента Российской Федерации и Постановление Правительства Российской Федерации о назначении уполномоченного(ых) органа(ов) исполнительной власти, ответственного(ых) за исполнение государственной функции управления конкурентоспособностью, научно-техническим уровнем, охраноспособностью и патентной чистотой результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета;
2) административный регламент исполнения уполномоченным органом исполнительной власти государственной функции управления конкурентоспособностью, научно-техническим уровнем, охраноспособностью и патентной чистотой результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета;
3) примерный регламент управления и контроля государственными заказчиками за конкурентоспособностью, научно-техническим уровнем, охраноспособностью и патентной чистотой результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета;
4) примерный регламент проведения государственными заказчиками контрольных проверок:
• научно-технического уровня, охраноспособности и патентной чистоты результатов наиболее важных, имеющих стратегическое значение НИОКР (этапов НИОКР), выполненных за счет средств федерального бюджета;
• полноты передачи Российской Федерации в лице государственного заказчика исполнителем (соисполнителями) работ прав на созданные при их выполнении охраноспособные и охраняемые результаты интеллектуальной деятельности;
5) внесение изменений и дополнений в государственные стандарты, определяющие требования к качеству и научно-техническому уровню продукции, в том числе в ГОСТ Р 15.011-96 «Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения», введение обязательности и ответственности за выполнение требований, устанавливаемых указанным государственным стандартом,
со
о
СП
сл
со
о
CN
СП h-
сл
J <
со
при выполнении государственных контрактов на проведение НИОКР за счет средств федерального бюджета;
6) внесение дополнений в Регламент Счетной палаты Российской Федерации в части контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверке эффективности использования уполномоченными органами исполнительной власти и государственными заказчиками средств федерального бюджета при проведении наиболее важных, имеющих стратегическое значение НИОКР путем оценки фактического научно-технического уровня результатов исследований и разработок по сравнению с достигнутым в мире уровнем науки и техники, а также полноты передачи Российской Федерации в лице государственного заказчика исполнителем (соисполнителями) работ прав на созданные при их выполнении охраноспособные и охраняемые результаты интеллектуальной деятельности;
7) внесение необходимых уточнений и дополнений в части оценки фактического научно-технического уровня по сравнению с достигнутым в мире уровнем науки и техники результатов исследований и разработок, выполняемых за счет средств федерального бюджета, в контрольные функции, предусмотренные Положением о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утвержденным постановлением Правительства России от 21.03.2012 г. № 218.
Оценка научно-технического уровня продукции позволяет реально продемонстрировать на каком современном системном уровне находится вновь создаваемая научно-техническая или инновационная продукция. В рамках какого поколения технологий, изделий, продукции или какой известной специалистам модификации она предполагается для выхода на рынок. В таких случаях экспертам изначально становится ясно качество разработки и соответственно качество конкретных научно-технических и других решений, в том числе организционно-экономических и социальных, которые всегда вторичны.
Заключение
Реальная оценка научно-технического уровня является важнейшим элементом системного понимания, встраивания и соответствующего системного последующего совершенствования вновь создаваемых технологий и изделий. Более того, можно с уверенностью утверждать, что без такой оценки подавляющее большинство разработок будут явно неполноценными, недоработанными и не адаптированными к реальному научно-техническому уровню конкурентоспособной продукции.
В заключение следует отметить, что современные НИОКР эффективно и с нарастающим эффектом грамотно финансироваться не могут без исследования и оценки научно-технического уровня вновь создаваемой научно-технической продукции. Советский
Союз показал, что стоило отказаться от этой методологии после начала перестройки в 1990-е гг., как уровень отечественных НИОКР постепенно упал до недопустимо низкого уровня. Поэтому у нас выбора не остается. Но оценку научно-технического уровня следует существенно актуализировать, отталкиваясь от советского опыта.
Список использованных источников
1. Б. Б. Леонтьев. Форма, содержание и назначение интеллектуальной собственности как сбалансированной системы знаний// Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность, № 12, 2007.
2. Б. Б. Леонтьев, Х. А. Мамаджанов, В. И. Алексеев. Инвентаризация интеллектуальной собственности и ведение реестра нематериальных активов предприятия: метод. рекоменд. М.: Патент, 2008.
Innovation Economy: mechanisms for solving the priority problems of quality of innovation Draft Review of the Long-term IP National State
Strategy Regulations B. D. Leontjev, Doctor of Economics, Director General of the Federal Institute for Certification and valuation of intellectual property and business, Moscow.
V. I. Alekseev, PhD in Economics, Deputy Director of R&D branch of JSC «Concern Rosenergoatom».
In the field of scientific and technical activities (hereinafter — S&T) the legal protection of the intellectual activity results, especially at the strategic level, can not be regarded as an isolated process of management, cut off from the stage of IP genesis (hereinafter — IP).
Hereat, the genesis (creation) of IP in the real sector of the economy is the process of production of subjects that must be given the legal protection. In the field of scientific and technical activities these subjects are mostly the technical solutions and software, created mainly in research, development and technology development.
Weak scientific and technological level of R&D results, carried out by local performers on the federal budgetary funds, produced the low competitiveness both the manufactured scientific-and-technical products as well as the new products and technologies samples created on its basis, also the entire national economy in the area of high technology and high-tech products, as well as the federal budgetary funds inefficiency within the innovations sphere and financing of research and technological development.
The key for solving the priority problems (challenges) facing the national economy in the sphere of innovation development and growth of R & D number of IP protected results carried out for the federal budgetary funds account, is firstly the shifting the center of attention of the state and corporative management control from the stage of fixation and right execution for created IP subjects to the early life-cycle stages of technique and technologies development, ie the process of generation of new knowledge, the process of genesis of the results, including the results of the intellectual activity. This may be accomplished by increasing the efficiency of the R & D process performed by government contracts, the organization of effective management and control of scientific and technological level of R&D carried out by federal budgetary funds and corporations with state interest in business.
Keywords: National economy, state management system, scientific-and-technical activity, innovations, state contract, R&D, scientific-and-technological standard, intellectual activity results.