ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
Принципы стратегического планирования*
Ефанова
Елена Владимировна
Кандидат политических наук, доцент кафедры международных отношений, политологии и регионоведения Волгоградского государственного университета, доцент
Elena V. Efanova
Candidate of Political Sciences, Associate Professor at the Department of International relations, Political Science and Area Studies of Volgograd State University, Docent
e-mail: [email protected] УДК 65.01; 60
Principles pf strategic planning
Процесс стратегического планирования сконцентрирован на предметной области, которая включает в себя факторы и события, происходящие как во внешней среде, так и во внутренней структуре организации. Ключевые требования к стратегическому планированию представлены в виде совокупности «традиционных» (необходимость, единство, непрерывность, точность, гибкость, участие) и «новых» (первичность, оптимальность, эффективность, пропорциональность, научность, последовательность, директивность) принципов стратегического менеджмента организации.
Ключевые слова и словосочетания: планирование, стратегическое планирование, принципы планирования, стратегия, организация.
The strategic planning is focused on the subject area, which includes factors and events occurring both in the external and in the internal environment of the organization. Key requirements for strategic planning are presented as a combination of "traditional" (necessity, unity, continuity, accuracy, flexibility, participation) and "new" (primacy, optimality, efficiency, proportionality, scientific nature, consistency, directiveness) principles of strategy management.
Keywords: planning, strategic planning, planning principles, strategy, organization.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Волгоградской области в рамках научного проекта № 19-411-340006 «Социально-политическое проектирование публичного пространства и системы массовой коммуникации в регионах РФ (на примере Волгоградской области)».
Становление концепции стратегического планирования произошло в 1950-е годы XX века, но особую актуальность и популярность она приобрела в 1960-1970-е годы XX века. В это время большинство менеджеров придерживалось мнения, что стратегическое планирование дает ответы если не на все, то точно на большинство вопросов из области управления и ведения бизнеса. В 1980-е годы XX века ажиотаж вокруг концепции заметно снизился, поскольку она не всегда приносила ожидаемые результаты, однако уже в 1990-е годы XX века стратегическое планирование сумело вновь заинтересовать деловое сообщество. К настоящему моменту оно оформилось в одно из важнейших направлений в теории управления и стратегического менеджмента.
Первоначальное применения стратегического планирования было использовано при разработке военных операций в определенных условиях ведениях боевых действий. Позже, в связи с увеличением интенсивности роста малого, среднего и крупного предпринимательства, появления корпораций и мировых рынков сбыта, становление рыночных отношений и конкуренции не только в экономической, но и в политической сфере, стратегическое планирование и инновационное развитие стало объектом научного анализа.
Существует большое количество различных определений термина «стратегическое планирование». М.М. Алексеева определяет его, прежде всего, как управленческую функцию, состоящую в выборе целей организации и путей их достижения [1]. П. Лоранж понимает стратегическое планирование как определенный инструмент, который помогает в принятии решений в области управления. Задача этого инструмента состоит в обеспечении нововведений и изменений в организации [1, с. 165].
Э.Г. Маккей характеризует стратегическое планирование как процесс, в ходе которого руководители организаций определяют своё видение будущего организации [2]. Для воплощения этого видения в реальность руководство устанавливает конкретные приоритеты, процедуры и стратегии своих действий. Дж. Джонсон и К. Скоулз, отмечают, что планирование помогает определить сферу деятельности организации именно на долгосрочную, а не краткосрочную перспективу, соотнося её ресурсы с изменяющейся внешней средой и, в частности, с её рынками, клиентами и заказчиками, чтобы соответствовать ожиданиям заинтересованных сторон [3].
Суммируя вышеизложенное, очевидно, что процесс стратегического планирования включает в себя [4]:
1. Определение соответствующих целей и задач организации;
2. Конкретизацию мер, необходимых для достижения установленных целей;
3. Указание оптимального периода времени для их достижения.
Результаты стратегического планирования отражаются в наборе документов и коммуникационных материалов, описывающих итоговую стратегию организации и способы ее осуществления. Эта стратегия может включать в себя диагностику конкурентной ситуации, разработку руководящей политики для достижения целей организации и конкретные планы действий, которые будут осуществляться [5].
Посредством стратегического планирования члены руководства стараются предвидеть возможные события и подготовиться к непредвиденным обстоятельствам. Поэтому оно также требует анализа существующих и потенциальных проблем, с которыми организация сталкивается или может столкнуться; разработки шагов и действий, которые должны быть выполнены для минимизации возможного ущерба [6].
Ключевые требования к стратегическому планированию представлены в виде пяти базовых принципов, сформулированных французским теоретиком А. Файолем:
1. Принцип необходимости. Он заключается в том, что при выполнении любого вида деятельности планирование является обязательным [7]. Отсутствие конкретной программы действий всегда сопровождается неопределенностью и может привести к ухудшению состояния дел на предприятии (или в организации) и даже его закрытию [8, с. 8].
2. Принцип единства (холизма) заключается в придании планированию системного характера. Согласно этому принципу, в организации могут существовать отдельные планы (подпланы), однако они должны реализовываться в едином направлении, подчиняться генеральному плану, составляя единый комплекс действий в организации. Всякие изменения в планах одного из структурных подразделений должны быть обязательно отражены в планах других и предприятия в целом. Единство должны быть на всех уровнях планирования, в обратном случае оно не даст желаемых результатов [9].
3. Принцип непрерывности. Чтобы сохранить предприятие в качестве функционирующего органа, необходимо, чтобы планирование было непрерывным. Непрерывность делает возможным постоянный контроль, анализ и модификацию планов при изменении как внутренней, так и внешней среды. Возникает необходимость в постоянной корректировке, заключающейся в соответствующем исправлении и уточнении планов [10].
4. Принцип точности предполагает детализацию и конкретизацию планов организации в той степени, в какой позволяют внутренние и внешние условия деятельности компании. Любая ошибка в планировании обязательно нарушит другие функции управления, поэтому точность имеет первостепенное значение [11].
5. Принцип гибкости подразумевает способность плана учитывать все возможные изменения в организации с целью адаптации к меняющимся внешним условиям. Гибкость подразумевает наличие определенных резервов, которые должны самортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности [8, с. 9].
- 4 -
ACTUAL ISSUES OF MODERN SCIENCE AND SOCIETY - 32020
Государственное и региональное управление
А. Файоль считал универсальными предложенные им принципы; по его мнению, они могли быть использованы как при управлении предприятием, так и экономикой целой страны. Впоследствии к пяти базовым принципам А. Файоля Р. Акофф добавил ещё один - принцип участия [12].
Принцип участия предполагает, что каждый член организации должен быть вовлечен в процесс планирования независимо от занимаемой им должности. При необходимости в разработку плановых показателей могут подключаться даже эксперты и специалисты извне.
С течением времени отечественными и зарубежными исследователями было выделено множество новых принципов стратегического планирования в организации. Так, М.А. Чекалина выделяет [11]:
1. Принцип первичности состоит в том, что планирование является главной функцией управления организацией. Оно предшествует другим функциям управления, поскольку на данном этапе менеджер принимает решения о политике, процедурах, программах, проектах и т.д., прежде чем приступить к основной работе. Остальные функции управления могут быть реализованы только после того, как руководитель сформулирует необходимый план;
2. Принцип оптимальности предполагает выбор подходящего курса действий из нескольких альтернативных вариантов. В процессе планирования выявляется несколько путей развития организации, оценивается их целесообразность и рентабельность, а затем выбирается наиболее правильный из них;
3. Принцип эффективности состоит в получении максимального результата при минимально оптимальных затратах;
4. Принцип пропорциональности взаимосвязан с принципом эффективности и предполагает сбалансированный учёт ресурсов и возможностей;
5. Принцип научности требует учета научно-технического прогресса и применения научно-обоснованных прогрессивных норм использования всех видов ресурсов [13];
6. Принцип последовательности. Согласно этому принципу, стратегическое планирование определяет время начала и окончания каждого вида работ согласно определенному графику [13];
7. Принцип директивности. Установленный стратегический план является обязательным для выполнения для всех отделов и подразделений организации.
Российские исследователи Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин и Ю.В. Яковец предлагают следующие принципы стратегического планирования [14]:
1. Стратегию необходимо разрабатывать постепенно по мере «обучения» управляющих организацией и отсечения неподходящих идей;
2. Функцию стратегического планирования должно выполнять высшее руководство организации, только в этом случае план будет успешным;
3. Высшее руководство должно уметь поддерживать порядок и равновесие в организации, обеспечивать общую эффективность структуры и внедрение инновационных идей;
4. Руководству необходимо быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, адаптироваться к ней и обучаться чему-то новому в ходе процесса планирования;
5. Затраты средств и времени на создание стратегического плана не должны быть большими.
Таким образом, стратегическое планирование представляет собой организационную управленческую
деятельность, принципы которого образуют основу системы эффективного стратегического менеджмента. Стратегическое планирование требует соответствия управляющих звеньев современным практикам менеджмента, навыкам прогнозирования и способностям ориентироваться в быстро меняющихся условиях.
Библиографический список
1. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы: [учебно-метод. пособ.] / М. М. Алексеева. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 248 с.
2. McKay E. Strategic planning: a ten-step guide [Электронный ресурс]. - URL: https:// siteresources.worldbank.org/Resources/mosaica_10_steps.pdf
3. Johnson G. Exploring corporate strategy / G. Johnson, K. Scholes, R. Whittington. - Pearson Education Limited, 2008. - 620 p.
4. Мескон М.Х. Основы менеджмента: пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Наука, 2004. - с. 282.
5. Rumelt Richard. Good Strategy, Bad Strategy. - New York: Crown Business, 2011. - 342 p.
6. Sharma P. Planning: Importance, Elements and Principies | Function of Management [Электронный ресурс].
- URL: http://www.yourarticlelibrary.com/organization/planning-organization/planning-importance-elements-and-principles-function-of-management/70029
7. Файоль А. Общее и промышленное управление. Перевод на русский язык: Б. В. Бабина-Кореня [Электронный ресурс]. - URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/5783
8. Руденко М.Н. Стратегическое планирование: учеб. пособие / М. Н. Руденко, Е. Д. Оборина, Д. Н. Письменников. - Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т., 2014. - c. 96.
9. Бубнов Г.Г. Стратегическое планирование как важнейшая функция управления [Электронный ресурс].
- URL: https://cyberleninka.rU/article/n/strategicheskoe-planirovanie-kak-vazhneyshaya-funktsiya-upravleniya
10. Макарова В.И. Стратегическое планирование как форма реализации стратегии экономического развития и безопасности предприятия [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ strategicheskoe-planirovanie-kak-forma-realizatsii-strategii-ekonomicheskogo-razvitiya-i-bezopasnosti-predpriyatiya
11. Чекалина М.А. Принципы стратегического планирования на предприятии [Электронный ресурс]. -URL: http://vestnik.osu.ru/2009_2/14.pdf
12. Акофф Р. Планирование в больших экономических системах: пер. с англ. Г. Б. Рубальского. — М.: Советское радио, 1972. - 223 с.
13. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: учебное пособие [Электронный ресурс]. - URL: http:/ /www. aup. ru/books/m64/
14. Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. - М.: Экономика, 2011. - 604 с.
- 6 -
ACTUAL ISSUES OF MODERN SCIENCE AND SOCIETY - 3/2020