_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
Перспективу дальнейших исследований видим в создании и апробации нового содержания методической работы в дошкольной образовательной организации для повышения компетентности педагогов в названном направлении.
Список использованной литературы:
1. Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое развитие дошкольников: Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре / Е.Н. Вареник, З.А. Корлыханова, Е.В. Китова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 114 с.
2. Ефименко Н.Н., Измайлова Т.Н. Коррекция нарушений речевого развития в «Театре физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» / Н.Н. Ефименко, Т.Н. Измайлова. - Таганрог: Центр развития личности, 2007. - 48 с.
3. Голицына Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ / Н.С. Голицына. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 104 с.
4. Решетняк О.В. Программно-методическое обеспечение процесса физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04/ Решетняк Оксана Валерьевна. - Краснодар, 2004. - 18 с.
5. Сварковська Л.А. Щцготовка студенев спещальностг «Дошкшьна освгга» до фiзичного виховання дггей у дошкгльних навчальних закладах компенсуючого типу/ Л.А. Сварковська / Дошкшьна i початкова освгга досягнення, проблеми, перспективи. Тези Всеукрашськог науково-практично! конференций 22-23 листопада 2012 року. - Мукачево: МДУ, 2012. - С. 145-146
6. Хрипкова А.Г., Антропова М.В. Социальные условия и состояние здоровья дошкольников. Забота о здоровье детей /А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова. - М.: Просвещение, 1980. - 120 с.
7. Шовкопляс О.Н. Подготовка будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений к работе с детьми с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / Шовкопляс Ольга Николаевна. - Киев, 2011. - 20 с.
8. Шовкопляс О.Н. Проблемы организации профилактико-коррекционной работы в современном дошкольном учреждении / О.Н. Шовкопляс // Вестник Магнитогорского государственного университета. Магнитогорск, 2009. - С. 213-217.
© Л.А. Сварковская, И.И. Фролова, 2015
УДК 378.14
Сейтвелиева Сусана Нуриевна
старший преподаватель кафедры прикладной информатики
г.Симферополь, Республика Крым E-mail: [email protected] Бекирова Эмине Айдеровна преподаватель кафедры прикладной информатики г.Симферополь, Республика Крым E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ-ПРОГРАММИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Выполнен обзор исследований, посвященных изучению профессиональной подготовки инженеров-
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
-программистов. Предпринята попытка определить понятие «готовности будущих инженеров -программистов к использованию облачных технологий» чтобы оперировать им, рассматривая проблему готовности будущих инженеров-программистов к использованию облачных технологий.
Ключевые слова
Профессиональная подготовка, инженер-программист, информационно-компьютерные технологии,
профессиональная деятельности
Проблемы исследования готовности к профессиональной деятельности и специфики профессиональной подготовки инженеров-программистов является предметом изучения как отечественных, так и зарубежных исследователей, в частности ученых в области психологии, педагогики и информационно -компьютерных технологий.
О необходимости подготовки высококвалифицированных кадров в условиях информационного общества речь идет в работах В. Быкова [1]. Автор считает актуальной задачей формирование профессиональных и образовательных компетенций, которые обеспечивали бы возможность решать личные и профессиональные задач в условиях интенсивного развития высоких технологий [89].
З. Сейдаметова, рассматривая процесс подготовки инженеров-программистов по специальности «Информатика», отмечает, что большая часть полученных студентами профессиональных знаний в области компьютерных наук устареет к моменту окончания ВУЗа [2, с.168]. Поднимая вопросы адаптации к профессии студентов компьютерных специальностей, автор исследования подчеркивает необходимость использования в процессе обучения педагогических техник, поддерживающих и стимулирующих процесс адаптации новичков. «Педагогические техники разнообразны и не стандартизированы; они определяются управленческой и педагогической культурой каждого университета» [2, с.167]. Также отмечена целесообразность энкаридж-концепции, которая подразумевает ориентацию преподавания на будущую специальность студентов - специальность с динамическими контурами и предельно широкое использование информационных технологий в процессе обучения [2, с. 168].
Вопросам подготовки студентов компьютерных специальностей посвящена научная работа Л. Гришко [3], в которой учтены рекомендации Компьютерного общества Института инженеров по электротехнике и Электроники и Ассоциации по Вычислительной Техники относительно содержания университетских программ учебных дисциплин в области информатики. По мнению исследователя, подготовка студентов компьютерных специальностей в ВУЗе должна быть ориентирована на широкое использование в учебном процессе новейших педагогических и информационно-коммуникационных технологий [3, с. 9]. В ходе исследования Л. Гришко определила требования к профессиональным качествам будущего программиста, связанных непосредственно с созданием программного продукта.
Профессиональную подготовку инженеров-программистов в вузе исследует Д. Мустафина, по мнению которой, «качество профессиональной подготовки инженеров-программистов далеко не в полной мере отвечает современным требованиям» [4]. Изучая процесс формирования конкурентоспособности будущих инженеров-программистов в техническом вузе, автор рассматривает конкурентоспособность специалиста как одну из ведущих целей профессионального образования, «о достижении которой будет свидетельствовать овладение опытом ориентировки в рыночной ситуации, сравнения качества собственной продукции и достижений различных производителей, реализации притязаний на наивысший результат в конкурентной среде».
Вопросы фундаментализации обучения компьютерных дисциплин раскрыты в исследованиях М. Жалдака [5], С. Семерикова [6] и др. Как отмечает А. Стрюк, «фундаментализация обучения информатических дисциплин происходит не только за счет фундаментализации содержания обучения, но и за счет фундаментализации средств обучения путем предоставления им свойств мобильности. Реализация этого направления тесно связана с облачными технологиями как основным направлением развития современных мобильных ИКТ» [7]. Фундаментализация обучения магистров по программной инженерии, по
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
мнению авторов исследования [8], возможна в результате интеграции различных учебных дисциплин, развития межпредметных связей и усиления деятельностного подхода к изучению дисциплин цикла профессиональной подготовки, активного применения инновационных методов обучения на основе облачных технологии.
Проблема готовности к деятельности вообще и к профессиональной деятельности, в частности, является предметом исследований физиологов, психологов и педагогов. Так, предмет исследования научной работы [9] О.Михайлова - готовность к деятельности как акмеологический феномен и пути ее развития. В диссертации показано, что готовность к деятельности - это «полимодальное состояние, отдельные модальности которого, существуя и проявляясь в единстве, взаимодействуют в процессе выполнения задачи и определяют возможность для человека достичь заданного результата». Уровень готовности к деятельности
0.В.Михайлов определяет «выбор оптимального или неоптимального способа решения и достижение наиболее соответствующего запланированной цели результата при возможно минимальных энергозатратах». Готовность к деятельности по определению исследователя - оптимальное состояние для решения задачи.
Важнейшая задача современной системы высшего образования заключается в профессиональной подготовке будущих специалистов, которые способны самостоятельно добывать новые знания, логически и творчески мыслить, объективно оценивать свою деятельность, опираясь на анализ и коррекцию принятых профессиональных решений. Показателями эффективности такой подготовки является формирование у будущих специалистов ряда способностей, например, способность к профессиональной самореализации, способность использовать новейшие информационные технологии и др.
Результатом профессиональной подготовки является готовность. В современной науке психологическую готовность исследуют В. Дорохин, С. Равиков, В. Моляко, А. Проскура; мотивационную -Э. Томас; морально-психологическую - Л. Кондрашова, С. Николаенко, Г. Штельмах; профессиональную -Д. Мазоха; моральную - Е. Шевчук; профессионально - педагогическую - С. Коришенко; и в целом готовность - В. Бондарь, А. Капская, А. Ярошенко и другие.
И.С. Войтович в своем исследовании [10] показывает необходимость в усовершенствовании и развитии методической системы технической подготовки будущих учителей информатики в условиях компьютеризации образования, использование «облачных вычислений» с целью формирования их готовности к профессиональной деятельности на качественно новом уровне.
Анализ научно-педагогической литературы показал, что проблема подготовки будущих инженеров -программистов к использованию облачных технологий сегодня остается недостаточно хорошо изученной. Поэтому важно рассмотреть различные подходы к раскрытию понятия «готовность», что позволит разработать методику формирования готовности будущих инженеров-программистов к использованию облачных технологий.
Таким образом, принимая во внимание главные характеристики понятия «готовность», попробуем определить это понятие, чтобы оперировать им, рассматривая проблему готовности будущих инженеров -программистов к использованию облачных технологий. Понятие «готовности будущих инженеров -программистов к использованию облачных технологий» определим как интегрированное профессионально-личностное качество, которое формируется в процессе профессиональной подготовки, характеризуется комплексом профессионально значимых личностных качеств, предметно-специальных знаний, умений, навыков для использования и разработки облачных решений (аппаратно-технических и программных).
Список использованной литературы:
1. Биков В.Ю. Засоби шформацшно-комушкацшних технологш единого шформацшного простору системи освгш Укра!ни: монографiя / [В. В. Латнський, А. Ю. Пилипчук, М. П. Шишкша та ш.]; за наук. ред. проф. В. Ю. Бикова - К.: Педагопчна думка, 2010. - 160 с.
2. Сейдаметова З. С. Подготовка инженеров-программистов по специальности «Информатика» / З. С. Сейдаметова //. - Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2007 - 480 с.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№9/2015
ISSN 2410-700Х
3. Гришко Л. В. Методична система навчання основ програмування майбутшх iнженерiв -програмюив : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 - теорiя i методика навчання (шформатика) / Гришко Людмила Вешамшвна ; Нащональний педагопчний ушверситет iм. М. П. Драгоманова. - К., 2009. - 20 с
4. Мустафина Д. А. Формирование конкурентоспособности будущих инженеров -программистов в техническом вузе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 - теория и методика профессионального образования / Мустафина Джамиля Алиевна ; [Волгогр. гос. пед. ун-т]. - Волгоград, 2010. - 164 с.
5. Жалдак М.И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе [Текст] : Дис... в форме науч. доклада д-ра пед. наук: 13.00.02 / Жалдак Мирослав Иванович ; АПН СССР, НИИ содержания и методов обучения. - М., 1989. - 48 с.
6. Семершов С. О. Теоретико-методичш основи фундамешашзацп навчання шформатичних дисциплш у вищих навчальних закладах : дис... д-ра пед. наук : 13.00.02 - теорiя i методика навчання (шформатика) / Семершов Сергш Олексшович ; Нащональний педагопчний ун -т iм. М. П. Драгоманова. - К., 2009. - 536 арк.
7. Стрюк А. М. Хмароорieнтоваш засоби навчання шформатичних дисциплш студенев вищих навчальних закладiв [Електронний ресурс] / А.М. Стрюк - Режим доступу: https://www.academia.edu/7374706/Хмароорieнтоваш_засоби_навчання_шформатичних_дисциплш
8. Коваль М. В. Аналiз дощльносп використання хмарних технологш у комбшованому навчанш мапс^в з програмно! шженерп / М. В. Коваль, А. М. Стрюк // Теорiя та методика електронного навчання : збiрник наукових праць. Випуск IV. - Кривий Р^ : Видавничий вщдш КМ1, 2013. - С. 134-139.
9. Михайлов Олег Владимирович. Готовность к деятельности как акмеологический феномен: содержание и пути развития : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13.- Москва, 2007.-166 с.
10. Войтович 1гор Станюлавович. Теоретико-методичш засади професшно орieнтованого навчання техшчних дисциплш майбутшх учителiв шформатики : автореф. дис ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / 1гор Станюлавович Войтович. - Ки!в, 2013 . - 37 с.
© С.Н. Сейтвелиева, Э.А. Бекирова, 2015
УДК 378.147
Смирнова Майя Ивановна
канд. пед. наук, доцент, профессор КФ КрУ МВД РФ, г. Симферополь, РФ E-mail: [email protected]
РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ КУРСАНТОВ И
СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье рассмотрены дидактические основы использования компьютерных технологий в процессе изучения иностранного языка как вида самостоятельной работы студентов. Отмечаются основные функции и преимущества использования компьютерных технологий как средства управления самостоятельной работой студентов, указаны основные направления совершенствования организации самостоятельной работы с их использованием.