УДК 37.031.4
д.А. МАХОТИН
ПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Анализируются принципы технологического образования, на основе которого делаются выводы о существовании системообразующих и процессуальных принципов технологического образования. Автор делает вывод, что совокупность раскрываемых принципов выступает теоретико-методологическим обоснованием технологического образования и условием эффективности его реализации.
Ключевые слова: технологическое образование, принципы технологического образования, принцип интегративности, принцип конвергентности, принцип дополнительности.
The article researches the methods of technological education, concludes the existence of sjs-tematic and procession principles of technological education.
Key -words: technological education, principle of technological education, principle of interactivity, principle of convergence,principle of supplemency.
Принципы в образовании рассматриваются как основополагающие идеи, исходные положения или движущие силы, лежащие в основе какой-либо теории, закона, учения, концепции. Совокупность принципов организует некую концептуальную систему, имеющую определенную методологическую или мировоззренческую основу. Разные педагогические системы (технологии) могут отличаться системой взглядов на образование и системой принципов, реализующих их на практике. Поэтому, с одной стороны, принципы характеризуют некие методологические основания теории образования, а с другой - выступают в виде нормативных требований для организации практической деятельности (В.В. Кра-евский, В. Оконь).
В.И. Загвязинский определяет принципы как инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции. Это методическое выражение познанных зако-
© Махотин Д.А., 2016
нов и закономерностей, это знание о целях, сущности, содержании, структуре процесса обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики [3].
Выделяют общие принципы, относящие к образованию (образовательному процессу) в целом, и частные, имеющие отношение к тем или иным компонентам целостного образовательного процесса или виду образования.
Среди общих принципов выделяются следующие:
• гуманистической ориентации образования; информатизации образования; целостности образовательного процесса; единства знаний и умений, сознания и поведения; эстетизации жизни учащихся и воспитанников; учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности (В.В. Краев-ский, А.В. Хуторской);
• гуманистической направленности педагогического процесса; связи педагогического процесса с жизнью и про-
изводственной практикой; соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу; научности; ориентированности педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения; обучения и воспитания детей в коллективе; преемственности, последовательности и систематичности; наглядности; эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания (В.А. Сластенин).
Г.М. Коджаспирова считает, что принципы - это проявление должного в педагогическом процессе, т.е., если строить педагогический процесс с их учетом, результаты будут высокими [4]. По ее мнению, принципы обучения и воспитания постоянно уточняются, обогащаются, частично трансформируются в зависимости от изменяющихся воспитательно-образовательных концепций.
Принципы технологического образования в своих работах рассматривали П.Р. Атутов, Е.К. Васин, В.А. Каль-ней, В.П. Овечкин, В.Д. Симоненко и другие. Эти принципы имеют отношение к технологическому образованию как процессу и результату формирования технологической культуры личности, к месту и роли технологического образования в системе общего образования, к изменяющейся технологической среде, создающей новые возможности для обучающихся и образовательных сред.
Исследуя теоретико-методологические основания технологического образования, В.Д. Симоненко выделяет принципы целостности технологического образования, культуросообраз-ности, природоособразности, инте-гративности, проектности, модульного построения содержания обучения, ценностной ориентации технологического образования, информативности,
практической и профориентационой направленности [8].
Структурная интеграция технологического образования, по мнению автора, заключается в том, что оно синтезирует знания из естественнонаучных и общественно-гуманитарных дисциплин. Функциональная интеграция выражается в том, что технологическое образование показывает способы практического применения научных знаний в процессе творческой преобразовательной деятельности человека, а также способствует формированию у обучающихся таких интегральных качеств, как компетентность, мобильность, предприимчивость и др. Интегративность, по мнению В.Д. Си-моненко, должна проявляться в переходе от предметно-дисциплинарного к проблемно-ориентированному обучению, что потребует разработки и внедрения интегративных технологических курсов (модулей) [8].
Е.К. Васин, рассматривая проблему качества технологического образования в условиях информатизации, выделяет три важных принципа - индивидуализации, диверсификации и информатизации, - на основе которых автор сформулировал закономерные тенденции развития технологического образования [1]. Обращает на себя внимание принцип диверсификации, который, по мнению автора, проявляется в изменениях технологического образования в сторону расширения и увеличения разнообразия состава учебных разделов (модулей) и их взаимодействия с целью оптимизации изучаемых направлений технологической подготовки.
Конечным продуктом диверсификации технологического образования являются «метапредметные знания и
умения, образующие фундамент для успешной самоактуализации обучающегося в будущей самостоятельной социально-значимой практической деятельности» [1].
П.Р. Атутов, Д.А. Махотин, В.П. Овеч-кин и ряд других авторов делают акцент на принципах разработки содержания технологического образования, оставляя ведущую роль нормативных требований за общедидактическими принципами.
В методике преподавания трудового обучения и технологии (Д.А. Тхоржев-ский, В.Д. Симоненко) выделялись общедидактические и частнодидактиче-ские принципы обучения технологии. Общедидактические принципы рассматриваются как отражение общих требований дидактики к организации уроков технологии, а частнометодиче-ские выделяются как специфические требования по освоению обучающимися технико-технологической (преобразовательной) деятельности. Среди частнометодических принципов можно выделить принципы оперативности технологических знаний, историзма и научности.
Анализ принципов технологического образования показывает, что исследователи рассматривают принципы как минимум на двух уровнях:
• как исходные положения, раскрывающие особенности технологического образования по отношению к другим видам и формам образования и отражающие закономерности развития современного постиндустриального общества (интегративность, мульти-культурность, культуросообразность, целостность и др.);
• как нормы, требования, раскрывающие особенности организации образовательного процесса, обучения
школьников технологии (наглядности, преемственности и последовательности, связи обучения с жизнью, проект-ности, информативности, оперативности и проч.).
На основании этого можно сделать вывод, что необходимо выделять системообразующие принципы технологического образования (раскрывающие основные положения, на которых должна строиться система технологического образования обучающихся) и процессуальные принципы технологического образования (отражающие нормы и требования к организации процесса обучения школьников технологии, основой для которых служат системообразующие принципы технологического образования и общедидактические принципы).
Среди системообразующих принципов технологического образования можно выделить принципы интегративно-сти, культуросообразности, принип дополнительности, конвергентности.
Процессуальными принципами технологического образования являются принципы открытости и взаимосвязи образовательной и технологической среды, личностно-деятельностного характера технологического образования, целостности обучения и воспитания личности средствами преобразовательной (технологической) деятельности, приоритетности трудового воспитания и формирования технологически важных качеств личности и другие.
Системообразующие принципы проявляют себя и на уровне системы технологического образования, и на уровне организации образовательного процесса. Например, принцип интегратив-ности на системном уровне раскрывает сущность технологического образования в системе «наука - образование -
производство - природа», а на уровне содержания образования определяет интеграцию естественнонаучных, гуманитарных и математических знаний в технологической подготовке обучающихся.
Совокупность предложенных принципов выступает теоретико-методологическим обоснованием технологического образования и условием эффективности его реализации.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Васин Е.К. Закономерности технологического образования в условиях информатизации // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. URL: wwwscience-education. ru/110-9912
2. Дидактика технологического образования: книга для учителя. Ч. 1 / под ред. П.Р. Атутова. М.: ИОСО РАО, 1997.
3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М, 2001.
4. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. М.: Кнорус, 2010.
5. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: учеб. пособие. М.: Академия, 2007.
6. Овечкин В.П. Содержание технологи-
ческого образования: основания, принципы, условия проектирования: монография. М.; Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2005.
7. Педагогика: учеб. пособие для студентов /под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002.
8. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). Брянск: Изд-во БПТУ, 2001.
9. Устименко В.К., Махотин Д.А., Тверды-нин Н.М. Методика технологического образования учащихся: вариативный подход: учеб. пособие. М.: Социальный проект, 2009.
УДК 378:001.891
га.в. брыкин
АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА» В СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Приводится анализ, посвященный рассмотрению различных аспектов трактовки понятия «образовательная среда» в современных российских и зарубежных научных исследованиях.
Ключевые слова: среда, образовательная среда, социальная среда, интегративность образовательной среды, вариативность образовательной среды.
This article commits analysis dedicated to view different science aspects and terminology of "educational environment" in the modern science.
Key -words: environment, social environment, integration of educational environment, variety of educational environment.
© Брыкин Ю.В., 2016