Научная статья на тему 'Принципы технологического образования'

Принципы технологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1298
625
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИП ИНТЕГРАТИВНОСТИ / ПРИНЦИП КОНВЕРГЕНТНОСТИ / ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТ / TECHNOLOGICAL EDUCATION / PRINCIPLE OF TECHNOLOGICAL EDUCATION / PRINCIPLE OF INTERACTIV ITY / PRINCIPLE OF CONVERGENCE / PRINCIPLE OF SUPPLEMENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махотин Д. А.

Анализируются принципы технологического образования, на основе которого делают ся выводы о существовании системообразующих и процессуальных принципов техноло гического образования. Автор делает вывод, что совокупность раскрываемых принци пов выступает теоретико-методологическим обоснованием технологического образо вания и условием эффективности его реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of technological education

The article researches the methods of technological education, concludes the existence of sys tematic and procession principles of technological education

Текст научной работы на тему «Принципы технологического образования»

УДК 37.031.4

д.А. МАХОТИН

ПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Анализируются принципы технологического образования, на основе которого делаются выводы о существовании системообразующих и процессуальных принципов технологического образования. Автор делает вывод, что совокупность раскрываемых принципов выступает теоретико-методологическим обоснованием технологического образования и условием эффективности его реализации.

Ключевые слова: технологическое образование, принципы технологического образования, принцип интегративности, принцип конвергентности, принцип дополнительности.

The article researches the methods of technological education, concludes the existence of sjs-tematic and procession principles of technological education.

Key -words: technological education, principle of technological education, principle of interactivity, principle of convergence,principle of supplemency.

Принципы в образовании рассматриваются как основополагающие идеи, исходные положения или движущие силы, лежащие в основе какой-либо теории, закона, учения, концепции. Совокупность принципов организует некую концептуальную систему, имеющую определенную методологическую или мировоззренческую основу. Разные педагогические системы (технологии) могут отличаться системой взглядов на образование и системой принципов, реализующих их на практике. Поэтому, с одной стороны, принципы характеризуют некие методологические основания теории образования, а с другой - выступают в виде нормативных требований для организации практической деятельности (В.В. Кра-евский, В. Оконь).

В.И. Загвязинский определяет принципы как инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции. Это методическое выражение познанных зако-

© Махотин Д.А., 2016

нов и закономерностей, это знание о целях, сущности, содержании, структуре процесса обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики [3].

Выделяют общие принципы, относящие к образованию (образовательному процессу) в целом, и частные, имеющие отношение к тем или иным компонентам целостного образовательного процесса или виду образования.

Среди общих принципов выделяются следующие:

• гуманистической ориентации образования; информатизации образования; целостности образовательного процесса; единства знаний и умений, сознания и поведения; эстетизации жизни учащихся и воспитанников; учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности (В.В. Краев-ский, А.В. Хуторской);

• гуманистической направленности педагогического процесса; связи педагогического процесса с жизнью и про-

изводственной практикой; соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу; научности; ориентированности педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения; обучения и воспитания детей в коллективе; преемственности, последовательности и систематичности; наглядности; эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания (В.А. Сластенин).

Г.М. Коджаспирова считает, что принципы - это проявление должного в педагогическом процессе, т.е., если строить педагогический процесс с их учетом, результаты будут высокими [4]. По ее мнению, принципы обучения и воспитания постоянно уточняются, обогащаются, частично трансформируются в зависимости от изменяющихся воспитательно-образовательных концепций.

Принципы технологического образования в своих работах рассматривали П.Р. Атутов, Е.К. Васин, В.А. Каль-ней, В.П. Овечкин, В.Д. Симоненко и другие. Эти принципы имеют отношение к технологическому образованию как процессу и результату формирования технологической культуры личности, к месту и роли технологического образования в системе общего образования, к изменяющейся технологической среде, создающей новые возможности для обучающихся и образовательных сред.

Исследуя теоретико-методологические основания технологического образования, В.Д. Симоненко выделяет принципы целостности технологического образования, культуросообраз-ности, природоособразности, инте-гративности, проектности, модульного построения содержания обучения, ценностной ориентации технологического образования, информативности,

практической и профориентационой направленности [8].

Структурная интеграция технологического образования, по мнению автора, заключается в том, что оно синтезирует знания из естественнонаучных и общественно-гуманитарных дисциплин. Функциональная интеграция выражается в том, что технологическое образование показывает способы практического применения научных знаний в процессе творческой преобразовательной деятельности человека, а также способствует формированию у обучающихся таких интегральных качеств, как компетентность, мобильность, предприимчивость и др. Интегративность, по мнению В.Д. Си-моненко, должна проявляться в переходе от предметно-дисциплинарного к проблемно-ориентированному обучению, что потребует разработки и внедрения интегративных технологических курсов (модулей) [8].

Е.К. Васин, рассматривая проблему качества технологического образования в условиях информатизации, выделяет три важных принципа - индивидуализации, диверсификации и информатизации, - на основе которых автор сформулировал закономерные тенденции развития технологического образования [1]. Обращает на себя внимание принцип диверсификации, который, по мнению автора, проявляется в изменениях технологического образования в сторону расширения и увеличения разнообразия состава учебных разделов (модулей) и их взаимодействия с целью оптимизации изучаемых направлений технологической подготовки.

Конечным продуктом диверсификации технологического образования являются «метапредметные знания и

умения, образующие фундамент для успешной самоактуализации обучающегося в будущей самостоятельной социально-значимой практической деятельности» [1].

П.Р. Атутов, Д.А. Махотин, В.П. Овеч-кин и ряд других авторов делают акцент на принципах разработки содержания технологического образования, оставляя ведущую роль нормативных требований за общедидактическими принципами.

В методике преподавания трудового обучения и технологии (Д.А. Тхоржев-ский, В.Д. Симоненко) выделялись общедидактические и частнодидактиче-ские принципы обучения технологии. Общедидактические принципы рассматриваются как отражение общих требований дидактики к организации уроков технологии, а частнометодиче-ские выделяются как специфические требования по освоению обучающимися технико-технологической (преобразовательной) деятельности. Среди частнометодических принципов можно выделить принципы оперативности технологических знаний, историзма и научности.

Анализ принципов технологического образования показывает, что исследователи рассматривают принципы как минимум на двух уровнях:

• как исходные положения, раскрывающие особенности технологического образования по отношению к другим видам и формам образования и отражающие закономерности развития современного постиндустриального общества (интегративность, мульти-культурность, культуросообразность, целостность и др.);

• как нормы, требования, раскрывающие особенности организации образовательного процесса, обучения

школьников технологии (наглядности, преемственности и последовательности, связи обучения с жизнью, проект-ности, информативности, оперативности и проч.).

На основании этого можно сделать вывод, что необходимо выделять системообразующие принципы технологического образования (раскрывающие основные положения, на которых должна строиться система технологического образования обучающихся) и процессуальные принципы технологического образования (отражающие нормы и требования к организации процесса обучения школьников технологии, основой для которых служат системообразующие принципы технологического образования и общедидактические принципы).

Среди системообразующих принципов технологического образования можно выделить принципы интегративно-сти, культуросообразности, принип дополнительности, конвергентности.

Процессуальными принципами технологического образования являются принципы открытости и взаимосвязи образовательной и технологической среды, личностно-деятельностного характера технологического образования, целостности обучения и воспитания личности средствами преобразовательной (технологической) деятельности, приоритетности трудового воспитания и формирования технологически важных качеств личности и другие.

Системообразующие принципы проявляют себя и на уровне системы технологического образования, и на уровне организации образовательного процесса. Например, принцип интегратив-ности на системном уровне раскрывает сущность технологического образования в системе «наука - образование -

производство - природа», а на уровне содержания образования определяет интеграцию естественнонаучных, гуманитарных и математических знаний в технологической подготовке обучающихся.

Совокупность предложенных принципов выступает теоретико-методологическим обоснованием технологического образования и условием эффективности его реализации.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Васин Е.К. Закономерности технологического образования в условиях информатизации // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. URL: wwwscience-education. ru/110-9912

2. Дидактика технологического образования: книга для учителя. Ч. 1 / под ред. П.Р. Атутова. М.: ИОСО РАО, 1997.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М, 2001.

4. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. М.: Кнорус, 2010.

5. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: учеб. пособие. М.: Академия, 2007.

6. Овечкин В.П. Содержание технологи-

ческого образования: основания, принципы, условия проектирования: монография. М.; Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2005.

7. Педагогика: учеб. пособие для студентов /под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002.

8. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). Брянск: Изд-во БПТУ, 2001.

9. Устименко В.К., Махотин Д.А., Тверды-нин Н.М. Методика технологического образования учащихся: вариативный подход: учеб. пособие. М.: Социальный проект, 2009.

УДК 378:001.891

га.в. брыкин

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА» В СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Приводится анализ, посвященный рассмотрению различных аспектов трактовки понятия «образовательная среда» в современных российских и зарубежных научных исследованиях.

Ключевые слова: среда, образовательная среда, социальная среда, интегративность образовательной среды, вариативность образовательной среды.

This article commits analysis dedicated to view different science aspects and terminology of "educational environment" in the modern science.

Key -words: environment, social environment, integration of educational environment, variety of educational environment.

© Брыкин Ю.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.